реферат, рефераты скачать
 

История политических и правовых учений


Франции а «челов-оле общест-во». Госуд-во как обрамление общества играет

подчин роль. Сформулировал понятие порядка, это порядок который следует

делать, формировать, планировать. Предст-ие о праве из идеи о подчиненности

нравственных и общест-ых явлений не противоречащих свободе человека.

Жизнедеят-ть чел-ка осущест-ся свободно в случае её соответсвия законами, и

поскольку божественного права больше несущ-ет, следует признавать только

права исполнять свой долг. ТО в центре учения К-та «законы управл-ие

природой доллжны распространить свое действие на сферу челов-го общства».

Идеи Кнота в период господства буржуазии. Несмотря на некот утопичность

получили признание в 19 в и в основе академичсекого закрепления социологии

как отдельной науки.

86.Психологическая теория права Л.Петражицкого.

Лев Петражицкий следовал началам позитивной философии. По его мнению

право определяется как явление нашей психики. Соц. момент воспринимается

под углом зрения психологически-правовых переживаний постольку, поскольку в

этих переживаниях отражается соц. элемент. Признает различия между правом и

нравственностью, но главное различие между правом и нравственностью –

различие между императивным характером нравственных норм и императивно-

атрибутивным характером права. Императивность – индивидуально-личностное

сознание долга, обязанности, а атрибутивность – сознание своего права,

выступающего вовне как притязание. Важным положением явилось, что с точки

зрения достижения порядка роль права в общ. жизни важнее роли

нравственности. Правовой психике свойственно двустороннее мотивационное

действие – пассивная этическая мотивация –сознание долга, и активная

этическая мотивация- сознание управомоченности. В результате получается

координированное индивид. и массовое поведение. Право воздействует на соц.

поведение, осуществляя функции: распределительную (дистрибутивную) и

организационную. Заслугой автора явилось освобождение теории права от

узкого юр. догматизма. Отказавшись от сложившихся вариантов догматического

истолкования источников права, стремясь охватить все известные факты

истории права, автор насчитал 15 видов положительного права – официальное

(законодательство), книжное право – авторитет книги, право принятых в науке

мнений, право юр. экспертизы и т.д. В договорном праве – право

односторонних обещаний, программное право, признанное право. Подходил к

понятиям власть и государство не как к научно содержательным смысловым

терминам, а как к словам для всевозможного употребления в различных

областях.

37. ПиП учения в России во второй половине 17 вв (Полоцкий, Крижанич, Ордин-

нащокин)

Крижанич (1617-1683) хорват, историк, правовед, философ, экономист. Мечтает

об объедин всех славян под началом России, чем вызывает симпатии царского

окружения. Вместе с католическая вера тем Кр-ча, убежденность что объедин-

ся на основе униатской церкви, противоречит русакому православию и поэтому

сославн в Тобольск, где написаны его основные произведения.. Его работы

сугубо теоритические. Политику понимает как науку об уст-ве гос-ва. Делит

гос-во на Правильное - монархию, аристократию (боярское правлен),

республику (посадское правление), и неправильное – тиранию, олигархию.

Идеальное гос-во самовладство (абсолютная монархия), с заботой о благопл-ии

страны, гарантир безопасн-ть общества. Главное в гос-ве наличие хороших

закнов и контроль за их исполнением (русск законы считал жестокими).

Вопросы суда - высший судебной инстанцией видит боярский суд. (произ-во

уголовн дел) а граждан дела отдельным судьям из числа бояр. Приказ судей

следов-ло назначать, а судебн полномочия на местах вручать воеводам и

городским судьям. Не исключает ведения справедливых войн. Формирование

армии предпочтение национальному а не наемному войску.. ПП взгляды Кр-ча

предвосхитили концепции зап-но европ просветит и явились теорит основой

преобразолваний рос общества

2.Политическая и правовая мысль Древней Индии

Древнеиндийская ППМ появилась в 3 тыс. до н.э. вместе с возникновением

государства и права. 2 основные религиозно-политич. доктрины :брахманизм;

буддизм. Брахманизм – наиболее древняя религия предков, в основе которой

лежит деление общества на варны: брахманы, кшатрии, вайшьи, шумеры.

Брахманы – жрецы – господствующая; Кшатрии – воины – господствующая; Вайши

– крестьяне, ремесленники, торговцы – подчиненные; Шудры – свободные низы –

подчиненные.Кшатрии – обеспечивают управление . Брахманизм – религия,

которая охватывает все стороны общественно-полит. жизни. Понятие права у

индусов нет, они не воспринимали право как уникальный соц. регулятор. У них

право – собрание религ. текстов, регулирующих наиболее значимые стороны.

Наука управления – дандонизм (палка): организация деятельности людей с

помощью жестких мер. У них нет понятия справедливость. Справедливость

восстанавливается по закону варны. Брахманизм привел к жесткому закреплению

основных границ (т.е. гос-во лишилось примата святых сил) => пробелы,

которые может разрешить др. доктрина, которая помогает разрешить сословные

противоречия – это буддизм.

Учения буддизма базируется на 4-х благородных истинах. Жизнь есть

страдание. Если в жизни радость – это временно, страдание конечно.

Страданий можно избежать посредством определенного пути. Конец страданий –

достижение нирваны – растворение в абсолюте. Принцип буддизма –

недеяние, т.е. буддисты живут по законам дхармы и кармы.

Дхарма – закон воздаяния, т.е. каждый в следующей жизни получает по своим

поступкам. Карма – закон последствий и причин. Политико-правовая доктрина

буддизма основана на принципе недеяния, принципе справедливого управления,

т.е. на выполнении обязанностей, которые предписываются данным положением в

обществе, такие обязанности нужно выполнять. Для индуизма чуждо милосердие,

т.е. каждый должен нести ответственность за свои грехи.

2.Политическая и правовая мысль Древнего Китая

Древнекитайская ППМ возникла во 2-м тыс. до н.э. В Др. Китайской мысли

существовало 4 направления: Даосизм, Конфуцианство, Моизм, Легизм. Китай –

гос-во, идеология которого формировалась на идеологии буддизма. Цель –

достигнуть нирваны. Буддизм делится на много ветвей.

1) Главный постулат китайской философии – Дао (путь). Каждому явлению

свойственно свое Дао. Дао никуда не спешит, но везде успевает. Дао

невозможно понять, но ему необходимо следовать. Дао первоначален. Это

естественный порядок вещей. Каждый должен следовать своему Дао.

Учение Лаоцзы (6-5 в.в. до н.э.). Он – основатель теории естественного

закона (даосизм), т.е. всеобщего начала, закономерности всех процессов и

вещей. Закономерности распространяются на общество, в котором все равны.

Проявлением закономерностей является действие естественнного закона. Смысл

состоит в том, что общество, как и отдельный человек, изменяются, они

способны к совершенствованию, которое происходит постепенно, само собой, и

доходит до полной гармонии человека с миром. Человек не может быть ввергнут

в пучину несчастий. Но в жизни существуют нарушения, т.к. некоторые живут

раскошно, а другие бедствуют. Следовательно, каждому необходимо заниматься

самосовершенствованием.

2) Учение Кунцзы (551-479 г.г. до н.э.). Общество и государство –

крепкая семья. Во главе – император. Власть осуществляется по

иерархическому принципу, при котором низшие подчиняются высшим (лучшим,

старшим) и руководствуются нравственными устоями, а не законами. Существует

5 основных видов законов между людьми: между отцом и сыном; между мужем и

женой; между братьями; между различными семьями; между правителями и

подданными.

Принципы взаимоотношений: уважение, взаимная ответственность,

преданность, доверие. Добродетели: знание, великодушие, энергия. Главным

правилом жизни является забота об упрочении семьи, мощи государства. Каждый

должен заниматься своим делом. Если царь уклоняется от добродетели, то его

нельзя критиковать. Мудрый должен молчать и смотреть за самим собой.

Руководить посредством законов нельзя, надо – посредством добродетели.

3) Учение Моцзы (480-407 г.г. до н.э.). Критиковал положения Конфуция (о

добродетели). Считает, что существовал период в развитии общества, когда не

было государства, раздоров, вооружённых схваток. В последствии возник хаос.

У каждого было своё понимание справедливости, люди не понимали

необходимости соблюдения одних правил. Затем они собрались и избрали

наиболее достойного человека государем. Задача правителя – покончить со

смутой и объединить всех людей. Мысль: к управлению не допускать

родственников по “мясу и крови”. Осуждается роскошь, непосильные налоги.

Требования к правителям: править гуманно (забота об интересах всех), жить

скромно, трудиться вместе с народом, не угнетать, не заставлять работать на

других. После смерти Моцзы учение не применялось.

4) Легисты (Шан Ян). Названо так из-за жесткого следования правителя

писанным нормам, т.е. внешним формам права. Шан Ян прославился учением о

жестоких наказаниях, т.е. люди изначально злы, т.е. нуждаются в

исправлении. Щан Ян ничего не говорит о содержании данных правил поведения.

Законы должны регулировать все отношения жизни общества. Нарушение законов

– жестокое наказание. Шан Ян строит свою политику на принуждении и силе, а

не добродетели, как Конфуций. Властитель не отвечает перед народом за

содержание норм, народ д. подчиняться безропотно.

5.Политико-правовые идеи Протагора и других софистов

Софисты – в дословном переводе мудрецы. Софисты были платными учителями

мудрости, позже они выродились в обычных недобросовестных спорщиков. Среди

старших софистов обычно называют Протагора, Горгия, Продика, Гиппия,

Антифонта. Среди младших софистов можно выделить Фрасимаха, Калликла,

Ликофрона.

Древнегреческий мыслитель Протагор жил в 481-411 до н.э. Протагор

принадлежит к школе старших софистов, его даже считают главным софистом.

Мерой всех вещей Протагор считал человека. Все, измеряемое человеческой

мерой, относительно, полагает Протагор, т.к. наши знания, полученные

посредством ощущений, разнятся у разных людей. Поэтому нет единой истины. О

всякой вещи всегда существует два противоречивых мнения. Справедливое и

несправедливое, постыдное и прекрасное – одно и то же, смотря как (и кто)

оценивает, так утверждал софист Протагор. Также весьма условно и изменчиво

право. Протагор отмечает, что у разных народов существуют различные нормы

права, т.е. единых представлений о законности в мире нет. Мерилом всех

ценностей, справедливости является сам полис, находит ответ Протагор.

Государство само решает, что считать справедливым и прекрасным, а что –

наоборот. Поэтому Протагор уравнивает право и закон, считая, что всякий

законы справедлив, т.е. является правовым.

Естественный закон у Протагора – догосударственное состояние общества,

которое не лучше и не хуже государственного.

Протагор утверждает равенство всех людей по отношению к мудрости, к

государственному управлению. По мнению Протагора, политическая добродетель

должна быть достоянием всех граждан, иначе государство просто погибнет. В

этих целях Протагор упоминал (одним из первых) необходимость

государственного воспитания каждого гражданина.

Несмотря на типичные для софистов извороты и двусмысленности, Протагор

отстаивает принципы справедливости, законности, государственного порядка.

Горгий из Леонтии (483-375 до н.э.) отделяет неписаную справедливость

(сущность дел, всеобщий божественный закон) от позитивного права, данного

людьми. Горгий активно выступал против войны, за мир, призывал эллинов

прекратить междоусобные войны и совместно бороться против варваров. Самый

знаменитый ученик Горгия – Исократ. О Горгии стало известно из диалога

Платона "Горгий"

Гиппий (460-400 до н.э.) из Элиды. Гиппий особенно резко противопоставлял

природу (фюсис) юридическому закону (номос). Законы природы – истинное,

естественное право. Все люди равны между собой по природе, а не по закону,

подчеркивал Гиппий. Естественное право есть справедливость, позитивный

закон, данный государством, ей противоречит, т.к. устанавливает

искусственные требования. Позитивный закон противоречит человеческой

природе, он лишен свойства необходимости, т.к. постоянно меняется. В

отличие от позитивных, естественные законы, по мнению Гиппия (что в корне

противоречит Протагору) одинаково выполняются в любой стране.

Антифонт (около 400 до н.э.) и Ликофрон (который, по-видимому, был

современником Платона) разделяли пренебрежение Гиппия к позитивному закону,

считая, что такое право является продуктом обычной человеческой

договоренности. Антифонт утверждал, что предписания закона (в отличие от

велений природы) условны и даже враждебны природе человека.

Софист Калликл был сторонником аристократии, т.е. правления лучших, был

против демократии. Калликл считал, что законы издают не сильные, а слабые

(демос), чтобы ограничить и запугать сильных (аристократию).

Софисты были первыми настоящими теоретиками права, государства, политики.

Идеи софистов получили второе рождение и вновь стали разрабатываться в

Новое время.

6.Политические взгляды Сократа

Идеалом Сократа была аристократия знающих.

В основе характеристики различных форм государства лежал выдвинутый

Сократом принцип законности.

Сократ различает царство и тиранию, аристократию и олигархию, правильную

демократию и неправильную демократию. Первая из форм правления в каждой

паре – правильная, а вторая – неправильная. Эта классификация впоследствии

(в переработке Аристотеля) стала классической.

В качестве благоустроенных государств, управляемых хорошими законами,

Сократ расценивал аристократические Спарту и Крит, умеренно-олигархические

в то время Фивы и Мегары.

Отрицательно Сократ относился к "крайней" демократии в родном полисе, при

господстве которой Афины потерпели поражение от Спарты и потеряли свои

ведущие позиции во всей Элладе. Сократ не верил в эффективность демократии,

результативность деятельности народного собрания. Если, говорил Сократ,

невозможно исполнять "установления предков", то по крайней мере следует

подражать "тем, которые в настоящее время считаются первыми", т.е. Спарте.

Основные отступления сложившихся в Афинах общественно-политических порядков

от разумных начал Сократ видел в тяге своих сограждан к стяжательству и в

некомпетентности демократического правления.

7.Политико-правовые взгляды Платона

Настоящее имя Платона (427-347 до н.э.) – Аристокл, он происходил из

знатного афинского рода. Огромное влияние на Платона оказали Сократ,

Пифагор, пифагорейцы.

В диалоге "Государство" Платон излагает свою знаменитую политическую

утопию. Спор в этом диалоге идет между Сократом (от имени которого

выступает Платон) и софистами, по поводу того, кому следует управлять

государством. Софисты считают, что управлять государством может каждый,

Сократ – только философ ("знающий"). В платоновском идеальном государстве

каждая личность – частичка единого целого, каждый знает свое дело.

Все население разделено на 3 сословия, соответствующие 3 началам

человеческой души: разумное начало – философы, яростное начало – воины,

вожделеющее начало – производители. Философы-правители являются

совещательным началом государства, воины являются защитным началом

государства. Производители являются деловым началом государства.

Справедливость кроется в сословном разделении труда и общественных

обязанностей. Во всем нужно соблюдать иерархию, геометрическое равенство

(не зря Платон учился у Пифагора). Философы руководят воинами и

производителями, воины, в свою очередь, - только производителями.

Получается треугольник, в вершине которого – философы.

У первых двух сословий (философы и воины) не должно быть частной

собственности, семьи. Воспитанием их детей должно заниматься государство.

Разделение на сословия Платон обосновывает природными, божественными

различиями. Возможны лишь редкие переводы из сословия философов в сословие

воинов и наоборот. Женщины в платоновском идеальном государстве уравнены в

правах с мужчинами, однако все-таки они не могут быть философами.

Все бытовые, семейные и пр. вопросы регламентируются государством. Основная

цель идеального государства Платона – счастье для всех, единство и

единомыслие членов общества. Платон выступает против крайних форм бедности

и богатства, т.к. они могут стать причиной общественного раскола.

Платон поначалу верил в возможность установления идеального государства на

земле, он верил, что такое же государство существует на небе. Потом он

понял, что такой идеал недостижим.

"Законы" – единственный диалог Платона, где одной из сторон не выступает

Сократ (от автора в "Законах" выступает Пожилой афинянин). В этом

произведении выдвигается второй проект платоновского идеального

государства. В таком государстве должно быть 5040 жителей. Пределы бедности

и богатства ограничиваются, дабы не допустить социального взрыва

Государство обязано снабдить каждого гражданина достаточным количеством

рабов.

По сравнению с первым идеальным государством, ослабляется государственный

контроль за семьей и бытом

Если в "Государстве" (первое идеальное государство) Платон больше

полагается на мудрость правителей, то в "Законах" (второе идеальное

государство) на первый план выходят уже законы.

Аристократия ( Тимократия ( Олигархия ( Демократия ( Тирания ( Аристократия

В платоновском диалоге "Законы" описана смена (круговорот) форм правления в

государстве. Лучшая форма правления у Платона – аристократия. Со временем

человеческая натура вырождается, появляются частная собственность, рабство.

Разумное начало заменяется яростным, учреждается тимократия (пример –

Спарта). По мере концентрации богатств в одних руках возникает олигархия,

власть немногих богатеев. Общество и государство раскалываются на богатых и

бедных. В конце концов бедняки (благодаря численному перевесу) побеждают,

учреждая демократию, т.е. власть народа. Люди выбирают себе вождя-демагога,

который вскоре благополучно устанавливает свою тиранию. При тирании

господствует всеобщее рабство. Худшая форма правления для Платона – именно

рабство. Но тут появляются хорошие люди (типа Платона), которые сообща и

устанавливают вновь аристократию. Каждая форма правления гибнет из-за

внутренних противоречий.

8.Политические идеи Аристотеля

9.Политические взгляды Аристотеля эти два вопроса можно объединить

По Аристотелю, государство есть продукт естественного развития. Аристотель,

как и Платон, воспринимает государство как цельный организм, основанный на

человеческом общении, ведь человек всегда нуждается в общении. Семья

постепенно разрастается в селение, которое, в свою очередь, со временем

становится государством.

Человек, по Аристотелю, - "животное политическое", т.е. не может жить вне

государства, вне общества. Для начала человек создает себе семью, но лучше

всего политическая природа человека реализовывается именно в государстве,

т.е. союзе свободных и равных граждан, способных участвовать в

осуществлении законодательной и судебной власти.

Правильные формы правления в государстве (по Аристотелю): монархия,

аристократия, полития. Они опираются на законы, нацелены на общее благо.

Неправильные формы правления в государстве (по Аристотелю): тирания,

олигархия, демократия. Для них характерно беззаконие, общие интересы не

соблюдаются.

Аристотель, как и Платон, "создает" свое идеальное государство –

государство "золотой середины", в котором соблюдаются мера и умеренность во

всем (от количества законов до размера территории). Опираться полис должен

на средний класс. Власть в государстве должна быть разделена между

различными социальными группами. Часть земли и рабов находится в общей

собственности всего народа, другая часть – в частном владении граждан,

излишние продукты граждане должны просто так (наивный Аристотель!) отдавать

нуждающимся.

Законодатель должен стремиться к тому, чтобы доставить гражданам мир и

досуг.

Идеи Аристотеля были восприняты просветителями Нового времени.

10.Политико-правовые идеи Эпикура и стоиков

Эпикур (341-270 до н.э.) основал в Афинах школу " Об Эпикуре мы узнаем от

его ученика, римского писателя Лукреция Кара. Высшее благо, по Эпикуру, -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.