реферат, рефераты скачать
 

Гражданское право


физических и юридических лиц. В чем-то она шире, а в чем-то – уже. Ряд

возможностей может принадлежать только государству, например, приобретать

имущество, не имеющее наследников, или выпускать государственные ценные

бумаги. Выделена также особая сфера отношений, в которые, исходя из их

природы, могут вступать и другие субъекты гражданского права, однако это им

прямо запрещено. Такая сфера обычно называется государственной монополией.

Например, устанавливается государственная монополия на экспорт и (или)

импорт отдельных видов товаров (ст. 17 Закона РФ о государственном

регулировании внешнеторговой деятельности1). В то же время некоторые

возможности, например, передавать имущество по наследству, заключать

отдельные виды договоров (договор коммерческой концессии и др.), иметь свое

имя, ему недоступны. Однако это только количественные различия. Но есть и

различия качественные.

Государство участвует в гражданском обороте не в своих частных

интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти.

Эти цели предопределяют и сущность правоспособности государства. Она не

может быть общей, ибо природа государства не позволяет ему приобретать ряд

прав и возлагать на себя некоторые обязанности. Однако она не может

считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые

прямо перечислены законом. Государство, принимая законы, само может

установить более широкий объем правоспособности. Конечно, исходя из

концепции правового государства, трактовка правосубъектности государства

как специальной выглядит привлекательно. Но разве специальный характер

правоспособности когда-либо мешал государству ее расширять? Совсем нет.

Главную преграду такому расширению образует гражданское общество, которое

вводит государство в определенные рамки, указывая на цели, достижению

которых оно должно служить.

Поэтому правоспособность государства можно назвать целевой – она

вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах

всего общества выполняет государство. Таким образом, государство, вступая в

гражданский оборот, должно следовать своему предназначению. Оно не может, к

примеру, наживаться на своих гражданах, неосновательно освобождать себя от

ответственности и т.д. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод

человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ). Ряд

обязанностей государства, касающихся его участия в гражданском обороте,

вытекают и из других норм Конституции.

Государство как таковое неспособно своими действиями приобретать и

осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности.

От его имени всегда действуют государственные органы, как являющиеся

юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых

действуют должностные лица. Именно их сознание и воля позволяют действовать

государству как субъекту права.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Общие положения. Круг юридических лиц, выступающих в качестве

собственников принадлежащего им имущества, необычайно широк. Это

хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские

кооперативы, общественные и религиозные организации, ассоциации и союзы.

Можно сказать, что в перспективе по ныне 'действующему законодательству

собственниками должны стать все юридические лица, кроме государственных

муниципальных предприятий а также финансируемых собственником учреждений

(см. п. 3 ст. 21ТТК). Однако к признанию их юридической личности и

соответственно к признанию их собственниками названные выше социальные

образования шли по-разному Если производственные и потребительские

кооперативы, под каким бы наименованием они ни выступали и как бы ни

ограничивались их права, фигурировали на протяжении всех послеоктябрьских

то этого нельзя сказать ни о хозяйственных обществах и товариществах, ни о

религиозных организациях. Деятельность хозяйственных обществ и товариществ

вначале была свернута а затем и вовсе прекращена в ходе «наступления»

социализма по всему фронту и окончательного вытеснения из экономики

частнокапиталистических элементов. Их возрождение началось в конце

восьмидесятых – начале девяностых годов и достигло внушительных размеров в

наши дни, когда глобальной целью реформ провозглашено построение

«цивилизованного» капитализма. В течение длительного времени не

признавалась юридическая личность религиозных конфессий, а их имущественная

база была ведена на нет. достаточно напомнить, что завещание в пользу

церкви судебной практикой признавалось недействительным. Многие из

общественных организаций были столько прочно вмонтированы в государственные

структуры, что признание их самостоятельной юридической личности вызывало

известные сомнения и было использовано впоследствии в качестве одного из

поводов для прекращения их деятельности. Порядок их образования . был

строго разрешительным одним из основных источников их финансирования были

ассигнования из бюджета, вся их деятельность жестко регламентировалась

указаниями партийных органов Это относится союзам творческих профессий, и к

добровольным обществам, и ко многим другим общественным организациям,

которые, по существу выполняли роль придатка административно-командной

системы и находились от нее в полной зависимости

Особое место в ряду общественных организаций занимала КПСС которая была

закреплена на конституционном уровне как руководящая и направляющая сила

социалистического общества, как ядро всех государственных и общественных

организаций. КПСС не только направляла деятельность всех органов власти и

управления и всех общественных организаций сверху донизу, но и сама

непосредственно выполняла целый ряд ведущих государственных функций. Ее

приводными ремнями были в первую очередь ВЛКСМ и единая система

профессиональных союзов, которая в масштабе Союза возглавлялась ВЦСПС.

Судьба общественных и религиозных организаций в условиях перестройки и

особенно после распада Союза ССР складывалась по-разному. Религиозные

организации стали пользоваться особым покровительством власти, многие

представители которой из атеистов мгновенно превратились в верующих от

рождения. Как грибы после дождя возникло множество общественных

организаций, вплоть до организаций сексуальных меньшинств.

Что же касается таких ключевых в прежней политической системе

организаций, как КПСС, ВЛКСМ и некогда единая система профсоюзов, которую

возглавлял ВЦСПС, то они распались, хотя и по-разному. В связи с этим

нередко возникает вопрос о судьбе имущества, которое ранее принадлежало или

находилось в ведении этих достаточно мощных, с точки зрения материально-

технического и финансового обеспечения их деятельности, организаций. Нужно

сказать, что каждая из образовавшихся на месте этих структур организаций

считает себя вправе на это имущество претендовать и тянет одеяло на себя. С

другой стороны, не прочь поживиться за счет этого имущества как те

организации, которые существуют в системе органов государственной власти и

местного самоуправления, так и новоявленные организации, в том числе и

коммерческие структуры. Особый интерес для нашей темы представляет вопрос о

судьбе имущества КПСС и образованной незадолго до распада Союза ССР

Коммунистической партии РСФСР, поскольку он был предметом специального

рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

Как известно, Конституционный суд отказался признать КПСС субъектом

права, поскольку она выполняла целый ряд функций, не свойственных

общественным организациям. В то же время Конституционный суд признал, что в

ведении КПСС и ее организаций находились государственное имущество,

имущество, составлявшее партийную собственность, а также имущество,

принадлежность которого еще должна быть установлена судом в порядке

гражданского судопроизводства. Представляется, что позиция Конституционного

суда в той части, в какой он, с одной стороны, отказал КПСС в признании ее

субъектом права, а с другой, признал наличие партийной собственности, не

вполне последовательна. Нельзя иметь имущество в собственности, не будучи

субъектом права. Ссылка же на то, что КПСС выполняла широкий спектр не

только общественных, но и государственных функций, говорит как раз в пользу

признания ее субъектом права с достаточно емкими полномочиями, что

находилось в полном соответствии с конституционными установлениями, на

основании которых КПСС действовала. Кстати, государственными функциями

наделялись и наделяются многие общественные организаций, что отнюдь не

ставит под сомнение их юридическую личность. Достаточно напомнить, что

профсоюзы в течение длительного времени выполняли государственные функции в

области социального страхования. Наконец, несостоятельна ссылка на то, что

КПСС и ее организации expressis verbis не были признаны юридическими

лицами. В истории нашего законодательства широко известны случаи, когда то

или иное образование формально не именовалось юридическим лицом, но

обладало теми признаками, из которых выводилась его юридическая личность.

Так, трестированные предприятия формально были признаны юридическими лицами

лишь в 1965 г., но фактически стали таковыми уже в начале тридцатых годов.

То же можно сказать о юридической личности фабзавместкомов, которая

признавалась судебной и арбитражной практикой задолго до того, как

формально была закреплена в уставах (положениях), регламентирующих их

деятельность.

Таким образом, оставляя в стороне вопрос, можно ли было прекратить

деятельность КПСС без обращения в суд, путем принятия президентских указов,

есть достаточные основания признать, что в тот период, когда КПСС

действовала (а это непреложный исторический факт, как бы к нему ни

относиться), она действовала как субъект права, обладала всеми признаками

юридического лица, могла быть и на деле являлась собственником значительной

части имущества, которое находилось в ведении ее организаций и составляло

партийную собственность. В частности, речь идет об имуществе, полученном в

виде членских взносов и приобретенном за счет этих взносов (а они

составляли по тогдашнему масштабу цен многомиллионные суммы), об имуществе,

приобретенном за счет хозяйственной деятельности КПСС (например,

издательской), а также об имуществе, полученном КПСС за счет многих других

источников (в частности, добровольных пожертвований). Другое дело, что в

ведении КПСС, помимо партийной собственности, находилось немало

государственного имущества, которое подлежит возврату соответствующим

государственным органам и органам местного самоуправления, а также

имущества, принадлежность которого еще должна быть установлена. В этой

части с Конституционным судом следует согласиться. Поэтому вопрос о судьбе

имущества КПСС, как впрочем ВЛКСМ, профсоюзов и ряда других общественных

организаций, не снят с повестки дня.

С другой стороны, в связи с возрождением целого ряда организаций,

деятельность которых в течение длительного времени была свернута, а то и

вовсе находилась под запретом, встает вопрос о возврате того имущества,

которое ранее. им, принадлежало. Здесь в первую очередь речь идет о

религиозных организациях, которые все настойчивее требуют возврата им

храмов, монастырей, молитвенных домов, земельных угодий, предметов культа и

т.д. Такой возврат, хотя и далеко не безболезненно, во многих случаях имеет

место. Не безболезненно потому, что за истекшие десятилетия имущество

успело «прирасти» к новому владельцу и используется им в хозяйственной,

культурно-просветительской и иной деятельности (например, в виде музейных

экспонатов).

Неопределенность правового режима многих имуществ вызвана также тем,

что в свое время происходила передача его из ведения государственных

органов в ведение общественных организаций, потребительской кооперации,

колхозов и т.д. Случалось и обратное. Так, была ликвидирована система

промысловой кооперации, а ее предприятия переданы в ведение государственной

промышленности и потребительской кооперации. Нередко такая передача

юридически грамотно не оформлялась ни в нормативных актах, ни в актах

применения права, а структуры, которым соответствующее имущество было

передано, либо приказали долго жить, либо подверглись преобразованиям. В

настоящее время на имущество зачастую претендуют как органы государственной

власти и местного самоуправления, ссылаясь на то, что передача имущества в

ведение соответствующих организаций не означала смены собственника, так и

те организации, которые возникли взамен прежних и считают себя их

правопреемниками. Такие споры идут вокруг так называемых колхозных рынков,

переданных в свое время в ведение потребкоопераций, дворцов культуры и

другого имущества, переданного профсоюзам, и в целом ряде других случаев.

Иногда в подтверждение своих прав на имущество спорящие стороны ссылаются

даже на институт приобретательной давности, полагая, что если передача

имущества и не была надлежаще оформлена, то они стали его собственниками по

давности владения.

Этот экскурс был предпринят для того, чтобы показать, что как круг

юридических лиц, выступающих в качестве собственников, так и правовой режим

их имуществ претерпевают изменения, которые становятся особенно ощутимыми в

переходные периоды развития общества. А именно в одном из таких периодов мы

сейчас и находимся. Сказанное, однако, не избавляет от необходимости

выявления общих закономерностей, характеризующих содержание, пределы и

способы осуществления права собственности юридических лиц. Но, разумеется,

эти закономерности должны быть раскрыты с учетом специфики переживаемого

момента, которая придает им свою окраску. К числу таковых могут быть

отнесены следующие.

Во-первых, все юридические лица, о которых идет речь, подразделяются на

коммерческие и некоммерческие организации и соответственно наделяются либо

общей либо специальной правоспособностью (правосубъектностью). А это самым

непосредственным образом сказывается на содержании принадлежащего им права

собственности, пределах и способах его осуществления. Хотя набор правомочий

во всех случаях остается неизменным (это хорошо знакомые нам правомочия по

владению, пользованию и распоряжению имуществом), по своему содержанию и

границам они далеко не одинаковы. У коммерческих организаций, которые в

принципе могут заниматься любой, не запрещенной законом деятельностью, эти

правомочия и по содержанию и по границам их осуществления значительно шире.

Спектр возможностей, которые указанные правомочия открывают перед

некоммерческими организациями, куда более узок.

Во-вторых, юридические лица, которые выступают в качестве

собственников, в своем большинстве основаны на принципе добровольного

членства (участия). Их члены (участники) формируют имущественную базу

соответствующей организации путем внесения взносов, вкладов, покупки акций

и т.д. Совершенно очевидно, что физические и юридические лица, которые

передали организации свое имущество или сделали какой-то иной вклад

(например, в виде ноу-хау), далеко не безразличны к тому, как и в каких

целях она будет его использовать. Не безразличны уже потому, что в

большинстве случаев Рассчитывают получить от этого имущественную или какую-

то иную выгоду (например, получить дивиденды). Именно поэтому указанные

лица во многих случаях непосредственно участвуют в принятии решений по

осуществлению права собственности, голосуя на общих собраниях, формируя

органы управления, выполняющие исполнительно-распорядительные функции в

отношении принадлежащего данному юридическому лицу имущества, контролируя

использование имущества в соответствии с его целевым назначением и в

интересах лиц, образующих людской субстрат юридического лица – участников,

вкладчиков акционеров. Иными словами, при осуществлении права собственности

юридического лица, определении параметров его деятельности имеет место

сочетание актов коллегиальных и единоличных органов (например, общего

собрания и генерального директора), причем решающее значение должно

придаваться актам коллегиальных органов. Так, Законом об акционерных

обществах установлен особый порядок совершения обществом крупных сделок,

связанных с приобретением или отчуждением имущества. Если предметом сделки

является имущество стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов

балансовой стоимости активов акционерного общества, то решение о совершении

сделки должно быть принято советом директоров (наблюдательным советом)

единогласно. При не достижении единогласия вопрос о совершении такой сделки

совет директоров (наблюдательный совет) может вынести на решение общего

собрания. Если же предметом крупной сделки является имущество, стоимость

которого превышает 50 процентов активов, то решение о ее совершении

принимается общим собранием акционеров, причем для этого требуется

большинство в три четверти голосов акционеров, присутствующих на собрании

(см. ст. 79 Закона об акционерных обществах).

В-третьих, в числе нормативных актов, определяющих правовой режим

имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности, высок

удельный вес учредительных документов юридического лица, в первую очередь

таких, как учредительный договор и (или) устав, которые должны быть

отнесены к актам локального нормотворчества. В этих актах опять-таки

воплощается как правило, коллективная воля учредителей юридического лица,

причем к указанным актам нередко содержится отсылка в законах и иных обще

нормативных правовых актах, в том числе и в Гражданском кодексе. Наконец, в-

четвертых, учредители (участники) юридических лиц, выступающих в качестве

собственников, во всяком случае не имеют на имущество юридического лица

никаких вещных прав. Они имеют в отношении юридических лиц либо

обязательственные права, если речь идет о хозяйственных товариществах и

обществах, производственных и потребительских кооперативах, либо вообще не

имеют в отношении юридических лиц имущественных прав (ни вещных, ни

обязательственных), если речь идет об общественных и религиозных

организациях, благотворительных и иных фондах, ассоциациях и союзах (см.п.

2 и 3 ст. 48, п. 4 ст. 213 ГК). В то же время перечень юридических лиц, в

отношении которых их участники имеют обязательственные права, приведенный в

абз. 2 п. 2 ст. 48 ГК, не является замкнутым. Так, члены некоммерческого

партнерства при выходе из него, а также в случае ликвидации партнерства

вправе получить, часть его имущества либо стоимость этого имущества в

пределах стоимости имущества, переданного членами партнерства в его

собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или

учредительными документами. При выходе из партнерства возврату не подлежат

членские взносы, а в случае ликвидации партнерства часть имущества либо его

стоимость можно получить только после расчетов с кредиторами. При

исключении из некоммерческого партнерства расчеты по имуществу с членом

партнерства производятся на тех же основаниях, что и при выходе из него

(см. ст. 8 Закона о некоммерческих организациях)1,

То же можно сказать о перечне юридических лиц, на имущество которых их

учредители имеют право собственности или иное вещное право, равно как и о

перечне юридических лиц, в отношении которых их учредители (участники) не

имеют имущественных прав (см. абз. 3 п. 2 и п. 3 ст. 48 ГК). И тот, и

другой также не являются замкнутыми. Так, п. 1 ст. 24 Закона о профсоюзах,

их правах и гарантиях деятельности предусматривает, что профсоюзы, их

объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации владеют,

пользуются и распоряжаются не только имуществом, принадлежащим им на праве

собственности, но и имуществом, переданным им в хозяйственное ведение.

Представляется, что имущество может быть передано в хозяйственное ведение

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.