| |||||
МЕНЮ
| Макроанализ реструктуризации РАО ЕЭС РоссииМакроанализ реструктуризации РАО ЕЭС РоссииМинистерство Образования Российской Федерации Казанский Государственный Энергетический Университет Кафедра Инженерного Менеджмента Дипломная работа на тему: Макроанализ реструктуризации ОАО РАО "ЕЭС России" в рамках концепции стратегии на 2003 – 2008 гг. «5+5» Научный руководитель: Миронов С.П.
Мухарямов Т.Ш.
МЭ -1- 98 Казань 2004 г. ГЛАВА 2. МАКРО АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИИ НА 2003 – 2008 гг. «5+5» 2.4.1. Организация по управлению Единой национальной электрической сетью 2.4.2. Системный оператор 2.4.3. Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК) 2.4.4. Оптовые генерирующие компании (ОГК), созданные на базе РАО "ЕЭС 2.4.5. Территориальные генерирующие компании (ТГК), созданные на базе компаний РАО "ЕЭС России" 2.4.6. Независимые генерирующие компании 2.4.7. Холдинг Гарантирующих поставщиков, изолированных АО-энерго 2.4.8. Конкурентные сбытовые компании 2.5.1. Конкурентный оптовый рынок электроэнергии (целевая модель) 2.5.2. Конкурентный розничный рынок 2.5.3. Гарантирующий поставщик 2.5.4. Этапы формирования конкурентных рынков электроэнергии ГЛАВА 3. ПУТИ К РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ 3.3.1.ОАО «Диспетчерский центр» 3.3.2.ОАО «Генерирующая компания» 3.3.3.ОАО «Сетевая компания» Девятого октября 2002г. нижняя палата российского парламента дала зеленый свет беспрецедентному эксперименту в масштабах целой отрасли. Был принят пакет энергетических законопроектов. Правительственный пакет состоит из шести законов: базового закона «Об электроэнергетике», поправок во вторую часть Гражданского кодекса, законов «О государственном регулировании тарифов», «Об энергосбережении», «О конкуренции» и «О естественных монополиях».[1] Ожесточенные споры вокруг реформы энергетики не утихают уже третий
год. 11 июля 2001г. было подписано Постановление правительства № 526 «О
реформировании электроэнергетики Российской Федерации». Советом директоров Цель данной работы в процессе макроанализа выявить положительные и
отрицательные моменты реформы и предложить новые пути решения спорных
вопросов. Также задачей дипломной работы ставится вопрос о применимости
схемы реформирования для ОАО Татэнерго, и рассмотрение альтернативных путей
развития в Республике Татарстан и в Приволжском федеральном округе в целом. Национальным достоянием России являются ее природные, в первую очередь, топливно-энергетические ресурсы и интеллектуально-производственный потенциал, сосредоточенный, главным образом, в военно-промышленном и топливно-энергетическом комплексах. От того как мы сумеем распорядиться нашим колоссальным богатством, зависит не только настоящее, но и будущее России, а распорядиться этим богатством с наибольшей пользой можно и нужно, имея долгосрочную научно обоснованную и общественно воспринятую государственную энергетическую политику.[2] Главная управленческая проблема на сегодня, и это признают все, -
необходимость привлечь инвестиции в обновление основных фондов РАО «ЕЭС Вторая уже давно назревшая проблема российской энергетики – крайняя ее
неэффективность. Практически все российские энергоустановки построены по
паротурбинному циклу. При производстве электроэнергии их коэффициент
полезного действия равен 38-39%, а при совместном производстве тепла и
электроэнергии – 42-46%. Современные технологии получения электроэнергии,
построенные на парогазовом цикле, позволяют увеличить КПД при производстве
только электроэнергии до 53-55%, а при совместном производстве до 65-75%. Третья проблема - в отрасли крайне не эффективная система регулирования цен на электроэнергию, сам этот процесс чрезмерно зависит от решений региональных властей, а недостатки системы регулирования на федеральном уровне приводит к тарифному не балансу на ФОРЭМ. В результате тарифы устанавливаются из субъективных соображений. Система регулирования не стимулирует энергосбережение и тормозит структурную перестройку экономики.[3] Предлагалось множество вариантов решения этих проблем, но все-таки остановились на самом радикальном: была признана необходимость реструктуризации холдинга РАО «ЕЭС России» и либерализация рынка электроэнергии. Поэтому актуальность вопросов реструктуризации на сегодня получило широкую огласку в СМИ, и породила много альтернативных мнений. ГЛАВА 1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАО «ЕЭС РОССИИ» 1.1. Миссия и цели РАО «ЕЭС России» За 5 лет (1998-2003 гг.) была подготовлена база для реформирования
компании. Стратегия предполагает, что на процесс реформирования компаний
холдинга РАО "ЕЭС России" потребуется 3 года, и к 2006 году из РАО "ЕЭС Представленная концепция стратегии представляет собой предложения и
предпочтения компании. Окончательное решение по большинству вопросов,
связанных с реструктуризацией отрасли и РАО «ЕЭС России» будет принято После принятия решений Правительством РФ, они будут оформляться согласно корпоративным процедурам РАО "ЕЭС России", включая принятие решений Советом директоров РАО "ЕЭС России". РАО «ЕЭС России» в интересах своих акционеров стремится к долгосрочному росту ценности своих акций и акций компаний, которые будут образованы в процессе реструктуризации, путем успешного осуществления реформы и повышения эффективности и прозрачности своей деятельности и деятельности компаний, созданных в процессе реструктуризации. Основными элементами стратегии для достижения этой цели являются: - первоочередное внимание менеджмента компании к реформе и конкретным шагам по ее осуществлению; - защита прав всех миноритарных акционеров при проведении корпоративных преобразований; - особое внимание к разработке и внедрению справедливой и прозрачной системы регулирования сетевых активов; - совершенствование принципов корпоративного управления и их приведение к передовым стандартам российских и зарубежных компаний; - сохранение и развитие позиций компании на рынках тепла и электроэнергии; - совершенствование структуры затрат компании; - совершенствование профессионального уровня сотрудников и социально- трудовых отношений; - совершенствование инвестиционной политики компании.[4] В результате осуществления энергетической политики РАО «ЕЭС России», в
соответствии с целями компании, путем введения рыночных механизмов
планируется создать эффективную энергокомпанию. В результате чего
электроэнергия, которая конкурентоспособна, будет продаваться. Вся прочая –
выводится с рынка. Тогда потребитель не будет платить за поддержание
неэффективных мощностей в работе, как это происходит сейчас. Благодаря
разработке и внедрению справедливой и прозрачной системы регулирования
сетевых активов планируется привлечение дополнительных инвестиций. 1.2. Состав и структура собственности РАО «ЕЭС России» Имущественный комплекс РАО "ЕЭС России" включает акции акционерных обществ, принадлежащих Компании, доли (паи) в хозяйствующих субъектах, магистральные линии электропередачи и подстанции; средства оперативно- диспетчерского управления технологическим процессом производства и передачи электроэнергии; ряд гидро- и теплоэлектростанций. РАО "ЕЭС России" на правах собственности принадлежат акции 239
акционерных обществ, в том числе 72 региональных акционерных обществ
энергетики и электрификации, 36 акционерных обществ электростанций (в их
числе 9 строящихся), открытого акционерного общества “Центральное
диспетчерское управление ЕЭС России”, 57 акционерных обществ - научно-
исследовательских и проектно-изыскательских институтов, 9 акционерных
обществ - коммерческих банков, страховой акционерной компании Доля голосующих акций, принадлежащих РАО "ЕЭС России", в общем пакете
голосующих акций акционерных обществ распределена следующим образом*: РАО "ЕЭС России" является участником строительства объектов, в
основном энергетических, по договорам долевого участия и совместной
деятельности. По состоянию на 01.01.2001 г. вклады РАО "ЕЭС России"
составляют 5 614 573,7 тыс. руб., в том числе по строительству объектов
электроэнергетики – 4 999 574,2 тыс. руб. Доли в обществах с ограниченной
ответственностью и других хозяйствующих субъектах составляют 18 972,4 тыс.
руб. (в т.ч. вклады в “Негосударственный пенсионный фонд электроэнергетики” В собственности РАО "ЕЭС России" находятся системообразующие магистральные линии электропередачи и подстанции напряжением 220 кВ и выше, формирующие Единую энергетическую систему Российской Федерации. В состав имущества оперативно-диспетчерского управления технологическим процессом производства и передачи электроэнергии входят средства технологического управления электрическими режимами, средства связи, автоматики и информационного обеспечения. На правах филиалов РАО "ЕЭС России" функционируют Нижегородская ГЭС, Имущество пяти электростанций (Киришской ГРЭС-19, Новосибирской ГЭС, |АКЦИИ |АКЦИИ |АКЦИИ |
1.3. Основные успехи и неудачи менеджмента РАО «ЕЭС России» Основные управленческие успехи: Основные неудачи менеджмента: Необходимо срочно найти источники для инвестиций в обновление основных фондов РАО «ЕЭС России» (их износ составляет 50-60%). В своем нынешнем состоянии они с трудом обеспечивают энергоснабжение страны, под вопросом оказывается энергообеспечение промышленного роста. Реальных источников инвестиций два – собственные средства и частные инвестиции. Для того чтобы задействовать первый источник, необходимо повышение тарифа. Это уже отчасти политическая задача. Для решения второй – нужно создать условия, при которых инвестор может прогнозировать эффективность своих инвестиций на длительный период, причем и во втором случае проблема упирается в тарифы (долгосрочное прогнозирование невозможно без прогноза тарифа). Существующая же тарифная практика не только не позволяет привлекать средства, но и не дает стимула к снижению издержек: регулирующий орган, Федеральная (региональные) энергетическая комиссия, как правило, реагирует на экономию соответствующим снижением тарифа. При нынешней организации деятельности РАО решение проблемы тарифа крайне затруднено. Кардинальное изменение ситуации возможно, в частности, в результате реструктуризации компании. Таким образом, тариф, в конечном счете, является одним из ключевых факторов в предлагаемых вариантах реструктуризации РАО. Необходимо учитывать еще два фактора. Во-первых, накопленные
неплатежи. Во-вторых, необходимость создания основных фондов, чисто
экономическую целесообразность которых сложно или невозможно обосновать Однако А. Б. Чубайс председатель правления ОАО РАО «ЕЭС России» к одним из успехов последнего времени относит полное решение проблемы бартера и неплатежей. По его словам, проблемы гигантской задолженности накопленной перед поставщиками РАО «ЕЭС России» также не существует. На сегодняшний день у компании нет неурегулированных долгов с ОАО «Газпром». Такая же обстановка с ключевым поставщиком на оптовом рынке «Росэнергоатомом». Нет ни одного неурегулированного рубля долгов государству и в соответствии с постановлением о реструктуризации, в полном объеме выплачиваются обязательства по возврату накопленной недоимки.[7] Компания, безусловно, укрепляется, встает на ноги, расчищаются финансовые завалы, наводится порядок и в производстве, и в финансах. 1.4. Организация управления РАО «ЕЭС России» В 1992 году создано Российское акционерное общество энергетики и
электрификации (РАО «ЕЭС России») на основе передачи в его собственность
значительной части крупных электростанций, линий электропередач,
предприятий инфраструктуры отрасли, а также Центрального диспетчерского
управления (ЦДУ). На базе сохранившихся в ведении региональных
производственных энергетических объединений (ПЭО) энергетических мощностей
организованы акционерные общества – АО-энерго, которые входят в состав РАО Схема поставки электроэнергии предполагает сохранение жесткого
централизованного диспетчерско-технологического управления режимами работы
субъектов рынка в ЕЭС РФ (АО-энерго и параллельно работающих с ними блок-
станций, АЭС, электростанций и электрических сетей, контролируемых РАО Государственное регулирование тарифов осуществляется органами исполнительной власти: Федеральной и региональными энергетическими комиссиями [8](ФЭК и РЭК – см. таблицу 4.1.). Таблица 4.1.Принятая схема регулирования тарифов |Поставщики электроэнергии |Получатели |Кто | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|