реферат, рефераты скачать
 

Макроанализ реструктуризации РАО ЕЭС России


p> РАО "ЕЭС России" планирует дважды в год отчитываться перед акционерами о ходе реализации программы снижения издержек.

Совершенствование системы финансового управления, прежде всего:

- повышение эффективности управления дебиторской и кредиторской задолженностью: рационализация пользования собственными и заемными ресурсами (более активное использование дешевых кредитных ресурсов для прибыльных проектов), списание безнадежной дебиторской задолженности.

2.12.2. Меры по снижению потерь при производстве, передаче, распределении и конечной реализации электро- и теплоэнергии

Расчет потерь и работа над ними возможны, когда (1) существует возможность их точного учета и контроля на всех этапах, (2) определены сферы ответственности на каждом этапе.

Основными мерами по снижению технических потерь являются: проведение технического аудита, предупредительных ремонтов, внедрение современного высокотехнологичного оборудования.

Основными мерами по снижению коммерческих потерь являются: своевременная ревизионная работа, контрольные проверки конечных потребителей, совершенствование систем учета, автоматизация и внедрение информационных технологий.

Одной из основных мер по повышению эффективности работы с потерями в холдинге (является условием эффективного функционирования рынка электроэнергии) является внедрение современных средств учета электро- и теплоэнергии.

Системы коммерческого и технологического учета (АСКУЭ и АСТУЭ):

. позволят выявлять источники потерь;

. обеспечат единообразие учётных принципов;

. повысят скорость получения учётных данных;

. будут способствовать разграничению ответственности за отпущенную/потреблённую электроэнергию.

Принципы применения средств учета:

. для определения потерь на участках с разграниченной ответственностью субъектов отрасли – между создаваемыми субъектами и по энергосистеме в целом;

. для составления и мониторинга баланса мощности и энергии по отдельным узлам.

2.12.3. Инвестиционная политика холдинга РАО "ЕЭС России"

Необходимо отметить, что в предыдущие годы инвестиционная политика компаний холдинга РАО "ЕЭС России" полностью контролировалась государством и в основной своей массе была направлена на удовлетворение технических требований, а не на исполнение бизнес целей. Основным источником финансирования проектов были финансовые средства, напрямую вложенные в тариф компаний холдинга.

Инвестиционная политика ОАО РАО «ЕЭС России» направлена, прежде всего, на максимизацию эффективности собственных инвестиций холдинга и на обеспечение достаточности мощностей в российской электроэнергетике на переходный период за счет привлечения средств внешних инвесторов.

В области собственных инвестиций необходимо отметить, что во многом эта политика диктуется необходимостью достройки ряда объектов, строительство которых началось государством еще в 80-е годы и финансирование которых проводилось в объеме, недостаточном для их ввода в установленные сроки. Средства на строительство таких объектов выделяются в абонентской плате и утверждаются государственными органами.

Для всех объектов инвестиций рассчитываются экономические показатели
(норма доходности, срок окупаемости) при различных сценариях развития цены на электроэнергию. Кроме этого, введена жесткая система финансового контроля и планирования объемов инвестиций.

К сожалению, введение всех строящихся мощностей, возможно, не решает проблем баланса мощности на ближайшую перспективу. Даже с учетом некоторого текущего избытка мощностей и планируемых вводов мощностей в ближайшие 3 - 5 лет, прогнозируемый вывод устаревающих мощностей ставит вопрос о необходимости обеспечить вводы новых мощностей до 2007 - 2008 годов. По оптимистичному сценарию продления ресурса в единой энергосистеме России
(ОЭС Северо-Запада, Центра, Средней Волги, Северного Кавказа и Урала) к
2007 году общий дефицит может достигнуть 7-8 тысяч МВт.

Таким образом, уже сегодня необходимо начать работу по инвестиционным проектам для обеспечения необходимых вводов мощности в указанные сроки. Для финансирования достройки определенных Правительством Российской Федерации объектов электроэнергетики до окончания переходного периода реформирования электроэнергетики предполагается использовать средства абонентной платы РАО
"ЕЭС России".

РАО "ЕЭС России" для всех новых проектов (которые начинают реализовываться в настоящее время) создает систему бизнес-показателей
(доходность, срок окупаемости, норма прибыли и т.д.), по которым будут оцениваться все предлагаемые проекты. Данные показатели будут отражать бизнес предпочтения компании и будут известны акционерам компании.

РАО "ЕЭС России" планирует также более широкое использование заемных ресурсов для реализации инвестиционных проектов, чтобы достичь оптимального соотношения собственного и заемного капитала.

Часть инвестиционных проектов («старые» стройки) в период до 2006 года будут финансироваться за счет средств, включаемых напрямую в тариф, и, очевидно, могут не соответствовать бизнес-критериям компании.

Переход на полностью рыночные механизмы инвестиций и привлечение частных инвестиций в электроэнергетику будут происходить постепенно.

Возможно также введение рынка мощности как одного из инструментов стимулирования инвестиций и сглаживания рыночных циклов, поскольку сроки строительства новых объектов и окупаемости инвестиций в энергетике существенно больше, чем в других отраслях.

2.12.4. Повышение профессионального уровня сотрудников и качества управления холдинга РАО "ЕЭС России"

Постановка новых задач предъявляет дополнительные требования к персоналу, а также к системе управления персоналом в переходный период функционирования отрасли.

РАО «ЕЭС России» стремится к формированию высококвалифицированных управленческих команд, профессионально занимающихся текущим управлением компаниями, привносящих зарубежный опыт в деятельность и непосредственным образом мотивированных на достижение поставленных перед ними целей.

Одним из основных элементов политики повышения качества менеджмента в холдинге РАО "ЕЭС России" будет являться привлечение в компании менеджеров с опытом работы в зарубежных энергетических компаниях.

Предполагается активное использование программ адаптации к изменениям в переходный период: обмен опытом, стажировки на успешных объектах отрасли, профессиональные аттестации, программы управления компетенциями персонала.

С целью поддержания профессионального уровня менеджмента организаций холдинга РАО "ЕЭС России" будет осуществляться обучение сотрудников, планируется создание подготовки управленческих команд на базе корпоративного образовательно-научного центра.

РАО «ЕЭС России» уже активно использует схемы мотивации высшего руководства дочерних предприятий, направленные на повышение эффективности производства, повышения рентабельности и управляемости этих предприятий. В дальнейшем, эти схемы будут совершенствоваться.

Направления совершенствования социально-трудовых отношений в холдинге
РАО «ЕЭС России»

РАО «ЕЭС России» адекватно оценивает важность для акционеров компании, потребителей и государства существования продуктивных, взаимовыгодных и ответственных отношений между организациями холдинга РАО «ЕЭС России» и их работниками.

РАО «ЕЭС России» выступает:

. за дальнейшее развитие социального партнерства в сфере труда;

. за достойную оценку и справедливое вознаграждение (в том числе посредством внедрения специальной Мотивационной программы) вклада каждого сотрудника организаций холдинга РАО «ЕЭС России», уважение его индивидуального достоинства;

. за объединение усилий работодателей в рамках Общероссийского отраслевого объединения работодателей электроэнергетики.

2.12.5. Депозитарные расписки на акции компаний Холдинга в ходе реформы

РАО «ЕЭС России» в полной мере осознает необходимость выпуска программ депозитарных расписок для крупных компаний, образуемых в результате реструктуризации ОАО РАО "ЕЭС России", с учетом законодательно определенных механизмов реорганизации Общества. В целях обеспечения ликвидности рынка акций созданных в ходе реструктуризации крупных компаний (ФСК, МРСК, ОГК,
ТГК, холдинга ГП и изолированных АО-энерго) их акции (а также депозитарные расписки на их акции) будут выводиться на отечественные и зарубежные организованные рынки при условии обеспечения соответствия компаний требованиям листинга соответствующих биржевых площадок.

В этой связи, руководство РАО «ЕЭС России» будет активно участвовать в процессе выхода новых компаний на биржевые площадки (в России и за рубежом), включая активную работу с менеджментом этих компаний (обучение, стажировки и т.д.) и инвестиционным сообществом (встречи с аналитиками, роуд-шоу и др.).

В отношении настоящих владельцев депозитарных расписок ситуация может развиваться следующим образом:

. депозитарные расписки сохраняются как инструмент по одной из выбранных схем трансформации действующих программ депозитарных расписок. Органы управления новых компаний подписывают Депозитные соглашения с Банком

Депозитарием. Владельцы депозитарных расписок получают депозитарные расписки новых компаний;

. депозитарные расписки сохраняются как инструмент по одной из выбранных схем трансформации действующих программ депозитарных расписок. Органы управления новых компаний не подписывают Депозитные соглашения с

Банком Депозитарием. Банк Депозитарий выпускает депозитарные расписки без согласия компаний целиком под свою ответственность и Программа носит статус «неспонсированной». Владельцы депозитарных расписок получают депозитарные расписки новых компаний, но компании никаких обязательств в отношении этого инструмента не несут;

. депозитарные расписки аннулируются. Владельцы депозитарных расписок становятся акционерами и получают акции новых компаний через Банк

Депозитарий;

. депозитарные расписки аннулируются. Банк Депозитарий продает акции новых компаний на аукционе и распределяет среди владельцев депозитарных расписок вырученные денежные средства.

Консультации, проведенные с Банками Депозитариями, показали, что с процедурно-технической точки зрения запуск Программ депозитарных расписок в новых компаниях реализуем. Вопрос сохранения Программы и выбора конкретного варианта ее преобразования будет согласован с Банками Депозитариями и владельцами депозитарных расписок каждой компании.

2.12.6.Улучшение стандартов корпоративного управления в холдинге РАО

«ЕЭС России»

Повышение капитализации, обеспечение ликвидности акций создаваемых в ходе реформирования холдинга РАО «ЕЭС России» компаний невозможно без эффективного корпоративного управления (системы отношений между акционерами компании, членами Совета директоров, Правления, а также другими заинтересованным лицами – стейкхолдерами) в каждой из них.

В этих целях деятельность компаний будет осуществляться на основе выработанных международной практикой принципов корпоративного управления, отраженных, в частности, в Принципах корпоративного управления стран ОЭСР.
Доработка и внедрение принципов будет находить отражение в Кодексе корпоративного управления РАО «ЕЭС России».

В процессе реформирования отрасли на смену административным методам будут приходить корпоративные, основывающиеся на ведущих российских и международных стандартах управления компаниями, акции которых котируются на ведущих фондовых биржах.

РАО «ЕЭС России» будет стремиться повышать эффективность работы коллегиальных органов управления и прежде всего Советов директоров компаний холдинга (содействие в рамках головной компании и обеспечение в ДЗО) посредством:

1) Создания эффективной системы распределения полномочий между органами управления обществами – общим собранием акционеров, Советом директоров, Генеральными директорами и коллегиальными исполнительными органами управления.

Совет директоров рассматривается как коллегиальный орган управления, направленный на стратегическое управление обществом. Генеральные директора и менеджмент обществ осуществляют эффективное руководство текущей деятельностью.

2) Развития института профессиональных членов Советов директоров.

Профессиональные члены Советов директоров будут на постоянной основе заниматься вопросами обществ по направлениям, требующим участия представителя общества с высоким статусом. Развитие данного института будет предусматривать в том числе расширение полномочий членов Советов директоров.

3) Увеличения количества независимых директоров в составах Советов директоров.

Практика корпоративного управления по привлечению независимых директоров в составы Советов директоров свидетельствует об улучшении управляемости компаний, а также росте доверия потенциальных инвесторов к компании.

4) Создания при Советах директоров совещательных и рабочих органов –

Комитетов, Рабочих групп, и иных.

Данные коллегиальные органы (наряду с уже существующими Комитетом по вопросами реформирования и Комитетом по оценке при Совете директоров ОАО
РАО «ЕЭС России») предполагается создавать с целью организации и координации работы по наиболее комплексным задачам и проектам, относящимся к полномочиям и требующих последующего рассмотрения на Советах директоров.
Руководство образуемыми при Советах директоров органами целесообразно поручать профессиональным и независимым членам Совета директоров. Также предполагается создать Комитет по аудиту (с целью, помимо прочего, мониторинга и контроля исполнения Основных принципов совершения членами
Совета директоров и Правления РАО "ЕЭС России" операций с ценными бумагами) и Комитет по компенсациям (одной из первоочередных функций которого будет являться разработка Мотивационной программы для менеджмента компаний холдинга РАО «ЕЭС России»).

5) Регламентации информационной политики в рамках общества.

. Подотчётность менеджмента Совету директоров реализуется посредством периодической отчётности о результатах текущей деятельности, осуществляемой в рамках системы полномочий между органами управления;

. РАО «ЕЭС России» продолжит практику раскрытия информации в соответствии с российским законодательством, а также подготовку отчётности в соответствии с МСФО.

. Информационная политика будет предусматривать регламентацию информационного взаимодействия членов Совета директоров и представителей менеджмента с публичным сообществом;

. Информационная политика будет предусматривать ответственность членов

Совета директоров и представителей менеджмента за нанесение ущерба обществу (в том числе ущерба репутации), за разглашение служебной, коммерческой и государственной тайны.[39]

Повышение эффективности менеджмента, бизнес-процессов и корпоративного управления в холдинге РАО "ЕЭС России" по пути глобального переустройства в сфере: стандартизации, кадровой и инвестиционной политики, снижения потерь и внедрения новых технологий. Планы реформации настолько широки, что не все вписываются в отведенные пять лет. Но даже то, что такие изменения предполагается осуществлять, уже задает темп для развития других отраслей.
Фактически масштабность предстоящих изменений может привести к формированию мощного стимула для дальнейшего реформирования экономики страны. Создание работающей системы рыночных отношений – пример для всех отраслей народного хозяйства страны.

Одним из определяющих процессов развития социально – экономических процессов на сегодня стала глобализация. Этому явлению в последнее время уделяется огромное внимание и со стороны исследователей, и со стороны политиков, и со стороны деловых кругов. Но одновременно и параллельно с ней все большую силу набирает и другой, на первый взгляд прямо противоположный, процесс – процесс регионализации.[40]

Поэтому процесс рассмотрения вопросов региональной энергетической политики один из приоритетных вопросов моей работы. А именно, рассмотрение вопросов по реформе в Приволжском федеральном округе.

ГЛАВА 3. ПУТИ К РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ В ПРИВОЛЖСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

3.1. Задачи региональной энергетической политики

С развитием регионализации особое внимание стало уделяться региональным аспектам экономики, социальных отношений, демографических процессов, других общественно – экономических явлений. С регионализацией связано и становление целого ряда научных дисциплин, в частности – региональной энергетической политики.

Особенно важно понимание объективных процессов регионализации для
России – крупнейшего в мире по территории государства. При этом стоит подчеркнуть, что отдельные регионы России традиционно находились далеко не в одинаковых условиях не только с точки зрения их обеспеченности природными ресурсами, но и по составу властных полномочий, масштабам социально – экономического развития, уровню жизни населения и другим важнейшим показателям. Естественно, что на этом этапе, когда старая государственная административная система была уже сломлена, а новая еще не создана, возникло и начало набирать силу стремление отдельных регионов (особенно республик) решать свои проблемы максимально самостоятельно с перетягиванием в свою пользу властных функций, прежде принадлежавших центру.

Топливно-энергетический комплекс, или энергетика в широком смысле слова, - важнейший инфраструктурный сектор экономики, характеризующийся прежде всего системностью и масштабностью. Именно эти особенности ТЭК обуславливают необходимость достачно жесткого отраслевого принципа управления его функционированием. И эти же особенности предопределяют необходимость дополнения отраслевого принципа управления комплекса территориальным.[41]

Тем не менее, нельзя рассматривать региональную энергетическую политику отдельно от общей политики провозглашенной государством.
Формирование основ такой политики целенаправленно ведется с 1992 г. В сентябре 1992 г. Правительство Российской Федерации одобрило основные положения Концепции энергетической политики в новых экономических условиях.
В мае 1995 г. Указом Президента России (№ 472 от 07.05.95 г.) утверждены
"Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года", а несколько позже постановлением Правительства (№
1006 от 13.10.95г.) одобрены основные положения Энергетической стратегии
России. В 1997 г. утверждены Указом Президента России (№426 от 28.04.97 г.)
«Основные положения структурной реформы в сфере естественных монополий», а постановлением Правительства (№987 от 07.08.97 г.) «Программа мер по структурной перестройке, приватизации и усилению контроля в сферах естественных монополий». Этими документами были определены основные направления энергетической политики, цели, приоритеты и механизмы их реализации. В качестве главной задачи энергетической политики страны на этапе до 2010 года провозглашалась структурная перестройка отраслей топливно-энергетического комплекса (ТЭК) – основы энергетического сектора и всей экономики России.

Долгосрочная энергетическая политика Российской Федерации, определяя условия для конструктивного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и предпринимателей в энергетическом секторе экономики нацелена на:

. устойчивое обеспечение населения и экономики страны энергоносителями;

. повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов и создание необходимых условий для перевода экономики страны на энергосберегающий путь развития;

. создание надежной сырьевой базы и обеспечение устойчивого развития топливно-энергетического комплекса в условиях формирования рыночных отношений;

. уменьшение негативного воздействия ТЭК на окружающую среду;

. поддержание экспортного потенциала ТЭК и расширение экспорта его продукции;

. сохранение энергетической независимости России, обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.

Энергетическая стратегия России, как государственный документ, отражающий основную суть, квинтэссенцию энергетической политики, предусматривает формирование среды и условий, обеспечивающих достижение указанных целей[42].

Сочетание региональной и государственной энергетической политики позволяет сделать следующие выводы:

- производить и потреблять ресурсов нужно больше, поскольку энерговооруженность определяет уровень развития государства;

- одновременно необходимо резко повысить эффективность использования топлива и энергии;

- между различными территориями сложилась огромная разница по основным энергоэкономическим показателям;

- отсутствие региональной энергетической политики привело к сокращению регионов – доноров и росту числа регионов – реципиентов, а также к гипертрофированной концентрации финансовых потоков и капитала всего в одном
– двух субъектах Федерации;

- большинство территорий характеризуются слаборазвитой энергетикой и существенно зависит от внешних связей;

- ряд территорий не имеет причин для возникновения кризисных ситуаций, хотя такие ситуации там тем не менее возникают, и определяющим фактором являются провалы в организационном и административном управлении.

3.2. Краткая характеристика ТЭК Приволжского Федерального округа

Приволжский федеральный округ обладает достачно мощным топливно- энергетическим комплексом. По производству основных нефтепродуктов округ занимает первое место в стране, по добыче нефти и газа - второе, по производству электроэнергии – третье место.

Несмотря на наличие собственных топливно-энергетических ресурсов федеральный округ традиционно является дефицитным по углю, нефти, природному газу и электроэнергии. Но в последние годы из-за снижения потребления нефти и электроэнергии округ из дефицитного стал избыточным.

Основными направлениями развития энергетического сектора Приволжского федерального округа на перспективу являются следующие:

. техническое перевооружение объектов электро- и теплоэнергетики с увеличением мощности, сохранение оптимальных пропорций между различными типами генерирующих мощностей;

. интеграция территориальных электроэнергетических систем Приволжского и

Уральского федеральных округов по режимам производства и распределения электроэнергии;

. стабилизация добычи нефти и газа на базе использования новейших технологий;

. реконструкция и модернизация мощностей в нефтеперерабатывающей промышленности региона;

. обеспечение транзита через территорию региона энергоресурсов из восточных районов в западные районы страны и на экспорт;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.