| |||||
МЕНЮ
| Макроанализ реструктуризации РАО ЕЭС Россииp> Реализованной схеме организации энергоснабжения свойственен ряд существенных недостатков, основные из которых можно свести к следующим: 1. При коммерциализации субъектов созданного оптового рынка
электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) юридическое и экономическое подчинение 2. Предоставление исключительных прав РАО ЕЭС в регулировании оптового рынка (ФОРЭМ) усложняет, а иногда препятствует допуску к сетям независимых производителей энергии (НПЭ). Это порождает неизбежный конфликт интересов с атомными электростанциями, НПЭ, не входящими в состав РАО (например, энергогенерирующие мощности «Иркутскэнерго», «Татэнерго»), и ограничивает создание новых НПЭ (особенно малой и средней мощности), снижая тем самым возможности общего развития энергетики. 3. Принятая схема регулирования ФОРЭМ не предусматривает развитые процедуры заключения прямых договорных соглашений между крупными потребителями электроэнергии и отдельными ее поставщиками. Существующие сложности заключения взаимовыгодных прямых договорных соглашений (например, ни потребитель не вправе выбирать поставщика, ни поставщик не может выбирать потребителей, выбор осуществляет ЦДУ исходя из собственных предпочтений) снижают возможности усиления контроля со стороны потребителей за надежностью и качеством энергоснабжения, одновременно ограничивают возможности расширения предоставляемых услуг со стороны энергоснабжающих компаний. 4. Недостатки организации розничного рынка электроэнергии выражаются, прежде всего, в непоследовательности отношений между РАО ЕЭС и АО-энерго, когда последние не заинтересованы замещать низкоэффективное производство электроэнергии на собственных станциях АО-энерго дешевой энергией оптового рынка. В результате получила широкое распространение ситуация недозагрузки мощностей высокоэффективных станций, принадлежащих РАО ЕЭС, при максимальном использовании низкорентабельных станций АО-энерго. Следствием лишь этого обстоятельства по оценкам экспертов является завышение общих затрат на энергоснабжение и соответствующих тарифов на 15-20%. Недостатки существующей организации энергоснабжения, усугубленные нерациональной тарифной политикой, обуславливают неудовлетворительное финансовое положение энергетических компаний и, как следствие, их низкую инвестиционную привлекательность. Предпринимались различные попытки исправить положение в энергетике, но
ни одна из них так и не была реализована. Не был выполнен и указ
президента, намечавший расширение ФОРЭМ за счет вывода на него
электростанций, принадлежащих АО-энерго. Главной причиной невыполнения
этого указа явилось сопротивление региональных администраций, опасавшихся
снижения надежности энергоснабжения их регионов, которое могло стать
результатом намечавшегося ослабления регулирующих функций соответствующих РАО "ЕЭС России" является составной частью Отрасли электроэнергетики Общество – головная (материнская) компания РАО "ЕЭС России", включая филиалы и представительства. Холдинг – Общество и его дочерние и зависимые общества АО-энерго и АО- электростанции, в том числе АО "Новосибирскэнерго". Группа – Холдинг и все остальные дочерние и зависимые общества,
включая научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации,
строительные, обслуживающие и непрофильные организации. (см. приложение 1.5. Главные управленческие успехи корпорации Невзирая на то что РАО ЕЭС было акционировано и приватизировано в 1992 году и в то же время была юридически оформлена структура компании фактически в современном ее виде, в течение многих лет она по существу не являлась компанией. Руководство продолжало относиться к компании как к министерству, по-прежнему воспринимая в качестве объекта контроля и управления всю электроэнергетическую отрасль. Так, буквально до 1999 года не было четко определено, что является холдингом, не было единого мнения, сколько у РАО дочерних компаний (даже на уровне АО-энерго и федеральных электростанций мнение различных департаментов РАО о количестве «своих» расходилось на десяток единиц!). При этом основное внимание было сосредоточено на технологических аспектах функционирования ЕЭС, а экономические либо не принимались во внимание, либо рассматривались как второстепенные. Как следствие – в РАО практически не было системы сбыта, отсутствовал
должный контроль над финансовыми потоками, не было инвестиционной политики
и т. д. Даже те энергокомпании, которые номинально принадлежали РАО «ЕЭС В 1999-2000 годах были созданы специализированные сбытовые
подразделения во всех дочерних компаниях РАО ЕЭС (около 100 энергетических
компаний). До этого в большинстве компаний сбытовых подразделений не было. Создание единой сбытовой структуры (типа «Межрегионгаза» в системе Для координации работы сбытовых подразделений создана система контролинга, которая основывается на регулярно собираемых данных (в том числе по базе наиболее крупных и опасных, с точки зрения влияния на энергосистему, потребителей). Создана также система энергосбытового аудита, направленная на выявление и предупреждение злоупотреблений. Стандарт, разработанный РАО «ЕЭС России», жестко определяет круг финансовых инструментов, которые могут приниматься в платеж. Нарушение заданных стандартов рассматривается как злоупотребление и может послужить основанием для прекращения контракта с директором или руководителем сбыта. Со сбытовыми подразделениями энергокомпаний работают семь представительств РАО, которые совпадают с объединенными энергетическими системами. Менеджеры РАО в настоящее время уже работают в основном со сбытовыми подразделениями в представительствах. Внедрение вышеперечисленных мер контроля, направленных на соблюдение прав и интересов акционеров, позволило менеджменту РАО договариваться со сторонними акционерами (понятный и прозрачный механизм сбыта, как правило, выгоден всем, и уж во всяком случае крайне сложно обосновывать причины отказа от него) и решить неразрешимую ранее задачу контроля над теми компаниями, в которых у РАО нет контрольного пакета. К 1997 году по многим системам денежные расчеты не превышали 10%, не покрывались даже затраты на заработную плату. Бартер стал питательной средой для криминальных структур, процветало воровство. С целью расшивки неплатежей в 1998-1999 годах была предпринята попытка создания энергоугольных и энергометаллургических компаний. Цель – не столько экспансия в смежные отрасли, сколько выстраивание более или менее контролируемых цепочек передела продукции и повышение, таким образом, платежной дисциплины. Попытка не увенчалась успехом. Во-первых, не удалось преодолеть конфликт интересов с собственниками металлургического и угольного бизнеса. Во-вторых, у РАО не было достаточных ресурсов для реальной экспансии[10]. По мере создания сбытовой системы приоритет сменился. Экспансия в неэнергетические отрасли была признана нецелесообразной, и был поставлен вопрос о монетизации расчетов. В системе РАО к 2001 году бартер практически изжит, он остался только в части расчетов с местными бюджетами (когда местные власти говорят, что денег нет, но готовы поставлять уголь, приходится идти на компромисс). По итогам 2000 года в целом 89% платежей – это денежные расчеты. При этом надо понимать, что резкое сокращение расчетов суррогатами было обусловлено масштабным улучшением платежной дисциплины бюджета. Бюджет начал платить живыми деньгами – и монетизация финансов РАО пошла сама собой. Справедливости ради необходимо отметить, что уровень монетизации вырос не только в РАО, но и в других энергокомпаниях (например, в «Татэнерго» доля денег в расчетах поднялась с 5% до 80%), и даже в компаниях других отраслей. Действия менеджмента РАО ЕЭС совпали с общим оздоровлением системы расчетов в стране.[11] Уход от бартера позволил поставить вопрос о введении системы бюджетирования на всех уровнях – от дочерних компаний до центрального офиса. Основным документом, определяющим волю собственника, на сегодня
является бизнес-план, фиксирующий приоритеты материнской компании. Пока
принятый горизонт планирования – год. Неотъемлемая часть плана –
подробнейший бюджет (с детализацией на 800 строк). На сегодняшний день все
расходы в РАО осуществляются исключительно соответственно бюджету. Для
этого создана система исполнения бюджета с точки зрения управленческой
конструкции, разработка бюджета отделена от его исполнения и контроля. Введение бюджетирования качественно повысило прозрачность компании и эффективность управления[12]. 1.6. Критика управления РАО «ЕЭС России» Низкая эффективность производства электроэнергии. Себестоимость электроэнергии в России ниже ее себестоимости за рубежом в первую очередь за счет заниженных цен на топливо, и прежде всего на газ. Численность персонала сейчас превосходит доперестроечный уровень. Причин этому несколько. Первая – крайне плохое состояние производственных фондов. Они устарели не только и даже не столько физически, сколько морально. Вторая – государственная политика в области регулирования естественных монополий. Несоразмерно низкие цены на газ никак не стимулировали применение ресурсосберегающих технологий. Но самое главное, определение тарифов по затратному принципу стимулирует не снижение, а, напротив, раздувание издержек. Неэффективность экспорта. В настоящее время в качестве одной из приоритетных задач рассматривается экспорт электроэнергии (см. выше). В настоящее время он высокорентабелен и, самое главное, гарантирует не просто денежные, а валютные (минимален риск инфляции) поступления. Однако с точки зрения даже среднесрочной перспективы эффективность этой политики довольно спорна. Повышение цен на газ до рыночного уровня (примерно втрое) приведет к снижению рентабельности до нуля, а возможно, и к убыткам. В этом смысле более предпочтителен экспорт непосредственно газа. Однако здесь вмешиваются уже геополитические факторы, исходя из которых государство будет поддерживать даже неприбыльный экспорт энергии. РАО «ЕЭС России» не в состоянии обеспечить необходимый для поддержания
бесперебойного энергоснабжения уровень запасов топлива. Наиболее остро эта
проблема проявилась в Приморье, однако она имеет место в большинстве
регионов. В течение десятилетия уровень запасов неуклонно снижался. Помимо
опасности перебоев в энергоснабжении это чревато и финансовыми издержками. ГЛАВА 2. МАКРО АНАЛИЗ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИИ НА 2003 – 2008 гг. «5+5» 2.1. Основные цели и задачи реструктуризации РАО «ЕЭС России» Основными целями реформирования электроэнергетической отрасли являются: - повышение эффективности предприятий электроэнергетики; - создание условий для развития отрасли на основе частных инвестиций. При этом основными задачами реформы являются следующие: - разделение отрасли на естественно-монопольные (в основном, передача
и распределение электроэнергии, диспетчеризация) и конкурентные - создание системы эффективных рыночных отношений в конкурентных видах деятельности; - обеспечение недискриминационного доступа к услугам естественных монополий; - эффективное и справедливое государственное регулирование естественных монополий, создающее стимулы к снижению издержек и обеспечивающее инвестиционную привлекательность естественных монополий РАО "ЕЭС России" будет стремиться к достижению указанных целей реформирования, с учетом: - обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения добросовестных потребителей электро- и теплоэнергии в кратко- и долгосрочной перспективе; - обеспечения баланса между исполнением интересов собственников компании, государства и других заинтересованных субъектов, включая потребителей продукции и услуг, производимых в отрасли и сотрудников компании. Реформирование отрасли задано нормативными актами и является абсолютным императивом для РАО "ЕЭС России". Компания, являющаяся одним из крупнейших и наиболее важных субъектов реформирования отрасли, займет активную позицию в содействии исполнительным органам власти в продвижении реформы, формировании конкретных моделей, механизмов её реализации.[14] Необходимо отметить, что РАО «ЕЭС России» начало готовиться к предстоящим преобразованиям и повышать ликвидность своих дочерних компаний задолго до утверждения концепции реструктуризации. Для начала «ЕЭС России» запретило своим «дочкам» принимать оплату за продукцию с помощью зачетов, векселей и бартерных схем. Если еще в начале 1998 года доля расчетов деньгами составляла всего 15-20%, то к концу 2000 года этот показатель составил 100%. Кроме того, менеджмент компании добился того, что кредиторска задолженность снизилась на 20%, дебиторская на 25%. Еще в 2000 году РАО впервые за всю историю получило прибыль от основной деятельности по международным стандартам финансовой отчетности в 8 млрд. руб. (против 28 млрд. убытков в 1999 году.) Также в рамках подготовке к реструктуризации и проведения работ по выводу наиболее проблемных энергосистем РАО создает так называемые управляющие энергокомпании. Заявленная цель – объединить несколько энергосистем для антикризисного управления и подготовить их к реформированию. Но главное в том, что при создании таких управляющих компаний местные губернаторы фактически теряют контроль над ранее подконтрольными энергосистемами.[15] Первой ласточкой стала Средневолжская межрегиональная управляющая
компания (СМУЭК). В структуру (СМУЭК) вошли «Калмэнерго», «Саратовэнерго» и - Кавказская энергетическая управляющая компания «КВЭУК» (в составе: - Северная энергетическая управляющая компания «СВУЭК» (в составе: - Дальневосточная энергетическая управляющая компания «ДВЭУК» на базе - Управляющая компания «Волжский гидроэнергетический каскад» Поставленные в концепции реструктуризации РАО «ЕЭС России» цели и задачи на сегодня глубоко уходят корнями в проделанную многолетнюю работу по подготовке к реформированию. Первый опыт создания управляющих компаний уже показал свою эффективность. В соответствии с целью, обеспечения надежности и бесперебойности электро- и теплоснабжения потребителей предприятий, входящих в РАО «ЕЭС России», все проблемные энергосистемы улучшили свое финансовое состояние и повысили уровень надежности и бесперебойности электро- и теплоснабжения потребителей. РАО «ЕЭС России» на сегодня имеет все средства и в соответствие с данными государством полномочиями реально может осуществить каждую из поставленных в концепции целей. Основной задачей менеджмента компании является продолжение многолетней работы по реформированию отрасли. 2.2. Законодательная база Реализация реформирования электроэнергетики Российской Федерации
невозможна без формирования соответствующей правовой основы. В связи с этим В пакет законопроектов вошли проекты следующих федеральных законов: Федерации»[18], Российской Федерации", Государственной Думой и Советом Федерации РФ указанный пакет законопроектов был одобрен и подписан Президентом РФ.[20] В ходе дебатов о путях развития реформирования российской энергетики и сторонники, и противники нынешнего варианта реформы соглашались в одном – объективную оценку принятых решений может дать только жизнь. Но и по указанному пакету законопроектов уже можно сделать предварительные выводы по тенденциям и направлениям развития отрасли, и о ее функционировании в переходном периоде. 2.3. Переходный период С момента вступления в силу закона «Об электроэнергетике» (то есть с
момента его официального опубликования) и до вступления в силу утверждённых - Переход от вертикально – интегрированных энергокомпаний к разделению видов деятельности. В переходный период будет обеспечено полное разделение потенциально конкурентных и естественно–монопольных видов деятельности в электроэнергетике. Последовательность перехода от вертикально–интегрированных компаний к раздельному осуществлению видов деятельности будет достигнута за счёт поэтапного процесса разделения. Так, до 1 января 2005 года все виды деятельности в электроэнергетике будут распределены между самостоятельными организациями. Эти организации будут создаваться путём реорганизации региональных АО–энерго. В результате будет достигнуто организационное разграничение генерации, передачи, сбыта, диспетчеризации и ремонтной деятельности, а также непрофильных видов деятельности. Дополнительным условием, которое исключит в будущем возможность для злоупотребления ресурсами ранее существующей интегрированной структуры, является запрет на одновременное владение имуществом, используемым для осуществления естественно–монопольных и потенциально конкурентных видов деятельности. В результате первоначально существующую структуру вертикальной интеграции на региональном уровне, в основе которой лежит организационное единство, заменит система объединения направлений хозяйственной деятельности в рамках управляющих компаний. В дальнейшем, до момента окончания переходного периода (который
состоится не ранее 1 июля 2005 года) будет достигнуто разделение видов
деятельности в рамках аффилированных лиц и групп лиц (т.е. физических и
юридических лиц, способных оказывать влияние на деятельность юридических и Вместе с тем, в ряде случаев совмещение видов деятельности в электроэнергетике будет необходимо. В связи с этим, право на одновременное осуществление монопольных и конкурентных видов деятельности будут иметь хозяйствующие субъекты, которые: . функционируют в рамках изолированных энергосистем, при условии отсутствия или ограничения конкуренции; . осуществляют деятельность по оперативно–диспетчерскому управлению и деятельность по передаче электроэнергии исключительно в целях удовлетворения собственных производственных нужд; . территориальные сетевые компании, которые получили статус гарантирующего поставщика. Непосредственно с момента вступления в силу закона «Об электроэнергетике» начнут действовать его положения, определяющие порядок оказания услуг по передаче электрической энергии и оперативно- диспетчерскому управлению. Такие меры помогут осуществить последовательный переход от интеграции к рыночной системе отношений и станут фундаментом для последующей отмены регулирования в сфере ценообразования и развития конкурентных рынков. - Введение на оптовом рынке системы, сочетающей свободное ценообразование и тарифное регулирование. Функционирование оптового и розничных рынков электрической энергии до
вступления в силу положений закона «Об электроэнергетике», регламентирующих
порядок организации хозяйственных отношений на указанных рынках, будет
осуществляться на основе утверждённых Правительством правил оптового рынка
электроэнергии переходного периода. В этот период реализация электроэнергии
на оптовом рынке будет осуществляться как по регулируемым тарифам, так и по
свободным ценам. Объёмы электроэнергии, которые сможет реализовать по
свободным ценам каждый поставщик – субъект оптового рынка, будут определены |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|