реферат, рефераты скачать
 

Макроанализ реструктуризации РАО ЕЭС России


p> . технологические связи через общую производственную инфраструктуру ТЭЦ и потребителя;

. доля одного промышленного потребителя составляет не менее 70% в общем отпуске тепловой энергии станции;

. доля промышленного пара в общем отпуске тепловой энергии составляет не менее 70%.

Дополнительно рассматривается зависимость выработки электрической энергии от режимов выработки тепловой энергии (наличие противодавленческих турбин и т.д.)[33].

Базовый план реструктуризации направлен на постановку задач и является своеобразным планом к действиям.

2.8. Реорганизация материнской компании холдинга РАО "ЕЭС России" и его дочерних обществ (АО-энерго)

A. Реформирование ОАО РАО «ЕЭС России» (головной компании).

Предполагается, что реструктуризация головной компании РАО "ЕЭС
России" будет осуществляться в два этапа:

На первом этапе происходит обособление от РАО «ЕЭС России» нескольких полностью сформированных ОГК на базе теплогенерирующих активов по схеме, предусматривающей обмен акций генерирующих компаний на акции РАО «ЕЭС
России».

Схема обособления генерирующих компаний от РАО «ЕЭС России» предлагается в целях:

Обеспечения увеличения доли государства в РАО «ЕЭС России» (прежде всего – в сетевых активах);

Формирование независимых ОГК и таким образом ускорение темпов либерализации оптового рынка электроэнергии;

Обеспечения для заинтересованных акционеров РАО «ЕЭС России» возможности дополнительного участия в активах генерации до момента реорганизации РАО «ЕЭС России» и до момента полного запуска рынка.

Для этого целесообразно произвести обмен акций ОАО РАО "ЕЭС России" на акции ОГК (их головных структур) с дальнейшим погашением акций ОАО РАО "ЕЭС
России" и уменьшением уставного капитала ОАО РАО «ЕЭС России».
Предполагается, что государство в обмене участвовать не будет, что приведет к увеличению доли государства в РАО «ЕЭС России» и, соответственно, во всех компаниях (в том числе ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «СО – ЦДУ ЕЭС»), выделяемых при реорганизации ОАО РАО "ЕЭС России".

В целях повышения прозрачности и использования отлаженных технических решений по организации торгов сделку по обмену акций РАО "ЕЭС России" предлагается осуществлять через специализированного агента (инвестиционный банк с международной репутацией и успешным опытом реализации подобных сделок за рубежом и/или на территории России). Привлечение инвестиционного банка осуществляется РАО "ЕЭС России" на конкурсной основе.

Предлагаемые этапы обмена акций:

1. «Пропорциональный обмен». Любой акционер РАО "ЕЭС России" будет иметь право обменять часть принадлежащих ему акций ОАО РАО "ЕЭС России" на акции обособляемой ОГК и таким образом получить долю в пакете акций

ОГК, принадлежащих РАО «ЕЭС России», равную его доле в самом РАО «ЕЭС

России» перед операцией обмена. Предложенный коэффициент обмена будет установлен Советом директоров РАО «ЕЭС России».

2. «Аукцион». Акции ОГК, не востребованные акционерами РАО «ЕЭС России» в рамках «Пропорционального обмена» будут выставлены на аукцион.

Платежным средством на аукционе будут выступать акции РАО «ЕЭС России»

(минимальным коэффициентом обмена предполагается коэффициент, установленный Советом директоров РАО «ЕЭС России» для

«Пропорционального обмена»).

Совет директоров РАО «ЕЭС России» перед проведением первого обмена акций тепловых ОГК на акции РАО «ЕЭС России» утвердит план проведения сделок по обмену (включающий в том числе перечень ОГК, предполагаемых к участию в схеме обмена) и примет решения относительно конкретного порядка и процедур реализации механизма обмена акций. Утвержденный Советом директоров механизм должен быть направлен на обеспечение возможности участия всех акционеров РАО «ЕЭС России» в аукционах, независимо от количества принадлежащих им акций РАО «ЕЭС России».

Обеспечение права акционеров ОГК выставить свои пакеты акций при
«Аукционе» вместе с РАО «ЕЭС России».

Сделки по обмену могут осуществляться после предложения миноритарным акционерам дочерних обществ ОГК (если таковые имеются) перейти на единую акцию в ОГК. Обособление ОГК от РАО «ЕЭС России» возможно только после истечения срока действия предложения об обмене акций. Те акционеры, которые согласны с переходом на единую акцию в ОГК, получают право выставить свои акции на «Аукцион».

После осуществления сделок по обмену, принимается решение о реорганизации РАО "ЕЭС России" и выделении:

Организации по управлению Единой национальной сетью, владеющей 100% акций ОАО "ФСК ЕЭС".

Возможно, некоторых других, к тому времени полностью сформированных компаний отрасли (включая ОАО «СО – ЦДУ ЕЭС», ОГК, ТГК и т.д.).

РАО «ЕЭС России» будет стремиться в наиболее сжатые сроки доформировать ОАО «ФСК ЕЭС» магистральными сетевыми активами АО-энерго и осуществить максимально быстрое выделение ОАО «ФСК ЕЭС» из РАО «ЕЭС
России».

На втором этапе, ориентировочно не позднее 2 кв. 2006 г., принимается решение о реорганизации РАО "ЕЭС России" и выделении:

- организаций, владеющих акциями некоторых тепловых ОГК, оставшихся у
РАО «ЕЭС России» к моменту реорганизации, (каждая компания выделяется отдельно);

- организаций, владеющих акциями ОГК, созданных на базе ГЭС (каждая компания выделяется отдельно);

- организаций, владеющих акциями полностью сформированных ТГК - независимо от перехода на единую акцию (каждая компания выделяется отдельно);

- организации, владеющей акциями всех (до 5) компаний МРСК.

- оставшийся на месте РАО «ЕЭС России» холдинг будет владеть акциями гарантирующих поставщиков, акциями изолированных АО-энерго, акциями неконсолидированных РГК и прочими непрофильными и сервисными активами ОАО
РАО "ЕЭС России".

Все организации, выделяемые из РАО "ЕЭС России" и владеющие акциями профильных компаний (ОАО "ФСК ЕЭС", ОГК, ТГК) будут впоследствии присоединены либо ликвидированы и таким образом будет обеспечено прямое участие акционеров РАО "ЕЭС России" в профильных компаниях.
B. Разделение АО-энерго по видам деятельности.

Разделение каждого АО-энерго по видам деятельности осуществляется в два этапа:

Этап 1. Продажа АО-энерго магистральных сетевых активов ОАО «ФСК ЕЭС» или участие АО-энерго в ММСК, передача имущества и функций РДУ в ОАО "СО-
ЦДУ ЕЭС", учреждение и продажа ремонтных, сервисных и непрофильных компаний.

Этап 2. Реорганизация АО-энерго путем выделения компаний по видам деятельности с пропорциональным распределением акций среди акционеров реорганизуемых АО-энерго:

- региональная генерирующая компания (на базе генерирующих активов, тепловых сетей и котельных);

- распределительная сетевая компания (на базе активов распределительных сетей);

- магистральная сетевая компания, владеющая акциями ММСК;

- сбытовая компания;

- ремонтные компании (по желанию акционеров).

В ряде АО-энерго также выделяются:

- генерирующие компании на базе станций, подлежащих включению в ОГК;

- тепловые компании (в некоторых регионах, на базе тепловых сетей и котельных).

В процессе реформирования АО-энерго будет обеспечиваться единство управления выделенными компаниями на переходном периоде (до межрегиональной интеграции). Единство управления будет обеспечено за счет создания управляющих компаний - 100%-х дочерних компаний РАО "ЕЭС России" до реорганизации АО-энерго, так и в виде выделенных из АО-энерго.

Также возможны иные варианты, обеспечивающие разделение АО-энерго по видам деятельности, в случае принятия Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС
России» решения относительно проекта реформирования в индивидуальном порядке. При этом к рассмотрению принимаются только варианты, гарантирующие каждому акционеру право получить пропорциональную долю в создаваемых в ходе преобразований компаниях. РАО «ЕЭС России» будет получать пропорциональную долю во всех создаваемых в ходе преобразования АО-энерго компаниях, равную доли РАО «ЕЭС России» в реорганизуемом АО-энерго. При подготовке проекта реформирования и в ходе принятия решений о реорганизации АО-энерго РАО «ЕЭС
России» не будет принимать на себя дополнительных обязательств, связанных с последующим проведением сделок обмена акций одних компаний, образуемых в ходе реорганизации АО-энерго, на другие.

Предполагается, что процесс реорганизации АО-энерго будет происходить в три этапа:

Этап 1. Реорганизация пилотных АО-энерго (2 квартал 2003 года – 2 квартал 2004 года). По итогам реализации этого этапа будет проведен анализ схемы реформирования АО-энерго, и в нее могут быть внесены корректировки с целью ее оптимизации.

Этап 2. Реорганизация второй очереди АО-энерго (начинается в случае успешного проведения собраний акционеров пилотных АО-энерго и при наличии согласия миноритарных акционеров) – 3 квартал 2003 года – 3 квартал 2004 года.

Этап 3. Реорганизация остальных АО-энерго (4 квартал 2004 года – 3 квартал 2005 года). В некоторых АО-энерго реорганизация будет проведена с использованием нормы законодательства, позволяющей принимать решения о реорганизации простым большинством голосов (с пропорциональным распределением акций создаваемых компаний среди акционеров реорганизуемого
АО-энерго) – вступает в силу с 1 января 2005 года.[34]

Однако, для акционеров АО – энерго есть риск того, что постепенно их компании будут принуждены заниматься неприбыльными или сокращающимися видами деятельности, а лучшие активы региональных энергокомпаний – генерирующие мощности крупных станций – будут выведены в новые структуры без адекватного обмена акций региональных энергосистем на доли в новых генерирующих компаниях. Аналогично, для акционеров АО федеральных станций и РАО «ЕЭС России» есть опасность, что наиболее ценные активы будут реприватизированы в пользу новых игроков и стратегических инвесторов без адекватного обмена долей.

Впрочем, реформой предусматривается «зеркальное» распределение акций при реорганизации холдинга, поэтому есть надежда, что опасения миноритарных акционеров окажутся напрасными.

2.9. Система управления изменениями холдинга РАО "ЕЭС России" в период реформирования

Система управления изменениями на уровне РАО «ЕЭС России» обеспечивает содержательную, методологическую поддержку подготавливаемых и принимаемых решений Правительством РФ. Принятие пакета законопроектов по электроэнергетике ставит перед системой управления реформированием новые задачи:

- концентрация усилий и ресурсов на проработке корпоративных, юридических схем трансформации собственности и управления ею;

- синхронизация отражения проблем и подходов РАО "ЕЭС России" и
Правительства РФ в дальнейшей реализации реформы;

- совмещение процессов реформирования с процессами текущего функционирования;

- реорганизация системы управления с целью обеспечения реформирования холдинга РАО «ЕЭС России» и развития существующего и новых бизнесов.

РАО «ЕЭС России» осуществляет процессы проектирования, трансформации и организации функционирования субъектов конкурентных отношений в электроэнергетике. Управление реформой осуществляется в проектном режиме с назначением менеджеров проектов, планированием, организацией и контролем прохождения проекта при его рассмотрении в РАО "ЕЭС России". [35]

Проекты реформирования организаций холдинга РАО "ЕЭС России" утверждаются Советом директоров РАО "ЕЭС России" с предварительным рассмотрением на Комитете по вопросам реформирования при Совете директоров
РАО "ЕЭС России", на Рабочей группе по рассмотрению проектов реформирования при Комиссии Правительства РФ по реформированию электроэнергетики.
Системные вопросы реформирования выносятся на рассмотрение Комиссии по вопросам реформирования РАО «ЕЭС России».

Для подготовки материалов РАО "ЕЭС России" привлекаются авторитетные международные консалтинговые компании. На реализацию крупных сделок, связанных с перемещением активов организаций холдинга РАО "ЕЭС России", планируется привлечение крупных инвестиционных банков.

Преобразования в электроэнергетической области планируется осуществлять поэтапно с учетом опыта реализации «пилотных» проектов реформирования АО-энерго.

С целью обеспечения прозрачной и справедливой оценки при операциях с активами холдинга РАО «ЕЭС России» для их оценки будут привлечены аккредитованные при РАО «ЕЭС России» оценочные организации, использующие разработанную с привлечением консалтинговой компании «Делойт и Туш» методику оценки активов, использующую в том числе метод прогноза дисконтированных денежных потоков после либерализации рынка электроэнергии.

Актуальной задачей для менеджмента РАО «ЕЭС России» является повышение капитализации организаций холдинга РАО "ЕЭС России" (управление стоимостью), для чего планируется разработать методологию повышения эффективности и прозрачности организаций холдинга РАО "ЕЭС России".

Основные элементы управления изменениями холдинга РАО «ЕЭС России»: a. Разработка и использование прозрачных корпоративных механизмов в процессе реструктуризации дочерних и зависимых обществ РАО «ЕЭС России»

Разделение по видам бизнеса в АО-энерго будет осуществлено с соблюдением интересов акционеров компаний и, при поддержке миноритарных акционеров, будет проводиться путем реорганизации в форме выделения бизнесов с пропорциональным распределением акций создаваемых компаний среди акционеров АО-энерго. b. Переход внутри холдинга РАО "ЕЭС России" с административной на корпоративную систему управления.

Корпоративная система управления дочерними и зависимыми обществами РАО
"ЕЭС России" позволит повысить самостоятельность последних в принятии оперативных решений и сократить оперативные и административные функции в подразделениях исполнительного аппарата РАО "ЕЭС России". c. Изменение системы управления в части делегирования полномочий менеджмента дочерних и зависимых обществ

Предполагается делегирование полномочий на уровень руководителей структурных подразделений обеспечивающих реформирование электроэнергетики и расширение полномочий заместителей Председателя по функциям развития и реформирования в части принятия стратегических и инвестиционных решений. d. Управление переходом на рыночные механизмы в текущей деятельности РАО

«ЕЭС России» и методологическое содействие реформированию дочерних и зависимых акционерных обществ

В целях повышения эффективности текущей деятельности РАО «ЕЭС России», создания условий для работы компании в рыночных условиях необходимо внедрить легальные рыночные механизмы в процессы распределения всех видов топлива (сверхлимитного газа) внутри общества, путем создания внутрикорпоративной топливной биржи. Аналогичные принципы необходимо внедрить в сфере организации ремонтов, проектных и научных работ.[36]

В целом, нельзя не отметить упор делаемый РАО «ЕЭС России» на гласность процесса реформирования и участие в процессе большого числа привлеченных экспертов по разным областям.

2.10. Создание системы контроля за ходом преобразований со стороны акционеров, их участие в системе принятия решений по вопросам, касающимся защиты их интересов и прав

За прошедшие годы в компаниях холдинга РАО "ЕЭС России" значительно усилилась роль миноритарных акционеров. Представители миноритарных акционеров входят в Совет Директоров РАО "ЕЭС России" и многих дочерних обществ. Постоянно увеличивается количество независимых директоров в советах директоров дочерних обществ холдинга. При Совете Директоров РАО
"ЕЭС России" уже создан ряд комитетов и рабочих групп, куда входят представители акционеров:
. постоянно действующий Комитет по оценке (основные задачи: утверждение порядка отбора оценщиков, управление процессом разработки Методики проведения оценки активов и бизнеса в электроэнергетике в процессе реформирования, аккредитация оценочных организаций при РАО "ЕЭС России", рассмотрение и утверждение отчетов оценщиков в ходе реформы компаний

Холдинга РАО "ЕЭС России");
. комитет по вопросам реформирования, который рассматривает все проекты и программы реформирования РАО "ЕЭС России" и его дочерних обществ;
. рабочая группа при Совете директоров РАО "ЕЭС России" по доработке стратегии.

Планируется создание ряда дополнительных комитетов при Совете
Директоров:
. комитет по аудиту;
. комитет по компенсациям.

В компаниях холдинга планируется создание комитетов по персоналу, которые будут рассматривать и утверждать кандидатуры на руководящие должности во всех создаваемых в процессе реформы компаниях. В состав этих комитетов будут входить представители миноритарных акционеров.

Необходимо отметить, что в системе управления компаниями холдинга РАО
"ЕЭС России" значительную роль играют Советы директоров компаний, поскольку основным методом управления дочерними предприятиями холдинга является корпоративный – все основные решения принимаются Советами директоров (как
РАО "ЕЭС России", так и ДЗО).

Менеджмент РАО "ЕЭС России" считает, что залогом успешного и бесконфликтного прохождения процессов реформирования является максимальная открытость. Во II половине 2002 года менеджментом был объявлен «мораторий» на продажу профильных активов холдинга РАО «ЕЭС России» до момента принятия
Советом директоров РАО «ЕЭС России» Методики проведения оценки активов и бизнеса в электроэнергетике в процессе реформирования. В обеспечение этого по инициативе менеджмента РАО «ЕЭС России» Советом директоров РАО «ЕЭС
России» было принято решение о составлении списка профильных активов холдинга РАО «ЕЭС России», не подлежащих продаже. Утвержденный решением
Совета директоров РАО «ЕЭС России» список таких активов включает магистральные сетевые активы, находящиеся в собственности ОАО «ФСК ЕЭС», а также активы, предполагаемые к включению в оптовые генерирующие компании (с учётом возможных изменений в соответствии с решением Правительства РФ о перечне и составе создаваемых генерирующих компаний оптового рынка).

Совершенствование информационной политики, усиление роли корпоративных методов управления и участия представителей миноритарных акционеров в принятии ключевых решений являются абсолютными приоритетами для менеджмента
РАО "ЕЭС России" и его дочерних и зависимых обществ.[37]

Для осуществления эффективного контроля менеджментом РАО «ЕЭС России» предложена система прохождения решения через ряд комитетов и согласование с советом директоров, что предполагает высокую степень защиты от необдуманных решений. Такой подход формирует уверенность в достижение результата путем детализации и согласования во всех инстанциях.

2.11. Управление реформой на уровне государства

В соответствии Федеральным Законом «Об электроэнергетике»
Правительство РФ является ответственным за принятие решений по ключевым аспектам реформирования электроэнергетики.

С целью рассмотрения системных вопросов реформирования энергетики была образована Комиссия Правительства РФ по реформированию электроэнергетики,
Экспертный Совет, а при Комиссии Правительства РФ по реформированию электроэнергетики создана Рабочая группа по рассмотрению проектов реформирования акционерных обществ энергетики и электрификации.

Законодательные акты РФ, указы Президента РФ, решения Правительства
РФ, Комиссии Правительства РФ по реформированию электроэнергетики, решения федерального органа исполнительной власти по регулированию естественных монополий по отнесённым к их полномочиям вопросам реформирования отрасли после вступления их в силу будут находить отражение в Стратегии РАО «ЕЭС
России» и оформляться в соответствии с действующими в РАО «ЕЭС России» корпоративными процедурами.

Одним из эффективных механизмов обеспечения бескризисного реформирования электроэнергетической отрасли является создание Совета по надежности с участием представителей Правительства РФ, РАО «ЕЭС России», НП
«АТС», Системного оператора, Федеральной сетевой компании, АО-энерго, и иных участников реформирования отрасли, является. Совет по надежности станет эффективным способом решения возникающих конфликтов интересов между увеличивающимся количеством субъектов рынка. Основной задачей Совета является эффективная координация субъектов, участвующих в реформировании отрасли, мониторинг и контроль процесса реформирования холдинга РАО "ЕЭС
России", обеспечение соблюдения интересов государства в процессе реформирования электроэнергетики Российский Федерации.

Система управления реформой энергетики на государственном уровне позволяет координировать реформу электроэнергетики с реформами ЖКХ, газовой отрасли, административной и бюджетной реформами и предполагает внедрение:

- четких механизмов взаимодействия и координации системы управления реформированием с системой управления государственной собственностью;

- механизмов минимизации рисков, связанных с реформой.[38]

Государственный контроль также осуществляется созданием дополнительных комитетов по повышению эффективной работы будущих компаний и разработке входе реформы механизмов по взаимодействию и координации системы управления.

2.12. Повышение эффективности менеджмента, бизнес-процессов и корпоративного управления в холдинге РАО "ЕЭС России"

2.12.1. Программа сокращения издержек организаций холдинга ОАО РАО

"ЕЭС России" и выход из непрофильных видов деятельности

Планомерное снижение издержек организаций холдинга РАО «ЕЭС России» является приоритетным направлением стратегии компании. До конца 2003 года планируется разработать и принять новую Программу управления издержками, предусматривающей существенное снижение затрат в 2004 - 2006 году.

Мероприятия по сокращению издержек, проводимые в рамках комплексной
Программы управления издержками. Основные пути снижения затрат:

- мероприятия по снижению затрат на топливо: совершенствование политики в области закупок топлива (в том числе путем подписания рамочных контрактов от имени материнской компании), внутренняя биржа энергоресурсов
(лимитный газ, уголь), хеджирование ценовых колебаний с помощью финансовых инструментов;

- формирование конкурентного рынка основных ремонтных и сервисных услуг: выделение ремонтных и сервисных видов деятельности холдинга, снижение затрат на ремонты, сокращение численности ремонтного и обслуживающего персонала, расширение практики закупок на тендерной основе;

- повышение уровня производительности труда: оптимизация численности персонала; внедрение новых технологий и оборудования;

- концентрация на основном производстве и избавление от непрофильных активов (на максимально выгодных условиях).

Работа РАО "ЕЭС России" и АО-энерго по снижению издержек будет координироваться во взаимодействии с регулятором, направленным на использование сэкономленных ресурсов на развитие компаний.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.