| |||||
МЕНЮ
| Макроанализ реструктуризации РАО ЕЭС Россииp> . технологические связи через общую производственную инфраструктуру ТЭЦ и потребителя; . доля одного промышленного потребителя составляет не менее 70% в общем отпуске тепловой энергии станции; . доля промышленного пара в общем отпуске тепловой энергии составляет не менее 70%. Дополнительно рассматривается зависимость выработки электрической энергии от режимов выработки тепловой энергии (наличие противодавленческих турбин и т.д.)[33]. Базовый план реструктуризации направлен на постановку задач и является своеобразным планом к действиям. 2.8. Реорганизация материнской компании холдинга РАО "ЕЭС России" и его дочерних обществ (АО-энерго) A. Реформирование ОАО РАО «ЕЭС России» (головной компании). Предполагается, что реструктуризация головной компании РАО "ЕЭС На первом этапе происходит обособление от РАО «ЕЭС России» нескольких
полностью сформированных ОГК на базе теплогенерирующих активов по схеме,
предусматривающей обмен акций генерирующих компаний на акции РАО «ЕЭС Схема обособления генерирующих компаний от РАО «ЕЭС России» предлагается в целях: Обеспечения увеличения доли государства в РАО «ЕЭС России» (прежде всего – в сетевых активах); Формирование независимых ОГК и таким образом ускорение темпов либерализации оптового рынка электроэнергии; Обеспечения для заинтересованных акционеров РАО «ЕЭС России» возможности дополнительного участия в активах генерации до момента реорганизации РАО «ЕЭС России» и до момента полного запуска рынка. Для этого целесообразно произвести обмен акций ОАО РАО "ЕЭС России" на
акции ОГК (их головных структур) с дальнейшим погашением акций ОАО РАО "ЕЭС В целях повышения прозрачности и использования отлаженных технических решений по организации торгов сделку по обмену акций РАО "ЕЭС России" предлагается осуществлять через специализированного агента (инвестиционный банк с международной репутацией и успешным опытом реализации подобных сделок за рубежом и/или на территории России). Привлечение инвестиционного банка осуществляется РАО "ЕЭС России" на конкурсной основе. Предлагаемые этапы обмена акций: 1. «Пропорциональный обмен». Любой акционер РАО "ЕЭС России" будет иметь право обменять часть принадлежащих ему акций ОАО РАО "ЕЭС России" на акции обособляемой ОГК и таким образом получить долю в пакете акций ОГК, принадлежащих РАО «ЕЭС России», равную его доле в самом РАО «ЕЭС России» перед операцией обмена. Предложенный коэффициент обмена будет установлен Советом директоров РАО «ЕЭС России». 2. «Аукцион». Акции ОГК, не востребованные акционерами РАО «ЕЭС России» в рамках «Пропорционального обмена» будут выставлены на аукцион. Платежным средством на аукционе будут выступать акции РАО «ЕЭС России» (минимальным коэффициентом обмена предполагается коэффициент, установленный Советом директоров РАО «ЕЭС России» для «Пропорционального обмена»). Совет директоров РАО «ЕЭС России» перед проведением первого обмена акций тепловых ОГК на акции РАО «ЕЭС России» утвердит план проведения сделок по обмену (включающий в том числе перечень ОГК, предполагаемых к участию в схеме обмена) и примет решения относительно конкретного порядка и процедур реализации механизма обмена акций. Утвержденный Советом директоров механизм должен быть направлен на обеспечение возможности участия всех акционеров РАО «ЕЭС России» в аукционах, независимо от количества принадлежащих им акций РАО «ЕЭС России». Обеспечение права акционеров ОГК выставить свои пакеты акций при Сделки по обмену могут осуществляться после предложения миноритарным акционерам дочерних обществ ОГК (если таковые имеются) перейти на единую акцию в ОГК. Обособление ОГК от РАО «ЕЭС России» возможно только после истечения срока действия предложения об обмене акций. Те акционеры, которые согласны с переходом на единую акцию в ОГК, получают право выставить свои акции на «Аукцион». После осуществления сделок по обмену, принимается решение о реорганизации РАО "ЕЭС России" и выделении: Организации по управлению Единой национальной сетью, владеющей 100% акций ОАО "ФСК ЕЭС". Возможно, некоторых других, к тому времени полностью сформированных компаний отрасли (включая ОАО «СО – ЦДУ ЕЭС», ОГК, ТГК и т.д.). РАО «ЕЭС России» будет стремиться в наиболее сжатые сроки
доформировать ОАО «ФСК ЕЭС» магистральными сетевыми активами АО-энерго и
осуществить максимально быстрое выделение ОАО «ФСК ЕЭС» из РАО «ЕЭС На втором этапе, ориентировочно не позднее 2 кв. 2006 г., принимается решение о реорганизации РАО "ЕЭС России" и выделении: - организаций, владеющих акциями некоторых тепловых ОГК, оставшихся у - организаций, владеющих акциями ОГК, созданных на базе ГЭС (каждая компания выделяется отдельно); - организаций, владеющих акциями полностью сформированных ТГК - независимо от перехода на единую акцию (каждая компания выделяется отдельно); - организации, владеющей акциями всех (до 5) компаний МРСК. - оставшийся на месте РАО «ЕЭС России» холдинг будет владеть акциями
гарантирующих поставщиков, акциями изолированных АО-энерго, акциями
неконсолидированных РГК и прочими непрофильными и сервисными активами ОАО Все организации, выделяемые из РАО "ЕЭС России" и владеющие акциями
профильных компаний (ОАО "ФСК ЕЭС", ОГК, ТГК) будут впоследствии
присоединены либо ликвидированы и таким образом будет обеспечено прямое
участие акционеров РАО "ЕЭС России" в профильных компаниях. Разделение каждого АО-энерго по видам деятельности осуществляется в два этапа: Этап 1. Продажа АО-энерго магистральных сетевых активов ОАО «ФСК ЕЭС»
или участие АО-энерго в ММСК, передача имущества и функций РДУ в ОАО "СО- Этап 2. Реорганизация АО-энерго путем выделения компаний по видам деятельности с пропорциональным распределением акций среди акционеров реорганизуемых АО-энерго: - региональная генерирующая компания (на базе генерирующих активов, тепловых сетей и котельных); - распределительная сетевая компания (на базе активов распределительных сетей); - магистральная сетевая компания, владеющая акциями ММСК; - сбытовая компания; - ремонтные компании (по желанию акционеров). В ряде АО-энерго также выделяются: - генерирующие компании на базе станций, подлежащих включению в ОГК; - тепловые компании (в некоторых регионах, на базе тепловых сетей и котельных). В процессе реформирования АО-энерго будет обеспечиваться единство управления выделенными компаниями на переходном периоде (до межрегиональной интеграции). Единство управления будет обеспечено за счет создания управляющих компаний - 100%-х дочерних компаний РАО "ЕЭС России" до реорганизации АО-энерго, так и в виде выделенных из АО-энерго. Также возможны иные варианты, обеспечивающие разделение АО-энерго по
видам деятельности, в случае принятия Советом директоров ОАО РАО «ЕЭС Предполагается, что процесс реорганизации АО-энерго будет происходить в три этапа: Этап 1. Реорганизация пилотных АО-энерго (2 квартал 2003 года – 2 квартал 2004 года). По итогам реализации этого этапа будет проведен анализ схемы реформирования АО-энерго, и в нее могут быть внесены корректировки с целью ее оптимизации. Этап 2. Реорганизация второй очереди АО-энерго (начинается в случае успешного проведения собраний акционеров пилотных АО-энерго и при наличии согласия миноритарных акционеров) – 3 квартал 2003 года – 3 квартал 2004 года. Этап 3. Реорганизация остальных АО-энерго (4 квартал 2004 года – 3
квартал 2005 года). В некоторых АО-энерго реорганизация будет проведена с
использованием нормы законодательства, позволяющей принимать решения о
реорганизации простым большинством голосов (с пропорциональным
распределением акций создаваемых компаний среди акционеров реорганизуемого Однако, для акционеров АО – энерго есть риск того, что постепенно их компании будут принуждены заниматься неприбыльными или сокращающимися видами деятельности, а лучшие активы региональных энергокомпаний – генерирующие мощности крупных станций – будут выведены в новые структуры без адекватного обмена акций региональных энергосистем на доли в новых генерирующих компаниях. Аналогично, для акционеров АО федеральных станций и РАО «ЕЭС России» есть опасность, что наиболее ценные активы будут реприватизированы в пользу новых игроков и стратегических инвесторов без адекватного обмена долей. Впрочем, реформой предусматривается «зеркальное» распределение акций при реорганизации холдинга, поэтому есть надежда, что опасения миноритарных акционеров окажутся напрасными. 2.9. Система управления изменениями холдинга РАО "ЕЭС России" в период реформирования Система управления изменениями на уровне РАО «ЕЭС России» обеспечивает содержательную, методологическую поддержку подготавливаемых и принимаемых решений Правительством РФ. Принятие пакета законопроектов по электроэнергетике ставит перед системой управления реформированием новые задачи: - концентрация усилий и ресурсов на проработке корпоративных, юридических схем трансформации собственности и управления ею; - синхронизация отражения проблем и подходов РАО "ЕЭС России" и - совмещение процессов реформирования с процессами текущего функционирования; - реорганизация системы управления с целью обеспечения реформирования холдинга РАО «ЕЭС России» и развития существующего и новых бизнесов. РАО «ЕЭС России» осуществляет процессы проектирования, трансформации и организации функционирования субъектов конкурентных отношений в электроэнергетике. Управление реформой осуществляется в проектном режиме с назначением менеджеров проектов, планированием, организацией и контролем прохождения проекта при его рассмотрении в РАО "ЕЭС России". [35] Проекты реформирования организаций холдинга РАО "ЕЭС России"
утверждаются Советом директоров РАО "ЕЭС России" с предварительным
рассмотрением на Комитете по вопросам реформирования при Совете директоров Для подготовки материалов РАО "ЕЭС России" привлекаются авторитетные международные консалтинговые компании. На реализацию крупных сделок, связанных с перемещением активов организаций холдинга РАО "ЕЭС России", планируется привлечение крупных инвестиционных банков. Преобразования в электроэнергетической области планируется осуществлять поэтапно с учетом опыта реализации «пилотных» проектов реформирования АО-энерго. С целью обеспечения прозрачной и справедливой оценки при операциях с активами холдинга РАО «ЕЭС России» для их оценки будут привлечены аккредитованные при РАО «ЕЭС России» оценочные организации, использующие разработанную с привлечением консалтинговой компании «Делойт и Туш» методику оценки активов, использующую в том числе метод прогноза дисконтированных денежных потоков после либерализации рынка электроэнергии. Актуальной задачей для менеджмента РАО «ЕЭС России» является повышение капитализации организаций холдинга РАО "ЕЭС России" (управление стоимостью), для чего планируется разработать методологию повышения эффективности и прозрачности организаций холдинга РАО "ЕЭС России". Основные элементы управления изменениями холдинга РАО «ЕЭС России»: a. Разработка и использование прозрачных корпоративных механизмов в процессе реструктуризации дочерних и зависимых обществ РАО «ЕЭС России» Разделение по видам бизнеса в АО-энерго будет осуществлено с соблюдением интересов акционеров компаний и, при поддержке миноритарных акционеров, будет проводиться путем реорганизации в форме выделения бизнесов с пропорциональным распределением акций создаваемых компаний среди акционеров АО-энерго. b. Переход внутри холдинга РАО "ЕЭС России" с административной на корпоративную систему управления. Корпоративная система управления дочерними и зависимыми обществами РАО Предполагается делегирование полномочий на уровень руководителей структурных подразделений обеспечивающих реформирование электроэнергетики и расширение полномочий заместителей Председателя по функциям развития и реформирования в части принятия стратегических и инвестиционных решений. d. Управление переходом на рыночные механизмы в текущей деятельности РАО «ЕЭС России» и методологическое содействие реформированию дочерних и зависимых акционерных обществ В целях повышения эффективности текущей деятельности РАО «ЕЭС России», создания условий для работы компании в рыночных условиях необходимо внедрить легальные рыночные механизмы в процессы распределения всех видов топлива (сверхлимитного газа) внутри общества, путем создания внутрикорпоративной топливной биржи. Аналогичные принципы необходимо внедрить в сфере организации ремонтов, проектных и научных работ.[36] В целом, нельзя не отметить упор делаемый РАО «ЕЭС России» на гласность процесса реформирования и участие в процессе большого числа привлеченных экспертов по разным областям. 2.10. Создание системы контроля за ходом преобразований со стороны акционеров, их участие в системе принятия решений по вопросам, касающимся защиты их интересов и прав За прошедшие годы в компаниях холдинга РАО "ЕЭС России" значительно
усилилась роль миноритарных акционеров. Представители миноритарных
акционеров входят в Совет Директоров РАО "ЕЭС России" и многих дочерних
обществ. Постоянно увеличивается количество независимых директоров в
советах директоров дочерних обществ холдинга. При Совете Директоров РАО Холдинга РАО "ЕЭС России"); Планируется создание ряда дополнительных комитетов при Совете В компаниях холдинга планируется создание комитетов по персоналу, которые будут рассматривать и утверждать кандидатуры на руководящие должности во всех создаваемых в процессе реформы компаниях. В состав этих комитетов будут входить представители миноритарных акционеров. Необходимо отметить, что в системе управления компаниями холдинга РАО Менеджмент РАО "ЕЭС России" считает, что залогом успешного и
бесконфликтного прохождения процессов реформирования является максимальная
открытость. Во II половине 2002 года менеджментом был объявлен «мораторий»
на продажу профильных активов холдинга РАО «ЕЭС России» до момента принятия Совершенствование информационной политики, усиление роли корпоративных
методов управления и участия представителей миноритарных акционеров в
принятии ключевых решений являются абсолютными приоритетами для менеджмента Для осуществления эффективного контроля менеджментом РАО «ЕЭС России» предложена система прохождения решения через ряд комитетов и согласование с советом директоров, что предполагает высокую степень защиты от необдуманных решений. Такой подход формирует уверенность в достижение результата путем детализации и согласования во всех инстанциях. 2.11. Управление реформой на уровне государства В соответствии Федеральным Законом «Об электроэнергетике» С целью рассмотрения системных вопросов реформирования энергетики была
образована Комиссия Правительства РФ по реформированию электроэнергетики, Законодательные акты РФ, указы Президента РФ, решения Правительства Одним из эффективных механизмов обеспечения бескризисного
реформирования электроэнергетической отрасли является создание Совета по
надежности с участием представителей Правительства РФ, РАО «ЕЭС России», НП Система управления реформой энергетики на государственном уровне позволяет координировать реформу электроэнергетики с реформами ЖКХ, газовой отрасли, административной и бюджетной реформами и предполагает внедрение: - четких механизмов взаимодействия и координации системы управления реформированием с системой управления государственной собственностью; - механизмов минимизации рисков, связанных с реформой.[38] Государственный контроль также осуществляется созданием дополнительных комитетов по повышению эффективной работы будущих компаний и разработке входе реформы механизмов по взаимодействию и координации системы управления. 2.12. Повышение эффективности менеджмента, бизнес-процессов и корпоративного управления в холдинге РАО "ЕЭС России" 2.12.1. Программа сокращения издержек организаций холдинга ОАО РАО "ЕЭС России" и выход из непрофильных видов деятельности Планомерное снижение издержек организаций холдинга РАО «ЕЭС России» является приоритетным направлением стратегии компании. До конца 2003 года планируется разработать и принять новую Программу управления издержками, предусматривающей существенное снижение затрат в 2004 - 2006 году. Мероприятия по сокращению издержек, проводимые в рамках комплексной - мероприятия по снижению затрат на топливо: совершенствование
политики в области закупок топлива (в том числе путем подписания рамочных
контрактов от имени материнской компании), внутренняя биржа энергоресурсов - формирование конкурентного рынка основных ремонтных и сервисных услуг: выделение ремонтных и сервисных видов деятельности холдинга, снижение затрат на ремонты, сокращение численности ремонтного и обслуживающего персонала, расширение практики закупок на тендерной основе; - повышение уровня производительности труда: оптимизация численности персонала; внедрение новых технологий и оборудования; - концентрация на основном производстве и избавление от непрофильных активов (на максимально выгодных условиях). Работа РАО "ЕЭС России" и АО-энерго по снижению издержек будет координироваться во взаимодействии с регулятором, направленным на использование сэкономленных ресурсов на развитие компаний. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|