| |||||
МЕНЮ
| Макроанализ реструктуризации РАО ЕЭС Россииp> В целях регулирования тарифов в этот период Правительство будет ежегодно, до принятия бюджета устанавливать предельные уровни тарифов на электрическую энергию. При этом будет обеспечена защита интересов населения посредством утверждения для нее отдельных предельных уровней цен. - Завершение процесса формирования новых участников хозяйственных отношений в электроэнергетике. В рамках переходного периода будет завершён процесс формирования организационной и имущественной структуры новых участников хозяйственных отношений в сфере электроэнергетики. Так, до окончания переходного периода реформирования (до вступления в силу утверждённых Правительством правил оптового рынка) участие РФ в уставном капитале Организации по управлению единой национальной электрической сетью и Системном операторе (которые к настоящему моменту созданы в качестве 100% дочерних обществ РАО «ЕЭС России») должно быть обеспечено в размере не менее, чем 52%. До обеспечения указанного размера доли участия РФ в уставном капитале В последующий период РФ увеличивает долю своего участия в уставных
капиталах указанных компаний всеми законными способами до уровня не менее,
чем 75% плюс одна голосующая акция. Увеличение доли может быть
осуществлено в том числе за счет снижения доли участия РФ в генерирующих
компаниях с учетом ограничения, что в процессе преобразования РАО "ЕЭС При создании генерирующих компаний на базе электростанций, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу Федерального закона "Об электроэнергетике", не допускается включение в имущество любой из указанных компаний генерирующего оборудования, составляющего в совокупности 35 и более процентов установленной генерирующей мощности в границах ценовой зоны оптового рынка. До 1 июля 2005 г. в наблюдательном совете Администратора торговой системы оптового рынка будет обеспечено равное участие поставщиков и покупателей, в координационном совете будут также работать представители органов исполнительной и законодательной власти. - Замена тарифного регулирования механизмами свободного ценообразования. С момента окончания переходного периода (т.е. с момента вступления в силу правил оптового рынка) вступают в силу положения закона «Об электроэнергетике», определяющие порядок функционирования оптового и розничных рынков. В результате на оптовом рынке начнёт действовать механизм формирования
равновесных цен в рамках ценовых зон (их границы определяются Кроме системы подачи заявок (то есть оптового рынка) будет также действовать рынок прямых договоров, сущность которого состоит в реализации электроэнергии по ценам, определяемым сторонами (вне зависимости от определённой равновесной цены) на основе двусторонних договоров. Весь механизм организации торгов будет действовать с учётом строгой очерёдности загрузки генерирующих мощностей (в первую очередь – мощности, обеспечивающие системную надёжность и АЭС в части обеспечения условий их безопасной эксплуатации; во вторую очередь – ТЭС в объеме производства электроэнергии, соответствующем их работе в теплофикационном режиме, и ГЭС в объеме производства электрической энергии, который необходимо произвести по технологическим причинам и в целях обеспечения экологической безопасности). По окончании переходного периода продажа электроэнергии на розничных рынках будет осуществляться по ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения. Тарифное регулирование в электроэнергетике будет сохранено в части
регулирования деятельности субъектов естественной монополии (к которым
будут отнесены Федеральная сетевая компания и Системный оператор). . регулирование цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую в условиях отсутствия конкуренции; . регулирование цен (тарифов) на услуги по обеспечению системной надежности; . регулирование цен (тарифов) на услуги администратора торговой системы; . регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию; . регулирование платы за технологическое присоединение к электрическим сетям; . регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков. Кроме того, при проявлении монопольных или олигопольных тенденций, требующих вмешательства государства в ценовую ситуацию на рынке, будет осуществляться регулирование предельных (максимальных и (или) минимальных) уровней цен на электрическую энергию и цен (тарифов) на располагаемую генерирующую мощность. - Ограничение прав собственников объектов электросетевого хозяйства. С момента окончания переходного периода осуществляется окончательное
формирование правомочий Федеральной сетевой компании по распоряжению и
управлению объектами, входящими в единую национальную электрическую сеть. В
частности, вступает в действие механизм ограничения прав собственников
объектов электросетевого хозяйства, которые входят в единую национальную
электрическую сеть. С этого момента заключение всех договоров на передачу
электроэнергии с использованием объектов, входящих в единую национальную
электрическую сеть (независимо от того, в чьей собственности они
находятся), осуществляется Федеральной сетевой компанией. Кроме того,
собственники указанных объектов не вправе распоряжаться ими (в части вывода
этих объектов из эксплуатации) без согласия данной организации, за
исключением случаев нарушения Федеральной сетевой компанией определяемых - Формирование механизмов, обеспечивающих в условиях конкуренции надёжное энергоснабжение потребителей. Обеспечению прав потребителей электроэнергии на надёжное энергоснабжение будет содействовать формирование системы гарантированной поставки. Данную систему образуют организации, которым будет присвоен статус гарантирующего поставщика и функцией которых является обеспечение поставок электроэнергии любому обратившемуся лицу. Поддержка процесса создания и развития в электроэнергетике Кроме того, в целях обеспечения надёжного и бесперебойного энергоснабжения отдельных групп потребителей, обслуживаемых гарантирующими поставщиками (к которым будут отнесены наименее защищённые с экономической точки зрения потребители, а также потребители, обеспечение энергоснабжения которых необходимо в целях национальной безопасности), будет сформирован механизм предоставления гарантий обязательств по оплате электроэнергии за счёт бюджетных средств. В результате реализации вышеописанных мероприятий и процессов будет обеспечено: . снижение рисков переходного периода для всех потребителей и производителей, а для наименее защищённых с экономической точки зрения группы потребителей – сглаживание возможных резких колебаний цен на электроэнергию на оптовом рынке; . формирование системы оперативного государственного контроля за ходом реформирования; . последовательный переход от существующей системы хозяйствования к конкурентным отношениям в сфере оборота электроэнергии[22]. Команда Чубайса уже через полтора месяца получила сильнейший аргумент в пользу правильности выбранного пути: свободный рынок электроэнергии в течение этого срока стабильно оправдывает обещания главы РАО «ЕЭС России» относительно того, что рынок позволит снизить тарифы. Как это не грустно, снижение тарифов если продлится, то очень недолго. Мало того, уже в ближайшее время на свободном рынке может возникнуть
ситуация, когда объем заявок потребителей превысит пятнадцатипроцентной
квоты продаж, установленной для производителей электроэнергии. Это может
случиться, если, например, все предприятия – потребители, которые сегодня
не могут выйти на ФОРЭМ (с подачи руководства РАО «ЕЭС России» процедура
получения соответствующих разрешений была существенно усложнена), ринутся
на свободный рынок. Впрочем, представители РАО ЕЭС считают такое развитие
событий маловероятным. Однако угроза существует. В материалах,
подготовленных в середине ноября 2003г. экспертами Минэкономразвития,
отмечается, что если в 2004 году стоимость электроэнергии в свободном
секторе не превысит уровня регулируемых тарифов на ФОРЭМ, то в 2005 году
выход новых потребителей на свободный рынок может вызвать существенный рост
цен в этом секторе – 15 – 20% выше уровня 2004 года. Чтобы избежать этого и Еще более серьезную опасность для нового рынка может представлять
предусмотренная действующим законодательством возможность заключения прямых
договоров на поставку электроэнергии между производителем и потребителем. «Мы объясняем, что сейчас настал наилучший момент для того, Чтобы научиться работать в условиях рынка, - говорит заместитель начальника департамента РАО «ЕЭС России» Марита Нагога. – На прямые договоры всегда можно перейти через год, два, три. Но это не рыночная ситуация, а сейчас правильнее учиться работать в условиях рынка»[23]. Трудно сказать насколько убедительными эти аргументы покажутся крупным
компаниям. Между тем проблема остается очень важная: если «крупняк»
останется на свободном рынке до 2006 года, когда будет введена обязательная
продажа и покупка электроэнергии в свободном секторе, энергетический рынок
выживет. Если нет – нынешние успехи могут обернутся полным провалом реформы К разряду глобальных проблем также относится вопрос о надежности работы отрасли в переходный период. По словам, заместителя министра энергетики Виктора Кудрявого, «надежного энергоснабжения не будет, т.к. в проекте реформы энергетики нет ни одного решения, направленного на обеспечение надежности». В Российской энергетике заводы – изготовители не выполняют ни одного процента технического обслуживания. Вся энергетика обслуживается силами энергокомпаний. Поэтому, когда энергокомпании делятся по видам бизнеса, как предлагается, - инфраструктура повисает в воздухе. После раздела энергосистемы старая система техобслуживания будет нарушена, а когда будет создана новая, фирменная неизвестно.[24] Задач перед руководством РАО «ЕЭС России» на сегодня поставлено много, но и разрешенных сложных проблем достачно. Поэтому есть основания полагать, что переходный период не будет связан с масштабными кризисами в отрасли. 2.4. Целевая структура отрасли электроэнергетики к 2008 г Предполагается, что к 2008 году будут завершены основные процессы
реструктуризации электроэнергетической отрасли и полностью либерализованы
оптовый и розничный рынки электроэнергии. К этому году закончатся основные
преобразования, начатые РАО "ЕЭС России" в 2006 году (выделение компаний из В итоге реструктуризации холдинга РАО "ЕЭС России" и других предприятий отрасли должны сложиться следующие субъекты и структура собственности. [pic] Рис. 2.4.1. Структура отрасли в 2008 году МРСК – межрегиональная распределительная сетевая компания МРСК’ – компания, выделившаяся из РАО «ЕЭС России» и владеющая акциями МРСК РСК – распределительная сетевая компания ОГК – оптовая генерирующая компания ТГК – территориальная генерирующая компания РГК – региональная генерирующая компания Основными субъектами отрасли должны стать: 2.4.1. Организация по управлению Единой национальной электрической сетью ФСК – компания, исполняющая роль организации по управлению Единой
национальной (общероссийской) электрической сетью (ЕНЭС), которая
обеспечивает единство технологического управления ЕНЭС, оказывает на
возмездной договорной основе услуги по передаче электрической энергии по Основные активы ОАО "ФСК ЕЭС" – практически все магистральные сети РФ Созданная в 2002 году как 100%-ная дочерняя компания РАО «ЕЭС России»,
к 2008 году ФСК (как организация по управлению ЕНЭС) будет являться
самостоятельной компанией, выделенной из РАО «ЕЭС России», владеющей
активами магистральных сетей, в настоящее время находящихся в АО-энерго,
или акциями компаний, созданных на базе этих активов. В последнем случае Предлагаются следующие варианты консолидации магистральных сетей АО- энерго в ОАО "ФСК ЕЭС": . ОАО "ФСК ЕЭС" выкупает активы магистральных сетей у АО-энерго (принадлежащие им акции ММСК) по рыночной цене, используя для этого заемные средства, привлекаемые с рынка капитала, либо от государства. Обслуживание заимствованных средств на рынке капитала предполагается за счет включения расходов на обслуживание в тариф на передачу энергии. . Государство вносит денежные средства в уставный капитал ОАО "ФСК ЕЭС", которое затем выкупает активы магистральных сетей у АО-энерго (принадлежащие им акции ММСК) по рыночной цене. Данный вариант ведет к немедленному увеличению доли государства в ОАО "ФСК ЕЭС". В то же время, происходит процесс создания семи Межрегиональных магистральных сетевых компаний (ММСК) путем внесения активов магистральных сетей АО-энерго в оплату дополнительной эмиссии ММСК до реорганизации АО- энерго. Если ОАО "ФСК ЕЭС" не сможет выкупить активы (акции ММСК), то при реорганизации АО-энерго выделяются Магистральные сетевые компании (МСК), единственным активом которых будут являться акции ММСК. После выделения МСК ликвидируются, либо присоединяются к ММСК, в результате чего акции ММСК пропорционально распределяются среди акционеров. После этого РАО "ЕЭС России" внесет принадлежащие ему акции ММСК в уставный капитал ОАО "ФСК ЕЭС". Менеджмент РАО «ЕЭС России» уделяет первостепенное внимание скорейшему
реформированию ОАО «ФСК ЕЭС» (включая магистральные активы АО-энерго) и его
выделению из РАО «ЕЭС России» в кратчайшей перспективе. Сложность
корпоративных процедур, связанных с этим вопросом, обуславливает
необходимость его дальнейшего изучения и проработки. При определенных
условиях и содействии правительственных и регулятивных органов не исключена
возможность выделения ОАО «ФСК ЕЭС» из РАО «ЕЭС России» до реорганизации После выделения ОАО «ФСК ЕЭС» из РАО «ЕЭС России», в соответствии с законом «Об электроэнергетике» в последующем предполагается увеличение всеми законными способами доли государства в ОАО «ФСК ЕЭС» до 75% плюс одна голосующая акция, в том числе за счет продажи или обмена доли государства в генерирующих компаниях. Основные доходы ОАО «ФСК ЕЭС» формируются за счет тарифа на передачу
электроэнергии по магистральным сетям. Перспективная деятельность ОАО «ФСК Ключевым фактором экономического успеха ОАО «ФСК ЕЭС» будет являться
формирование прозрачной системы регулирования и тарифообразования и
определение регулирующим органом справедливой регуляторной базы капитала 2.4.2. Системный оператор Системный оператор осуществляет единоличное управление технологическими режимами работы Единой энергетической системы России и уполномочен на выдачу обязательных для всех субъектов оперативно- диспетчерского управления команд. Созданное как 100%-ное дочернее общество ОАО РАО «ЕЭС России» ОАО «СО- Активы РДУ будут выкуплены ОАО «СО – ЦДУ ЕЭС» за счет привлечения
заемных средств на рынке (оценивающиеся приблизительно в 1,5 млрд. рублей) Обособление ОАО «СО – ЦДУ ЕЭС» предполагается через выделение при реорганизации РАО "ЕЭС России" в 2005 или 2006 году. Доля государства в уставном капитале ОАО "СО ЦДУ ЕЭС" составит не менее 52%. В дальнейшем государство будет увеличивать свою долю в ОАО "СО ЦДУ ЕЭС" до уровня 75% плюс 1 акция всеми законными способами (включая обмен принадлежащих государству акций ОГК и ТГК на акции ОАО «СО – ЦДУ ЕЭС»). В случае одномоментного выделения ОАО "СО-ЦДУ ЕЭС" и ОАО "ФСК ЕЭС" из 2.4.3. Межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК) Созданные в ходе реструктуризации АО-энерго распределительные сетевые
компании на этапе их межрегиональной интеграции будут объединены в
несколько (до 5) холдинговых компаний по ОЭС, имеющих достаточные величину
активов и рыночную капитализацию. Тарифообразование в МРСК будет также
осуществляться на основе установления справедливой РБК и справедливой нормы
возврата на вложенный капитал. Предполагается, что регуляторная база
капитала (РБК) каждой МРСК должна составить не менее 0,5 млрд. долларов Планируется, что каждая из МРСК (100% дочернее общество РАО "ЕЭС В 2006г. предполагается обособление при реорганизации РАО "ЕЭС России" компании, владеющей принадлежащими РАО "ЕЭС России" акциями всех МРСК, доля государства в которой составит более 52%. После завершения всех основных мероприятий по реформированию холдинга B. Генерирующие компании: 2.4.4. Оптовые генерирующие компании (ОГК), созданные на базе РАО "ЕЭС России" ОГК (со средней установленной мощностью около 9 ГВт) являются наиболее
крупными производителями электроэнергии на оптовом рынке. Предполагается
создание 10 оптовых генерирующих компаний на базе крупных федеральных
станций, принадлежащих РАО "ЕЭС России" и АО-энерго: 6 ОГК формируются на
базе теплогенерирующих активов (ТЭС), 4 ОГК - на базе гидрогенерирующих
активов (ГЭС). Перечень и состав оптовых генерирующих компаний будет
утвержден соответствующим Распоряжением Правительства РФ. При этом
рассматривается возможность включения в состав ОГК строящихся в настоящее
время гидроэлектростанций (Бурейская ГЭС, Богучанская ГЭС). В целях
ограничения монопольного влияния на оптовый конкурентный рынок
электроэнергии тепловые ОГК формируются по экстерриториальному принципу, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|