реферат, рефераты скачать
 

Русский язык. Пунктуация


1. На сажень от Герасима, по горло в воде, стоит плотник Любим, молодой горбатый мужик с треугольным лицом и узкими китайскими глазами (распространенное приложение после имени собственного) (А. Чехов). 2. На болотистом лугу рос высокий тростник вперемежку с осокой – отличный лес для мышиной постройки (пояснительный характер) (В. Бианки). 3. Тут кит-чудо замолчал и, всплеснул, на дно упал (П. Ершов). 4. Прилетали на поля хищные птицы: луни и канюки-мышатники, маленькие сокола – пустельги и кобчики (сокола – (а именно) пустельги и кобчики) (В. Бианки). 5. Послышалась на верхних нарах, затем грузно, по медвежьи спрыгнул к печке старший лейтенант Уханов, командир первого орудия из взвода Кузнецова (приложения при имени собственном: до и после) (Ю. Бондарев). 6. Потерь здесь, товарищ генерал, нет (Ю. Бондарев). 7. Двух дельфинов здесь призвали и, отдав указ, сказали, чтоб, от имени царя, обежали все моря и того ерша-гуляку, крикуна и забияку, где бы то ни было нашли, к государю привели (П. Ершов). 8. Величественность зданий зависела от их соразмерности, гармонических пропорций и от небольшого числа украшений – оконных наличников, картушей и барельефов (К. Паустовский). 9. Иван Ильич,  высокий худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку (после имени собственного) (А. Чехов).




3.3. Обособление обстоятельств

1. Обстоятельства,  выраженные деепричастным оборотом (деепричастием с зависимыми словами), обособляются  независемо от того, какое место в предложении занимают: 1. А заря, лениво обходя кругом, обсыпает новым серебром (С. Есенин). 2. Вылетев из Африки в апреле к берегам отеческой земли, длинным треугольником летели, утопая в небе, журавли (Н. Заболотский).
Деепричастный оборот отделяется от стоящих перед ним союзов (кроме а) запятой: Но неизвестный успел уже вскочить на подножки и, открыв заднюю дверцу, заглянул в дилижанс (В. Катаев).

2. Два деепричастных оборота, относящиеся к одному слову и соединенные одиночным союзом и, или, либо, между собой запятыми не разделяются (как одиночные члены): / Сидя в вагоне / и / потом отыскивая в небольшой роще свою дачу, / он все время чувствовал голод и утомление… (А. Чехов).


3. Деепричастный оборот в некоторых случаях не обособляется, например:

а) если представляет собой фразеологизм: Упустила лиса поживу и пошла прочь несолоно хлебавши (А. Толстой).

б) если стоит в ряду однородных необособленных обстоятельств: 1. Клим Самгин шагал по улице бодро и не уступая дорогу встречным людям (М. Горький). 2. Нет женского взора, которого я не забыл при виде кудрявых гор, озаренных южным солнцем, при виде голубого неба или внимая шуму потока, падающего с утеса на утес (М. Лермонтов);

в) если деепричастие имеет в качестве зависимого слова союзное слово «который» и входит в состав придаточной определительной части: Чай – напиток, выпив который становишься бодрей.


4. Одиночные обстоятельства, как правило, обособляются: Гусев, насупившись, стоял около аппарата (А. Толстой). Исключения составляют те одиночные обстоятельства, которые обозначают образ действия и близки по своему значению к наречию или существительному с предлогом: 1. Он шел крадучись (= тайком). 2. До двух часов занятия должны были идти не прерываясь (= без перерыва) (Л. Толстой).


5. Два одиночных деепричастия, как правило, обособляются: Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату (А. Чехов).


6. Обособляются обстоятельства, выраженные существительными  с предлогом несмотря на: Я думаю, что, несмотря на свой возраст, ты очень неплохая артистка (Ю. Олеша).


7. Могут обособляться обстоятельства выраженные существительными  с предлогом благодаря, вопреки, согласно, в отличии, вследствие, ввиду и др. При обособлении такие обстоятельства стоят перед сказуемым и являются распространенными: 1. Савельич, согласно с мнением ямщика, советовал воротиться (А. Пушкин). 2. Благодаря массе новых впечатлений, день прошел для Каштанки незаметно (А. Чехов).


1. Мимо Каштанки, заслоняя ей поле зрения и толкая ее ногами, безостановочно взад и вперед незнакомые заказчики (А. Чехов). 2. В это время из коридора в кухню, шатаясь, вошел Терентий (В. Катаев). 3. Она быстро прошлась по кабинету и, закусив губу, остановилась у окна (В. Вересаев). 4. Тучи на юге висели неподвижно, подмигивая молниям (В. Вересаев). 5. Наевшись, он пошел прогуляться  (А. Чехов). 6. Когда она не мигая долго смотрела в даль, ей чудились толпы людей, огни, торжественные звуки музыки, крики восторга (А. Чехов). 7. Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась и обещала нам тихое утро (М. Лермонтов). 8. Направо и налево чернели мрачные, таинственные пропасти, и туманы, клубясь и извиваясь, как змеи, сползали туда по морщинам соседних скал (М. Лермонтов).



3.4. Обособление дополнений

Именные конструкции с предлогами кроме, вместо, исключая, помимо, сверх, наряду с, за исключением и др., имеющие значения исключения, включения, замещения и условно называемые дополнениями, могут обособляться, если пишущий желает подчеркнуть их роль в предложении: 1. Не знаю, известно ли читателям, что в Петербурге, кроме многих известных чудес, которыми он славится, есть еще чудо, которое заключается в том, что и одно и тоже время в разных частях его можно встретить времена года совершенно различные (Н. Некрасов). 2. В комнате, кроме раздвижного покоробленного стола на тринадцати ножках неравной длины да четырех продавленных соломенных стульев, не было ни какой мебели (И. Тургенев). Но: Наряду с примерами благороднейшего мужества, беззаветной отваги, крепкой дружбы и нежной любви мы находим в мифах вызывающие отвращения образы самой жалкой трусости, омерзительной жадности, коварства и вероломства (Л. Успенский).





4.ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С УТОЧНЯЮЩИМИ И ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ ЧЛЕНАМИ


4.1. Уточняющие и присоединительные члены предложения на письме обособляются, т. е. Выделяются (отделяются) запятыми: 1. Едем в Суботино,  (куда именно?) на станцию, встречать гостей (И. Бунин). 2. Кажется, что цветы и травы приветливо улыбаются вам, (кому именно?) прохожим людям, покачиваясь от того, что на них все время садятся тяжелые шмели и пчелы (К. Паустовский). 3. Незаметным образом я привязался к доброму семейству, (даже к кому?) даже к кривому гарнизонному поручику (А. Пушкин).


4.2. Иногда в зависимости от смысла одни и те же слова могут рассматриваться или как уточняющие, или не как уточняющие: Я пойду дальше в лес. (Говорящий находится в лесу и сообщает, что он пойдет в глубь леса.) – Я пойду дальше, в лес. (Говорящий находится не в лесу и сообщает, что он пойдет в лес; здесь уточняющее обстоятельство места «в лес».)


4.3. Если уточняющие члены предложения содержат пояснения (обозначение одного и того же понятия другими словами, конкретизацию), они могут отделяться тире. В этом случае обычно можно ставить слова «а именно»: 1. А кругом было так поразительно тихо, что он слышал только одноэто биение (И. Бунин). 2. Налетавший от времени до времени ветер свергал с деревьев и другой ливеньцелый поток брызг (И. Бунин). 3. Есть три вещи, которые необходимо утверждать в мальчиках и юношах – долг мужчины, ответственность мужчины, достоинство мужчины (В. Сухомлинский). (Пред тире стоит запятая, выделяющая придаточную часть, находящуюся внутри главной.)


4.4. Пояснительные  конструкции, присоединяемые союзом «или» в значении «то есть», выделяются (отделяются) запятыми: 1. При изучении физики не обойтись без специальных слов, или терминов. 2. Неловкое движение в суставе может вызвать сильное смещение костей, или вывих.

И тут, (где именно?) среди неопределенной, запутанной, свободной красоты, перед самым окном, глупо, фокусно торчала белая палка набережной (Л. Толстой). 2. Огромный град, (какой именно?) с грецкий орех величиной, стремительно падал на землю, высоко подпрыгивая потом к верху (А. Куприн). 3. Белые, чистые пески с рядами разноцветной гальки, то есть камешков, широко расстилались перед нами (С. Аксаков). 4.  Все было направленно против нее, (в особенности что?) в особенности эта музыка (Л. Толстой).


5. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ СРАВНИТЕЛЬНОМ ОБОРОТЕ



5.1. Сравнительные обороты, начинающиеся союзами словно, будто, как, как будто, точно, что, тем, выделяются на письме запятыми: 1. Деревянный мост,  перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колесами, и шатается, точно дряхлый старик (В. Коваленко). 2. В крохотной комнатке жарко от железной крыши и душно, как в бане (В. Вересаев). 3. Как легкая тень, молодая красавица приблизилась к месту назначенного свидания (А. Пушкин).


5.2. Если данные обороты входят в состав сказуемого или тесно связаны с ним по смыслу, запятая не ставится; не выделяются запятыми и сравнительные обороты, представляющие собой устойчивые сочетание слов: 1. Озеро как блестящее зеркало. 2. Изменники точно в воду канули (И. Никитин). 3. Все было как обычно.


5.3. Всегда выделяются обороты с «как», если:

а) оборот начинается сочетанием «как и»: Взрослые, как и дети, любят кино;

б) в основной части предложения имеются указательные слова «так», «столь», «такой» и т. д.: 1. Левитан так же, как Пушкин, Тютчев и многие другие, ждали осени (К. Паустовский). 2. Два таких великих немца, как Шиллер и Гете, не могли не встретится (К. Паустовский).


5.4. Не являются сравнительными оборотами и не выделяются запятыми обороты с союзом как, имеющим значение «в качестве»: 1. Некрасов вошел в историю русской поэзии как смелый новатор формы и содержания (А. Сурков). 2. В этой сцене Чацкий начинает разговор с Фамусовым как отцом Софьи, а Фамусов отвечает как охранитель общественного порядка (Е. Богомолова).


5.5. Не выделяются запятыми оборот с «как», если ему предшествует частица «не» или слова «совсем», «почти», «точь-в-точь», «просто»: 1. Он поступил не как друг. 2. Глаза у нее раскосые, точь-в-точь как у матери.


1. Дубровский как будто очнулся от усыпления (А. Пушкин). 2. Высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах (В. Короленко). 3. Белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром (С. Есенин). 4. На противоположном берегу, точно игрушка, виднелась деревенька (С. Степняк-Кравчинский). 5. Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (в качестве жениха) (А. Пушкин). 6. Приказчика моего нашли на другой день в лесу, привязанного к дубу и ободранного как липку (фразеологизм) (А. Пушкин).




6. ТИРЕ В НЕПОЛНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ


В неполном предложении на месте пропуска члена предложения  при произношении делается пауза, а на письме ставится тире: На боль я отвечаю криком и слезами, на подлость [отвечаю] – негодованием, на мерзость [отвечаю] – отвращением (А. Чехов).

Чаще всего тире ставится на месте пропуска сказуемого, однако в неполном предложении могут быть пропущены и другие члены предложения: 1. На перилах – куртка (Ю. Олеша). 2. Река пахла свежестью, лес – нагретой хвоей (В. Кожевников). 3. Генерал Аносов, тучный, высокий, серебряный старик, тяжело слезал с подножки, держась одной рукой за поручни козел, а другой – за задок экипажа (А. Куприн).

При отсутствии паузы тире в неполном предложении (если при этом ясен смысл) может не ставится: На подносе помещались серебряный кофейник, молочник, две фарфоровые чашки, апельсинного цвета снаружи и золоченные внутри, два бутерброда с зернистой икрой, два с оранжевым прозрачным балыком, два с сыром, два с холодным ростбифом (М. Булгаков).



Примечание. Если перед тире в неполном предложении  стоит конструкция, требующая выделению запятыми, ставится запятая и тире: Зато в нижнем этаже, где кабак, - огни, веселье (В. Шишков) (Запятыми выделяется придаточная часть.)


И грохнул, как гром, выстрел, за ним – другой (В. Шишков). 2. Передо мною слегка холмистые поля, а среди них – старый, серый помещичий дом, ветхий и кроткий при месячном свете (И. Бунин). 3. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно, я – довольно плохо, по обыкновению (И. Тургенев). 4. Писателю необходима смелость в обращении со словами и с запасом своих наблюдений, скульптуру – с глиной и мрамором, художнику – с красками и линиями (К. Паустовский). 5. Вечерело, и тучи не то расходились, на то заходили теперь с трех сторон: слева – почти черная, с голубыми просветами, справа – седая, грохочущая непрерывным громом, а с запада,  из-за хвощинской усадьбы, из-за косогоров над речной долиной, - мутно-синяя, в пыльных полосах дождя, сквозь которые розовели горы дальних облаков (И. Бунин). (Перед последним тире стоит запятая, выделяющая уточняющие члены предложения.)



7. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВВОДНЫХ СЛОВАХ И СОЧЕТАНИЯХ СЛОВ


7.1. Вводные слова и сочетание слов на письме выделяются запятыми: 1. Картина, представившаяся его глазам, казалось, так поразила его, что он долго оставался неподвижным (А. Дружинин). 2.  Итак, на свидание к Александру никто не ездил (Ю. Тынянов). 3. Очевидно, в природу надо входить, как входит каждый, даже самый слабый, звук в общее звучание (К. Паустовский).

Для правильной постановки знаков препинания необходимо уметь находить в предложении вводные слова и сочетания слов: 1. К счастью, погода была тихая, и пруд словно заснул (И. Тургенев). 2. Между прочим, существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателей (К. Паустовский).


7.2. Необходимо различать случаи, когда одно и тоже слово или сочетание слов выступают то в роли вводного, то в роли членов предложения, например: 1. При иных условиях, может быть (вводное), все было бы по-другому (В. Шишков). – Сегодня может быть (сказуемое) дождь. 2. Правда (вводное сл.), платье от такого сиденья пачкалось, но уже без того оно потеряло свой прежний вид (Ю. Олеша). – В его словах была суровая правда (подлежащее).

Слово «наконец» является вводным, если обозначает связь мыслей, порядок их изложения (= и еще), завершая при этом перечисление: Дедушка был столяром, плотником, сапожником и, наконец, часовых дел мастером. В значении «после всего», «под конец», «на последок» данное слово не является вводным и запятыми не выделяется: 1. Наконец он увидел, что едет не в ту сторону  (А. Пушкин). 2. И наконец свершилось  последнее происшествие (Ю. Олеша).

Слово «однако» является вводным, если стоит в середине предложение: Вы, однако, человек избалованный (М. Булгаков). В начале предложения (в том числе части сложного предложения) данное слово, как правило, выступает в значении противительного союза, синонимичного но, и запятыми не выделяется: Однако утром молоко оказалось выпитым и хлеб съеденным (В. Бианки).

Слово «значит» является вводным, если оно синонимично словам «следовательно», «стало быть»: Значит, вы не возьмете меня с собой? Ежели данное слово синонимично слову « означает», оно не является вводным и не выделяется запятыми: Пиши ка мне как можно чаще и как можно более: ты не можешь вообразить, что значит ожидание почтового дня в деревне (А. Пушкин). Если слово «значит» находится между частями бессоюзного или сложноподчиненного предложения, оно выделяется запятыми с двух сторон: Фонарь потух, радио не действует, значит, нет электричества (Г. Адамов).


7.3. Если вводное слово стоит в начале обособленного оборота, оно обычно никаким знаком от оборота не отделяется: 1. Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми, которых у нее было двенадцать (Л. Толстой). 2. «Вера, - сказала графиня, обращаясь к старшей дочери, очевидно нелюбимой. – Разве ты не чувствуешь, что ты здесь лишняя?» (Л. Толстой).


Вам, конечно, известно, что попугай умеет запоминать и повторять человеческую речь (Ю. Олеша). 2. Но ее глаза и все милое, живое лицо, казалось, искрились  и трепетали от внутреннего смеха (С. Степняк-Кравчинский). 3. Кашалот был, вероятно, старым, опытным бойцом. Однако на этот раз он встретил, очевидно, не менее опытного и опасного противника (Г. Адамов). 4. Я ухожу. Вернее, мне придется поехать (Ю. Олеша). 5. Мне хотелось вас заставить рассказать что-нибудь; во-первых, потому, что слушать менее утомительно; во-вторых, нельзя проговорится; в-третьих, можно узнать чужую тайну, в-четвертых, потому, что такие умные люди, как вы, лучше любят слушателей, чем читателей (М. Лермонтов). 6. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме себя (М. Лермонтов). 7. Наконец в стороне что-то стало чернеть (не вводное слово) (А. Пушкин). 8. Итак, Адриан, сидя под окном и выпивая седьмую чашку чаю, по своему обыкновению был погружен в печальные размышления (А. Пушкин). 9. Я глядел на него пристально: с минуту мне казалось, что он бросится к ногам моим, умоляя о прощении  (М. Лермонтов). 10. Но не думайте, однако,  после этого, чтоб автор этой книги когда-нибудь имел гордою мечту сделаться исправителем людских пороков  (М. Лермонтов). 11. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос (И. Тургенев). 12. В Западной Европе климат гораздо мягче, чем на наших дальневосточных берегах, вдоль которых протекают не теплые течения, а, наоборот, холодные (Г. Адамов). 13. Так рассуждать они пустилися вдвоем о всяких всячине: о их собачей службе, о худе, о добре и, наконец, о дружбе (И. Крылов).






8.ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВВОДНЫХ ПРЕДЛОЖНИЯХ И ВСТАВНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ



8.1. Вводные предложения

Вводные предложения выделяются при письме запятыми: 1. Ну, думала я, теперь я буду вознаграждена за труд  (А. Пушкин). 2. Добывать свой хлеб любимым делом – это, как мудро замечено, половина счастья (В. Песков).



8.2. Вставные конструкции

1. Вставные конструкции могут представлять собой слова, сочетание слов и предложения; находятся в середине или в конце основного предложения и выделяются скобками или тире: 1. Однажды утром – это уже было в начале сентября – Фекла принесла снизу два ведра воды (А. Чехов). 2. Коридор был темный и зловещий (номера выходили окнами во двор, а стекла над их дверями давали мало света), и весь день горела в конце каждого его колена лампочка с рефлектором (И. Бунин).  Для выделения вставных конструкций могут на равных основаниях употреблять либо скобки, либо тире (по желанию пишущего), хотя сильным выключающим знаком являются скобки.


2. Если вставная конструкция является вопросительной или восклицательной, после нее ставится вопросительный или восклицательный знак и тире (скобки): 1. А она – что значит, друзья мои, женщина! – даже бровью не моргнула (И. Бунин). 2. Отец-то мой, покойник (царство ему небесное!), человек был справедливый, горячий тоже был человек, не вытерпел – да и кому охота свое доброе терять? – и в суд просьбу подал (И. Тургенев).


3. Знаки препинания, находящиеся на месте разрыва предложения вставной конструкцией, выделенной скобками, ставятся после скобок: Овсяников всегда спал после обеда, ходил в баню по субботам, читал одни духовные книги (причем с важностью надевал серебряные очки), вставал и ложился рано (А. Чехов). (Запятой, стоящей после скобок, разделяются однородные члены предложения.)

Если вставная конструкция выделяется тире, может быть сочетание запятой и тире, например:

1. Староста Антип Седельников, несмотря на молодость – ему было только тридцать лет с небольшим, - был строг и всегда держал сторону начальства, хотя сам был беден и платил подати неисправно (А. Чехов). (Запятая ставится перед вторым тире, так как вставная конструкция относится к обособленному обстоятельству несмотря на молодость.)

2. Третья шившая женщина была Федосья – Фенечка, как звали ее товарки, - белая, румяная, с ясными детскими голубыми глазами и двумя русыми косами, обернутыми вокруг небольшой головы (Л. Толстой). (Запятая ставится перед вторым тире, так как закрывается вводное предложение в составе вставной конструкции.)

И только когда стали расходиться, заметили, что уже рассвет, что все бледны, немного смуглы, - это всегда так кажется в раннее утро, когда на небе гаснут последние звезды (А. Чехов). (Запятая ставится перед тире, поскольку вставному предложению предшествует выделяемая запятыми придаточная часть.)

4. Я забрался в угол, в кожаное кресло, такое большое, что в нем можно было лежать, - дедушка всегда хвастался, называя его креслом князя Грузинского, - забрался и смотрел, как скучно веселятся большие (М. Горький). (Перед первым тире запятая ставится потому, что она закрывает придаточную часть, пере вторым – потому, что закрывает деепричастный оборот во вставной конструкции.)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.