реферат, рефераты скачать
 

Русский язык. Пунктуация



3.2. Точка с запятой ставится между частями сложного бессоюзного предложения, если они отделены друг от друга по смыслу или значительно распространенны и имеют внутри себя запятые: 1. Максим глядел открыто, как будто ласкающими серыми глазами; по времени он встряхивал своими кучерявыми волосами, его смех звучал как-то особенно заразительно (В. Короленко). [  ]; [  ], [  ]. 2. Вода в заливе похолодела; дни стояли ясные, тихие, с чудесной свежестью и крепким морским запахом по утрам, с синим безоблачным небом, уходящим бог знает в какую высоту, с золотом и пурпуром на деревьях, с безмолвными черными ночами (А. Куприн). [  ]; [  ].


3.3. Двоеточие в бессоюзных сложных предложениях ставится:

а) если во второй части раскрывается содержание первой части. При этом между ними можно вставить «а именно»: 1. С этим местом связана трогательная легенда: здесь много лет жил какой-то ссыльный, прежде человек, знатный, попавший в опалу (В. Короленко). [  ] (а именно): [  ]. 2. В одном месте по причине ветра случилось совсем не вероятное происшествие: продавец детских воздушных шаров был унесен шарами на воздух (Ю. Олеша). [  ] (а именно): [  ].;

б) если вторая часть дополняет первую, в которой есть требующие разъяснительные слова «видеть», «слышать», «понимать», «знать», «чувствовать» и другие. Между частями данного предложения можно вставить союз что. При этом первая часть произносится с интонацией, предупреждающей, что далее последует изложение какого-либо факта, описание и т. д.: 1. Утром я встаю и чувствую: поет струна радости (М. Пришвин). [  ] (что): [  ]. 2. Но помните: за лень, невнимание, разнузданность, расхлябанность и особенно за ложь буду гнать и греть без всякой пощады (А. Куприн). [  ] (что): [  ].;

в) если между частями бессоюзного сложного предложения можно вставить слова «и увидел», «и услышал», «и почувствовал» («и увидел что», «и услышал что», «и почувствовал что») и т. п. При этом первая часть произносится с интонацией, предупреждающей о дальнейшем изложении фактов. Как правило, в первой части таких предложений могут быть слова «поглядеть», «оглянуться», «прислушаться», «глянуть», «присмотреться» и т. п.: 1. Глянул на судно: стоит и парусами зыби колышет, как птица подстреленная (Б. Житков). [  ] (и увидел): [  ]. 2. Вдруг оба мы вместе оборачиваемся, поднимаем головы: над нами, на высоком клене, заливается разукрашенный в серые с вишнево-красным перышки зяблик (И. Бурсов). [  ] (и видим что): [  ].;

г) если во второй части указывается причина, основание того, о чем говорится в первой. При этом первая часть произносится с соответствующей предупредительной интонацией, а между частями вставить союзы потому что, так как: 1. Воображение ее было поражено: она видела мертвого медведя и Дефоржа, спокойно спящего над ним и спокойно с неб разговаривающего (А. Пушкин). [  ] (потому что): [  ]. 2. Я напрасно старался узнать имя того человека и подробности этого события: равнодушная и холодная Сибирь плохо хранит эти сведения… (В. Короленко). [  ] (потому что): [  ]…

3.4. Иногда в бессоюзных сложных предложениях, состоящих из трех и более частей, по правилам необходимо ставить два двоеточия. В таком случае допускается замена одного двоеточия на тире: 1. Очень хочу пожелать  молодым людям: постигая мудрости бытия, помните Родина – главное наше богатство (А. Василевский). (Во втором случае замена двоеточия на тире не происходит, поскольку в третьей части есть свое тире.) 2. Истина обладает одним свойством: невнимательный и ленивый ее может не обнаружить – она часто скрыта от первого взгляда. (Второе двоеточие заменено на тире.) [  ] (а именно): [  ] (потому что)  –    [  ].

3.5. Тире в бессоюзном сложном предложении ставится, если:

а) в первой части содержится указание на время, условие, причину того, о чем говорится во второй части. При этом в первую часть можно добавить союзы когда, если: 1. Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи… (И. Тургенев). [  ] – [  ]… 2.  Собрание просит – нельзя отказываться (В. Бианки). [  ] – [  ].;

б) во второй части содержится вывод из того, что говорится в первой части, а также указывает на следствие, результат. В этом случае между частями можно вставить слова поэтому, так что: 1. Рак шевельнулся – все испугались и отодвинулись подальше (В. Бианки). 2. Замела метель дорожки – пробиваться нелегко (М. Исайковский). [  ] (поэтому)  –    [  ].;

в) во второй части содержится противопостановление содержанию первой части. В данном случае между частями можно поставить союзы а, но: 1. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял (М. Лермонтов)… [  ] (но)  –    [  ]… 2. И можно бить его [осла] сколько угодно – он не тронется с места (А. Куприн). [  ] (но)  –    [  ].;

г) во второй части содержится неожиданное присоединение либо указание на быструю смену событий: 1. …Сыр выпал – с ним была плутовка такова  (И. Крылов). 2. Мы шли рядом – вмиг она исчезла.


3.6. Бессоюзное предложение может состоять из трех и более частей. При этом знаки препинания между ними ставится по вышеописанным правилам: 1. Он будто мне дороже всех сокровищ, хочу к нему – вы тащите  с собой (А. Грибоедов). 2. Жизнь в Неаполе тотчас же потекла по заведенному порядку: рано утром – завтрак в сумрачной столовой, облачное, мало обещающее небо и толпа гидов у дверей вестибюля;  потом первые улыбки теплого розоватого солнца, вид с высоко висящего балкона на Везувий, до подножия окутанный сияющими утренними парами, на серебристо-жемчужную рябь залива и тонкий очерк Капри на горизонте, на бегущих внизу, по набережной, крохотных осликов в двуколках и на отряды мелких солдатиков, шагающих куда-то с бодрой и вызывающей музыкой; потом выход к автомобилю и медленное движение по людным узким и сырым коридором улиц, среди высоких, многооконных домов, осмотр мертвенно-чистых и ровно, приятно, но скучно, точно снегом, освещенных музеев или холодных, пахнущих воском церквей… (И. Бунин).


1. Начальство узнает – не похвалит (В. Короленко). (В первой части указывается на условие, можно вставить «если».) 2. Меланхолично засинели поля, далеко-далеко на горизонте уходит за черту земли огромный мутно-малиновый шаром солнце (И. Бунин). [  ],  [  ]. 3. В одном месте в глаза мне попало неожиданное впечатление: невдалеке от дороги вился тонкий дымок между валежником (В. Короленко).  [  ]  (а именно): [  ]. 4. Младшая смеется, блестит глазами и зажимает уши: оглушительно кричат юнкера славного Александровского училища (А. Куприн). [  ] (потому что): [  ]. 5. Сначала сомневались в истине сих показаний: приверженность разбойников к атаману была известна (А. Пушкин). [  ]  (так как): [  ]. 6. Прошла неделя, другая – вдруг въезжает во двор коляска (А. Пушкин). (Неожиданное присоединение.) 7. Говоря с начальством или сердясь на юнкеров, он совсем становился похожим на индюка: так же он надувался, красен до лилового цвета, шипел и, теряя волю над словом, болтал всякую ерунду (А. Куприн). [  ]  (а именно): [  ]. 8. Поворочается [кошка] немного на столе, помнется, облюбовывая место, и сядет рядом со мной, у правой руки, пушистым горбатым в лопатках комком; все четыре лапки подобраны и спрятаны, только две передние бархатные перчаточки чуть-чуть высовывается наружу (А. Куприн). [  ]; [  ], [  ].




4. ПУНКТУАЦИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ


4.1. Между частями сложного предложения с разными видами связи знаки препинания ставятся по правилам, предусмотренным для сложносочиненных, сложноподчиненных, и бессоюзных предложений: 1. Гром доносился уже явственно; за полверсты, на склоне горы, вдруг бешено забилась и зашумела роща, и этот шум было страшно слышать рядом с неподвижным, молчащим садом (В. Вересаев). (Первая и вторая части связаны бессоюзной связью, достаточно отдалены друг от друга по смыслу, во второй части есть свои знаки препинания, поэтому между первой и второй частями ставится точка с запятой. Вторая и третья части связаны сочинительной связью, отделяются друг от друга запятой.) [  ]; [  ], и [  ]. 2. Только что капитан приготовился смиренно ответить, что он пошутил и что готов показать слона, как вдруг тихий отбег береговой струи повернул яхту носом к середине ручья, и, как, настоящая, полным ходом покинув берег, она ровно поплыла вниз (А. Грин). (Только что )1, (что )2 и (что )3, [  ]4, и [  ]. (1 – запятая ставится между двумя придаточными частями, из которых вторая подчиненная первой. 2 – запятая между однородными придаточными, соединенные однородным союзом и, не ставится. 3 – запятой разделяются придаточная и главная части. 4 – запятой разделяются части, связанные сочинительной связью.)


4.2. В предложениях с разными видами связи рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы. Между ними ставится запятая в том случае, когда далее не следует вторая часть союза то, так или союз но: 1. Я ехал лесною тропою, и хотя неба не было видно, но по тому, как хмурится лес, я почувствовал, что над ним поднимается тяжелая туча (В. Короленко). [  ], и [(хотя, но…, (как), …], (что). (Запятая между и и хотя не ставится, так как далее следует союз но, принадлежащий к той же части предложения, что и союз и; часть «и но по тому я чувствовал» звучит не естественно, поэтому запятая между и и хотя не ставится, при этом «и хотя неба мне не было видно» звучит естественно.) 2. Я спокойно отвечала отцу на вопросы по хозяйству, но, когда он внезапно сказал, что завтра к нам придет Сиверс, я почувствовала, что краснею (И. Бунин). [  ], но [(когда),  (что), …], (что). (Запятая между но и когда ставится, так как далее то, так, но. Союз но в этом предложении принадлежит к части «но я почувствовала», союз «когда» - к части «когда он внезапно сказал».) 3. Отец у меня был очень умный человек, и, когда женился на матери, у него ничего не было, а у нее  промотанных двести душ, но в пять лет он составил тысячу (А. Писемский). [  ], и [(когда), …], а [  ], но [  ]. (Запятая между и и когда ставится, так как далее не следует то, как, но принадлежащие к этой части, что и союз и («и  у него ничего не было»). Союз но, имеющийся в данном сложном предложении, принадлежит к последней части «но в пять лет он составил тысячу».)


4.3. В  сложном предложении с бессоюзной и сочинительной связью части, связанные одиночным  сочинительным союзом и, или, либо, могут пояснять дону общую для них часть, стоящую впереди и связанную с ними бессоюзной связью. В этом случае запятая перед союзом и не ставится: Спала деревня: не лаяли, как вчера, собаки, не скрипели двери и не доносились  изнутри слабые тревожные звуки (В. Распутин). [  ]: [  ], [  ] и [  ]. (Общая часть – «спала деревня».) 


4.4. К двум частям, соединенным одиночным союзом и, или, либо, да (в значении и), может относиться одна придаточная. В этом случае запятая перед и не ставится: Звезды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском (И. Тургенев). [  ] и [  ], (когда).


1. Мне нравилось встречать пробуждение природы, я бывал рад, когда мне удавалось вспугнуть заспавшегося жаворонка или выгнать из борозды трусливого зайца (В. Короленко). [  ], [  ], (когда). 2. Направление у меня в другую часть, да я от поезда отстал: дай, думаю, погляжу на свой взвод и на своего лейтенанта (Э. Казакевич). [  ], да [  ]: [  ]. 3. Есть на свете такие счастливые лица: глядеть на них всякому любо, точно они греют вас или гладят  (И. Тургенев). [  ]: [  ], (точно). 4. Ловят карасей по преимуществу сетью или неводом, но, чтобы ловля была удачна, необходимо иметь сноровку (М. Салтыков-Щедрин). [  ], но [, (чтобы), … ]. 5. Ему хотелось, чтобы я любил его дело, а я любил только его самого (К. Чуковский). [  ], (чтобы), а  [  ]. 6. «Стихи о Прекрасной Даме» могли создаваться только в барской семье: нельзя представить себе, чтобы у разночинца, задавленного нуждой и подневольной работой, предбрачная влюбленность была таким длительным, отрешенным от быта, нечеловечески возвышенным чувством (К. Чуковский). [  ]: [  ], (чтобы).

V. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ

1. ПРЯМАЯ РЕЧЬ ПЕРЕД СЛОВАМИ АВТОРА

Прямая речь может находиться перед словами автора. В этом случае она берется в кавычки, пишется с прописной буквы, после нее ставится запятая (за кавычками) либо восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками) и тире. Слова автора пишутся со строчной буквы: «П», - а. «П!» - а. «П?» - а. «П…» - а.


1. «Вот и весна начинается», - решила Зинька (В. Бианки). 2. «Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?» - Лисицу спрашивал Сурок (И. Крылов). 3. «Оставь напрасный труд, мой брат!» - она сказала (И. Крылов). 4. «Праздная жизнь не может быть чистою…» - писал А.П. Чехов.





2. ПРЯМАЯ РЕЧЬ ПОСЛЕ СЛОВ АВТОРА


Если прямая речь находится после слов автора, она заключается в кавычки, пишется с прописной буквы, перед ней ставится двоеточие, а в конце ее – необходимый знак препинания: точка (после кавычек), восклицательный, вопросительный знак или многоточие (перед кавычками).  А: «П». А: «П!» А: «П?» А: «П…»


1. Я подумал: «Назад надо!» (В. Бианки). 2. Она нежно целует меня  в весок и в руки  и говорит: «Здравствуй, папочка. Ты здоров?» (А. Чехов). 3. Отец Итиля, хан  Урак, так ответил сыну: «Идти воевать – опасное дело! Можно покорить чужие страны, а можно потерять  свою голову в пустынной степи» (В. Ян). 4. Князь в который уже раз перечитывал неровные строки, написанные большими буквами знакомым подчерком княгини Агафьи: «Сокол ты мой ясный, княже Георгий! Куда улетел ты от своей лапушки-лебедушки! Злые татаровья в огромном множестве обложили город со всех сторон. Смерть грозит и мне, и нашим детям, и всему люду. Одна надежда, что ты прилетишь и всех врагов раскидаешь…» (В. Ян).




3. СЛОВА АВТОРА ВНУТРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ


Если слова автора разрывают прямую речь, то знаки препинания ставятся следующим образом:

а) если прямая речь представляет собой одно предложение, то после первой ее части ставится запятая и тире,  слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставятся запятая и тире, вторая часть прямой речи пишется со строчной буквы: «П, - а, - п». «П, - а, - п!» «П, - а, - п?» «П, - а, - п…» 1. «Соседка перестань срамится, - ей шавка говорит, - тебе ль с Слоном возится?» (И. Крылов). «Трудных наук нет, - утверждал А.И. Герцен, - есть только трудные изложения, то есть неперевариваемые»;

б) если прямая речь состоит из нескольких предложений и слова автора стоят между ними, то после предложения прямой речи, в конце которого должна стоять точка, ставится запятая, тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставится точка и тире и вторая часть прямой речи пишется  с прописной буквы: «П, - а. – П». «П, - а. – П!» «П, - а. – П?» «П, - а. – П…»  «Для королевы я, пожалуй, умнее, чем надо быть умной в ее сане, - сказала Руна. – Я ведь знаю людей» (А. Грин).

Если в конце предложения, стоящего перед словами автора, должны быть  восклицательный, вопросительный знак или многоточие, то они сохраняются, после них ставится тире, слова автора пишутся со строчной буквы, после них ставится точка и тире и вторая часть прямой речи пишется  с прописной буквы: «П! - а. – П». «П? - а. – П». «П… - а. – П». 1. «Смешно! – подумал я. – Зеленая трава, а заяц белый. У нас зайцы серые летом бывают» (В. Бианки). 2. «Что это может быть? – подумал Ростов. – Неприятель в тылу наших войск?» (Л. Толстой).

в) если в словах автора имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой – ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире и первое слово второй части прямой речи пишется с прописной буквы:  «П, - а: – П». «П! – а: – П». «П? – а: – П». «П… - а: – П». «Тащите воды попить, ребятки! – попросил всадник и, когда Павка побежал в дом за водой, обратился к глазевшему на него Сережке: - Скажи, паренек, какая власть в городе?» (Н. Островский).




4. ПРЯМАЯ РЕЧЬ ВНУТРИ СЛОВ АВТОРА



Прямая речь может находиться внутри слов автора. При этом знаки препинания ставятся в соответствии с условиями контекста. Например, если прямая речь, стоящая внутри слов автора, представляет собой повествовательное или побудительное невосклицательное предложение (в конце его должна стоять точка), то после слов автора ставится двоеточие, открываются кавычки, прямая речь пишется с прописной буквы, кавычки закрываются и, если на месте разрыва не должно быть никаких знаков препинания, ставится тире, слова автора пишутся со строчной буквы: А: «П» - а. Девушка открыла мне дверь, сказала: «Проходите в гостиную» - и мило улыбнулась.

Если на месте разрыва в словах автора должна стоять запятая, она ставится после прямой речи: А: «П» - а. И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», и он все подавал ее, все подавал. (Л. Андреев). (Запятая после прямой речи разделяет части сложного предложения.)

Если же в конце прямой речи стоя вопросительный или восклицательный знак, то после нее ставится тире: А: «П!» - а. А: «П?» - а. А. Чехов был как-то целомудренно скромен, он не позволял себе  громко и открыто сказать людям: «Да будьте же вы порядочнее!» - тщетно надеясь, что они сами догадываются о настоятельной необходимости для них быть порядочнее (М. Горький).



5. ПРЯМАЯ РЕЧЬ В ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЯХ


В печатных изданиях прямая речь может оформляться и по вышеназванным правилам, и писаться с абзаца. В последнем случае знаки препинания ставятся так же, как и в диалоге (см. 6).

1. Митя в волю набегался за пестрыми бабочками по лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит

- Что за прелесть эта весна!

(К. Ушинский)


2. - Скорей, скорей! – торопила Зинька Старого Воробья. – Скажи мне, какой наступает месяц, и я полечу назад в лес: там у меня большой товарищ..

(В. Бианки).



«У них все тоже», - подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидел Веру и мать со старушкой (Л. Толстой). «П», - а. 2.Гудят, поют колокола, и радостно думается: «Еще сколько раз я встречу весну!» (М. Горький). А: «П!» 3. «Ага! – подумал я. – Коли тут стадо, значит есть и пастух» (В. Бианки). «П! – а. – П». 4. «Вот как только я выйду на тот угол, - думал я про себя, - тут сейчас и будет дорога, а с версту  крюку я дал!» (И. Тургенев). «П, – а, – п!» 5. «Да где же это я? – повторял я опять в слух (И. Тургенев). «П?» – а. В середине его рассказа, в то время как он говорил: «Ты не можешь представить, какое страшное чувство бешенства испытываешь во время атаки», в комнату вошел князь Андрей Болконский (Л. Толстой).  А: «П», а. 7. Парень, сначала недоумевая, смигнул, потом вдруг расхохотался, крикнул сквозь смех: «Ах, чудак!» - и, почти не вставая с земли, неуклюжа перевалился от своей тумбочки к тумбочке Челкаша  (М. Горький). А: «П!» – а.  8. Решила Зинька: «Полечу-ка я нынче по всем местам: и в лес, и в поле, и на реку» (В. Бианки). А: «П». 9. «Восемьдесят лет домику! – думал Капитон Иваныч. – Вот осенью надо звать плотников, а то холод зимою будет ужасный!» (И. Бунин). «П! – а. – П!»

6. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ДИАЛОГЕ

6.1. Каждая реплика диалога, как правило, пишется с красной строки, в кавычки не заключается, перед ней ставится тире, после нее – необходимый знак препинания;


I. Разговор двух лиц.

-         Э… скажите мне, какое правление в Турции?

-         Известно какое… Турецкое…

-         Гм!.. Турецкое… Это понятие растяжимое. Там правление конституционное. А какие вы знаете притоки  Ганга?

-         Я географию Смирнова учил и, извините, не отчетливо выучил… Ганг, это которая река в Индии текет… река эта текет в океан.

-         Я вас не про это спрашиваю. Какие притоки имеет Ганг? А где течет Аракс? И этого не знаете? Странно…

(А. Чехов)


II. Разговор нескольких лиц.

Пьер хотел было сказать что-то: разговор интересовал его, но Анна Павловна перебила.

- Император Александр, - сказала она, - объявил, что он предоставит самим французам выбрать образ правления. И я думаю, нет сомнения, что вся нация бросится в руки законного короля.

- Это сомнительно, - сказал князь Андрей. – Я думаю, что трудно будет возвратиться к старому.

- Сколько я слышал, - краснея, опять вмешался в разговор Пьер, - почти все дворянство перешло на сторону Бонапарта.

 - Это говорят бонапартисты, - сказал виконт, не глядя на Пьера. - Теперь трудно узнать общественное мнение Франции.

(По Л. Толстому)


6.2. Если перед репликой диалога идут слова автора, то после них ставятся двоеточие:


А она, задумчиво постукивая ложкой по краю своей чашки, спрашивала его:

- Какая же может быть польза от того, что вы узнаете, как растет репей?

- Та же которую мы извлекаем, изучая явления жизни в каком-нибудь одном человеке.

(М. Горький)


6.3. Если слова автора следуют за репликой, после реплики ставится запятая (восклицательный, вопросительный знак, многоточие) и тире, слова автора пишутся со строчной буквы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.