реферат, рефераты скачать
 

Русский язык. Пунктуация



- В котором часу началось сражение? – спросил император.

- Не могу донести вашему величеству, в котором часу началось сражение с фронта, но в Дюренштейне, где я находился, войско начала атаку в шестом часу вечера, - сказал Болконский, оживляясь и при этом случае предполагая, что ему удастся представить уже готовое в его голове правдивое описание всего того, что он знал и видел. 

(Л. Толстой)


6.4. Если слова автора разрывают реплику, ставятся такие же знаки препинания как и в прямой речи, разорванной словами автора (кроме кавычек):


I. - Да-с… Осень, осень, осень, - говорил старик, глядя на огонь свечи, и задумчиво покачивал головой. – Осень. Вот и мне уж пора собираться. Ах, жаль-то как! Только что настали красные денечки. Тут бы жить да жить на берегу моря, в тишине, спокойненько…

- И пожили бы у нас, дедушка, - сказала Вера.

- Нельзя, милая, нельзя. Служба… Отпуск кончился…

(А. Куприн)

 

II. - Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, - говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там все счастье, надежда, свет; другая все, где ее нет, там все уныние и темнота…

- Темнота и мрак, - повторил Пьер, - да, да, я понимаю это.

(Л. Толстой)


III. Раз Катя полушутя сказала ему  в присутствии матери:

- Вы, Митя, вообще рассуждаете о женщинах по Домострою. Из вас выйдет совершенный Отелло. Вот уж никогда бы не влюбилась в вас и не пошла за вас замуж!

Мать возразила:

- А я не представляю себе  любви без ревности. Кто не ревнует, тот, не любит.

- Нет, мама, - сказала Катя со своей постоянной склонностью повторять чужие слова, - ревность – это неуважение к тому, кого любишь. Значит, меня не любят, если мне не верят.

- А по-моему, - возразила мать, - ревность и есть любовь. Я даже где-то  читала. Там это было очень хорошо показано и даже с примерами из Библии, где сам Бог называется ревнителем и мстителем…

(И. Бунин)













VI. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ЦИТАТАХ




1. Цитата может быть оформлена как прямая речь. В случае  она сопровождается словами автора и ставятся соответствующие знаки препинания: 1. «Для меня жить – значит работать», - говорил И.К. Айвазовский. 2. Л.Н. Толстой написал: «Одно из самых удивительных заблуждений – заблуждение в том, что счастье человека в том, чтобы ничего не делать». 3. «Надо поставить свою жизнь в такие условия,  чтобы труд был необходим, - читаем мы у А.П. Чехова. – Без труда не может быть чистой и радостной жизни».


2. При цитировании стихотворного текста, расположенного обособленно от авторского, после слов автора ставится двоеточие, цитата пишется без кавычек так, как она оформлена в подлиннике.

I. Пока же в нашем сознании Николай Гумилев более всего остался таким, каким представил себя сам в стихотворении «Мои читатели»:

Я не скорблю их неврастенией,

Не уничтожаю душевной теплотой

Не надоедаю многозначительными намеками

На содержимое выеденного яйца,

Но когда вокруг свищут пули,

Когда волны ломают борта,

Я учу их, как не боятся,

Не боятся и делать что надо.

(Н. Скатов)


II. Мы привыкли в стихотворении «Юбилейное», где поэт исповедуется Пушкину в самых сокровенных мыслях и чувствах, всерьез задумывается о подведении итогов жизни, читать такую концовку:

Мне бы

памятник при жизни

полагается по чину.

Заложил бы

динамиту – ну-ка, дрызнь!

Ненавижу

всяческую мертвечину!

Обожаю

всяческую жизнь!

(Л. Андреев)


Если после стихотворной цитаты предложение продолжается, в конце стихотворной строки ставится тире либо ( по условиям контекста) запятая и тире:


В словах Матренушки встречаются и просторечия:

Мне счастье в девках выпало,

Так к делу приобвыкла я, - говорила она.

(М. Фогельсон)


3. Если стихотворная цитата включается в авторский текст как чужая речь и пишется в строку, она заключается в кавычки: В стихотворении «Домой!» В. Маяковского была не попавшая на страницы концовка: «Я хочу быть понят моей страной. А не буду понят, что ж. По родной стране пройду стороной, как проходит косой дождь».


4. Если цитата приводится не полностью, пропуски обозначаются многоточием. Многоточие ставится:

а) в конце цитаты, если предложение цитируется не до конца: «Ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования…» - говорил К.Д. Ушинский;

б) в начале цитаты, если предложение цитируется не с начала: «…Без известной умственной культуры не может быть и утонченных чувств» - писал А. Франс;

в) в середине цитаты, если в цитируемом тексте имеются пропуски: «Стремитесь иметь рядом с собой… взыскательного друга, и любите не того, кто вам льстит, но того, кто вас исправляет», - советовала Ж. Санд.


5. Если цитата включается в авторское предложение как его часть, она заключается в кавычки, но пишется со строчной буквы: 1.  Нельзя забывать слова О. Бальзака о том, что «природа равно мстит как тем, которые пренебрегают ее законами, так и тем, которые, следуя им, нарушают меру». 2.  Г. Лейбниц считал, что любить – «находится в счастье другого своего собственного счастье».


6. Эпиграф обычно пишется без кавычек, при этом указании на источник в скобки не заключается и помещается  на следующей строке. Например к повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкин поместил такой эпиграф:

Береги честь смолоду.

Пословица.












































VII. УПОТРЕБЛЕНИЕ КАВЫЧЕК



1. Кавычками выделяется прямая речь и цитаты (см. V, VI).


2. Кавычками выделятся  названия, синтаксически независимые от определяемых слов, например:

а) названия литературных произведений, газет, журналов, картин, музыкальных произведений и т. д.: роман «Обломов», повесть «Капитанская дочка», газета «Известия», балет «Спартак», оперетта «Сильва», картина «Богатыри»;

б) названия организаций, фабрик, заводов, фабричных марок машин, производственных изделий и т. п.: издательство «Наука», автомобиль «Жигули», трактор «Беларусь» и т. д.;

в) названия парфюмерных изделий, кондитерских изделий и т. п.: духи «Аэро», торт «Птичье молоко», конфеты «Красная Шапочка» и т. д.


3. Кавычками выделяются слова:

а) из чужого текста, чужой речи : Павел Петрович, когда сердился,  с намерением говорил «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает (И. Тургенев);

б) сказанные иронически. В данном случае в слове может заключаться смысл, противоположный прямому лексическому значению этого слова: Он был таким «знатоком» грибов, что даже старый валуй считал боровиком;

в) употребленные в условном значении: Цель игры «Лиса и гуси» - окружить «лису» «гусями» так, чтобы она не смогла сделать ход (З. Веселая);

г) подчеркивающие назывной характер наименования, следующие за словами понятие, выражение, слова и т. д.: Он без нужды растягивал свою речь избегал слова «папаша» и даже раз заменил его словом «отец», произнесенным, правда, сквозь зубы… (И. Тургенев);

д) необычные, малоупотребительные. При этом автор сознательно желает обратить внимание читателя на данные слова: На конце этих четвертушек красовались старательно окруженные «выкрутасами» слова: «Пиотр Кирсаноф, генерал-майор» (И. Тургенев).

Подчеркивание необычности  при помощи кавычек происходит и тогда, когда части речи употребляются в предложении в несвойственной им роли: Кругом, во влажной осоке, обрывисто и загадочно стонали жабы, квакали лягушки, из-под земли бойко неслось слабое и мелодичное «турррррррррр»… (В. Вересаев).


4. Употребление кавычек часто обусловлено контекстом, в котором проявляется степень отчужденности того или иного слова.


5. Если в предложении встречаются внутренние и внешние кавычки, они должны отличатся рисунком («елочки» (« ») и «лапочки» (“ ’’)): Паустовский пишет: “Что касается произношения, то, пожалуй, больше всего режет слух произношение с выпадением гласных – все эти «быват» вместо «бывает», «понимат» вместо «понимает»’’.


6. Основная функция кавычек – выделение. Однако в печатном тексте для разграничения  авторского повествования и включенных в него инородных элементов могут употребляться курсив, разрядка, размер шрифта и т. д., кавычки при этом обычно не ставятся:


«Сосед наш неуч, сумасбродит,

Он фармазон; он пьет одно

Стаканом красное вино

Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; он кажет да-с

Иль нет-с». Таков был общий глаз.

 (А. Пушкин)


По-тетеревиному «чуф» скорее всего значило «солнце», а «ши», вероятно, было у них наше «здравствуй» (м. Пришвин). 2. Я бы напрасно стал убеждать Касьяна в невозможности «заговорить» дичь и потому ничего не отвечал ему (И. Тургенев). 3. Я не могу сказать, хороша ли была пьеса «Фаворит» или дурна (М. Булгаков). 4. На форте Инно бухают пушки, их «пристреливают» (М. Горький). 5. По дороге он зашел в кондитерскую, съел два слоенных пирожка, прочитал кое-что из «Северной пчелы» и вышел  уже не в столь гневном положении  (Н. Гоголь).  6. Кто-то играл с чувством, хотя и неопытною рукою «Ожидание» Шуберта, и медом разливались по воздуху сладостная мелодия (И. Тургенев). 7. Дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки.  Один старик ПрокоФьич не любил его, с угрюмым видом подавал ему за столом кушанья, называл его «живодером» и «прощелыгой» (И. Тургенев).






VIII. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОФРМЛЕНИИ ПЕРЕЧНЕЙ



1. Существуют общие правила оформления перечней:

а) римские цифры употребляются без скобок;

б) после римских цифр ставится точка и первое слово пишется с прописной буквы;

в) строчные буквы употребляются только со скобками;

г) после строчных букв и арабских цифр со скобками точка не ставится и первое слово пишется со строчной буквы;

д) в конце рубрики, вводимой строчной буквой или арабской цифрой со скобкой, ставится точка с запятой (кроме последней рубрики).


2. Перечень может оформляться внутри абзаца. При этом перед перечислением ставится двоеточие, используются арабские цифры с закрывающей скобкой или строчные буквы русского (реже латинского) алфавита с закрывающей скобкой. Первое слово в перечне после скобки пишется со строчной буквы, каждое положение отделяется друг от друга  точкой с запятой. Например:


Круг явлений, охватываемый понятием «ненормированная речь», весьма обширен и генетически неоднороден. В нее входят : а) остаточные элементы диалектного, или, точнее, полудиалектного характера ( например: плотит вм. платит, броюсь вм. бреюсь и т. п.); б) архаичные формы, которые были в прошлом абзацами словоупотребления, но перестали соответствовать норме (например: засуха вм. засуха, библиотека вм. библиотека и т. п.); в)  особенности социально—профессиональных наречий (например: рудник вм. рудник, агония вм. агония, клапана вм. клапана и т. п.); г) новообразования, не признаваемые нормативными  вследствие отрицательной общественно-эстетической оценки (например: звонит вм. звонит, приговор вм. приговор и т. п.); д) жаргонизмы и другие слова, находящиеся за пределами литературной лексики.

(К. Горбачевич)


3. Перечень может оформляется путем абзацного членения. Существует определенная последовательность в обозначении рубрик. Так, например, в простом плане для нумерации используются арабские цифры без скобок, после них ставится точка, первое слово пишется с прописной буквы, в конце ставится необходимый знак препинания (точка, многоточие, восклицательный или вопросительный знак). Например:


Правила питания

1.    Умеренность питания.

2.    Рациональный состав питания.

3.    Биологическая полноценность питания.

4.    Сокращения до минимума потребления некоторых продуктов.

5.    Соблюдения режима питания.

(По Т. Юшкевичу)


4. При одноступенчатом абзацном членении перечень может оформляться несколькими способами.


I способ


Предложение, вводящее в перечень, является завершенным, однако в нем часто присутствуют слова, требующие уточнения: следующие, некоторые, разные и т. п. Для нумерации используются арабские цифры с точкой, пункты перечня начинаются с прописной буквы. Например:

В обращении с материалами статистики необходимо соблюдать следующие указания:

1.            Проверяйте статистические данные сточки зрения компетентности и беспристрастности источника.

2.            Укажите точно источники.

3.            Избегайте неопределенных выражений.

4.            Сравните только совместимые величины.

5.            Утверждайте только то, что подтверждено совокупностью данных.

(По П. Соперу)


II способ


Фраза, вводящая перечень, является либо законченным предложением, либо конструкцией, которою продолжают рубрики, после нее ставится двоеточие, для нумерации используются буквы русского алфавита или арабские цифры с закрывающей скобкой; пункты перечня начинаются со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой. Например:

Можно указать на некоторые речевые умения, обеспечивающие развитую речь:

а) умение привлечь внимание к своей речи как путем элементарного напоминания (ты слушаешь?), так и путем внесения особо интересных элементов в текст;

б) умение заставит собеседника думать совместно, например предложив ему те же посылки, которыми располагает говорящий, и поставив вопрос о возможных решениях;

в) умение развивать мысль, раскрывать обсуждаемый вопрос с разных сторон,  не повторяясь, добавляя новые элементы;

г) умение слушать собеседника, стараясь вникнуть  в содержание производимого им текста;

д) умение понять собеседника, понять прямые и косвенные его просьбы, вопросы, намеки;

е) умение найти и надлежащим способом сформулировать ответы на вопросы, предложения, просьбы собеседника.

(А. Супрун)


III. способ


Фраза, вводящая перечень, обычно является конструкцией, которые продолжают рубрики. После нее ставится двоеточие, пункты перечня сопровождаются отграничительными тире, начинается со строчной буквы и отделяются друг от друга точкой с запятой. Например:

Различия в роде существительных проявляются:

-         в согласовании с различными формами кратких и полных прилагательных и причастий (большой завод, большая фабрика, большое поле);

-         в согласовании с различными формами глагола в прошедшем времени изъявительного наклонения и в сослагательном наклонении (был завод, была фабрика, было поле);

-         в возможности замены разными формами местоимений (завод – он, фабрика – она, поле – оно).

(По В. Белошапковой)


5. При необходимости двухступенчатого абзацного членения перечня применяются два варианта: 1) сначала используются римские цифры, а затем арабские (без скобки) ; 2) сначала используются арабские цифры (без скобки), а затем – буквы русского алфавита (со скобкой).


I вариант


Односоставные предложения

I.                     Понятие об односоставных предложениях.

II.                   Виды односоставных предложений.

1.      Односоставные предложения с главным членом сказуемым.

2.      Односоставные предложения с главным членом подлежащим.

III.                  Использования односоставных предложений в речи.


II. вариант


Односоставные предложения

1. Понятие об односоставных предложениях.

2. Виды односоставных предложений.

а) Односоставные предложения с главным членом сказуемым.

б) Односоставные предложения с главным членом подлежащим.

3. Использования односоставных предложений в речи.


При необходимости трехступенчатого абзацного членения перечня сначала используются римские цифры, затем арабские (без скобки), потом – буквы русского алфавита.




Односоставные предложения

I. Понятие об односоставных предложениях.

II. Виды односоставных предложений.

1.      Односоставные предложения с главным членом сказуемым.

а) определенно-личные;

б) неопределенно-личные;

в) безличные.

2.      Односоставные предложения с главным членом подлежащим.

III. Использования односоставных предложений в речи.






























IX. ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР




Схема пунктуационного разбора


1. Назвать и объяснить пунктограмму в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие).

2. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне сложного предложения (знаки препинания между частями сложного предложения).

3. Назвать и объяснить пунктограммы на уровне простого предложения (в простом предложении либо в частях сложного предложения).


Образец устного пунктуационного разбора


Листва не шевелилась на деревьях, кричали цикады, и однообразный шум моря, доносившийся снизу, говорил о покое, о вечном сне, какой ожидает нас. (А. Чехов.)

1. Точка в конце предложения: в конце предложения ставится точка, так как оно не восклицательное и содержит завершенное сообщение.

2. Знаки препинания между частями сложного предложения: предложение с разными видами связи, состоит из четырех частей, связанных бессоюзной, сочинительной и подчинительной связью. Между первой и второй частями, связанных бессоюзной связью, ставится запятая, так как интонация перечислительная, а части неосложненные. Вторая и третья части связаны сочинительной связью, перед союзом «и» ставится запятая, разделяющая их. Третья и четвертая части связаны подчинительной частью, перед союзным словом «какой» ставится запятая, разделяющая эти части.

3. Обособление определений: в третьей части обособляется определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Знаки препинания между однородными членами предложениями: в третьей части между однородными дополнениями, связанные бессоюзной связью, ставится запятая.



Образец письменного пунктуационного разбора


Листва не шевелилась на деревьях 2, кричали цикады 3, и однообразный шум моря 5, доносившийся снизу 6, говорил о покое 7, о вечном сне 4, какой ожидает нас 1. (А. Чехов.)

1 – точка в конце предложения, так как оно не восклицательное и содержит сообщение завершенное.

2,3,4 – запятые между частями сложного предложения: [  ], [  ], и [  ], (какой).

5,6, - запятые, выделяющие обособленное определение: Х, причастный оборот, …

7 – запятая, разделяющая однородные дополнения, связанные бессоюзной связью: - - -,   - - -.























Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.