| |||||
МЕНЮ
| Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов (на среднем этапе обучения)p> 1. обеспечение доступности содержания для данной возрастной категории ; 2. установка связей изученного материала с жизнью, с практикой ; 3. оптимальная активизация учения школьников путем введения элементов проблемного изложения, усиления занимательности и эмоциональной выразительности материала ; . систематизирующая: обеспечение строгой последовательности изложения учебного материала в систематизированной форме . Строгая логика изложения учебного материала, обеспечение глубокой внутренней взаимосвязи его элементов на всех уровнях, четкая линия межпредметных связей, продуманная система вопросов, заданий, аппарата ориентировки,- все это помогает реализовать данную функцию школьного учебника; . интегрирующая: учебник обеспечивает помощь в усвоении в качестве единого целого знаний, приобретенных учащимися из различных источников . Тем самым современный учебник располагает реальной возможностью последовательно формировать методы научного исследования, воспитывать у учащихся умения самостоятельно оценивать факты, перерабатывать всю ту массу информации, которая к ним поступает ; . координирующая: одна из принципиальных особенностей учебника современной школы заключается в том, что он, в силу своего назначения в системе средств обучения, является ядром, вокруг которого группируются все другие учебные средства. В настоящее время значение этой функции все более возрастает на фоне более широкого применения технических средств в процессе обучения, создания системы УМК при обучении иностранному языку; . закрепления и самоконтроля: являясь носителем определенного, обязательного учебного материала, учебник призван всемерно облегчать учащимся усвоение и закрепление этого материала, помогать ему самостоятельно восполнить пробелы в знаниях и умениях; . развивающе-воспитательная: содействует активному формированию важнейших черт гармонически развитой личности (Зуев : 1983 ; с.59) . Разные авторы по-разному трактуют проблему функций школьного учебника. А.З.Рахимов, автор логико-психологической концепции разработки школьных учебников, считает, что учебник должен нести не новые знания, а содержать проблему имеющую общественно-значимую ценность, которая будет захватывать ученика, перерабатываться умом и сердцем. Учебная книга должна быть ориентирована не на заучивание понятий, она должна также формировать мотивы учения, самостоятельность, ответственность, творческое отношение к учению .Данная концепция выделяет следующие функции учебника : . мировоззренческая: формирование убежденности в том, что данное явление может быть познано и объяснено, в том, что знания об окружающем мире могут быть объективными и верными ; . синтезирующая: призвана формировать целостное представление о мире и целостную творческую личность ученика. Это может быть достигнуто путем синтеза в одном учебнике знаний из разных областей, в том числе естественных и гуманитарных наук; . ценностно-ориентационная: усиливает гуманитаризацию образования, обеспечивает широкий интеллектуальный фон, на котором может развертываться процесс самообразования. Эта функция реализуется, когда научно-технический стиль мышления становится ценностью или выступает средством ориентировки и способом отношения учащегося к внешнему миру. При успешной реализации этой функции учебника произойдет переоценка учащимися ценностей окружающего мира, когда на первый план выступают богатый окружающий мир человека, средства саморазвития – увлечение наукой, культурой, спортом (Рахимов: 1991; с.59). ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ : . общеобразовательная: реализуется путем специального вооружения школьников знаниями методических принципов, методами познания предмета и умения сознательно применять их в учебно-познавательной деятельности ; . развивающая: развитие познавательной потребности, положительной мотивации, целепомогающей учебной активности и творческих способностей учащихся ; . воспитательная: развитие отношения к научным знаниям как средству рациональной организации своей учебной деятельности и источнику самообразования, формирование развивающей системы самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки (Рахимов: 1991;с. 31-33). Мы видим, что у разных авторов, функции, которыми должен обладать учебник, различны . Несомненно, что все они справедливы, но наиболее часто встречаются информационная, трансформационная, функция систематизации, закрепления и контроля, самообразования, интегрирующая,координирующая функции . Наиболее разработанной в дидактическом отношении и методическом воплощении можно считать информационную функцию. Учебники иностранного языка, до последнего десятилетия делали акцент на способы формирования иноязычных знаний о стране и в значительно меньшей степени обеспечивали формирование практических навыков и умений . В теории учебника совокупность функций называют комплексом или системой педагогических функций современного учебника. Ни одна из функций не может выполнять в полной мере свое назначение вне комплекса. Например, функция систематизации связана почти со всеми функциями. Каждая из функций имеет воспитательную направленность – развитие умения мыслить, учит красоте и стройности изложения мысли, вооружает предпосылкой для осуществления других функций. Вывод: таким образом, каждый учебник не может обладать строго определенными функциями, они могут варьироваться в зависимости от типа учебного предмета, дидактической концепции и активных целей процесса обучения. 1.3. Структура и содержание учебника . Учебник можно рассматривать как систему. Всякая система состоит из
взаимосвязанных элементов, неразложимых в ее пределах. Все остальное,
приложенное к системе, представляется аксессуарами, предназначенными
восполнить недостатки системы. Если учитывать, что учебник предназначен
объединять в единое целое цели, принципы, содержание и методы обучения, то
можно считать, что учебник есть материализованная система обучения, система
обучения, единицами которой является организованные учебные действия
учащихся, ограниченные по времени, учебным целям и учебному материалу, т.е.
упражнения. Следовательно, неразложимыми в пределах учебника элементами
системы выступают упражнения, которые и должны использоваться в качестве Содержание учебника можно представить как соответствующим образом организованный учебный материал, средства-субституты и иллюстрации. Под содержанием можно понимать и градуированную систему доз языкового материала, выражающего заданное предметное содержание, и систему учебных действий по формированию речевых навыков и умений, воплощенную в систему упражнений, предназначенную для становления того или иного ВРД. Взаимосвязанные упражнения, составляющие единую систему, не могут
реализовывать все функции учебника. Отсюда необходимость дополнить
содержание учебника справочным материалом. Кроме того, стимулирующая
функция учебника обычно подкрепляется иллюстрированным материалом. Таким
образом, есть все основания говорить, что в понятие содержания учебника
входят упражнения, справочный материал и иллюстрированный материал (Миньяр- Расположение материала в любом учебнике должно подчиняться определенным правилам, то есть учебник должен обладать структурой . Структура современного учебника состоит из двух слагаемых: тексты и вне текстовые компоненты. В учебниках по различным предметам различают несколько видов текстов: основные, дополнительные, пояснительные. Основные тексты играют ведущую роль в учебниках. Это может быть текст литературного произведения, или изложения конкретных исторических событий. Это то, что ребенку надо знать, запомнить, выучить. Для того, чтобы материал был убедительным, доказательным, лучше запомнился, авторы учебников прибегают дополнительным текстам. Это документы, хрестоматийные материалы, ссылки на ярлыке, примеры, материалы для необязательного изучения. Пояснительные тексты – это примечания, разъяснения, словари, алфавиты, пояснения к картам и схемам, являются важным средством организации самостоятельной учебной деятельности школьника, заставляют его думать над прочитанным . Внетекстовые компоненты – это аппарат организации усвоения, то есть
все то, что призвано помочь учащимся в усвоении обязательного объема знаний В любом учебнике есть аппарат ориентировки : оглавление, сигналы- символы, библиография, указатели всего того, что сближает школьную книгу с научной, позволяет научить ребенка ориентироваться в дополнительном учебном материале, в материалах средств массовой информации . Вывод: будучи неотъемлемой частью учебного процесса, учебник обладает содержанием, собственной структурой, определенными функциями, отвечает всем критериями, необходимыми для учебника иностранного языка, он может рассматриваться как ядро всей системы вспомогательных средств, организующих процесс обучения . ГЛАВА II. "Сравнительный анализ отечественных УМК : "L`oiseau bleu-3" авторов Н.А.Селивановой, А.Ю.Шашуриной и учебника "Le francais –4" авторов А.П.Шапко и В.А.Слободчикова. 2.1. Содержание учебника "L`oiseau bleu-3". Обучение французскому языку в общеобразовательной школе на среднем
этапе (7-8 классы) представлены УМК "L`oiseau bleu-3"авторы Н.А.Селиванова, УМК "L`oiseau bleu-3"предназначен для учащихся 7-х классов общеобразовательной средней школы, занимающейся по модели 5-9 . С методических позиций основной характеристикой УМК по-прежнему остается его коммуникативная направленность, то есть нацеленность процесса преподавания на развитие максимально возможных для данного этапа умений общения на французском языке . При отборе и организации учитывались возрастные, психологические и интеллектуальные особенности учащихся среднего подросткового возраста, их ценностно-ориентационные и мотивационные характеристики . Методическая концепция УМК основывается на принципе взаимосвязанного обучения всем видам речевой деятельности : чтению, говорению, аудированию, письму, при этом особое внимание уделяется работе с письменным источником информации, содержание которого служит основой и для развития навыков устной речи . Среди них : художественные тексты, статьи из детской прессы, социологический опрос – анкета, интервью, страничка из журнала мод для детей, французского толкового детского словаря, рекламный текст, игра – викторина и так далее . В УМК "L`oiseau bleu-3" входит : o Книга для учащихся (Livre de l`eleve); o Книга для учителя (Guide pedagogique); o Сборник упражнений (Exercices de grammaire et de vocabulaire); o Аудиокассета с записью текстов и диалогов книги для учащихся . При отборе и организации учебного материала учитывались возрастные
психологические и интеллектуальные особенности учащихся этого возраста . ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ . Распределение грамматического материала по урокам . В изучении грамматики основной акцент сделан на глагольную систему
языка. Основой глагольной системы французского языка является категория
времени. Повторяя изученное,учащиеся знакомятся с такими новыми для них
глагольными временами, как Plus – que – parfait,Futur simple, Passe simple, Грамматические страницы представлены в учебнике в виде самостоятельного раздела. Учитывая это формирование грамматического навыка может проходить традиционно с использованием грамматического справочника, помещенного в конце учебника, где в доступной для учащихся форме объяснено образование и функционирование того или иного грамматического явления . 1. Введение грамматического явления до чтения основного текста. 2. Актуализация грамматического явления в процессе чтения. 3. Активизация грамматического явления с помощью знакомых лексических компонентов. Это не исключает коммуникативного подхода к обучению грамматике, когда каждое грамматическое явление рассматривается прежде всего, как неотъемлемая часть письменной и устной речи и на первый план выдвигается смысл высказывания, а не его форма. Именно этому подходу отдают предпочтение авторы учебника. Распределение лексического материала по урокам. Формирование лексического навыка осуществляется путем обеспечения
частого употребления новых и ранее пройденных лексических единиц в
неречевых и речевых упражнениях на основе и в связи с текстом. Основная
часть лексических упражнений, направленных на работу с изолированным словом Лексические страницы в учебнике предназначены для семантизации незнакомой лексики (при помощи рисунков, типовых контекстов, определений) и нацелены на снятие трудностей понимания текста. В обучении лексике доминирующим является принцип ситуативности: все лексические и грамматические явления включаются в какую-то ситуацию. Для того, чтобы умения устной речи были действительно разговорными умениями, то есть позволяли выражать мысли и эмоции в форме адекватной ситуации непосредственного общения, по мнению авторов учебника, необходимо соблюдение двух условий: 1. Четко формулировать коммуникативное задание: какую информацию учащиеся должны собрать или сообщить, какова должна быть их реакция на полученную информацию (согласие, восторг, удивление, отказ и так далее), чего они хотят добиться от собеседника ; 2. Необходимо вооружить учащихся запасом элементарных речевых штампов, характерных для французской разговорной речи в той или иной ситуации . 2.2. Схема учебника "L`oiseau bleu – 3 " Положения, которые легли в основу учебника " L`oiseau bleu Для того, чтобы необходимое многократное повторение не приводило к
монотонности, необходимо использовать разные игровые формы тренинга В УМК четко не регламентировано количество часов, необходимых для
изучения материала урока . Всего в учебнике содержится 9 блоков (Unite),
следовательно, за 1 четверть изучается по два блока, каждый из которых
обладает определенной тематической общностью . Все блоки имеют примерно
одинаковую структуру, они включают 5 разделов: Lecture 1, Grammaire, Урок начинается с чтения текста и затем выполняются определенные задания по тексту . Lecture 1 . Первый раздел каждого блока предназначен для обучения некоторым видам чтения : поисковому чтению, чтению с пониманием общего содержания, чтению с полным пониманием прочитанного. Обучение всем видам чтения происходит на базе одного текста и осуществляется в процессе совместной работы учителя и учащихся в классе . Для облегчения логики повествования, текст разделен на отдельные смысловые фрагменты, позволяющие четче представить его организационную структуру. Кроме того, в тексте выделены строевые элементы, отражающие временные, причинно-следственные и другие связи между отдельными факторами, а также действиями и поступками персонажей. Тексты подобраны таким образом, что каждый из них, кроме уже изученных строевых элементов повествования содержит новые, подлежащие усвоению и закреплению через специально предназначенные для этого упражнения. Сформированность умений чтения и устной речи зависит от уровня владения как активным, так и пассивным языковым материалом. В частности, преподавание иностранных языков может быть успешным только тогда, когда обеспечивает непрерывный прирост слов запаса. Первый раздел и его устная проработка являются основным контекстом введения и последующего закрепления . Lecture 2 . Данный раздел в учебнике служит развитию и закреплению навыка собственно чтения и навыка смысловой переработки текста, в частности, членения текста на самостоятельные смысловые фрагменты. Если первый текст снабжен опорами для понимания (иллюстрации, заголовок, подзаголовки, нумерация частей, графическое выделение отдельных слов и словосочетаний), то во втором тексте они отсутствуют. Учащимся предлагается самостоятельно разделить прочитанную историю на разное количество смысловых отрывков, в соответствии с их собственным восприятием содержанием. В дальнейшем, чтобы восстановить авторскую логику построения текста (деления на абзацы), учащиеся находят начало и конец каждой части в соответствии с предложенным планом, выбирают заголовок из числа предложенных или придумывают сами . В разделах Lecture 1, Lecture 2 заложены элементы обучения технологии
пересказа: упражнения, направленные на перефразирование, сокращение,
восстановление внутренней логической связи предложения или текста. Civilisation . Здесь собраны сведения об истории, географии, культуре Table ronde . Работа над последним разделом каждого блока проводится
в виде ролевой игры. Учащиеся собираются за "круглым столом", чтобы
высказать свое мнение относительно интересующих проблем: "Любите ли вы
путешествовать ?", "Что такое настоящий друг ?", "Что вы думаете о моде ?", |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|