| |||||
МЕНЮ
| Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов (на среднем этапе обучения)p> Правильно организованный "круглый стол" позволит активизировать знания, полученные учащимися в результате работы над каждым конкретным блоком, а также над всеми предметными блоками учебника. Таким образом, кроме обучающей функции данный раздел несет в себе функцию контроля . 2.3. Содержание УМК "Le francais" 2.3.1. Сравнительная характеристика учебника "Le francais" Шапко А.П. и Методическая концепция А.П.Шапко, В.А.Слободчикова воплощенная в соответствующем УМК появилась в 80-е годы и применяется на практике до сих пор, особенно на среднем этапе обучения французскому языку, не смотря на появление новых учебников . Это объясняется многими причинами : во-первых, нехватка новых учебников "L`oiseau bleu 6,7", во-вторых многие учителя предпочитают совмещать учебники, особенно этот учебник используется для занятий в классах коррекции . УМК "Le francais" предназначен для изучения французского языка с 5-го
по 9-й класс. "Le francais" является логическим продолжением и развитием Практическая цель обучения направлена на овладение учащимися основными видами речевой деятельности -: аудирование, говорение, чтение – на уровне более высоком . УМК включает следующие компоненты : 1. Книга для учителя ; 2. Учебник ; 3. Комплект грампластинок ; 4. Комплект учебно-наглядных пособий ; 5. Комплект диафильмов ; 6. Комплект грамматических таблиц ; 7. Комплект кинокольцовок, кинофрагментов . В настоящее время появился новый учебник "Le francais"для 4-го года
обучения и книга для чтения. Хотя по структуре и методическим принципам Во-первых на обложке, где раньше было спряжение глаголов, теперь красочные картинки с достопримечательностями Парижа, карта Франции. Но все же, сам учебник, как и предыдущий (1989 года издания) содержит все еще черно-белые иллюстрации. УМК рассчитан на 70 уроков, которые разделены на 4 учебные четверти, в конце каждой есть урок – повторение. Общая программа устных тем ("Ученик и его ближайшее окружение", 1. Les grandes vacances . 2. Dans un grand magasin . 3. Moscou, capitale de notre pays . 4.Paris, capitale de la France . 5.Les sports . 6.La vie d`un grand savant . 7.Les cosmonautes russes . 8.Le theatre . 9.Les loisirs . 10.Les voyages . В новом учебнике каждая тема изучается более подробно и глубже. Тема "Le theatre" знакомит учеников не только с российским театром,
но и с французским на примере творчества известного французского актера Но все же, я считаю, в учебнике все еще мало информации на ту или иную тему, учителю необходимо добавлять очень много материала, чтобы ученик мог более подробно познакомиться (например с Францией), узнать больше об истории, о географическом положении и так далее, а самое главное, о жизни французских школьников . Каждый урок построен по одинаковой технологии. Не выделяется одной большой темы, учебник разделен только на уроки (Lecon 1,2,…), которые имеют одинаковые этапы: o Выделение новой лексики с примерами употребления в речи; o Тренировка употребления лексических единиц в речи при ответах на вопросы учебника ; o Чтение текста с выделением главной идеи ; o Выполнение заданий по тексту (устных и письменных упражнений); В учебнике мало уделяется внимания грамматическому материалу. Объем словаря расширен, но все же нет фраз–клише, часто употребляемых в разговорной речи, то есть в живом французском языке. Положительной стороной учебника является то, что он содержит
разнообразные художественные тексты, а именно: тексты посвященные Парижу,
французским ученым, спорту, культуре и так далее, а также здесь есть новые
рубрики: "Recitons", "Rions ensemble", "Devinette", "Proverbes francais et
russes", которые способствуют расширению кругозора учащихся, прививают
интерес к изучению французского языка, знакомят с культурой, поэзией ВЫВОД : Несмотря на все положительные стороны нового УМК "Le francais ЯЗЫКОВОЙ МАТЕРИАЛ. Распределение грамматического и лексического материала по урокам . |НАЗВАНИЕ |ГРАММАТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ |ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ | Грамматический материал представлен, как и ранее в виде типовых модельных фраз (phrase – modeles). Овладение грамматическим строем французского языка продолжает осуществляться индуктивно: от усвоения конкретных речевых образцов к обобщению грамматических явлений на основе однотипных речевых образцов . Лексический материал 8-го класса, подлежащий активному усвоению
составляет ~850 лексических единиц. Словарь, подлежащий активному усвоению
в устной речи и чтении, состоит из наиболее частотных слов французской
речи. Отбор Л.Е. обусловлен структурными особенностями усваиваемых
модельных фраз, тематикой устной речи и коммуникативной направленностью
обучения. Л.Е. активного словаря отрабатываются в речевых образцах сначала
устно и только через 1 – 2 занятия появляются в чтении и на письме. Активной отработке не подлежат некоторые слова из текстов для аудирования, а также слова, которые учащиеся отыскивают в алфавитном словаре учебника при чтении текста со словарем. ВЫВОД: В изучении грамматике основной акцент сделан на глагольную
систему французского языка. Надо заметить, что материал очень обширен,
повторяя уже изученные времена, учащиеся знакомятся с новыми Conditionel
present, Subjonctif present, последнее даже не рассматривается в "L`oiseau
bleu – 3", где новый грамматический материал (НГМ) представлен в УМК "Le
francais " как ранее уже изученный. Также в УМК "Le francais " представлен
материал об образовании слов, что затем отрабатывается в письменных
упражнениях. В учебнике нет специальных грамматических страниц как в Формирование лексического навыка как и в "L`oiseau bleu –3" осуществляется путем обеспечения частого употребления новых и ранее пройденных ЛЕ в неречевых и в речевых упражнениях на основе и в связи с текстом. Но, если в УМК "L`oiseau bleu-3" предполагает ряд различных
упражнений, например: сгруппировать слова на какую-либо тему, соединить
антонимические пары, дополнить тематический кроссворд, подобрать синонимы,
составить ситуацию, диалог, короткую историю с использованием новых
лексических едениц. Все эти задания направлены на усвоение и закрепление 2.4. Обучение основным видам речевой деятельности (ВРД) в учебнике "Le francais". 2.4.1. Обучение аудированию. Обучение аудированию как ВРД осуществляется на материале специальных упражнений в аудировании связных текстов с целью извлечения содержащейся информации. Незнакомые слова, содержащиеся в текстах для аудирования следует выписать на доску с переводом. Работа над этим ВРД начинается а этапе, когда учащиеся знакомятся с новыми модельными фразами и ЛЕ, так как весь этот материал учащиеся воспринимают на слух. Затем они учатся понимать на слух усвоенный материал в ходе работы над учебными диалогами. Навыки аудирования развиваются и совершенствуются в процессе усвоения тем устной речи, когда учащиеся слушают высказывания учителя, а также своих товарищей в форме рассказов, диалогов, сообщений. Задачи учителя при обучении аудированию заключаются: o В подготовке учащихся к аудированию ; o Предъявлении текста учащимся ; o В проверке понимания содержания прослушанного текста. Учитель предупреждает учащихся о том, что они будут слушать текст, записанный на грампластинку, и что они должны понять этот текст и ответить на вопросы по его содержанию. Прослушивать текст можно два раза.
Обучение говорению в 8–м классе осуществляется как и ранее: по схеме; от диалогической речи к монологической . Работа по обучению указанным формам речи проводится в определенной последовательности: 1. В начале устно усваиваются модельные фразы и ЛЕ. Процесс обучения проводится вопросно – ответным способом в разных режимах учебной работы . Это дает учащимся возможность сразу же участвовать в элементарном акте общения .Все вопросы и ответы учителя и учащихся должны соотноситься с учебными ситуациями . 2. Затем учащиеся овладевают умением использовать в диалоге разные формы реплик, выражающих просьбу, приказание, приглашение, согласие, отказ, переспрос, дополнения. Учитель формирует у учащихся навыки и умения инициативно задавать вопросы и отвечать на них с первого предъявления. Большое значение на этом этапе имеет использование всевозможных учебных диалогов и рассказов, ролевых игр. 3. Далее учащиеся учатся применять усвоенный материал в развернутых речевых высказываниях. При этом широко используются опоры в виде образцов речи учителя в диалогической и монологической формах. Следует заметить, что эти образцы не должны заучиваться наизусть. Они лишь показывают, какими должны быть объемы и примерное содержание их собственных высказываний. Широко применяются также схемы – планы. 4. В итоге учащиеся овладевают умением самостоятельно вести диалоги и строить высказывания по предлагаемым вербальным ситуациям, без опоры на образцы речи учителя. К 8-му классу объем материала, накопленный за первые три года,
позволяет широко организовать работу по темам устной речи. Общая
программная тематика: "Ученики и его ближайшее окружение", "Наша страна",
В 8-м классе продолжается работа по дальнейшему совершенствованию механизма чтения, при этом главной задачей является развитие навыка чтения про себя с непосредственным пониманием читаемого. Чтение про себя направлено на "вычитывание содержания" из текста, на извлечение из него смыслового материала, информации. Для этой цели необходимо развивать умение читать не по словам, а по синтагмам, комплексным синтаксическим единствам, что облегчает понимание. Формирование навыка чтения про себя с непосредственным пониманием читаемого осуществляется учащимися, как по учебнику так и при работе с текстами для домашнего чтения. Учащиеся заводят словари, в процессе работы со словарями учащиеся запоминают часть слов, с которыми они знакомятся в текстах. Слова усваиваются благодаря их повторяемости в текстах. Таким образом накапливается пассивный словарь учащихся . Создание и расширение у учащихся пассивного запаса лексики составляет одну из важных задач обучения чтению, так как за счет этой лексики возможно сократить число незнакомых слов в читаемых текстах и обеспечить чтение текстового материала с непосредственным пониманием. Работу с текстами для чтения рекомендуется проводить следующим образом: 1. Учитель заранее дает учащимся задание по домашнему чтению. 2. Учащиеся читают предложенный материал, стараясь понять его содержание. 3. Прочитав тот или иной текст, учащиеся выполняют задания к этому тексту. 4. Учитель осуществляет проверку выполнения заданий 2-3 раза в четверть, основная цель этой проверки должна быть направлена на выяснение понимания учащимися содержания прочитанных текстов. В ходе работы учащиеся перечисляют факты или события, имеющие место в текстах, дают характеристику действующим лицам и их поступкам и так далее.
Письмо не является целью обучения в средней школе. Небольшой объем письменных упражнений на 4-ом году обучения используется в процессе домашней работы в качестве вспомогательного средства для совершенствования орфографических навыков. Все письменные упражнения построены на языковом материале, предварительно отработанном в устной речи и чтении. 2.5. Система упражнений для формирования навыков и умений речевой деятельности в учебнике "L`oiseau bleu-3" Обилие упражнений – характерная черта учебников иностранного языка, так как формирование навыков и умений невозможно без организации повторительных действий. Повторение как способ учения реализуется в упражнении. Можно дать следующее определение упражнениям: "Под упражнением понимают целеустремленное, определенным образом организованное, многократное повторение действия, направленное на овладение этим действием, на совершенствование способов его выполнения" (Салистра: 1966). Для формирования навыков и умений нужно иметь не одно, а много
упражнений, и эти упражнения должны быть взаимообусловлены, другими словами
одно упражнение должно подготавливать другое, а это другое – учитывать
материал, отработанный в предыдущих упражнениях. Система упражнений –это
практическая основа системы обучения. Ее можно определить как
организованные и взаимообусловленные действия учащихся, направлены на
достижения конкретной учебной цели при формировании навыков и умений Система упражнений, неформирующая навыков или умений, бессмысленна. Что же касается классификации упражнений, то разные авторы выделяют различные их виды: в зависимости от того, для тренировки какого вида речевой деятельности (имитация, субституция, трансформация, репродукция, продукция). Учебные упражнения могут быть коммуникативными и некоммуникативными. Учебники о которых идет речь ("L`oiseau bleu 3", "Le francais") являются учебниками устной речи, следовательно, их материал должен состоять из простых, но фактически употребительных в современном устном общении языковых единиц. Все то, что усваивает учащийся из учебника и его упражнений, должно быть пригодно для непосредственного использования в устном общении. К системе упражнений, составляющих главное содержание учебника устной речи, предъявляются следующие минимальные требования : o Упражнения должны быть преимущественно устными, количество письменных упражнений не должно превышать 20% от общего объема устных упражнений в данном учебнике; o Каждое упражнение должно представлять собой ряд совершенно однотипных заданий, включающих одну трудность (структуру, знак, элемент произношения и так далее); o Каждое упражнение и его элементы должны быть доступны и достаточно легки для выполнения; o Все упражнения и диалоги учебника устной речи (вместе с необходимыми пояснениями) записываются на магнитофонную ленту или грампластинки с тем, чтобы сделать возможной самостоятельную работу учащихся над звуковым материалом; o Среди упражнений, выполняемых в классе, необходимо предусмотреть игровые и сценические упражнения, являющиеся необходимой составной частью любого этапа работы над устной речью. Тенденция доминирования коммуникативных упражнений довольно четко
прослеживается в учебнике "L`oiseau bleu –3", так как основным принципам
учебника является принцип ситуативности: все лексические и грамматические
явления включаются в какую –то ситуацию, и почти все упражнения, даже
грамматические представляют собой не набор изолированных фраз, а связный
контекст. Как известно повторение является базовым упражнением Для формирования словарного запаса детям предлагаются упражнения такого типа, как, например: сгруппировать данные слова по темам, вспомнить слова на определенную тему, устранить ЛЕ, не относящиеся к данной теме, завершить цепочку слов, объединенных тематической общностью, соединить антонимические пары, заполнить тематический кроссворд. Синтагматические, контекстуальные связи слов отрабатываются в упражнениях на подстановку и комбинаторику. Следует сразу сделать важное замечание – в учебнике содержится примерно треть всех упражнений, необходимых для усвоения материала .Каждая порция грамматических правил сопровождается упражнениями, которые также носят коммуникативный характер. Материал текстов позволяет при помощи вопросно-ответных упражнений и опорных схем, построенных на ключевых словах, тренировать школьников в составлении краткого монологического высказывания. ВЫВОД: Основываясь на этом, можно сделать следующий вывод: о системе упражнений в учебнике "L`oiseau bleu –3 " можно говорить как о "системе" в прямом смысле этого слова, так как здесь присутствуют самые различные виды упражнений : o По аспектам языка – лексические, грамматические; o По ВРД – упражнения в говорении, аудировании, чтении, письме; o Коммуникативные и некоммуникативные упражнения; o Подготовительные и практические упражнения; o По видам учебной деятельности – ознакомительные, тренировочные, поисковые; o По форме речи – устные и письменные; o По количеству уроков – одно- и двух язычные; |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|