| |||||
МЕНЮ
| Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов (на среднем этапе обучения)p> Коммуникативные цели урока разнообразных, они направлены как на овладение учащимися коммуникативными навыками, так и на усвоение новых лексических едениц, следовательно, на расширение словарного запаса. Словарь содержит около 700 ЛЕ: слов и устойчивых словосочетаний. Отбор лексики производиться по таким критериям как частотность употребления и соответствие теме урока, коммуникативным задачам. В конце учебника находится словарь, где слова переведены на 5 языков. Речевой материал включается в диалоги, тексты, различные аутентичные
материалы. Каждый блок уроков завершается контрольно-повторительным уроком,
в котором уделено большое внимание повторению ЛЕ. Этому отводится
специальная страница "Jeux des mots", где содержатся различные задания ВЫВОД: В плане содержания учебник "Frequence jeunes-2" представляет интересный и доступный курс обучения французскому языку для подростков. УМК ориентирован на овладение всеми видами речевой деятельности на языке, опираясь на необходимые и достаточные языковые знания. Я считаю, что УМК может быть использован как основной, так и в качестве учебника для факультативного курса. 3.2. Схема учебника и структура различных уроков в учебнике "Frequence jeunes-2". Основными задачами урока при обучении по УМК "Frequence jeunes-2" являются следующие: o привлекать внимание учащихся, давая им возможность самим понять содержание диалогов и текстов; o научить их наблюдать, а также определять основные понятия для разработки гипотез и решения проблемных заданий ; o подвести учащихся к пониманию (пусть даже скромному) того, как функционирует язык . Определить количество учебных часов, необходимых для изучения
материала, предложенного в учебнике, довольно сложно, так как это зависит
от таких факторов: как продолжительность урока (от 40 до 55 минут),
количество учеников, материальное обеспечение школы, мотивация и
способности учащихся. В среднем на изучение темы отводится 7 занятий по 50
минут: по 2 занятия на урок, включающий диалог, 2 занятия на урок чтения и
письма, и 1 занятие отводится на комикс и повторительно –обобщающий урок. Таким образом, учебник рассчитан на 84 занятия по 50 минут, кроме
этого нужно добавить несколько часов на контрольные работы и повторение . УМК "Frequence jeunes-2" предполагает наличие у учащихся : 1. учебника ; 2. тетради для домашних заданий ; 3. аудиокассеты для индивидуальных занятий . Ход урока . Deroulement d`une unite pedagogique . I. Урок развития диалогической речи, изучение грамматики и фонетики. Учащимся представлена история в форме диалогов "незнакомец в доме". Работа с диалогом рассчитана на 24 урока, цель которой – развитие лексических, грамматических и фонетических навыков, и в первую очередь – навыков разговорной речи. Работу с диалогом можно разделить на следующие этапы: 1. Введение . Этот этап урока длится несколько минут и служит для того, чтобы восстановить в памяти события, которые произошли ранее с героями диалогов, а также чтобы проверить домашнее задание. Если в знаниях учеников обнаруживаются пробелы, необходимо вернуться к этому материалу еще раз в ходе урока. 2. Первичное прослушивание диалога (sensibilation a la situation du dialogue de presentation). Диалоги являются основным источником нового материала, поэтому
необходимо уделять им наибольшее внимание. Для понимания смысла нужна опора
на социальный опыт учащихся, на их опыт общения, на их знание поведения
сверстников. Этот первый этап основан на принципе "от смысла (то, что
должны понять учащиеся) к форме (то, что учащиеся должны запомнить)". А). Учащиеся должны догадаться, какова ситуация общения. Иллюстрации помогут им понять, кто с кем разговаривает, по какому поводу, каковы намерения говорящих . В). учащиеся должны понять продолжение истории, высказывая различные предположения, которые могут быть и коллективными. Учитель может воспользоваться этим этапом, чтобы ввести 2-3 слова или выражения, непонимание которых может вызвать ошибки в интерпретации смысла диалога. Возможна предварительная презентация нескольких реплик диалога, если есть возможность ввести их в коммуникативную ситуацию, подходящую для урока. 3. Повторное прослушивание и понимание диалога. На пленке диалог озвучен в нескольких вариантах (version "rapide" et Не надо рассматривать эти диалоги как образцы и заставлять учащихся учить их наизусть. Не рекомендуется также разыгрывать весь диалог по ролям, речь идет лишь о драматизации некоторых реплик, если возможно, изменяя исходную ситуацию, чтобы эти выражения стали более привычными для учащихся. 4. Упражнения и задания, предлагаемые в учебнике. Речь идет об упражнениях на проверку понимания диалога (вопросы, упражнения типа" Vrai ou faux"), а также подготовка (индивидуальной или групповой) ролевых игр. Такая подготовка, проводимая под контролем учителя и при его участии в работе групп, имеет такое значение, как и сама драматизация. Необходимо, чтобы класс внимательно слушал диалоги товарищей, давал им оценку, или, в неудачных случаях, выдвигал предложения, как улучшить диалог. 5 . Работа над фонетическим материалом . Работа над фонетическим материалом продолжается в течение всего урока, в те моменты, когда в этом есть необходимость. В первую очередь речь идет о работе над интонацией во время работы над диалогом. На кассетах есть упражнения для выработки правильного произношения (особенности артикуляции, слогоделения, различные виды ударения ). Эти упражнения рекомендуются по мере появления затруднений или ошибок учащихся. 6 . Дополнительные упражнения . После работы над диалогом предлагаются дополнительные задания: А ) Текст, который исчезает . Сначала учащиеся составляют пересказ диалога. Учитель задает вопросы,
чтобы обобщить, выдвинутые гипотезы, и дать возможность всем учащимся
высказаться . Ученики говорят все, что вспомнили о ситуации, представленной
в диалоге. После этого нужно расположить фразы в хронологическом порядке. В ) Изложение . Текст читается один раз и задача учащихся воспроизвести его. Длина
текста варьируется в зависимости от уровня подготовки учащихся, причем
текст должен быть достаточно длинным, чтобы учащиеся не могли его
запомнить. Это обязательно должен быть связный текст, а не отдельные фразы. 7. Знакомство с грамматическими явлениями . Знакомить учащихся с новыми грамматическими явлениями следует не раньше, чем они усвоят смысл диалога или дополнительных текстов. Именно понимание ситуации общения должно послужить опорой для анализа грамматических явлений. Наиболее распространенными считаются две стратегии обучения грамматике: А) " от общего -к частному " (объяснение правила и последующее выполнение упражнений) или дедуктивный путь; Б) " от частного –к общему"(анализ нескольких примеров, на основе которого выводится правило) или индуктивный путь. Авторы учебника придерживаются принципа концептуализации, который заключается в том, чтобы найти в тексте, смысл которого понятен, примеры и анализировать их. Учитель задает " наводящие" вопросы. Все вместе ведут поиски закономерностей и исключений функционирования языковых форм для того, чтобы понять функционирование самой системы языка. Таким образом, вся процедура постановки и решения проблемы укладывается в следующую схему: наблюдение-нахождение отличий, формулировка гипотез-проверок. Можно также проводить параллели между грамматическими явлениями французского и родного языков, что облегчит ассимиляцию форм и их употребление, а также предупредит неверное понимание. Этапы работы над материалом урока развития диалогической речи, изучения грамматики можно резюмировать при помощи таблицы: |I-ere etape |II-eme etape|III-eme |IV-eme etape|V-eme etape |VI-eme etape| II . Урок работы с аутентичными материалами, формирование навыков и умений чтения и письма . 12 уроков странички "Magazine" имеют своей целью - формирование
навыков чтения, развитие мышления при выполнении заданий раздела "ecritur". Этапы урока : 1 . Восприятие и предугадывание. На этом этапе необходимо : А) выяснить знаком ли сюжет текста учащимся? Что они знают о нем? Б) установить жанр текста (письмо, интервью, литературный текст и так далее); В) распознать функциональное назначение текста, опираясь на родной язык учащихся, используя аутентичную статью учебника и дополнительный материал ; Г) высказать предположение о содержании текста, опираясь на название, дополнительные материалы, ключевые слова и жизненный опыт учащихся. 2. Индивидуальное чтение "про себя". Каждый ученик пытается разобраться самостоятельно, опорой для него будет функциональное назначение текста и ранее выдвинутые предположения относительно смысла. Учитель должен: o Читать текст вслух, так как текст предназначен для самостоятельного чтения и не должен становиться объектом устной презентации; o Объяснять перед чтением незнакомые слова и грамматические обороты. В этом случае учащиеся становились все более и более зависимыми от "учителя-словаря и грамматического справочника". Понимание текста не сводится лишь к его языковым аспектам. 3. Коллективный анализ текста . При помощи вопросов надо попытаться : А) выяснить главную мысль текста и каждого из абзацев; Б) расположить главные мысли в логическом порядке; В) найти местоимения, выражения, словосочетания, представляющие одного и того же героя и ту же мысль ; Г) отыскать конкретную информацию, подтверждающую главную мысль; Д) найти смысл неизвестных слов; Е) проверить предположения относительно смысла и так далее. 4. Этап после текстовой работы (depassement ) . Можно сравнить различные пересказы текста, исправить неточный
пересказ, попытаться " читать между строк " ( выразить идеи авторов ),
сравнить материал, документ, статью с аналогичными образцами в своей стране 5. Письменная речь . Письменная речь зависит от предлагаемых заданий : o осмысление коммуникативной ситуации . Нужно требовать, чтобы учащиеся описали ее и устно перед письменной работой . o отбор и организация запомнившихся фактов . Можно воспользоваться самыми различными способами : сводки, таблицы и так далее . o самостоятельная письменная работа ( даже, если впоследствии членов группы попросят объединить их в связный текст). o проверка . Этапы работы с аутентичным материалом можно резюмировать при помощи таблицы: |Восприятие и |Индивидуаль-но|Коллектив-ный |Упражнения и |Письмо | III. Повторительно-обобщающий урок ("Philomene"). Урок предлагает задания, позволяющие повторить приобретенные
лингвистические навыки предыдущих уроков . Филомена-подросток 14 лет,
оказавшаяся в банальной ситуации, она развлекает учащихся своими
действиями, всегда непредвиденными. Комикс сопровождается лишь упражнениями IV. Контрольный урок. Через 16 уроков проводится контрольный урок, где присутствует контроль лингвистических навыков. Но, с другой стороны, эти уроки нельзя назвать контрольными в полном смысле этого слова, так как у детей есть возможность подготовить ответы заранее. Но они могут самостоятельно выполнить те упражнения, которые направлены на усвоение тех знаний, где они больше испытывают затруднения. Контроль упражнений осуществляется всем классом, при этом можно проверить знания у каждого ученика. После уроков 16, 32 и 48 проводится контроль коммуникативных навыков. Существует 2 типа оценки и контроля: А) оценка результатов, достигнутых учащимися за какое-то время, так называемая совокупная или результативная (sommative) оценка, которая позволяет увидеть успехи, достигнутые за это время, определить достигнутый уровень. Такие уроки могут быть использованы в качестве контрольных четвертных уроков; Б) контроль, направленный на то, чтобы увидеть пробелы в знаниях учащихся и помочь их вспомнить. Этот вид контроля носит название формативный или воспитательный (formative), и, именно, этому виду авторы учебника "Frequence jeunes-2" отдают преимущество. Формативный контроль имеет следующие формы: o постоянное наблюдение за учащимися на уроке; o небольшие проверочные работы; o выработка навыков самооценки. Таблица оценки устной речи . |ПАРАМЕТРЫ |КОЛИЧЕСТВО | Таблица оценки письменной речи. |ПАРАМЕТРЫ |КОЛИЧЕСТВО | Таким образом, обучение по УМК " Frequence jeunes-2" o ориентировано на формирование навыков и умений устной и письменной речи ; o основано на наблюдении, идентификации, отборе, формулировке гипотез и их проверке ; o базируется на сочетании структурного, функционального и коммуникативного подходов, то есть придается значение как форме, так и функции и содержанию . 3.3. Система упражнений для формирования навыков и умений в УМК "Frequence jeunes-2". УМК включает разнообразные виды упражнений . По способам учения или
видам учебной деятельности учащихся (ознакомление, повторение, поиск) можно
выделить: ознакомительные, ознакомительно-поисковые, тренировочные,
тренировочно-поисковые и поисковые упражнения . Эта классификация основана
на тех или иных признаках, вычленяемых в упражнениях: назначение, аспекты
языка, место выполнения и так далее. Однако все эти признаки недостаточно
существенны, так как они не отражают его сути. Суть упражнения заключается
в повторительных действиях, а не просто в действиях вообще, а в тех из них,
которые формируют навыки и умения, помогают усвоить языковой материал. Деление упражнений по типам производится на основе типологии, предложенной Р.К. Миньяром-Белоручевым, в основе которой положены признаки действий саморазвития, связанные с врожденными рефлексами саморазвития, к которым физиологи школы Л.П.Павлова относят: рефлекс подражания, рефлекс игры, свободы, исследовательский рефлекс. Соответственно, можно выделить 4 типа упражнений: имитативно-репродуктивные, игровые, сугестивные, проблемно- поисковые . В отличие от УМК "L`oiseau bleu-3" данный УМК имеет тетрадь (Cahier d`exercise ), где предлагаются задания к урокам основного учебника. В основном это тренировочные упражнения: - Mettez les verbes entre parentheses au subjonctif; - Completez les phrases avec des comparatifs; - Completez avec les verbes entre parenthese au passe compose; - Completez avec "c`est-ce sont" ou "il, elle est-ils, elles sont ". Трансформационные упражнения: - Transformez en interrogation indirecte; - Remplacez les mots en italique par un pronom en ou le, la, les; - Dis-le a l`imperatif; - Mettez en valeure les mots en italique. Важное значение имеют тренировочно-поисковые упражнения: - Completez le dialogue avec les verbes entre parentheses a l`imparfait ou au passe compose; - Terminez les phrases en utilisant ….. - Completez avec les verbes suivants a l`imparfait. Учебник содержит репродуктивные и продуктивные упражнения: |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|