| |||||
МЕНЮ
| Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов (на среднем этапе обучения)p> - Posez d` abord une question avec "lequel" et repondez-y; - Recrivez les phrases avec des articles indefinis; - Jouez ces scenes avec votre voisine. Продуктивные упражнения: - Faites un rapport; - Inventez votre avenir; - Cherchez des arguments pour et contre la ville et la campagne. Нужно отметить обилие проблемно-поисковых заданий: - Mots crioses; - Chassez l`intrus! - Trouvez dans la bande-dessinee les mots correspondant aux definitions suivantes. Обычно работа над материалом начинается с имитационных упражнений, затем тренировочные, подстановочные и трансформационные на закрепление нового материала, и только после их- проблемно-поисковые, вопросно- ответные, репродуктивные и продуктивные. Система упражнений обладает следующими характеристиками: 1. коммуникативная направленность; 2. взаимообусловленность упражнений; 3. повторяемость речевых действий и речевого материала; 4. в основе лежит принцип от " простого к сложному", "от общего к частному"; 5. опора на ситуативность и контекстность речи, что характерно для прямого метода обучения иностранным языкам. ВЫВОД : Система упражнений УМК "Frequence jeunes-2" содержит упражнения на развитие навыков и умений всех видов деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо. Каждому уроку соответствует комплекс упражнений, куда входят упражнения для формирования фонетических, грамматических, лексических навыков. Система упражнений характеризуется обилием проблемных заданий, побуждая учащихся к поиску, который является наиболее эффективным способом учения. Присутствие элемента поиска, который является наиболее эффективным способом учения объясняется тем, что УМК разработан с учетом познавательного подхода, при котором уделяется большое внимание именно мыслительным процессам субъекта при обучении иностранным языкам. 3.4. Содержание и структура УМК "Le Nouveau sans frontieres-2". УМК "Le Nouveau sans frontieres-2" предназначен для подростков и учащихся старшего возраста, имеющих языковую подготовку. В УМК, состоящем из 3-х частей, предусматриваются 2 уровня обучения. Цель первого уровня обучения по учебнику состоит в том, чтобы последовательно закреплять основную базу владения французским языком при одновременной работе над устной и письменной речью с опорой на родной язык учащихся. Второй уровень обучения по УМК предполагает овладение французской письменной речью. Цель второго уровня состоит из следующих задач: 1. научить учащихся определять местонахождение предметов и их временную соотнесенность на расширенном языковом материале; Учебный комплект предназначен для обучения разным стилям речи на французском языке (от разговорно-фамильярного до литературного), а также языковому поведению в конфликтных жизненных ситуациях. В учебнике можно найти разнообразный аутентичный материал ( фотокопии текстов статей из газет, журналов, художественных текстов и так далее ). УМК основан на тех же принципах, что и первый уровень учебника. В УМК входят: 1. книга для учащихся ; 2. тетрадь с упражнениями ; 3. книга для учителя ; 4. 4 аудиокассеты . Книга для учащихся содержит 4 раздела, где прослеживается одна история, каждый раздел состоит из 5 уроков 1 занятия-повторения. В конце учебника учащиеся найдут грамматический справочник, таблицу спряжений глаголов, словарь лексических единиц, содержащихся в этом учебнике. Каждый урок построен одинаково, он состоит из 3-х частей ( А, Б, С ), каждая из которых, в свою очередь, делится на 3 части. 1 ЧАСТЬ. Работа над диалогом и аутентичным документом ( письмо, статья, художественный текст ). Диалоги представлены в виде фото картинок (bandes dessinees), где находятся различные коммуникативные ситуации и имеют своей целью- приобретение лексических, грамматических, коммуникативных, фонетических навыков и овладение живой разговорной речью. Диалоги занимают первые 2 страницы. II ЧАСТЬ. Словарь и грамматический материал (ГМ). Грамматический материал как и лексический представлен в виде схемы III ЧАСТЬ. Практическая (les quatres pages d`activites). Рубрика занимает большую часть урока. Здесь представлено огромное количество упражнений (фонетических, структуральных, на закрепление грамматического материала и так далее). Цель данной части урока заключается в том, чтобы представить одинаковое количество упражнений на запоминание лексики, морфологических структур, синтаксических и коммуникативных. В конце каждого раздела есть 4 страницы ( bilan-test) - повторение и закрепление материала урока. Здесь предлагаются упражнения на каждую из поставленных целей. Кроме упражнений на проверку, полученных знаний, здесь содержится широкий страноведческий материал с опорой на иллюстрации: географическое положение Франции, флаг, символы, достопримечательности Парижа, схема города и метро, информация о провинциях, истории Франции, телевидении, моде и так далее. В первую очередь представлены задания на проверку усвоения грамматического материала, затем лексику, закрепление ЛЕ в речи, составление диалогов, задания описательного характера с использованием усвоенной лексики и коммуникативных навыков. Распределение языкового материала по урокам . Грамматический материал . |№ раздела |№ урока |Грамматический материал | Как видим, авторы отобрали различный грамматический материал, акцент сделан не только на глагольную систему, но и на употребление в речи всякого рода местоимений, постановку вопросов, согласование времен, что имеет сходство с ГМ учебника "Frequence jeunes-2". В УМК "Le Nouveau sans frontieres" представлен более широкий ГМ, хотя большинство времен совпадают, но есть некоторые расхождения. В отечественных и зарубежных УМК присутствует обращение к формам
прошедшего времени. В учебнике "Frequence jeunes-2" изучается только "Le
passe compose", когда как в "L`oiseau bleu-3" и "Le Nouveau sans frontieres- Таким образом, материал, представленный в зарубежных учебниках, более обширен. Это можно объяснить, во-первых, разницей в возрасте учащихся, которым предназначаются эти учебники, во-вторых, учебники французского издательства представляют собой нечто вроде интенсивного курса обучения, и, естественно, материал его будет расширен . "L`oiseau bleu-3" и "Le Nouveau sans frontieres-2"сходны тем, что грамматические страницы представлены в виде самостоятельного раздела, хотя во втором учебнике, ГМ взят вместе с лексическим. Поэтому, сначала вводится ГМ, а затем уже он находится в тексте и отрабатывается в упражнениях. Авторы учебника "Frequence jeunes-2" предпочитают иной метод введения ГМ.(см.стр. ), то есть "от частного к общему ", что наиболее эффективно при усвоении грамматических навыков. Грамматический материал отобран во всех 3-х учебниках наиболее употребляемый в повседневной жизни, система правил грамматики может быть выполнена в виде увеличенных таблиц, облегчающих работу учителя в классе при объяснении и закреплении грамматического материала. И зарубежные, и отечественные методики не исключают коммуникативного подхода к обучению грамматике, так как главный акцент в УМК сделан на обучение общению, так называемой "коммуникативной компетенции", то есть умению выбирать и использовать языковые средства, адекватные ситуациям общения. В зависимости от того, каков возраст и социальный статус говорящих, каково их настроение, обстоятельства, при которых происходит диалог, выбираются различные языковые средства (на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях). Грамматическое явление рассматривается как неотъемлемая часть речи, и на первый план выдвигается смысл высказывания, а не его форма. Распределение лексического материала по урокам . |№ |№ урока|Коммуникативные цели |Тема диалога. | Главным принципом обучения по учебнику является принцип
коммуникативности, таким образом, можно выделить коммуникативные цели для
каждого урока как и в учебниках "Frequence jeune-2 ", "L`oiseau bleu-3" . Речевой материал в учебнике "Frequence jeunes-2" включается в диалог
и в аутентичные материалы, затем закрепляется в упражнениях. В УМК Наиболее интересный урок-повторение в УМК "Frequence jeunes-2", где
создаются упражнения не только на закрепление и проверку усвоенных
коммуникативных навыков, но и задания на контроль усвоения ЛЕ, как устный
так и письменный. Это кроссворды, тексты, ребусы, которые более привлекают
и повышают интерес к изучению французского языка. Урок-повторение в УМК "Le В обучении лексике в зарубежных и отечественных методиках является принцип ситуативности: все лексические и грамматические явления включены в ситуацию. Особенностью зарубежных методик является то, что здесь собрана более серьезная, то есть трудная лексика по сюжетам, это объясняется возрастной несоотнесенностью УМК. Я считаю, что "Le Nouveau sans frontieres-2" подошел бы идеально для учащихся старших классов общеобразовательной школы, так как имеет ставит перед собой цель – овладение и знакомство со всеми стилями речи. Литературная рубрика охватывает уже вопросы по интерпретации поэтического и художественного текста. УМК "Le Nouveau sans frontieres-2", являясь своеобразным интенсивным курсом, может быть использован как в виде основного учебника, так и для факультативного курса. 3.5. Организация урока . 1. Работа над диалогом и документом . Авторы предлагают 3 этапа работы над диалогом и документом, выполняя при этом соответствующие задания: o Прослушиванию диалога или чтению документа могут предшествовать несколько подготовительных этапов ( etapes preparatoires): -- анализ и комментарий к иллюстрации, с помощью которой можно определить коммуникативную ситуацию, дать информацию, ввести лексику; -- введение новых лексических единиц и грамматического материала. Учащиеся работают с рубрикой Vocabulaire et grammaire, которая объясняет присутствие в диалоге тех или иных элементов. -- обращаясь к иллюстрациям диалога, можно представить тему разговора персонажей . o Работа над письменными документами . -- установление вместе с учащимися вида документа (статья газеты, письмо, отрывок из произведения и так далее); -- объяснение заголовка; -- чтение текста, документа с выделением неизвестных элементов(ЛЕ), предположения о их смысле ; -- чтение каждой фразы с объяснением неизвестных элементов. o Работа над диалогом . -- прослушивание пленки(1-2 раза) ; -- объяснение трудных фраз, помех, которые могут возникнуть при прослушивании пленки ; -- построение гипотезы о смысле прослушанного диалога ; -- прослушивание фразы за фразой с объяснением новых элементов. Каждый текст диалога содержит одну или более конкретную задачу: введение новых ЛЕ, грамматического материала, развитие коммуникативных навыков. На страницах учебника есть иллюстрации, не сопровождающиеся диалогом, их ученики могут обсудить. 2. Словарь и грамматический материал . Эти две страницы представлены в виде коротких рубрик, имеющих каждая свое название, и содержащая материал с определенной целью обучения. Названия рубрик можно классифицировать таким образом : o тематические, где представлена лексика определенной темы ; o традиционно-грамматические ; o понятийно-грамматические, где находятся задания –расположить глаголы во времени, употребить нужное местоимение, артикль и так далее ; o функциональные, где находятся задания на развитие коммуникативных навыков . Порядок следования этих рубрик определен порядком появления их материала в диалоге и документе. Спряжение глаголов может быть в любой рубрике, то есть не соблюдается порядок следования . Главная цель обучения грамматическому материалу заключается не только в выучивании составляющих языка, но и в понимании функционирования языка, уметь сравнить со своим родным языком, усваивая несколько простых правил и механизмов . Организация работы по рубрикам . А)Тематические и функциональные рубрики . o организовать беседу в форме вопросов-ответов, затрагивающих содержание рубрик ; o сравнить слова со своим родным языком, подобрать русские эквиваленты к некоторым словосочетаниям ; o найти всем классом смысл слова в словаре или разделить задание по группам в классе ; o затем проверить результаты всем коллективом ; o представить лист со словами, предлагая использовать их для составления диалога или текста . В) Грамматические рубрики . o наблюдение, поиск высказываний, фраз, содержащих новый грамматический материал в диалогах и документах ; o коллективное предположение цели и правила образования тог или иного элемента ; o изучение грамматической рубрики, сравнение образования грамматического элемента со своей гипотезой ; o повторение элементов, уже изученных ранее, что позволяет лучше понять правило, представление системы (при изучении le subjonctif dans le passe, необходимо повторить le subjonctif present, сравнить их между собой, когда употребляются и как образуются); o обращение к грамматическому справочнику в конце учебника; o приведение примеров но образование того или иного грамматического элемента, выполнение упражнений на закрепление материала. III. Activites Эта часть урока разделена на 3 сектора А, В, С. Работа над каждой частью начинается с структурального упражнения (mecanismes). Следующие упражнения могут быть письменными, устными, упражнения на аудирование, чтение с пониманием прочитанного, на грамматику, употребление в речи новых лексических единиц и так далее . 3.6. Система упражнений УМК "Le Nouveau sans frontieres". Письменные упражнения: . упражнения для закрепления лексических единиц и грамматических структур; . составление фразы по образцу, или с определенным заданием; . упражнения на составление документа (письмо, телеграмма и так далее). Устные упражнения: . задания на составление микродиалогов по теме главного диалога; . чтение диалога по ролям, согласно героям изображенным на картинках; . беседа по различным темам, например по сюжетам различных документов. Упражнения на аудирование: Эти упражнения содержатся в каждом уроке. Это может быть прослушивание фрагмента разговора, записанного на кассете, затем предлагаются задания. Работа над прослушиванием документа: . прослушивание документа; определение ситуации, о чем идет речь; . несколько выборочных прослушиваний, каждый должен уловить необходимую информацию; . подведение итогов; . прослушивание фразы за фразой, запись транскрипции; . можно провести диктант (запись одного фрагмента пленки). Упражнения с документами и текстами Документы (фотографии, рисунки или тексты) ставят своей целью: . привить интерес к стране изучаемого языка, к ее цивилизации (географии, истории, политике, искусству и так далее); . усвоение различных языковых элементов (выражение мнения, сравнение с реалиями родного языка и так далее). Например задания могут быть такими : 1. Поиграйте в Шерлока Холмса : к какому типу людей принадлежат эти объекты? 2. Вот письма, адресованные рубрике "Курьер сердца", проанализируйте проблемы этих людей, ответьте на них и дайте совет. 3. Вот постановка "Сид" Корнеля, прочитайте резюме и придумайте конец рассказа. Мы наблюдаем здесь большое количество упражнений охватывающих все виды речевой деятельности в равной степени: письмо, говорение, аудирование, чтение. Так же как и в "Frequence jeune-2 "можно выделить здесь трансформационные упражнения: . Completez avec "celuis qui, que, ou ", "celle qui, que,ou" etc; . Completez avec un pronom possesif ; И тренировочные: . Mettez les verbes a la forme qui convient ; . Reformulez les phrases suivantes en utilisant le gerondif. Важное место занимают репродуктивные и продуктивные упражнения, но здесь нет игровых заданий (ребусов, кроссвордов, тестов), что говорит о более серьезной направленности учебника, то есть он более подходит, я еще раз хочу отметить, для учащихся старших классов. Хотя каждый урок содержит упражнения на развитие лексических, грамматических, навыков аудирования, учебник содержит задания в основном на развитие коммуникативных навыков и навыков говорения, поэтому здесь очень много продуктивных упражнений. ВЫВОД: Проанализировав системы упражнений зарубежных и отечественных УМК содержит разнообразные упражнения на тренировку навыка говорения и развитие мышления, касающееся разнообразных тематик: культура, литература, телевидение, политика и так далее. Таким образом, я полагаю, что все эти и другие упражнения могут дополнить отечественный УМК "L`oiseau bleu-3", где акцент сделан на развитие лексических и грамматических навыков, а так же на задание к тексту. Учебники, о которых идет речь, являются учебниками устной речи, следовательно их материал состоит из простых, употребительных языковых единиц, употребляемых в современной речи. Все, что усваивает ученик из учебника и его упражнений пригодно для использования в устном общении. Упражнения во всех рассматриваемых УМК могут быть названы системой, так как в них присутствуют самые различные виды упражнений: А) по аспектам языка – лексические и грамматические; Б) по видам речевой деятельности – упражнения в говорении, аудировании, чтении, письме; В) коммуникативные и некоммуникативные; Г) по видам речевой деятельности – ознакомительные, тренировочные, поисковые; Д) по форме речи – устные, письменные; Е) по количеству языков – одно и двух язычные. Система упражнений носит коммуникативную направленность. Система упражнений УМК "Frequence jeune-2 ", "Le Nouveau sans frontieres-2", "L`oiseau bleu-3"имеет 4 подсистемы: упражнения для обучения говорению, аудированию, чтению и письму. Каждому уроку соответствует комплекс упражнений, куда входят упражнения для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Характерной чертой зарубежных УМК является большое значение проблемно- поисковых упражнений, и сама структура уроков во многом напоминает проблемные уроки: 1. Знакомство с ситуацией с опорой на иллюстрации, общие предположения о смысле диалога; 2. Проверка предположений, обобщение, выдвижение новых; 3. Уточнение смысла; 4. Упражнения на проверку понимания, работа над новым материалом; Такой подход к системе упражнений наиболее своеобразен, так как сочетает черты прямого и интенсивного методов обучения иностранному языку, система упражнений характеризуется обилием проблемных заданий, побуждая учащихся к поиску, который является наиболее эффективным способом учения. Заключение. Сопоставив отечественные и зарубежные УМК, можно отметить как преимущества, так и недостатки тех и других УМК. Из отечественных УМК я брала для анализа с зарубежными УМК для
средней ступени обучения только "L`oiseau bleu-3"авторов А.Ю.Шашуриной и Но в зарубежных УМК не указывается четкого времени обучения, типов учебных заведений для которых они рассчитаны. В российской школе запланировано программой определенное количество
часов на изучение французского языка, и оно ограничено. Поэтому
отечественные методики построены на основе этого показателя, который играет
немаловажную роль при изучении французского языка. Обилие материала,
содержащиеся в зарубежных методиках, особенно "Le Nouveau sans frontieres- 1. Полноцветное пособие для учащихся; 2. Рабочую тетрадь; 3. Методическое руководство (книга для учителя); 4. Аудио- и видеокассета; Все это приобрести для школы очень трудно (в первую очередь из-за экономии средств), а отсутствие одного из компонентов существенно нарушает концепцию УМК и снижает эффективность его использования. С другой стороны, никак нельзя отказываться от опыта от опыта зарубежных УМК в российских школах. Но зарубежные пособия получили широкое распространение, так как они способствуют улучшению процесса обучения из-за следующих качеств: коммуникативного характера обучения, соответствия международным стандартам, четкой системы контроля и самоконтроля, полного описания технологии обучения в методических руководствах и одновременного издания всех компонентов. Немало важной особенностью зарубежных УМК является способность повышения мотивации к изучению языка. С помощью интересного привлекательного содержания и качества учебных материалов, которые способны не только вызывать интерес обучаемых, но и развивать их познавательную активность и творческую деятельность. Страноведческие страницы знакомят учащихся с культурой и национальными традициями Франции, расширяют их общеобразовательный и культурный кругозор. Я считаю, что заслугой зарубежных УМК являются и те моменты, которые
ранее отсутствовали в отечественных учебниках: проекты, игры, комиксы,
работа над аудированием с использованием аутентичных записей, ролевые игры,
творческие задания, кроссворды, тесты, проблемные задания. Нельзя сказать о
наличии всего этого в учебнике "L`oiseau bleu-3". Поэтому можно совмещать
учебник "L`oiseau bleu-3"с зарубежными изданиями, которые привлекают своей
аутентичностью, превосходной полиграфией, интересной тематикой,
разнообразием видов работы и комплектностью, соответствием возрасту
учащихся. К тому же, несмотря на странички раздела "Civilisation" в
учебнике "L`oiseau bleu-3" в зарубежных изданиях страноведческий материал
более расширен, особенно в "Le Nouveau sans frontieres-2", где учащиеся
могут познакомиться не только с географией, городами,
достопримечательностями Франции, с музыкой, культурой, искусством, но и с
литературой, историей, театром, политикой, кухней, провинциями,
телевидением, прессой, рестораном. К тому же учебник учит как правильно
писать письма, рекламы, объявления на французском языке. Поэтому учитель
может что-то взять отсюда как дополнительный материал к УМК "L`oiseau bleu- Это еще раз подтверждает, что нельзя отказываться от зарубежных УМК, а проблему неадаптированности учебников к российским условиям изучения иностранного языка учитель может решить самостоятельно или с помощью учителей методистов. Он должен спланировать учебный процесс, выбрав наиболее важный учебный материал, и сопоставить его с количеством часов, выделенных на изучение языка. Таким образом, "Le Nouveau sans frontieres-2", я считаю, идеально бы подошел для изучения французскому языку в старших классах, так как учебник требует хорошо развитых навыков общения, свободной речи на французском языке и содержит задания по интерпретации поэтического текста и рассчитана на определенные знания истории Франции. К тому же здесь включены более серьезные темы (телевидение, политика и так далее), о чем еще трудно судить подросткам. УМК "Frequence jeune-2" мог бы использоваться в качестве основного, так и факультативного учебника. Язык, сюжеты, упражнения соответствуют знаниям, которыми должны обладать учащиеся 8 класса. Приложение Библиография.
//ИЯШ.-1995. №5. //ИЯШ.-1998.-№6.-с.25-28. - №6. – М.: Просвещение, 1978. 20 в. /Под ред. И.В.Рахманова. – М.: Педагогика, 1972. Просвещение, 1991. "Специальная литература", 1998. 1985. 454. М.: Учпедгиз, 1963. Hachette libres, 1994. 18. Girardet J., Verdelham M., Dominique P. Le Nouveau sans frontieres. Livre du proffesseur – 1.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|