реферат, рефераты скачать
 

Сравнительно-сопоставительная характеристика отечественных и зарубежных учебно-методических комплектов (на среднем этапе обучения)


p> - Posez d` abord une question avec "lequel" et repondez-y;

- Recrivez les phrases avec des articles indefinis;

- Jouez ces scenes avec votre voisine.

Продуктивные упражнения:

- Faites un rapport;

- Inventez votre avenir;

- Cherchez des arguments pour et contre la ville et la campagne.

Нужно отметить обилие проблемно-поисковых заданий:

- Mots crioses;

- Chassez l`intrus!

- Trouvez dans la bande-dessinee les mots correspondant aux definitions suivantes.

Обычно работа над материалом начинается с имитационных упражнений, затем тренировочные, подстановочные и трансформационные на закрепление нового материала, и только после их- проблемно-поисковые, вопросно- ответные, репродуктивные и продуктивные.

Система упражнений обладает следующими характеристиками:

1. коммуникативная направленность;

2. взаимообусловленность упражнений;

3. повторяемость речевых действий и речевого материала;

4. в основе лежит принцип от " простого к сложному", "от общего к частному";

5. опора на ситуативность и контекстность речи, что характерно для прямого метода обучения иностранным языкам.

ВЫВОД : Система упражнений УМК "Frequence jeunes-2" содержит упражнения на развитие навыков и умений всех видов деятельности: говорение, аудирование, чтение, письмо.

Каждому уроку соответствует комплекс упражнений, куда входят упражнения для формирования фонетических, грамматических, лексических навыков. Система упражнений характеризуется обилием проблемных заданий, побуждая учащихся к поиску, который является наиболее эффективным способом учения. Присутствие элемента поиска, который является наиболее эффективным способом учения объясняется тем, что УМК разработан с учетом познавательного подхода, при котором уделяется большое внимание именно мыслительным процессам субъекта при обучении иностранным языкам.

3.4. Содержание и структура УМК "Le Nouveau sans frontieres-2".

УМК "Le Nouveau sans frontieres-2" предназначен для подростков и учащихся старшего возраста, имеющих языковую подготовку. В УМК, состоящем из 3-х частей, предусматриваются 2 уровня обучения.

Цель первого уровня обучения по учебнику состоит в том, чтобы последовательно закреплять основную базу владения французским языком при одновременной работе над устной и письменной речью с опорой на родной язык учащихся.

Второй уровень обучения по УМК предполагает овладение французской письменной речью. Цель второго уровня состоит из следующих задач:

1. научить учащихся определять местонахождение предметов и их временную соотнесенность на расширенном языковом материале;
2. устанавливать причинно-следственные связи ;
3. научить высказывать собственное мнение ;
4. углубить знания в области грамматики .

Учебный комплект предназначен для обучения разным стилям речи на французском языке (от разговорно-фамильярного до литературного), а также языковому поведению в конфликтных жизненных ситуациях. В учебнике можно найти разнообразный аутентичный материал ( фотокопии текстов статей из газет, журналов, художественных текстов и так далее ). УМК основан на тех же принципах, что и первый уровень учебника.

В УМК входят:

1. книга для учащихся ;

2. тетрадь с упражнениями ;

3. книга для учителя ;

4. 4 аудиокассеты .

Книга для учащихся содержит 4 раздела, где прослеживается одна история, каждый раздел состоит из 5 уроков 1 занятия-повторения. В конце учебника учащиеся найдут грамматический справочник, таблицу спряжений глаголов, словарь лексических единиц, содержащихся в этом учебнике.

Каждый урок построен одинаково, он состоит из 3-х частей ( А, Б, С ), каждая из которых, в свою очередь, делится на 3 части.

1 ЧАСТЬ. Работа над диалогом и аутентичным документом ( письмо, статья, художественный текст ).

Диалоги представлены в виде фото картинок (bandes dessinees), где находятся различные коммуникативные ситуации и имеют своей целью- приобретение лексических, грамматических, коммуникативных, фонетических навыков и овладение живой разговорной речью. Диалоги занимают первые 2 страницы.

II ЧАСТЬ. Словарь и грамматический материал (ГМ).

Грамматический материал как и лексический представлен в виде схемы
(образование какого-либо времени, спряжение глаголов), причем, рубрика посвящена ГМ, лексике отводятся только первые два раздела этой части.
Навыки и умения, приобретенные в ходе работы с диалогом, здесь расширены в форме перечня слов и выражений, относящихся к сюжету разговора. Лексика и
ГМ постоянно варьируются, то есть спряжение глагола появляется в рубрике" лексика" и, наоборот. Это облегчает понимание системы языка и запоминание лексики и грамматики.

III ЧАСТЬ. Практическая (les quatres pages d`activites).

Рубрика занимает большую часть урока. Здесь представлено огромное количество упражнений (фонетических, структуральных, на закрепление грамматического материала и так далее).

Цель данной части урока заключается в том, чтобы представить одинаковое количество упражнений на запоминание лексики, морфологических структур, синтаксических и коммуникативных. В конце каждого раздела есть 4 страницы ( bilan-test) - повторение и закрепление материала урока. Здесь предлагаются упражнения на каждую из поставленных целей. Кроме упражнений на проверку, полученных знаний, здесь содержится широкий страноведческий материал с опорой на иллюстрации: географическое положение Франции, флаг, символы, достопримечательности Парижа, схема города и метро, информация о провинциях, истории Франции, телевидении, моде и так далее. В первую очередь представлены задания на проверку усвоения грамматического материала, затем лексику, закрепление ЛЕ в речи, составление диалогов, задания описательного характера с использованием усвоенной лексики и коммуникативных навыков.

Распределение языкового материала по урокам .

Грамматический материал .

|№ раздела |№ урока |Грамматический материал |
| |1 |Conjugaison des verbes pronominale au present, |
| | |expression de la cause . |
|1 | | |
| |2 |L`expression du passe : |
| | |Le passe compose, L`imparfait |
| | |L`interrogation . |
| |3 |Les verbes du mouvement, |
| | |L`expression du futur : |
| | |Le futur proche, le futur dans le passe . |
| | |L`expression de la cause, l`expression de la |
| | |quantite . |
| |4 |Les verbes construits avec la preposition "а", |
| | |Les pronoms complements . |
| |5 |Constructions negatives et interrogatives . |
| |1 |Les propositions relatives, le passif, le pronom |
| | |"en" . |
|2 | | |
| |2 |Le subjonctif . |
| |3 |Adjectifs et pronoms interrogatifs, demonstratifs, |
| | |possessif, expressions verbales avec "en". |
| |4 |Le pronom "y", le gerondif, le partisipe passe . |
| |5 |Le deroulement de l`action . |
| |1 |Adjectifs et pronoms indefinis, la negation . |
| | | |
|3 | | |
| |2 |L`expression de la duree . |
| |3 |Construction avec l`infinitif . |
| |4 |La concordance des temps . |
| | |Le plus-que-parfait, le futur anterieure . |
| |5 |Faire + verbe . |
| |1 |Situer les verbes dans le temps . |
| | | |
| | | |
|4 | | |
| |2 |Le conditionnel present . |
| |3 |L`accord du participe passe, rapporter un discours |
| | |au passe . |
| |4 |Le conditionnel passe . |
| |5 |Les propositions relatives, l`expression de la |
| | |probabilite . |
| | |Le subjonctif dans l`expression de l`opinion . |

Как видим, авторы отобрали различный грамматический материал, акцент сделан не только на глагольную систему, но и на употребление в речи всякого рода местоимений, постановку вопросов, согласование времен, что имеет сходство с ГМ учебника "Frequence jeunes-2". В УМК "Le Nouveau sans frontieres" представлен более широкий ГМ, хотя большинство времен совпадают, но есть некоторые расхождения.

В отечественных и зарубежных УМК присутствует обращение к формам прошедшего времени. В учебнике "Frequence jeunes-2" изучается только "Le passe compose", когда как в "L`oiseau bleu-3" и "Le Nouveau sans frontieres-
2" охватывается passe simple, le plus-que-parfait, l`imparfait. В УМК "Le
Nouveau sans frontieres-2" изучаются уже более сложные времена: future anterieur, le subjonctif, повторяются временные формы первого года обучения, изучается: le passif, le gerondif et le participe passe, les formes impersonnelles, l`infinitif, чего нет в учебнике "L`oiseau bleu-3".

Таким образом, материал, представленный в зарубежных учебниках, более обширен. Это можно объяснить, во-первых, разницей в возрасте учащихся, которым предназначаются эти учебники, во-вторых, учебники французского издательства представляют собой нечто вроде интенсивного курса обучения, и, естественно, материал его будет расширен . "L`oiseau bleu-3" и "Le Nouveau sans frontieres-2"сходны тем, что грамматические страницы представлены в виде самостоятельного раздела, хотя во втором учебнике, ГМ взят вместе с лексическим. Поэтому, сначала вводится ГМ, а затем уже он находится в тексте и отрабатывается в упражнениях. Авторы учебника "Frequence jeunes-2" предпочитают иной метод введения ГМ.(см.стр. ), то есть "от частного к общему ", что наиболее эффективно при усвоении грамматических навыков.

Грамматический материал отобран во всех 3-х учебниках наиболее употребляемый в повседневной жизни, система правил грамматики может быть выполнена в виде увеличенных таблиц, облегчающих работу учителя в классе при объяснении и закреплении грамматического материала.

И зарубежные, и отечественные методики не исключают коммуникативного подхода к обучению грамматике, так как главный акцент в УМК сделан на обучение общению, так называемой "коммуникативной компетенции", то есть умению выбирать и использовать языковые средства, адекватные ситуациям общения. В зависимости от того, каков возраст и социальный статус говорящих, каково их настроение, обстоятельства, при которых происходит диалог, выбираются различные языковые средства (на фонетическом, лексическом, грамматическом уровнях). Грамматическое явление рассматривается как неотъемлемая часть речи, и на первый план выдвигается смысл высказывания, а не его форма.

Распределение лексического материала по урокам .

|№ |№ урока|Коммуникативные цели |Тема диалога. |
|раздела| | |Тема сюжета. |
| |1 |Exprimer les gouts et les |Une vedette de la television . |
| | |preferences . |S . Le caractere d`un homme . |
|1 | | | |
| |2 |Exprimer un avis, une |Deux conceptions de l`information|
| | |opinion. |. |
| | | |S . L`information . |
| |3 | ----------- |Reportage en Afrique . |
| | | |S . |
| | | |Pauverete-richesse-developement |
| | | |d`un region . |
| |4 |Exprimer le desire, la |Une promotion . |
| | |volonte. |S . Les catastrophes . |
| |5 |Juger –accuser –pardonner .|Rupture et reconcilation . |
| | | |S . Le caractere d`un homme . |
| |1 | --------------- |Agitation dans la ville . |
| | | |S . Le sport . |
|2 | | | |
| |2 |Exprimer la cause et le but|Un pere autoritaire . |
| | |. |S . Les taches de la vie |
| | | |quotidienne . |
| |3 |Rassurer, exprimer la |Des artistes en province . |
| | |quantite reduite, le manque|S . Le theatre . La musique . |
| | |. | |
| |4 |Exprimer la confiance, la |Les lettres d`amour . |
| | |mefiance . |S . Le bonheur et le malheur . |
| | | |Le logement . La ville . |
| |5 | ------------------- |S . Le chant, la chanson . |
| | | |L`entreprise . Les manifestations|
| | | |. |
| |1 |Conseiller, exprimer |L`inconnu du sud-ouest . |
| | |l`indiference . |S .Les voyages . |
|3 | | | |
| |2 | ------------------ |Rencontre . |
| | | |S .La voiture . L`hotel . Le |
| | | |telephone |
| |3 |Exprimer la peure, |L`incident . |
| | |l`inquietude . |S . L`architecture . |
| |4 | ----------------- |Suspisions . |
| | | |S . La montagne . La mer . |
| |5 |Exprimer la possibilite, la|Le denouement . |
| | |consequence . |S .La cuisine . |
| |1 |Exprimer la frequence et |Jean Dugommier . |
| | |l`habitude . |S . L`armee-la guerre-la paix . |
|4 | | |Les liveres-la litterature . |
| |2 |Reprimander . Raconter . |Reves de gloire . |
| | | |S . L`histoire . |
| |3 |Donner une explication . |Reves d`enfance . |
| | |Rapporter un discour au |S . La description des personnes |
| | |passe. |. L`ecole . |
| |4 | ---------------- |Reve de revolte . |
| | | |S . Le bubget familiale . La |
| | | |justice . |
| |5 |Exprimer la probalite, la |Reves de sagesse . |
| | |probilite . |S . L`agriculture . La |
| | | |philosophie . La religion . La |
| | | |science . |

Главным принципом обучения по учебнику является принцип коммуникативности, таким образом, можно выделить коммуникативные цели для каждого урока как и в учебниках "Frequence jeune-2 ", "L`oiseau bleu-3" .
Лексический материал так же распределяется по темам, но если "L`oiseau bleu-
3" содержит на раздел один текст и один сюжет-тему, то зарубежные методики, особенно "Le Nouveau sans frontieres-2"содержат несколько диалогов в рубрике, то есть каждый урок имеет диалог и несколько сюжетов . Например,
Unite 2. В нем собрана лексика 10 сюжетов .Таким образом, с богатым лексическим материалом учащиеся имеют возможность познакомиться с разными сюжетами .Нужно сказать, что темы, представленные в трех учебниках, подобраны с целью заинтересовать, привлечь внимание учащихся к тому или иному сюжету. Что может интересовать подростков, конечно, вопросы любви, счастья, спорт, музыка, путешествия, отдых и так далее, поэтому некоторые темы в УМК совпадают .

Речевой материал в учебнике "Frequence jeunes-2" включается в диалог и в аутентичные материалы, затем закрепляется в упражнениях. В УМК
"L`oiseau bleu" новая лексика выделена в отдельном разделе" Lecture 1", где представлены сразу же примеры употребления ЛЕ. Во всех 3-х учебниках есть урок-повторение, где включены упражнения на закрепление и проверку коммуникативных навыков. В учебнике " L`oiseau bleu-3" это Table ronde, который проводится в виде дискуссии.

Наиболее интересный урок-повторение в УМК "Frequence jeunes-2", где создаются упражнения не только на закрепление и проверку усвоенных коммуникативных навыков, но и задания на контроль усвоения ЛЕ, как устный так и письменный. Это кроссворды, тексты, ребусы, которые более привлекают и повышают интерес к изучению французского языка. Урок-повторение в УМК "Le
Nouveau sans frontieres" содержит упражнения на закрепление и контроль, усвоенных коммуникативных навыков, отработку ЛЕ как в устной, так и в письменной речи, но в нем есть также задания на контроль знаний в области литературы и истории, страноведения Франции.

В обучении лексике в зарубежных и отечественных методиках является принцип ситуативности: все лексические и грамматические явления включены в ситуацию. Особенностью зарубежных методик является то, что здесь собрана более серьезная, то есть трудная лексика по сюжетам, это объясняется возрастной несоотнесенностью УМК.

Я считаю, что "Le Nouveau sans frontieres-2" подошел бы идеально для учащихся старших классов общеобразовательной школы, так как имеет ставит перед собой цель – овладение и знакомство со всеми стилями речи.

Литературная рубрика охватывает уже вопросы по интерпретации поэтического и художественного текста. УМК "Le Nouveau sans frontieres-2", являясь своеобразным интенсивным курсом, может быть использован как в виде основного учебника, так и для факультативного курса.

3.5. Организация урока .

1. Работа над диалогом и документом .

Авторы предлагают 3 этапа работы над диалогом и документом, выполняя при этом соответствующие задания: o Прослушиванию диалога или чтению документа могут предшествовать несколько подготовительных этапов ( etapes preparatoires):

-- анализ и комментарий к иллюстрации, с помощью которой можно определить коммуникативную ситуацию, дать информацию, ввести лексику;

-- введение новых лексических единиц и грамматического материала. Учащиеся работают с рубрикой Vocabulaire et grammaire, которая объясняет присутствие в диалоге тех или иных элементов.

-- обращаясь к иллюстрациям диалога, можно представить тему разговора персонажей . o Работа над письменными документами .

-- установление вместе с учащимися вида документа (статья газеты, письмо, отрывок из произведения и так далее);

-- объяснение заголовка;

-- чтение текста, документа с выделением неизвестных элементов(ЛЕ), предположения о их смысле ;

-- чтение каждой фразы с объяснением неизвестных элементов. o Работа над диалогом .

-- прослушивание пленки(1-2 раза) ;

-- объяснение трудных фраз, помех, которые могут возникнуть при прослушивании пленки ;

-- построение гипотезы о смысле прослушанного диалога ;

-- прослушивание фразы за фразой с объяснением новых элементов.

Каждый текст диалога содержит одну или более конкретную задачу: введение новых ЛЕ, грамматического материала, развитие коммуникативных навыков.

На страницах учебника есть иллюстрации, не сопровождающиеся диалогом, их ученики могут обсудить.

2. Словарь и грамматический материал .

Эти две страницы представлены в виде коротких рубрик, имеющих каждая свое название, и содержащая материал с определенной целью обучения.

Названия рубрик можно классифицировать таким образом : o тематические, где представлена лексика определенной темы ; o традиционно-грамматические ; o понятийно-грамматические, где находятся задания –расположить глаголы во времени, употребить нужное местоимение, артикль и так далее ; o функциональные, где находятся задания на развитие коммуникативных навыков .

Порядок следования этих рубрик определен порядком появления их материала в диалоге и документе. Спряжение глаголов может быть в любой рубрике, то есть не соблюдается порядок следования .

Главная цель обучения грамматическому материалу заключается не только в выучивании составляющих языка, но и в понимании функционирования языка, уметь сравнить со своим родным языком, усваивая несколько простых правил и механизмов .

Организация работы по рубрикам .

А)Тематические и функциональные рубрики . o организовать беседу в форме вопросов-ответов, затрагивающих содержание рубрик ; o сравнить слова со своим родным языком, подобрать русские эквиваленты к некоторым словосочетаниям ; o найти всем классом смысл слова в словаре или разделить задание по группам в классе ; o затем проверить результаты всем коллективом ; o представить лист со словами, предлагая использовать их для составления диалога или текста .

В) Грамматические рубрики . o наблюдение, поиск высказываний, фраз, содержащих новый грамматический материал в диалогах и документах ; o коллективное предположение цели и правила образования тог или иного элемента ; o изучение грамматической рубрики, сравнение образования грамматического элемента со своей гипотезой ; o повторение элементов, уже изученных ранее, что позволяет лучше понять правило, представление системы (при изучении le subjonctif dans le passe, необходимо повторить le subjonctif present, сравнить их между собой, когда употребляются и как образуются); o обращение к грамматическому справочнику в конце учебника; o приведение примеров но образование того или иного грамматического элемента, выполнение упражнений на закрепление материала.

III. Activites

Эта часть урока разделена на 3 сектора А, В, С. Работа над каждой частью начинается с структурального упражнения (mecanismes). Следующие упражнения могут быть письменными, устными, упражнения на аудирование, чтение с пониманием прочитанного, на грамматику, употребление в речи новых лексических единиц и так далее .

3.6. Система упражнений УМК "Le Nouveau sans frontieres".

Письменные упражнения:

. упражнения для закрепления лексических единиц и грамматических структур;

. составление фразы по образцу, или с определенным заданием;

. упражнения на составление документа (письмо, телеграмма и так далее).

Устные упражнения:

. задания на составление микродиалогов по теме главного диалога;

. чтение диалога по ролям, согласно героям изображенным на картинках;

. беседа по различным темам, например по сюжетам различных документов.

Упражнения на аудирование:

Эти упражнения содержатся в каждом уроке. Это может быть прослушивание фрагмента разговора, записанного на кассете, затем предлагаются задания.

Работа над прослушиванием документа:

. прослушивание документа; определение ситуации, о чем идет речь;

. несколько выборочных прослушиваний, каждый должен уловить необходимую информацию;

. подведение итогов;

. прослушивание фразы за фразой, запись транскрипции;

. можно провести диктант (запись одного фрагмента пленки).

Упражнения с документами и текстами

Документы (фотографии, рисунки или тексты) ставят своей целью:

. привить интерес к стране изучаемого языка, к ее цивилизации

(географии, истории, политике, искусству и так далее);

. усвоение различных языковых элементов (выражение мнения, сравнение с реалиями родного языка и так далее).

Например задания могут быть такими :

1. Поиграйте в Шерлока Холмса : к какому типу людей принадлежат эти объекты?

2. Вот письма, адресованные рубрике "Курьер сердца", проанализируйте проблемы этих людей, ответьте на них и дайте совет.

3. Вот постановка "Сид" Корнеля, прочитайте резюме и придумайте конец рассказа.

Мы наблюдаем здесь большое количество упражнений охватывающих все виды речевой деятельности в равной степени: письмо, говорение, аудирование, чтение.

Так же как и в "Frequence jeune-2 "можно выделить здесь трансформационные упражнения:

. Completez avec "celuis qui, que, ou ", "celle qui, que,ou" etc;

. Completez avec un pronom possesif ;

И тренировочные:

. Mettez les verbes a la forme qui convient ;

. Reformulez les phrases suivantes en utilisant le gerondif.

Важное место занимают репродуктивные и продуктивные упражнения, но здесь нет игровых заданий (ребусов, кроссвордов, тестов), что говорит о более серьезной направленности учебника, то есть он более подходит, я еще раз хочу отметить, для учащихся старших классов.

Хотя каждый урок содержит упражнения на развитие лексических, грамматических, навыков аудирования, учебник содержит задания в основном на развитие коммуникативных навыков и навыков говорения, поэтому здесь очень много продуктивных упражнений.

ВЫВОД: Проанализировав системы упражнений зарубежных и отечественных
УМК можно придти к выводу о том, что системы зарубежных УМК содержат большее количество упражнений на тренировку коммуникативного навыка и обучения говорению. Главным моментом надо отметить то, что в УМК "Frequence jeune-2 " представлены различные игровые упражнения, ребусы, кроссворды, то есть упражнения, которые пользуются большим интересом у учащихся.

УМК содержит разнообразные упражнения на тренировку навыка говорения и развитие мышления, касающееся разнообразных тематик: культура, литература, телевидение, политика и так далее.

Таким образом, я полагаю, что все эти и другие упражнения могут дополнить отечественный УМК "L`oiseau bleu-3", где акцент сделан на развитие лексических и грамматических навыков, а так же на задание к тексту.

Учебники, о которых идет речь, являются учебниками устной речи, следовательно их материал состоит из простых, употребительных языковых единиц, употребляемых в современной речи. Все, что усваивает ученик из учебника и его упражнений пригодно для использования в устном общении.

Упражнения во всех рассматриваемых УМК могут быть названы системой, так как в них присутствуют самые различные виды упражнений:

А) по аспектам языка – лексические и грамматические;

Б) по видам речевой деятельности – упражнения в говорении, аудировании, чтении, письме;

В) коммуникативные и некоммуникативные;

Г) по видам речевой деятельности – ознакомительные, тренировочные, поисковые;

Д) по форме речи – устные, письменные;

Е) по количеству языков – одно и двух язычные.

Система упражнений носит коммуникативную направленность.

Система упражнений УМК "Frequence jeune-2 ", "Le Nouveau sans frontieres-2", "L`oiseau bleu-3"имеет 4 подсистемы: упражнения для обучения говорению, аудированию, чтению и письму. Каждому уроку соответствует комплекс упражнений, куда входят упражнения для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков.

Характерной чертой зарубежных УМК является большое значение проблемно- поисковых упражнений, и сама структура уроков во многом напоминает проблемные уроки:

1. Знакомство с ситуацией с опорой на иллюстрации, общие предположения о смысле диалога;

2. Проверка предположений, обобщение, выдвижение новых;

3. Уточнение смысла;

4. Упражнения на проверку понимания, работа над новым материалом;

Такой подход к системе упражнений наиболее своеобразен, так как сочетает черты прямого и интенсивного методов обучения иностранному языку, система упражнений характеризуется обилием проблемных заданий, побуждая учащихся к поиску, который является наиболее эффективным способом учения.

Заключение.

Сопоставив отечественные и зарубежные УМК, можно отметить как преимущества, так и недостатки тех и других УМК.

Из отечественных УМК я брала для анализа с зарубежными УМК для средней ступени обучения только "L`oiseau bleu-3"авторов А.Ю.Шашуриной и
М.А.Селивановой, так как "Le francais" А.П.Шапко и В.А.Слободчикова устарел как практически, так и идеологически. Единственным преимуществом УМК
"L`oiseau bleu-3" является то, что учебник адаптирован к условиям изучения французского языка в российских общеобразовательных школах.

Но в зарубежных УМК не указывается четкого времени обучения, типов учебных заведений для которых они рассчитаны.

В российской школе запланировано программой определенное количество часов на изучение французского языка, и оно ограничено. Поэтому отечественные методики построены на основе этого показателя, который играет немаловажную роль при изучении французского языка. Обилие материала, содержащиеся в зарубежных методиках, особенно "Le Nouveau sans frontieres-
2" построено не считаясь с этим показателем, то есть не адаптирована к отечественной школе, где на каждую четверть выделяется определенное количество уроков, протяженностью 40 минут, поэтому учитель сам должен был бы распределять материал по урокам, что-то ограничивать, урезать. Кроме того в зарубежных пособиях не принимаются в расчет национальные стандарты и соответствующие им экзамены. К тому же зарубежные УМК подразумевают в наличии иметь разные компоненты:

1. Полноцветное пособие для учащихся;

2. Рабочую тетрадь;

3. Методическое руководство (книга для учителя);

4. Аудио- и видеокассета;

Все это приобрести для школы очень трудно (в первую очередь из-за экономии средств), а отсутствие одного из компонентов существенно нарушает концепцию УМК и снижает эффективность его использования. С другой стороны, никак нельзя отказываться от опыта от опыта зарубежных УМК в российских школах.

Но зарубежные пособия получили широкое распространение, так как они способствуют улучшению процесса обучения из-за следующих качеств: коммуникативного характера обучения, соответствия международным стандартам, четкой системы контроля и самоконтроля, полного описания технологии обучения в методических руководствах и одновременного издания всех компонентов.

Немало важной особенностью зарубежных УМК является способность повышения мотивации к изучению языка. С помощью интересного привлекательного содержания и качества учебных материалов, которые способны не только вызывать интерес обучаемых, но и развивать их познавательную активность и творческую деятельность. Страноведческие страницы знакомят учащихся с культурой и национальными традициями Франции, расширяют их общеобразовательный и культурный кругозор.

Я считаю, что заслугой зарубежных УМК являются и те моменты, которые ранее отсутствовали в отечественных учебниках: проекты, игры, комиксы, работа над аудированием с использованием аутентичных записей, ролевые игры, творческие задания, кроссворды, тесты, проблемные задания. Нельзя сказать о наличии всего этого в учебнике "L`oiseau bleu-3". Поэтому можно совмещать учебник "L`oiseau bleu-3"с зарубежными изданиями, которые привлекают своей аутентичностью, превосходной полиграфией, интересной тематикой, разнообразием видов работы и комплектностью, соответствием возрасту учащихся. К тому же, несмотря на странички раздела "Civilisation" в учебнике "L`oiseau bleu-3" в зарубежных изданиях страноведческий материал более расширен, особенно в "Le Nouveau sans frontieres-2", где учащиеся могут познакомиться не только с географией, городами, достопримечательностями Франции, с музыкой, культурой, искусством, но и с литературой, историей, театром, политикой, кухней, провинциями, телевидением, прессой, рестораном. К тому же учебник учит как правильно писать письма, рекламы, объявления на французском языке. Поэтому учитель может что-то взять отсюда как дополнительный материал к УМК "L`oiseau bleu-
3".

Это еще раз подтверждает, что нельзя отказываться от зарубежных УМК, а проблему неадаптированности учебников к российским условиям изучения иностранного языка учитель может решить самостоятельно или с помощью учителей методистов. Он должен спланировать учебный процесс, выбрав наиболее важный учебный материал, и сопоставить его с количеством часов, выделенных на изучение языка.

Таким образом, "Le Nouveau sans frontieres-2", я считаю, идеально бы подошел для изучения французскому языку в старших классах, так как учебник требует хорошо развитых навыков общения, свободной речи на французском языке и содержит задания по интерпретации поэтического текста и рассчитана на определенные знания истории Франции. К тому же здесь включены более серьезные темы (телевидение, политика и так далее), о чем еще трудно судить подросткам.

УМК "Frequence jeune-2" мог бы использоваться в качестве основного, так и факультативного учебника. Язык, сюжеты, упражнения соответствуют знаниям, которыми должны обладать учащиеся 8 класса.

Приложение

Библиография.


1. Барышников Н.В. Французский язык как 2 иностранный язык в средней школе.

//ИЯШ.-1995. №5.
2. Береговская Э.М. Проблемы интеграции и адаптации зарубежного учебника.

//ИЯШ.-1998.-№6.-с.25-28.
3. Зуев Д.Д. Школьный учебник.-М.: Педагогика, 1983.
4. Краевский В.В. Разработка теоретических основ учебника как часть научного обоснования обучения. – В сборнике: Проблемы школьного учебника.

- №6. – М.: Просвещение, 1978.
5. Литкенс К.Я. О путях интеграции зарубежных учебников французского языка в учебный процесс российской школы. // ИЯШ. – 1998. - №2 – с. 47-51.
6. Ляховицкий М.В. Методика преподавания иностранного языка: Учебное пособие для филологических факультетов ВУЗов. – М.: Высшая школа, 1981.
7. Максакова С.П. Раннее обучение иностранными языкам: проблемы интеграции и адаптации зарубежных учебников. // ИЯШ. – 1998. - №5. – с. 38 – 40.
8. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1991.
9. Основное направление в методике преподавания иностранных языков в 19 –

20 в. /Под ред. И.В.Рахманова. – М.: Педагогика, 1972.
10. Рахимов А.З. Логико-психологическая концепция разработки школьных учебников. – В сборнике: Проблемы школьного учебника. - №20. – М.:

Просвещение, 1991.
11. Слободчиков А.Р. Учебное пособие для четвертого года обучения. – СПб.:

"Специальная литература", 1998.
12. Слободчиков А.Р., Шапко В.А. Книга для учителя. – М.: Просвещение,

1985.
13. Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю. О методике работы с УМК по французкому языку "L`oiseau bleu-3"// ИЯШ, - 1998, - №5, -72–80; №6, - 54-60.
14. Теоретические основы методики обучения иностранным языком в средней школе. /Под ред. А.Д.Климентенко и А.А.Миролюбова. – М.: Педагогика, с.

454.
15. Шубин Э.П. Основные принципы методики обучения иностранным языкам. –

М.: Учпедгиз, 1963.
16. Capelle G., Gidon M. Frequence jeune: guide du proffesseur. – Paris:

Hachette libres, 1994.
17. Girardet J., Verdelham M., Dominique P. Le Nouveau sans frontieres-2. –

18. Girardet J., Verdelham M., Dominique P. Le Nouveau sans frontieres.

Livre du proffesseur – 1.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.