реферат, рефераты скачать
 

Торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской Федерацией


Торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской Федерацией

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ

МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

ИТОГОВАЯ РАБОТА

ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ МОНГОЛИЕЙ И РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИЕЙ

Студента 4-го курса

Факультета МЭО

ЦОЛМОНА Э.

Научный руководитель: к.э.н., доц. КАЛИБЕРДИН А.Г.

МОСКВА – 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Краткий обзор развития торгово-экономических отношений Монголии и России……………………………………...…..….6

1. Исторические аспекты монгольско-российского торгово-экономического сотрудничества……………………………..……..6

2. Договорно-правовая база торгово-экономических отношений Монголии с Россией….……………….…………………...…….12
3. Характеристика торгово-экономических связей

Монголии и России на современном этапе………...…………………….…16


ГЛАВА II. Актуальные внешнеэкономические проблемы

между Монголией и Россией……………………………………………….21

1. Вопрос о задолженности Монголии по кредитам бывшего

СССР....................................................……………………………....

21

2. Проблема управления совместным предприятием ГОК

«Эрдэнэт»............................................…....…....….....…2

4


ГЛАВА III. Анализ ключевых аспектов российско-монгольских

торгово-экономических отношений………………………………………31

1. Межрегиональное сотрудничество и приграничные связи...........……………………………………………………………………..31

2. Российская инвестиция в Монгольскую экономику……………………….………………………………………….…..35

3. Перспективы развития торгово-экономических связей

Монголии с Россией……………………………………………………….….40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………....47

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..51

ВВЕДЕНИЕ.

Международная торговля является традиционной и основной формой международных экономических отношений. Важнейшей тенденцией международной торговли являются быстрые темпы роста в результате углубления разделения труда и интернационализации мирового хозяйства, НТП, усиление роли ТНК в международной торговле, увеличение масштабов и темпов вывоза капитала.

Данная тенденция имеет особую специфику для Монголия. В настоящее время
Монголия проводит широкую открытую внешнеэкономическую политику, имеет торгово-экономические отношения более чем с 60 странами мира, соблюдая принцип равноправия в отношениях с любой страной. Приоритетом является сотрудничества с соседними странами – Российской Федерацией и Китайской
Народной Республикой.

Во-первых, это объясняется географическим положением Монголии, которое предопределило взаимоотношения наших стран.

Во-вторых, исторически монгольский и российский народы связывают давние дружественные отношения. Независимо от социально-экономического устройства и политических режимов, существовавших в Монголии и России, взаимоотношения двух стран развивались, народы двух государств имели тесные контакты, были связаны крепкими экономическими, политическими, культурными и другими отношениями.

В третьих, необходимость сотрудничества вызвана тем, что еще не в полной мере используются имеющиеся ресурсы и возможности для развития двусторонних торгово-экономических отношений, что связано с временными трудностями переходного периода наших стран.

И, наконец, в четверых, от дальнейшего развития и расширения внешнеэкономических связей Монголии с Россией в большой степени зависит и дальнейшее социально-экономическое развитие Монголии.

Таким образом, с учетом приоритета эти связи должны быть направлены на расширения и углубления внешнеэкономические связи с Российской Федерацией, на качественно новом, более высоком уровне.

Актуальность данной темы вытекает из потребностей изучения состояния торгово-экономических отношений Монголии и России на современном этапе. Это позволить создать новый механизм экономического сотрудничества между
Монголией и Россией, который соответствовал и срабатывал бы в условиях рыночной экономики.

В связи с этим целью итоговой работы является анализ торгово- экономических связей России и Монголии в условиях перехода к рыночным отношениям и определение перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений.

Для достижения указанных целей автор поставил перед собой следующие основные задачи:

- дать краткий исторический экскурс торгово-экономических связей

Монголии и России;

- рассмотреть влияние результатов радикальных экономических реформ в Монголии и России на экономических взаимоотношениях между нашими странами;

- раскрыть основные проблемы, препятствующие расширению и дальнейшему развитию двусторонних торгово-экономических отношений;

- определить место и роль межрегиональных и приграничных монгольско- российских торгово-экономических связей последних лет в экономической жизни Монголии;

- оценить масштабы и роль российской инвестиций в экономику

Монголии;

- проанализировав торгово-экономическое сотрудничество двух стран, определить дальнейшие перспективы развития внешнеэкономических связей между Монголией и Россией.

Хронологические рамки – 1992-2002 гг. Выбор нижней рамки итоговой работы обусловлен переходом к новой рыночной модели, основанной на рыночных отношениях и демократических принципах в двух странах. Это дает возможность провести сравнительный анализ историй торгово-экономических отношений
Монголии и России с ее современным состоянием. Выбор верхней границы –
2002г. – связан со стремлением автора, довести исследование насколько это возможно до наших дней.

Теоретическую и методологическую основу работы составили труды ведущих российских и монгольских экономистов по общим проблемам развития мировой экономики, международных экономических отношений, внешнеэкономическим связям. Содержащиеся в их исследованиях ценные выводы и результаты были учтены в работе.

В работе над итоговой использованы труды ряда ученых, профессоров нашего университета в т.ч. И.Н. Устинова, Н.Н. Ливенцева, В.Б. Буглая.

Проблеме внешнеэкономических связей Монголии с РФ рассматривались в работах Г.С. Яскина, В.В. Грайворонского, М.И. Гольмана, В. Соколинского.

Изучение современного состояния торгово-экономических взаимоотношений
России и Монголии получило широкое развитие в трудах монгольских ученых.
Современные исследования опираются на труды Ц. Пунцагнорова, Ц. Батбаяра,
Б. Баабара, Д. Ганзорига.

Источником фактического материала для анализа послужили официальные документы, законодательные акты, данные статистики, публикации в периодической печати на монгольском и русском языках.

Данная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МОНГОЛИИ И

РОССИИ.

1. Исторические аспекты монгольско-российского торгово- экономического сотрудничества.

Связи между Россией и Монголией уходят своими корнями в глубокое прошлое, но непосредственно межгосударственные отношения между ними стали развиваться с начала ХVII в., когда районы расселения монголов и их земель стали соотноситься с границами российских владений.

Обмен посольствами между Монголией и Россией впервые состоялся в 1608 году. Для развития монгольско-российских отношений в тот период большое значение имел Нерчинский договор 1689 г., регулировавший торговлю между
Монголией и Россией.

После утраты монголами своей независимости в 1691 г. монгольско-русские отношения вплоть до 1911 г. регулировались русско-китайскими правовыми актами.

Несмотря на строгие ограничения и запреты цинских правителей, между монголами и русскими существовали тесные связи и хорошие взаимоотношения.
Пограничное население ступало между собой в непосредственные контакты. На монгольско-русской границе шла мелкая розничная торговля, получил развитие торговый караванный путь, пересекавший Внешнюю Монголию с севера на юг и проходивший через российский город Кяхту.

Со временем торговля между Монголией и Россией стала осуществляться не только по всей границе, но и затрагивая внутренние районы Монголии. Чайная торговля и привоз из России в Китай пушнины, сукна, тканей через Кяхту-Ургу-
Калган-Пекин привела к тому, что общий объем русско-монгольской торговли с
1861 по 1900 гг. вырос в 80 раз.

Монголия экспортировала в Россию не только мясо, но и другие продукты животноводства (кожа, шерсть, конский волос, войлок и др.), которые проходили обработку на российских предприятиях в Монголии. В среднем, начиная с 1908 г. только через Западную и Северную границы Монголии ежегодно поставлялось 340 тыс. голов скота, а в 1911 г. российские скотопромышленники закупили в Монголии 1,1 млн. голов. Живой скот составлял
40% всего русского экспорта из Монголии. В стоимостном выражении общий годовой оборот монгольско-российской торговли возрос с 15 млн. в 1910 г. до
19,5 млн. руб. в 1917 г.

В 1912-1915 гг. на монгольский рынок выходят российские фирмы и сумели наладить ввоз на монгольский рынок ранее традиционных для китайских торговцев товаров – чая и далембы (вид сукна), пользовавшихся особым спросом у монголов.

По инициативе российского представительства в Урге создавались русские и монгольские предприятий, из числа которых, в первую очередь, следует назвать российско-монгольскую типографию, телеграф, строительство электростанции в Урге и др. Русские торговцы с помощью властей занимались ремонтом и улучшением дорог, по которым проходили основные торговые маршруты, без которых невозможно было вести успешную торговлю.

Таким образом, до начала XX в. Монголия и Россия имели тесные многосторонние связи. Широкое развитие взаимоотношения двух стран в области торговли в начале XX в. объективно способствовали экономическому развитию
Монголии.

Новый этап взаимоотношений двух стран начался после Октября 1917 г. в
России и победы Народной революции 1921 г. в Монголии. В 1921 году был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между Россией и Монголией, в рамках чего началось развиваться двусторонние, в том числе торгово- экономическое сотрудничество.

В 1923 г. между Советской Россией и Монголией было заключено первое торговое соглашение. Доля Советского Союза во внешней торговле Монголии быстро росла. Если в 1923-1924 гг. на СССР приходилось всего 14% монгольского экспорта, то в 1928-1929 гг. – 85,5% (напомним, что еще в 1926 г. доля иностранных капиталистических фирм в монгольском экспорте составляла 60,7%; в импорте – 77,6%)[1].

В процессе расширения торговли между нашими странами происходило вытеснение из товарооборота Монголии иностранного капитала (табл.1). Уже в
1931 г. Советский Союз становится единственным покупателем монгольского скота и сырья и превращается в основного поставщика промышленных товаров в
МНР.

Таблица 1. Внешняя торговля МНР в 1928-1931 гг., %
|Год |Экспорт товаров, % |Импорт товаров, % |
| |из МНР в |из МНР в |из СССР в |из других стран |
| |СССР |другие страны |МНР |в МНР |
|1928 |57,8 |42,2 |23,8 |76,2 |
|1929 |85,5 |14,5 |48,3 |51,7 |
|1930 |90,2 |9,8 |74,9 |25,1 |
|1931 |99,2 |0,8 |90,7 |9,3 |

Источник: История Монгольской Народной Республики. М.: Наука, 1983, с.206.

Индустриализация МНР предполагала создание, прежде всего отраслей легкой и тяжелой промышленности, для развития которых в стране имелись необходимые природные и экономические ресурсы.

В 30-х гг. были заложены основы промышленности Монголии. В 1933 г. вступила в строй Хатхылская механизированная шерстомойка. В марте 1934 г. было пущено в эксплуатацию первое крупное промышленное предприятие – промкомбинат в Улан-Баторе2. Одновременно со становлением промышленности
Монголии шло развитие топливно-энергетической базы. К 1940 г. промышленность Монголии превратилась в самостоятельную отрасль народного хозяйства, выпускавшую почти 20% общего объема продукции, производимого МНР в тот период.

Экономическая помощь Советского Союза Монголии в тот период играла огромную роль и проявлялась в самых различных формах: СССР поставлял МНР машины, оборудование, строительные материалы для предприятий промышленности, транспорта и связи; в порядке экономической и технической помощи помогал строить своими силами и средствами промышленные предприятия; готовил инженерно-технические кадры для молодой промышленности.

Быстрое развитие промышленности в Монголии началось с 50-х гг. Именно в этот период в МНР строились крупные промышленные предприятия, осуществлялась техническая реконструкция заводов и фабрик. С середины 50-х гг. крупные предприятия стали определять дальнейшее развитие промышленного производства в стране, что привело к резкому росту основных фондов промышленности и численности рабочих, инженерно-технических работников и служащих.

В конце 50-х гг. удельный вес промышленного производства в экономике
Монголии значительно увеличился, кроме этого имелись большие перспективы, связанные с будущим развитием добывающей и обрабатывающей отраслей промышленности оказывавших большое влияние на развитие страны. В конце 1950- х гг. в МНР завершилось социалистическое переустройство сельского хозяйства, в результате которого в стране появилось 255 сельскохозяйственных объединений, 46 государственных хозяйства, 11 кормовых хозяйств и 17 совместных предприятий1. К этому же времени относится и широкое освоение целинных земель, которое привело к созданию в МНР земледелия как самостоятельной отрасли в сельском хозяйстве. Оснащалась новая отрасль советской техникой.

С начала 60-х гг. значительно возросли размеры и масштабы помощи СССР и других стран социализма Монголии в развитии практически всех отраслей ее экономики. Так, при непосредственном участии советских строителей, буквально за считанные годы, был возведен 75-тысячный новый промышленный центр – город Дархан. Советскими строителями были построены промышленный комплекс, жилая зона. ТЭЦ, которая обеспечивала и обеспечивает энергией центральные районы Монголии. Достаточно отметить, что, начиная с середины
70-х гг. ежегодно около 56% из общего объема строительно-монтажных работ; выполненных по стране, осуществляли советские строительные организации1.

В середине 70-х гг. началось освоение одного из крупнейших в мире месторождений меди и молибдена. Развернулось строительство города Эрдэнэта, которое вели также советские строители. В 1978 г. была создана совместная монголо-советская горнорудная корпорация «Монголсовцветмет», в 1981 г. уже вступила в строй.

Достаточно отметить, что если в 1975 г. в суммарной продукции промышленности и сельского хозяйства на долю индустрии приходилось 67%, то в 1980 г. – более 76% продукции.

В целом в Монголии к 1978 г. при финансово-технической помощи
Советского Союза было построено более 450 промышленных, сельскохозяйственных и культурных объектов, в том числе предприятия энергетической, горнодобывающей, легкой, пищевой промышленности, строительной индустрии.

СССР являлся основным поставщиком товаров как производственного, так и потребительского назначения. По данным на начало 1980 г. он поставлял более
90% всех импортируемых МНР машин и оборудования, 70% товаров широкого потребления. Монголия в свою очередь, поставляла в СССР и страны социализма сырье и изделия из шерсти, меха кожи, продукцию мясной промышленности, некоторые виды биопрепаратов. На рынке социалистических стран довольно высоким спросом пользовались экспортируемые из Монголии такие промышленные товары широкого потребления, как ковры, овчинно-меховые и кожаные изделия, шерстяные ткани и одеяла. Вывоз этих товаров увеличился в 1979 г. почти в два раза по сравнению с 1970г. Таким образом, экономики СССР и Монголии были очень тесно переплетены друг с другом.

В то же время монгольская экономика во все большей степени попадала в зависимость от, как тогда говорили, «старшего брата» Советского Союза.
Через различные формы сотрудничества, в первую очередь через оказание кредитной и финансовой помощи Монголии, Советский Союз, исходя из господствовавшей в тот период идеологии, фактически ставил во все большую зависимость Монгольскую Народную Республику. В отношениях между странами превалировали идеологические принципы и многие проблемы взаимоотношений, в том числе и финансовые, решались под маркой «интернациональной солидарности» и списывались на «братскую дружбу и взаимопомощь». Никто не хотел видеть многих сложных проблем, которые до сих пор являются трудноразрешимыми во взаимоотношениях наших стран.

Конечно, именно благодаря СССР и социалистическим странам Монголия сделала рывок в экономическом развитии, за короткий срок были достигнуты небывалые результаты в промышленности и других отраслях хозяйства страны, в решении социальных проблем, а также в росте материального и культурного уровня жизни монгольского народа.

В то же время экономика Монголии была целиком и полностью ориентирована на экономику СССР, и последующие события показали, что такая однобокая ориентированность привела к исключительно сложным проблемам.

Справедливости ради нужно отметить, что Монголия во многом существовала за счет Советского Союза и других социалистических стран. В Монголии с помощью СССР была создана экономика, на 80% ориентированная на экономику социалистических стран. СССР выступала донором по отношению к Монголии, давая ей кредиты в том количестве, в каком она нуждалась в тот момент. Все это привело к тому, что у определенной части руководства Монголии сформировались элементы иждивенчества, готовности существовать за счет помощи извне.

1.2. Договорно-правовая база торгово-экономических отношений Монголии с Россией.

В последние годы имевшаяся договорно-правовая база внешнеэкономических связей Монголии c РФ подвергалась существенной корректировке исходя из естественной необходимости ее адаптации как к современным международным политическим и экономическим условиям, так и к реальным потребностям и возможностям Монголии.

Существовали несколько основополагающих договоров, на основе которых регулировались торгово-экономические отношения между двумя странами. К ним относятся:

- Договора от 5 ноября 1921 г. между правительством Советской России и народным правительством Монголии об установлении дружественных связей между
Россией и Монголией;

-Договор о равноправии в торговле между Монголией и Советским Союзом от
1923 г.;

- Протокола о взаимной помощи между СССР и МНР от 1936 г.;

- Договора от 27 февраля 1946 года о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Советским Союзом и МНР;

- Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1966 г.

Торгово-экономическое сотрудничество Монголии и России на современном этапе базируется на следующих договорах:

- Договором о дружественных отношениях и сотрудничестве от 14 января
1993 г.

- Улан-Баторской Декларацией от 14 ноября 2000 года1.

Основным документом, определяющим договорно-правовую базу российско- монгольских торгово-экономических отношений, является Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве, подписанный в 14 января 1993 г.

В соответствии с условиями этого Соглашения, стороны будут проводить в отношении друг друга открытую экономическую политику и будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. В этих целях они обязуются взаимно предоставлять для участвующих в коммерческой, промышленной и финансовой деятельности государственных и негосударственных предприятий, индивидуальных лиц и других субъектов режим наибольшего благоприятствования, поощрять инвестиционное сотрудничество, в том числе с участием партнеров из третьих стран.

Отмечено, что Монголия и Россия всемерно будут содействовать развитию приграничной торговли и сотрудничества, включая транспорт. Учитывая, то, что Монголия не имеет выхода к морю, Российская Федерация обязалась содействовать осуществлению ее права на доступ к морю в соответствии с нормами международного права.

В договоре сказано, что страны будут уделять особое внимание взаимному созданию условий для осуществления совместных программ и проектов в целях использования современных технологических достижений, сотрудничества в области внедрения их результатов в экономику и производство. Они обязуются оказывать поддержку установлению и развитию прямых связей между аймаками
Монголии, республиками в составе Российской Федерации, другими административно-территориальными образованьями всех уровней, а также между государственными смешанными и частными предприятиями, учреждениями и организациями для развития сотрудничества.

В Улан-Баторской Декларации от 14 ноября 2000г. говорится о том, что
«Констатировав наличие значительного потенциала для наращивания торгово- экономического сотрудничества, президенты Монголии и России поручили соответствующим органам исполнительной власти в своих странах в конструктивном ключе рассмотреть вопросы либерализации и расширения взаимной торговли, включая установление льготных железнодорожных тарифов, таможенных пошлин и других сборов, в рамках начатых переговоров по этим вопросам»1.

Существенную роль в координации двустороннего сотрудничества играет монголо-российская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научному сотрудничеству. С 1992 г. проведено девять заседаний, на которых обсуждались и принимались меры по разрешению актуальных проблем и вопросов развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между двумя государствами2.

Межправительственные обязательства предусматривают экспорт Монголией в
РФ медного концентрата и поставки из России нефтепродуктов и электроэнергии. Кроме того, эти протоколы содержат индикативные списки взаимных поставок широкого круга товаров.

Заметно активизировалась деятельность рабочих групп и подкомиссии при монгольско-российской Межправительственной комиссии по торгово- экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Подписан «План совместной деятельности по активизации торгово-экономического и научно- технического сотрудничества между Правительством Монголии и Правительством
Российской Федерации».

Этот документ, содержат комплекс мероприятий на два года, и будет ратифицирован в ближайшее время. В рамках двусторонних отношений и сотрудничества осуществляется активная деятельность, направленная на поиски оптимальных решений по актуальным проблемам. В частности, по либерализации торговли, созданию более благоприятных условий для экономического сотрудничества, вопросам задолженности и собственности, не находящих разрешения на протяжении многих лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.