| |||||
МЕНЮ
| Торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской ФедерациейТоргово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской ФедерациейМОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РФ КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ ИТОГОВАЯ РАБОТА ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО МЕЖДУ МОНГОЛИЕЙ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ Студента 4-го курса Факультета МЭО ЦОЛМОНА Э. Научный руководитель: к.э.н., доц. КАЛИБЕРДИН А.Г. МОСКВА – 2003 ОГЛАВЛЕНИЕ
ГЛАВА I. Краткий обзор развития торгово-экономических отношений Монголии и России……………………………………...…..….6 1. Исторические аспекты монгольско-российского торгово-экономического сотрудничества……………………………..……..6 2. Договорно-правовая база торгово-экономических отношений Монголии с Россией….……………….…………………...…….12 Монголии и России на современном этапе………...…………………….…16
между Монголией и Россией……………………………………………….21 1. Вопрос о задолженности Монголии по кредитам бывшего СССР....................................................…………………………….... 21 2. Проблема управления совместным предприятием ГОК «Эрдэнэт»............................................…....…....….....…2 4
торгово-экономических отношений………………………………………31 1. Межрегиональное сотрудничество и приграничные связи...........……………………………………………………………………..31 2. Российская инвестиция в Монгольскую экономику……………………….………………………………………….…..35 3. Перспективы развития торгово-экономических связей Монголии с Россией……………………………………………………….….40 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….44 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………....47 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..51 ВВЕДЕНИЕ. Международная торговля является традиционной и основной формой международных экономических отношений. Важнейшей тенденцией международной торговли являются быстрые темпы роста в результате углубления разделения труда и интернационализации мирового хозяйства, НТП, усиление роли ТНК в международной торговле, увеличение масштабов и темпов вывоза капитала. Данная тенденция имеет особую специфику для Монголия. В настоящее время Во-первых, это объясняется географическим положением Монголии, которое предопределило взаимоотношения наших стран. Во-вторых, исторически монгольский и российский народы связывают давние дружественные отношения. Независимо от социально-экономического устройства и политических режимов, существовавших в Монголии и России, взаимоотношения двух стран развивались, народы двух государств имели тесные контакты, были связаны крепкими экономическими, политическими, культурными и другими отношениями. В третьих, необходимость сотрудничества вызвана тем, что еще не в полной мере используются имеющиеся ресурсы и возможности для развития двусторонних торгово-экономических отношений, что связано с временными трудностями переходного периода наших стран. И, наконец, в четверых, от дальнейшего развития и расширения внешнеэкономических связей Монголии с Россией в большой степени зависит и дальнейшее социально-экономическое развитие Монголии. Таким образом, с учетом приоритета эти связи должны быть направлены на расширения и углубления внешнеэкономические связи с Российской Федерацией, на качественно новом, более высоком уровне. Актуальность данной темы вытекает из потребностей изучения состояния
торгово-экономических отношений Монголии и России на современном этапе. Это
позволить создать новый механизм экономического сотрудничества между В связи с этим целью итоговой работы является анализ торгово- экономических связей России и Монголии в условиях перехода к рыночным отношениям и определение перспективы дальнейшего развития двусторонних отношений. Для достижения указанных целей автор поставил перед собой следующие основные задачи: - дать краткий исторический экскурс торгово-экономических связей Монголии и России; - рассмотреть влияние результатов радикальных экономических реформ в Монголии и России на экономических взаимоотношениях между нашими странами; - раскрыть основные проблемы, препятствующие расширению и дальнейшему развитию двусторонних торгово-экономических отношений; - определить место и роль межрегиональных и приграничных монгольско- российских торгово-экономических связей последних лет в экономической жизни Монголии; - оценить масштабы и роль российской инвестиций в экономику Монголии; - проанализировав торгово-экономическое сотрудничество двух стран, определить дальнейшие перспективы развития внешнеэкономических связей между Монголией и Россией. Хронологические рамки – 1992-2002 гг. Выбор нижней рамки итоговой
работы обусловлен переходом к новой рыночной модели, основанной на рыночных
отношениях и демократических принципах в двух странах. Это дает возможность
провести сравнительный анализ историй торгово-экономических отношений Теоретическую и методологическую основу работы составили труды ведущих российских и монгольских экономистов по общим проблемам развития мировой экономики, международных экономических отношений, внешнеэкономическим связям. Содержащиеся в их исследованиях ценные выводы и результаты были учтены в работе. В работе над итоговой использованы труды ряда ученых, профессоров нашего университета в т.ч. И.Н. Устинова, Н.Н. Ливенцева, В.Б. Буглая. Проблеме внешнеэкономических связей Монголии с РФ рассматривались в работах Г.С. Яскина, В.В. Грайворонского, М.И. Гольмана, В. Соколинского. Изучение современного состояния торгово-экономических взаимоотношений Источником фактического материала для анализа послужили официальные документы, законодательные акты, данные статистики, публикации в периодической печати на монгольском и русском языках. Данная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложения. ГЛАВА 1. КРАТКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МОНГОЛИИ И РОССИИ. 1. Исторические аспекты монгольско-российского торгово- экономического сотрудничества. Связи между Россией и Монголией уходят своими корнями в глубокое прошлое, но непосредственно межгосударственные отношения между ними стали развиваться с начала ХVII в., когда районы расселения монголов и их земель стали соотноситься с границами российских владений. Обмен посольствами между Монголией и Россией впервые состоялся в 1608
году. Для развития монгольско-российских отношений в тот период большое
значение имел Нерчинский договор 1689 г., регулировавший торговлю между После утраты монголами своей независимости в 1691 г. монгольско-русские отношения вплоть до 1911 г. регулировались русско-китайскими правовыми актами. Несмотря на строгие ограничения и запреты цинских правителей, между
монголами и русскими существовали тесные связи и хорошие взаимоотношения. Со временем торговля между Монголией и Россией стала осуществляться не
только по всей границе, но и затрагивая внутренние районы Монголии. Чайная
торговля и привоз из России в Китай пушнины, сукна, тканей через Кяхту-Ургу- Монголия экспортировала в Россию не только мясо, но и другие продукты
животноводства (кожа, шерсть, конский волос, войлок и др.), которые
проходили обработку на российских предприятиях в Монголии. В среднем,
начиная с 1908 г. только через Западную и Северную границы Монголии
ежегодно поставлялось 340 тыс. голов скота, а в 1911 г. российские
скотопромышленники закупили в Монголии 1,1 млн. голов. Живой скот составлял В 1912-1915 гг. на монгольский рынок выходят российские фирмы и сумели наладить ввоз на монгольский рынок ранее традиционных для китайских торговцев товаров – чая и далембы (вид сукна), пользовавшихся особым спросом у монголов. По инициативе российского представительства в Урге создавались русские и монгольские предприятий, из числа которых, в первую очередь, следует назвать российско-монгольскую типографию, телеграф, строительство электростанции в Урге и др. Русские торговцы с помощью властей занимались ремонтом и улучшением дорог, по которым проходили основные торговые маршруты, без которых невозможно было вести успешную торговлю. Таким образом, до начала XX в. Монголия и Россия имели тесные
многосторонние связи. Широкое развитие взаимоотношения двух стран в области
торговли в начале XX в. объективно способствовали экономическому развитию Новый этап взаимоотношений двух стран начался после Октября 1917 г. в В 1923 г. между Советской Россией и Монголией было заключено первое торговое соглашение. Доля Советского Союза во внешней торговле Монголии быстро росла. Если в 1923-1924 гг. на СССР приходилось всего 14% монгольского экспорта, то в 1928-1929 гг. – 85,5% (напомним, что еще в 1926 г. доля иностранных капиталистических фирм в монгольском экспорте составляла 60,7%; в импорте – 77,6%)[1]. В процессе расширения торговли между нашими странами происходило
вытеснение из товарооборота Монголии иностранного капитала (табл.1). Уже в Таблица 1. Внешняя торговля МНР в 1928-1931 гг., % Источник: История Монгольской Народной Республики. М.: Наука, 1983, с.206. Индустриализация МНР предполагала создание, прежде всего отраслей легкой и тяжелой промышленности, для развития которых в стране имелись необходимые природные и экономические ресурсы. В 30-х гг. были заложены основы промышленности Монголии. В 1933 г.
вступила в строй Хатхылская механизированная шерстомойка. В марте 1934 г.
было пущено в эксплуатацию первое крупное промышленное предприятие –
промкомбинат в Улан-Баторе2. Одновременно со становлением промышленности Экономическая помощь Советского Союза Монголии в тот период играла огромную роль и проявлялась в самых различных формах: СССР поставлял МНР машины, оборудование, строительные материалы для предприятий промышленности, транспорта и связи; в порядке экономической и технической помощи помогал строить своими силами и средствами промышленные предприятия; готовил инженерно-технические кадры для молодой промышленности. Быстрое развитие промышленности в Монголии началось с 50-х гг. Именно в этот период в МНР строились крупные промышленные предприятия, осуществлялась техническая реконструкция заводов и фабрик. С середины 50-х гг. крупные предприятия стали определять дальнейшее развитие промышленного производства в стране, что привело к резкому росту основных фондов промышленности и численности рабочих, инженерно-технических работников и служащих. В конце 50-х гг. удельный вес промышленного производства в экономике С начала 60-х гг. значительно возросли размеры и масштабы помощи СССР и
других стран социализма Монголии в развитии практически всех отраслей ее
экономики. Так, при непосредственном участии советских строителей,
буквально за считанные годы, был возведен 75-тысячный новый промышленный
центр – город Дархан. Советскими строителями были построены промышленный
комплекс, жилая зона. ТЭЦ, которая обеспечивала и обеспечивает энергией
центральные районы Монголии. Достаточно отметить, что, начиная с середины В середине 70-х гг. началось освоение одного из крупнейших в мире месторождений меди и молибдена. Развернулось строительство города Эрдэнэта, которое вели также советские строители. В 1978 г. была создана совместная монголо-советская горнорудная корпорация «Монголсовцветмет», в 1981 г. уже вступила в строй. Достаточно отметить, что если в 1975 г. в суммарной продукции промышленности и сельского хозяйства на долю индустрии приходилось 67%, то в 1980 г. – более 76% продукции. В целом в Монголии к 1978 г. при финансово-технической помощи СССР являлся основным поставщиком товаров как производственного, так и
потребительского назначения. По данным на начало 1980 г. он поставлял более В то же время монгольская экономика во все большей степени попадала в
зависимость от, как тогда говорили, «старшего брата» Советского Союза. Конечно, именно благодаря СССР и социалистическим странам Монголия сделала рывок в экономическом развитии, за короткий срок были достигнуты небывалые результаты в промышленности и других отраслях хозяйства страны, в решении социальных проблем, а также в росте материального и культурного уровня жизни монгольского народа. В то же время экономика Монголии была целиком и полностью ориентирована на экономику СССР, и последующие события показали, что такая однобокая ориентированность привела к исключительно сложным проблемам. Справедливости ради нужно отметить, что Монголия во многом существовала за счет Советского Союза и других социалистических стран. В Монголии с помощью СССР была создана экономика, на 80% ориентированная на экономику социалистических стран. СССР выступала донором по отношению к Монголии, давая ей кредиты в том количестве, в каком она нуждалась в тот момент. Все это привело к тому, что у определенной части руководства Монголии сформировались элементы иждивенчества, готовности существовать за счет помощи извне. 1.2. Договорно-правовая база торгово-экономических отношений Монголии с Россией. В последние годы имевшаяся договорно-правовая база внешнеэкономических связей Монголии c РФ подвергалась существенной корректировке исходя из естественной необходимости ее адаптации как к современным международным политическим и экономическим условиям, так и к реальным потребностям и возможностям Монголии. Существовали несколько основополагающих договоров, на основе которых регулировались торгово-экономические отношения между двумя странами. К ним относятся: - Договора от 5 ноября 1921 г. между правительством Советской России и
народным правительством Монголии об установлении дружественных связей между -Договор о равноправии в торговле между Монголией и Советским Союзом от - Протокола о взаимной помощи между СССР и МНР от 1936 г.; - Договора от 27 февраля 1946 года о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между Советским Союзом и МНР; - Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 1966 г. Торгово-экономическое сотрудничество Монголии и России на современном этапе базируется на следующих договорах: - Договором о дружественных отношениях и сотрудничестве от 14 января - Улан-Баторской Декларацией от 14 ноября 2000 года1. Основным документом, определяющим договорно-правовую базу российско- монгольских торгово-экономических отношений, является Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве, подписанный в 14 января 1993 г. В соответствии с условиями этого Соглашения, стороны будут проводить в отношении друг друга открытую экономическую политику и будут развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. В этих целях они обязуются взаимно предоставлять для участвующих в коммерческой, промышленной и финансовой деятельности государственных и негосударственных предприятий, индивидуальных лиц и других субъектов режим наибольшего благоприятствования, поощрять инвестиционное сотрудничество, в том числе с участием партнеров из третьих стран. Отмечено, что Монголия и Россия всемерно будут содействовать развитию приграничной торговли и сотрудничества, включая транспорт. Учитывая, то, что Монголия не имеет выхода к морю, Российская Федерация обязалась содействовать осуществлению ее права на доступ к морю в соответствии с нормами международного права. В договоре сказано, что страны будут уделять особое внимание взаимному
созданию условий для осуществления совместных программ и проектов в целях
использования современных технологических достижений, сотрудничества в
области внедрения их результатов в экономику и производство. Они обязуются
оказывать поддержку установлению и развитию прямых связей между аймаками В Улан-Баторской Декларации от 14 ноября 2000г. говорится о том, что Существенную роль в координации двустороннего сотрудничества играет монголо-российская Межправительственная комиссия по торгово-экономическому и научному сотрудничеству. С 1992 г. проведено девять заседаний, на которых обсуждались и принимались меры по разрешению актуальных проблем и вопросов развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между двумя государствами2. Межправительственные обязательства предусматривают экспорт Монголией в Заметно активизировалась деятельность рабочих групп и подкомиссии при
монгольско-российской Межправительственной комиссии по торгово-
экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Подписан «План
совместной деятельности по активизации торгово-экономического и научно-
технического сотрудничества между Правительством Монголии и Правительством Этот документ, содержат комплекс мероприятий на два года, и будет ратифицирован в ближайшее время. В рамках двусторонних отношений и сотрудничества осуществляется активная деятельность, направленная на поиски оптимальных решений по актуальным проблемам. В частности, по либерализации торговли, созданию более благоприятных условий для экономического сотрудничества, вопросам задолженности и собственности, не находящих разрешения на протяжении многих лет. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|