| |||||
МЕНЮ
| Торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской Федерациейp> Дело в том, что до 1990 года основной валютой расчетов между социалистическими странами был переводной рубль. Все советские кредиты рассчитаны в несуществующей ныне валюте. Помимо валютных курсов действовали так называемые поправочные коэффициенты. По инвестиционным поставкам был один курс, по торговым сделкам – другой. Иногда разница в валютном курсе доходила до 10 кратного уровня2. По некоторым устным данным, российские металлургические компании за монгольский медный концентрат предлагают невысокую цену. Причем, задержка платежа стала обычным явлением. Поэтому продукция ГОК “Эрдэнэт” в течении нескольких лет проходит обработку в Китае, либо через Китай поступает в третью страну. Но в настоящее время и сами китайские производители находятся в незавидном финансовом положении. У них не хватает оборотных средств, они не загружены на полную мощность, и к тому же многие из этих предприятий не имеют права на внешние рынки. Поэтому, СП ГОК ”Эрдэнэт” начал работать с трейдинговыми компаниями, у которых есть хорошие финансовые ресурсы и необходимая инфраструктура. Это фирмы “Гленкор”, “Пешине”, “Самсунг”, “Джералд металз”. СП ГОК “Эрдэнэт” связывает планы на будущее привлечением западных инвесторов и их технологии. Прежде основная идея заключалась в том, что плавить весь концентрат на месте и производить чистую медь. Иными словами, предполагалось выпускать более дорогую продукцию. В настоящее время на комбинате создан опытный завод, который производит чистую медь путем переработки руды слабым раствором серной кислоты. Что касается сокращения числа российских специалистов, нынешнее
руководство приводит два довода. Во-первых, СП ГОК “Эрдэнэт” действует уже В начале апреля 2003 года Российские участниками российско-монгольской
межправительственной комиссии было принято решение сменить тактику
переговоров о судьбе СП ГОК “Эрдэнэт”. Россия намерена использовать
финансовых рычагов воздействия на Монголию с тем, чтобы она отказалась от
требований увеличить ее долю от 51 до 80%. Одним из ключевых аргументов
российской стороны будет текущая задолженность Монголии. Кроме того, Россия
намерена требовать и долг Монголии в самом совместном предприятии – он
сейчас составляет свыше 340 млн. долларов. Представители правительства В связи с задолженностью СП ГОК “Эрдэнэт”опять возникает вопрос об установлении реальной величины долга. По признанию Наранхуу при финансовом учете применялись так называемые “поправочные коэффиценты”, которые доходили “до 10 кратного уровня”. Поскольку российская сторона согласилась пересчет на условиях 1 долл. = 0,6 перев. рубля” и “коэффицент пересчета один к одному”2, можно предположить, что реальная сумма задолженности гораздо меньше вышеуказанной суммы. Монгольская пословица гласит “Богат тот, кто не имеет долг, счаслив тот, кто здоров”. Поэтому, Монгольское Правительство используя любые возможности, должно погасить и этот долг. Но и теперь совершенно ясно то, что погашение “большого долга” и выплата задолженности самого горнообогатительного комбината не сможет решить проблему СП ГОК “Эрдэнэт”. Исходя из вышеуказанных фактов попробуем разобраться в истинных причинах разногласия двух сторон. За годы существования СССР с целью сплочения стран социалистического лагеря, обязанности распределялись таким образом, что одни страны зависели от дурих. Например, текстильные фабрики строились в России и Прибалтийских странах, когда хлопок выращивали в странах Средней Азии. Данная система, цель которая являлась интеграция стран СЭВ, до сих пор дает о себе знать. Ярким примером того является проблема СП “Эрдэнэт”. Месторождение “Эрдэнэтийн овоо” первоначально было разведано Интерес СССР к этому месторождению объяснялось тем обстоятельством, что уже тогда Уральские месторождения меди начали истощаться.. В связи с этим, некоторые металлургические комбинаты России начали испытывать острый дефицит сырья. Поэтому нужен был комбинат, который обеспечивал бы их дешевым медным концентратом. Однако, в последние годы объем медного концентрата СП “Эрдэнэт”
поставляемый в Россию все более уменьшался, что вызвало недовольство Таким образом, основная суть разногласии заключается в том, что, с одной стороны, Монголия не желает обеспечивать дешевым сырьём металлургические комбинаты Урала, с другой, Россия не хочет, чтобы продукции СП “Эрдэнэт” уходили в третью страну. Проблема эта достаточно сложная. Поэтому, итоги переговоров скорее
всего будут определять степень взаимых уступок, главными из которых
являются готовность Монголии продавать свои продукции исключительно России
с одной стороны, и достаточное увеличение закупочных цен на продукцию СП По последним данным намечается сдвиг в решении данной проблемы. Российская делегация во главе с заместителем главы Минпромнауки Сергеем К этому времени будут приготовлены документы, которые позволят
преобразовать СП в акционерное общество и затем приватизировать его. ГКМ ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КЛЮЧЕВЫХ АСПЕКТВО РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКИХ ТОРГОВО- ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. 3.1. Межрегиональное сотрудничество и приграничные связи. Межрегиональное сотрудничество, включающее приграничные отношения двух стран, всегда было традиционным для России и Монголии. Эти связи потенциально являются одним из существенных резервов для расширения торгово- экономического и сотрудничества двух стран. К нему относится прежде всего сотрудничество монгольских приграничных аймаков и российских регионов Сибири и Дальнего Востока (области, республики). В настоящее время на долю этого сотрудничества приходится свыше 70% экономических связей между двумя государствами. Приграничная бартерная торговля сыграла важную роль в начале 1990-х гг., когда она известной степени заменила межгосударственную, что было вызвано отсутствием свободно конвертируемой валюты у обеих сторон, резким сокращением экспортных запасов. И в настоящее время традиционные дружественные отношения Монголии с Россией чрезвычайно важны для приграничных регионов обеих стран. Общая граница связывает Монголию (северные аймаки) с Бурятией, Из непосредственно граничащих с Монголией четырех субъектов Российской Монголия продает Бурятии продовольствие, произведенное из животноводческого сырья (мясо, мясопродукты), меха. В 1998 г. в Бурятии работало 23 совместных с Россией предприятия с общей суммой капиталов равной 412 тыс. долл. Также Монголия ведет переговоры с Бурятией о создании свободных торговых зон, в частности таможенной зоны. Ее создание могло бы привлечь отечественных и иностранных держателей капиталов для развития производительных сил северных аймаков Монголии и Бурятии. Этим был бы внесен вклад в решение проблемы, тормозящей рост монгольско-российской торговли, - смягчения российского таможенного режима. Наряду с Бурятией лидерами в межрегиональном сотрудничестве с Монголией являются Иркутская и Кемеровская области, на долю которых в сумме приходится около половины всего нынешнего российско-монгольского товарооборота. Еще в годы второй мировой войны крупнейший в Азии Иркутский мясоперерабатывающий комбинат принимал монгольский скот и направлял изготовленную из него продукцию на фронт. В настоящее время монгольские компании, как «Мах импэкс», «Буян»
поддерживает деловые отношения с Иркутским мясокомбинатом. В 1996 г. Объем внешней торговли между Монголией и республиками Алтай и Тува достигли в 2000 г. 1,5 и 4 млн. долл. Монголии и Читинской области около 2 млн. долл1. В апреле 1993 г. в Горно-Алтайске был подписан Протокол о намерений по развитию прямых связей между Монголией и Республикой Алтай. Однако более интенсивные связи между Монголией и Алтаем начали
формироваться с 1995 г., когда Алтайский край посетили официальные
монгольские лица, в том числе представители экономических ведомств страны. Это привело к оживлению торговли в данном регионе. Алтайский край
поставляет в Монголию железнодорожные вагоны, вакуумные и воздушные насосы,
взрывчатые вещества для горных работ, продукцию мукомольно-крупяной
промышленности, а также сахарный песок и некоторые другие товары. В свою
очередь, вошла в силу договоренность о переработке в Республике Алтай Перспективным считается и такое направление сотрудничества как поставки
горюче-смазочных материалов и запасных частей для тепловой дизельной
электростанции в г. Ульгий. Кроме того, Алтайский край вместе с Республикой Немалый интерес для Монголии в целом представляет опыт Алтайского края в организации и развитии товарного земледелия, с учетом которого разработан проект создания совместных зерновых хозяйств в Дарханском и Селенгинском аймаках. С российской стороны главным партнером Монголии в этом деле выступает «Алтайская компания». Намечается также создание в Монголии нескольких совместных предприятий
с участием алтайских инвестиций в области переработки животноводческой
продукции, строительства дорог и мостов, реконструкции Хутульского цементно-
известкового комбината. В октябре 1997 г. в Горно-Алтайске была
сформирована рабочая группа по изучению технических возможностей для
прокладки газопровода в Китай через Алтайский край и Западную Монголию. Фактически для всех приграничных аймаков Монголии сотрудничество
соответствующими регионами РФ имеет стратегическое значение. Через
территорию Алтайского края, например, в советское время в Монголию
поступала основная часть помощи, оказываемой западным аймакам Советским Все большую роль в сотрудничестве регионов обеих стран начинает играть Из функционирующих на монгольско-российской границе протяженностью 3543 км 29 контрольно-пропускных пунктов четыре являются международными, девять двусторонними, девять временными или сезонными, а семь – транзитного назначения. Начинают укрепляться связи Монголии с другими субъектами Российской В целом, торгово-экономические отношения РФ с Монголией в региональном аспекте пока развиваются неравномерно. Большая их часть в конце 90-х приходилась на Бурятию, Иркутскую область и Алтай и весьма незначительная – на Забайкалье (Читинская область). 3.2. Российская инвестиция в Монгольскую экономику. Внешнеэкономические связи Монголии и России не ограничиваются только сферой внешнеторгового обмена. Заметную роль во внешнеэкономическом взаимодействии двух стран играет инвестиционное сотрудничество. Проводя открытую экономическую политику, Монголия обеспечивает широкий доступ иностранных инвестиций. Этому способствует действующее в стране законодательство, в частности, закон об иностранных инвестициях. Со вступлением в силу этого закона объем, и количество иностранных инвестиций начали заметно расти. Если в 1990 г. Монголия получала 965 тыс. долл., то в 1999 г. в экономику Монголии было вложено 144,8 млн. долл. На его основе к началу 2001г. в стране было зарегистрировано 1600 компаний с участием иностранных инвесторов из 58 стран с общим объемом капиталов – 360 млн. долл.1. Прямые иностранные инвестиции в основном распределены по отраслям следующим образом (данные за 2001): геологоразведка и горнодобывающая промышленность – 20,3%; легкая промышленность – 19,28%; обработка сырья животноводческого происхождения – 11%; строительство и инженерное дело – 8%; наука и просвещение – 9%; телекоммуникации – 6%; туризм – 4%; торговля, гостиничный бизнес и прочее – 22,42%. Иностранный капитал в Монголии присутствует как в государственной, так и в частной форме, в смешанном виде, а также в форме капитала международных организаций. Иностранные инвестиции поступают в монгольскую экономику в форме прямых и портфельных инвестиций и в виде кредитов. За период с 1991 по 2000 г. общая сумма инвестиций российских предпринимателей в Монголию составила около 47 млн. долл. В отношении иностранных инвестиций наиболее благоприятным для Монголии был 2000г.: приток иностранного капитала достиг 91 млн. долл., а размер российских инвестиций составил 32 млн. долл. В основном они приходятся на «Газпром» и компанию «Итера» и направляются в добычу золота. Из 257 компаний с российским капиталом 48 заняты в сфере капитального строительства и инфраструктуры, 37 – в торговле и общественном питании, 35 ведут геологическую разведку и инженерные изыскания. Малые предприятия с российским капиталом играют существенную роль в легкой и пищевой промышленности, на транспорте, в энергетике и других отраслях. Среди предприятий с участием российского капитала наиболее крупные –
горно-обогатительный комбинат (ГОК) «Эрдэнэт», объединение Совместные российско-монгольские предприятия имеют весьма солидную нормативно-правовую базу, продемонстрировали свою жизнеспособность. Даже при весьма неблагоприятной конъюнктуре мировых цен на медь и в условиях кардинальных экономических преобразований, осуществляемых в наших странах, предприятия сумели полностью обеспечить производственный процесс, сохранить и укрепить трудовые коллективы и добиться рентабельности производства. Исключительно важное место в экономике Монголии занимает акционерное общество «Улан-Баторская железная дорого». АО «УБЖД» - основная транспортная артерия страны, обеспечивающая перевозки 98% внутренних и транзитных грузов. Ежегодно осуществляется перевозка около 4 млн. пассажиров. Предприниматели из России постепенно начали делать капиталовложения в области инженерного дела и строительства. На рынке строительных услуг Монголии представлено несколько
строительных российских организаций: ОАО Фирма «Зарубежстрой», компания с
ограниченной ответственностью «Монголэнергострой», компания Таблица 2. Российско-монгольские строительные организации. (в млн. долл.)
Эти строительные организации продолжают дело советских трестов,
действовавших в Монголии до 1991 г., - СОТ-1, СОТ-3, УС Для всех очевидно, что в 90-е годы Россия значительно ослабила свои позиции в Монголии потеряв, прежнее влияние на разработку местных природных ресурсов. При этом известно, что именно Россия в свое время внесла наиболее весомый вклад в геологоразведку и оценку имеющих в Монголии месторождений. В 2000 г. в Монголии геологоразведочным работам по урану продолжали
заниматься совместное предприятие «Гурван сайхан». Совместное предприятие
было организовано в 1994 г. на основе соглашения о полезных ископаемых от Добыча нефти ведется на месторождении Зун-Баян-Улан, разведанном Характерно, что как раз в горнорудной промышленности и Россия, и В свою очередь, российская сторона ставит перед Монголией вопрос о невзимании с этих совместных предприятий торгового налога на потребляемую электроэнергию, материалы, запчасти, нефтепродукты, строительно-монтажные работы. Все это свидетельствует о том, что обе страны понимают, насколько важно и необходимо для активизации их двустороннего сотрудничества устранить барьеры в виде высоких таможенных пошлин и налогов. На данный момент Монголия заключила соглашение по взаимозащите и
поощрении инвестиций с 30 странами и соглашения о предотвращении двойного
налогообложения с 19 странами, с 9 из которых эти документы ратифицированы. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|