реферат, рефераты скачать
 

Торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской Федерацией


p> Правительством Монголия приглашает потенциальных инвесторов активно участвовать в приватизации государственной доли в имуществе 27 компаний.
Инвесторы тоже имеют возможность приобретать акции монгольских компаний, зарегистрированных на монгольской бирже через лицензирование в брокерских посреднических компаниях.

По-видимому, настало время не только создать благоприятные условия для деятельности отдельных, пусть даже самых крупных, совместных предприятий, но и осуществить широкий комплекс мер по либерализации монгольско- российского сотрудничества в сфере торговли и инвестиций.

Таким образом, бизнесмены из России, используя свою находчивость, смекалку, а также близость культур, образа жизни и характеров наших народов, смогут найти выгодный бизнес в Монголии.

2.5. Перспективы развития торгово-экономических связей

Монголии с Россией.

Поскольку проблема задолженности Монголии российской стороне стала камнем преткновения двусторонних отношений, то ее решение для Правительства
Монголии должно быть первоочередной задачей. Российские компании могут в счет погашения долга выкупать акции совместных с Монголией предприятий.
Российская сторона большой интерес проявляет к ГОК «Эрдэнэт». Здесь Россия могла бы расширить свою долю акций.

Основным направлением деятельности объединения будет дальнейшее совершенствование плавикошпатового производства с целью обеспечения стабильности достигнутого уровня производства. Запасы плавикового шпата позволяют объединению работать еще как минимум 30 лет. Главная цель – наиболее эффективно поддерживать и развивать это производство, снижать себестоимость плавикового шпата, повышать его качество, расширять ассортимент. Необходимые для этого финансовые ресурсы ежегодно выделяются участниками из прибыли.

Либерализация взаимной торговли. Уровень и темпы роста торговли двух стран не удовлетворяют обе стороны. С одной стороны, это резкое увеличение российских транспортных тарифов, таможенных пошлин и налогов на некоторые виды товаров, занимавших видное место в монгольском экспорте, что привело к значительному росту цен и потере потребительского спроса. С другой стороны, надо признать и о необходимости повышения качества поставляемых в Россию монгольских товаров, которые отвечали бы требованиям международных норм. К примеру, Монгольская сторона способна в 5 раз увеличить продажу в Россию мяса – с 12 млн. долл. в год до 60 млн. Монгольская мясо дешевле американского на 15%, и его объемы способны покрыть потребности населения половины азиатской территории РФ. Для этого необходимо отрегулировать ряд проблем: тарифы, таможенные пошлины, перевозки по железной дороге, взаимодействия ветеринарных служб и т.п.

Центральный вопрос приграничного сотрудничества – необходимость обустройства и развития инфраструктуры КПП на границах двух стран и придание в дальнейшем им международного статуса. Это могло бы стать важным условием создания в дальнейшем свободной экономической зоны на приграничных территориях наших стран. Нам представляется важным начать организацию сезонных приграничных ярмарок, которые содействовали бы свободному обмену товаров и услуг между жителями и хозяйственными единицами приграничных районов двух стран.

Немаловажно и создание правовых основ для приграничного сотрудничества, где будут отражены, цель, принципы и охват территории, на которые распространяется такое сотрудничество. При этом большое значение придается
Соглашению о принципах сотрудничества между субъектами РФ и аймаками
Монголии, которое было подписано во время визита президента России В.В.
Путина в ноябре 2000 г.

Создание свободной экономической зоны на границе двух стран. Из них самым подходящим для создания экономической зоны является Кяхта –
Алтанбулаг (около Наушки). Шоссейная дорога соединяет крупнейшие города
Монголии, т.е. Улан-Батор, Эрдэнэт, Дархан, Иркутск, Улан-Удэ. Монголия собирается участвовать, например, в Туманганском проекте. Это проект создания зоны свободной торговли в Северо-Восточной Азии в районе реки
Туманган. В нем должны принять участие Южная Корея, Америка, Япония,
Монголия и Россия.

Участие российских организаций в модернизации и технологическом обновлении базовых отраслей экономики (энергетика, транспорт, углубления переработка минерального и животноводческого сырья и др.), а также агропромышленного комплекса, горнорудной, нефтедобывающей промышленности, реализацией совместно с третьими странами международных донорских программ и проектов. Россия заявила о своей готовности оказать содействие в сооружении в Монголии объектов электроэнергетики, в строительстве газопроводов и дорог при условии, что Москва получит часть акций новых энергетических компаний.

Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) и организацию Азиатско-
Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), рассматривая идею участия Монголии в транспортных и энергетических проектах АТР в качестве важнейшего инструмента интеграции Улан-Батора в региональные организации. В частности, в целях оптимизации транспортных маршрутов между Европой и АТР предлагается использовать возможности Транссибирской магистрали и
Монгольской железной дороги. Ранее Владимир Путин заявил, что
"перспективной областью деятельности, в которой Россия как евразийская страна могла бы играть особую роль в АТЭС, является транспорт".

Несомненно, наибольшие выгоды сулит двустороннее сотрудничество в области энергоресурсов. Так, российские компании "Газпром", "Итера" намерены осуществить проект газификации Монголии. Дочернее предприятие
"Газпрома" - "Востокнефтегаз" - планирует создать в Монголии производство по переработке сибирского газового конденсата. Стоимость этого проекта - около 70 млн. долларов.

В долгосрочной перспективе Москва и Улан-Батор для экспорта нефтегазовых ресурсов Дальнего Востока и Сибири рассматривают возможность строительства магистральных трубопроводов в Северо-Восточной Азии (РФ,
Китай, Япония, Республика Корея, КНДР, Монголия). По мнению экспертов, реализация этих проектов могла бы обеспечить надежную основу для экономической интеграции России и Монголии в АТР.

Есть также возможности сотрудничества в геологоразведке, добыче золота и других полезных ископаемых, а также участие в строительстве трансмонгольской автомагистрали "Дорога тысячелетия". В радиусе 200 км от столицы проект охватывает 1/3 территории страны, на которой живет 80% ее населения и находится 72% населенных пунктов. Дорогу планируется проложить за 8 лет. Ее строительство обойдется в 200 млн. долл. Проект «Дорога тысячелетия» уже начат, проведены предварительные технические и экономические расчеты, с апреля 2001 года приступили к работе. В случае своевременного начала работ к 2004 г. откроется возможность движения по основным трассам «Дороги тысячелетия»1 (см. Приложение 8).

В 7-10 июля 2003 года в Улан-Баторе пройдет первая Монгольско-
Российская Ассамблея по развитию экономического сотрудничества под названием «Монголия и Россия. Перспективы сотрудничества». Она организуется при поддержке Правительства Монгольской Республики, Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), Торгово-промышленной палаты России и Монгольской Республики, Российской Академии Бизнеса и
Предпринимательства, Международной ассамблеи экономического, культурного и научного сотрудничества «Global World», Международной ассоциации журналистов «АСМО-пресс».

Цель форума — формирование благоприятной среды для создания устойчивых торговых и производственных связей между Россией и Монголией, восстановление инвестиционного сотрудничества, а также участие российских компаний в реализации крупных программ и проектов в Монгольской Республике.

Основное внимание в работе форума будет уделено сотрудничеству в таких областях, как торговля, сельское хозяйство, банковское дело, горно- энергетический комплекс, геологоразведка и добыча полезных ископаемых, развитие регионального взаимодействия между приграничными областями
Монголии и России1.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Специальное изучение торгово-экономических отношений Российской
Федерации и Монголии на протяжении 10 лет (1992-2002) позволяет сделать ряд важных, на взгляд автора, выводов и обобщений.

В ходе анализа автор аргументирует вывод о том, что назрела необходимость создания нового механизма экономического сотрудничества между Россией и Монголией. Этот механизм, с одной стороны, должен учитывать традиционную роль государства, но и одновременно должен соответствовать условиям рыночной экономики.

1. Торгово-экономическое сотрудничество Монголии с Российской
Федерацией осуществляется на протяжении более 80 лет. Двухсторонние отношения традиционно характеризовались духом добрососедства, сотрудничества. Следует отметить, что благодаря экономической помощи СССР в
Монголии была создана национальная промышленность, достигнуты успехи в решении социальных проблем населения. В частности, при технико- экономическом содействии бывшего СССР были построены почти все ныне действующие предприятия, которые и сегодня составляют основу экономики
Монголии.

2. На рубеже 80-х и 90-х гг. во взаимоотношения России и Монголии наших стран произошли коренные перемены, связанные с распадом СССР и переходом
России и Монголии к принципам рыночной экономики и демократии. В новых исторических условиях, был подписан Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве между Россией и Монголией. В соответствии с данным
Договором Россия и Монголия решили проводить в отношении друг друга открытую экономическую политику, продолжать развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество. Данный подход определил характер торгово- экономических связей двух стран на перспективу.

3. В настоящее время Россия является вторым (после КНР) торговым партнером Монголии. При этом сохраняется сырьевая направленность взаимной торговли. Так, в монгольском экспорте превалируют две товарные группы
(минеральные продукты – 70%, сельскохозяйственное сырье – 25%). В монгольском импорте товаров из России также превалируют две товарные группы
(до 50% приходится на нефтепродукты, 20% на продовольственные товары).
Представляется, что странам следует акцентировать внимание на развитие торговли машинно-технической продукцией, тем более что российский экспорт в
Монголию по данной статье в последние годы стабильно растет, и достиг уровня в 25%. Дополнительным стимулом к расширению взаимной торговли продукцией с высокой степенью обработки может стать обмен в рамках совместных предприятий.

3. В настоящее время в отношениях между Россией и Монголией существует ряд нерешенных проблем экономического характера. Центральными проблемами, оставшимися со времен бывшего СССР, являются задолженность Монголии перед
Россией и проблема управления совместным предприятием ГОК «Эрдэнэт».
Успешное решение данных проблем во многом будет способствовать восстановлению взаимного доверия и успешному развитию торгово-экономических отношении России и Монголии. Автор полагает целесообразным активизировать двусторонний диалог по решению данных проблем, в том числе через создание двусторонних рабочих групп, с обязательным участием представителей деловых кругов, под руководством министров двух стран. Возможным путем решением данных проблем могло бы стать решение о запуске двусторонних инвестиционных проектов с последующем погашением части долга поставками продукции, произведенной на новых российско-монгольских СП.

4. Обе стороны возлагают большие надежды на активизацию работы подкомиссии по региональному и приграничному сотрудничеству. Ведь более 70% общего товарооборота Монголии с Россией приходится на субъекты, входящие в
Сибирский федеральный округ РФ. Номенклатуру, как и объемы монгольской продукции, поставляемой в Россию реально увеличить именно через более полное использование потенциала приграничной торговли. Аналогичные процессы можно будет запустить и для российских товаров.

5. Иностранные инвестиции играют весомую роль в социально-экономическом развитии Монголии. С участием российского капитала в Монголии создано около
260 совместных предприятий в сфере строительства и инфраструктуры, в торговле и общественном питании. Ведутся геологические разведки и инженерные изыскания. На наиболее крупные совместные предприятий, такие как, ГОК «Эрдэнэт», «Монголросцветмет» и «УБЖД» приходится более 60% валютных поступлений в страну и 16% доходной части госбюджета Монголии.
Автор полагает целесообразным на регулярной основе проводить рассмотрение данного вопроса на уровне Межправительственной комиссии по торгово- экономическому сотрудничеству, в том числе и в плане определения шагов по созданию новых совместных предприятий в различных отраслях.

6. Потенциал торгово-экономического сотрудничества с Россией далеко не исчерпан. При экономически грамотной организации этой работы Россия может значительно увеличить объемы взаимного обмена товарами и услугами с
Монголией, в том числе за счет увеличения поставок высокотехнологичной продукции. Россия для Монголии может быть интересна, прежде всего, как огромный рынок для реализации широкой гаммы монгольских товаров, в первую очередь, мясо и продуктов животноводства (кожа, шерсть, конский волос, войлок и др.).

7. Перечисленные наработки и предпосылки расширения и углубления внешнеэкономических связей Монголии с Россией могут быть реализованы только при выполнении ряда важных условий: отыскания источников финансирования, урегулирования платежно-расчетных отношений, решения многочисленных проблем транспортного обеспечения взаимного товарооборота, совершенствования правовой базы внешнеэкономических связей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Официальные документы:
1. Выступление В.В. Путина в Великом Государственном Хурале Монголии 14 ноября 2000 г. – Дипломатический вестник, 2000, №12, с.26.
2. Гадаад харилцааны яамны 2002 оны уйл ажиллагааны тайлан. №6,

06.03.2003. УБ., с.25-27.
3. Гадаад Харилцаа. №2(126), январь 2003.
4. Договор о дружественных отношениях и сотрудничестве от 14 января 1993 г.
5. Монгол улсын статистикийн эмхтгэл = Статистический ежегодник Монголии.

– УБ.: Монгол Улсын Ундэсний Статистикийн Газарт, 2002. – С.200.
6. Пресс-релиз Посольства Монголии в РФ. Март 2003 (на монг. яз. перевод автора).
7. Улан-Баторская декларация. – Дипломатический вестник, 2000, №12, с.27-

28.
8. International Financial Statistics Yearbook 2002. – N.Y., UN, p.700.
9. International Financial Statistics. – May 2003, International Monetary

Fund, p.668-671.
10. Monthly Bulletin of Statistics. – UB.: National Statistical Office of

Mongolia. – 2003. January. – p.78.

Монографии:
11. Андрианов В.Д. Россия. Экономический и инвестиционный потенциал /В.Д.

Андрианов. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 450 с.
12. Белов Е.А. Россия и Монголия (1911-1919 гг.) /Е.А. Белов. – М.:

Институт востоковедения РАН, 1999. – 234 с.
13. Буглай В.Б. Международные экономические отношения: Учебник для вузов

/В.Б. Буглай, Н.Н. Ливенцев. – М.: Финансы и Статистика, 2001. – 256 с.
14. Булатов А.С. Мировая экономика/А.С. Булатов. – М.: Юристь, 1999. – 650 с.
15. Бурмистров В.Н. Внешняя торговля Российской Федерации: Учебник для вузов /В.Н. Бурмистров, К.В. Холопов. – М.: Юристь, 2001. – 384 с.
16. Виноградов В.В. Экономика России: учебное пособие /В.В. Виноградов. –

М.: Юристь, 2002. – 320 с.
17. Гольман М.И. Изучение истории Монголии на Западе XIII – середина XX в.

/М.И. Гольман. – М.: Наука, 1988. – 250 с.
18. Емельяников С.П. Советско-монгольские отношения, 1921-1974 гг. В 2т.

/С.П. Емельяников. – М.: МО: Улсын хэвлэлийн газар, 1979.
19. Курс экономической теории: Учебник для вузов/ М.Н. Чепурин, Е.А.

Киселева, С.Н. Ивашковский и др.; Под ред. М.Н. Чепурина. – М.: Киров:

«АСА», Киров: Кировская областная типография, 1996. – 320 с.
20. Мирская И.И. Экспортеры и импортеры России: справочник фирм /И.И.

Мирская, И.Р. Ашурбейли. – М.: Социум ИнфоПолис, 1999. – 480 с.
21. Международные экономические отношения/ Н.Н. Ливенцев, А.В. Аникин, Э.П.

Бабин и др.; Под ред. Н.Н. Ливенцева. – М.: РОССПЭН, 2001. – 512 с.
22. Основы теории переходной экономики: Учебное пособие для вузов/ М.Н.

Чепурин, Г.Н. Котов, Е.А. Киселева и др.; Под ред. М.Н. Чепурина. –

Киров: Кировская областная типография, 1996. – 320 с.
23. Устинов И.Н. Мировая торговля: Статистическо-энциклопедический справочник /И.Н. Устинов. – М.: Экономика, 2002. – 848 с.
24. Устинов И.Н. Внешнеэкономические связи России: Статистическо- аналитический справочник /И.Н. Устинов. – М.: Международные отношения,

2000. – 500 с.
25. Чимитдоржиев Ш.Б. Исследования по истории и культуре Монголии /Ш.Б.

Чимитдоржиев; Бурятский институт общественных наук. – Новосибирск:

Наука, 1989.
26. Яскина Г.С. Монголия и внешний мир /Г.С. Яскина. – М.: Институт востоковедения РАН, 2002. – 370 с.
27. Ганзориг Д. К вопросу об урегулировании задолженности Монголии перед

Российской Федерацией /Д. Ганзориг. – Россия и Монголия: новый взгляд на историю взаимоотношений в ХХ веке. М.: ИВ РАН, 2001.
28. Монголын эдийн засаг: шилжилтийн эдин засгийн гарын авлага = Экономика

Монголии: пособие по переходной экономике/Б. Вальтерс, П. Лувсандорж,

Ф. Никсон и др.; Под ред. Б. Вальтерс. – Улаанбаатар, Манчестер: Адмон,

1999. – 379 с.
29. Эрдэнбат Э. Рыночные реформы и открытая политика Монголии (1990-1997).

/Э. Эрдэнбат. – М., 1997. – с.74.
30. Manly D. Doing Business in Mongolia: a guide for European companies /D.

Manly, B. Hurenbaatar. – Mongolia, Ulan-Bator: MBDA & Tacis, 1996. – p.159.
31. Griffin, K. Poverty and the Transition to a Market Economy in Mongolia.

/K. Griffin. – Report for UNDP, 1998.
32. Koch, E. Report of Small and Medium Size Business in Mongolia /E. Koch.

– UB.: TACIS SMENON Report, 1997.
33. Lavigne M. The economic of Transition: Form Socialist Economy to Market

Economy / M. Lavigne – London: Macmillan, 1995.

Аналитические статьи:
34. Ермаченков И.Ф. Монголия – наш деловой партнер /И.Ф. Ермаченков, Б.П.

Булгаков // КОРИНФ. – 2001. – №26. – С.2-24.
35. Гольман М. И. Весна обновления /М. И. Гольман // Азия и Африка сегодня.

– 1999. – №11. – С.18-23.
36. Грайворонский В.В. Новая концепция национальной безопасности Монголии и

России. – Монголия – актуальные вопросы национальной безопасности. Сб. ст. М.: Российский институт стратегических исследований, 1998.
37. Грайворонский В.В. Десять лет по пути реформ /В.В. Грайворонский //

Азия и Африка сегодня. – 2001. – №1. – С.12-17.
38. Лузянин С. Еще не утраченный партнер /С. Лузянин // Независимая Газета.

– 2002. – 25 марта.
39. Моисеев Л. Россия и Монголия становятся ближе друг к другу /Л. Моисеев

// Проблемы Дальнего Востока. – 2001. – №1. – С.15-19.
40. Скосырев В. Интернационал сокращают /В. Скосырев // Время. – 2003. – 19 марта.
41. Скосырев В. Мы много должны друг другу /В. Скосырев, Керженцев Н. //

Время. – 2003. – 12 марта.
42. Соколинский В. Трансформация восточного общества: опыт Монголии /В.

Соколинский, Н. Сонинтамир // МЭ и МО. – 2001. – №3. – С.104-110.
43. Соколинский В. Перестройка в соседней стране: опыт, проблемы, перспективы /В. Соколинский, Н. Сонинтамир // Азия и Африка сегодня. –

2000. – №12. – С.8-13.
44. Пономарев Д. Российских металлургов зовут в Монголию приватизировать

«Эрдэнэт» /Д. Пономарев // Коммерсантъ. – 2003. – 25 апреля.
45. Пономарев Д. Россия нашла аргументы для монголов /Д. Пономарев //

Коммерсантъ. – 2003. – 3 апреля.
46. Пономарев Д. Россия теряет «Эрдэнэт» /Д. Пономарев // Коммерсантъ. –

2003. – 9 марта.
47. Шинкарев Л. Лучше по своей прихоти нуждаться, чем по чужой воле преуспевать /Л. Шинкарев // Известия. – 2003. – 22 февраля.
48. Яскина Г.С. Прагматизм – основа обновления отношений /Г.С. Яскина //

Азия и Африка сегодня. – 2002. – №6. – С.16-21.

Интернет-источники:
49. Официальный сайт МИД Монголии. http://www.extmin.mn/
50. Официальный сайт МИД РФ. http://www.mid.ru/
51. Страницы Посольства РФ в Монголии. http://www.ln.mid.ru/ns-rasia.nsf/
52. Страницы, посвященные Монгольско-Российской Ассамблеи по развитию экономического сотрудничества. http://www.ex.ru/mongolia_assembly.html
53. Обзор российских СМИ: Россия – Азия. http:|//www.russiananalitica.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

УЛАН-БАТОРСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ

По приглашению Президента Монголии Н.Багабанди Президент Российской
Федерации В.В.Путин 13-14 ноября 2000 года совершил официальный визит в
Монголию.

Руководители двух государств провели, обстоятельный обмен мнениями по широкому кругу вопросов двусторонних отношений и по представляющим взаимный интерес международным проблемам. Состоявшиеся в Улан-Баторе встречи и переговоры руководителей Российской Федерации и Монголии являются важным этапом в развитии традиционно дружественных отношений между двумя странами.

1. Россия и Монголия подтверждают приверженность Договору о дружественных отношениях. и сотрудничестве между Российской Федерацией и
Монголией от 20 января 1993 года. Они едины в понимании того, что поступательное продвижение российско-монгольского сотрудничества в начинающемся столетии в различных сферах должно строиться в соответствии с положениями Устава ООН, нормами международного права и справедливости, на принципах уважения суверенитета, равноправия, взаимной выгоды, территориальной целостности, а также на основе сформировавшихся в течение многих десятилетий традиций дружбы и добрососедства.

Исходя из убеждения в необходимости построения многополюсной структуры мира и подчеркивая особую важность безблокового развития межгосударственных отношений в Азии, Стороны вновь подтверждают, что не будут участвовать в каких-либо военно-политических союзах, направленных друг против друга, и обязуются не заключать с третьими странами каких-либо договоров и соглашений, противоречащих интересам суверенитета и независимости другой
Стороны.

Ни одна из Сторон не допустит, чтобы ее территория была использована третьим государством в целях агрессии или иных насильственных действий, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и общественному порядку другой
Стороны.

2. Стороны придают важное значение поддержанию в дальнейшем регулярных встреч на высшем и высоком уровнях и сотрудничеству между правительственными органами, в том числе в рамках Российско-Монгольской
Межправительственной Комиссии по торгово-экономическому и научно- техническому сотрудничеству.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.