| |||||
МЕНЮ
| Торгово-экономическое сотрудничество между Монголией и Российской Федерациейp> По итогам официального визита председателя правительства РФ М. Касьянова в марте 2002 г. было принято совместное Коммюнике, подписан ряд соглашений и протоколов. В совместном Коммюнике главы правительств двух стран выразили позиции по главным принципиальным направлениям двусторонних отношений и сотрудничества, при этом не обошли стороной и «острые» углы. В частности, всесторонне рассмотрен вопрос урегулирования проблемы
задолженности и кредитов в переводных рублях, предоставленных Монголии Значение коммюнике в том, что в нем изложены общие принципы решения актуальных проблем сотрудничества. 2002 г. состоялись визиты как министров экономики и финансов, так и торговли и промышленности, способствовавшие развитию диалога по широкому кругу вопросов монголо-российского сотрудничества, был подписан ряд новых документов, свидетельствующих о поступательном развитии двусторонних связей. В соответствии с новыми Договорами, подписанными правительством - значительные усилия по возрождению двусторонних отношений и сотрудничества; - активизации диалога на всех уровнях; - повышения взаимопонимания и взаимного доверия; - дальнейшего укрепления правовых основ сотрудничества; - проведения последовательных шагов в направлении позитивного решения накопившихся актуальных проблем двусторонних связей; - активизации приграничного и регионального сотрудничества между Монголией и Россией; - экономических связей с областями, краями, республиками России; - ликвидации всех препятствий и трудностей, встречающихся на практике. За истекшие после подписания договора десять лет в отношениях между Двустороннее взаимодействие регулируется подписанными в последние десять лет более 100 межправительственными и межведомственными договорами, соглашениями и планами. Проведена ревизия межгосударственных документов, подписанных до 1991 г., некоторые из них приведены в соответствие с новыми историческими условиями. Все эти организационные меры привели к определенному оживлению торговли между странами (см. Приложение 2). Правительства обеих стран придают большое значение последующему развитию двусторонних торгово-экономических связей. Признано необходимым и дальше укреплять правовую базу двусторонних отношений. 1.3. Характеристика торгово-экономических связей Монголии и России на современном этапе. В конце 80- нач. 90-х гг. рухнула система социализма. В мире произошли кардинальные изменения, наступило время новых взаимоотношений между странами и не только бывшими противниками, но и бывшими союзниками. На всем постсоциалистическом пространстве начался процесс реформирования, перехода к рыночным отношениям, смены модели общественного развития. В соответствии с этими глобальными изменениями произошли изменения в приоритетах и целях внешней политики Монголии, в том числе и по отношению к своему бывшему союзнику и ближайшего партнера - России. Если раньше Россия, как правопреемница Советского Союза, имела возможность быть основным донором по отношению к Монголии, то на начальном этапе рыночных реформ она была не в состоянии оказывать Монголии кредитную, материально-техническую помощь в той степени, в какой это было раньше. В июле 1991 г. перестал существовать Совет Экономической Взаимопомощи, членом которого Монголия была с июня 1962 г. Распался Советский Союз, который был основным экономическим партнером Монголии1. В этих условиях Монголия оказалась перед необходимостью самостоятельно решать свои проблемы. Политические и социально-экономические противоречия ускорили отказ Монголии от советской модели развития и предопределили ее вступление на путь демократизации всех сторон жизнедеятельности общества. За годы экономической реформы произошли кардинальные сдвиги в
географическом распределении внешней торговли Монголии. Географические
распределения внешней торговли свидетельствуют о расширении связей с
развитыми и развивающимися странами и, прежде всего, со странами Европы и В последние годы более ѕ общей стоимости экспорта Монголии приходится
на сырьевые товары. Так, в 2001 г. в совокупном экспорте Монголии доля
товарной группы «Минеральные товары», т.е. в основном горнодобывающей
промышленности, составила 44,2 %; на текстиль и текстильные изделия – Монгольский экспорт минеральных продуктов и текстильных изделий в 2001 году составил 308,7 млн. долл., что на 18% меньше уровня 2000 г. Сокращение стоимостных показателей монгольских поставок минерального сырья, и текстильных изделий главным образом было обусловлено снижением мировых цен на готовые изделия, что было связано со снижением международной инвестиционной активности вследствие азиатского кризиса, а также сопровождавшим этот процесс падением мировых цен на промышленное сырье. В монгольском экспорте, как и ранее, доминирует медные и молибденовые концентраты и плавиковый шпат. Они являются определяющей позицией в товарной группе «Минеральные продукты». В 1999-2000 гг. из-за резкого снижения мировых цен на их долю приходилось почти 44,0% товарной структуры экспорта. Импортные поставки традиционно играют значительную роль в решении многих жизненно важных задач социально-экономического развития страны и обеспечения как производственной сферы, так и населения теми видами продукции, которые внутри страны не производится или производится в недостаточных объемах. Проблемы индустриализации страны, исправление неблагоприятного баланса продовольственных товаров в неурожайные годы и многие другие не менее значимые задачи общенационального масштаба решались в большей степени с помощью импорта. Товарная структура импортных поставок в течение последних десяти лет достаточно стабильна, несмотря на существенное увеличение стоимостных параметров импорта (см. Приложение 4). Наиболее масштабной позицией монгольского экспорта, как и прежние годы,
является товарная группа «Машины, оборудование и транспортные средства». Внешнеторговый оборот Монголии в 2002 г. составил 1159,9 млн. долл., в
том числе экспорт 500,9 млн., импорт 659,0 млн. В общем объеме
товарооборота первое место занимает Китай (32,2%), второе – Россия (23,1%),
третье – США (15,6%), четвертое - Южная Корея (8,8%), пятое – Япония Товарооборот между Монголией и Россией в 2001 г. возрос на 7,7% по
сравнению с предыдущим 2000 г. В целом товарооборот между Монголией и Общий объем экспорта из Монголии в Россию в 2002 году составил 43,0 млн. долларов, в том числе мяса и мясопродукции – более 20 тысяч тонн на сумму 17,1 млн. долл., медного концентрата – 47,1 тыс. т. (12 млн. долл.), молибденового концентрата – 57,6 тонны (195,3 тыс. долл.) и плавикового шпата – 126,7 тыс. т (10,3 млн. долл.)2. Общий объем импорта Монголии из России в 2002 году составил 224,6 млн. долл., из них нефтепродуктов – 405,1 тыс. тонн на сумму 92,2 млн. долл., продовольственных товаров на сумму 11,8 млн. долл., машино-технической продукции на 44,6 млн. долл., 150,6 млн. кВт электроэнергии3. В 2002 году в общем объеме товарооборота Россия заняла второе место в
списке основных торговых партнеров Монголии, уступив лишь КНР, но опередив Баланс монгольско-русской торговли складывается в пользу России, и отрицательное сальдо в 2002г. составило 181,5 млн. долл. Это произошло в основном за счет резкого сокращения монгольского экспорта и роста импорта из России. Тенденция уменьшения объема монгольского экспорта в Россию в последние годы, обусловлено следующими факторами: - введением Россией высоких импортных тарифов на монгольские продукты; - низкой конкурентоспособностью монгольских товаров на российском рынке; - высокими транспортными расходами на ввозимые и вывозимые товары увеличивает конечную стоимость товара, что усложняет торговлю между нашими странами; - переориентацией монгольского экспорта на южного соседа (резкий скачок
монгольско-китайской торговли в 373 млн. долл. – 32,2% общего товарооборота - ухудшением условий торговли вследствие высокой инфляции; - усложнением системы расчетов между странами; - конъюнктурными изменениями на мировом рынке. Экспорт Монголии в Россию на 95% был представлен минеральным сырьем. В последние годы меняется роль России в удовлетворении импортных
потребностей Монголии в ряде товарных позиций. Что касается формирования
спроса на отдельные виды российской машинотехнической продукции, то в В последнее время с участием западных фирм на территории Монголии
ведутся работы по разведке и добыче нефти с последующей ее переработкой. ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУ МОНГОЛИЕЙ И РОССИЕЙ. 2.1. Вопрос о задолженности Монголии по кредитам бывшего СССР. Задолженность Монголии перед Россией, так называемый “большой долг”,
является самой серьезной и трудноразрешимой проблемой Монгольской
экономики. Размер этого долга в настоящее время составляет 11 млрд. долл. По поводу этого долга в Монголии бытуют различные мнения. Монгольские демократы считают, что проблема “большого долга” должна быть решена в комплексе с другими проблемами, в том числе с вопросом массовой репрессии в Монголии. Они, наоборот, считают, что Россия должна Монголии – за каждого репрессированного. Поэтому, в те времена, когда Монгольские демократы были во власти, трудно было решить эту проблему. Пришедшая к власти Монгольская Народно-революционная партия сравнительно гибко относится к этой проблеме. В настоящее время Правительство Монголии по поводу задолженности
придерживается следующего мнения: “Рассматривая этот вопрос, мы
придерживаемся четырех принципов: а) учитывать историю возникновения долга; б) он не должен стать сильным бременем для Монголии; в) надо учитывать опыт решения Россией этой проблемы с Вьетнамом, Несмотря на всесторонюю помощь и содействия, отношение “старшего брата” за время существования СССР невсегда были бескорыстными и добрыми. Торговые сделки часто осуществлялись не в пользу Монголии. В качестве
примера ниже приводится некоторые из многочисленных цифр, которые часто
фигурируют в газетах Монголии. В 1946-1966 гг. Монголия поставила в СССР Однако, все эти торговые операции осуществлялись по взаимной договоренности и конкретным соглашениям и потому Монголия в настоящее время не имеет никакого обоснования оспаривать подобные сделки, даже если они были не особо справедливыми. Что касается требований о том, что долг “не должен стать тяжелым
бременем для Монголии”, мягко говоря, несерьезно. Естественно, что для
страны с государственным бюджетом в 400 млн. долл., и к тому же имеющей и к
другим странам задолженности порядка 1,2 млрд. долл., выплата даже десятой
доли задолженности к России будет стоить огромных усилий и мобилизации всех
экономических мощностей Монголии. Поэтому, выплатить долг без особой Россия, как правопреемница СССР должна нести ответственность, например,
за массовую репрессию 1937 г., которая осуществлена по прямому указанию И. Однако, нельзя не признать на тот факт, что огромная задолженность Кроме этого существует ряд проблем так или иначе связанных с рассматриваемой проблемой. К ним относятся исторические и археологические ценности переданные СССР, безвозмездная передача некоторых урановых месторождении Монголии, ущерб причененный советскими воинскими частями природе Монголии и т д. Российское Правительство как приемник СССР хорошо понимает
несправедливости и произволы допущенные по отношению к Монголии за время Данная проблема обсуждается с конца 1980-х годов. За это время Таким образом, в настоящее время проблема заключается в окончательном
согласований подлежащей к уплате суммы, срока и условии платежа. При мобилизации экономических ресурсов Монголия вполне в состоянии
погасить задолженность такого размера. Причем, при нехватке валюты, по
договоренности с Правительством России могли бы заплатить долг другими
средствами. Такими платежными средствами могут быть мясо, золото,
плавиковый шпат, акции совместных российско-монгольских предприятии, в том
числе определенная часть акции горно-обогатительного комбината “Эрдэнэт”. В связи с этим следует отметить, что худшем способом решения этой проблемы является передача задолженности третьей стороне, особенно Китае. Финансовое положение России в последние годы довольно благополучное из-
за высоких цен нефти на мировом рынке. В 2002 году Россия экспортировал Поэтому, настойчивое требование России возвратить долг продиктовано не
финансовой необходимостью. Оно скорее всего является финансовым рычагом
решения другой проблемы. А именно проблемы разрешения спорных вопросов с СП 2.2. Проблема управления совместным предприятием ГОК“Эрдэнэт”. СП ГОК ”Эрдэнэт” было создано в ноябре 1973 года для разработки
месторождения медно-молибденовых руд Эрдэнэтийн-Овоо. Согласно
межправительственному соглашению от 1991 года Россия получила 49%, а 1 января 2002 года истек срок действия межправительственного соглашения. Поэтому надежды на изменение ситуации обе стороны связывали с новым межправительственным соглашением, которое должно было вступить в силу в начале этого года. Однако переговоры по заключению этого соглашения, которые продолжается уже год, окончательно зашли в тупик. Рассмотрим взаимные претензии Правительства России и Монголии, и причины разногласия которые препятствуют успешной ратификации соглашения. Материалы переговоров особо не афишируется. Но, судя по сообщениям
газеты “Коммерсант”1 основной претензией Российского Правительства
заключается в нерегулярной поставке медного и молибденового концентратов За последние десять лет поставки медного сырья из Монголии в Россию
осуществлялись крайне нерегулярно. В 1999-2002 годах СП “Эрдэнэт” должен
был отправлять для российских потребителей – в УГМК и КМЭЗ, ежегодно не
менее 143 тыс. тонн концентрата. Однако эти обязательства не были
выполнены. Россия получала ежегодно лишь 40-50 тыс. тонн медного сырья. В В настоящее время Уральские медные месторождения сильно истощены. Поэтому, Российское Правительство при переговорах прежде всего защищает
интересы металлургических комбинатов Урала и требует регулярную поставку
монгольского медного концентрата горно-металлургическим предприятиям Российская сторона также обеспокоена тем, что нынешнее руководство СП Позиция Монгольского Правительства диаметрально противоположная. Монгольская сторона также потребовала увеличения своей доли в
совместном предприятий с нынешних 51 до 80%, так как в 1994-2002 гг. Прежнее соглашение было подписано в 1991 году. По мнению генерального директора ГОК “Эрдэнэт” Х. Наранхуу “В соглашении есть много положения, которые не соответствуют рыночному механизму, действующему и в Монголии, и в России. Другая причина в том, что финансовые и экономические расчеты, необходимые для переговоров не проводились ежегодно, в том числе по методикам расчета”1. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|