реферат, рефераты скачать
 

Аудит бухгалтерской отчетности ООО "Сельхозтехника"


Аудит бухгалтерской отчетности ООО "Сельхозтехника"

Введение

 

Контроль наряду с планированием, регулированием, учетом и анализом является одной из функций управления любого предприятия. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначением является обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов, оценка экономической эффективно­сти финансово-хозяйственных операций во всех звеньях экономики.

Развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм предприятий и многообразных форм собственности ко­ренным образом повлияли на механизм системы финансового контроля в стране. Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного незави­симого финансового контроля, не подменяет государственный финансо­вый контроль. Однако его основными субъектами являются прежде всего предприятия и организации негосударственного сектора экономики. Они не входят в систему имеющихся в стране министерств и ведомств и по этой причине не охватываются ведомственным контролем. И в отличие от государственного контроля аудит выполняет скорее роль советника, консультанта, помощника всем специалистам, занимающимся обработкой и использованием бухгалтерской информации. Аудит не только оцени­вает достоверность бухгалтерской отчетности предприятия, законность совершенных хозяйственных операций, но и помогает выявить допущен­ные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой систе­мы учета, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.

Динамично изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, внедрение в практику современных информационных технологий, использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от аудиторов особой подготовки. Они должны уметь быст­ро ориентироваться в сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, применять эффективную методику аудиторской про­верки. Это возможно при условии подготовки и внедрения в практику работы аудиторских организаций внутренних стандартов аудита и рациональных методов контроля качества аудита.

Целью данной дипломной работы является изучение теоретических и практических аспектов аудита бухгалтерской отчетности предприятия.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1. изучить сущность аудита и аудиторской деятельности, виды аудита, особенности аудиторских проверок в современных условиях; оценку аудиторских рисков;

2. рассмотреть правовые основы аудиторской деятельности; нормативные документы, регламентирующие проведение аудита; основные этапы подготовки и проведения аудиторской проверки бухгалтерской отчетности;

3. составить подробное аудиторское заключение проверки бухгалтерской отчетности ООО «Сельхозтехника», опираясь на документацию и бухгалтерскую отчетность фирмы за 2002 год.

Объектом исследования является  ООО «Сельхозтехника».

Предмет исследования – результаты аудиторской проверки бухгалтерской отчетности.












1. Теоретические основы аудита

 

1.1. Сущность аудита и аудиторской деятельности


В условиях рыночных отношений информация о финансовом состоя­нии и результатах деятельности экономических субъектов является пред­метом внимания различных пользователей. Администрации важно опера­тивно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управ­лять имуществом, предупреждать негативные тенденции. Для этого ме­неджеры получают сведения из оперативной внутренней отчетности. Ак­ционеры, кредиторы, потенциальные инвесторы используют для приня­тия управленческих решений данные бухгалтерской отчетности. Чтобы убедиться, что она составлена в соответствии с требованиями действую­щего законодательства и объективно отражает состояние и результаты финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, необ­ходимо привлекать специалистов, обладающих соответствующей квали­фикацией. Исторически сложилось, что такой квалификацией обладают аудиторы.

Слово "аудит" происходит от латинского "audio", что означает - "он слышит", "слушатель". Это подчеркивает особую доверительность во взаимоотношениях аудитора со своими клиентами и означает внима­тельность, доброжелательность, участливость, заинтересованность в делах клиента, обратившегося за услугами к аудитору. Задача аудитора - прове­рить состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период, сформулировать объективные выводы, дать необ­ходимые рекомендации.

В современной экономической литературе не сложилось однозначно­го мнения об аудите и объекте его изучения. В "Положении об основных концепциях аудита" Комитет по основным концепциям аудита Амери­канской ассоциации бухгалтеров [7 с. 19] определяет, что "аудитом на­зывается систематический процесс объективного сбора и оценки свиде­тельств об экономических действиях и событиях с целью определения степени соответствия этих утверждений установленным критериям и представления результатов проверки заинтересованным пользователям". Это определение охватывает все многообразие видов и целей аудитор­ской проверки.

Известный американский специалист в области аудита Дж. Робертсон определяет аудит как "процесс уменьшения до приемлемого уровня ин­формационного риска для пользователей финансовых отчетов" [29,с. 5]. Таким образом, цель аудита устанавливается как снижение вероятности, что в финансовых отчетах, публикуемых предприятием, содержатся лож­ные и неточные сведения. Инвесторы, кредиторы и другие пользователи внешней  отчетности,   принимая  управленческие  решения, должны  ис­пользовать достоверную финансовую информацию.

Э.А. Аренс и Дж.К. Лоббек аудитом называют "процесс, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельства об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям [5, с. 7].

В учебнике Р. Адамса [2, с. 13] сформулировано определение, которое в качестве объекта аудита устанавливает финансовые отчеты предпри­ятия. Аудит представляет собой "независимое представление специально назначенным аудитором финансовых отчетов предприятия и выражение мнения о них при соблюдении правил, установленных законом".

Российские правила (стандарты) аудиторской деятельности, давая аналогичное определение аудита, подчеркивают, что аудит бухгалтерской отчетности - это один из видов аудита. "Под аудитом бухгалтерской от­четности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудитор­ской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта" [8, с. 92 - 100]. В ходе такого аудита должны быть получены достаточные и уместные аудиторские доказательства, по­зволяющие аудиторской организации с приемлемой уверенностью сде­лать выводы относительно соответствия бухгалтерской отчетности требо­ваниям действующего законодательства и сведениям, которыми распола­гает аудиторская организация о деятельности экономического субъекта.

Аудит бухгалтерской отчетности отличается от таких видов контроля, как ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям между проверяющим и клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки и т. д.

Так, целью ревизии является выявление недостатков для их устранения и наказания виновных. Она выполняется на основе инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов и предназначена для обеспе­чения сохранности активов, пресечения и профилактики злоупотреблений. Акт ревизии - внутриведомственный документ, в котором фиксируются все выявленные, даже незначительные недостатки. Акт и другая информа­ция передается вышестоящему и другим контролирующим органам для принятия организационных выводов, взысканий. Ревизию проводят ра­ботники ревизионного аппарата, ее оплачивает вышестоящая организация или государственный орган.

Аудит бухгалтерской отчетности заключается в выражении мнения о достоверности такой отчетности. Он осуществляется в рамках предпринимательской деятельности на основе договора между аудиторской организа­цией и клиентом. Аудит проводится независимым экспертом, предполагает равноправные отношения сторон, сотрудничество между ними. Он на­правлен на выявление причин искажения бухгалтерской отчетности, фак­торов, ухудшающих финансовое положение предприятия. По результатам проверки формулируется аудиторское заключение и рекомендации для клиента, обеспечивается конфиденциальность информации.

Несмотря на существенные различия между аудитом бухгалтерской от­четности и ревизией целый ряд ревизорских методов, приемов, подходов к проверке рационально используется в аудите. В свою очередь, аудитор мо­жет быть привлечен по поручению государственного органа в качестве эксперта-бухгалтера для проведения ревизии или экспертизы. При этом он как высококвалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов.

Деятельность аудиторов, как правило, не ограничивается только про­веркой бухгалтерской отчетности предприятия, но и предполагает оказа­ние своим клиентам на договорной основе различных дополнительных услуг.

Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" определяет ау­диторскую деятельность как предпринимательскую деятельность по неза­висимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) от­четности организаций и индивидуальных предпринимателей (далее - аудируемых лиц).

Аудиторские организации и предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуаль­ные аудиторы), могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Под со­путствующими аудиту услугами понимается оказание следующих услуг:

-   постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составле­ние финансовой (бухгалтерской) отчетности, бухгалтерское консуль­тирование;

-    налоговое консультирование;

-  анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и инди­видуальных предпринимателей, экономическое и финансовое кон­сультирование;

-   управленческое консультирование, в том числе связанное с реструкту­ризацией организаций;

-   правовое консультирование, а также представительство в судебных и налоговых органах по налоговым и таможенным спорам;

-  автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

-    оценка стоимости имущества, оценка предприятий как имуществен­ных комплексов, а также предпринимательских рисков;

-  разработка и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

-   проведение маркетинговых исследований;

-  проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в области, связанной с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

-   обучение в установленном законодательством Российской Федерации порядке специалистов в областях, связанных с аудиторской деятель­ностью;

-     оказание других услуг, связанных с аудиторской деятельностью.

Таким образом, понятие "аудиторская деятельность" шире понятия "аудит бухгалтерской отчетности" и помимо него включает сопутствую­щие аудиту услуги.

В ряде зарубежных стран составлены и уже давно действуют Кодексы, Положения, Правила аудиторской этики. В нашей стране Кодекс профес­сиональной этики аудиторов сформулирован и утвержден на общем соб­рании Аудиторской палаты России в 1996 г. Он основан на международ­ных этических нормах, разработанных Международной федерацией бух­галтеров. В Кодексе обобщены этические нормы профессионального по­ведения независимых аудиторов, определены нравственные, моральные ценности, которые утверждает в своей среде аудиторское сообщество: независимость, честность, объективность, профессиональная компетент­ность, конфиденциальность, профессиональное поведение.

Соблюдение общечеловеческих и профессиональных этических норм является непременной обязанностью и долгом каждого аудитора, руково­дителя и сотрудника аудиторской организации. Оказывая любые аудитор­ские услуги, аудитор обязан быть честным, объективно рассматривать все возникающие ситуации и реальные факты, не допуская личной предвзято­сти, соблюдать в работе требования аудиторских правил (стандартов).

Аудитор должен всегда быть независимым. Это означает, что аудитору следует отказаться от оказания профессиональных услуг, если он или его организация находятся в таких отношениях с клиентом, которые могут повлиять на результаты проверки (финансовая, родственная или личная зависимость, участие в органах управления или общих проектах, предва­рительное выполнение услуг по ведению бухгалтерского учета и др.).

При оказании аудиторских услуг аудитору необходимо соблюдать профессиональную компетентность. Принимая обязательство оказать опреде­ленные профессиональные услуги, аудитор должен быть уверен в своей компетентности в данной области, обладать достаточным объемом знаний и навыков, чтобы добросовестно выполнить обязательства, гарантировать клиенту аудиторские услуги, основанные на современных методиках и учитывающие положения всех, в том числе новейших нормативных актов. Для этого аудитору следует постоянно обновлять свои знания в области бухгалтерского учета, налогообложения, финансовой деятельности, зако­нодательства и других вопросах.

Аудитор обязан неукоснительно соблюдать налоговое законодательство во всех аспектах. При оказании профессиональных услуг по налогообло­жению аудиторы руководствуются интересами клиента. Однако он не дол­жен способствовать фальсификации с целью уклонения клиента от уплаты налогов и обмана налоговой службы. О всех выявленных в ходе проверки ошибках в расчетах и уплате налогов аудиторам следует проинформировать администрацию экономического субъекта. Рекомендации и советы по на­логообложению аудиторы обязаны представлять клиенту только в пись­менном виде. При этом они должны стремиться не обнадеживать клиента в том, что его рекомендации исключат любые проблемы с налоговыми органами, а также предупредить, что ответственность за составление и со­держание налоговой отчетности лежит на самом клиенте.

Аудиторы обязаны сохранять в тайне конфиденциальность получен­ной в ходе проверки информации о делах клиента независимо от сохранения или прекращения отношений с ним. Аудиторы не вправе использовать эту информацию для своей выго­ды или для выгоды любой третьей стороны, а также в ущерб интересам клиента. Публикация и иное разглашение конфиденциальной информа­ции клиентов не является нарушением профессиональной этики случаях:

-   когда это сделано с разрешения клиента, а также с учетом интересов всех сторон, которые она может затронуть;

-   когда это предусмотрено законодательством или решениями судебных органов;

-   для зашиты профессиональных интересов аудиторской организации в ходе официального расследования или частного разбирательства, про­водимого руководителями или представителями клиентов;

-   когда клиент не намеренно или незаконно вовлек аудиторов в дейст­вия, противоречащие профессиональным нормам.

Аудиторская организация отвечает за сохранение конфиденциальной информации со стороны всего персонала организации.

Аудиторы обязаны заранее оговорить с клиентом и письменно закре­пить в договоре условия и порядок оплаты за свои профессиональные услуги. Оплата за аудиторские услуги должна определяться объемом и качеством предоставляемых услуг, зависеть от их сложности, квалификации,  опыта,  профессионального авторитета  и  степени  ответственности аудитора.   Аудиторам следует воздерживаться  от выплаты  и   получения комиссионных за приобретение или передачу клиентов или передачу кому бы то ни было услуг третьей стороны. Не вправе они также получать плату за профессиональные услуги наличными деньгами сверх общеустановленных норм расчетов.

Реклама аудиторских услуг должна быть честной, выдержанной в хо­рошем тоне, исключающем всякую возможность обмана и введение в заблуждение клиентов.


1.2. Виды аудита


В основу общей классификации аудита могут быть положены следую­щие признаки: статус аудитора, принцип инициативы, объект изучения, периодичность осуществления и применяемые методы (см. рис. 1.1.).

В зависимости от статуса аудитора, осуществляющего аудиторские процедуры, выделяют внешний и внутренний аудит.

Внешний аудит проводится независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом главным образом с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского уче­та и отчетности, а также оказания консультационных услуг администра­ции. Внешний аудит, исходя из отраслевых особенностей, подразделяется на общий аудит, аудит страховых организаций, аудит банков и аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

Внутренний аудит выступает неотъемлемой частью системы управлен­ческого контроля на предприятии. Его цель – оценка эффективности функционирования системы управления. Она достигается в процессе контроля со стороны специального органа, создаваемого на предприятии (службы внутреннего аудита), за достоверностью бухгалтерской отчетности, исполнением смет расходов, сохранностью имущества, а также пу­тем разработки предложений по совершенствованию методов организа­ции производства, взаимодействия различных подразделений. В то же время внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является ин­формационной базой для внешнего. При должной организации внут­реннего аудита на предприятии существенно сокращаются объем и со­держание внешнего аудита, проводимого в предусмотренных законода­тельством случаях.

 

Рис. 1.1. Общая классификация аудита

 

Однако между внутренним и внешним аудитом имеются и существен­ные различия. Это прежде всего различия в уровнях независимости. Служ­ба внутреннего аудита организуется на самом предприятии, подчиняется его руководству и находится полностью на его содержании. В связи с этим независимая деятельность органов внутреннего аудита возможна, как пра­вило, только в отношении структурных подразделений предприятия, дея­тельность которых подвергается проверке. Что касается аудиторских орга­низаций, осуществляющих внешний аудит, то они полностью как матери­ально, так и организационно независимы от проверяемого предприятия и осуществляют свою деятельность на договорной основе.

Очень важно, чтобы деятельность службы внутреннего аудита на пред­приятии была четко регламентирована соответствующим Положением, предусматривающим права и обязанности ее сотрудников, а также гаран­тии руководства предприятия по обеспечению их эффективной работы.

Различия между внутренним и внешним аудитом вытекают также из их основных задач и из времени выполнения работы. Если основной за­дачей внутреннего аудита является подготовка информационных мате­риалов о финансово-экономическом состоянии данного предприятия для руководства, то главная задача внешнего аудита – подготовка соот­ветствующего заключения о достоверности бухгалтерской отчетности для внешних заинтересованных пользователей: акционеров, инвесторов, на­логовой службы, банков, партнеров по бизнесу, органов власти и т. д.

Внутренний аудит, являясь составной частью внутрихозяйственного контроля на предприятии, осуществляется непрерывно. Внешний аудит проводиться периодически, как правило, один раз в год.

Исходя из принципа инициативы проведения, аудит может быть ини­циативным (добровольным) или обязательным. Инициативный аудит проводится, как правило, по решению администрации предприятия или его учредителей. Его цель – выявить недостатки в методике и организа­ции бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния предприятия, разработать реко­мендации по повышению эффективности его деятельности. Инициатив­ный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, то есть направленным на изучение отдельных разделов и участков учета, функ­ционирования конкретных подразделений и т. п. Различными могут быть и применяемые методы анализа: сплошная и выборочная проверка, изу­чение учетных регистров и (или) первичных документов и др.

Обязательный аудит – это ежегодная обязательная аудиторская про­верка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности органи­зации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит проводится аудиторскими организациями. При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных капиталах которых доля государственной собственности или собст­венности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, за­ключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса.

При проведении обязательного аудита аудиторская организация обя­зана страховать риск ответственности за нарушение условий договора.

Исходя из объекта изучения, принято выделять три вида аудита: фи­нансовый аудит, операционный аудит и аудит на соответствие.

Финансовый аудит (или аудит финансовой (бухгалтерской) отчетно­сти) представляет собой оценку достоверности финансовой информации. В качестве критерия оценки информации обычно берут общепринятые принципы бухгалтерского учета. Финансовый контроль чаще всего про­водится независимыми аудиторами, результатом работы которых являет­ся заключение относительно бухгалтерских отчетов предприятия. Заклю­чение в дальнейшем используется различными группами пользователей финансовой информации.

Управленческий (операционный) аудит – это проверка любой части процедур и методов функционирования предприятия для оценки произ­водительности и эффективности. Иногда его называют еще аудитом ре­зультатов или управленческим аудитом. Задача такого аудита состоит во всестороннем анализе экономики предприятия или определенного вида его деятельности

Аудит целевых программ включает определение степени достижения желаемых результатов или получение прибыли, установленной органом, финансирующим программу; эффективности организации, функ­ционирования; соблюдения предприятием иных требований и правил, применяемых к данной программе. По результатам аудита администра­ции выдаются рекомендации по совершенствованию операций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.