| |||||||||||
МЕНЮ
| Аудит бухгалтерской отчетности ООО "Сельхозтехника"Контроль аудиторской организации за работой аудиторов осуществляется, во-первых, посредством обсуждения и проверки обоснованности программы проведения проверки, во-вторых, посредством строгого соблюдения организационно-этических принципов аудита, в-третьих, с помощью проведения выборочной перепроверки достоверности отдельных показателей отчетности (разделов учета) у клиента другим аудитором организации после выдачи заключения основным аудитором. Контроль необходим на всех этапах деятельности аудиторской организации. При найме сотрудников следует обращать внимание на уровень их квалификации (соответствующее образование, стаж работы, практические навыки, рекомендации третьих лиц и др.). В процессе работы в аудиторской организации аудиторы должны постоянно повышать свой образовательный уровень, в связи с чем необходим периодический контроль за соответствием их профессиональных знаний установленным требованиям. Высокие должности с высокой оплатой должны занимать только квалифицированные сотрудники. Сотрудников необходимо контролировать, а сами они должны отчитываться об отношениях с клиентами, которые могут нарушать их независимость. Последующий контроль за качеством работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в соответствии с законодательством возложен на уполномоченный федеральный орган. Он может осуществлять проверки качества работы аудиторов как своими силами, так и делегировать право проведения таких проверок аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений. 2.2. Стандартизация аудиторской деятельности
С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в Международном масштабе. Стала очевидной потребность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых подтверждена опытом работы аудиторов в разных странах. Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении. Основная цель аудиторских стандартов - обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стандарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки. Внедрение стандартов в аудиторскую практику способствует обеспечению высокого качества аудиторских проверок, применению единых требований при осуществлении обязательного аудита, использованию научных достижений в процессе проведения проверок, пониманию пользователями финансовой информации сущности и методов аудита, обеспечению сравнимости показателей работы отдельных аудиторов. Разработкой таких профессиональных норм на международном уровне занимается Комитет по международной аудиторской практике Международной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты аудита, названия и краткая характеристика которых приведены в Приложении 2. Эти стандарты содержат основные принципы и необходимые процедуры, а также соответствующие рекомендации, представленные в форме пояснительного материала, обеспечивающие руководство по их применению. В основу Международных стандартов аудита положены следующие концептуальные положения: - финансовая отчетность является основным источником информации для внешних пользователей. Она должна составляться в соответствии с Международными и (или) национальными стандартами финансовой отчетности; - понятия аудита финансовой отчетности и сопутствующих услуг разграничиваются. При этом к сопутствующим аудиту услугам относятся: обзор, согласованные процедуры и подготовка информации. Услуги по налогообложению, консультированию, рекомендации по бухгалтерскому учету и финансовым вопросам не рассматриваются как сопутствующие; - выражение аудитором мнения в отношении достоверности утверждений, представленных одной стороной и предназначенных для использования другой стороной, рассматривается как уверенность. Уровень уверенности аудитора определяется на основе результатов выполненных им процедур. Аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом проверки, свободна от существенных искажений; - при проведении аудита абсолютная уверенность в достоверности финансовой отчетности недостижима из-за существования следующих факторов: необходимость высказывания аудитором суждений; применение тестирования, наличие ограничений; присущих любым системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля; преимущественно убедительный характер большинства доступных аудитору доказательств; - аудитор формулирует мнение о достоверности финансовой информации в отчете. При отсутствии такого отчета третьи лица не могут считать аудитора ответственным за данную финансовую информацию [23, с. 35 - 42]. Международные стандарты аудита способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические отношения. Однако в разных странах их применяют по-разному в силу большого разнообразия национальных учетных систем, экономических и политических условий, исторических традиций. В наиболее развитых странах, имеющих национальные стандарты аудита (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция), международные стандарты принимаются просто к сведению. Например, Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров, подготовлены общепринятые аудиторские стандарты и Положения о стандартах аудита, которые эффективно используются аудиторами США. В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты приняты в качестве национальных. В других странах (Австралия, Бразилия, Индия, Россия и др.) международные стандарты используются в качестве базы для создания собственных подобных стандартов. В разработке аудиторских стандартов в России на основе международных стандартов участвует целый ряд государственных, общественных организаций, научных учреждений, вузов, аудиторских организаций, отечественных и зарубежных экспертов и аудиторов. Это Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Московский государственный университет, Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Аудиторская палата России, Российская коллегия аудиторов, Союз Профессиональных Аудиторских Организаций, аудиторские организации "ФБК", "Союз-Аудит", "Интераудит" и др. Все стандарты рассматриваются и утверждаются (получают одобрение) на заседаниях Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Предусматривается подготовить более 50 правил (стандартов) аудиторской деятельности. Примерная структура стандарта включает следующие разделы: - общие положения – формулируется цель и задачи стандарта, объект стандартизации и сфера применения; - основные понятия и определения – содержатся определения аудиторских терминов и их краткая характеристика; - сущность стандарта – обосновывается проблема, требующая решения, проводится ее анализ и приводятся методы решения; - практические приложения – отражают различные схемы, таблицы, образцы документов, позволяющие иллюстрировать рекомендации стандартов. В экономической литературе [6,15,16 и др.] описаны две классификации отечественных правил (стандартов) аудита. Первая классификация включает три основные группы: - общие правила (стандарты) аудита, представляют собой свод профессиональных требований относительно квалификации аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др. - правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, получения доказательных материалов и др. - правила (стандарты) составления отчета, предусматривают указание на то, какие именно отчеты составляет и представляют аудиторы пользователям бухгалтерской отчетности по окончании проверки, отражают состав и содержание отчетов, порядок их представления, а также разграничение ответственности аудиторов и аудируемых лиц (см. Приложение 3). Вторая классификация построена аналогично классификации Международных стандартов аудита и содержит одиннадцать групп стандартов (см. Приложение 4). Российские стандарты аудиторской деятельности (как и международные) определяют лишь общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды заключений, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако они не регламентируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и рациональность которых определяется самой аудиторской организацией (аудитором). Этой цели служат внутренние стандарты аудита. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций" [8, с. 67 – 75] внутренние стандарты аудиторской организации - это документы, детализирующие и устанавливающие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности правилам (стандартам) аудиторской деятельности. Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рамках конкретной аудиторской организации и обеспечивают дополнительные основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и контролирующими органами, между аудиторской организацией и аудируемым лицом, между аудиторской организацией и организациями, защищающими общественные интересы, а также между самими аудиторами. Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядительном документации и системы внутреннего контроля аудиторской организации и должны удовлетворять следующим требованиям: - целесообразности - иметь практическую пользу; - преемственности и непротиворечивости - каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами; - логической стройности - обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения; - полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения; - единства терминологической базы - содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах. Такие стандарты учитывают специфику работы аудиторской организации и раскрывают содержание конкретных процедур проведения проверки, сбора аудиторских доказательств, их документирования, политики взаимоотношений с клиентами, внутреннего контроля и внутренней отчетности аудиторской организации, прав и обязанностей сотрудников, требований к уровню их образования и квалификации и др. Во многом внутренние стандарты призваны выполнять роль четких руководящих указаний для аудиторов и других сотрудников аудиторской организации. При проведении проверок это в известной мере облегчает сбор необходимых доказательств, сокращает время проверки, уменьшает риск ошибок при формулировании заключения. Появляется возможность увеличить объем и повысить качество выполняемых работ, шире использовать для проведения проверок аудиторов-ассистентов, сделать технологию организации аудита более современной и рациональной. В тоже время стандарты не должны быть излишне детализированы, сковывать инициативу аудиторов, так как это может превратить аудит в механический сбор сведений, не подкрепленный профессиональными суждениями. Поэтому подготовка внутренних аудиторских стандартов - процесс трудоемкий, требующий значительных научных знаний, обобщения как положений нормативных актов, так и практического опыта работы аудиторов. Внутренний стандарт аудиторской организации, как правило, имеет следующую структуру: - регламентирующие параметры - ссылка на российские или международные стандарты, использованные при разработке данного стандарта; - общие положения - необходимость внутреннего стандарта, описание объекта стандартизации, определение его основных терминов и понятий, сферы применения; - цель и задачи стандарта - назначение стандарта и конкретные проблемы, решение которых обеспечивается его применением; - взаимосвязь с другими стандартами - ссылки на соответствующие положения других стандартов; - определение основных принципов и методик - описание подходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом: - оформление - перечень документов, которые аудитор должен составить согласно требованиям стандарта; - перечень нормативных актов, которыми аудиторы должны руководствоваться при выполнении требований внутреннего стандарта (при необходимости). Внутренние стандарты аудиторской организации по своему назначению могут быть объединены в несколько групп (см. табл. 2.1.).
Таблица 2.1. Перечень рекомендуемых видов внутренних стандартов аудиторской организации
|
Наименование групп внутренних стандартов
|
Наименование видов внутренних стандартов
|
1
|
2
|
1. Стандарты, содержащие общие положения по аудиту
|
1.1. Стандарты, описывающие концепцию и подход к разработке внутренних стандартов, в том числе стандарт, определяющий их структуру 1.2. Стандарты, регламентирующие этику поведения аудитора, дополняющие и конкретизирующие действующие нормативные документы в области аудиторской деятельности 1.3. Стандарты внутренней структуры и организации деятельности аудиторской организации 1.4. Стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутрифирменного контроля качества выполнения аудита, а также ответственность аудиторов
|
2. Стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита
|
2.1. Стандарты, регламентирующие ответственность аудитора 2.2. Стандарты, регламентирующие порядок планирования аудита 2.3. Стандарты, регламентирующие порядок изучения и оценки внутреннего контроля 2.4. Стандарты, регламентирующие порядок получения аудиторских доказательств 2.5. Стандарты, регламентирующие порядок использования работы третьих лиц 2.6. Стандарты, регламентирующие применение компьютеров при проведении аудита
|
3. Стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов
|
3.1. Стандарты, описывающие концепцию и подход к порядку составления аудиторских заключений 3.2. Стандарты, регламентирующие подготовку письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита 3.3. Стандарты, регламентирующие порядок подготовки иных аудиторских отчетов, в том числе по дополнительной информации, содержащейся в документах, связанных с бухгалтерской отчетностью |
Продолжение
4. Специализированные стандарты
4.1. Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений
4.2. Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования 4.3 Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов
4.4. Стандарты, отражающие отраслевые особенности проведения аудита других экономических субъектов
5. Стандарты, устанавли-вающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг
5.1. Стандарты, регламентирующие подготовку заключений аудитора по специальным аудиторским заданиям
5.2. Стандарты, описывающие изучение прогнозной финансовой информации
6. Стандарты по образованию и подготовке кадров
6.1. Стандарты, устанавливающие требования к образованию и профессиональному уровню аудиторов
6.2. Стандарты, определяющие порядок подготовки и повышения квалификации кадров
Разработанные внутренние стандарты рассматриваются и принимаются Методическим советом аудиторской организации с последующим утверждением ее руководителем, а в случаях, предусмотренных учредительными документами аудиторской организации, - советом учредителей или другим уполномоченным органом.
Стандарты должны содержать следующие реквизиты: номер (порядковый или серийный код стандарта); дата ввода в действие; название стандарта; дату и указание лица, утвердившего стандарт; преемственность (ссылки на ранее принятые нормативными документами правила, которые связаны с данным стандартом); сфера применения (перечень объектов, на которые распространяется (или не распространяется) действие данного стандарта.
В дополнение к внутренним стандартам могут разрабатываться приложения (инструкции, положения, методики, вопросники, компьютерные программы, рабочие таблицы и т. д.), играющие вспомогательную роль и обеспечивающие дополнительные разъяснения отдельных положений внутренних стандартов. Контроль за выполнением требований внутренних стандартов должен осуществляться на всех уровнях управления аудиторской организации.
2.3. Основные этапы аудиторской проверки
Коммерческий успех аудиторов, рост их общественного авторитета и расширение круга клиентов напрямую зависит от уровня их профессионализма, правильности применения методологии и методики контроля, использования передового опыта. Поскольку каждая аудиторская проверка ограничена во времени аудиторам всегда важно четко определить ее цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объективного заключения. Для успешной реализация целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита.
Анализ экономической литературы не позволяет сделать однозначный вывод об основных этапах технологии аудита. Так, ряд зарубежных авторов [5, 29 и др.] выделяют следующие этапы аудита:
- начальная стадия аудиторской проверки, которая предполагает планирование проверки, аналитический обзор отчетности предприятия, предварительную оценку материальности (существенности) и аудиторского риска;
- оценка системы внутреннего контроля, которая включает оценку риска неэффективности системы контроля, документирование данных об этой системе, определение аудиторских процедур проверки системы контроля;
- проведение выборочного аудита, который заключается в тестировании системы внутреннего контроля с проверкой по качественным признакам, аудиторскую проверку оборотов и сальдо по счетам с выборкой по количественным признакам;
- завершение аудиторской проверки. На этом этапе осуществляется формирование аудиторского заключения (отчета) и представление его клиенту.
Некоторые российские специалисты [3, 18 и др.] с различной степенью детализации выделяют следующие этапы аудиторской проверки:
- подготовка и планирование аудита. На этом этапе производится ознакомление с экономикой проверяемого предприятия, оценивается существенность и аудиторский риск, система бухгалтерского учета и система внутреннего контроля, разрабатывается общий план и программа проверки;
- документирование и оформление результатов аудиторской проверки. Этот этап включает проведение аудиторских процедур, сбор и документирование аудиторских доказательств, формирование информации для руководства проверяемого предприятия, оценку результатов проведения аудита и оформление аудиторского заключения.
Объединение в рамках второго этапа различных по содержанию и продолжительности проведения элементов аудита, какими являются получение аудиторских доказательств и формулирование аудиторского заключения представляется необоснованным. В то же время ряд специалистов [6] рассматривают процесс сбора и документирования аудиторских доказательств и подготовки аудиторского заключения как самостоятельные этапы проверки.
Авторы работы [16, с. 116 - 117] называют три основных этапа аудиторской проверки:
- планирование, на этом этапе осуществляется предварительное знакомство с клиентом, оформляется письмо-обязательство и договор,
рассчитывается уровень существенности и оценивается аудиторский риск, разрабатывается общин план и программа проверки; сбор аудиторских доказательств, на этом этапе выполняется тестирование средств контроля и проводятся аудиторские процедуры по существу;
- завершение аудита, на этом этапе завершается подготовка рабочей документации, формируется мнение аудитора и оформляются итоговые документы.
В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности" [8, с. 92 - 100] основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
© 2009 Все права защищены. |