реферат, рефераты скачать
 

Аудит бухгалтерской отчетности ООО "Сельхозтехника"


Контроль аудиторской организации за работой аудиторов осуществля­ется, во-первых, посредством обсуждения и проверки обоснованности программы проведения проверки, во-вторых, посредством строгого со­блюдения организационно-этических принципов аудита, в-третьих, с помощью проведения выборочной перепроверки достоверности отдель­ных показателей отчетности (разделов учета) у клиента другим аудитором организации после выдачи заключения основным аудитором.

Контроль необходим на всех этапах деятельности аудиторской орга­низации. При найме сотрудников следует обращать внимание на уровень их квалификации (соответствующее образование, стаж работы, практиче­ские навыки, рекомендации третьих лиц и др.). В процессе работы в ау­диторской организации аудиторы должны постоянно повышать свой об­разовательный уровень, в связи с чем необходим периодический кон­троль за соответствием их профессиональных знаний установленным требованиям. Высокие должности с высокой оплатой должны занимать только квалифицированные сотрудники. Сотрудников необходимо кон­тролировать, а сами они должны отчитываться об отношениях с клиен­тами, которые могут нарушать их независимость.

Последующий контроль за качеством работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в соответствии с законодательством возло­жен на уполномоченный федеральный орган. Он может осуществлять проверки качества работы аудиторов как своими силами, так и делегиро­вать право проведения таких проверок аккредитованным профессио­нальным аудиторским объединениям в отношении участников этих объе­динений.


2.2. Стандартизация аудиторской деятельности

 

С развитием рынка и интеграционных процессов в экономике разных стран, а также по мере превращения аудиторских организаций в крупные международные группы появилась необходимость унификации аудита в Международном масштабе. Стала очевидной потребность в выработке единых профессиональных требований, целесообразность которых под­тверждена опытом работы аудиторов в разных странах.

Аудиторские стандарты формулируют единые базовые требования к качеству и надежности аудита и обеспечивают определенный уровень гарантии результатов аудиторской проверки при их соблюдении.

Основная цель аудиторских стандартов - обеспечить всех аудиторов и пользователей аудиторских услуг единообразным пониманием основных принципов аудита, прав и обязанностей аудиторов, методов и приемов формирования и выражения независимого аудиторского мнения. На их базе формируются учебные программы для подготовки аудиторов. Стан­дарты служат также основанием для оценки качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов при недобросовестном выполнении аудиторской проверки.

Внедрение стандартов в аудиторскую практику способствует обеспе­чению высокого качества аудиторских проверок, применению единых требований при осуществлении обязательного аудита, использованию научных достижений в процессе проведения проверок, пониманию поль­зователями финансовой информации сущности и методов аудита, обес­печению сравнимости показателей работы отдельных аудиторов.

Разработкой таких профессиональных норм на международном уров­не занимается Комитет по международной аудиторской практике Меж­дународной федерации бухгалтеров. Им опубликованы Международные стандарты аудита, названия и краткая характеристика которых приведе­ны в Приложении 2. Эти стандарты содержат основные принципы и не­обходимые процедуры, а также соответствующие рекомендации, пред­ставленные в форме пояснительного материала, обеспечивающие руко­водство по их применению.

В основу Международных стандартов аудита положены следующие концептуальные положения:

-   финансовая отчетность является основным источником информации для внешних пользователей. Она должна составляться в соответствии с Международными и (или) национальными стандартами финансовой отчетности;

-   понятия аудита финансовой отчетности и сопутствующих услуг разгра­ничиваются. При этом к сопутствующим аудиту услугам относятся: об­зор, согласованные процедуры и подготовка информации. Услуги по на­логообложению, консультированию, рекомендации по бухгалтерскому учету и финансовым вопросам не рассматриваются как сопутствующие;

-   выражение аудитором мнения в отношении достоверности утвержде­ний, представленных одной стороной и предназначенных для исполь­зования другой стороной, рассматривается как уверенность. Уровень уверенности аудитора определяется на основе результатов выполнен­ных им процедур. Аудитор обеспечивает высокий, но не абсолютный уровень уверенности в том, что информация, являющаяся предметом проверки, свободна от существенных искажений;

-   при проведении аудита абсолютная уверенность в достоверности фи­нансовой отчетности недостижима из-за существования следующих факторов: необходимость высказывания аудитором суждений; приме­нение тестирования, наличие ограничений; присущих любым системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля; преимущественно убеди­тельный характер большинства доступных аудитору доказательств;

-   аудитор формулирует мнение о достоверности финансовой информа­ции в отчете. При отсутствии такого отчета третьи лица не могут счи­тать аудитора ответственным за данную финансовую информацию [23, с. 35 - 42].

Международные стандарты аудита способствуют развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже мирового, а также интеграции национального аудита в международные экономические от­ношения. Однако в разных странах их применяют по-разному в силу большого разнообразия национальных учетных систем, экономических и политических условий, исторических традиций.

В наиболее развитых странах, имеющих национальные стандарты ауди­та (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция), международные стандарты принимаются просто к сведению. Например, Американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров, подготовлены общепринятые аудиторские стандарты и Положения о стандартах аудита, которые эффективно используются аудиторами США.

В странах, где решено не разрабатывать собственные стандарты (Кипр, Малайзия, Нигерия и др.), международные стандарты приняты в качестве национальных.

В других странах (Австралия, Бразилия, Индия, Россия и др.) между­народные стандарты используются в качестве базы для создания собст­венных подобных стандартов.

В разработке аудиторских стандартов в России на основе междуна­родных стандартов участвует целый ряд государственных, общественных организаций, научных учреждений, вузов, аудиторских организаций, оте­чественных и зарубежных экспертов и аудиторов. Это Комиссия по ауди­торской деятельности при Президенте РФ, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Московский государственный университет, Всероссийский заочный финансово-экономический институт, Аудитор­ская палата России, Российская коллегия аудиторов, Союз Профессио­нальных Аудиторских Организаций, аудиторские организации "ФБК", "Союз-Аудит", "Интераудит" и др.

Все стандарты рассматриваются и утверждаются (получают одобре­ние) на заседаниях Комиссии по аудиторской деятельности при Прези­денте РФ. Предусматривается подготовить более 50 правил (стандартов) аудиторской деятельности. Примерная структура стандарта включает сле­дующие разделы:

-  общие положения – формулируется цель и задачи стандарта, объект

стандартизации и сфера применения;

-  основные понятия и определения – содержатся определения аудитор­ских терминов и их краткая характеристика;

-  сущность стандарта – обосновывается проблема, требующая решения, проводится ее анализ и приводятся методы решения;

- практические приложения – отражают различные схемы, таблицы, образцы документов, позволяющие иллюстрировать рекомендации стандартов.

В экономической литературе [6,15,16 и др.] описаны две классифи­кации отечественных правил (стандартов) аудита. Первая классификация включает три основные группы:

-   общие правила (стандарты) аудита, представляют собой свод профес­сиональных требований относительно квалификации аудитора, неза­висимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся вы­полняемой работы, и др.

-   правила (стандарты) проведения аудиторской проверки, раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изуче­ния и оценки систем бухгалтерского учета, внутреннего контроля, по­лучения доказательных материалов и др.

-   правила (стандарты) составления отчета, предусматривают указание на то, какие именно отчеты составляет и представляют аудиторы пользователям бухгалтерской отчетности по окончании проверки, от­ражают состав и содержание отчетов, порядок их представления, а также разграничение ответственности аудиторов и аудируемых лиц (см. Приложение 3).

Вторая классификация построена аналогично классификации Между­народных стандартов аудита и содержит одиннадцать групп стандартов (см. Приложение 4).

Российские стандарты аудиторской деятельности (как и международ­ные) определяют лишь общий подход к проведению аудита, масштаб проверки, виды заключений, вопросы методологии, а также основные принципы, которым должны следовать аудиторы. Однако они не регла­ментируют конкретные действия, приемы, процедуры, применяемые в процессе проведения проверки, которые могут быть различными и ра­циональность которых определяется самой аудиторской организацией (аудитором). Этой цели служат внутренние стандарты аудита.

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Тре­бования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организа­ций" [8, с. 67 75] внутренние стандарты аудиторской организации - это до­кументы, детализирующие и устанавливающие единые требования к осуще­ствлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности правилам (стандартам) аудиторской деятельности.

Внутренние стандарты регламентируют деятельность аудиторов в рам­ках конкретной аудиторской организации и обеспечивают дополнитель­ные основы для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и контролирующими органами, между ауди­торской организацией и аудируемым лицом, между аудиторской организацией и организациями, защищающими общественные интересы, а также между самими аудиторами.

Внутренние стандарты являются частью организационно-распорядитель­ном документации и системы внутреннего контроля аудиторской органи­зации и должны удовлетворять следующим требованиям:

-  целесообразности - иметь практическую пользу;

-  преемственности и непротиворечивости - каждый последующий внут­ренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;

-   логической стройности - обеспечивать четкость формулировок, цело­стность и ясность изложения;

-  полноты и детализации - полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;

-   единства терминологической базы - содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

Такие стандарты учитывают специфику работы аудиторской органи­зации и раскрывают содержание конкретных процедур проведения про­верки, сбора аудиторских доказательств, их документирования, политики взаимоотношений с клиентами, внутреннего контроля и внутренней от­четности аудиторской организации, прав и обязанностей сотрудников, требований к уровню их образования и квалификации и др. Во многом внутренние стандарты призваны выполнять роль четких руководящих указаний для аудиторов и других сотрудников аудиторской организации. При проведении проверок это в известной мере облегчает сбор необхо­димых доказательств, сокращает время проверки, уменьшает риск оши­бок при формулировании заключения. Появляется возможность увели­чить объем и повысить качество выполняемых работ, шире использовать для проведения проверок аудиторов-ассистентов, сделать технологию организации аудита более современной и рациональной.

В тоже время стандарты не должны быть излишне детализированы, ско­вывать инициативу аудиторов, так как это может превратить аудит в меха­нический сбор сведений, не подкрепленный профессиональными сужде­ниями. Поэтому подготовка внутренних аудиторских стандартов - процесс трудоемкий, требующий значительных научных знаний, обобщения как по­ложений нормативных актов, так и практического опыта работы аудиторов.

Внутренний стандарт аудиторской организации, как правило, имеет следующую структуру:

-  регламентирующие параметры - ссылка на российские или междуна­родные стандарты, использованные при разработке данного стандарта;

-  общие положения - необходимость внутреннего стандарта, описание объекта стандартизации, определение его основных терминов и поня­тий, сферы применения;

-  цель и задачи стандарта - назначение стандарта и конкретные про­блемы, решение которых обеспечивается его применением;

-  взаимосвязь с другими стандартами - ссылки на соответствующие по­ложения других стандартов;

-  определение основных принципов и методик - описание подходов аудиторской организации, принятых методик и технических приемов решения проблем, рассматриваемых стандартом:

-   оформление - перечень документов, которые аудитор должен соста­вить согласно требованиям стандарта;

-  перечень нормативных актов, которыми аудиторы должны руково­дствоваться при выполнении требований внутреннего стандарта (при необходимости).

Внутренние стандарты аудиторской организации по своему назначе­нию могут быть объединены в несколько групп (см. табл. 2.1.).

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.

Перечень рекомендуемых видов внутренних стандартов аудиторской организации


Наименование групп внутренних стандартов

Наименование видов внутренних стандартов

1

2

1. Стандарты, содержащие общие положения по аудиту

1.1. Стандарты, описывающие концепцию и подход к разработке внутренних стандартов, в том числе стандарт, определяющий их структуру

1.2. Стандарты, регламентирующие этику поведения аудитора, дополняющие и конкретизирующие действующие нормативные документы в области аудиторской деятельности

1.3. Стандарты внутренней структуры и организации деятельности аудиторской организации

1.4. Стандарты, регламентирующие порядок осуществления внутрифирменного контроля качества выполнения аудита, а также ответственность аудиторов

2. Стандарты, устанавливающие порядок проведения аудита


2.1. Стандарты, регламентирующие ответственность аудитора

2.2. Стандарты, регламентирующие порядок планирования аудита

2.3. Стандарты, регламентирующие порядок изучения и оценки внутреннего контроля

2.4. Стандарты, регламентирующие порядок получения аудиторских доказательств

2.5. Стандарты, регламентирующие порядок использования работы третьих лиц

2.6. Стандарты, регламентирующие применение компьютеров при проведении аудита

3. Стандарты, устанавливающие порядок формирования выводов и заключений аудиторов


3.1. Стандарты, описывающие концепцию и подход к порядку составления аудиторских заключений

3.2. Стандарты, регламентирующие подготовку письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита

3.3. Стандарты, регламентирующие порядок подготовки иных аудиторских отчетов, в том числе по дополнительной информации, содержащейся в документах, связанных с бухгалтерской отчетностью

Продолжение

4. Специализированные стандарты


4.1. Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита кредитных учреждений

4.2. Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования 4.3 Стандарты, отражающие специфические аспекты проведения аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов

4.4. Стандарты, отражающие отраслевые особенности проведения аудита других экономических субъектов

5. Стандарты, устанавли-вающие порядок оказания сопутствующих аудиту услуг


5.1. Стандарты, регламентирующие подготовку заключений аудито­ра по специальным аудиторским заданиям

5.2. Стандарты, описывающие изучение прогнозной финансовой информации

6. Стандарты по образова­нию и подготовке кадров


6.1. Стандарты, устанавливающие требования к образованию и профессиональному уровню аудиторов

6.2. Стандарты, определяющие порядок подготовки и повышения квалификации кадров


Разработанные внутренние стандарты рассматриваются и принимают­ся Методическим советом аудиторской организации с последующим ут­верждением ее руководителем, а в случаях, предусмотренных учредитель­ными документами аудиторской организации, - советом учредителей или другим уполномоченным органом.

Стандарты должны содержать следующие реквизиты: номер (порядко­вый или серийный код стандарта); дата ввода в действие; название стан­дарта; дату и указание лица, утвердившего стандарт; преемственность (ссылки на ранее принятые нормативными документами правила, кото­рые связаны с данным стандартом); сфера применения (перечень объек­тов, на которые распространяется (или не распространяется) действие данного стандарта.

В дополнение к внутренним стандартам могут разрабатываться при­ложения (инструкции, положения, методики, вопросники, компьютер­ные программы, рабочие таблицы и т. д.), играющие вспомогательную роль и обеспечивающие дополнительные разъяснения отдельных поло­жений внутренних стандартов. Контроль за выполнением требований внутренних стандартов должен осуществляться на всех уровнях управле­ния аудиторской организации.


2.3. Основные этапы аудиторской проверки

 

Коммерческий успех аудиторов, рост их общественного авторитета и расширение круга клиентов напрямую зависит от уровня их профессио­нализма, правильности применения методологии и методики контроля, использования передового опыта. Поскольку каждая аудиторская про­верка ограничена во времени аудиторам всегда важно четко определить ее цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские про­цедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объ­ективного заключения. Для успешной реализация целей конкретной ау­диторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита.

Анализ экономической литературы не позволяет сделать однозначный вывод об основных этапах технологии аудита. Так, ряд зарубежных авто­ров [5, 29 и др.] выделяют следующие этапы аудита:

-   начальная стадия аудиторской проверки, которая предполагает пла­нирование проверки, аналитический обзор отчетности предприятия, предварительную оценку материальности (существенности) и ауди­торского риска;

-   оценка системы внутреннего контроля, которая включает оценку рис­ка неэффективности системы контроля, документирование данных об этой системе, определение аудиторских процедур проверки системы контроля;

-   проведение выборочного аудита, который заключается в тестировании системы внутреннего контроля с проверкой по качественным призна­кам, аудиторскую проверку оборотов и сальдо по счетам с выборкой по количественным признакам;

-   завершение аудиторской проверки. На этом этапе осуществляется форми­рование аудиторского заключения (отчета) и представление его клиенту.

Некоторые российские специалисты [3, 18 и др.] с различной степе­нью детализации выделяют следующие этапы аудиторской проверки:

-   подготовка и планирование аудита. На этом этапе производится озна­комление с экономикой проверяемого предприятия, оценивается су­щественность и аудиторский риск, система бухгалтерского учета и система внутреннего контроля, разрабатывается общий план и про­грамма проверки;

-   документирование и оформление результатов аудиторской проверки. Этот этап включает проведение аудиторских процедур, сбор и доку­ментирование аудиторских доказательств, формирование информации для руководства проверяемого предприятия, оценку результатов про­ведения аудита и оформление аудиторского заключения.

Объединение в рамках второго этапа различных по содержанию и продолжительности проведения элементов аудита, какими являются по­лучение аудиторских доказательств и формулирование аудиторского за­ключения представляется необоснованным. В то же время ряд специали­стов [6] рассматривают процесс сбора и документирования аудиторских доказательств и подготовки аудиторского заключения как самостоятель­ные этапы проверки.

Авторы работы [16, с. 116 - 117] называют три основных этапа ауди­торской проверки:

-   планирование, на этом этапе осуществляется предварительное зна­комство с клиентом, оформляется письмо-обязательство и договор,

рассчитывается  уровень существенности и  оценивается  аудиторский риск, разрабатывается общин план и программа проверки; сбор аудиторских доказательств, на этом этапе выполняется тестиро­вание средств контроля и проводятся аудиторские процедуры по су­ществу;

-   завершение аудита, на этом этапе завершается подготовка рабочей документации, формируется мнение аудитора и оформляются итого­вые документы.

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчет­ности" [8, с. 92 - 100] основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.