реферат, рефераты скачать
 

Аудит бухгалтерской отчетности ООО "Сельхозтехника"


-   планирование аудита;

-   получение аудиторских доказательств;

-   использование работы других лиц и контакты с руководством эконо­мического субъекта, третьими сторонами;

-   документирование аудита;

-   обобщение выводов, формирование и выражение мнения о бухгалтер­ской отчетности экономического субъекта.

Названные мероприятия целесообразно осуществлять в рамках четы­рех основных этапов проведения аудита: подготовка аудиторской провер­ки, планирование аудита, выполнение аудиторских процедур, оформле­ние результатов аудита.

На подготовительном этапе происходит установление взаимоотноше­ний между аудиторской организацией и предприятием-клиентом. До за­ключения договора об оказании аудиторских услуг аудиторская организа­ция должна в достаточной мере ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия.

Планирование аудита осуществляется после заключения договора об оказании аудиторских услуг в соответствии с требованиями аудиторских правил (стандартов) и условиями договора. На основе предварительного изучения систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета аудиторы оценивают аудиторский риск и определяют содержание, масштаб и ко­личество аудиторских процедур. Эта информация отражается в общем плане и программе аудита. На данном этапе решается также вопрос о привлечении экспертов и составе аудиторской группы.

На этапе выполнения аудиторских процедур производится сбор ауди­торских доказательств и их документирование.

В процессе оформления результатов аудита обобщаются материалы проверки, формулируется мнение аудиторской организации относитель­но достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия ее действую­щему законодательству, составляется информация руководству проверяе­мого предприятия и аудиторское заключение.

На всех этапах проведения аудиторской проверки осуществляется обще-ние аудиторской организации с руководством предприятия. В соответствии с   правилом   (стандартом)   аудиторской  деятельности   "Общение  с  руководством  экономического субъекта"  такое  общение  производится   в  устной форме  во  время  посещения  аудиторами  предприятия  или  в  письменной форме путем направления аудиторской организацией запросов и других материалов на имя руководства предприятия [8, с. 149 - 154]. При общении с клиентом   аудиторам   следует   придерживаться   общепринятых   моральных норм и руководствоваться принципами профессиональной этики.


2.4. Подготовка аудиторской проверки

 

Сроки и стоимость оказания аудиторских услуг определяются с учетом объема и сложности работ, а также конъюнктуры рынка таких услуг. В настоящее время на рынке действует значительное количество аудиторских организаций и аудиторов, работающих самостоятельно. Это соз­дает возможность выбора предприятием той аудиторской организации, которая окажет необходимый комплекс услуг на приемлемых условиях. Сделав свой выбор,  предприятие  направляет аудиторской организации официальное  именное  письмо-предложение  о  проведении  аудита  или уведомляет его о готовности сотрудничества иным способом.

Для того, чтобы снизить риск неудачи аудиторской проверки, предотвратить финансовые и моральные издержки, аудиторы должны в свою очередь иметь надежные критерии оценки потенциальных клиентов. На этапе предварительного знакомства с заказчиком целесообразно выяс­нить целый ряд вопросов, которые могут оказать влияние на результаты аудита. С этой целью важно иметь продуманную систему отбора клиен­тов, учитывающую помимо прочего особенности современного экономи­ческого развития России, когда сохраняется высокая нестабильность налогового законодательства, а многие предприятия нарушают действую­щие правила ведения учета и составления отчетности.

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Понимание деятельности экономического субъекта" аудиторская орга­низация должна понимать деятельность проверяемого предприятия в достаточной степени, чтобы идентифицировать и правильно оценивать события, операции и используемые методы учета, существенно влияю­щие на достоверность бухгалтерской отчетности, ход проверки и выводы по ее результатам. Аудиторам необходимо сосредоточить внимание на изучении основной, инвестиционной деятельности предприятия и про­чих операций, в том числе внереализационных [8, с. 141 - 149].

К числу основных процедур предварительного ознакомления аудиторов с предприятием относятся следующие:

-   определение цели проверки у данного клиента и возможного использо­вания ее результатов;

- определение отраслевых особенностей и специфики деятельности предприятия-клиента, его организационно-управленческого устройст­ва, наличия дочерних предприятий и филиалов на основе ознакомле­ния с учредительными и другими внутренними документами;

- выяснение особенностей поведения руководителей, квалификации учетного персонала путем личных бесед;

-   предварительное знакомство с условиями производства, уровнем обе­спечения сохранности активов через посещение и осмотр основных производственных и складских помещений;

-   знакомство с прежними аудиторскими заключениями, отчетами внут­ренних аудиторов, материалами налоговых проверок:

-   выяснение характера и проблем взаимоотношений с налоговыми ор­ганами, банками, партнерами, учредителями (акционерами) и други­ми пользователями финансовой отчетности клиента;

-   экспресс-анализ отчетности, предварительное знакомство с состоянием бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля на предприятии;

-   получение сведений о клиенте от третьих лиц (других аудиторов, раз­личных организаций, из средств массовой информации и т. д.);

-   предварительная оценка трудоемкости и сложности аудита, а также аудиторского риска;

-   оценка собственной способности аудиторской организации к выпол­нению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей ее законодательного регу­лирования и т. д.

Если результаты указанных процедур подразумевают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиент не принимается на обслуживание. Наоборот, если проведение аудита признается возможным, то аудиторской организации рекомендуется на­править руководителю (исполнительному органу) предприятия-клиента письмо-обязательство о согласии на проведение аудита. Это письмо рас­сматривается в качестве официального ответного документа, устанавли­вающего взаимоотношения между аудиторской организацией и предпри­ятием до заключения договора.

Для разовых соглашений между аудиторской организацией и клиен­том письмо-обязательство о согласии на проведение аудита в соответст­вии с Гражданским кодексом РФ может служить формой договора между сторонами. В этом случае клиент должен письменно подтвердить согласие на условия проверки, предложенные аудиторской организацией. Ес­ли же ранее между сторонами был заключен долгосрочный договор, то письмо-обязательство аудиторской организации может не составляться, либо содержать дополнительную информацию для клиента.

При достижении между аудиторской организацией и предприятием-клиентом принципиальной договоренности о проведении аудита составляется договор на оказание аудиторских услуг, который юридически отражает и фиксирует согласованные интересы сторон. Общие положения такого дого­вора определяются Гражданским кодексом РФ. Но в отличие от других до­говоров возмездного оказания услуг он имеет ряд особенностей, которые определяются правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг" [8, 106 - 113]. Это прежде всего учет уровня аудиторского риска и, следовательно, разделение ответственности между аудиторской организацией и клиентом, а также учет интересов третьих лиц (потребителей финансовой информации).

В договоре следует точно сформулировать права, обязанности и ответст­венность сторон, сроки выполнения работ. Целесообразно отразить в нем перечень причин, по которым аудиторская организация может выдать кли­енту отрицательное заключение или вовсе отказаться от выдачи заключения, а также установить окончательные сроки представления клиентом докумен­тов для проверки. В договоре фиксируется стоимость аудиторских услуг и порядок расчетов. Определенную финансовую независимость аудиторской организации от клиента может обеспечить указание на частичную или пол­ную предоплату стоимости услуг Возможно также включение в договор пункта, обязывающего клиента оказывать помощь аудиторам (выделять ра­ботников для проведения инвентаризации, предоставлять рабочий кабинет, транспорт для выезда в командировки и т. п.). В текст договора в соответст­вии с пожеланиями сторон по договору могут быть также включены:

-   примерный календарный план оказания аудиторских услуг и состав участвующей в этом группы аудиторов;

-   общая характеристика применяемых методов проведения проверки и оказания услуг;

-   уровень существенности  возможных ошибок,  устанавливаемый  при проведении аудита;

-   согласие руководства предприятия на использование результатов, по­лученных предшествующей аудиторской организацией;

-   указания по ограничению ответственности аудиторской организации;

-   порядок оплаты дополнительных расходов, возникающих в ходе ока­зания аудиторских услуг;

-   условия дальнейшего развития договорных отношений между ауди­торской организацией и предприятием.

В зависимости от поставленной в договоре цели аудита результаты проверки могут оформляться заключением, отчетом или справкой. Эти данные носят конфиденциальный характер, и ответственность за их разглашение аудиторами также может быть предусмотрена в договоре.

Важным моментом при заключении договора является оценка стоимости аудиторских услуг. Она должна определяться с учетом объема и трудоемкости предстоящих работ, уровня возможного аудиторского рис­ка, предполагаемого эффекта для клиента и других факторов.

Все используемые в настоящее время формы и виды оценки стоимости аудиторских услуг условно можно разделить на следующие группы:

-   аккордная оплата, при которой сумма оплаты определяется и фикси­руется в договоре до начала проверки. Как правило, ее определяют произвольно в зависимости от финансовых возможностей клиента (в размере 0,1 - 1,0% от объема реализации за проверяемый период). Нередко аудиторы предварительно знакомятся с особенностями дея­тельности клиента, оценивают аудиторский риск, примерную трудо­емкость работ, после чего они определяют общую стоимость работ, Недостатком аккордной оплаты относится невозможность обоснован­но оценить реальную трудоемкость работы и предусмотреть непредви­денные обстоятельства, которые могут повлиять на нее, а значит отра­зиться на финансовом положении аудиторской организации;

-   повременная оплата, которая наиболее распространена на рынке ауди­торских услуг во всех странах. Она базируется на оценке стоимости одного часа (дня) работы аудитора, которая зависит от его квалифи­кации. При появлении непредвиденных обстоятельств увеличение трудоемкости прямо пропорционально стоимости работ;

-   сдельная оплата, которая применяется, как правило, при восстановле­нии бухгалтерского учета. Расчет производится исходя из определения стоимости одной операции, выполненной аудитором, или стоимости одного показателя в отчетности;

-   оплата по результатам, которая предусматривает отказ аудиторской организации от заранее определенной суммы за предоставленную ус­лугу и установление оплаты в виде доли от сэкономленных для кли­ента финансовых ресурсов. Эта экономия возникает в результате вы­явления ошибок в ведении учета, оформлении документации, уплаты налогов и т. п.;

-  комбинированная оплата, представляющая различные комбинации из перечисленных выше форм и видов оплаты. Например, в договоре оп­ределяется общая стоимость услуги (аккорд) плюс определенный про­цент от достигнутой экономии средств клиента при выявлении налого­вых ошибок или резерв на непредвиденные обстоятельства и т. п.

Договор на оказание аудиторских услуг может носить разовый (одно­кратное оказание услуги) или долгосрочный (неоднократное оказание услуги в течение определенного периода времени) характер, исходя из наличия у аудиторской организации соответствующей лицензии. В случае Достижения повторного соглашения об оказании аудиторских услуг усло­вия договора могут пересматриваться. Изменения и дополнения к дого­вору должны быть оформлены в письменном виде.


 

 

2.5. Планирование аудита

 

Для качественного выполнения проверки в установленные сроки ау­диторской организации необходимо составить продуманный план пред­стоящих работ.

Планирование аудита осуществляется с целью:

-   установить объем проверяемой информации, время проведения про­верки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки;

-   определить перечень аудиторских процедур и методику их применения;

-   определить состав информации, которую клиент должен предоставить для установления возможности применения выборочных методов контроля.

В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Планирование аудита" [8, с. 208 - 215] аудиторская организация должна согласовать с клиентом основные организационные вопросы, связанные с проведением проверки, до написания письма-обязательства и до за­ключения договора о проведении аудита. Поэтому предварительное пла­нирование осуществляется еще на стадии определения объема аудита, то есть в процессе знакомства аудиторов с финансово-хозяйственной дея­тельностью клиента и оценки степени влияния на нее внешних и внут­ренних факторов. Аудиторы должны получить необходимую информа­цию на основе личных бесед с руководством и специалистами предпри­ятия, осмотра производственных помещений и мест хранения ценностей, изучения бухгалтерской и статистической отчетности, учредительных и различных других внутренних документов, материалов проверок налого­вых органов, службы внутреннего аудита и т. д. Такая информация обобщается в рабочем документе "Основная информация о клиенте".

На этапе предварительного планирования осуществляется общее зна­комство с системой внутреннего контроля. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Изучение и оценка систем бухгал­терского учета и внутреннего контроля в ходе аудита" в процессе такого ознакомления аудиторская организация получает общее представление о специфике и масштабах деятельности предприятия, системе его бухгалтер­ского учета, структуре службы внутреннего аудита и ее месте в системе управления, составе решаемых внутренними аудиторами задач, их профес­сионализме, регулярности и качестве проводимых ими проверок, приня­тых мерах по обеспечению сохранности имущества, надежности бухгалтер­ского учета и достоверности отчетности [8, с. 227 - 235]. Если по результатам общего знакомства будет сделан вывод о нена­дежности системы внутреннего контроля, "низком" ее уровне, то пола­гаться на эту систему нецелесообразно. Наоборот, если по мнению внешних аудиторов можно доверять системе внутреннего контроля пред­приятия, то им предстоит выполнить в дальнейшем первичную оценку надежности этой системы  и подтвердить достоверность такой оценки на этапе выполнения аудиторских процедур по однород­ным группам хозяйственных операций.

Если на предприятии создана служба внутреннего аудита, то в про­цессе планирования аудиторской проверки следует также оценить работу этой службы. Для формирования такой оценки изучается:

-   организационный статус: положение службы внутреннего аудита в сис­теме управления предприятия, ее возможности и способность соблю­дать объективность и независимость, наличие или отсутствие иных обя­занностей, действие сдерживающих факторов и ограничений, наклады­ваемых руководством и (или) собственниками предприятия на внут­ренний аудит;

-   компетентность: профессиональное образование и навыки (опыт ра­боты) внутренних аудиторов, политика найма, обучения и повышения их квалификации, степень понимания ими стоящих задач и проблем;

-  профессиональный уровень: состояние планирования, контроля и документирования работы службы внутреннего аудита, наличие и со­держание соответствующих положений по внутреннему аудиту, рабо­чих программ и рабочей документации;

-  функциональные рамки:  содержание и объем работы, которую выполняет служба внутреннего аудита;

-   уровень значимости: рассматриваются и принимаются ли к исполне-нию руководством и (или) собственниками предприятия рекоменда­ции внутреннего аудита. В том случае, если аудиторская организация характеризует деятель­ность службы внутреннего аудита как достаточно эффективную, то ре­зультаты ее работы могут использоваться при проведении проверки. Это позволит сократить объем аудиторских процедур, но только после допол­нительного ознакомления внешних аудиторов с рабочей документацией внутреннего аудита.

Затем формируется группа аудиторов и распределяются обязанности и ответственность между ними. В состав группы для проведения проверки включаются квалифицированные (старшие, ведущие) аттестованные ау­диторы, назначаемые ответственными за выполнение отдельных разделов аудита, и аудиторы-ассистенты. Последние, как правило, не имеют ауди­торских аттестатов и выполняют комплекс работ по сбору аудиторских доказательств, их документированию и анализу. При этом следует учиты­вать бюджет рабочего времени для каждого этапа аудита, предполагаемые сроки работы, количественный состав группы, должностной и квалифи­кационный уровень членов группы. Указанные сведения обобщаются в рабочем документе "Состав аудиторской группы и распределение обязан­ностей внутри группы" (см. табл. 2.2.).

Начиная разработку общего плана и программы аудита, аудиторская организация должна получить дополнительные сведения о проверяемом предприятии, которая обобщается в рабочем документе "Дополнительная информация о клиенте''. В процессе подготовки общего плана и программы аудита дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля на предприятии, устанавливает­ся приемлемый уровень существенности и аудиторского риска, позво­ляющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной, выявляются зна­чимые для аудита области, намечается объем и последовательность вы­полнения аудиторских процедур, выбираются методики контроля.

Таблица 2.2.

Рабочий документ (ДР) "Состав аудиторской группы и распределение обязанностей внутри группы"

 

Аудиторская организация

Проверяемая организация

Период аудита

Количество человеко-часов

Руководитель аудиторской группы

Состав аудиторской группы

ООО "Экспресс-Аудит"

ООО "Bосход"

с 02.02.2001 по 12.02.2001

240

Кузнецов А.А.

Кузнецов А.А., Петров И.В.



Ф.И.О., должность


Код ауди­тора


Раздел, закрепленный за аудитором


Форма отчет- но­сти


Период выпол­нения


Трудоемкость, в % от общего объема работы


общего плана

прог- рам­мы

1


Кузнецов А.А., рук.


09


2


2.2-2.3


ДР7


1-2.02


7


2


Петров И. В., аудитор


12


4


4.1-4.4


ДР9


5-8.02


9



И т. д.







Достоверность бухгалтерской отчетности во всех существенных отно­шениях представляет такую степень точности ее показателей, при кото­рой квалифицированный пользователь этой отчетности делает правиль­ные выводы и принимает правильные экономические решения.

Аудиторы обязаны принимать во внимание две стороны существенно­сти: качественную и количественную. С качественной точки зрения они должны использовать свое профессиональное суждение для определения того, существенны ли отмеченные в ходе проверки отклонения. С коли­чественной точки зрения устанавливается, превосходят ли по отдельно­сти и в сумме обнаруженные отклонения количественный критерий – уровень существенности.

Уровень существенности - это предельное значение ошибки бухгалтер­ской отчетности, начиная с которой ее квалифицированный пользова­тель с большой степенью вероятности делает неправильные выводы и принимает неправильные экономические решения.

Концепция существенности (материальности) используется как осно­ва для планирования проверки при определении содержащих ошибки статей бухгалтерской отчетности, оценки материалов собственных иссле­дований и принятия решений о содержании аудиторского заключения. В соответствии с правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Суще­ственность и аудиторский риск" [8, с. 194 - 207] перед началом провер­ки аудиторская организация должна решить, какую общую сумму ошиб­ки следует считать существенной. Такая предварительная оценка позволяет аудиторам организовать процесс сбора необходимых доказательств. При этом принимается допущение, что число аудиторских доказательств обратно пропорционально установленному уровню ошибки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.