реферат, рефераты скачать
 

Аудит бухгалтерской отчетности ООО "Сельхозтехника"


Второй уровень - Постановления Правительства РФ, нормативные пра­вовые акты уполномоченного федерального органа государственного регу­лирования аудиторской деятельности, министерств и ведомств, призван­ные обеспечить эффективное функционирование института отечественно­го аудита в рыночных условиях, его поступательное развитие и совершен­ствование, контроль за деятельностью аудиторов.

Третий уровень - правила (стандарты) аудиторской деятельности, разра­батываемые с целью установления норм аудита, однозначно интерпрети­руемыми всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности.

Четвертый уровень - методики аудиторской деятельности, регламен­тирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к конкретным отраслям, по отдельным вопросам налогообложения, фи­нансов и по специальным аудиторским заданиям.

Пятый уровень - внутренние стандарты аудиторских организаций, под­готавливаемые с целью разъяснения положений правил (стандартов) ауди­торской деятельности, оказания помощи в их технической реализации, в выработке приемов и способов выполнения конкретных аудиторских про­цедур. Они разрабатываются самими аудиторскими организациями и обес­печивают единый подход к проведению проверок и контролю их результа­тов в данной аудиторской организации.

Развитие системы нормативного регулирования аудита в России предпола­гает утверждение правил (стандартов) аудиторской деятельности Правительст­вом РФ и придание им статуса федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности. Профессиональным аудиторским объединениям будет предос­тавлено право, устанавливать для своих членов внутренние правила (стандар­ты) аудиторской деятельности, не противоречащие федеральным.

Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" осуществление функций федерального органа государственного регулирования аудитор­ской деятельности возложено на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством РФ. Основными функциями уполномоченного федерального органа являются:                           -  издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов,  регулирующих аудиторскую деятельность;

-   организация разработки и представление на утверждение Правитель­ству РФ федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;

-   организация в установленном законодательством Российской Федера­ции порядке системы аттестации, обучения и повышения квалифика­ции аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности;

-  организация системы надзора за соблюдением аудиторскими органи­зациями индивидуальными аудиторами лицензионных требований и условий;

-   контроль за соблюдением аудиторскими организациями и индивидуаль­ными аудиторами федеральных правил (стандартов) аудиторской дея­тельности;

-  определение объема и разработка порядка представления уполномо­ченному федеральному органу отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов;

-     аккредитация профессиональных аудиторских объединений.

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудитор­ской деятельности будет функционировать совет по аудиторской дея­тельности при уполномоченном федеральном органе. В состав совета должны входить представители государственных органов, Центрального банка РФ, аккредитованных профессиональных аудиторских объедине­ний, пользователей аудиторских услуг, научных организаций и высших учебных заведений. Представительство аккредитованных профессиональ­ных аудиторских объединений в совете по аудиторской деятельности должно составлять не менее 51% общего состава совета [1].

Основными документами, определяющими правовые основы аудитор­ской деятельности в Российской Федерации, являются:

1. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ.

2. Гражданский кодекс РФ (часть I от 30.11.94 г. № 51-ФЗ, в ред. Федерального закона от 15.05.2001 г. № 54-ФЗ; часть II от 26-.01.96 г. № 14-ФЗ, в ред. Федерального закона от 17.12.99 г. № 213-ФЗ).

3. Уголовный кодекс РФ (от 13.06.96 г. № 63-ФЗ, в ред. Федерального закона от 19.06.2001 г. № 84-ФЗ).

4. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятель­ности" от 08.08.2001 г. 128-ФЗ (с 10.02.2002 г. до этого - Федеральный закон от 25.09.98 г. № 158-ФЗ).

5. Постановление Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482 "Об утвер­ждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятель­ности в Российской Федерации" (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.04.99 г. № 472).

6. Постановление Правительства РФ от 29.01.2000 г. №81 "Об аудитор­ских проверках федеральных государственных унитарных предприятий".

7. Положение о лицензировании отдельных видов аудиторской дея­тельности в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.04.99 г. № 472.

8. Порядок проведения аттестации на право осуществления аудитор­ской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.94 г. № 482 (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.04.99 г. № 472).

9. Порядок представления отчета аудиторскими организациями и ау­диторами, имеющими лицензии на осуществление аудиторской деятель­ности в области общего аудита, аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов, а также аудита страховщиков, утв. Прика­зом МФ РФ от 27.10.99 г. № 69н.

10. Порядок проведения конкурса по отбору уполномоченных аудитор­ских организаций, утв. Распоряжением Минимущества РФ от 02.08.2000 г. №331-р.

11. Примерное техническое задание на проведение аудиторской про­верки федерального государственного унитарного предприятия, утв. Рас­поряжением Минимущества РФ от 26.05.2000 г. № 9-р.

12. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, одобренные Ко­миссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ.

13. Методика аудиторской деятельности "Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами", одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Пре­зиденте Российской Федерации 11.07.2000 г. Протокол № 1.

14. Порядок проведения квалификационных экзаменов на право осуществления аудиторской деятельности, утв. ЦАЛАК МФ РФ 25.03.99 г. протокол № 66 (в ред. от 31.05.2001 г.).

15. Программа проведения квалификационных экзаменов на получе­ние квалификационного аттестата аудитора в области общего аудита, утв. Решением ЦАЛАК МФ РФ 30.09.99 г.

В указанных документах отражены основные положения по организа­ции аудиторской деятельности в Российской Федерации, аттестации ау­диторов, лицензированию аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, осуществлению аудиторских проверок, выдаче аудиторских заключений .

В соответствии с действующим законодательством аудиторской дея­тельностью в России могут заниматься физические и юридические лица независимо от вида собственности, в том числе иностранные и с участи­ем иностранных юридических и физических лиц.

Аудиторские организации регистрируются как коммерческие организа­ции, осуществляющие аудиторские проверки и оказывающие сопутствую­щие аудиту услуги. Они могут иметь любую организационно-правовую форму, кроме открытого акционерного общества. Не менее 50% кадрово­го состава аудиторской организации должны составлять граждане Рос­сийской Федерации, постоянно проживающие на ее территории, а в слу­чае, если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, - не менее 75%. В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее установленным квалификационным требованиям и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность в качестве:

-    работника аудиторской организации;

-   лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основа­нии гражданско-правового договора;

-    индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятель­ность без образования юридического лица.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятель­ность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги. Он не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

Для занятия аудиторской деятельностью физические лица должны пройти аттестацию и получить лицензию. Соответствующую лицензию должна получить и аудиторская организация. Лицензирование аудитор­ской деятельности производится с целью обеспечения государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Фе­дерации, предъявляемым к аудиторской деятельности.

В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" [1] к аттестации на право осуществления аудиторской деятельности допускаются лица, имеющие базовое образование и практический опыт работы. Базовое образование включает высшее экономическое и (или) юридическое образова­ние, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию. Практический опыт работы определяется стажем работы не менее трех лет по экономической или юридической специальности.

Претендент на получение квалификационного аттестата аудитора дол­жен сдать экзамены. Экзамены проводятся в письменной форме по следующим дисциплинам: основы правового регулирования имуществен­ных отношений, бухгалтерский учет и отчетность, налогообложение юридических и физических лиц, финансы предприятий, аудит. При ус­пешной сдаче экзаменов выдается квалификационный аттестат без огра­ничения срока его действия. В последующем каждый аттестованный ау­дитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, сле­дующего за годом получения аттестата, проходить обучение по програм­мам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным феде­ральным органом.

Квалификационные аттестаты и лицензии выдаются по следующим направлениям аудиторской деятельности:

-   банковский аудит;

-   аудит страховых организаций;

-   аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

-   общий аудит (аудит иных экономических субъектов).

Лицензирование аудиторской деятельности (кроме аудита банков) осуществляет Министерство финансов РФ (далее - лицензирующий ор­ган). Лицензии выдаются по заявлению соискателя лицензии на один, два или три года. Срок действия лицензии не продлевается. По истече­нии срока действия лицензии по заявлению соискателя лицензии может быть выдана новая лицензия.

Выдача лицензии аудиторской организации, получающей ее впервые, осуществляется при соблюдении следующих лицензионных требований и условий:

-   аудиторская организация не может иметь форму открытого акционер­ного общества;

-   уставный капитал, заявленный в учредительных документах, должен со­ставлять не менее 100-кратного установленного законодательством МРОТ (на дату государственной регистрации аудиторской организации);

-   в уставном капитале аудиторской организации доля, принадлежащая аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским организациям, должна составлять не менее 51%.

Выдача лицензии индивидуальному аудитору, получающему ее впер­вые, осуществляется при наличии у него квалификационного аттестата аудитора, срок действия которого не истек, в области аудиторской дея­тельности, указанной в заявлении на получение лицензии.

Новые лицензии аудиторской организации и индивидуальному ауди­тору выдаются при отсутствии в период действия ранее выданной лицен­зии следующих фактов:

-   неоднократного неквалифицированного проведения аудиторских про­верок или оказания аудиторских услуг. Указанные факты устанавли­ваются при осуществлении надзора за соблюдением лицензиатом ли­цензионных требований и за качеством проведения аудиторских про­верок в соответствии с правилами (стандартами) аудиторской дея­тельности;

-   осуществления лицензиатом аудиторской деятельности, не предусмот­ренной выданной ему лицензией;

-   предоставления лицензиатом полученных им в ходе аудита сведений третьим лицам без письменного согласия проверяемой организации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

-  вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего нака­зание лица, занимающегося аудиторской деятельностью, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений;

-   умышленного   сокрытия   лицензиатом   обстоятельств,   исключающих

возможность проведения им аудиторской проверки;

-  осуществления лицензиатом деятельности,  не связанной с аудитор-ской.

Новая лицензия не выдается, если действие ранее выданной лицензии на дату подачи заявления или в период рассмотрения заявления приос­тановлено.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления взимается плата в размере 3-х установленных законодательством МРОТ (на дату подачи заяв­ления). В случае отказа соискателя лицензии от поданного заявления в пе­риод его рассмотрения плата за рассмотрение заявления не возвращается.

Лицензирующий орган принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение тридцати дней со дня получения заявления со всеми необходимыми документами. Он обязан уведомить соискателя ли­цензии о принятом решении в течение трех дней после его Принятия. Да­той получения аудиторской организацией или индивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата при­нятия решения о выдаче соответствующей лицензии. За выдачу лицензии взимается лицензионный сбор в размере 10-ти установленных законода­тельством МРОТ (на дату принятия решения о выдаче лицензии).

Основанием для отказа в выдаче лицензии является наличие в доку­ментах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или иска­женной информации и несоответствие соискателя лицензии лицензион­ным требованиям. Лицензия теряет юридическую силу и считается анну­лированной в случае:

-   неуплаты соискателем лицензии лицензионного сбора в течение трех месяцев после принятия лицензирующим органом решения о выдаче лицензии;

-   ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности - с момента ликвидации или реорганизации юридического лица;

-  прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя - с момен­та прекращения действия свидетельства;

-   вынесения решения судом на основании соответствующего заявления лицензирующего органа или органа государственной власти в соот­ветствии с его компетенцией. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

Ежегодно до 15 апреля аудиторские организации и индивидуальные ауди­торы, получившие лицензию, представляют отчет об аудиторской деятельно­сти за прошедший год в Министерство финансов РФ.

Действующее законодательство определяет следующий порядок функ­ционирования аудиторских организаций: свободный выбор аудитора хозяйствующим субъектом; договорные отношения между аудитором и клиентом, позволяющие аудитору выбирать клиента и быть независимым от указаний государственных органов; возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных в ходе про­верки недостатков; невозможность проведения проверки при родствен­ных или деловых отношениях аудитора с клиентом, превышающих рамки договора оказания аудиторских услуг; запрещение аудиторам заниматься любой другой коммерческой деятельностью, не связанной с оказанием аудиторских и сопутствующих услуг.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организация аудиторской проверки бухгалтерской отчетности в ООО «Сельхозтехника»

 

2.1. Контроль качества аудиторской деятельности

 

Для обеспечения высокого качества аудиторской деятельности должен осуществляться ее предварительный, текущий и последующий контроль.

Предварительный контроль выполняется на стадии аттестации и ли­цензирования аудиторов и аудиторских организаций.

Текущий контроль осуществляется по двум направлениям: контроль отдельных аудиторских проверок и общий контроль качества аудита.

Контроль отдельных аудиторских проверок предполагает обеспечение независимости, профессионализма и компетентности аудиторов; текущий контроль их работы, знание наиболее проблемных вопросов бухгалтер­ского учета клиентов; проверку выполненной работы с точки зрения ее соответствия стандартам, достаточности документации, достижения це­лей аудита.

Общий контроль качества аудита базируется на определенных личных качествах аудитора (честность, объективность, независимость, конфиден­циальность, профессионализм, компетентность); обоснованном распре­делении работы между членами группы аудиторов; надзоре за работой аудиторов по соблюдению стандартов качества; контроле за эффективно­стью политики и процедур контроля качества.

В соответствии с требованиями правила (стандарта) аудиторской дея­тельности "Внутрифирменный контроль качества аудита" [8, с. 76 - 81] в каждой аудиторской организации должна быть создана и поддерживаться внутрифирменная система контроля качества работы. Особенности систе­мы контроля качества работы аудиторской организации зависят от размера аудиторской организации, ее специализации, организационной структуры, наличия филиалов и подразделений. Как правило, такая система должна обеспечивать укомплектование аудиторской организации профессиональ­ными сотрудниками, обладающими знаниями, умениями и навыками, не­обходимыми для надлежащего выполнения ими своих обязанностей. Ауди­торские задания должны поручаться профессиональным сотрудникам, ква­лификация которых соответствует особенностям этих заданий. Целесообразно разработать и приме­нять методику подбора и отклонения клиентов; при этом должны прини­маться во внимание как независимость аудиторской организации и ее воз­можность проводить аудит на высоком качественном уровне, так и репута­ция руководителей предполагаемого для будущей проверки экономическо­го субъекта. Если сотрудники не выполняют или выполняют ненадлежа­щим образом возложенные на них обязанности, то к ним следует приме­нять дисциплинарные меры воздействия.

Руководитель аудиторской организации обязан утвердить до начала ау­диторской проверки руководителя и старших аудиторов, отразив это в общем плане аудита. Руководитель проверки и старшие аудиторы обязаны проанализировать профессиональные способности рядовых участников проверки, спланировать их работу, определить специфику и объем направ­ляющих указаний, текущего контроля и проверок выполненных работ. Руководитель проверки обязан применять в ходе аудита те средства кон­троля качества работы, установленные аудиторской организацией, которые наилучшим образом подходят к данной конкретной аудиторской проверке. В ходе аудита сотрудники, осуществляющие контроль результатов работы, обязаны:

-   следить за ходом выполнения общего плана и программы аудита;

-   производить оценки внутрихозяйственного риска, риска средств кон­троля, риска необнаружения и при необходимости вносить в пределах своей компетенции корректировки в общий план аудита и программу аудита;

-   следить за надлежащим документированием аудиторских доказа­тельств, полученных в результате аудиторских процедур, проверять правильность выводов, сделанных по ходу работы;

-   выяснять и оценивать степень влияния отмечаемых в ходе аудита ошибок и искажений и рекомендуемых в связи с этим исправлений на достоверность бухгалтерской отчётности проверяемого экономиче­ского субъекта.

Руководители аудиторской организации могут поручать проверку ре­зультатов проделанной работы не только членам той группы сотрудни­ков, которые проводили аудит на данном предприятии, но и другим спе­циалистам, обладающим необходимой квалификацией. Такая независи­мая параллельная проверка в рамках аудиторской организации рекомен­дуется в случае аудита крупных предприятий.

Текущий контроль осуществляется в следующих формах: контроль старшего аудитора за работой ассистентов, контроль руководителя ауди­торской проверки за работой аудиторов, контроль руководителя аудитор­ской организации за руководителями аудиторских проверок и др.

Если проверка выполняется группой аудиторов, то старший аудитор (руководитель группы) должен постоянно контролировать и направлять работу ассистентов - менее квалифицированных сотрудников! Важная роль при этом отводится программе аудиторской проверки, включающей цель аудита, график выполнения работ, перечень процедур проверки, распределение обязанностей между членами группы аудиторов.

В ходе реализации программы проверки надзор осуществляется как за сущностью, так и за методами проведения аудита. Это делается для того, чтобы специалисты, участвующие в проверке, знали о своей ответствен­ности и целях выполняемых ими процедур, о деятельности предприятия и возможных учетных проблемах, влияющих на сущность, продолжи­тельность и масштабы аудиторских процедур, а сами процедуры прово­дились в соответствии со стандартами.

Важное значение для качественного оказания услуг имеют рабочие документы аудиторов, которые обеспечивают методический и логический подход к проверке, представляют средства контроля работы аудитора, дают информацию о проделанной  работе, обнаруженных проблемах и способах их решения. Если рабочие документы стандартизованы, это повышает эффективность их подготовки и контроля, упорядочивает до­кументацию, дает гарантию, что отдельные, моменты не будут упущены. Отчеты или выводы по проверке перед окончательным представлением должны быть проверены руководителем группы, который несет полную ответственность за выполнение аудита. Такая проверка гарантирует, что все оценки и выводы обоснованы и подкрепляются надежными сведе­ниями и фактами, все существенные недостатки и ошибки найдены, оформлены и по ним приняты решения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.