реферат, рефераты скачать
 

Учебное пособие по курсу всего маркетинга


|рекреаци|, сгладить | |специфический сервис,| |

|онный) |колебания | |выездная и выносная | |

| |или | |торговля в местах | |

| |адаптировать| |отдыха и туризма, | |

| |ся к ним | |целенаправленные | |

| | | |рекламные кампании, | |

| | | |сезонная | |

| | | |синхронизация | |

| | | |поставок | |

|Полноцен|Стабилизиров|Поддерживающ|Мягкая, |Зрелости |

|ный |ать спрос |ий маркетинг|поддерживающая |(стабилиза|

| | | |реклама, |ции) |

| | | |широкодоступная цена,| |

| | | |оперативная реакция | |

| | | |на неустойчивость | |

| | | |рынка, распродажа | |

| | | |неходовых товаров, | |

| | | |постоянная оценка | |

| | | |насыщенности рынка | |

|Чрезмерн|Ограничить, |Демаркетинг |Отсутствие рекламы, |Роста |

|ый |сократить | |рост цены, | |

| |спрос | |френчайзинг марки, | |

| | | |патентов, лицензий, | |

| | | |ноу-хау и т.д. | |

|Сокращаю|Восстановить|Ремаркетинг |Интенсивная реклама, |Спада |

|щийся |(реанимирова| |снижение цен, ценовые| |

| |ть) спрос | |скидки и льготы, | |

| | | |активный сервис, | |

| | | |продажа в кредит, | |

| | | |поиск новых сегментов| |

|Виды |Цели |Тип |Инструменты |Этапы ЖЦТ |

|спроса |маркетинга |стратегии |маркетинга | |

|Иррацион|Ликвидироват|Контрмаркети|Антиреклама, |На любом |

|альный |ь или |нг |запрещение или |этапе |

|(его |существенно | |ограничение продажи, | |

|объект -|ограничить | |уголовная | |

|табак, |спрос | |ответственность за | |

|алкоголь| | |продажу, пропаганда | |

|) | | |здорового образа | |

| | | |жизни | |

|Престижн|Ограничить | |Изощренная реклама, |На любом |

|ый |круг | |сверхвысокие цены, |этапе |

| |клиентов | |специфический круг | |

| | | |товаров суперкласса, | |

| | | |суперсервис | |

В зависимости от типа спроса, выявленного в результате маркетингового

исследования, и целей, выдвинутых в процессе разработки стратегии,

выбирается соответствующая стратегия и определяются соответствующие

инструменты маркетинга.

1.3.3. Стратегическое моделирование

Разработка маркетинговой стратегии - сложный процесс, требующий

проведения глубоких исследований состояния и развития рынка, а также оценки

позиции фирмы, которую она занимает на рынке. Решается вопрос о поведении

фирмы на рынке: стратегия атаки (расширение операций на рынке, увеличение

своей доли на рынке, дополнительные инвестиции); стратегия обороны

(сохранение занятых позиций, отказ от дальнейших инвестиций); стратегия

отступления (сокращение операций на рынке, уход с рынка). Разрабатывается

соответствующая модель поведения (маркетинговая матрица).

|Маркетинговая стратегическая матрица - пространственная |

|модель выбора фирмой определенной стратегии, которая строится|

|с помощью системы координат. |

Матрица, или стратегическая решетка, образуется по двум признакам

(факторам) пересечением координат, которые выражают количественные или

качественные характеристики признаков. В результате образуются поля

(квадранты, стратегические сектора), отражающие положение фирмы на рынке и

позволяющие адекватно выбрать стратегию.

Матричный метод был предложен в 50-х гг. американским экономистом

И. Ансоффом, построившим матрицу возможностей по товарам/рынкам. в которой

в качестве координат он использовал характеристики товара и рынка (старого

или нового). В зависимости от комбинации характеристик факторов

рекомендовалась стратегия: старый товар на старом рынке - стратегия

проникновения на рынок, новый товар на старом рынке - стратегия развития

рынка, старый товар на новом рынке - инновационная стратегия, новый товар

на новом рынке -стратегия диверсификации.

Метод получил широкое развитие. Пользуется известностью и матрица БКГ

(Boston Consulting Group), построенная по двум факторам - темпам развития

рынка (отрасли) и доле рынка, занимаемой фирмой. Фирма, имеющая

значительную долю рынка и выступающая на перспективном, быстроразвивающемся

рынке, занимает позицию под шифром "звезда", которая обеспечивает

возможность наступательных операций на рынке; эта же фирма, попавшая в

условия неперспективного рынка, старается сберечь свои ресурсы, сохранить

место на рынке (позиция "дойная корова"); фирма, обладающая небольшой долей

рынка, попадая на перспективный рынок (позиция "трудный ребенок"), имеет

возможность сохранить свои позиции и обеспечить себя прибылью, а получив

дополнительные ресурсы - перейти в позицию "звезды"; такая же фирма, попав

на малоперспективный рынок (позиция "собака"), вынуждена будет уйти с

рынка.

Матрица БКГ была принята за образец многими маркетологами. Она

постоянно совершенствовалась и видоизменялась (в том числе и самой БКГ). В

частности, увеличивалось число полей (обычно до 9-16), что позволило давать

долее дифференцированные рекомендации. Так, в стратегии отступления

выделялись: немедленный уход с рынка, медленный уход, обеспечивающий

получение прибыли, сокращение доли на рынке до определенного минимума и

т.д. В модель вводились другие факторы, наконец, была осуществлена идея

построения матрицы не по отдельным, нередко не самым важным факторам, а по

комплексу факторов. Для этой цели из характеристик комплексов определялась

многомерная средняя. Чаще всего выводилась средняя балльная оценка значения

каждого фактора (обычно экспертным путем):

[pic]

где [pic] - средняя характеристика комплекса факторов;

Bi - балл, присваиваемый i-му фактору в соответствии с его конкретной

количественной или качественной характеристикой;

Fi-ранг, или "вес", каждого i-го фактора по степени его действия на

результат, присваиваемый экспертным путем.

Примерно такая методика использовалась консалтинговыми фирмами Шелл и

Мак-Кинси (Shell & McKinsey). Приведем следующий алгоритм (схему)

построения стратегической матрицы (рис. 3.1). Обозначим комплекс факторов

рыночной ситуации символом А, а комплекс факторов собственных возможностей

фирмы - В, стратегию атаки - С 1, стратегию обороны - С2, стратегию

отступления - СЗ. Ограничимся двумя качественными характеристиками

факторов: благоприятная/сильная (1) и неблагоприятная/слабая (2).

[pic]

Рис. 3.1. Алгоритм построения стратегической матрицы

Фирма, попавшая по комбинации факторов в квадрант а, может

использовать наступательную стратегию с низким уровнем риска (РН): фирмы,

попавшие в квадранты b и с, могут придерживаться оборонительной стратегии;

в квадранте d не остается ничего другого как выбирать стратегию

отступления, так как продолжение операции связано с высоким уровнем риска

(РВ).

Матричный способ является составной частью анализа хозяйственного

портфеля фирмы (портфолио-анализ). В разработке маркетинговой стратегии

фирмы находит также применение U-образная модель Портера, которая

доказывает, что с помощью концентрированных маркетинговых усилий фирма,

занимающая небольшую долю на рынке, может обеспечить себе не менее высокую

эффективность инвестиций и текущих затрат, чем крупная фирма.

1.3.4. Основные принципы маркетингового планирования

План маркетинга - это схема маркетинговой деятельности на определенную

перспективу, обладающая своей структурой и иерархи-ей, это ориентир,

направляющий и координирующий рыночную деятельность всех подразделений

фирмы.

|План маркетинга - документ, описывающий маркетинговые |

|действия на определенную перспективу, увязывающий потенциал |

|фирмы с конкретными задачами маркетинга и нацеленный на |

|достижение стратегической цели. |

Периодичность плана бывает оперативной (краткосрочной), среднесрочной

и долгосрочной (перспективной). При этом обязательна увязка долгосрочных

планов с краткосрочными и оперативными. План маркетинга является составной

частью бизнес-плана и должен быть с ним увязан. Малые фирмы часто вообще не

составляют планов, ограничиваясь выдвижением целей своей деятельности. План

маркетинга увязывается с хозяйственным портфелем фирмы, и в частности с

портфелем заказов. Программа разработки товара, рассмотренная ранее,

органично входит в план маркетинга. Планом предусматривается раздел

"Опасности и возможности", включающий прогнозные оценки вариантов

(сценариев) ситуаций, которые могут возникнуть на рынке при реализации

товара. На основе плана разрабатывается конкретная программа маркетинговых

действий, разделы которой доводятся до каждого конкретного исполнителя. В

план маркетинга включаются контрольные цифры по каждому из ведущих

показателей плана. К основным показателям плана маркетинга относятся: доля

рынка, объем и структура сбыта/продажи товара (товарооборота), цены,

количество и состав дистрибьюторов и клиентов, инвестиции и срок их

окупаемости, издержки, валовая и чистая, прибыль, рентабельность и т.д.

Составление плана предусматривает следующую последовательность:

ситуационный анализ, включающий моделирование и прогнозирование рыночных

процессов и завершающийся выдвижением целей: маркетинговый синтез,

включающий оценку выдвинутых целей и завершающийся принятием решений;

стратегическое планирование, тактическое планирование, программа

маркетинга. Кроме того, в план маркетинга входит его бюджет, т.е.

совокупные расходы на осуществление маркетинговой деятельности. Бюджет

маркетинга разрабатывается в целом по фирме и по каждому маркетинговому

подразделению.

Существуют три подхода к маркетинговому планированию: снизу вверх,

когда каждое подразделение маркетинговой службы самостоятельно

разрабатывает план, а руководство сводит и координирует соответствующие

разделы; сверху вниз, когда план разрабатывается централизованно и

направляется конкретным исполнителям; цели -вниз, план - наверх, когда

руководство разрабатывает и доводит до исполнителей только стратегические

установки и глобальные цели, а исполнители самостоятельно готовят плановые

мероприятия (за руководством остается функция сводки и координации).

Составным элементом маркетингового планирования является контроллинг.

Он включает как собственно контрольные функции (оценку и анализ уровня

выполнения плана, аудиторские проверки маркетинговой деятельности и

исполнения бюджета маркетинга, характеристику ее эффективности и т.д.), так

и процесс постоянного отслеживания рыночной ситуации с целью гибкого

внесения коррективов в первоначальную программу маркетинговых действий.

|Контроллинг (маркетинговый) - комплексная система оперативной|

|оценки эффективности маркетинговой деятельности с целью |

|корректирования первоначальных планов с учетом изменения |

|рыночной ситуации. |

|Тренировочные задания |Ответ/Решение |

|1. На рынке выступают три крупные фирмы: фирма А | |

|специализируется на одном товаре. Конкурентов не | |

|имеет. Емкость рынка примерно соответствует | |

|производственно-сбытовому потенциалу фирмы. Прибыль | |

|стабильна и достаточна; фирма В выступает на двух | |

|рынках с различными товарами. Конкуренция умеренная.| |

|Дальнейшей перспективы расширения доли рынка не | |

|имеется. Портфель заказов заполнен на 2/3. За счет | |

|роста прибыли образовались значительные | |

|инвестиционные резервы; фирма С выступает на восьми | |

|сегментах с различными товарами. На четырех из них | |

|идет ожесточенная конкурентная борьба. Прибыль | |

|недостаточна для дальнейшего развития дела. Четыре | |

|сегмента приносят прибыль, а другие четыре -убыток. | |

|Оцените степень диверсификации в каждой фирме, | |

|внесите свои предложения по разработке стратегии | |

|каждой фирмы. | |

|2. Тестирование параметров рыночной ситуации и | |

|собственных возможностей трех фирм дало следующие | |

|результаты: фирма 1 имеет недостаточный (слабый) | |

|потенциал и выступает на неперспективном рынке; | |

|фирма 2 обладает значительным (сильным) потенциалом,| |

|но также выступает на неперспективном рынке; фирма 3| |

|обладает сильным потенциалом и выступает на | |

|развивающемся, перспективном рынке. На основе | |

|приведенных фактов с помощью стратегической матрицы | |

|покажите позицию фирм на рынке, оцените их риск и | |

|рекомендуйте каждой фирме соответствующую стратегию | |

|поведения на рынке. | |

|Тренировочные задания |Ответ/Решение |

3. Разработайте план чистой прибыли и рентабельности от реализации товаров

на 6-й период времени. Используйте для этого следующие данные:

а) прогноз товарооборота и условно-постоянных издержек обращения (методом

экстраполяции по линейной модели тренда y=a+bt). Исходные данные приведены

в таблице, в млн. руб.

|Периоды (t) |1 |2 |3 |4 |5 |

|Товарооборот |100 |118 |142 |160 |185 |

|Постоянные издержки |4 |6 |7 |11 |12 |

б) переменные издержки обращения в среднем составляют 7% к товарообороту;

в) наценка (валовый доход, реализованное наложение) - 25% к товарообороту;

г) налоги и прочие платежи - 40% от суммы валовой прибыли.

Примечание. Для расчета целевой прибыли используйте формулы:

валовая прибыль=реализованное наложение - издержки; чистая прибыль=валовая

прибыль - налоги и прочие платежи.

Тест

1. Стратегия маркетинга - это:

а) устав предприятия;

б) план и программа маркетинговой деятельности;

в) комплекс базовых решений и принципов, вытекающих из расстановки и

соотношения сил.

2. Стратегия интенсивного роста фирмы заключается:

а) в расширении позиции на рынке за счет осуществления инновационной

политики и совершенствования методов сбыта/продажи;

б) в узкой специализации деятельности фирмы;

в) в выдвижении древа целей.

3. Стратегия интеграционного роста фирмы состоит:

а) в увеличении объема продажи товаров;

б) в отказе от доминанты одного продукта в производстве;

в) в установлении мягкого или жесткого контроля над поставщиками,

дистрибьюторами или конкурентами.

4. Стратегия диверсификации состоит:

а) в расширении номенклатуры товаров или форм распределения;

б) в применении методов агрессивного маркетинга;

в) в захвате новых позиций на рынке.

5. Комплексный маркетинг (маркетинг-микс) - это:

а) использование маркетингового исследования для обоснования стратегических

решений;

б) объединение маркетинговых усилий производителя и дистрибьютора;

в) комбинация инструментов маркетинга и их концентрация на том направлении,

на котором фирма располагает преимуществом.

6. Цель стратегии синхромаркетинга заключается:

а) в сбалансировании цикличных колебаний спроса/предложения;

б) в синхронизации времени поставки и розничной продажи;

в) в изучении времени товарного обращения.

7. Что собой представляет стратегическая матрица?

а) использование математического матричного метода;

б) пространственная графическая модель позиции фирмы на рынке;

в) графическую модель спроса и предложения.

8. Какая позиция в матрице БКГ соответствует стратегии атаки?

а) "дойной коровы"; б) "собаки"; в) "звезды".

9. Какая позиция в матрице БКГ соответствует стратегии отступления?

а) "звезды";

б) "собаки";

в) "трудного ребенка".

10. В чем суть маркетингового контроллинга?

а) в расчете контрольных цифр плана;

б) в анализе выполнения плана, коррекции плана в соответствии с изменениями

рыночной ситуации, а также в организации аудиторских проверок;

в) в организации маркетинговой службы контроля.

4. Товарная политика маркетинга фирмы

1.4.1. Понятие товара

Объектом рыночной деятельности является товар. Главная цель продавца

(производителя, торгового посредника) - продать товар, удовлетворить спрос

покупателя и в результате получить прибыль. Главная цель потребителя -

купить товар и в конечном результате удовлетворить собственные потребности.

Товар - важнейшая категория маркетинга.

Товаром называется продукт человеческой или природной деятельности, а

также услуга, обладающие полезными свойствами и предназначенные для продажи

Продуктом могут быть материально-вещественные предметы (изделие,

сооружение, здание, земельный участок, природное сырье, представитель

растительного и животного мира и т.д.), а также нематериальные формы

результатов трудовой деятельности (интеллектуальный продукт - идея,

научное и художественное произведение, патент, лицензия, информация и т.п.,

коммерческий продукт -предприятие, марка товара, наименование и доброе имя

фирмы и т.п.).

Услуга представляет собой действие, направленное на удовлетворение

определенных потребностей. Как правило, услуга не создает материальных

ценностей, она неосязаема. Некоторое исключение - ремонтные работы,

восстанавливающие первоначальный материальный товар, а также услуги

индивидуального пошива. Услуга неосязаема, она неотделима от своего

производителя и орудия ее создания. Услуга проявляется в виде какого-то

эффекта, результата или выгоды, которые получает потребитель. Очень часто

производство и потребление услуги неразделимы во времени и в пространстве.

Таким образом, товар имеет две характеристики: полезность и

способность продаваться (обмениваться на деньги). Отсутствие хотя бы одного

из признаков свидетельствует о том, что явление или процесс товаром не

являются. Например, помощь при стихийных бедствиях вручение подарков

являются не продажей, а безвозмездной передачей; соответствующие продукты и

услуги - не относятся к категории товаров. Не является товаром продукт

собственного труда, использованный для своих нужд. Например, потребление

семьей картофеля, выращенного на личном огороде, относится к категории

нетоварного.

Товарная масса состоит из товарных единиц, т.е. из обособленных

величин, обладающих всеми признаками и свойствами товара. Это минимальная

величина, на которую можно разделить товарную массу без потери присущих ей

свойств. Кратким определением товара является артикул - символ, имя

собственное (название - шифр) отдельной разновидности товара. Товарные

единицы объединяются в товарные группы по признаку потребительской или

технологической общности либо по характеру использованного сырья и

отраслевому происхождению. Совокупность всех товарных групп, предлагаемых

фирмой называется товарной номенклатурой.

Отдельный товар, единый по своему потребительскому назначению, имеет

некоторое число видов, подвидов, разновидностей, отличающихся друг от друга

незначительными потребительскими свойствами (конкретная модель, марка,

размер, цвет, цена, и т.п.), каждый из которых носит название

ассортиментной позиции, а их совокупность - ассортимента. Ассортиментной

группой считается совокупность ассортиментных позиций, объединенных

признаками идентичности принципов функционирования (например, ассортимент

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.