| |||||
МЕНЮ
| Коррупция в нефтедобывающих странахБуквально за последние пять-шесть лет произошла резкая дифференциация населения в странах региона - от очень богатых до очень бедных людей. Это видно невооруженным взглядом - шикарные особняки, элитный отдых, предметы роскоши, обучение детей самого высшего руководства государства в самых дорогих и престижных учебных заведениях дальнего зарубежья - все это говорит о том, что доходы от экспорта природных ресурсов распределяются неравномерно. Правительства стран Центрально-Азиатского региона демонстрируют всему миру огромные богатства в виде строительства новых городов, установления дорогостоящих памятников, устраивая торжественные приемы и празднества в честь второстепенных дат из собственной истории и т.д. Но, как замечают все видящие журналисты, "из того, что я видел, могу сделать вывод: чем беднее страна - тем богаче прием, и наоборот. Самый пышный прием, на котором мне довелось присутствовать, был у Ф. Кастро; самый скромный - у Р. Рейгана. Оба приема давались в честь визита М- Горбачева. Простояв примерно полчаса в очереди, чтобы пожать руку президенту США, который встречал гостей у входа, каждый получил по бокалу шампанского и половину сосиски на палочке. По окончании приема мы, советские журналисты, чтобы утолить чувство голода, спешно двинулись в ближайший ресторан".57 Обычно правительства стран-экспортеров сырья стремятся использовать валютные поступления от продажи ресурсов для стимулирования экономического роста, модернизации и диверсификации национальной экономики, а также для увеличения контроля над ключевыми экономическими секторами, приносящими стране валютные поступления. Но валютные поступления от экспорта сырья также поощряют поведение, направленное на получение "ресурсной ренты"58. В странах Центрально-Азиатского региона сложилась следующая ситуация. Во-первых, после развала СССР произошел кризис государственности, прекращение функционирования прежней государственной партийной системы, что создало геополитическую неопределенность в регионе. Во-вторых, были нарушены сложившиеся структуры саморегуляции общества, что автоматически привело к разрушению базовых ценностей людей, в первую очередь, моральных и культурных, т.е. к духовному кризису, и разрыву единства огромного, некогда общего культурного пространства.
57 Биккенин Н. Сцены общественной и частной жизни /'/ Свободная мысль XXI. - 2002.- № 8. - С.99. 58 Lein P., Tomell A., Force, height and effect of greedy.// Height of economic. -1995.-№1(2). Началась точка отсчета так называемого "нулевого пространства". На этом фоне быстро появляется элита (как правило, из лиц коренной национальности), которая стала отождествлять себя с господствующим меньшинством. Кроме того, в силу вступает до тех пор дремавший этнический фактор, появляется суперэтнизм. В это время практически во всех странах региона отмечается понимание "этнического уровня организации как первичной формы воспроизводства человеческой общности на основе общей "почвы и крови" и противопоставления "своих" и "чужих", разделения на "титульных" (коренных") и "мигрантов". 59 Получив власть в свои руки, суверенная этнократия стала обеспечивать привилегии своему этносу и ограничивать права "инородного" населения, в первую очередь, через репрессивную языковую политику. Оставшаяся еще со времен Советского Союза неразвитость общественных (в первую очередь, производственных) отношений в странах региона, отсутствие социального опыта, маргинальность большинства населения быстро трансформировалась, сменилась воспроизводством старых (феодальных) отношений, когда во главу угла были поставлены родство по крови, клану, принадлежность к определенному роду. Если в странах с рыночной экономикой имеет место частная собственность на средства производства (которая в принципе является основой, базисом самого существования рыночной экономики), то у нас произошла своеобразная "подмена тезиса": вместо института частной собственности на средства производства у нас сформировался институт личной собственности на политическую и, соответственно, на экономическую власть, которая досталась местной элите. Хотя в данном контексте слово "элита" подходит в меньшей степени, скорее всего, ее точнее будет назвать "компрадорская буржуазия", представители которой, имея огромные волевые качества, работают по принципу личной преданности. Важно отметить следующее: представители самой элиты, провозглашая "правильные" лозунги о патриотизме, пропагандируя честный и праведный образ жизни, собственным образом жизни демонстрируют совершенно иные ценности. Отсюда и слабый (порой примитивный) уровень пропаганды, который становится недейственным для широких слоев обнищавшего населения. Бывший министр юстиции США Р. Кларк говорил, что многие преступления отражают разрыв, существующий между нравоучениями, исходящими от правящих кругов, и реальной практикой. "Они указывают на уровень национального лицемерия".60 В результате напрочь уничтожаются едва появившиеся после принятия независимости зачатки национального самосознания, порождается недоверие и скептицизм ко всем ветвям власти. В связи с этим вспоминается пример Ирана 1970-х гг., когда Иран начал получать огромные нефтяные доходы. Журналисты, посетившие Иран в этот период, позже отмечали: "Несмотря на все великолепие шахского двора, чувствовалась какая-то внутренняя непрочность внешнего благополучия. Громадные доходы от продажи нефти и шли на обогащение шахской семьи и ее ближайшего окружения, основная масса населения ничего от гигантских запасов нефти не имела, пребывая в бедности и нищете. Провинциальное духовенство активно выступало против роскоши одних и нищеты других и получало поддержку населения. Все это готовило триумфальное возвращение из эмиграции Хомейни и приход Аятоллы к власти".61
59 Концепция национальных интересов: общие параметры и российская специфика // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 7. -С. 60-61. 60 Кларк Р. Преступность в США. - М.: Юридическая литература, 1975. - С. 51. 61 Н. Биккенин. Сцены общественной и частной жизни.// Свободная мысль -ХХ!.-2002.-№8.-С.91. Еще вице-президент США А. Гор в качестве одной из наиболее серьезных и наименее осознанных проблем современности называл ограбление слаборазвитых стран их собственной элитой, которая перекачивает большие суммы денег из экономик своих государств на личные счета в банках Запада. Нажива осуществляется в основном за счет дешевой распродажи природных ресурсов и разворовывания иностранной помощи.62 Что касается государственных чиновников, имеющих распределительные функции, то коррупционные сделки стали для них не просто дополнительным заработком, а способом выживания. И хотя они являются управленцами (менеджерами), что по сути своей предполагает рациональное, рачительное хозяйствование во благо народа, делегировавшего им эти самые права управления, редко кто из них всерьез задумывается о "народном" кармане. Чаще всего - о своем собственном. Таким образом, произошло своеобразное наложение новой схемы коррупции с национальным оттенком на старую схему, оставшуюся со времен Советского Союза, что создало некий гибрид коррупции, характерный для стран Центрально-Азиатского региона. Получилось гак, что все богатство (валютные поступления) присваивает местная элита в силу занимаемых государственных постов. Но речь должна идти о справедливом распределении богатства, которое принадлежит всему народу. Еще У. Петти, которого считают основателем классической политической экономии, характеризуя богатство страны, отмечал, что оно является проявлением вечного и неумолимого закона жизни, когда "одни люди более бедны, чем другие; это всегда было и всегда будет". По его мнению, богатство властителя сое {опт из трех частей: 1) богатства всех его подданных; 2) части этого богатства, которое идет на общее благо; 3) части этой части, которой властитель распоряжается по собственному усмотрению. Поэтому, считал Петги, богатство всех подданных - самое важное богатство; чем оно значительнее, тем больше средств можно собрать в виде налогов, тем сильнее государство и сам властитель. Д. Сорос в своей известной статье-воззвании "Прозрачная коррупция" приводит пример Анголы, в которой доходы от нефти составляют 90% годового бюджета в 3-5 млрд. долларов; минимум 1 млрд. из этих денег ежегодно разворовывается. Он утверждает, что существует тесная связь между эксплуатацией природных ресурсов и наличием коррумпированного и деспотического строя. Стабильный приток денежных средств продлевает жизнь подобных режимов. Контроль над денежными потоками дает диктаторам еще одну побудительную причину держаться за власть. Приводя в качестве примера африканские страны, в которых доход о полезных ископаемых составляет 3/4 всей торговой прибыли континента, он пишет, что подобное будущее угрожает и странам Центрально-Азиатского региона.63 Представители высшего эшелона власти в странах Центрально-Азиатского региона порой весьма цинично озвучивают необходимость справедливого распределения доходов от экспорта природных ресурсов, считая, что население страны необходимо "постепенно" приучать к богатству такого рода. Как отмечает пожизненный Президент Туркменистана С. Ниязов (Туркменбаши), "одной из главных моих целей является воспитание в туркмене привычки к умеренности. Я хочу научить его не поддаваться искушению богатством. К богатству я приучаю свой народ постепенно... Умеренный в материальных потребностях, духовно устремленный - таким мне видится туркмен Золотого века".64 62 Гор А. Земля в равновесии. - М., 1992. - С. 33. 63 Сорос Д. Прозрачная коррупция. / Экономика. Финансы. Рынки. - 2002. - № 3. 64 Туркменбаши С. Рухнама. - Ашхабад: Центр печати Туркменской государственной издательской службы, 2002. - С. 373. Известно, что классическая теория предполагает следующее распределение доходов по принципу: груду - зарплата, капиталу - процент, земле - рента, предпринимательству - прибыль. Но нам необходимо отказаться от преувеличения значимости такого первичного распределения. В социально справедливой и эффективной экономике всегда должны иметь место перераспределительные процессы, направленные на обеспечение равновесия в обществе между различными слоями населения; теми, кто имеет средства производства (экономическую власть) или должность в государственных структурах (политическую власть), и теми, кто в силу разных обстоятельств отчужден от того, и от другого. Социально-ориентированная рыночная экономика обязана содержать или материально поддерживать тех людей, участие которых в экономической деятельности не происходит или ограничено (престарелые, инвалиды, дети и молодежь, еще не готовые к самостоятельной работе). И здесь общество не может обойтись без системы перераспределения доходов, что во многом ослабит давление коррупции. Несправедливое распределение доходов приводит к безработице среди большинства населения, которая присутствует во всех странах региона. Происходит принудительное отлучение людей от труда, которое является безнравственным. Папа Римский, говоря о проблемах современного мирового сообщества, отмечал, что безработица является одним из видов духовной смерти человека. Ведь труд является не только средством к жизни, но и важнейшим социальным благом. Несправедливо и опасно, когда в нашем обществе представители местной элиты свободно выбирают вид и режим труда или отдыха, а для остального населения этот выбор оказывается несвободным, продиктованным чужой волей. Происходит явное (иногда сознательное) нарушение неотчуждаемых прав и свобод личности. Отлучение человека от труда приводит к тяжелым психологическим заболеваниям, к деградации личности. Кроме того, определенная часть работоспособного, но не занятого населения пополняет криминальные слои, усиливает социальную дестабилизацию в обществе. Поэтому в связи с вышесказанным, речь в первую очередь должна идти не количестве коррупционеров в стране. Речь должна идти о гласности и прозрачности принимаемых политических и экономических решений, о формировании позитивных основ социума, о создании системы активизации социальных факторов производства и институтов на основе перехода к новому типу общественных отношений и созданию действительно гражданского общества. Хотя политическая власть является на сегодняшний день движущей силой № 1 экономических преобразований в странах Центрально-Азиатского региона, их направленность и результативность в решающей степени зависят от наличия, состава и реальных возможностей других общественных институтов, структур и слоев населения действенно влиять на них. Один из оригинальных методов решения проблемы коррупции в странах с сырьевой экспортной составляющей был предложен известным финансистом-миллиардером Джорджем Соросом. Он предлагает нефтяным ТНК выполнить его лозунг "Опубликуй, сколько ты платишь", т.е. призывает руководство ТНК сообщить общественности о том, сколько они платят национальным правительствам принимающих стран. Сорос считает, что именно прозрачность в суммах, приходящих в сырьевую страну в виде налогов от ТНК сможет заставить коррумпированные правительства стать более открытыми для собственных граждан. Рыночная экономика, в сущности, очень похожа на Алису в Стране чудес, где надо очень быстро бежать, чтобы оставаться на месте, поскольку уже предотвращение роста неравенства требует постоянных усилий. История свидетельствует о том, что, поскольку "рыночная экономика не выработала экономического равенства, совместимого с демократией, всем демократиям пришлось "вмешаться" в дела рынка с целым рядом программ, имевшим целью содействовать равенству и предотвращать неравенства"65. Хотя, в исследовании Европейского Банка Реконструкции и Развития, проведенном в 2002 г., в посттранзитных экономиках, уровень коррупции постепенно снижается. Официальные представители ЕБРР признают, что часть улучшений в этой сфере, в особенности в странах Центральной Азии, исчисляется с самой низкой отметки. За последние три года средний уровень взяткодательства снизился в этом регионе с 2% до 1,6%, говорится в докладе. Одним из факторов снижения уровня взяткодательства, по мнению ЕБРР, является то, что предпринимателям в гораздо меньшей степени приходится наносить "визиты" представителям государственных органов. Однако тут же подчеркивается, что вопреки этим улучшениям, наиболее серьезными препятствиями в сфере ведения бизнеса, как и прежде, остаются финансы, налогообложение и коррупция и, несмотря на положительные показатели, абсолютно все страны региона нуждаются в дальнейших улучшениях. Казахстанские наблюдатели отмечают, что "все положительные сдвиги в уровне коррумпированности во всем регионе явно произошли не за счет Казахстана". В качестве аргумента приводится тот факт, что в 2001 г. индекс восприятия коррупции Казахстана спустился на 17 позиций, уступив лишь нескольким африканским странам. В настоящее время ситуация с коррупцией в Казахстане обсуждается известными аналитиками и экспертами. Так, английский журналист, бывший редактор "Financial Times" no Восточной Европе Э. Робинсон предостерегает власти Казахстана, что "полагаясь на кланы, бюрократию и подхалимов, режим превратится в классическую нефтяную клептократию. Это будет трагической ошибкой единственной страны Центральной Азии, имеющей запасы нефти, минеральных ресурсов и уникальный человеческий капитал, потерянным шансом стать современным промышленно развитым демократическим государством, оплотом благосостояния и стабильности в регионе. Это также будет негативно восприниматься крупными нефтяными компаниями, которые уже сейчас начинают выражать недовольство аппетитами местных чиновников, и американским правительством, желающим иметь стабильные демократические режимы в регионе, авиабазы которого представлены США для войны с терроризмом"66 3.4. Сценарии развития нефтедобывающих стран Как известно из опыта многих нефтедобывающих стран, темпы экономического роста и сдвиги в распределении нефтяных доходов и богатства тесно связаны с характером политического режима и направлением внутренней политики. Когда приобретено богатство, то, несомненно, умножаются возможности наживать больше денег, поскольку накопленное богатство открывает новые возможности наживы, закрытые без него. Поэтому главным вопросом для сформировавшихся режимов заключается в том, насколько правительство сможет помешать росту неравенства, прежде чем оно достигнет опасного предела или, другими словами, насколько правительство сможет сохранить уровень неравенства, не вызвав недовольства и сопротивления собственного народа. Каждый режим, сформировавшийся на нефтяных богатствах, отобранных у народа, увы! -пытается сохранить нефтяную "кормушку" всеми силами, средствами, ресурсами, мощью армии и правоохранительных органов. С оппозицией в данном случае особо не церемонятся. События последних лет из политической ситуации стран Центральной Азии наглядно демонстрируют этот тезис.
65 Martin Baily, Gary Burtless, Robert E. Litan. Growth with Equity. - Washington, D.C.: Brookings Institution, 1993. 66 Робинсон Э. Центральная Азия: ставки высоки. / Assandi-Times. - 2002. - № 08. Пример нефтедобывающих стран показывает огромный разброс возможных сценариев развития. И, хотя достаточно трудно прогнозировать варианты развития стран Центральной Азии вообще и Казахстана в частности как нефтяной державы, даже на самое ближайшее будущее, происходящие в нашей стране процессы наглядно показывают возможности повторения путей развития таких нефтяных стран, как Венесуэла, Индонезия и даже Нигерии. В данном случае анализу подвергаются не столько количественные показатели, характеризующих темпы развития национальной экономики в целом, сколько качественное содержание происходящих политических, экономических и социальных процессов. Представляется очевидным, что каждый режим вынужден быстро и любыми путями приспосабливаться к изменениям социально-экономических процессов, происходящих в собственной стране. К этому их подталкивают такие факторы, как увеличивающаяся нестабильность в обществе, которая, в конечном счете, может привести к нарастанию конфликтных ситуаций, вплоть до установления военной диктатуры. Поэтому некоторые аналитики прогнозируют, хотя и очень осторожно, возможности установления военной диктатуры в Казахстане и других странах Центрально-Азиатского региона с целью не допустить коренных изменений в сложившейся политической структуре. Как отмечают эксперты по странам Центральной Азии, например, в Узбекистане "уже в ближайшие годы вполне реальной перспективой может стать начало гражданской войны, сопровождаемой радикальными изменениями политического плана".67 Как показывают недавние события в Туркменистане (вооруженное покушение на пожизненного президента С. Туркмен-баши), в этой стране региона не все так гладко, как представляется на первый взгляд. В связи с такими прогнозами можно проследить достаточно явную связь между попытками правительства Казахстана не допустить дальнейшей утечки информации из иностранных источников по поводу "нефтяного" скандала и, как следствие, возможную передачу власти. О том, что установление военной диктатуры вполне является достоверным вариантом, можно говорить в свете последних решений прикаспийских государств по вопросу о правовом статусе Каспийского моря. После долгих переговоров, в мае 2002 г. Президент России Владимир Путин и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписали документ, устанавливающий координаты прохождения модифицированной срединной линии разграничения дна северной части Каспийского моря между Россией и Казахстаном. Этим документом две страны "застолбили" спорные месторождения на стыке каспийской зоны для совместного освоения. К России и Казахстану присоединился и Азербайджан, но Иран достаточно резко отказался признавать это соглашение, настаивая на собственной позиции: делить Каспий необходимо по секторам, по 20% акватории для каждой прикаспийской страны. Мировые информационные агентства прокомментировали это событие следующим образом: Россия сможет свободно заниматься добычей и транспортировкой нефти в своем, уже определенном секторе Каспийского моря, поскольку с другими прикаспийскими странами у нее границ нет, а вот Азербайджану и Казахстану придется сложнее, т.к. у этих стран есть границы с Туркменистаном и Ираном, договариваться с которыми придется еще достаточно долго. Россия и Казахстан в последнее время наращивают собственное военное присутствие на Каспии. Уже созданы военно-морские формирования ВС РК, включающие около трех тысяч военнослужащих, 10 катеров береговой охраны и три вертолета. Правда, пока эти подразделения береговой охраны организационно входят в Силы охраны государственной границы Казахстана. 67 Пономарев В. Грядет ли исламская революция в Узбекистане? // Континент. - 2000. - № 8(21). - С. 39. В недалеком будущем планируется создание военно-морских сил: в Актау уже открыто Высшее военно-морское училище Министерства Обороны РК. Установление военной диктатуры возможно двумя путями: приходом к власти потенциального диктатора через президентские выборы или военным свержением правового режима, не способного справиться с социально-экономическими трудностями. Крайности в данном случае могут быть две - варианты правой и левоцентристской диктатуры. Поскольку последний вариант уже рассмотрен выше, посмотрим, что может на практике может означать военная диктатура правового типа. Ее главные отличия от обычного правого режима заключаются в следующем: - акцент на субсидирование военно-промышленного комплекса; - большой упор на популистские акции; - протекционизм для защиты отечественной промышленности. В совокупности эти меры могут дать на определенный толчок развитию экономики и помочь ей набрать умеренные темпы роста. Но этого недостаточно для серьезного улучшения Уровня жизни большей части населения страны. Кроме того, правая диктатура должна опираться на финансовую олигархию в лице крупного национального бизнеса, что сузит поле для популистских социально-экономических маневров. Ведь известно, ito к популистским обещаниям крупный бизнес как иностранный, таки и отечественный относится крайне скептически- Скорее всего, они свелись бы к формальному наведению порядка в борьбе с организованной преступностью и к показной борьбе с коррупцией на самом высоком уровне, что и демонстрирует высшее руководство стран Центрально-Азиатского региона. Например, "разборки" с коррумпированными высшими чиновниками стали обыденным явлением для туркменских телезрителей. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|