реферат, рефераты скачать
 

Коррупция в нефтедобывающих странах


Буквально за последние пять-шесть лет произошла резкая дифференциация населения в странах региона - от очень бога­тых до очень бедных людей. Это видно невооруженным взгля­дом - шикарные особняки, элитный отдых, предметы роскоши, обучение детей самого высшего руководства государства в са­мых дорогих и престижных учебных заведениях дальнего зару­бежья - все это говорит о том, что доходы от экспорта природ­ных ресурсов распределяются неравномерно. Правительства стран Центрально-Азиатского региона демонстрируют всему миру огромные богатства в виде строительства новых городов, установления дорогостоящих памятников, устраивая торжест­венные приемы и празднества в честь второстепенных дат из собственной истории и т.д.

Но, как замечают все видящие журналисты, "из того, что я видел, могу сделать вывод: чем беднее страна - тем богаче при­ем, и наоборот. Самый пышный прием, на котором мне довелось присутствовать, был у Ф. Кастро; самый скромный - у Р. Рейгана. Оба приема давались в честь визита М- Горбачева. Простояв примерно полчаса в очереди, чтобы пожать руку президенту США, который встречал гостей у входа, каждый получил по бо­калу шампанского и половину сосиски на палочке. По оконча­нии приема мы, советские журналисты, чтобы утолить чувство голода, спешно двинулись в ближайший ресторан".57

Обычно правительства стран-экспортеров сырья стремятся использовать валютные поступления от продажи ресурсов для стимулирования экономического роста, модернизации и дивер­сификации национальной экономики, а также для увеличения контроля над ключевыми экономическими секторами, прино­сящими стране валютные поступления. Но валютные поступле­ния от экспорта сырья также поощряют поведение, направлен­ное на получение "ресурсной ренты"58.

В странах Центрально-Азиатского региона сложилась сле­дующая ситуация. Во-первых, после развала СССР произошел кризис государственности, прекращение функционирования прежней государственной партийной системы, что создало гео­политическую неопределенность в регионе. Во-вторых, были нарушены сложившиеся структуры саморегуляции общества, что автоматически привело к разрушению базовых ценностей людей, в первую очередь, моральных и культурных, т.е. к ду­ховному кризису, и разрыву единства огромного, некогда обще­го культурного пространства.

 

57 Биккенин Н. Сцены общественной и частной жизни /'/ Свободная мысль XXI. - 2002.- № 8. - С.99.

58 Lein P., Tomell A., Force, height and effect of greedy.// Height of economic. -1995.-№1(2).


Началась точка отсчета так называемого "нулевого про­странства". На этом фоне быстро появляется элита (как прави­ло, из лиц коренной национальности), которая стала отождест­влять себя с господствующим меньшинством. Кроме того, в силу вступает до тех пор дремавший этнический фактор, появ­ляется суперэтнизм. В это время практически во всех странах региона отмечается понимание "этнического уровня организа­ции как первичной формы воспроизводства человеческой общ­ности на основе общей "почвы и крови" и противопоставления "своих" и "чужих", разделения на "титульных" (коренных") и "мигрантов". 59

Получив власть в свои руки, суверенная этнократия стала обеспечивать привилегии своему этносу и ограничивать права "инородного" населения, в первую очередь, через репрессивную языковую политику. Оставшаяся еще со времен Советского

Союза неразвитость общественных (в первую очередь, производ­ственных) отношений в странах региона, отсутствие социального опыта, маргинальность большинства населения быстро транс­формировалась, сменилась воспроизводством старых (феодаль­ных) отношений, когда во главу угла были поставлены родство по крови, клану, принадлежность к определенному роду.

Если в странах с рыночной экономикой имеет место част­ная собственность на средства производства (которая в прин­ципе является основой, базисом самого существования рыноч­ной экономики), то у нас произошла своеобразная "подмена тезиса": вместо института частной собственности на средства производства у нас сформировался институт личной собствен­ности на политическую и, соответственно, на экономическую власть, которая досталась местной элите. Хотя в данном кон­тексте слово "элита" подходит в меньшей степени, скорее всего, ее точнее будет назвать "компрадорская буржуазия", предста­вители которой, имея огромные волевые качества, работают по принципу личной преданности. Важно отметить следующее: представители самой элиты, провозглашая "правильные" лозун­ги о патриотизме, пропагандируя честный и праведный образ жизни, собственным образом жизни демонстрируют совершен­но иные ценности. Отсюда и слабый (порой примитивный) уро­вень пропаганды, который становится недейственным для ши­роких слоев обнищавшего населения. Бывший министр юсти­ции США Р. Кларк говорил, что многие преступления отража­ют разрыв, существующий между нравоучениями, исходящими от правящих кругов, и реальной практикой. "Они указывают на уровень национального лицемерия".60 В результате напрочь уничтожаются едва появившиеся по­сле принятия независимости зачатки национального самосозна­ния, порождается недоверие и скептицизм ко всем ветвям вла­сти. В связи с этим вспоминается пример Ирана 1970-х гг., ко­гда Иран начал получать огромные нефтяные доходы. Журна­листы, посетившие Иран в этот период, позже отмечали: "Не­смотря на все великолепие шахского двора, чувствовалась ка­кая-то внутренняя непрочность внешнего благополучия. Громадные доходы от продажи нефти и шли на обогащение шах­ской семьи и ее ближайшего окружения, основная масса насе­ления ничего от гигантских запасов нефти не имела, пребывая в бедности и нищете. Провинциальное духовенство активно вы­ступало против роскоши одних и нищеты других и получало поддержку населения. Все это готовило триумфальное возвра­щение из эмиграции Хомейни и приход Аятоллы к власти".61

 

59 Концепция национальных интересов: общие параметры и российская спе­цифика // Мировая экономика и международные отношения. - 1996. - № 7. -С. 60-61.

60 Кларк Р. Преступность в США. - М.: Юридическая литература, 1975. - С. 51.

61 Н. Биккенин. Сцены общественной и частной жизни.// Свободная мысль -ХХ!.-2002.-№8.-С.91.


Еще вице-президент США А. Гор в качестве одной из наи­более серьезных и наименее осознанных проблем современно­сти называл ограбление слаборазвитых стран их собственной элитой, которая перекачивает большие суммы денег из эконо­мик своих государств на личные счета в банках Запада. Нажива осуществляется в основном за счет дешевой распродажи при­родных ресурсов и разворовывания иностранной помощи.62

Что касается государственных чиновников, имеющих рас­пределительные функции, то коррупционные сделки стали для них не просто дополнительным заработком, а способом выжи­вания. И хотя они являются управленцами (менеджерами), что по сути своей предполагает рациональное, рачительное хозяй­ствование во благо народа, делегировавшего им эти самые пра­ва управления, редко кто из них всерьез задумывается о "на­родном" кармане. Чаще всего - о своем собственном. Таким образом, произошло своеобразное наложение новой схемы коррупции с национальным оттенком на старую схему, оставшуюся со времен Советского Союза, что создало некий гибрид коррупции, характерный для стран Центрально-Азиатского региона. Получилось гак, что все богатство (валют­ные поступления) присваивает местная элита в силу занимае­мых государственных постов. Но речь должна идти о справед­ливом распределении богатства, которое принадлежит всему народу. Еще У. Петти, которого считают основателем классиче­ской политической экономии, характеризуя богатство страны, отмечал, что оно является проявлением вечного и неумолимого закона жизни, когда "одни люди более бедны, чем другие; это всегда было и всегда будет". По его мнению, богатство власти­теля сое {опт из трех частей: 1) богатства всех его подданных; 2) части этого богатства, которое идет на общее благо; 3) части этой части, которой властитель распоряжается по собственному усмотрению. Поэтому, считал Петги, богатство всех подданных - самое важное богатство; чем оно значительнее, тем больше средств можно собрать в виде налогов, тем сильнее государство и сам властитель. Д. Сорос в своей известной статье-воззвании "Прозрачная коррупция" приводит пример Анголы, в которой доходы от нефти составляют 90% годового бюджета в 3-5 млрд. долларов; минимум 1 млрд. из этих денег ежегодно разворовывается. Он утверждает, что существует тесная связь между эксплуатацией природных ресурсов и наличием коррумпированного и деспо­тического строя. Стабильный приток денежных средств про­длевает жизнь подобных режимов. Контроль над денежными потоками дает диктаторам еще одну побудительную причину держаться за власть. Приводя в качестве примера африканские страны, в которых доход о полезных ископаемых составляет 3/4 всей торговой прибыли континента, он пишет, что подобное будущее угрожает и странам Центрально-Азиатского региона.63 Представители высшего эшелона власти в странах Цен­трально-Азиатского региона порой весьма цинично озвучивают необходимость справедливого распределения доходов от экс­порта природных ресурсов, считая, что население страны необ­ходимо "постепенно" приучать к богатству такого рода. Как отмечает пожизненный Президент Туркменистана С. Ниязов (Туркменбаши), "одной из главных моих целей является воспи­тание в туркмене привычки к умеренности. Я хочу научить его не поддаваться искушению богатством. К богатству я приучаю свой народ постепенно... Умеренный в материальных потреб­ностях, духовно устремленный - таким мне видится туркмен Золотого века".64


62 Гор А. Земля в равновесии. - М., 1992. - С. 33.

63 Сорос Д. Прозрачная коррупция. / Экономика. Финансы. Рынки. - 2002. - № 3.

64 Туркменбаши С. Рухнама. - Ашхабад: Центр печати Туркменской государственной издательской службы, 2002. - С. 373.


Известно, что классическая теория предполагает следую­щее распределение доходов по принципу: груду - зарплата, ка­питалу - процент, земле - рента, предпринимательству - прибыль. Но нам необходимо отказаться от преувеличения значимости такого первичного распределения. В социально справедливой и эффективной экономике всегда должны иметь место перераспре­делительные процессы, направленные на обеспечение равнове­сия в обществе между различными слоями населения; теми, кто имеет средства производства (экономическую власть) или долж­ность в государственных структурах (политическую власть), и теми, кто в силу разных обстоятельств отчужден от того, и от другого. Социально-ориентированная рыночная экономика обя­зана содержать или материально поддерживать тех людей, уча­стие которых в экономической деятельности не происходит или ограничено (престарелые, инвалиды, дети и молодежь, еще не готовые к самостоятельной работе). И здесь общество не может обойтись без системы перераспределения доходов, что во мно­гом ослабит давление коррупции.

Несправедливое распределение доходов приводит к безра­ботице среди большинства населения, которая присутствует во всех странах региона. Происходит принудительное отлучение людей от труда, которое является безнравственным. Папа Рим­ский, говоря о проблемах современного мирового сообщества, отмечал, что безработица является одним из видов духовной смерти человека. Ведь труд является не только средством к жизни, но и важнейшим социальным благом. Несправедливо и опасно, когда в нашем обществе представители местной элиты свободно выбирают вид и режим труда или отдыха, а для ос­тального населения этот выбор оказывается несвободным, про­диктованным чужой волей. Происходит явное (иногда созна­тельное) нарушение неотчуждаемых прав и свобод личности. Отлучение человека от труда приводит к тяжелым психологи­ческим заболеваниям, к деградации личности. Кроме того, оп­ределенная часть работоспособного, но не занятого населения пополняет криминальные слои, усиливает социальную дестаби­лизацию в обществе.

Поэтому в связи с вышесказанным, речь в первую очередь должна идти не количестве коррупционеров в стране. Речь должна идти о гласности и прозрачности принимаемых полити­ческих и экономических решений, о формировании позитивных основ социума, о создании системы активизации социальных факторов производства и институтов на основе перехода к но­вому типу общественных отношений и созданию действительно гражданского общества. Хотя политическая власть является на сегодняшний день движущей силой № 1 экономических преоб­разований в странах Центрально-Азиатского региона, их на­правленность и результативность в решающей степени зависят от наличия, состава и реальных возможностей других общест­венных институтов, структур и слоев населения действенно влиять на них.

Один из оригинальных методов решения проблемы кор­рупции в странах с сырьевой экспортной составляющей был предложен известным финансистом-миллиардером Джорджем Соросом. Он предлагает нефтяным ТНК выполнить его лозунг "Опубликуй, сколько ты платишь", т.е. призывает руководство ТНК сообщить общественности о том, сколько они платят на­циональным правительствам принимающих стран. Сорос счи­тает, что именно прозрачность в суммах, приходящих в сырье­вую страну в виде налогов от ТНК сможет заставить коррумпи­рованные правительства стать более открытыми для собствен­ных граждан.

Рыночная экономика, в сущности, очень похожа на Алису в Стране чудес, где надо очень быстро бежать, чтобы оставать­ся на месте, поскольку уже предотвращение роста неравенства требует постоянных усилий. История свидетельствует о том, что, поскольку "рыночная экономика не выработала экономи­ческого равенства, совместимого с демократией, всем демокра­тиям пришлось "вмешаться" в дела рынка с целым рядом про­грамм, имевшим целью содействовать равенству и предотвра­щать неравенства"65.

Хотя, в исследовании Европейского Банка Реконструкции и Развития, проведенном в 2002 г., в посттранзитных экономи­ках, уровень коррупции постепенно снижается. Официальные представители ЕБРР признают, что часть улучшений в этой сфере, в особенности в странах Центральной Азии, исчисляется с самой низкой отметки. За последние три года средний уро­вень взяткодательства снизился в этом регионе с 2% до 1,6%, говорится в докладе. Одним из факторов снижения уровня взяткодательства, по мнению ЕБРР, является то, что предпри­нимателям в гораздо меньшей степени приходится наносить "визиты" представителям государственных органов. Однако тут же подчеркивается, что вопреки этим улучшениям, наиболее серьезными препятствиями в сфере ведения бизнеса, как и пре­жде, остаются финансы, налогообложение и коррупция и, не­смотря на положительные показатели, абсолютно все страны региона нуждаются в дальнейших улучшениях.

Казахстанские наблюдатели отмечают, что "все положи­тельные сдвиги в уровне коррумпированности во всем регионе явно произошли не за счет Казахстана". В качестве аргумента приводится тот факт, что в 2001 г. индекс восприятия корруп­ции Казахстана спустился на 17 позиций, уступив лишь не­скольким африканским странам.

В настоящее время ситуация с коррупцией в Казахстане обсуждается известными аналитиками и экспертами. Так, анг­лийский журналист, бывший редактор "Financial Times" no Восточной Европе Э. Робинсон предостерегает власти Казах­стана, что "полагаясь на кланы, бюрократию и подхалимов, ре­жим превратится в классическую нефтяную клептократию. Это будет трагической ошибкой единственной страны Центральной Азии, имеющей запасы нефти, минеральных ресурсов и уни­кальный человеческий капитал, потерянным шансом стать со­временным промышленно развитым демократическим государ­ством, оплотом благосостояния и стабильности в регионе. Это также будет негативно восприниматься крупными нефтяными компаниями, которые уже сейчас начинают выражать недо­вольство аппетитами местных чиновников, и американским правительством, желающим иметь стабильные демократиче­ские режимы в регионе, авиабазы которого представлены США для войны с терроризмом"66


3.4. Сценарии развития нефтедобывающих стран


Как известно из опыта многих нефтедобывающих стран, темпы экономического роста и сдвиги в распределении нефтя­ных доходов и богатства тесно связаны с характером политиче­ского режима и направлением внутренней политики. Когда приобретено богатство, то, несомненно, умножаются возмож­ности наживать больше денег, поскольку накопленное богатст­во открывает новые возможности наживы, закрытые без него. Поэтому главным вопросом для сформировавшихся режимов заключается в том, насколько правительство сможет помешать росту неравенства, прежде чем оно достигнет опасного предела или, другими словами, насколько правительство сможет сохра­нить уровень неравенства, не вызвав недовольства и сопротив­ления собственного народа. Каждый режим, сформировавшийся на нефтяных богатствах, отобранных у народа, увы! -пытается сохранить нефтяную "кормушку" всеми силами, средствами, ре­сурсами, мощью армии и правоохранительных органов. С оппо­зицией в данном случае особо не церемонятся. События по­следних лет из политической ситуации стран Центральной Азии наглядно демонстрируют этот тезис.

 

65 Martin Baily, Gary Burtless, Robert E. Litan. Growth with Equity. - Washington, D.C.: Brookings Institution, 1993.

66 Робинсон Э. Центральная Азия: ставки высоки. / Assandi-Times. - 2002. - № 08.



Пример нефтедобывающих стран показывает огромный разброс возможных сценариев развития. И, хотя достаточно трудно прогнозировать варианты развития стран Центральной Азии вообще и Казахстана в частности как нефтяной державы, даже на самое ближайшее будущее, происходящие в нашей стране процессы наглядно показывают возможности повторе­ния путей развития таких нефтяных стран, как Венесуэла, Ин­донезия и даже Нигерии. В данном случае анализу подвергают­ся не столько количественные показатели, характеризующих темпы развития национальной экономики в целом, сколько ка­чественное содержание происходящих политических, экономи­ческих и социальных процессов.

Представляется очевидным, что каждый режим вынужден быстро и любыми путями приспосабливаться к изменениям со­циально-экономических процессов, происходящих в собствен­ной стране. К этому их подталкивают такие факторы, как уве­личивающаяся нестабильность в обществе, которая, в конечном счете, может привести к нарастанию конфликтных ситуаций, вплоть до установления военной диктатуры. Поэтому некоторые аналитики прогнозируют, хотя и очень осторожно, возможности установления военной диктатуры в Казахстане и других странах Центрально-Азиатского региона с целью не допустить коренных изменений в сложившейся политической структуре. Как отмеча­ют эксперты по странам Центральной Азии, например, в Узбеки­стане "уже в ближайшие годы вполне реальной перспективой может стать начало гражданской войны, сопровождаемой ради­кальными изменениями политического плана".67

Как показывают недавние события в Туркменистане (воо­руженное покушение на пожизненного президента С. Туркмен-баши), в этой стране региона не все так гладко, как представля­ется на первый взгляд. В связи с такими прогнозами можно проследить достаточно явную связь между попытками прави­тельства Казахстана не допустить дальнейшей утечки инфор­мации из иностранных источников по поводу "нефтяного" скандала и, как следствие, возможную передачу власти.

О том, что установление военной диктатуры вполне явля­ется достоверным вариантом, можно говорить в свете послед­них решений прикаспийских государств по вопросу о правовом статусе Каспийского моря. После долгих переговоров, в мае 2002 г. Президент России Владимир Путин и Президент Казах­стана Нурсултан Назарбаев подписали документ, устанавли­вающий координаты прохождения модифицированной средин­ной линии разграничения дна северной части Каспийского моря между Россией и Казахстаном. Этим документом две страны "застолбили" спорные месторождения на стыке каспийской зоны для совместного освоения. К России и Казахстану присое­динился и Азербайджан, но Иран достаточно резко отказался признавать это соглашение, настаивая на собственной позиции: делить Каспий необходимо по секторам, по 20% акватории для каждой прикаспийской страны.

Мировые информационные агентства прокомментировали это событие следующим образом: Россия сможет свободно заниматься добычей и транспортировкой нефти в своем, уже определенном секторе Каспийского моря, поскольку с другими прикаспийскими странами у нее границ нет, а вот Азербайджа­ну и Казахстану придется сложнее, т.к. у этих стран есть грани­цы с Туркменистаном и Ираном, договариваться с которыми придется еще достаточно долго.

Россия и Казахстан в последнее время наращивают собст­венное военное присутствие на Каспии. Уже созданы военно-морские формирования ВС РК, включающие около трех тысяч военнослужащих, 10 катеров береговой охраны и три вертолета. Правда, пока эти подразделения береговой охраны организаци­онно входят в Силы охраны государственной границы Казах­стана.



67 Пономарев В. Грядет ли исламская революция в Узбекистане? // Континент. - 2000. - № 8(21). - С. 39.

В недалеком будущем планируется создание военно-морских сил: в Актау уже открыто Высшее военно-морское училище Министерства Обороны РК.

Установление военной диктатуры возможно двумя путями: приходом к власти потенциального диктатора через президент­ские выборы или военным свержением правового режима, не спо­собного справиться с социально-экономическими трудностями.

Крайности в данном случае могут быть две - варианты правой и левоцентристской диктатуры. Поскольку последний вариант уже рассмотрен выше, посмотрим, что может на прак­тике может означать военная диктатура правового типа. Ее главные отличия от обычного правого режима заключаются в следующем:

- акцент на субсидирование военно-промышленного ком­плекса;

- большой упор на популистские акции;

- протекционизм для защиты отечественной промышлен­ности.

В совокупности эти меры могут дать на определенный толчок развитию экономики и помочь ей набрать умеренные темпы роста. Но этого недостаточно для серьезного улучшения Уровня жизни большей части населения страны. Кроме того, правая диктатура должна опираться на финансовую олигархию в лице крупного национального бизнеса, что сузит поле для по­пулистских социально-экономических маневров. Ведь известно, ito к популистским обещаниям крупный бизнес как иностранный, таки и отечественный относится крайне скептически- Ско­рее всего, они свелись бы к формальному наведению порядка в борьбе с организованной преступностью и к показной борьбе с коррупцией на самом высоком уровне, что и демонстрирует высшее руководство стран Центрально-Азиатского региона. На­пример, "разборки" с коррумпированными высшими чиновника­ми стали обыденным явлением для туркменских телезрителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.