| |||||
МЕНЮ
| Коррупция в нефтедобывающих странахДо начала азиатского финансового кризиса правительство Сухарто сумело за три года сократить уровень инфляции с 10% до 5% и имело сбалансированный государственный бюджет. Оно значительно увеличило инвестиции в образование и профессиональную ориентацию, повысило минимум заработной платы, сократило тарифы и торговые барьеры в целях стимулирования инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики. Некоторые исследователи отмечают, что в двух банковских кризисах в Индонезии еще до печально знаменитого "азиатского" финансового кризиса 1997 г. "виноваты" крупные коммерческие банки второго уровня, возглавляемые родственниками президента Индонезии, поскольку отсутствие процедур банкротства банков фактически означало, что все обязательства всех банков полностью гарантируются "Bank of Indonesia".48 Но азиатский экономический кризис 1997-1998 гг. положил конец режиму Сухарто. Экономическое благополучие рухнуло после бегства иностранного капитала, в результате чего правительство практически потеряло контроль над экономикой страны. Власть утратила доверие и поддержку общества. В мае 1998 г. произошло падение режима Сухарто. Кроме азиатского экономического кризиса, можно назвать следующие причины политической и экономической несостоятельности принципов "нового порядка": 1) система отношений "патрон-клиент" стала изживать себя, и в индонезийском обществе стала нарастать потребность в демократизации общественных отношений; 2) в обществе стало проявляться недовольство той непомерной высокой ролью, которая играла армия в жизни страны; 3) издержки авторитарного режима (коррупция, непотизм, злоупотребление властью) подорвали доверие иностранных инвесторов и мешали преодолеть экономический и финансовый кризис; 4) очевидно, что интеграция Индонезии в мировую экономику и экономический рост страны способствовали расширению и усилению среднего класса - той социально-политической силы, которая наиболее заинтересована в приходе демократического строя на смену авторитарному. Исследователями отмечается, что в течение 32 лет правления Сухарто политическая элита Индонезии проявила не только отсутствие единства, но и недостаточно четкое видение национальных интересов. Фаворитизм и семейно-клановый характер бизнеса, коррупция, непотизм стали неприемлемы в индонезийском обществе на исходе XX века.
48 Monies M.F. and Abdusalamov M.A. Indonesia: Reaping the Market in Jomo K.S.(ed.), Tigers in Trouble. -Bangkok:White Lotus, 1998;-P. 162-180. Было известно, что Сухарто и его многочисленный клан за время президентства скопили огромное состояние (15 млрд. долларов), что большинство высших чиновников в стране пришли во власть благодаря близости к Сухарто и его семье. Режим Сухарто стали восприниматься широкими слоями населения, и особенно среди молодого поколения, как тормоз для дальнейшего развития Индонезии. Хотя на смену Сухарто пришел Бурхануддин Юсуф Хабиби, его конституционный преемник и способный политик, тем не менее, индонезийское общество отвергло его, поскольку он был скомпрометирован близостью к бывшему президенту. Поэтому лидеры большинства партий сошлись на фигуре известного мусульманского деятеля Абдуррахмана Вахида как компромиссной. Тем более, что он был немолод и обладал слабым здоровьем. К этому времени законодательно уже были ограничены полномочия президента как главы исполнительной власти. Вахид пришел в то время, когда десятилетия авторитаризма привели к отчуждению населения от власти, утрате доверия к ней. Власть ассоциировалась с произволом, коррупцией и непотизмом. Армия, на которой держался диктат Сухарто, была изъята из политической сисгемы. Это привело к тому, что в тяжелых условиях нарастания недовольства населения властью произошел резкий и слабо контролируемый всплеск всех противоречий, накопившихся за десятки лет авторитарного правления: сепаратистские настроения и межобщинные столкновения в Восточном Тиморе привели к признанию международным сообществом его независимости. Импичмент, объявленный Вахиду в 1999 г. в связи с обвинениями в коррупции и некомпетентности, вызвал в стране позитивную реакцию практически всех слоев населения, близкую к эйфории. В результате смены правительства курс национальной валюты относительно доллара вырос на 15%, стоимость акций на фондовой бирже повысилась в среднем на 30%. Однако такой подъем был явно неоправдан из-за неблагополучного положения в индонезийской экономике. Затянувшееся противостояние между Вахидом и законодательными органами власти привело к ослаблению индонезийской валюты примерно на 25%. Одновременно подорожало топливо, а годовой уровень инфляции превысил 10%, тогда как в 2000 г. он был весьма умеренным - 4%. Выросли банковские процентные ставки, что увеличило долговое давление на индонезийское правительство. В конце 2000 г. государственный долг относительно ВВП достигал значительной величины - 105%. В 2001 г. парламентом на пост президента страны была утверждена Мегавати Сукарнопутри, значительную роль в выдвижении которой, по мнению аналитиков, сыграла армия. В настоящее время возглавляемая действующим президентом Мегавати Сукарнопутри Индонезийская демократическая партия борьбы (ИДПБ) является лидирующей политической силой, хотя, в преддверие выборов 2004 г., ситуация в политической системе Индонезии остается крайне сложной и напряженной. Это происходит потому, что усилия правительства, президента и ее партии подвергаются резкой критике в связи с нерешенностью проблем: вывода страны из экономического кризиса, борьбы с коррупцией, отсутствием улучшения в социальной сфере, невыполнением требований демократических преобразований, в том числе проведении военной реформы- Сегодня внешний долг Индонезии составляет 134 млрд. долларов. При общей численности населения около 220 млн. человек в стране 43 млн. безработных, 125 млн. человек находятся ниже черты бедности. Правительство Сукарнопутри изо всех сил добивается от иностранных кредиторов реструктуризации долга и получения новых займов. Но поскольку до сих пор международное сообщество считает Индонезию самой коррумпированной страной в Азии, привлечение иностранных инвестиций в страну является крайне проблематичным. Правда, МВФ уже заявил о готовности возобновить кредитование Индонезии на общую сумму 4,9 млрд. долларов, которое было приостановлено в конце 2000 г. из-за задержек с реформированием национальной экономики, в случае согласия Мегавати Сукарнопутри пересмотреть план экономических реформ, который был разработан еще при правительстве Вахида. Кроме того, правительству Индонезии придется возобновить переговоры с Парижским клубом кредиторов о переносе сроков погашения индонезийской задолженности в 2,8 млрд. долларов. Кроме того, как предполагают эксперты, необходимо проводить такую государственную политику, которая бы ограничила бюджетный дефицит. Одним из действенных инструментов достижения сбалансированности между государственными расходами и доходами является получение дополнительных средств от приватизации предприятий и продажи активов частных компаний, обанкротившихся в ходе валютно-финансового кризиса 1997-1998 гг. и оценивающихся в общей сложности в 50 млрд. долларов. Однако индонезийское управление по банковской реструктуризации ответственное за реализацию этих активов, до сих пор смогло получить только пятую часть запланированной на 2001 г. суммы (27 трлн. индонезийских рупий, или 2,4 млрд. долларов). Президенту придется заменить главу этого ведомства, т.к. в настоящее время им является представитель правительства, которое было обвинено в коррупции и пренебрежении национальными интересами. Именно поэтому правительство Мегавати в последнее время демонстрирует проведение некоторых мер против коррупции. Так, до сих пор не закрыто дело об использовании в 1999 г. 40 млн. долларов внебюджетных средств, которые предназначались для продовольственной помощи бедным, на предвыборную кампанию 1999 г. партии Голкар. К этому финансовому скандалу причастен лидер Голкара и председатель Совета народных представителей (СНП) Акбар Танджунг. Мегавати, с одной стороны, дав согласие на судебное преследование Акбара, в это же время противодействовала срочному созданию парламентской комиссии по расследования дела и решения вопроса о пребывании Акбара на должности председателя СНП. Дело в том, что ИДПБ, показывая активность в борьбе с коррупцией, одновременно старается не допустить нарушения социально-политической стабильности и новых нападок на партию. Финансовый скандал, который коснулся лидера Голкара, подрывает авторитет партии, но ее руководство не отказывается от планов борьбы за парламент. Несмотря на продолжающийся судебный процесс, Акбар по-прежнему остается председателем Голкар и парламента (СНП). Многие политологи в Индонезии считают, что финансовый скандал поставит на Акбаре крест как на политике и снизит доверие к Голкар. В парламенте решение об отсрочке рассмотрения создания комиссии по расследованию скандала, в котором замешан Акбар, было принято с явной неохотой, проявленных особенно со стороны мусульманских партий. Еще одной особенностью расстановки политических сил в стране представляется укрепление партий военными кадрами. В последнее время в партии вступили известные отставные военные. Некоторые из них создают собственные партии. Министр-координатор в правительстве Мегавати генерал в отставке Су-сило Бамбанг Юдойоно формирует Демократическую партию с прицелом на выдвижение кандидатом на президентские выборы. Приток бывших военных в партии показывает стремление армии сохранить свое влияние на политическую жизнь страны. Не исключается, что в период следующих выборов армия может сыграть важнейшую, если не решающую роль. Поскольку нефть продолжает оставаться основным экспортным товаром Индонезии (из 1,2 млн. баррелей в день, более 50% идет на экспорт), то положение дел именно в этом секторе экономики беспокоит больше всего как правительство, так и иностранных инвесторов. Поэтому в экономической сфере президенту предстоит продемонстрировать свою открытость и приверженность букве закона, иначе иностранные инвесторы воздержатся от возвращения в индонезийскую экономику, даже в ее наиболее прибыльный сектор - добычу нефти. Дело в том, что в Индонезии большое распространение получила нелегальная эксплуатация нефтяных и газовых месторождений при явном попустительстве армии и местной полиции. В настоящее время иностранные и национальные предприниматели возлагают большие надежды на стабильность правительства Мегавати. Теперь многое зависит от того, насколько быстро Мегавати Сукарнбпутри сможет приступить к осуществлению как экономических, так и политических реформ. Тем более, как прогнозируют политики, с приближением президентских выборов 2004 г. политическая ситуация в стране будет только накаляться. 2.4. Нефть, коррупция и неспокойная Венесуэла До начала XVI века территорию Венесуэлы населяли коренные обитатели Американского континента - карибы и араваки, которые занимались земледелием, охотой и рыбной ловлей. В 1498 году на берега Венесуэлы высадился испанский мореплаватель Христофор Колумб, а вслед за ним в страну хлынули испанские завоеватели, жаждущие обогащения. Коренное население частично было истреблено, а частично обращено в рабство. Однако в отличие от других южноамериканских стран - Перу, Колумбии и Боливии - в Венесуэле не было крупных золотых месторождений. Она оставалась бедной страной земледельцев, скотоводов и торговцев. Испанцы привозили сюда рабов из Африки для работы на плантациях. С течением веков коренные американцы, африканцы и испанцы смешались. В наши дни три четверти населения Венесуэлы составляют метисы (потомки от брака между людьми разных рас). В конце XVIII века колонисты выступили за независимость Венесуэлы. Под предводительством Симона Боливара они начали ожесточенную войну с испанскими властями, которая длилась 15 лет. В 1811 г. Венесуэла объявила себя суверенным государством, но окончательную свободу получила лишь в 1821 г. В течение последующего времени страна неоднократно переживала гражданские войны периоды военной диктатуры. Венесуэла была бедной аграрной страной и возможно, так и осталась ею, если бы на озере Маракайбо не были открыты огромные месторождения нефти. Именно это стало толчком для развития нефтяной отрасли и, начиная с 1920-х гг., страна повернула собственное развитие в сторону сырьевой направленности. Уже к 1930-м гг. нефть составляла 83% экспорта страны и именно она стала причиной быстро растущего уровня урбанизации. Нефть стала тем живительным "элексиром", благодаря которому в стране происходил экономический рост. Предприятия, представляющие нефтяной сектор, стали значительно влиять на национальную политику. С конца 1920-х по конец 1970-х гг. Венесуэла входила в тройку основных мировых производителей и экспортеров нефти. С 1950-х гг. структура ВВП изменилась: с 1958 по 1972 гг. доля не нефтяного сектора составила 6,8%. Доля нефтяного сектора, включая очистку нефти, в 1968 г. понизилась с 31 до 20% (в ценах 1968 г.). Производство, исключая очистку нефти, было самым быстро развивающимся сектором экономики (7-8%). Это произошло в результате динамических процессов, поддерживаемых иностранными инвестициями, благодаря которым доля импорта в страну снизилась с 30% в конце 1950-х гг. до 3% в 1972 г. Сельское хозяйство имело не столь высокие темпы, имея долю в ВВП только 6% в 1972 г. С конца 1940-х до конца 1960-х гг. у власти находились диктаторские режимы, которые тормозили экономическое развитие страны. В конце 1960-х гг. произошел переход к демократической форме правления в условиях фактически сложившейся двухпартийной системы: партии "Accion Democratica" ("Демократическое действие"), созданной в 1941 году, и COPEI (Социал-христианская партия), созданной в 1946 г. В 1958 г., после свержения военного диктатора Переса Жименеза, в Венесуэле состоялись первые демократические выборы, в результате которых президентом страны стал Ромуло Бетанкур. Страна стала развиваться по модели конституционной демократии США. Доходы от нефтяной промышленности новый президент направлял на повышение жизненного уровня народа. В городах страны появился новый зажиточный слой общества, состоящий из бизнесменов, чиновников и квалифицированных рабочих. Уровень инвестиций был высокий (выше 23% ВВП в период 1968-1972 гг.) благодаря значительным фискальным доходам от экспорта нефти, а также общественному выбору относительно того, как использовать нефтяные доходы. Правительство при этом не переводило свои сбережения в частный сектор. Правительство целенаправленно проводило национализацию сначала в таких отраслях, как энергетика»: транспорт, коммуникации, алюминиевая, сталеплавильная. Затем в 1975-1976 гг. были национализированы предприятия железорудной, газовой и нефтяной промышленности. К началу 1970-х гг. неравномерное распределение нефтяных доходов (эксперты отмечали, что оно было самым неравноправным в мире) привели к высокому уровню безработицы, неадекватным общественным услугам. Концентрация доходов стала причиной снижения уровня индустриализации. Рост производства; исключая переработку нефти, составлявший 8,4% в период 1958-1965 гг., упал до 4,7% в период 1968-1973 гг. Победившая в 1968 г. партия COPEI в лице ее представителя Р. Калдера, ставшего президентом страны, взяла курс на стратегию национализации нефтяной промышленности и развития нетрадиционного экспорта. Для этого были увеличены ставки налога на экспорт, ужесточен контроль за контрактами между иностранными компаниями и национальной нефтяной компанией. Эти меры, наряду с улучшением условий торговли, дали возможность администрации компенсировать медленный внутренний рост за счет расширения общественных расходов. Однако в начале 1980-х гг. цены на нефть на мировом рынке начали падать, что пагубно отразилось на экономическом положении Венесуэлы. Правительство страны признало необходимость разнонаправленных капиталовложений и в наши дни развивает новые отрасли промышленности (в том числе, сталеплавильную и текстильную), чтобы обеспечить население работой и сохранить экономическую стабильность государства. В 1990-е гг. позиции этих партий пошатнулись, отчасти потому, что ни одна из них не сумела справиться с экономическим кризисом середины 1980-х гг., тяжело сказавшимся на уровне жизни граждан со средними и низкими доходами; их стали теснить на политической арене партии левого и популистского толка, независимые группировки, а также внепартийные организации, в том числе военные. По оценкам специалистов, коррупция в Венесуэле в середине 1990-х гг. была более значительна, чем в любой из латиноамериканских стран. Правительство предпринимало попытки провести структурные перестройки экономики, учитывая рекомендации Международного валютного фонда. Однако нововведения встретили серьезное противодействие со стороны электората, которое закончилось углублением системного кризиса в стране, и привели к поражению правящих сил. В 1992 г. на нефть приходилось около 90% экспортных валютных поступлений, 60% государственных доходов и примерно 25% ВВП. Максимальный объем добычи нефти отмечался в 1970 г. (3,7 млн. баррелей в день). В 1988 г. производство нефти составило 1,7 млн. баррелей в день. Первоначальное сокращение добычи нефти обусловливалось государственной политикой, направленной на консервацию скважин и уменьшение инвестиций в разведку и разработку нефти. Доминирующее положение нефтяной отрасли в экономике объясняет, почему Венесуэла крайне болезненно реагирует на колебание мировых цен на нефть, как это уже было в начале 1980 гг. Снижение экспортных цен на нефть означало для Венесуэлы ухудшение условий торговли, увеличение уровня безработицы и дефицит платежного баланса, финансирование которого осуществлялось за счет кредитов МВФ и иностранных инвесторов. В результате внешний долг страны в 1990 г. достиг 33,3 млрд. долларов США. Выборам 1998 г. предшествовал пятилетний период политической нестабильности, в течение которого имели место серьезные вспышки насилия, всеобщая забастовка, две серьезных попытки государственного переворота в 1992 г. и вынесение конгрессом импичмента президенту Карлосу Андресу Пересу. Хотя традиционные партии сохранили ведущую роль в парламенте, они вторично потерпели поражение на выборах президента з декабре 1998 г.; на этот раз победу одержал харизматический военный лидер Уго Чавес, который возглавлял попытку государственного (военного) переворота против президента. Попытки закончилось провалом, и Чавес получил тюремный срок. После двух лет тюремного заключения он был помилован и вышел на свободу. Чавес в своих предвыборных выступлениях широко использовал популистские и националистические заявления. В тяжелом состоянии экономики страны он обвинил отчасти МВФ, отчасти коррумпированную правящую элиту, в первую очередь принадлежащую к традиционным партиям. Он также обещал осуществить коренную перестройку социально-экономической и политической системы страны, сократить государственный аппарат, обеспечить населению реальную возможность участвовать в управлении государством. Таким образом, ставились задачи формирования режима социальной и пар-тисипативной демократии (демократии участия). Новый президент провозгласил идею создания "Пятой Республики" - подлинно демократического общества социальной справедливости, основанного на идеалах Симона Боливара, идеалах национально-освободительной борьбы латиноамериканских народов. Но свое правление он начал с того, что добился от парламента (Национального конгресса) особых полномочий для издания декретов социально-экономического характера, затем он выиграл референдум 1999 г. по вопросу о созыве Национальной конституционной ассамблеи. Прошедшие в 1999г. выборы в конституционную ассамблею подтвердили доверие президенту Чавесу и обеспечили подготовку, а затем и принятие новой венесуэльской конституции, давшей ему возможность быть переизбранным еще на шесть лет, что он и сделал в 2000 г. С этого времени он начинает проводить "Боливарскую революцию", названную в честь его кумира - освободителя Южной Америки Симона Боливара. "Боливарская революция", по оценкам аналитиков, представляет собой "пеструю смесь из конституционных реформ, государственного интервенционизма во все и вся, а также обильной, сочной политической риторики, которую лучше бы назвать демагогией". Главной своей задачей Чавес называл экономическую стабильность страны и борьбу с коррупцией, но справиться с ними не смог. В период 1998-2001 гг. Чавес сосредоточил всю власть в собственных руках, критикуя при этом парламент, средства массовой информации, церковь, крупных промышленников. Особенно доставалось нефтяным компаниям, которых президент обвинял в том, что их руководители живут "в роскошных шале, где они предаются разврату и пьют виски". Таким образом, в Венесуэле в президентском кресле оказался едва ли не самый левый за последние десятилетия латиноамериканский президент. В то же время в области финансов Чавес проводил неолиберальную политику: он принял, в частности, свободный, плавающий курс доллара, хотя это и ухудшило повседневное положение венесуэльцев, кроме того, он занял гораздо более мягкую позицию по отношению к США, главному импортеру венесуэльской нефти: подчеркивая независимость своей внешней политики, он отвергал возможность разрыва отношений с США. Еще в 2001 г. германские эксперты, анализируя экономику Венесуэлы, отмечали, что ее развитие во многом зависит от того, как будут осуществляться государственные программы, прежде всего программа совершенствования и модернизации инфраструктуры, а также от динамики цен на нефть и объемов нефтедобычи. Кроме этого, отмечалось, что если Венесуэла выполнит принятое ОПЕК решение о сокращении добычи нефти, то она недополучит ожидаемых валютных поступлений в государственный бюджет. Одной из главных проблем в стране до сих пор остается проблема выплаты огромного внутреннего долга (сумма долга по заработной плате и пенсиям составляла около 21 млн. долларов). Не дождавшись того, что правительство решит эту проблему, в апреле 2002 г. население страны вышло на улицы с протестом. По участникам манифестаций был открыт огонь: было убито около десяти человек и ранено около восьмидесяти. Расстрел мирной демонстрации был воспринят военными страны как повод к государственному перевороту, который и был осуществлен на следующий день. Политические наблюдатели ожидали такой поворот событий. Дело в том, что определенные круги давно уже выражали недовольство правлением Уго Чавеса. К тому, как говорят они, к власти он пришел вопреки их желанию, на волне популистских обещаний, поддержанных бедными слоями населения, поверившими ему. Прологом нынешних событий явилось вполне закономерное назначение Уго Чавесом известных ему лиц в состав нефтяной компании PDVSA. Именно это вызвало взрыв негодования у руководства этой государственной компании, что лишь подтвердило тот факт, что она давно превратилась в своеобразное "государство в государстве", служащее не столько ему, сколько высшим чиновникам. Поэтому нефтяники объявили бессрочную забастовку, которую поддержал Федерация торговых и промышленных предпринимателей, президент которой Педро Кармона на короткое время стал даже стал временным главой государства, и профсоюзный бонза - председатель Конфедерации трудящихся Венесуэлы Карлос Ортега. Сам Чавес. был арестован и отправлен на военную базу фуэрте Тиуы. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|