реферат, рефераты скачать
 

Международные экономические договоры


Международные экономические договоры

ВВЕДЕНИЕ

Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня

достаточно широкому кругу лиц,поскольку международное право оказывает

воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение

международного права - важная сторона деятельности всех тех,кто так или

иначе связан с международными отношениями. Однако, и те юристы, которые

напрямую не занимаются международными отношениями, периодически

сталкиваются по роду деятельности с нормативными актами международного

права и должны правильно ориентироваться при принятии решений по такого

рода делам. Это относится и к следственным работникам при расследовании

хозяйственный преступлений международных корпораций, фирм ,занимающихся

внешнеэкономической деятельностью или оперативным подразделениям,ведущим

борьбу с терроризмом и международной преступностью, и к нотариусам,

удостоверяющим юридические действия, касающиеся иностранных

граждан,находящихся на территории Украины, и т.д.

Окончание второго тысячелетия современной эры в истории человечества

совпадает с началом нового этапа развития международного права.

Рассуждения о пользе международного права или сомнения в его

необходимости сменяются всеобщим признанием этой правовой системы в

качестве объективной реальности ,которая существует и развивается

независимо от субъективной воли людей.

Генеральная Ассамблея ООН приняла в 1989 году резолюцию 44/23

“Десятилетие международного права Организации Объединенных Наций". В ней

отмечается вклад ООН в содействие "более широкому принятию и ува-

жению принципов международного права" и в поощрение "прогрессивного

развития международного права и его кодификации". Признается,что на

данном этапе необходимо укреплять главенство права в международных

отношениях,для чего требуется содействовать его

преподаванию,изучению,распространению и более широкому признанию. Период

1990-1999 годов провозглашен ООН Десятилетием международного права,в

течении которого

должно произойти дальнейшее повышение роли международно-правового

регулирования в международных отношениях.

Предложенная ниже тема - "международные экономические договоры" -

интересна тем,что позволяет наглядно понять и проследить принципы

экономического сотрудничества между народами, имеющими различные

обычаи, традиции, религии, государственное устройство и т.п.

Глава 1 «Международный договор – основная правовая форма регулирования

международных экономических отношений»

В международно–правовом регулировании экономических отношений

государств первостепенную роль играют основные общепризнанные принципы

международного права и специальные принципы экономического сотрудничества

государств. Однако как бы ни был широк комплекс этих принципов,

практическое их применение и регулирование конкретных экономических

отношений осуществляется путем непосредственной договоренности между самими

государствами – участниками экономических отношений. Основной международно-

правовой формой регулирования современных межгосударственных экономических

отношений являются двусторонние и многосторонние договоры, регламентирующие

различные аспекты этой обширной сферы межгосударственного сотрудничества

Международным экономическим договором называется соглашение между двумя

и более государствами или иными субъектами международного экономического

права относительно установления, изменения или прекращения их взаимных

прав и обязанностей в области экономических отношений между ними.

Международные экономические договоры направлены на установление, изменение

или прекращение определенных правоотношений между заключившими их

государствами в области внешнеэкономической деятельности.

Международный экономический договор является одним из основных институтов

международного права и его главным источником. В процессе взаимной внешне

экономической деятельности субъекты международного права закрепляют свои

права и обязанности. В связи с этим международный договор имеет большое

значение в практической работе не только государственных органов внешних

сношений в области международной торговли, но и лиц (физических и

юридических), совершающих операции в области внешней торговли заключивших

этот договор государств.

С зарождением и развитием внешней торговли государства начали прибегать к

заключению отдельных договоров, в которых обусловливали взаимные права

своих купцов, в частности их безопасность, места торговли, какие товары

можно привозить и вывозить и ряд других положений. Однако все эти положения

обусловливались обычно в общеполитических договорах и не представляли

стройную систему положений, регулирующих товарообмен между заключившими их

странами.

С начала XVII века государства в связи с развитием внешней торговли

начали заключать между собой договоры, относящиеся только к их внешней

торговле. Появляются, правда еще немногочисленные, международные торговые

договоры.

Увеличение числа международных торговых договоров к концу XIX века и в

текущем столетии привело к выработке в международно-правовой практике

определенного их стандарта. К этому времени стали различаться отдельные

виды международных торговых договоров.

К середине XIX века в международных торговых договорах обусловливалось,

что подданным обеих договаривающихся сторон предоставляется право свободной

торговли и мореплавания во все порты, вход в которые свободен или будет

свободен в дальнейшем; оговаривалась свобода въезда, путешествий,

пребывания подданных договаривающихся стран. Этим подданным предоставлялось

право нанимать в портах и в городах магазины, склады без какой-либо

дискриминации, на одинаковых правах с местными подданными. Таким образом, в

большинстве международных торговых договоров обусловливалось приравнивание

подданных одной договаривающейся стороны к правам подданных другой стороны

в области торговли. В значительном количестве международных торговых

договоров XIX века обусловливался принцип наибольшего благоприятствования

(взамен ранее обусловливавшегося одного национального режима).

После первой мировой войны число международных торговых договоров начало

быстро расти. После же второй мировой войны не только увеличилось число

этих договоров, но и содержание таковых усложнилось, что способствовало

разграничению их по видам.

Международный договор в сфере внешнеэкономической деятельности

государств призван играть положительную роль в правовой организации

товарооборота между странами, что способствует борьбе за международный мир,

развитию международной торговли, экономических отношений.

Международные экономические договоры является (по форме и в значительной

мере по содержанию) одним из видов международного договора, в связи с чем

общие нормы, действующие в отношении международных договоров, применимы и к

международному экономическому договору .

Для международного экономического договора, так же как и для других

международных договоров, характерен момент волеизъявления государств, его

подписавших, без чего не может быть договора.

Исходя из принципа равенства и суверенитета государств, международный

экономический договор должен содержать права и обязанности

договаривающихся сторон. Если международный договор не содержит прав и

обязанностей для каждой из сторон или же эти права и обязанности формально

или фактически ставят одну из сторон в неравное, зависимое положение по

отношению к контрагенту, то такой международный торговый договор является

неравноправным.

Субъектами таких международных договоров являются государства. Объектами

международного торгового договора может быть то, что допустимо с точки

зрения международного права во внешнеторговых отношениях государств.

Субъекты международного экономического договора. Как уже указывалось, в

каждом международном договоре надо различать договорные субъекты,

договорные объекты и договорную форму.

Право заключения международных договоров, в том числе и в области

экономических отношений, принадлежит Российской Федерации. Это право

осуществляется от имени государства его высшим органом власти. Какому

именно органу государства принадлежит это право, предусматривается обычно в

конституции (основном законе) или в специальном законе.

Однако согласно закона, от 4 января 1999 года «О КООРДИНАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНЫХ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

органы государственной власти республики, края, области, города

федерального значения, автономной области, автономного округа в пределах

полномочий, предоставленных им Конституцией Российской Федерации,

федеральным законодательством и договорами между органами государственной

власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов

Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий,

обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей

с государственными органами субъектов иностранных федеративных государств,

органами административно-территориальных образований иностранных государств

и иными иностранными партнерами, а также на участие в деятельности

международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой

цели. Однако в статье 8 указанного закона говорится, что эти соглашения не

имеют статуса международного договора и что Российская Федерация не несет

ответственности по этим соглашениям.

Обычно разработка проекта, обсуждение и подписание международного

договора осуществляются от имени соответствующих высших органов власти

договаривающихся стран официально на то уполномоченными лицами, которые

должны иметь письменные полномочия от органа, имеющего право на заключение

международных договоров.

Объекты международного экономического договора. Объект договора должен

быть допустим с точки зрения международного права. Так, не может одна

сторона включить в договор с другой стороной условия о грабеже торговых

пароходов прочих стран на море и т. д. Объектом международных соглашений

может быть все, что способствует укреплению мирных отношений государств во

всех областях экономики, политики, права и культуры. Каждое государство

может обязаться только в отношении того, что юридически или фактически

состоит в его власти или распоряжении.

Части международного экономического договора. Еще в древние времена

различали следующие части договора:

вступительную — преамбулу, основную и заключительную.

Во вступительной части договора—преамбуле— обычно указываются стороны

(участники) договора, лица, уполномоченные на заключение договора,

полномочия этих лиц. Зачастую в преамбуле излагаются цели и причины,

побудившие стороны к заключению договора.

В основной части торгового договора излагаются права и обязанности

сторон, в целях чего был заключен таковой.

И наконец, в заключительной части договора обычно оговаривается порядок

ратификации, срок договора, дата и место подписания, количество подписанных

экземпляров.

К договору могут быть приложены различного рода приложения, протоколы,

письма, ноты сторон, содержащие соответствующие уточнения, пояснения и т.

д. По соглашению сторон, предусмотренному в самом тексте договора,

приложения могут составлять нераздельную часть основного договора. Все

остальные части договора имеют одинаковую юридическую силу.

Полномочия представителей сторон. Инициатива ведения переговоров по

заключению международного договора и в области международных экономических

отношений может исходить только от субъекта международного права, обычно от

будущих контрагентов договора, или от третьих стран, непосредственно не

заинтересованных в заключении договора; это часто имеет место в условиях

военного времени, когда та или иная нейтральная страна вносит предложение

воюющим сторонам заключить мир или перемирие.

Лица, уполномоченные на ведение переговоров и подписание договора, должны

иметь доверенность, то есть письменные полномочия, выдаваемые

соответствующими органами страны на предмет представительства от имени этой

страны.

Кроме полномочий представители государств обычно получают от своего

правительства инструкции, которых они должны придерживаться при ведении

переговоров по каждому вопросу. Эти инструкции являются не международно-

правовыми актами, а внутренними указаниями для своих уполномоченных.

Полномочия на подписание договора, требующего ратификации, выдаются

обычно от имени главы государства, а на заключение международного договора,

не требующего ратификации,—обычно от имени правительства.

Глава государства (от имени государства) и глава правительства (от имени

правительства) имеют право подписывать международные договоры и по

международным экономическим отношениям без специальных на то полномочий.

Министр же иностранных дел должен такие полномочия иметь.

Каждый международный договор, заключенный с нарушением полномочий,

юридически недействителен. Следовательно, при встрече с уполномоченными при

обсуждении и подписании международных договоров требуется проверка их

полномочий.

В ведении переговоров (начало, конец, порядок и т. д.) стороны автономны и

могут действовать по взаимному соглашению.

Ввиду того, что международные договоры по экономическим связям часто

содержат вопросы, требующие специальных знаний, обычно в состав делегации

на переговорах входят специальные эксперты. Соответственно делегации при

переговорах могут разбиваться на комиссии, задачей которых является

обсуждение отдельных вопросов и согласование мнений сторон. Материалы,

разработанные комиссиями, затем передаются представителям договаривающихся

сторон, которые согласовывают между собой полученный материал и сводят его

в единый текст договора.

Учитывая большое значение международного договора, лица, уполномоченные

на его обсуждение и подписание, обладают правами дипломатических

представителей, и в отношении их недопустимы угрозы, насилие и т. п.

Заключение международного экономического договора. Оформление

международного договора, в том числе и по экономическим вопросам, проходит

обычно три стадии: парафирование, подписание, ратификация. Различают иногда

не три, а четыре и более стадий заключения международного договора, как-то:

переговоры, подписание договора, ратификация, обмен ратификационными

грамотами (это производное действие от ратификации, и отдельной фазой его

считать не следует).

После обсуждения проекта договора и окончательного установления его

текста (обсуждения, редактирования, сверки согласованных текстов)

уполномоченные скрепляют (до подписания договора) этот проект своими

инициалами, то есть происходит парафирование договора. Парафирование

означает, что текст договора одобрен сторонами и предварительно подписан.

После парафирования обычно договор подписывается, если по согласованному

проекту со стороны правительств нет никаких замечаний.

Подписание договора обычно происходит в торжественной обстановке. В

назначенном месте и в установленное время представители договаривающихся

сторон в присутствии всех членов делегаций по переговорам подписывают

согласованный (парафированный) договор. Представители (уполномоченные)

договаривающихся сторон обмениваются краткими речами. Иногда подписание

договора фотографируется или снимается на кинопленку.

После подписания договора имеет место его ратификация, то есть

утверждение верховной властью страны.

Международный договор вступает в силу со дня, предусмотренного в договоре

(например, с такого-то числа, со дня подписания, немедленно), или с момента

его ратификации (или обмена ратификационными грамотами). Вопрос о том, с

какого времени подписанный договор вступает в силу, зависит от соглашения

сторон.

По времени действия (срокам) следует различать договоры: заключенные на

определенное, указанное в договоре время с молчаливым (автоматическим)

продлением по истечении срока, предусмотренного сторонами в пункте о

денонсации; заключенные на срок определенный, без указания права

пролонгации или без права денонсации до истечения указанного в договоре

срока; бессрочные договоры с указанием права сторон заявить о своем желании

расторгнуть таковой в определенный срок.

Пролонгация международного договора. Международный договор, срок действия

которого истек, может быть продлен, то есть пролонгирован, путем заключения

соглашения о продлении срока или автоматически— путем, указанным в самом

договоре.

Язык международного торгового договора. Международные договоры по

экономическим вопросам могут быть. заключены на любом языке. Обязательного

«языка договора» современное международное право не знает.

В средние века все договоры обычно писались на латинском языке. С XVII

века латинский язык был вытеснен французским; в начале XX века английский

язык наравне с французским становится языком дипломатии.[1] Впрочем, от

обычая заключения международных договоров на каком-либо одном общепринятом

языке в XX веке отказались.

После Великой Октябрьской социалистической революции русский язык

официально признан международным. Особенно после второй мировой войны

русский язык получает широкое применение на дипломатической арене. Так,

Устав Организации Объединенных Наций составлен на русском, французском,

английском, китайском и испанском языках.[2] Язык договора может быть

определен сторонами, заключающими его, и, как правило, договоры заключаются

на языках договаривающихся стран. Договоры Российской Федерации с

иностранными государствами обычно заключаются на русском языке и языке

контрагента.

Альтернат. Совокупность правил, применяющихся при подписании договора,

называется альтернатом (порядок очередности в наименовании договаривающихся

стран и в подписании ими договора).

Как правило, международный договор по экономическим вопросам

подписывается в количестве экземпляров, равном числу стран-участниц.

Подпись ставится в конце (справа или слева) договорного текста.

Исходя из принципа взаимного уважения стран-участниц, установилась

практика первой подписи (слева) своего экземпляра договора. Кроме того, в

самом тексте договора при перечислении стран-участниц первой указывается

страна, подпись представителя которой значится слева.

Подпись под условием оговорки. Представитель государства может подписать

договор, соглашение безоговорочно, но может подписать его с той или иной

оговоркой, относящейся к какой-либо статье или ко всему соглашению в целом.

Эта оговорка делается перед подписью или (обычно) после подписи и

подписывается особо. В конце оговорки обычно указывается «sauf

ratification». Это означает, что оговорка не требует ратификации и,

следовательно, в ратификационной грамоте указана не будет.

Ратификация. После подписания международного договора соответствующие

органы государства утверждают этот договор. Такой акт называется

ратификацией. Практика ратификации международных договоров установилась еще

в период рабовладельческого государства. Так, договор между Юстинианом и

Ксерксом (561 г.) предусматривал обязательную ратификацию. Уже в древности

практика ратификации была весьма широкой.[3]

Ратификация имеет большое значение, так как она придает международному

договору юридическую силу и составляет одно из важных отличий

международного договора от гражданско-правовой сделки.

Возникновение института ратификации международного договора относится к

периоду, когда уполномоченные, находясь не в своем государстве, вынуждены

были представить подписанные ими договоры на просмотр и одобрение главы

своего государства. С другой стороны, главы государств-контрагентов в таких

условиях резервировали за собой право утверждения договора, после чего

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.