реферат, рефераты скачать
 

Международные экономические договоры


правительств, на которых принято более 800 документов.

Исполнительный Секретариат особое внимание уделяет организации подготовки

проектов документов для рассмотрения на заседаниях уставных органов

Содружества. В Секретариате систематически проводятся заседания экспертных

групп с участием экспертов и полномочных представителей государств-

участников СНГ, на которых дорабатываются и согласовываются, как правило,

все проекты документов. За 1992-1996 годы проведено около 400 таких

заседаний.

Следует отметить, что каждому заседанию экспертных групп предшествует

напряженная подготовительная работа сотрудников Секретариата, связанная с

правовой проработкой документов, составлением и утверждением графиков

проведения экспертных совещаний, оповещением государств о сроках и времени

проведения экспертиз, приемом, размещением экспертов, созданием им

необходимых условий, обслуживанием техническими средствами, связью,

транспортом и т.д.

Одним из главных направлений работы Секретариата является взаимодействие с

государствами-участниками, уставными и отраслевыми органами Содружества.

В целях более оперативного информирования глав государств и правительств

государств-участников СНГ и для обсуждения проблем и процессов,

происходящих в Содружестве, Исполнительный секретарь только в 1996 году

посетил Азербайджан, Армению, Грузию, Молдову, Казахстан, Таджикистан,

Туркменистан, Кыргызстан и Украину.

На данном этапе действует более 50 органов отраслевого сотрудничества

Содружества и во многих государствах СНГ созданы органы по делам СНГ.

Исполнительным Секретариатом установлены тесные контакты с

Межгосударственным экономическим Комитетом Экономического союза, Советом

министров иностранных дел, Советом министров обороны, Советом командующих

Пограничными войсками, Секретариатом Совета Межпарламентской Ассамблеи,

Межгосударственным статкомитетом, Советом по железнодорожному транспорту,

Минсотрудничеством России и другими органами.

Для определения путей и форм дальнейшего взаимодействия Исполнительным

Секретариатом проведено Совещание представителей структурных подразделений

по делам СНГ аппаратов глав государств, глав правительств, министерств

иностранных дел и министерств обороны государств-участников Содружества

Независимых Государств.

Секретариатом было также организовано и проведено Совещание по обмену

опытом работы межгосударственных органов Содружества, на котором

рассматривались актуальные вопросы совершенствования их деятельности,

проблемы, поставленные перед ними Советом глав государств, Советом глав

правительств.

Такие совещания предполагается проводить постоянно.

Учитывая то обстоятельство, что высшие органы Содружества значительное

внимание уделяют вопросам военного сотрудничества и миротворческой

деятельности в рамках Содружества, Исполнительный Секретариат во

взаимодействии со Штабом по координации военного сотрудничества государств-

участников СНГ, Секретариатом Совета министров обороны, Координационной

службой Совета командующих Пограничными войсками принимает активное участие

в подготовке проектов документов по этим проблемам и проведении ряда

мероприятий.

Исполнительный Секретариат участвует в качестве наблюдателя в переговорах

по согласованию текста Соглашения о прекращении вооруженного конфликта в

зоне Нагорного Карабаха при посредничестве Российской Федерации и

Финляндии.

Важное место в работе Секретариата занимает содействие обмену информацией

между государствами-участниками СНГ, уставными и отраслевыми органами

Содружества.

Исполнительным Секретариатом ведется интегрированная база данных

многосторонних соглашений государств - участников Содружества, которая

содержит свыше 1500 полнотекстовых документов. В их числе документы

многосторонних и двусторонних соглашений государств - участников

Содружества, Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Межгосударственного

экономического Комитета Экономического союза, Совета министров иностранных

дел и др.

Государства-участники СНГ имеют возможность для оперативного обмена

информацией по открытым каналам связи между Исполнительным Секретариатом

СНГ и другими органами Содружества.

Исполнительный Секретариат издает Информационный вестник Совета глав

государств и Совета глав правительств "Содружество", пресс-релизы,

тематические сборники и другие справочные и информационные материалы.

Одним из важнейших направлений деятельности Секретариата является

обеспечение взаимодействия СНГ с международными организациями.

Характерно, что за последнее время заметно усилилось их внимание к

Содружеству, его уставным органам.

Между Секретариатом ЮНКТАД и Исполнительным Секретариатом СНГ подписано

Соглашение о сотрудничестве (5 мая 1994 года).

География сотрудничества СНГ с международными организациями постоянно

расширяется. Налажены деловые контакты с такими авторитетными

организациями, как Международная организация труда, Всемирная организация

здравоохранения, Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев.

5 июня 1996 г. подписаны Соглашения о сотрудничестве между Секретариатом

Европейской экономической комиссии ООН и Исполнительным Секретариатом СНГ и

договоренности о сотрудничестве между Отделением ООН в Женеве и

Исполнительным Секретариатом СНГ в области обмена информацией.

Минскую штаб-квартиру СНГ посетили Генеральный секретарь ООН г-н Бутрос

Бутрос Гали (1994 г.), Генеральный секретарь Организации по сотрудничеству

и безопасности в Европе г-н Вильгельм Хойнк (1994 г.), Генеральный директор

Всемирной организации интеллектуальной собственности г-н Арпад Богш (1994

г.), Генеральный секретарь ОБСЕ г-н Джанкарло Арагона (1996 г.),

Генеральный секретарь Совета Министров Северных стран г-н Пер Стейнбек

(1996 г.).

В свою очередь, представители Исполнительного Секретариата СНГ принимают

участие в работе крупнейших совещаний и форумов, проводимых по линии ООН,

ЕС, ОБСЕ и других международных организаций.

24.03.94 СНГ предоставлен статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН.

Наиболее тесные и плодотворные связи осуществляются с Комиссией

Европейского Сообщества (КЕС), Секретариатом ОБСЕ. В рамках программы

Европейского Союза ТАСИС в Исполнительном Секретариате осуществлялся

совместный проект по созданию системы обмена правовой, экономической и

другой информацией.

В штаб-квартире Исполнительного Секретариата проводятся международные

конференции, форумы, симпозиумы, совещания, встречи. Они организуются как

по инициативе Секретариата, так и по просьбе представителей государственных

органов и институтов, которым всегда оказывается необходимая помощь. Так,

25-26 сентября 1996 года совместно с Секретариатом ОБСЕ был подготовлен и

проведен Международный семинар "Условия для развития частного сектора,

промышленной кооперации и прямых инвестиций в странах СНГ", в котором

принял участие Генеральный секретарь ОБСЕ Джанкарло Арагона.

Межгосударственный экономический Комитет Экономического союза(МЭК)

Межгосударственный экономический Комитет (МЭК) создан в целях обеспечения

формирования и эффективной деятельности Экономического союза, рационального

развития интеграционных процессов в рамках Содружества Независимых

Государств. Соглашение о создании МЭК подписано главами государств

Содружества 21 октября 1994 г.

МЭК является постоянно действующим координирующим и исполнительным органом

Экономического союза и осуществляет контрольные и распорядительные функции

в пределах полномочий, добровольно делегированных ему государствами-

участниками Договора о создании Экономического союза.

В своей деятельности МЭК подотчетен Совету глав государств и Совету глав

правительств Содружества.

Основными направлениями деятельности МЭК являются:

формирование Экономического союза путем создания механизмов платежного

союза, зон свободной торговли, таможенного союза, общего рынка товаров,

услуг, капиталов и рабочей силы, валютного (денежного) союза;

достижение гармонизированного регулирования экономических отношений;

поддержка предпринимательства, содействие развитию инфраструктуры общего

рынка - транснациональных объединений, финансово-промышленных групп,

финансово-кредитных и страховых структур, совместных предприятий;

выработка согласованных решений по социальным вопросам, представляющим

общий интерес.

МЭК наделен правом контроля за выполнением принятых обязательств по

решениям Совета глав государств и Совета глав правительств Содружества.

Президиум является высшим органом МЭК. Он состоит из заместителей глав

правительств государств-участников Договора о создании Экономического

Союза. Президиум возглавляет Председатель. Он избирается на один год из

числа заместителей глав правительств, входящих в состав Президиума.

В период между заседаниями Президиума функции его рабочего органа выполняет

Коллегия. Она состоит из полномочных представителей государств. Коллегию

возглавляет Председатель, который назначается Советом глав государств

Содружества сроком на три года.

При МЭК действуют межгосударственные, межправительственные, координационно-

консультативные органы по общеэкономическим, социальным и отраслевым

вопросам сотрудничества. Руководители этих органов принимают участие в

работе Коллегии с правом совещательного голоса.

МЭК имеет Аппарат, состоящий из департаментов, комплектуемых из числа

граждан государств-участников Договора о создании Экономического союза.

Совет министров обороны государств-участников СНГ (СМО)

Является органом Совета глав государств по вопросам военной политики и

военного строительства государств-участников Содружества.

Членами СМО являются министры обороны государств-участников СНГ (кроме

Молдовы, Туркменистана и Украины), а также Начальник Штаба по координации

военного сотрудничества государств-участников Содружества.

Штаб по координации военного сотрудничества - постоянно действующий рабочий

орган Совета министров обороны.

Заседания СМО проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже

одного раза в три месяца.

Совет Министров Обороны:

осуществляет координацию военного сотрудничества государств-членов

Содружества;

разрабатывает и представляет на рассмотрение Совета глав государств и

Совета глав правительств предложения и концептуальные подходы по всем

аспектам военной политики и военного строительства, готовит по этим

вопросам межгосударственные соглашения и решения;

осуществляет организацию деятельности групп военных наблюдателей и

коллективных сил по поддержанию мира в СНГ.

Совет командующих Пограничными войсками(СКПВ)

Является коллективным органом Совета глав государств и Совета глав

правительств по вопросам охраны внешних границ и экономических зон

государств-участников Содружества.

Членами Совета командующих являются командующие (начальники) Пограничными

войсками (или другие полномочные представители) государств СНГ (кроме

Азербайджана, Молдовы и Украины), а также Председатель Координационной

службы Совета командующих.

Координационная служба - постоянный рабочий орган СКПВ, обеспечивающий

выполнение возложенных на Совет функций.

Заседания СКПВ проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в

квартал.

Совет командующих Пограничными войсками:

координирует усилия Пограничных войск в области охраны внешних границ и

экономических зон;

согласовывает действия по реализации решений Совета глав государств, Совета

глав правительств Содружества и собственных решений, а также положений

Устава Содружества, касающихся пограничных вопросов.

Совет коллективной безопасности

Является высшим политическим органом государств-участников Договора о

коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., обеспечивающим координацию и

совместную деятельность государств-участников в целях выполнения данного

Договора.

В состав Совета входят главы государств-участников Договора. Рабочим

аппаратом является Секретариат, возглавляемый Генеральным Секретарем.

Экономический суд

Создан в соответствии с Соглашением Совета глав государств Содружества от

15 мая 1992 года.

Положением о Суде, утвержденным Соглашением Совета глав государств от 6

июля 1992 года, установлено, в частности, что Экономический Суд Содружества

создан в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств-

участников Содружества и основанных на них экономических обязательств и

договоров путем разрешения споров, возникающих в процессе экономических

отношений.

Экономический Суд образуется из равного числа судей (по два судьи) от

каждого государства-участника СНГ, избираемых (назначаемых) в порядке,

установленном в государствах-участниках Содружества, сроком на 10 лет.

Председатель Экономического Суда и его заместители избираются судьями этого

Суда и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на 5 лет.

Высшим коллегиальным органом Экономического Суда является Пленум. Он

состоит из Председателя, его заместителей и судей Экономического Суда, а

также председателей высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших

государственных органов государств Содружества .

К ведению Экономического Суда относится разрешение межгосударственных

споров, возникающих при исполнении экономических обязательств.

Экономический Суд осуществляет также толкование положений соглашений и иных

актов Содружества по экономическим проблемам.

В настоящее время в соответствии с Решением Совета глав государств от 26

мая 1995 года подготовлен проект Концепции статуса Суда СНГ.

Проект Концепции был рассмотрен на заседании СМИД 2 апреля 1996 г., где

было принято решение о создании представительной рабочей комисси в составе

заместителей министров иностранных дел, заместителей министров юстиции и

ученых в целях разработки в рамках СНГ "Концепции разрешения международных

споров".

Комиссия по правам человека Содружества Независимых государств

Комиссия по правам человека Содружества Независимых Государств создана

Решением Совета глав государств Содружества от 24 сентября 1993 года.

Комиссия по правам человека является уставным консультативным органом

Содружества. Она осуществляет наблюдение за выполнением обязательств по

правам человека, взятым на себя государствами-членами в рамках Содружества.

Комиссия состоит из представителей государств-членов Содружества и

действует на основе Положения, утвержденного Советом глав государств

Содружества 24 сентября 1993 года. (В настоящее время Комиссия не

работает.)

Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых

Государств

Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых

Государств (МПА) была образована 27 марта 1992 года на основе Алма-

Атинского соглашения, подписанного главами парламентов Армении, Беларуси,

Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и России. Ассамблея была

учреждена как консультативный институт для обсуждения вопросов и

рассмотрения проектов документов, представляющих взаимный интерес.

В 1993-1995 годах к работе Межпарламентской Ассамблеи присоединились

парламентские делегации Азербайджана, Грузии, Молдовы, ставшие участниками

МПА, а в качестве наблюдателя - парламентская делегация Украины.

26 мая 1995 года главы государств Азербайджанской Республики, Республики

Армения, Республики Беларусь, Грузии, Республики Казахстан, Кыргызской

Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подписали

Конвенцию о Межпарламентской Ассамблее государств-участников Содружества

Независимых Государств, которая вступила в силу 16 января 1996 года. По

этой Конвенции Межпарламентская Ассамблея признана межгосударственным

органом, осуществляющим представительную власть в системе органов

Содружества Независимых Государств.

Основное место в деятельности Межпарламентской Ассамблеи занимают вопросы,

связанные со сближением и гармонизацией законодательных актов государств

СНГ. Это направление осуществляется на основе принимаемых МПА

рекомендательных законодательных актов.

Межпарламентская Ассамблея уделяет внимание приведению национальных законов

в соответствие с международными договорами, принятыми в рамках СНГ. В

частности, активно создаются правовые условия формирования общего

экономического пространства, реализуется программа подготовки

первоочередных рекомендательных законодательных актов, регулирующих

хозяйственные отношения в государствах-участниках СНГ.

Организацию деятельности Межпарламентской Ассамблеи осуществляет Совет

Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций, который

собирается на свои заседания, как правило, четыре раза в год.

Подготовку мероприятий, проводимых Межпарламентской Ассамблеей и ее

Советом, осуществляет находящийся в Санкт-Петербурге Секретариат Совета

МПА.

В соответствии с договором между Межпарламентским Комитетом Республики

Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской

Федерации и Советом Межпарламентской Ассамблеи государств-участников

Содружества Независимых Государств Секретариат Совета МПА осуществляет

также информационное, правовое, материально-техническое и организационное

обеспечение деятельности Межпарламентского Комитета и его органов.

Важную роль в разработке и подготовке к принятию рекомендательных

законодательных актов и других документов Ассамблеи играют постоянные

комиссии МПА.

Действует девять постоянных комиссий: по правовым вопросам, по экономике и

финансам, по социальной политике и правам человека, по проблемам окружающей

среды, по вопросам обороны и безопасности, по вопросам культуры, науки,

образования и информации, по внешнеполитическим вопросам, по изучению опыта

государственного строительства и местного самоуправления и контрольно-

бюджетная.

Постоянные полномочные представители государств-участников Содружества при

уставных и других органах Содружества

В соответствии с Положением, утвержденным Решением Совета глав государств

Содружества от 24 декабря 1993 года, Представители назначаются

государствами-участниками СНГ по одному от каждого государства.

Представители, с учетом делегированных им полномочий:

обеспечивают представительство и защищают интересы назначившего их

государства в отношениях с уставными и другими органами Содружества;

проводят переговоры, участвуют в заседаниях уставных и других органов

Содружества, в консультациях и иных формах рассмотрения вопросов и

информируют назначившие их государства о деятельности уставных и других

органов Содружества;

участвуют в обсуждении и формировании проектов повесток дня Совета глав

государств и Совета глав правительств, осуществляют иные функции,

возложенные на Представителя назначившим его государством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Международные экономические связи не могут осуществляться без ее

международно-правового регулирования. В связи с этим международные

экономические договоры представляет не только научный, но и практический

интерес.

Основные положения международного экономического права базируются на

Уставе Организации Объединенных Наций, в ст. I которого предусматривается и

цель осуществлять международное сотрудничество в разрешении проблем

экономического характера.

Следует также отметить ст. 6 Хартии экономических прав и обязанностей

государств, в которой зафиксировано, что государства обязаны содействовать

развитию международной торговли с учетом интересов производителей и

потребителей. Все государства несут ответственность за содействие

регулярному потоку и доступу ко< всем продаваемым коммерческим товарам по

устойчивым, выгодным и справедливым ценам, содействуя таким образом

справедливому развитию мировой экономики,. учитывая при этом в особенности

интересы развивающихся стран.

Важное значение для дальнейшего развития сотрудничества государств в

области международной торговли и ее международно-правового регулирования

имеет Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в

Европе, предусматривающий также и общие' положения в области внешней

торговли, а именно: государства-участники,

«сознавая растущую роль международной торговли как одного из наиболее

важных факторов экономического' роста и социального прогресса,

признавая, что торговля является одной из основных областей их

сотрудничества, и имея в виду, что положения, содержащиеся в

вышеприведенной преамбуле, применяются, в частности, к этой области,

считая, что объем и структура торговли между государствами-участниками не

во всех случаях отвечают возможностям, которые открывает современный

уровень их экономического и научно-технического развития,

исполнены решимости содействовать на основе модальностей их

экономического сотрудничества расширению их взаимной торговли и обмена

услугами и обеспечивать благоприятные условия для такого развития;

признают благотворное воздействие на развитие торговли, которое может

быть результатом применения режима наибольшего благоприятствования;

будут поощрять расширение торговли в возможно более широком

многостороннем плане, стремясь при этом использовать различные торгово-

экономические возможности;

признают значение двусторонних и многосторонних межправительственных и

других соглашений для развития торговли на долговременной основе;

отмечают значение валютно-финансовых вопросов для развития международной

торговли и будут стремиться решать их таким образом, чтобы содействовать

устойчивому росту товарооборота;

будут стремиться сокращать или постепенно устранять всякого рода

препятствия на пути развития торговли;

будут способствовать устойчивому росту торговли, избегая, насколько это

возможно, резких колебаний в их товарообороте;

считают, что их торговля различными товарами должна осуществляться таким

образом, чтобы не причинять или не угрожать причинить серьезный ущерб

внутренним рынкам этих товаров, а в отдельных случаях — дезорганизацию

рынка, в частности в ущерб местным производителям аналогичных или

непосредственно конкурирующих товаров; что касается понятия дезорганизации

рынка, то имеется в виду, что оно не может использоваться вопреки

соответствующим положениям их международных соглашений; если они будут

прибегать к защитным мерам, то они будут действовать в соответствии с их

обязательствами в этой области, вытекающими из международных соглашений,

стороной которых они являются, и будут учитывать интересы непосредственно

затрагиваемых сторон;

будут уделять должное внимание мерам по содействию развитию торговли и

диверсификации ее структуры;

отмечают, что рост и диверсификация торговли способствовали бы расширению

возможностей выбора товаров;

считают желательным создание благоприятных условий для участия фирм,

организаций и предприятий в развитии торговли».

Суммируя изложенное, следует сделать вывод, что основные принципы

международного торгового права следующие:

Субъектами международного экономических договоров являются государства.

Физические и юридические лица, совершающие ту или иную внешнеэкономическую

операцию (сделку), подчиняются как законам своего государства, так и нормам

международного права и международного экономического права.

В международных экономических отношениях государства в юридическом

отношении являются равными, пользуются правами и равными возможностями для

осуществления этих прав, а также имеют одинаковые обязанности. Права

государства в области международной торговли не зависят от его

экономической и политической мощи, а вытекают из факта существования

государства как субъекта международного права.

В международных экономических отношениях не допускается дискриминация,

основанная на различии социально-экономических систем. Торговые методы

основываются на этом принципе.

Каждое государство имеет суверенное право свободно торговать с другими

странами и свободно распоряжаться своими природными ресурсами в целях

благосостояния своего народа.

В международной торговле обязанностью государства является уважение прав

другого государства в соответствии с положениями международного права.

Каждое государство имеет право развивать свою внешнеэкономическую

деятельность. В этом свободном развитии государство должно уважать права

каждого государства.

В международных экономических отношениях не могут быть ухудшены основные

права государства.

Ни одно государство, ни группа государств не имеют права прямо или

косвенно, по какой бы то ни было причине или под каким-либо предлогом,

вмешиваться во внешнеторговые дела другого государства.

В области международной торговли ни одно государство не имеет права

использовать или поощрять использование принудительных мер политического

или экономического характера с целью подчинения суверенной воли

другого государства или в целях получения из этого любого рода выгод.

Все страны должны воздерживаться от всех видов агрессии. Каждый акт

агрессии, направленный против внешней торговли какого-либо государства,

является актом агрессии против международной торговли в целом.

Права, которыми располагает каждое государство для развития и защиты

своей торговли, не дают ему оснований совершать несправедливые акты против

другого государства.

Уважение и честное соблюдение международных торговых договоров и

соглашений являются необходимыми для развития международных экономических

отношений.

В международных экономических отношениях государство не отвечает по

сделкам и другим обязательствам своих физических и юридических лиц; в

международной торговле физические и юридические лица не отвечают по сделкам

и другим обязательствам своего государства.

Ни одна развитая страна не имеет права пользоваться в торговле с

развивающимися странами какими-либо особыми, не предоставляемыми всем

другим развитым странам льготами и преимуществами.

Каждое государство, не имеющее морского побережья,. имеет право на

свободный доступ к морю и торговым портам в соответствии с основными

принципами свободы моря.

Споры международного характера в области международной торговли, которые

могут возникнуть между двумя или несколькими странами, должны решаться

посредством мирной процедуры.

Межгосударственные организации в области международной торговли, исходя

из Устава Организации Объединенных Наций, должны:

а) поддерживать международные экономические отношения в интересах

международного мира и безопасности и с этой целью принимать эффективные

меры для предотвращения и устранения угрозы подрыва международных

экономических отношений;

б) развивать международные торговые отношения на основе уважения принципа

равноправия и самоопределения народов;

в) осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных

торговых проблем.

-----------------------

[1] Международное торговое право. Некоторые вопросы теории и практики.-

М.: Международные отношения, 1979. С. 141.

[2] См. Там же С.141.

1 Богуславский М.З. Международное экономическое право. – М.:

Международные отношения., 1987. С. 67.

1 Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник.-М.: изд-во

БЕК, 1997. С. 180.

1 [3] Международное торговое право. Некоторые вопросы теории и практики.-

М.: Международные отношения, 1979. С. 141.

[4] Богуславский М.З. Международное экономическое право. – М.: 1986. С.

157.

1. Коробова М.А. Международное право и экономические договоры. – М.: изд-

во МГУ., 1987. С. 59

( информация взята с internet www.aris.ru/~txt/wto.html. прим. Автора.

( информация взята с Internet www.midrf.com/txt/main.html

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.