реферат, рефераты скачать
 

Международные экономические договоры


последний приобретал юридическую силу. В настоящее время это обстоятельство

не играет роли, так как есть возможность обсудить текст договора по

телефону или по телеграфу и быстро получить необходимые указания от главы

государства. В связи с этим ряд буржуазных ученых считают ратификацию

договоров ненужной.

Однако с этим мнением нельзя согласиться. Ратификация подписанных

международных договоров дает возможность контролировать действия своего

представителя, осуществлять контроль со стороны законодательных палат за

деятельностью министерства иностранных дел и его органов. Следовательно,

ратификация необходима и в настоящее время, включая и договоры в области

международных экономических отношений.

Международный договор не имеет юридической силы до момента его

ратификации, если было условие о необходимости ратификации. Согласно

Конституции Российской Федерации 1993 г. законы о ратификации международных

договоров принимаются государственной думой, подлежат обязательному

последующему рассмотрению Советом Федерации, а затем подписанию Президентом

Российской Федерации.

Отказ от ратификации не является актом неправомерным. Отказ может иметь

место в связи с изменившейся обстановкой для страны, которая не желает

ратифицировать договор. Число международных договоров, которые после

подписания не были ратифицированы, достаточно велико. Суверенное

государство имеет право отказаться от утверждения договора, независимо от

причин, побуждающих его к этому.

Отказ от ратификации международного договора или оговорка при ратификации

являются актами государственного суверенитета и осуществлением прав, не

нарушающих никакого международного правила. В случае отказа от ратификации

об этом должно быть сообщено .всем договаривающимся сторонам

После ратификации международного договора стороны обмениваются

ратификационными грамотами, состоящими обычно из трех частей:

вступительной, текста утвержденного (ратифицированного) договора и

заключительной.

Во вступительной части этой грамоты обычно указывается (от имени главы

государства), что договор рассмотрен. Затем, во второй части грамоты,

излагается текст самого договора. В заключительной части излагается

заявление главы государства о том, что международный договор будет

соблюдаться.

Под заключительной частью договора ставится подпись главы государства,

затем вторая подпись лица, которое в силу законов страны имеет право

засвидетельствовать государственные акты. Возле подписи главы государства

ставится государственная печать.

После ратификации международный договор имеет силу закона стран, его

ратифицировавших

После ратификации двусторонних договоров производится обмен

ратификационными грамотами в месте, указанном в договоре (обычно в столице

одной из договаривающихся сторон). Ратификационную грамоту дипломатический

представитель передает главе государства или министру иностранных дел

страны пребывания. Обмен ратификационными грамотами может быть поручен и

другим лицам, которые должны иметь для совершения этого действия письменные

полномочия правительства. При обмене ратификационными грамотами

составляется протокол, который должен быть подписан лицами, совершившими

обмен. Обмен ратификационными грамотами многосторонних договоров не

производится. Они передаются каждой стороной (участницей многостороннего

договора) на хранение правительству страны (государству-депозитарию),

указанному в тексте договора.

Международные договоры вступают в силу с момента обмена ратификационными

грамотами или сдачи таковых на хранение, если только в самом договоре не

был оговорен иной срок.

При подписании международного договора по экономическим вопросам, при его

ратификации и при присоединении можно делать соответствующие оговорки, с

которыми знакомят всех участников договора. Последние могут выдвинуть

возражения против той или иной оговорки. При наличии возражений против

оговорки между государствами, сделавшими таковую, и государствами,

возразившими против нее, данный многосторонний договор не действует в

части, предусмотренной оговоркой.

Опубликование международного договора. После вступления международного

договора по вопросам экономических отношений в силу (ратификация, обмен

ратификационными грамотами) он должен быть опубликован (промульгирован) в

порядке, обеспечивающем возможность населению страны ознакомиться с ним.

Порядок опубликования международных договоров обычно тот же, что и

порядок обнародования законов.

Международные договоры должны опубликовываться непосредственно после

обмена ратификационными грамотами. Неисполнение, однако, этой международной

обязанности не будет иметь влияния ни на силу договора, ни на требования по

договорным обязательствам.

Регистрация международного договора. Согласно ст. 102 Устава Организации

Объединенных Нации:

1. Всякий договор и всякое международное соглашение, заключенные между

любым членом Организации после вступления в силу настоящего Устава, должны

быть, при первой возможности, зарегистрированы в Секретариате и им

опубликованы.

2. Ни одна из сторон в любом таком договоре или международном соглашении,

не зарегистрированном в соответствии с п. 1 настоящей статьи, не может

ссылаться на такой договор или соглашение ни в одном из органов Организации

Объединенных Наций.

Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 14

декабря 1946 г. предусмотрела порядок регистрации и опубликования

международных договоров и соглашений, в том числе и в области международных

экономических отношений. Предусматривается, что в Секретариате ООН

производится регистрация лишь вступивших в силу международных договоров и

соглашений. Секретариат вносит зарегистрированные договоры и соглашения в

установленный для этой цели регистр. Этот регистр ведется на английском и

французском языках. Свидетельство о регистрации, подписанное Генеральным

секретарем или его представителем, выдается регистрирующей стороне или

органу. Предусматривается также, что Секретариат ООН обязан ежемесячно

публиковать сообщения о зарегистрированных или хранящихся в его делах

договорах и соглашениях. Эти сообщения рассылаются всем государствам—

членам ООН.

Присоединение к международному торговому договору. К заключенному

открытому международному договору, как уже указывалось ранее, может

присоединиться любое государство. Это относится и к договорам по вопросам

международных экономических отношений.

Присоединение к открытым многосторонним договорам может быть осуществлено

путем подписания самого текста договора или декларации о присоединении.

Например, Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. предусматривают, что

каждая из них открыта для присоединения любой страны. Присоединение же к

международному закрытому (многостороннему договору) может иметь место лишь

в случае, если на это есть согласие участников договора.[4]

Формы присоединения государств к уже подписанному договору бывают

различные. Если государство заявляет о том, что оно признает для себя

обязательными принципы какого-либо заключенного другими государствами

договора и при этом не становится участником договора, это называется

адхезией. Если государство вступает в договор, принимает его целиком на

равных началах с подписавшими государствами, это называется акцессией.

Действительность международного договора. Вопрос о действительности

договоров по международным экономическим отношениям можно рассматривать с

двух точек зрения: 1) внутреннего права страны-контрагента; 2)

международного права.

Для анализа действительности договора под углом зрения внутреннего права

страны надо знать, кто имеет право на основании действующих в этой стране

законов подписывать и утверждать международные договоры. Для анализа же

действительности договора под углом зрения международного права надо

установить, не противоречит ли содержание договора нормам международного

права.

Заключение международных договоров означает согласование воли субъектов

международного права в той или иной области. Для волеизъявления прежде

всего требуется, чтобы воля субъекта международного права не была

ограничена, не была подчинена воле другого субъекта международного права, к

чему обычно стремятся империалистические страны. В случае заключения

международного договора ненадлежащим образом (например, не уполномоченными

на то лицами, с превышением полномочий, с нарушением конституционных

законов и т. д.) договор не имеет силы.

В том случае, если ненадлежащим образом заключенный договор будет

ратифицирован в порядке, предусмотренном конституцией, он получит силу

надлежаще заключенного.

Международный договор и внутренний закон. Международный договор по

экономическим связям после его ратификации приобретает силу закона для

ратифицировавшего его государства и может содержать нормы, противоречащие

ранее изданным в стране внутренним нормам, что не аннулирует в этой части

международный договор, а, наоборот, восполняет или изменяет внутреннее

законодательство.

Исполнение международного договора после его ратификации должно

охраняться всем государственным аппаратом.

Вопрос о том, имеет ли преимущества внутренне (право над международным

правом или наоборот, часть ученых трактует в пользу международного права.

Другие же считают, что, наоборот, внутреннее право имеет примат, так как

международный договор не является законодательным актом государства, и сам

договор налагает обязательства на государство, а не на его под данных.

Теория примата международного права над национальным правом предполагает

отказ от идеи суверенитета и нередко использовался дипломатией ряда

государств для подчинения законодательства средних и малых стран

международным договорам, навязанным этими государствами.

Некоторые зарубежные ученые считают, что международный договор имеет

характер сделки и поэтому его содержание не должно противоречить

внутреннему законодательству. В противном случае в этой части договора

примат на стороне внутреннего закона. Эта точка зрения также неправильна,

так как ратифицированный договор имеет силу закона.1

Выполнение международного договора. Международный договор по

международным экономическим отношениям обязывает государство, а не лиц, его

подписавших.

Необходимость строго соблюдать заключенные международные договоры, без

чего не могут иметь место нормальные отношения между государствами,

сознавалась еще в период рабовладельческого строя. Например, Рим, имевший

обширную договорную практику, видел возможность усиления могущества своего

государства также в соблюдении принятых на себя договорных обязательств,

этим самым понуждая к тому же своих контрагентов. Так установился принцип

pacta sunt servanda («договоры должны соблюдаться»).

В период феодализма государства уделяли много внимания вопросам

исполнения международных договоров, что получало свое отражение в

различного рода торжественных церемониях, клятвах и т. д. Однако как при

рабовладельческом строе, так и при феодализме нарушение международных

договоров было весьма частым явлением, что вытекает из сущности

эксплуататорских государств.

В связи с частыми нарушениями международных договоров перед европейскими

государствами еще во второй половине XIX века возник вопрос о необходимости

гарантий соблюдения договоров в интересах укрепления экономических и

политических отношений. Это было отмечено на Лондонской конференции 1871

года, которая зафиксировала: «Уполномоченные Северной Германии, Австро-

Венгрии, Великобритании, Италии, России и Турции, собранные сегодня на

конференции, признают за существенное начало международного права, что ни

одна держава не может ни освободить себя от обязательств трактата, ни

изменить его постановлений иначе, как с согласия договаривающихся сторон,

достигнутого посредством дружественного соглашения».

Как в области гражданско-правовой, так и в международно-правовой

нарушение одной из сторон существенных обязательств по договору дает право

другой стороне отступить от его выполнения и потребовать от стороны,

нарушившей обязательства, возмещения ущерба.

Все споры по исполнению международного договора должны разрешаться мирным

путем (арбитраж, суд, согласительные комиссии). Согласно ст. 36 Статута

Международного Суда, утвержденного Уставом ООН в качестве главного

судебного органа Организации Объединенных Наций, предусматривается, что к

компетенции этого суда относятся также споры, касающиеся любого вопроса

международного права и наличия факта, представляющего собой нарушение

международного договора, а также характера и размеров возмещения,

причитающегося за нарушение международного обязательства.

Государства, заключившие договор по международным экономическим связям,

могут пересмотреть отдельные его условия или весь его текст в целом. Если

государства достигли соглашения только по вопросу пересмотра условий или

договора в целом, но не достигли соглашения о новом содержании, то такие

разногласия могут быть переданы на разрешение Международного Суда,

согласительной комиссии и т. д.

Рассматривая вопрос о ревизии международных договоров по вопросам

экономических отношений, следует исходить из того, что стороны должны

соблюдать принцип pacta sunt servanda.

Новация международного обязательства—это прекращение его по соглашению

сторон путем установления вместо него нового обязательства.

Всякий международный договор должен выполняться странами—участницами его.

Идея pacta sunt servanda покоится вовсе не на абстрактных началах, а на

политических и экономических интересах государств на международной арене.

Государство, нарушающее международный договор по международным

экономическим отношениям, должно учитывать, что этим оно подрывает доверие

к себе других субъектов международного общения, а это влечет за собой

обострение как экономических, так и политических отношений. Следовательно,

для укрепления своих международных экономических связей государство обязано

строго выполнять свои договорные обязательства, к какой бы области таковые

ни относились.

Оговорка неизменности обстоятельств (клаузула геbus sic stantibus). При

заключении международного договора в области международных экономических

отношений государства часто исходят из того, что договоры будут

соблюдаться, если определенные условия, существующие в момент подписания,

будут оставаться неизменными.

Государства часто пользуются этой оговоркой и односторонне отказываются

от исполнения договора со ссылкой на резко изменившиеся обстоятельства, при

которых или с учетом которых он был заключен, в связи с чем дальнейшее

выполнение договора якобы невозможно или нецелесообразно.

Оговорка rebus sic stantibus может очень широко истолковываться и дает

возможность прикрываться ею во всех случаях одностороннего расторжения

договора. Поэтому нельзя исходить из того положения, что всякий

международный договор, в том числе и в области международных экономических

отношений, всегда заключается с молчаливой оговоркой rebus sic stantibus и

что его можно расторгнуть, если положение вещей (обстоятельства) резко

изменится. Принятие этого положения практически означало бы отрицание силы

международного договора независимо от того, на какой срок он заключен.

Нельзя отрицать, что исторический ход событий, а также экономическое

положение стран-участниц меняются, перестают существовать основания,

породившие договор, могут создаваться условия (даже в ближайший период

после заключения международного договора), которые делают дальнейшее

исполнение договора невозможным или нецелесообразным. В таком случае

государство—участник договора, ссылающееся на это обстоятельство и

требующее прекращения действия договора, может настаивать на пересмотре или

аннулировании договора.

Выполнение международных договоров способствует укреплению политических и

экономических отношений государств, а следовательно, делу укрепления мира;

одностороннее же расторжение договора вызывает обострение международных

отношений.

Нельзя согласиться с тем, что оговорка rebus sic stantibus дает право

государствам—участникам международного договора свободно отказываться от

заключенного ими международного договора, если другие участники его

выполняют. Поэтому надо признать, что в том случае, когда сложились

обстоятельства, которые делают дальнейшее выполнение международного

договора невозможным или нецелесообразным, государство—участник договора

имеет право поставить перед прочими участниками договора вопрос о его

пересмотре или расторжении, но не отказываться от него по своему

усмотрению. Международному праву противоречит одностороннее произвольное

расторжение международного договора.

От отказа от договора в силу rebus sic stantibus надо отличать отказ от

него в силу того, что исполнение принятых на себя обязательств противоречит

основным принципам и нормам международного права (например, принципам

государственного суверенитета, невмешательства во внутренние дела

государства, запрещения агрессивных войн и т. д.). Договоры, противоречащие

этим принципам, недействительны с самого начала. Если же в силу

изменившихся обстоятельств договоры, не противоречащие этим принципам в

момент их заключения, вступили затем в противоречие с ними, то они тем

самым подлежат расторжению (например, отказ от капитуляционных прав).

Международный экономический договор и государства, в нем не участвующие.

Договор, заключенный в области международных экономических отношений,

обязателен только для контрагентов.

Государство, не участвовавшее в заключении международного договора, может

к нему присоединиться, если ни одна из договаривающихся сторон, получив

такое извещение, не заявит протеста или если присоединение к нему

предусмотрено в самом договоре.

В случае заключения международного договора, затрагивающего интересы

страны, в договоре не участвующей, эта страна может заявить протест.

В международном договоре могут быть предусмотрены условия в пользу

третьей страны только в том случае, если третья страна не возражает против

этих условий. Третьи государства не имеют права требовать себе льгот или

привилегий, ссылаясь на договоры, участниками которых они не являются, за

исключением случаев, когда распространение этих льгот или привилегий

предусмотрено в этих договорах с ними (например, оговорка о наибольшем

благоприятствовании).

При наличии в договоре оговорки о наибольшем благоприятствовании

государство — участник договора имеет право потребовать от своего

контрагента для своих граждан, судов и товаров того наиболее льготного

режима, который обусловлен в договоре этого контрагента с третьей страной.

Однако в договорах могут быть обусловлены одновременно национальный режим и

наибольшее благоприятствование.

Прекращение международного договора. Действие международного договора в

области экономических отношений может быть прекращено в следующих случаях:

1) исполнение обязательств, предусмотренных договором; 2) истечение

договорного срока; 3) в силу согласия участников договора на его

прекращение;

4) вследствие гибели договорного объекта; 5) вследствие прекращения

существования одного из обязавшихся по договору государств; 6) в силу

одностороннего отказа от договора, если это в нем предусмотрено; 7)

вследствие наступления условия, предусмотренного договором; 8) в случае,

если дальнейшее исполнение договора будет противоречить основным принципам

международного права.

Денонсация международного договора. Денонсация - это отказ от

международного договора.

Применяется денонсация в следующих случаях: 1) на основании условий

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.