реферат, рефераты скачать
 

Лизинг - понятие, правовое регулирование, международная унификация


Лизинг - понятие, правовое регулирование, международная унификация

[pic]

Содержание

Стр.

Введение 3

Глава 1. Правовая основа регулирования лизинговых отношений 6

1. Развитие национального законодательства РФ о лизинге 6

2. Международная унификация в сфере лизинга 12

Глава 2. Понятие и сущность лизинга 19

2.1 Появление и история развития договора лизинга 19

2.2 Правовая природа договора лизинга 26

2.2.1 Структура лизинговых договорных связей 28

2.2.2 Место договора лизинга в системе гражданско-правовых

обязательств 32

2.3 Классификация лизинговых операций: 35

2.3.1 по объектам сделок; 36

2.3.2 в зависимости от срока лизинга и сложности правового

состава; 36

2.3.3 в зависимости от условий использования имущества; 39

2 3 4 по методу финансирования; 40

2.3.5 по возвратности вложенных средств; 40

2.3.6 по размеру лизинговых сделок; 40

2.3.7 в зависимости от страны пребывания участников лизинговой

сделки; 41

2.3.8 в зависимости от формы организации и техники проведения;

42

2.3.9 по объему сервисного обслуживания лизингополучателя; 44

2.3.10 по характеру лизинговых платежей 47

Глава 3 Договор лизинга 49

3.1 Признаки договора лизинга 49

3.2 Основные элементы договора лизинга 55

3.2.1 Субъекты договора лизинга 56

3.2.2 Объекты договора лизинга 57

3.2.3 Содержание договора лизинга (права и обязанности сторон)

58

3.2.4 Лизинговые платежи 62

Глава 4. Международные лизинговые сделки в России 70

Заключение 75

Литература 78

Введение

Переход к рыночной экономике в России поставил промышленные

предприятия перед рядом проблем, главными из которых являются:

необходимость адаптации к необычным для них условиям возрастающей

конкуренции, сокращение рынка сбыта из-за высоких цен на выпускаемую

продукцию и проблема неплатежей, сложности с поставщиками сырья,

материалов, ограниченность финансовых ресурсов. При этом современные

производства для обеспечения выживаемости должны обладать рядом особых

качеств: хорошей технологической оснащённостью, большей гибкостью,

способностью быстро переналаживать производство.

Намеченная программа развития реформ и стабилизации российской

экономики предусматривает создание социально ориентированной, эффективной

экономики, обеспечивающей рынок высокотехнологичной, конкурентоспособной

продукцией.

Экономика России должна иметь возможность динамично развиваться на

основе собственных внутренних ресурсов, восприятия прогрессивных достижений

науки, прочного и органичного включения в мирохозяйственные связи при

обеспечении экономической и экологической безопасности.

Для такой перестройки промышленности России необходимо использование

различных форм международного экономического сотрудничества, некоторые из

которых позволяют непосредственно привлекать иностранные инвестиции.

Формы международного экономического сотрудничества, позволяющие привлекать

иностранные инвестиции

|№ |Форма |Признаки |

|1 |Коммерческие организации с |Образуются путем создания общего |

| |иностранными инвестициями |уставного фонда с участием капитала не |

| | |менее чем двух стран. Доля иностранного|

| | |капитала не достигает 100% |

|2 |Иностранные предприятия на | |

| |территории России |Предприятия, капитал которых на 100% |

| | |иностранный |

|3 |Концессии | |

| | |Договор на сдачу в эксплуатацию на |

| | |определенных условиях земли, других |

| | |природных ресурсов, предприятий и |

| | |других хозяйственных объектов, |

|4 |Лизинг |принадлежащих государству |

| | | |

| | |Долгосрочная аренда машин и |

| | |оборудования при сохранении права |

|5 |Сотрудничество на |собственности на них за лизингодателем |

| |компенсационной основе | |

| | |Предоставление на условиях кредита |

| | |целевым назначением финансовых и/или |

| | |материально-технических ресурсов |

| | |Создание (строительство, расширение, |

| | |модернизация) производственных и иных |

| | |мощностей |

|№ |Форма |Признаки |

| | |Погашение (компенсация) финансовой |

| | |задолженности за счет выручки от |

| | |продажи продукции, произведенной на |

| | |созданных в процессе сотрудничества |

| | |мощностях |

|6 |Сотрудничество на условиях | |

| |разделе-ния продукции между |Полное или частичное финансирование |

| |участвующими сторонами |проекта сотрудничества с полным или |

| |(“продакшн шеринг”) |частичным покрытием текущих расходов |

|7 | |иностранным партнером |

| |Свободные экономические зоны | |

| | |Территории, на которых устанавливается |

| | |особый режим хозяйственной |

| | |деятельности иностранных инвесторов и |

| | |коммерческих организаций с иностранными|

|8 | |инвестициями, а также отечественных |

| |Оффшорные зоны для нерезидентов|предприятий и граждан |

| |на территории России | |

| | |Создаются с целью привлечения капитала |

| | |из-за границы. Для этого |

| | |устанавливаются льготные условия |

| | |регистрации и хранения валютных средств|

| | |нерезидентов |

Таким образом, лизинг является формой международного экономического и

инвестиционного сотрудничества, который в силу присущих ему возможностей

может стать импульсом технического перевооружения, создания необходимых

мощностей промышленных предприятий и структурной перестройки экономики в

целом.

Существенное преимущество лизинга по сравнению с другими формами

инвестирования состоит в том, что предпринимателю предоставляются не

денежные ресурсы, а непосредственно средства производства, имеющие технико-

экономические характеристики, определенные предпринимателем.

В современном деловом мире лизинг является одним из важнейших методов

финансирования развития технической базы производства. В странах со

стабильной экономикой до 30% всех капиталовложений осуществляется именно

через лизинг.

Лизинг позволяет в условиях сравнительно меньшего финансового

напряжения обновлять основные фонды, он дает возможность предпринимателю

начать дело, имея 1/3 средств (или даже меньше) для приобретения

необходимого оборудования.

Благодаря лизингу финансовые институты, банки могут

реструктуризировать свою деятельность, увеличивая объемы кредитования

проектов с более высокими гарантиями, т.к. сдаваемое в лизинг оборудование

(имущество), как правило, высоко ликвидно; кроме того, оно остается в

собственности лизингодателя в течение всего срока договора лизинга.

На рынке лизинговых услуг уже функционируют более 800 лизинговых

компаний, которые при дефиците финансовых ресурсов способны помочь выжить

многим предприятиям, обеспечив техническое обновление их производства, т.е.

заложить основы выхода из кризиса и будущего экономического подъема.

В настоящее время лизинг является, пожалуй, наиболее перспективной

формой привлечения инвестиций в экономику России.

Именно поэтому лизинг интересен как предмет рассмотрения и изучения.

Целями настоящей работы являются:

. характеристика правовой канвы лизинговых сделок и отслеживание

специфики их юридического оформления;

. экономическая и юридическая характеристика института лизинга;

. анализ инвестиционных возможностей лизинга и международных лизинговых

сделок в России.

Использование механизма международного лизинга способствует

стабильности инвестиционного процесса, повышению эффективности и

защищенности инвестируемых средств, а также делает отечественное

производство привлекательным для иностранного инвестора.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что изучение, активизация и

внедрение лизингового бизнеса в предпринимательской практике международных

лизинговых процессов становится сегодня актуальным и интересным для

российских участников лизинговых отношений.

Глава 1. Правовая основа регулирования лизинговых отношений

Богатство состоит в

пользовании, а не в

праве собственности.

Аристотель (IV

в. до н.э.)

1. Развитие национального законодательства РФ о лизинге

Одним из решающих условий высокой эффективности лизинговой

деятельности является ее надежное правовое обеспечение. Правовая

неопределенность отношений с партнерами увеличивает степень риска

лизинговых сделок и сдерживает предпринимательскую инициативу.

Одним из первых документов, регламентирующих практику проведения

конкретных лизинговых операций и предоставляющих их участникам определенные

льготы, было постановление Совета Министров СССР от 29.12.90г. № 1369 «О

развитии лизинговых операций и деятельности совместной советско-французско-

германской компании «Евролизинг». Тогда речь шла о предоставлении льгот по

операциям лишь одной компании. Для всех остальных действовало указание

Главного управления государственного таможенного контроля при Совете

Министров СССР от 05.06.90г. №11-38/20 «О пропуске товаров по лизинговым

контрактам», в соответствии с которым товары, поставляемые в СССР на

условиях долгосрочной аренды (лизинга), рассматривались как ввозимые

окончательно с представлением оформленной соответствующим образом грузовой

таможенной декларации и уплатой таможенных пошлин и других сборов и

платежей в соответствии с действующими правилами.

До настоящего времени те льготы, которые были предоставлены

постановлением Совета Министров СССР №1369 от 29.12.1990г. являются

уникальными и до сих пор непревзойденными на общероссийском уровне.

В частности, было предусмотрено, что в процессе осуществления

лизинговых операций компанией:

. налог на экспорт и импорт и таможенные пошлины со стоимости машин и

оборудования, ввозимых в СССР согласно заключенным лизинговым

контрактам, взимаются в установленном размере в момент перехода права

собственности к советским юридическим лицам с остаточной стоимости

оборудования, исчисленной на момент перехода права собственности;

. советские юридические лица, заключившие контракты на условиях

компенсационного лизинга, имеют преимущественное право на получение

лицензий на вывоз из СССР продукции, поставляемой в счет погашения

задолженности по таким контрактам.

Два последующих распоряжения Правительства РСФСР, содержащие льготы

по лизингу, касались авиационных предприятий.

Так, в распоряжении Правительства РСФСР от 17.12.91г. №159-р

устанавливалось, что в целях безусловного выполнения объединением «Аэрофлот-

Советские авиалинии» обязательств в иностранной валюте по указанному

соглашению любые валютные отчисления в республиканский валютный резерв

РСФСР будут производиться с выручки объединения «Аэрофлот-Советские

авиалинии» в иностранной валюте от эксплуатации этих самолетов за вычетом

затрат на оплату эксплуатационных расходов за рубежом и лизинговых

платежей, которые освобождаются на территории РСФСР от налогов и сборов.

Распоряжением Правительства РСФСР от 24.05.94г. были полностью

освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов самолеты, ввозимые в

соответствии с лизинговым соглашением, заключенным между Аэрофлотом и

консорциумом западноевропейских банков.

Первым нормативно-правовым документом, касающимся лизинга, стал Указ

Президента РФ от 17.09.94г. №1929 «О развитии финансового лизинга в

инвестиционной деятельности».[1] В нем Правительству было поручено

разработать Временное положение о лизинге, подготовить предложения о

развитии лизинга в конверсии и техническом перевооружении предприятий, о

возможности предоставления таможенных льгот при временном ввозе товаров,

используемых в лизинговых операциях и осуществить иные меры в целях

повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере

производства.

Во исполнение данного указа было принято постановление Правительства

РФ от 29.06.95г. №633 «О развитии лизинга в инвестиционной

деятельности»[2], утвердившие Временное положение о лизинге, которым

определены методологические основы лизинговой деятельности (понятие

лизинга, объект и субъекты лизинга, основные требования к договору лизинга,

права и обязанности его участников).

Важным этапом в правовом обеспечении развития лизинга стало принятие

и введение в действие с 1 марта 1996г. части 2 Гражданского кодекса РФ[3],

в котором одним из видов аренды выступает аренда финансовая - лизинг (§ 6

гл.34)

Надо отметить, что отдельные пункты Временного положения о лизинге

противоречили ГК РФ. Так, в п.15 в качестве общего правила зафиксировано,

что риск случайной гибели, утраты, порчи лизингового имущества несет

лизингодатель. Договором может быть предусмотрен переход указанного риска к

лизингополучателю с момента поставки ему имущества. Ст.669 ГК РФ

устанавливает прямо противоположный общий принцип: риск несет арендатор с

момента передачи ему имущества, если иное не предусмотрено договором

финансовой аренды. В таких случаях следует руководствоваться, разумеется ГК

РФ.

Среди документов, имеющих значение для развития лизинга, необходимо

отметить:

. постановление Правительства РФ от 20.11.95г. №1133 «О внесении

дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации

продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ,

услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых

при налогообложении прибыли», которым установлено, что проценты по

полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других

организаций, используемые субъектами лизинга для осуществления операций

финансового лизинга, лизинговые платежи по операциям финансового

лизинга включаются в состав затрат по производству и реализации

продукции (работ, услуг);

. постановление Правительства РФ от 01.02.2001г. №80, утвердившее

Положение о лицензировании финансовой аренды (лизинга) в РФ, в

соответствии с которым лицензирование финансовой аренды (лизинга)

осуществляется Министерством экономического развития и торговли РФ.

Действие настоящего Положения распространяется на резидентов и

нерезидентов РФ, осуществляющих финансовую аренду (лизинг) на

территории России;

. постановление Правительства РФ от 27.06.96г. №752 «О государственной

поддержке развития лизинговой деятельности в РФ», которым было

рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ оказывать

необходимую поддержку развитию лизинговой деятельности, направленной на

техническое перевооружение и модернизацию производства, в том числе

путем участия в финансировании соответствующих проектов за счет

бюджетов субъектов РФ;

. Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей от 16.04.96г.,

утвержденные Министерством экономики РФ. Этот документ носит общий

характер и не предусматривает многих нюансов (в нем не учитываются

особенности отдельных видов оборудования, различные условия страхования

и т.п.). Кроме того, Законом РФ «О лизинге» внесены изменения в состав

лизинговых платежей, поэтому документ несколько устарел;

. письмо ГТК РФ от 24.05.99г. №01-15/14858 «О применении Федерального

закона от 29.10.98г. №164 – ФЗ «О лизинге», которым было установлено,

что поскольку Закон РФ «О лизинге» не относится к законодательству РФ о

налогах и сборах и, соответственно, применяется в части, не

противоречащей налоговому законодательству, порядок уплаты таможенных

пошлин, налогов в отношении перемещаемых через таможенную границу РФ

предметов международного лизинга, установленный в ст.34 этого Закона не

соответствует ч.1 Налогового Кодекса РФ[4]. Согласно п.3 ст.34 Закона

РФ «О лизинге» уплата таможенных налогов и тарифов производится:

- на момент ввоза (вывоза) предмета лизинга на сумму оплаченной части

таможенной стоимости имущества, что подтверждается банковскими

документами;

- в дальнейшем уплата таможенных налогов и тарифов производится

одновременно с лизинговыми платежами или в течение 20 дней с момента

получения лизинговых платежей.

В соответствии со ст.25 Таможенного Кодекса РФ[5] лицо вправе выбрать

любой таможенный режим или изменить его на другой, независимо от характера,

количества, страны

происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не

предусмотрено ТК РФ по таможенному делу.

. С 01.01.97г. введены в действие “Указания об отражении в бухгалтерском

учете операций по договору лизинга” (приложение №1 к приказу

Министерства финансов РФ от 17.02.97 №15);

. в сельскохозяйственном производстве и перерабатывающей промышленности

лизинговый механизм развивается в соответствии с постановлением

Правительства РФ от 16.06.94г. №686 “Об организации обеспечения АПК

машиностроительной продукцией на основе долгосрочной аренды (лизинга)”.

Косвенное отношение к лизинговой деятельности имеют многие другие

нормативно-правовые акты, регламентирующие общие вопросы налогообложения,

бухгалтерского учета и отчетности, осуществления экспортно-импортных

операций и проч.

Таким образом, существует большое число подзаконных актов,

регулирующих лизинговую деятельность.

Основным законодательным .актом в области регулирования лизинговых

отношений является Закон РФ «О лизинге» №164-ФЗ от 29.10.98г. Все

вышеуказанные подзаконные нормативно-правовые акты не должны противоречить

данному Закону РФ. Подробная характеристика Закона РФ «О лизинге» будет

дана в последующих главах дипломной работы.

Структура Закона РФ “О лизинге”

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.