реферат, рефераты скачать
 

: Финансы Украины


выполнения фин планов и т.п. Контроль предполагает анализ фин результатов.

Фин менеджмент должен базироваться на знании стандартн приемов упр-ия и на

умении быстро и правильно оценить конкр фин ситуацию и при помощи использ-ия

ф-ций фин менедж-та найти выход из этой ситуации (возможно, единственный).

№11. Ф-ии фин-ов в обесп обществ воспроиз-ва

Фин-ы явл. инструментом стоимостн распр.; их специф назначение состоит в

том, чтобы распр. и перераспр. ст-ть ВВП, выраженную в ден форме между разными

субъектами хоз. и направлениями целевого исп.. Сущность ф-ов как категории

проявл-ся в конкр функциях фин-ов:

1. Распред-ая. Через эту ф-цию реал обществ назначение фин-ов - обесп-ие

каждого субъекта хоз. необход. ему фин. ресурсами, исп. в форме ден. фондов

спец. целевого назнач. Объектами действия этой ф-ции выступают ст-ть СОП и НД.

С пом распред.функции осущ. 1. первичное распр-ие СОП на c+v+m на ст-ть

возникающих ср-в пр-ва с, v,m. После первичн распр-ия СОП и в частности

перераспр-ия вновь созданной ст-ти. Такое перераспр. происх за счет взымания

налогов идуших в центр. ден фонды НД=m’+m+v, где m’идет в гос.бюджет, m

остается на пп v - частично перераспр за счет под. налога, часть идет в гос и

местн бюдж.

Кроме того за счет фин-ов осущ. перераспр-ие ден ср-в м/у различн отраслями

эк-и (произв и непроизв); внутри этих отраслей также осущ территор распр-ие фин

рес-ов. Речь идет о бюдж ассигнованиях, выделяемых в слаборазв. экон районы.

Через фин-ы осущ возд. на все без исключ сферы общ. пр-ва. Сюда относится

возмещ стоим-и потр. ср-в пр-ва и образование доходов и фондов в различн

формах. Распред ф-ия фин-ов заключ и в том, что создаваем с пом фин-ов внебюдж.

фонды, бюдж. ресурсы, страх фонды позвол устранять отриц последствия, возник

вследствие диспропорций в развит отд отраслей эк-и. Распр ф-ция фин закл и в

том, что с ее пом осущ дифференц фин доходов нас-я. В усл рынка дифф наглядно

проявл в том, что уже обозначились довольно разл соц группы насел. В этом

нюансе проявл-ся и философия и политика фин-ов. Хотя фин-ы и явл-ся элем-ом

базиса, они связаны с элементами надстройки с проведением опред политикии гос.

2. Контрольная.Основу контр ф-ции фин сост движение ден рес, происход как в

фондовой и во внефондовой формах. Контр ф-ция осущ в проц форм, распр-ия и исп

разл видов ден. фондов. Их форм-ие, фин контроль осущ в проц взыман разл видов

налогов и налог платежей, мобил-ии др источников доходов, определении

налогообл. базы, установление сроков поступлен доходов. При расход-ии фондов

фин контроль обесп оценку эфф. исп-ия ср-в, а также их соответсивие целевому

назнач-ию, особенно в обл бюджета. Важно отметить, что фин контроль также осущ

за пр-ом, распред и потребл СОП и его важнейшего компонента НД, а также за

соблюдением конкр пропорций, складыв-ся в проц перераспр-ия НД. Инструментов

реализ-ии контр ф-ции выступает фин информ-ия, кот отраж-ся в фин показателях,

имеющихся в бухг., статистич и оперативной отчетности. Хотя фин. показатели явл

разновидностью стоимостных показателей, их особенность закл. в том, что им

присущ синтетический характер, отражение различных сторон хозяйственной

деятельности предпр, орагнизации. С контрольной функцией напрямую связано

понятие фин. дисциплины.

№11 (продолжение)

3. Функция обесп. сущ гос-ва ставит своей задачей создание мат.-фин. базы

функц. гос-ва, а именно содержание аппарата управления страной, президентской

власти, законодательнй и исполнительной власти, правоохранительных и там.

органов, налоговых служб, т.е. содержание тех стр-р, без которых не

представляется выполнения гос. своих политич, экон и соц. функций. Эта функц.

осущ. за счет гос. бюджета, где на эти цели приходится от 6,5 до 9,5% в

зависимости от того или иного года. Важное значение имеет также фин-ние ВЭД

Укр: соедржание за счет бюдж. дипломат. представительтств Украины, взносы в

межд. организации , членом которых является Украина и т.д. На этих цели гос-во

трати т от 3 до 7% расходов гос. бюдж.

4. Социальная ф-я фин. наибеолееярко проявляется в совр условиях, в период

перехода к рын. экон. Сейчас появилась принц. новая группа расходов. гос.

бюджета - соц. защита населения, соц. обеспечение. Однако соц. ф-я фин.

сводится не только к поддержке малообесп слоев населения, но и к содержанию

учреждений непр. сферы.

№31. Контроль за исполнением бюджета и его значение.

Контроль за исполнением бюджета осущ-ся соответственно Верх советом Укр,

Верх советом респ Крым, местными советами народных депутатов, которые

самостоятельно определяют организацион формы осущест-ия такого контроля.

Органами гос исполнит власти и исполнит органами местных советов народных

депутатов вместе с органами Минфина Укр осущ-ся контроль за состоянием

поступления доходов в соответствующий бюджет, средств внебюдж фондов и

правильным использ-ем пп-ми, учрежд-ми и орган-ми выделенных им бюдж

ассигнований, средств внебюдж фондов.

Органы гос исполнит власти и исполнит органы местных советов народных

депутатов высшего уровня осуществл надзор за ходом исполнения бюджета, исходя

их требований действующего законодат-ва, решений органов гос исполнит власти

высшего уровня, принятых в рамках их компетенции.в случае, если субвенции,

выделенные бюджету нижестоящего территор уровня не использ-ся в установл срок

или использ-ся не по целевому назначению, субсидирование прекращается, а

выделенные ср-ва подлежат возврату в бюджет, из которого они были получены.

Минфин Укр несет персональную ответственность перед Верх советом Укр за

соблюдение закона “О госбюджете Укр”. Минфин Укр обязан немедленно

информировать Верх совет Укр о всех случаях нарушения органами гос исполнит

власти исключительного права Верх совета устанавливать налоги и определять

законность использ-ия бюдж средств.

№12. Сущность фин политики

В любом цивилиз обществе правит-во использует фин отн-ия для достижения

определ целей, для осуществления своих функций и задач. В этой связи фин

политика выступает активным орудием воздействия гос-ва как на эк интересы

разл-ых слоев нас, так и общества в целом.

Сущность фин политики состоит в разработке научно обоснованных концепций

развития фин-ов, определнии осн направлений и способов исп-ия фин-ов на

длительную перспективу и на текущ период с учетом целей эк и соц политики

гос-ва, междунар факторов обществ развития, возможностей увеличения фин рес-ов

страны, а также в осуществлении практич действий, направл на достижение конкр

целей.

Фин политика не представляется без присущих ей противоречий или конфл

ситуаций. На гос уровне такое противоречие возник при разработке и построении

госбюджета. Ведь для расширенного общес воспроиз-ва необх увеличение хоз

расходов, которые ограничены объемом доходов бюджета. Здесь возникает

противоречие при форм-ии доходной и расходной статей бюджета, кот проявляется в

том, что увеличение расходов регул-ся лимитируемыми объемами налоговых

поступлений. Задача успешной фин политики состоит в том, чтобы реально

учитывать возникшие противоречия и находить границы и способы их разрешения.

№13. Страт и тактика в фин полит

В завис от длительн периода и характера решаем задач фин политика подразд

на фин стратег и тактику.

Фин стратегия это долговрем курс фин политики, расчитанный на длит

перспективу решения крупномасшт задач, определяемых эк и соц стратегией

правит-ва. Здесь прогноз-ся осн тенденции развития фин-ов, опр-ся факторы,

оказывающие решающее влияние на это развитие, формир-ся концепции исп-ия фин-в,

обосн-ся принципы оранизации фин отн-ий, произв-ся выбор долговрем целей,

разраб целей фин программ.

Фин тактика связана с решением конкр задач, стоящих на определенном этапе

развития общества и реализ-ся путем своевременного изменения фин отношений,

маневрирования фин ресурсами, перегруппировкой ден средств. Решающую роль в фин

стратегии при преодолении фин-го и эк кризиса в Укр играет бюджетный процесс.

Речь идет о том, чтобы в законе “О бюдж системе Укр” более четко выразить

отношения между гос-ом и местными бюджетами в части распределения и

перераспределения налогов и других платежей.

№14. Цель фин политики в Укр

Целью фин политики явл-ся наиболее полная мобилизация фин рес-ов страны,

необх для удовлетв постоянно растущих потребностей общества. Сюда относятся

политика инвестирования, развития инновац процессов, поддержание и развитие

пр-ва важнейших отраслей промышл-ти и пп-й, политика взаимоотношений пп-й с

бюджетом, установление рацион форм изъятия чатис прибыли или дохода в пользу

гос-ва или местных органов госуправления. Фин политика носит многовариантн

характер. Для принятия конкр решений в части фин стратегии или фин тактики

прораб-ся несколько вариантов возможных ситуаций. Затем отбираются наиболее

приемлимые из них, проводится гос или научная экспертиза и лишь затем

принимается окончат вариант, утвержд прав-ом страны или Верх сов-ом Укр

Положения, изложенные в докладах президента, а также исслед-ия ученых, напр

на системную структуризацию проблем, позвол выделить след направления фин

политики Укр на совр этапе:

- эк стимулирование пр-ва

- сдерживание инфляц процессов

- ограничен кредитной и ден эмисси

- осн напр-ия расход-ия госбюджета

- стимулирование бюдж поступл-ий

№15.Эк стим-ие пр-ва как составн часть фин политики на совр этапе

Для эк стимулир пр-ва необходимо решить комплекс проблем, в т.ч. укреплять

фин положение пп-й, стабилизировать уровень потребления населения, осуществить

институционное изменение и др. На уровне антикризисных стратегий наивысший

потенциальный вклад в преодолении эк, соц и фин-го кризиса обеспеч

стимулирование пр-ва, что более чем на 17% превышает потенциал стратегии

сдерживания инфляции. Стратегию стимул-ия пр-ва можно разделить на структурную

перестройку, институц изменения в эконономике, укрепл фин положения пп-й,

стабилизацию уровня потребления населения, усиление организац форм гос регул-ия

экономики.

Ощутимое доминирование стратегии эк стим-ия пр-ва обуславл высокую

сравнительную важность ее политик. Так, для макроэкон специализ-ии важными

политиками стимул-ия пр-ва явл-ся: структурная перестройка (потенциал 17,3%),

институц измен-ия в экономике (потенц 15,1 %), укрепление фин положения пп-й в

Укр(потенц 12,3%).

В числе механизмов структурной перестройки наивысший потенциал имеют:

целевая санация пп-й и внедрение мех-зма банкротства; разработка гос пром

политики, а также стимул-ие пр-ва экспортной и импортозамещающей прод-ей. В

общем контексте макроэк стабилизации достаточно влиятельными антикризисными

мех-ми явл-ся также переход во внутр-их фин расчетах к мировым ценам на

энергоносители, гос целевое инвестирование обеспечения структурных изменений и

стимул-ие продажи излишних имуществ активов. Важное знач также имеет укрепление

фин положения пп-й, определяющую роль в укреплении которого в перспективе будет

иметь приватиз-ия гос пп-й.

№16.Сдерж инфляц проц как сост часть фин полит на совр этапе

В сдерживании инфляц процессов, как страгтегии фин политики, должны быть

использованы виды политик, обеспеч регул-ие расходной части бюджета,

совершен-ие формир-ия доходной части, стабилиз-ию торгового баланса и валютн

курса.

На уровне антикризисных стратегий наивысший потенциальный вклад в

преодолении эк, соц и фин-го кризиса обеспеч стимулирование пр-ва, что более

чем на 17% превышает потенциал стратегии сдерживания инфляции. Но возможности

стратегии сдерж инфл-ии полностью не использ-ся (где-то на 27%). Стратегия

сдерж инфляции делится на ограничения кредитной и ден эмиссии, регул-ие

расходов бюджета, стимул-ие поступлений в госбюджет, стабилиз-ию торгового

баланса, стабилиз-ию валютного курса.

В наст время наиболее весомый вклад в решение проблемы преодоления фин-эк

кризиса обеспеч: структурная перестройка (4,5%), регул-ие расходов бюджета

(4,2%), а также ограничение кредитной и ден эмиссии (4,1%).

В числе механизмов структурной перестройки наивысший потенциал имеют:

целевая санация пп-й и внедрение мех-зма банкротства; разработка гос пром

политики, а также стимул-ие пр-ва экспортной и импортозамещающей прод-ей. В

общем контексте макроэк стабилизации достаточно влиятельными антикризисными

мех-ми явл-ся также переход во внутр-их фин расчетах к мировым ценам на

энергоносители, гос целевое инвестирование обеспечения структурных изменений и

стимул-ие продажи излишних имуществ активов. Важное знач также имеет укрепление

фин положения пп-й, определяющую роль в укреплении которого в перспективе будет

иметь приватиз-ия гос пп-й.

№17 (продолжение)

министерств. На уровне рагиона этим заним фин управл, кот имеет опре

стр-ру: Каб.Мин 1. фин. управл автон. городов. а) райотделы. 2. мин. фин. а)

фин управл облисп б) горфинотдел в) райфинотдел г)сельск фин отдел.3. Мин. фин

АРК.

В рассмотр. стр-ре важнейшее место занимают горфинотделы. Ведущим звеном в

с-ме управления явл. Минфин в составе кот. выделяется целый ряд управлений, в

т.ч. бюдж. управление кредитами и ЦБ, отдельно выделяется Казначейство, есть

управл финанс. соц сферы, науки, управл методологии бухг. учета и отчетности,

упр-е нал. службы и др. Гос. нал служба характ значит изменениями,

направленными на повышение действенности гос упр-я.

№17. Управление фин-ми в Укр

Управление - это совокупность приемов и методов целенаправленного

воздействия на обеъкт управл. с целью получения опред. рез-та. Важн областью

управленч деят. явл. упр-ие фин. Оно осущ спец аппаратом (Мин. фин) посредством

приемов и методов, куда входят разнообр стимулы и санкции. Искусство упр-ия

сост в выборе наиболее эффект метода из числа имеющихся или создании условий

для рац исп-ия применяем методов с целью быстр. решения поставленной цели.

Как и во всякой управляемой с-ме в управл-ии фин-ми выделяют объекты и

субъекты управления. Объектом управления явл. различн виды фин. отнош-ий, а

субъектами явл те орг. стр-ры, кот. осущ. это управл. В Укр выдел 3 группы

объектов управ: фин-ы пп-я, гос ф-ы, страх комп. К субъектам упр-ия относят:

фин. службы пп-я, страх органы, фин. органы и налог. инспекции. Субъекты управл

функц. в каждом звене и в каждой сфере фин. отн-ий. Совок. всех орган. стр-р

осущ. упр-ие финанс. назыв фин аппаратом. Выделяют несколько методов или

приемов осущ упр-ия:1)фин планир 2)операт упр-е 3)фин контроль. Управл решения

в процессе план. приним. на основе анализа фин. информации, кот. должна быть

полной и достоверной. Фин. планир - это совок-ть мер по составлению и

исполнению форм-ия и исп. ден. ср-в и накоплений. Фин планир пп-я явл сост

частью бизнесс-плана и позвол достигать единство м/у произв. и фин. ресурсами,

а также вызывать возможности для пополнения фин рес-ов. Планир в масштабах н/х

включ в себя прежде всего бюджетное как основное звено фин. планирования.

Оперативное управл предст. собой комплекс мер, разработанных на основе опер.

анализа фин. ситуаций и достигающих цели получения мах фин. эффекта при мин.

затратах с пом. оперативного перераспределения фин. рес. Сущность опер.

планирования - это фин. маневриров. Контроль как элемент управления присутств.

и в операт планиров и в управл.

Фин контроль дает возможным сопоставлять получ фин. рез-ты с планир. и

оперативно осущ корректировку фин. решений в каждый конкр момент времени.

Различ стратегич и оперативное фин. упр-ие. Стратег. или общее управл. связано

с разработками, касающимися прогноз. фин. ср-в в масштабах н/х и их эф-го исп.

в макроэк. аспекте.

Оперативное - это управл на микроуровне,осущ. всеми подраздел управл фин

с-мы. Управление в совр усл-х требует более широкого исп. тех методов, которые

сейчас исп. достаточно слабо, напр. метод маневрирования фин. ресрсами, метод

широкого исп. фин. рынков, метод прогноз. фин. реш.

В соотв с принимаемой Конст общее управл. фин-ми в Укр. возложено на

высшие органы гос власти - ВС, аппарат През и правит-во. Операт финуправление

осущ фин. аппарат (Минфин), с пом. которого правит, 1. располагает информ. о

сост фин дел в том иил ином звене н/х, 2. через этот аппарат осущ работы по

планированию, учету, анализу и контролю, по составлению и исполнению фин.

планов. Фин управл на предпр. осущ спец. фин. отделами на уровне министерст,

также фин. отделми или управлениями этих

№18. Бюджет как эк категория в системе стоимостных категорий

В системе централиз фин-ов вед роль отводится госбюджету. Бюджет как эк

категория предст собой сложную систему соц-эк отношений, развивающихся в

обществе в проц формирования, распр-ия и исп-ия централиз фин ресурсов,

создаваемых на разл уровнях управления н/х и предназначенных для обслуживания

общес потребностей.

Необходимость форм-ия централиз фондов (госбюджета) обусл прежде всего

потребностями, возникающими у гос-ва в связи с выполнением своих эк-их,

полит-их, национальных, экологических, внешнеэк-их и др ф-ций. Фин обслуживание

произв и непроизв сфер экономики, в создании определ пропорций общес развития,

содержание аппарата управления, налоговых, судебных и правоохр органов, нац

гвардии предусм выделение необх фин ресурсов. Все перечисленные расходы

производятся за счет средств госбюджета. Фин отношения, возникающие у гос-ва с

пп-ми, учреждениями и населением в целом наз-ся бюджетными. Им присущ объект

характер, т.к. исторически и логически фин средства всегда формир-ся в руках

гос-ва для выполнения своих непосредст ф-ций - обеспечения сущест-ия гос-ва.

Бюджетные отношения - это производственные отношения, поэтому они явл-ся

элементом базиса общества. В любом случае они выражают отношения конкретных

групп и слоев населения и здесь бюджет предст собой философию и идеологию

общест развития. Являясь частью фин отн-ий, бюджет имеет те же характеристики,

что и фин-ы в целом, но в то же время характеризуется опред особенностями:

- бюджет явл-ся особой формой перераспред-ых отн-ий, связанных с обособл

частью НД в руках го-ва;

- посредством бюджета осущ-ся перераспр-ие НД на всех уровнях н/х и по всем

сферам экономики;

- область бюдж распр-ия занимает центр место в составе гос фин-ов.

Как эк категория бюджет связан со многими другими категориями, среди

которых можно выделить два уровня:

1) вал общ прод-т (ВОП), СОП, НД -

бюджет служит средством перераспр-ия этих категорий;

2) фин-ы, прибыль, налоги, кредит, з/п, матер стимулирование и др. - бюджет

служит результатом распр-мя этих кат-ий по отраслям пр-ва, сферам деятельности

и т.д.

№20. Роль бюджета в осуществлении расшир восроиз-ва

В бюджете страны аккумул-ся знач часть вновь созданной стоимости - НД,

распределяемого и используемого в соотв с рын законами общест развития (закона

стоимости, спроса и предложения, закона повышающейся ПТ, закона возрастания

потребностей) для обеспечения расширенного воспроиз-ва и удовлетворения общегос

потребностей.

В усл рын отношений распр-ие НД произв-ся посредством образования, распр-ия

и исп-ия ден доходов и накоплений (гос доходвы, доходы пп-й и объед-ий, разл

коммерческих и фин структур, банков, инвестиционных фондов и населния). Значит

часть НД поступает в бюджет путем прямого распр-ия - налогообложений гос,

частных и коммерч пп-й. Часть чистого дохода нас-ия перечисл-ся в бюджет в

порядке перераспр-ия. Распр-ие НД через госбюджет обусл необходимостью создания

централиз фонда ден средств для расшир воспроиз-ва и удовлетворения других

совокупных потребностей общества путем перераспр-ия средств между отраслями

произв и непроизв сфер жизнедеятельности общества, а также между экономич-ми

районами страны, сто обусловлено необходимостью передачи части чистого дохода

из одной отрасли общест пр-ва в другую в соотв-ии с планами эк и соц развития

страны, с программами радикальных эк преобразований общества для осуществления

перестройки структуры общест пр-ва.

Такое перераспр-ие в знач степени вызвано различным уровнем тех оснащения,

энерго- и фондовооруженности пп-я; неравномерностью размещения; действующей

системой ценообразования и тем, что при переходе к рынку необходима поддержка

со стороны гос-ва перспективных отраслей пр-ва. Перераспр-ие НД как между

отраслями, так и внутри них происходит посредством гос инвестиций и

приоритетного финансирования отд видов производств, высоких технологий,

инновационных процессов.

При переходе к рын отношениям существенно меняется роль бюджета в

регулировании общест пр--ва и распр-ии НД. Осн направления этих преобразований

- сосредоточение главных ресурсов госбюджета на приорит отралях экономики,

определение наиболее общих пропорций развития общест пр-ва, необх темпов

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.