реферат, рефераты скачать
 

: Финансы Украины


Сводный госбюджет Укр использ в целях анализа и выявления методов

госрегул-ия эк и соц развития Укр.

Бюджет автон респ Крым объедин республ бюджет и бюджеты районов и городов

респ подчинен респ Крым.

К местным бюджетам относ обл, городские, районные, районные в городах,

поселковые и сел бюджеты.

Бюджет области объед облбюджет, а также бюджеты районов и городов

облподчинения. Бюджет района сост из райбюджета, бюджета городов райподчинения,

поселкового и сел бюджетов. Последние созд-ся по решению рай- и горсоветов нар

деп-ов при наличии необх фин базы. Рай и горсоветы опред доходы соответств

поселковых и сел бюдж-ов.

Бюджет города, имеющего районное деление, объедин гобюджет и бюджеты

райнов,кот входят в его состав

Под бюдж устройством поним организация и принципы построения бюдж системы,

функционирующей на основе действующ бюдж права; структура бюдж системы;

взаимоотношения между отд звеньями бюдж системы. Бюдж устройство Укр опред с

учетом гос устройства и админ-территор деления Украины.

№29. Принц бюдж устр-ва в Укр

Под бюдж устройством поним организация и принципы построения бюдж системы,

функционирующей на основе действующ бюдж права; структура бюдж системы;

взаимоотношения между отд звеньями бюдж системы. Бюдж устройство Укр опред с

учетом гос устройства и админ-территор деления Украины.

Бюдж устройство Укр основано на принципах: демократизации бюдж отношений,

единства, полноты, достоверности, гласности, наглядности и самостоят-ти всех

бюджетов, входящих в бюдж систему.

Демократизация бюдж отношений сост в том, что потсроение сводного бюджета

Укр предусм рацсочетание централизованного начала в управлении бюдж процессом с

широким участием местных и регион органов власти, а также непоср участие

трудящихся в обсуждении и осуществлении бюдж политики.

Принцип единства бюджета означает существование единого метода расчета

доходов и расходов звеньев бюдж с-мы. Единство бюдж с-мы обеспеч-ся единой

правовой бюдж классификацией, едтнством форм бюджетной документации,

согласованными принципами бюдж процесса, предоставлением необх статистич и бюдж

информации от одного уровня бюджета к другому.

Принцип полноты состоит в отображении в бюджете всех без исключения доходов

и расходов.

Принцип достоверности закл в формир-ии бюджета на базе реальных эк

показателей, научно обоснованных нормативов и отражении в отчете о выполнении

бюджета только тех доходов и расходов, кот явл-ся результатом конечных кассовых

операций банков.

Принцип гласности обеспеч-ся тем, что в средствах массовой информации

постоянно освещ-ся показатели бюджетов и отчетов об их исполн-ии

Принцип наглядности - это отражение показателей бюджета во взаимосвязи с

общими эк показателями путем использ-ия средств максим информированности,

рез-ов сравнит анализа, определения темпов и пропорций эе развития общест

пр-ва.

Самостоятельность бюджетов обеспеч-ся наличием собственных источников

дохода и правом определения основных направлений их использования в

соответствии с законодательством Укр. Самостоятельность в принятии решений

означает, что при составлении и исполнении своих бюджетов соответствующие

органы местной власти должны учитывать, впервую очередь, общегосударств

интересы.

№30. Планирование, составление, рассмотрение и утвержд бюджета

Бюджетный процесс - это регламентирванный законодат-ом порядок составления,

рассмотрения и утвержд бюджетов, их исполнения и контроль за их исполнением,

утверждения отчетов о выполнении бюджетов, кот сост бюдж систему Укр. Бюдж

порцесс предусматр разработку нормативно-правовых и организац основ, дающих

представление о конкр формах организации этой работы, о распр-ии ф-ций в

исполнении бюджета между органами госвласти, хозупраления, планово-фин органами

и уреждениями банков, объединениями ,пп-ми, бюдж учрежд-ми по всей террит

страны.

Содержание бюдж планирования более широко: оно включ также вопросы теории и

методологии составл-ия бюджетов всех уровней и всех фин планов н/х Укр. При

осущ-ии бюдж планирования важно учесть его осн принципы, а именно:

- демократиз-ия бюдж отношений

- приор значение бюдж планирова-

ния во всей совокуп-ти фин планов

- единство с-мы бюдж планов. Бюдж

планы должны быть согласов как по

доходной , так и по расходной части

по всем звеньям бюдж с-мы Укр

- директивность и целевой характер

бюдж назначений и обязательств

- органическая связь бюдж планиро-

вания с планами соц-эк развития

страны и регионов.

Бюдж планирование осущ-ся Минфином Укр и местными фин организациями в

соотв-ии с предоставл-ми им правами. Основа бюдж планирования, права и

обязанности плановых органов определены в законе “О бюдж с-ме Укр”, а также в

законе “О местных советах нар депут-ов, меснтом и регион самоуправлении”, в

Правилах составления и исполнения госбюджета Укр.

Одной из стадий бюдж процесса явл-ся составление проекта госбюджета, в

котром предполагают, что он обеспеч средствами финанс-ия мероприятия эк и соц

развития страны, которые имеют общегос значение, а также межгосотношения.

Порядок составления проэкта и бюджета состоит в том, что в ВС Украины не

позднее 15 июня текущего года разрабатывает и по- сылает Президенту Украины

спецпостановления (бюджетную резолюцию) о денежных направлениях бюджетной

политики на предстоящий бюджет- ный год. Правила оформления проэкта закона " О

Госбюджете Украи- ны" утверждается ВС Украины. Расходы Госбюджета

расписываются в проэкте Закона в разрезе Министерств, Ведомств и др.органов

Госисполнительной власти.

На своем заседании КМУ рассматривает проэкт закона, прини- мает

окончательное решение относительно проэкта Закона и пред- ставляет его

Президенту. К проэкту закона прилагаются: "Основные прогнозные макропоказатели

экономического и социального развития Украины" ( величина СОП, НД, нац

продукта, прибыли, производи- тельности общественного труда, уровень

потребления и др.); сводный баланс финресурсов Украины; основное направление

бюджетной и налоговой политики; предложения относительно взаимоотношений

госбюджета Украины с местными бюджетами; объемы централизованных капитальных

вложений с расчетами и обоснованиями по отдельным пози-

№30. (продолжение)

циям и общие показатели сводного бюджета Украины.

Разработаный и представленый КМУ и ВС Украины проект Госбюджета

предварительно обсуждается в комиссиях по вопросам планирова- ния, бюджета,

налоговой политики, ценообразования и др. постоян- ных комиссиях в

подкомиссиях ВС Укр по результатам его рассмотрения постоянные комиссии ВС

готовят и представляют ВС заключение и предложения по совершенствованию

бюджетного процесса.

Проект закона " О госбюджете Украины" представляет на заседании ВС Украины

Президент Украины. С докладом о проэкте закона выступает Министр финансов Укр

или лицо выполняющее его обязанности.

Доходы и расходы целевых общегосударственных фондов включенных в состав

Госбюджета Украины, утверждаются по каждому фонду отдельно. Текущие расходы

целевых общегосударственных фондов утверждаются ВС Украины в пределах доходов

этих фондов. Запрещ. использование средств пенсионного фонда на др. цели,

кроме предусм. положением об этом фонде.

В закон о Госбюджете не допускается установление новых или устранение

существующих налогов, сборов и платежей, внесение изменений в

законодательство. В случае необходимости изменения или дополнения вносятся

вначале в соответствующие законы. ВС Украины принимает постановление о порядке

введения в действие закона о Госбюджете Украины. Этот закон публикуется для

всеобщего сведения. Если ВС Украины не утвердил в полном объеме расходы,

отраженные в Госбюджете по зарплате и начислению на нее штатная численность

учреждения, финансируемых из бюджета соотвественно сокращается.

№32. Содержание и принципы исполнения бюджета.

Исполнение бюджета означает обеспечение полного и своевременного

поступления запланированных доходов, налогов и платежей во все звенья бюдж с-мы

Укр и бесперебойное финансир-ие меропр-ий, намеч-ых планом соц-эк развития

регионов или страны в целом. Эта стадия бюдж процесса включ меры по выполнению

доходной и расходной части каждого из бюджетов, входящих в состав

консолидированного госбюджета Укр. В работе по исполнен бюджета участвуют пп-я,

плановые, хоз, фин организации.

К принципам организации исполнения бюджета относятся:

- обеспечение полного и своевремекнного поступления доходов в целом и по

кажд источнику отдельно

- финанс-ие меропр-ий в пределах утвержд-ых по бюджету сумм и в теч года,

на который утвержд бюджет

- предоставление бюдж прав в меру выполнения кажд пп-ем планов заданий с

учетом ранее отпущен ср-в

- финанс-ие юр лиц только из бюдж

- увелич фин ресурсов гос-ва за счет вовлечения в пр-во внутрихоз резервов,

улучшения деят-ти пп-й на основе повышения конкурентосп-ти и рентаб-ти,

повышения ПТ, максимизации прибыли

- соблюдение режима экономии в расходовании трудовых и природных ресурсов,

мат средств

- обеспечение эффективного контроля за правильным исполь-ем гос ср-в,

соблюдением на пп-ях и в ораниз-ях бюджетной сферы госплановой и фин

дисциплины.

Задачи по исполнению бюджета возлагаются на фин органы, уреждения банков,

министерства, ведомства, местные органы власти, пп-я, организации и учр-ия.

Координирующим центром по исполнению бюджета явл фин система Укр.

Исполнение бюджета состоит в обеспечении поступления, расходования и учета

движения бюдж ресурсов. Исполнение бюджета предст собой сложную систему фин

отношений, связ-ых с формир-ем, распр-ем и использ-ем централиз ден ср-в как на

гос уровне, так и в рамках отд областей и регионов. В соотв-ии с законом “О

бюдж с-ме Укр” исполнение госбюджета возложено на Кабмин Укр. Он организует

исполнение бюджета через Минфин Укр, министерства, ведомства и исполнит органы

местных советов народных деп-ов Укр. Последними осущ-ся и исполнение местных

бюджетов.

№33. Роспись дох-ов и расходов - осн опер план в бюджетировании

Для организации исполнения бюджета принципиально важное значение имеет

правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и бюдж

ассигнований по кварталам. В процессе этой работы нужно учитывать, чтобы бюдж

показатели каждого квартала соответствовали заданиям госплана и планов соц-эк

развития областей.

Покварт распр-ие ср-в строится таким образом, чтоб не допустить занижения

заданий на первые кварталы года, обесп-ить равном поступл-ие доходов для

бесперебойного финанс-ия всех намечен меропр-ий.

Поквартальное распр-ие бюдж назначений произв-ся по каждому министерству,

ведомству, управлению (отделу) исполнительного комитета местного органа

власти, по кажд виду доходов и по каждой сводной смете расходов. Утвержденное

поквартальное распр-ие доходов и расходов бюджета служит основанием для

разработки росписи доходов и расходов соответствующего бюджета. Ответственность

за исполнение бюджета возлагается на фин органы, кот и разрабат росписи.

Роспись доходов и расходов - это осн оперативный план, на основе которого

распр-ся доходы и расходы бюджета по подразделениям бюдж классификации -

разделам, главам, параграфам и статьям. В ней предусматр сроки поступл-ий

доходов и расход-ия бюдж ср-в в теч года. Кажд фин орган составл такую роспись

по соответствующ бюджету после его утвержд, обесп-ая соблюд необх баланса на

протяж бюдж года.

Роспись госбюджета утвержд Минфином Укр. Росписи обл, городских (кроме

городов районного подчинения), районных бюджетов - заведующими соответствующих

финотделов (управлений). По городским (районного подчинения), сельским,

поселков бюджетам роспись доходов и расх-ов отдельно не составл.

Роспись доходов и расходов явл-ся оперативным документом для руководства

исполнением бюджета. Посредством их фин органы проверяют выполнение юр лицами

обязательств перед гос-ом. Несвоеврем или не полное выполнение таких

обязательств явл-ся грубым нарушением фин дисциплины.

Роспись доходов и расходов (годовая с поквартальным распр-ем) составл-ся на

основании сводных балансов доходов и расходов и сводных смет расходов по

разделам и статьям бюджетной классификации. Итоговые данные этих материалов

должны соответствовать утвержденному годовому бюджету.

Годовая с поквартальным распр-ем роспись доходов и расходов составл-ся по

каждому главному распорядителю кредитов в соотв-ии с подразделениями бюдж

классиф-ии.

Свод расходов, включ-ых в роспись доходов и расходов, явл-ся документом,

удостовер-им право руководителей министерств, ведомтсв, управлений исполнит

комитетов местных органов власти на использ-ие бюдж ср-в в теч года.

Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета явл-ся документом, на основании

которого произв-ся взыскание платежей с конкретных плательщиков и открытие

кредитов для финансирования предусмотренных в бюджете мероприятий по

министерствам, управлениям исполнит комит-ов местн органов власти.

№34. Бюджетные кредиты и их распорядители

Важн шагом в исполнен бюджета явл открытие бюдж кредитов. Оно предопредел

направление и обуславл эффект-ть всей послед работы, связанной с бюдж

финансир-ем меропр-ий,предусмотренных планом соц-эк развития Укр по подъему

эк-и н/х, инвестир-ию наиболее приорит отраслей, обеспечению соцзащиты,

улучшению соц-культ обслуживания насел и осущест-ию других ф-ций, возлагаемых

на гос-во.

Планом соц-эк развития и бюджетом как осн фин планом предусм-ся конкр

задание по хоз строительству, размещению капвложений, структурной перестройке

эк-и, содержанию органов управления и др, кажд из которых имеет самост

значение. Все напр-ия и виды расход-ия обесп-ся необх источниками финансир-ия,

кот-ми могут быть собств ср-ва субъектов хозяйст-ия, кредиты банков, гос или

частные инвестиции, бюдж ассигнования. Определ конкр источников финанс-ия

(собств, заемные или бюдж-ые) должно произв-ся в проц бюдж планирования.

Важн особен-тью бюдж процесса явл то, что бюдж планир всегда бывает

конкретным и адресным, и имеет в своей основе конкретных исполнителей (юр лиц).

Поэтому расходн часть бюджета предст собой свод бюдж назначений конкретным

министерствам и управлениям (отделам) исполнит комитетов местн органов власти.

Эти назначения носят название бюдж кредитов - это ср-ва, предоставляемые

министерствам, ведомствам, объединениям, отделам исполкомов местных советов на

цели, предусм-ые фин планом или сметой. Он имеет строго целевое назначение и

предоставл-ся в завис от наличия средств на текущем счете соответств бюджета, с

учетом действит потребн-ей в бюдж ассигн-ях и освоения ранее отпущ-ых ср-в.

Открытие бюдж кредитов фин органами происх путем перечисления бюдж

ассигн-ий, принятых на год, на счета главных (руководителей министерств,

ведомств, объединений, отделов исполкомов местн советов, распределяющие бюдж

ассигн-ия между нижестоящими распорядителями кредитов - между руководителями

подчиненных органов и подведомственных пп-й, орган-ий, учр-ий)

и нижест распорядителей кредитов.

Гл распорядители кредитов имеют право раходовать бюдж ср-ва на содержание

возглавл-го ими учреждения, на централиз меропр-ия, осуществл-ые непосредст-но

этим учр-ем, а также распределять предост-ые им бюдж ассигн-ия между нижестоящ

распорядителями кредитов.

Нижестоящ распорядители могут использ-ать выделенные им кредиты для нужд

собств-ых (подчи-ненных им) учреждений и распределять кредиты между ними.

Открытие кредитов предст собой документ оформление фактич права гл

распорядителей кредитов расходовать с бюдж счетов в учреждениях банков

средства, выделенные по соответствующ бюджетам.

Кажд бюдж кредит имеет строго целев назнач. Обязат услов открытия кредита

явл наличие утвержд-ых фин планов для хоз субъектов и смет затрат для бюдж

учреждений. Кредиты открыв отдельно на кажд раздел, характериз ту или иную

отрасль (медицина, просвещение, упр-ие, прокуратура и суд и др).

№35. Сущность гос доходов. Осн статьи доходов госбюджета Укр

В составе централиз госдоходов гл место занимают доходы бюджета, за счет

которых обеспеч-ся решение эк и соц задач развития обществ пр-ва.

Под доходами госбюджета понимают эк отношения, возникающие у гос-ва с

пп-ми, фирмами, корпорациями, банками, страх организ., фин компаниями, а также

с гражданами, в проц формир-ия централиз бюдж фонда страны. Формой проявления

этих эк отношений служат разл виды платежей пп-й, организаций и населения в

госбюджет, а их мат-веществ воплощением - ден ср-ва, мобилизуемые в бюдж фонд.

Бюдж доходы, с одной стор, явл результатом распр-ия стоимости общест продукта

между разл участниками воспроизводств процесса, а с другой - выступают объектом

дальнейшего распр-ия сконцентрированной в руках гос-ва стоимости, ибо последняя

использ-ся для формир-ия бюдж фондов территор-го, отраслевого и целевого

назначения. Состав бюдж доходов, формы мобилизации ден ср-в в бюджет зависят от

системы и методов хозяйст-ия, а также от решаемых обществом эк и соц задач.

Доходная часть госбюджета Укр формир-ся за счет налогов и неналоговых

поступлений. В соотв-ии с законом Укр “О системе налогообл-ия” в Укр взымаютя:

А. Общегос налоги, сборы и др обязат платежи: 1) НДС, 2) акцизн сбор, 3)

налоги на прибыль пп-й, 4) подоходный налог с граждан, 5) гос пошлина, 6) плата

за землю, 7) плата за специ ипольз-ие прирдн рес-ов, 8) взносы в фонд содейст

занят насел, 9) взносы в Ф Черн, 10) взносы в пенс Ф, 11) взносы в гос иннов Ф.

Б. Местн налоги, сборы и др обяз платежи.

Доходная часть бюджета не явл величиной постоянной. Так, с 1990 по 1995 г.

доходы бюджета, выраженные в абсолютном значении и в %-ах к валов. внутр. прод.

(ВВП) существенно менялись. За этот период произошло значит повышение уд.веса

доходов бюджета в ВВП.

Структура доходов госбюджета также претерпела существенные изменения. Из

года в год происходит усложнение структуры дох.бюджета за счет пополнения его

новыми видами налогов , сборов и платежей, а также неналог. Поступлений. Так, в

1995 г. в доходную часть бюджета внесены новые статьи дохода - плата за

спец.использ.недр при добыче полез.ископ., рентная плата за нефть и газ.,

кот.добываются на Украине, поступления от реализации драг.металлови т.д.

Из всех статей доходов гос бюджета Укр в последние годы занимают налоги. В

структуре налогов первостеп знач имеет НДС; также все большую роль играет

акцизный сбор, налог на прибыль, земельный налог.

Однако, наблюдается устойч тенденция к сокращению доли налогов в общем V

доходов госбюджета Укр. Вместе с тем возрастает знач неналоговых

поступл.:доходов от ВЭД, платы за использ водных и др природ рес-ов, недр

страны, рентной платы, что способствует бережному отношению к нац богатству

страны. Также в доход части бюджета выдел целев гос фонды (указанные выше).

Фонды имеют целевое назначение, т.к. в той же сумме, в кот.они поступают в

бюджет, они расходуются на определенные цели.

№36. Сущность гос расходов. Осн направления расхода бюдж ср-в

Расходы госбюджета - это эк отн-ия, проявл-ся в обществе в связи с рапср-ем

фонда централиз ден ср-в гос-ва и его использ-ем по отрасл, целевому и регион

назначен. В расходах бюджета находят свое выраж две стороны единого распред-го

процесса: расщепление бюдж фонда на составн части и формир-ие ден фондов целев

назнач-ия у пп-й, орг-ий и учр-ий мат пр-ва и непроизв сферы, получ-их бюдж

ассигн-ия. С целью выяснения роли и знач многообр бюдж расходов их

классифицируют по опред признакам: по роли в обществ воспроиз-ве; обществ

назначению; отраслям пр-ва и видам деят-ти; целевому назначению.

По роли в обществ пр-ве расходы госбюджета подразд на две части: одна

связана с развитием мат пр-ва, совершенс-ем его отрасл структуры, др использ на

содержание и дальнейш развитие непроизв сферы. С пом бюдж расходов гос-во может

регулир распр-ие ср-в между мат пр-ом и непроизв сферой в соотв-ии с

потребностями в обл эк и соц развития: оказывать стимулир воздействие на

развитие приорит отраслей эк-и и видов производств, осуществлять структурную

перестройку обществ пр-ва, добиваться ускорения НТП, перетворять в жизнь

инновац политику и т.д. Бюдж расходы в силу перераспред-ых ф-ций бюджета играют

реш роль в гос обеспечении и гос регулировании эк-и страны.

Группировка расходов по их обществ назначению непосредственно отраж

выполняемые гос-ом ф-ции: политич, эк, соц, оборонные и т.д. В соотв-ии с

обществ назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на группы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.