реферат, рефераты скачать
 

: Финансы Украины


развития экономики в целом.

Осн логика таких трансформаций в том, что должна соблюдаться общая

тенденция развития экономики в усл рын отношений - перенос центра тяжести с

централиз-ых на децентрализ фин-ы страны.

Пр-во, распр-ие и перераспр-ие через бюджет СОП и НД явл-ся предпосылкой и

целью развития общества в целом и каждого человека в отдельности.

№21. Бюджетная программа и осн направления ее распределения

Бюджетная программа Укр по своей сути предполагает распр-ие и перераспр-ие

НД. Распр-ие НД через госбюджет обусл необходимостью создания централиз фонда

ден средств для расшир воспроиз-ва и удовлетворения других совокупных

потребностей общества путем перераспр-ия средств между отраслями произв и

непроизв сфер жизнедеятельности общества, а также между экономич-ми районами

страны, сто обусловлено необходимостью передачи части чистого дохода из одной

отрасли общест пр-ва в другую в соотв-ии с планами эк и соц развития страны, с

программами радикальных эк преобразований общества для осуществления

перестройки структуры общест пр-ва.

Такое перераспр-ие в знач степени вызвано различным уровнем тех оснащения,

энерго- и фондовооруженности пп-я; неравномерностью размещения; действующей

системой ценообразования и тем, что при переходе к рынку необходима поддержка

со стороны гос-ва перспективных отраслей пр-ва. Перераспр-ие НД как между

отраслями, так и внутри них происходит посредством гос инвестиций и

приоритетного финансирования отд видов производств, высоких технологий,

инновационных процессов. Важным направлением перераспр-ия НД явл-ся выделение

части средств, идущих на развитие непроизв сферы. В усл рын отношений это

относится прежде всего к поддержанию государством просвещения и здравоохр-ия,

науки и культуры. Значит место в структуре перераспределяемой части НД

отводится содержанию аппарата упр-ия, правоохр органов и т.д.

: Финансы Украины

: Финансы Украины Поступл ср-в от населения

: Финансы Украины Амортиз отчисления

При переходе к рын отнош-ям существенно меняется роль бюджета в регулир-ии

общест пр--ва и распр-ии НД. Осн напр-ия этих преобразований - сосредоточение

гл ресурсов госбюджета на приор отраслях эк-и, определение наиболее общих

пропорций развития общест пр-ва, необх темпов развития эк-и в целом.

Осн логика таких трансформаций в том, что должна соблюдаться общая

тенденция развития экономики в усл рын отношений - перенос центра тяжести с

централиз-ых на децентрализ фин-ы страны.

Характ особенностью соврем этапа бюджетной политики явл и то, что все

большая доля НД формируется в сфере обращения. Более того, в условиях

инфляционного роста фин ресурсов изменилась структура распр-ия и перераспр-ия

НД. Т.е. его инфляц прирост не пропорционально распр-ся между теми субъектами,

кто получает его для использования.

№22. Взаимосвязь воспроиз-ва раб силы с исполнением бюджета

Пр-во, распр-ие и перераспр-ие через бюджет СОП и НД явл-ся предпосылкой и

целью развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этой связи,

рассматривая роль бюджета в распр-ии СОП и НД, важно отразить влияние бюдж

политики на процесс воспроиз-ва личностного элемента пр-ва - раб силы. Изучая

1-ую фазу этого воспроиз-ва - пр-во личностного элемента пр-ва (кот включ бюдж

расходы на медицину, культуру, образование и переподготовку кадров), надо

отметить, что эта фаза органически связана с расходной частью бюджета. 2-ая

фаза - также в знач степени связана с расх частью бюдж средств. Речь идет о

содержании за счет бюджета бирж труда и центров занятости, о расходах на

трудоустр-во незанятой раб силы, содержание безработных. 3-я фаза - использ-ие

раб силы, связана с фазой пр-ва общест пр-ва. Здесь идет процесс создания мат

благ, СОП и НД и процесс потребления раб силы. Т.о. эта фаза связана с доходной

частью бюджета. Это выраж в том, что часть вновь созданной работниками мат

пр-ва стоимости (прибыли, поступающей в бюджет в виде подоходного налога с

населения) поступает в бюджет для дальнейш перераспр-ия между отраслями,

сферами общест пр-ва, различными группами и слояями населения и т.д.

Отразим взаимосвязь воспроиз-ва раб силы с бюджетом на схеме:

: Финансы Украины

Трансферные платежи

: Финансы Украины

Трансферные платежи - такие виды плаиежей, которые затем ни в какой форме

не возвращаются в бюджет (пенсии, пособия, стипендии) - включаются в 1-ую фазу

воспроиз-ва личностного элемента пр-ва.

Рассмотрение проблем рац взаимосвязи воспроиз-ва раб силы с бюдж процессом

позволяет на стадиях формирования и исполнения бюджета определять наиболее

приоритетные напр-ия расходования бюдж средств с точки зрения качественного

воспроиз-ва раб силы.

№23. Соц-эк и полит факторы, влияющие на формир-ие бюджета

Как эк категория бюджет отражает сложные отношения по поводу движения

централиз ден средств, предназначенных для удовлетворения обществ потребностей.

Отмечая тот факт, что бюджет явл-ся и предпосылкой, и результатом общест

развития, можно выделить факторы, кот влияют на формир-ие бюджета и его исп-ие.

Эти факторы делятся на: экономические, соц-ые и полит-ие.

Эк-ие в значит степени связаны с макроэк процессами, происходящими в сфере

общест пр-ва. Сюда относятся СОП, ВВП, НД, эк рост (спад) пр-ва, инфляция,

безработица, структурные изменения в пр-ве, производительность общест труда,

задания по развитию важнейших отраслей науки и техники, налоговая политика,

инвестиц затраты на развитие н/х и соотношение средств, идущих на потребл и

накопление.

С точки зрения перспектив формир-ия бюджета, основной закономерностью

воспроиз-ва в усл рынка должна стать тенденция увеличения фонда накопления при

распр-ии НД Украины. Это позволит осуществлять более целенаправленную инвестиц

политику, укреплять мат-тех базу пр-ва и тем самым увеличивать доходную часть

госбюджета Укр.

Соц фаторы обусловлены особенностями воспроиз-ва раб силы и населения

страны в целом. Это фин средства, идущие на образование, медицину, соц-культ

мероприятия, соцзащиту населения, а также общест фонд потребления; V и уровень

з/п разл категорий работающих; размер потребит корзины; товарооборот гос и

коммерч торговли; сеть учебн заведений и больниц.

Полит факторы непосредственно связаны с обеспечением обороноспособности

страны и поддержанием внутр правопорядка, рац организацией упр-ия страной,

укреплением законодат и исполнит власти - осуществлением регулирующих функций

демократического гос-ва.

Важнейшее предназначение бюджета - создание мат основы для реализации

демократ государством своих регулирующих функций (кот проявл-ся через эк, соц и

полит факторы). Раскроем эти функции (в усл рын экономики) в виде схемы:

Соцзащита нас Защита потреб-ля

: Финансы Украины : Финансы Украины

СВОБОДНАЯ

РЫН ЭК-КА

- част собств

- свобода кон-

куренции

- свобода

объедин-ий

- свобода пре-

дприним-ва

- свобода вы-

бора профес

Защита Защита

: Финансы Украины : Финансы Украины демок- окруж

ратии среды

Защита Защита

: Финансы Украины инфор- человеч

: Финансы Украины мации досто-

инства

: Финансы Украины : Финансы Украины

Обеспеч гос Защита эк

независим-и системы

№24. Функции бюджета

Сущность госбюджета как эк категории реализуется через его ф-ции:

распределительную, контрольную и ф-цию по обеспеч существ-ия гос-ва

Благодаря распред ф-ции бюджета происходит концентрация ден ср-в в руках

гос-ва и их дальнейшее исп-ие с целью удовлетворения общест потребностей.

Распр-ие и перераспр-ие ден ср-в происх между отд отраслями и сферами

деятельности, между отд слоями населения, внутри слоев нас-ия, между некот

видами услуг. В рез-те распр-ия и перераспр-ия осуществл формирование различных

фондов ден ресурсов - гос и местных бюджетов, фондов соцстрахования, пенсионнго

обеспечения, соцзащиты, занятости населения, Черноб и инновационного фондов.

Посредством бюджета гос-во воздействует не только на перераспр-ие НД, но и на

его произ-во; накопление ден ср-в; сферу потребления; процессы демонополизации

экономики и обобществления пр-ва.

Существенно, что содержание распред ф-ции бюджета опр-ся процессами

перераспр-ия фин средств между различн подразделениями общест пр-ва и слоями

населения.

Контрольная ф-ция закл в том, что бюджет через формирование и исп-ие ден

ср-в гос-ва отражает эк процессы, протекающие в структурных звеньях экономики.

При формир-ии гос доходов фин контроль осущ-ся за правильностью взымания разл

видов налогов, мобилизацией других источников доходов, соблюдением установл

пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного

налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюдж средств

контрол-ся эффект-ть их исп-ия, их соответствие целевому назначению. Фин

контроль осущ-ся за произ-ом, распр-ем и потребл-ем СОП и НД, за пропорциями,

складывающ-ся в проц перераспр-ия НД.

Ф-ция обеспечения сущест-ия гос-ва ставит своей задачей создание мат-фин

базы функцион-ия гос-ва; содержание аппарата упр-ия страной, президентской

власти, законодат и исполнит власти, правоохр и фин органов, налоговой службы

(7-9 % расходов госбюджета).

Важное знач имеет осуществление внешнеэк деят-ти Укр: содержание бюджета

дипломатич представительств Укр зарубежом, взносы в междунар организации,

членом которых явл-ся Укр и др.(3-7 % расходной части госбюджета).

№25. Госбюджет - основной фин план Украины

Под госбюджетом как фин планом понимается бюдж план движения централизуемой

части СОП. Это есть результат практического исп-ия объект эк отн-ий, возник в

обществе.

Госбюджет - это особая форма госплана, имеющего силу закона и устанавл-го

для н/х в целом, для всех структурных подразд-ий общест пр-ва бюдж

взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе

заданий и мероприятий Госплана эк и соц развития Украины. Госбюджет входит в

общую систему фин планов Укр. Определяющими принципами организации системы фин

планов общест развития можно назвать всеобщность, целостность и сбалансиров-сть

фин централиз-ию.

Рассматривая бюджет как осн фин план, след отметить, что в нем представлены

все атрибуты фин плана: ден поступления или доходы (формир-ие фондов ден ср-в)

по конкретным источникам поступлений; ден расходы (исп-ие фондов ден ср-в) по

конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение ден доходов и расходов на

основе балансовых расчетов.

Составление и исполнение фин планов во всей их совокупности определяют

содержание фин планирования, а формир-ие исполнения госбюджета - содержание

бюджетного планирования. Они явл-ся неотъемлимой составной частью гос

планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях хозяйствования в

усл рын экономики. В усл рыночного ведения хозяйства осн задачами фин планир-ия

явл-ся:

1) установление оптимальных пропорций между централиз и децентрализ

финансами; 2) определение объемов и источников фин ресурсов в разрезе отраслей,

отд пп-й и объединений; 3) рац распр-ие фин ресурсов между произв и непроизв

сферой, отраслями экономики, эк регионами страны; 4) стимулирование наиболее

эффективного использ-ия ден ср-в; 5) концентрация фин ресурсов на наиболее

важных направлениях эк развития.

В состав единой системы фин планов Укр входят: 1) госбюджет; 2) местные

бюджеты; 3) бюджеты соцстраха и соцобеспечения нас-ия; 4) пенс фонд; 5) балансы

доходов и расходов гос, частных, коммерческих, совместных пп-й и организаций;

6) фин планы общест организаций; 7) сметы учреждений непроизв сферы; 8) фин

планы гос и частного имущ-го и личного страхования.

Главенств положение в этой системе занимает госбюджет Укр, кот взаимосвязан

с сист-ой фин планов.

Фин планы пп-й, АО, объединений и отраслей мат пр-ва составляются в виде

балансов, доходов и расходов, в которых выдел-ся спец раздел “Взаимоотношения с

бюджетом”. В нем отражаются суммы платежей в бюджет и ассигнования из бюджета.

Посредством бюдж перераспр-ия в процессе составления фин планов могут изыматься

фин излишки у одних пп-й и направляться на нужды других. Т.о., бюджет как фин

план с одной стороны - основыв-ся на фин планах отраслей мат пр-ва, с другой -

во многом их определяет.

№26. Бюдж механизм как составная часть фин механизма

Бюдж механизм - реальное воплощение бюдж политики. Он отражает конкретную

направленность бюдж отношений в области эк, соц развития, осуществление эколог

и природоохранных меропр-ий в Укр.

Фин механизм прдст собой совокупн-ть способов организации фин отношений,

реализуемых в обществе для создания благопр условий эк и соц развития страны.

Фин мех-зм включ формы и методы организации фин отн-ий, способы их

количественного определения и установление качеств соотношения.

В реализации фин мех-ма осн роль отводится гос-ву, кот в лице исполнит и

законодат органов власти на сонове изучения действия эк законов вообще и

закономерностей развития фин-ов в частности, а также задач эк и соц политики

устанавливает методы распр-ия СОП и НД, формы и виды ден накоплений, определяет

виды и структуру платежей в разл звенья фин системы, разраб-ет принципы и

напр-ия использ-ия гос фин рес-ов и т.д.

в зависим от особенностей отд подразделений общест пр-ва, а также на основе

выделения отд сфер и звеньев фин отн-ий, фин механизм делится на механизм

функционир-ия гос фин-ов, страховой мех-зм, кредитный мех-зм, фин мех-зм пп-й и

хоз организаций. Далее каждая из этих сфер включ отдельные структурные звенья.

Так, мех-зм гос фин-ов делится на бюджетный и мех-зм функцион-ия вне бюдж

фондов.

Рассматривая бюдж мех-зм как одно из направл-ий реализации фин мех-ма, след

отметить, что с его помощью можно использовать бюджет в качестве инструмента

гос регулирования эк процессов, решения соц, производственных и эколог задач.

Именно посредством бюдж перераспр-ия возможно совершен-ие структуры общест

пр-ва в целом. Тем самым гос-во добивается необх изменений в н/х-ых пропорциях,

осуществляемых как на макроуровне, так и в усл регионов. При правлильном

построении бюдж механизма он может воздействовать на эк подъем и укрепление соц

сферы, усорение темпов НТП, переоснащение мат-тех базы общест пр-ва,

перестройку его структуры.

Регулирование эк процессов посредством бюдж мех-ма осущ-ся путем

маневрирования ден ср-ми, поступающими в распоряж гос-ва. Это возможно, т.к. в

бюджете отсутствует принцип закрепления доходов за конретными видами и

напралениями расходования бюдж ср-в. В этой связи ср-ва, поступающие в гос или

местные бюджеты обезличиваются, и поэтому могут быть использованы по любому

целевому назначению (кроме пенс и инновац фондов). Именно посредством маневр-ия

бюдж фондами можно влиять на темпы и пропорции развития общест пр-ва в целом.

№27. Бюдж мех-зм как инструмент реализ-ии бюдж политики гос-ва

Сущность бюдж политики гос-ва отраж-ся в статьях доходов и расходов

бюджета, источниках их формир-ия и направлениях использ-ия. Через динамику бюдж

показателей можно следить за течением эк и соц процессов.

Бюдж механизм органически связан с бюджетом. Но вместе с тем на его

реализацию существенное воздействие оказывают также задачи, решаемые обществом

на конкретном этапе историч развития. В зависим от изменения задач должен

меняться и бюдж мех-зм. Существ изменением бюдж мех-ма в рын условиях должна

стать направленность его воздействия на хоз конъюктуру и уровень деловой

активности предпринимателей. Через такие фин инструменты, как налоги, объемы

финансирования, госинвестиции можно влиять на разл стороны хозяйст-ия,

способствуя ускорению обновления ОПФ, внедрению НТП, инноваций, развитию

непроизв сферы, инфраструктуры общест пр-ва.

Рын экономика не отвергает планирования, т.к. план - это конкретоне

оформление управленч решений. Но рын экономика более гибкая, ибо опирается на

моделирование, прогнозирование и программировние. Эти расчеты баз-ся на

использ-ии методов экспертных оценок, экстраполяции, математ моделирования и

нормативного метода.

Метод экстраполяций состоит в определении бюдж показателей на основе

выявления закономерностей их динамики. Нормат метод основани на использ-ии

устан-ых в законодат порядке норм и нормативов, кот применяются при

бюджетировании. Разраб-ся Минфином Укр и утвержд-ся Верх советом. Могут

применяться также местные нормы и нормативы. Математ моделирование закл в

построении моделей, имитирующих течение реальных эк, соц и демографич

процессов. Быстрее всего колич и кач изменения отраж-ся в V и структуре местных

бюджетов. В бюдж планир-ии и прогоз-ии примен-ся оптимизационные, динамические,

статистич математ модели.

Для согласования направлений использ-ия бюдж ср-в с источниками их

формир-ия примен-ся балансовый метод. Также в бюдж процессе использ-ся метод

многовариантного планирования (выбир наилучший).

Функционир-ие бюдж мех-ма происходит посредством особых эк форм - доходов и

расходов, выражающих последоват этапы перераспр-ия стоимости общест продукта,

кот концентр-ся в руках гос-ва. Доходы и расходы бюджета - это объективно

обусловленные категории. Каждая из них имеет свое специфич общест назначение:

доходы служат фин базой деят-ти гос-ва, расходы - для удовлетворения общест

потребнотей.

№28. Бюдж система и бюдж устройство в Украине

Бюдж система - это основанная на эк отношениях и юридических нормах

совокупность всех видов и звеньев бюджета страны. Бюдж система Укр регулир-ся

законом Укр “О внесении изменений и дополнений к закону Укр “О бюдж систме

Укр”, в соотв-ии с кот бюдж с-ма Укр состоит из: госбюджета Укр,

республиканского бюджета автономной республики Крым и местных бюджетов.

Совок-ть всех бюджетов, входящих в состав бюдж с-мы Укр предст собой

сводный (консолидированный) госбюджет Укр.

: Финансы Украины

: Финансы Украины : Финансы Украины
: Финансы Украины

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.