реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Проблемы и перспективы взаимодействия России с международными валютно-финансовыми организациями


Диплом: Проблемы и перспективы взаимодействия России с международными валютно-финансовыми организациями

Проблемы и перспективы взаимодействия России с международными

валютно-финансовыми организациями

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ

ОРГАНИЗАЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТРУКТУРА И РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ ГЛОБАЛЬНЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. 7

1.1. Причины возникновения и этапы эволюции

международных экономических и финансовых организаций. 7

1.2. Классификация и функции международных экономических

и валютно-финансовых организаций. 17

1.3. Основные виды международных валютно-финансовых организаций. 26

ГЛАВА 2. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫХ

ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 39

2.1. Характер взаимоотношений России с МВФ. 39

2.2. Анализ динамики и современного состояния

сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка. 50

2.3. Особенности и перспективы взаимодействия России с

Парижским и Лондонским клубами. 63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 75

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 79

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 80

ВВЕДЕНИЕ

В условиях возросшей взаимозависимости практически все государства

заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и валютно-

финансовыми организациями, которые составляют одно из важ­нейших звеньев

международной финансовой сис­темы и являются основным источником необхо­димых

финансовых ресурсов для стран с развивающейся и переходной экономикой.

Одни государства используют эти организации в качестве проводников своей

стратегической экономической политики, другие находят интерес в своем участии

в них в качестве доноров, а третьи - реципиенты - со­трудничают с ними в

целях привлечения льгот­ных кредитов для инвестиционных проектов и ре­шения

проблем дефицитного бюджетного финан­сирования. Четвертые, что хуже всего,

уже не могут существовать без их помощи и находятся у них в долговой

зависимости.

Эти организации объеди­няет общая цель — развитие сотрудничества и

обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного

хозяйства. Среди них особое место занимают организации в системе ООН:

Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка – Международный

банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала – Международная

ассоциация развития (МАО), Международная финансовая корпорация (МФК) и

Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), а также

неправительственные организации Парижский и Лондонский клубы.

Международные экономические и валютно-финансовые организации занимают важное

место в системе международных экономических отношений, а также в настоящее

время оказывают существенное влияние на развитие экономики России.

Прошедшее десятилетие свидетельствует, в целом об активизации сотрудничества

России с международным финан­совым сообществом, путем прямого членства в

организациях с международным статусом или на договорной основе.

Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности

для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития,

поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для инвесторов.

Достижение соглашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о

переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой

представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами.

Весьма важно и то, что, являясь членом международных валютно-финансовых и

кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту регулирования

валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым сообществом. В этом

и заключается актуальность рассматриваемой темы.

Объектом исследования данной работы является современная

международная валютная система и деятельность в рамках нее надгосударственных

финансовых структур.

Предметом исследования являются международные валютно-финансовые

отношения России с крупнейшими международными экономическими и

валютно-финансовыми организациями, их проблематика и перспективы.

Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить

перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими

и валютно-финансовыми организациями.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

- выяснить причины возникновения и проследить историю

развития международных экономических и валютно-финансовых организаций;

- рассмотреть классификацию и раскрыть функции этих

организаций;

- описать деятельность основных видов международных валютно-

кредитных организаций;

- оценить деятельность валютно-финансовых организаций в

Российской Федерации, на примере взаимоотношений с МВФ, группой Всемирного

банка, Парижским и Лондонским клубами.

Из определения предмета и сформулированных задач вытекает структура данной

работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения и приложения.

Первая глава дает основные характеристики международным экономическим и

валютно-финансовым организациям, их структуру и роль в международных

экономических отношениях. Вторая глава посвящена более детальному

рассмотрению взаимоотношений России с международными экономическими и

валютно-финансовыми организациями, в частности, с МВФ, группой Всемирного

банка, Парижским и Лондонским клубами.

Методологической и теоретической основой исследования стали

фундаментальные концепции и гипотезы, труды российских экономистов и ученых,

исследующих проблемы по изучаемой теме представленные и обоснованные в

отечественной и мировой экономической литературе. В ходе работы над темой

использовался анализ статистических данных и научных публикаций, он проводился

с применением метода сравнительного анализа.

Эмпирической базой выступают статистические данные Центрального

банка Российской Федерации, отчетные материалы Министерства Финансов и

Центрального банка, информационные ресурсы глобальной сети Интернет.

Научная и практическая значимость работы состоит в том, что

сделанные выводы и предложения позволяют расширить степень исследований.

Некоторые материалы могут быть использованы для проведения семинаров по

проблемам совершенствования взаимоотношений Российской Федерации с

международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.

Целью данной работы является исследование международных финансовых

институтов, их правового статуса на мировой арене и степени участия в них

России. Для этого необходимо:

- изучить структуру, механизмы и цели деятельности международных финансовых

институтов;

- выявить доли участи России в этих организациях.

ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И

ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СТРУКТУРА И РОЛЬ В РЕГУЛИРОВАНИИ

ГЛОБАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

1.1.

Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и

финансовых организаций

К началу XXI века под воздействием процесса глобализации произошли

кардинальные изменения в состоянии и характере развития всего мирового

хозяйства. Глобализация мировой эко­номики выступает объективной тенденцией

развития, которой, видимо, нет другой реальной альтернативы, по крайней мере,

в ближайшей перспективе. Она создает условия для более эффек­тивного

перераспределения и использования в мировом масштабе производственно-

технологических, финансовых и интеллектуаль­ных ресурсов, открывает

возможности для ускорения экономи­ческого роста, помогает менее развитым

странам в определенной мере подтягиваться к экономическим лидерам.

Однако глобализация, как и любой другой социально-эконо­мический процесс, не

может происходить только по восходящей линии, без кризисов и потрясений.

Практика показывает, что многие сложные проблемы, порожденные ею, могут быть

реше­ны только на межгосударственном или наднациональном уровне. Сегодня

важную роль в регулировании глобальных процессов играют международные

экономические организации, представ­ляющие собой одно из звеньев

усложняющегося многоярусного механизма управления мирохозяйственных связей.

Процесс создания международных орга­низаций начался во второй половине

прошлого века. После окончания Второй мировой войны произошло четкое

осознание необходимости обсуждения насущных политических и экономи­ческих

проблем в рамках всего мирового сообщества. Основой международного

сотрудничества должен был стать новый мировой порядок, базирующийся на

либерализме, сотрудничестве, от­крытости и диалоге, свободном от какой бы то

ни было конфрон­тации. Создание международных организаций явилось

результа­том поиска эффективных мер для разрешения сложных, чрезвы­чайных или

кризисных ситуаций в жизни государств. Когда усилия национальной дипломатии

оказывались недостаточными для того, чтобы справиться с проблемами

современных междуна­родных отношений, правительства стремились найти

адекватные методы взаимодействия в виде многосторонних консультаций,

сотрудничества и совместных шагов в этом направлении.

В основе бурного роста международных организаций лежали и чисто экономические

причины[1] . XX в. характеризовался

взрыв­ным ростом международных экономических связей во всех фор­мах: торговли,

вывоза капитала, производственного коопериро­вания, научно-технического

взаимодействия, миграции рабочей силы. Сдвиги в сферах производства,

коммуникаций, торговли, зарубежного инвестирования и финансов привели к

невиданной прежде степени вовлеченности стран в мирохозяйственные связи и

превратили мировую экономику в целостный глобальный орга­низм, спаянный уже не

просто международным разделением труда, но и гигантскими по своим масштабам,

порой всемирны­ми производственно-сбытовыми структурами, глобальной

финан­совой системой и информационной сетью.

В то же время увеличивающаяся открытость экономик обусло­вила новые опасности

макроэкономического характера, посколь­ку национальные хозяйства, все более

интегрируясь в мировую экономику, становятся легко уязвимыми для всяких

неожидан­ностей, исходящих извне. В создавшихся условиях националь­ные

государства столкнулись с принципиально новой ситуацией — потерей возможности

эффективно использовать такие традицион­ные рычаги макроэкономического

регулирования, как импортные ограничения и экспортные субсидии, изменения

курса нацио­нальной валюты и ставки рефинансирования центрального банка.

Некоторые процессы, особенно в валютно-финансовой сфере, приобрели масштабный

глобальный характер и уже не поддаются регулирующим действиям отдельных

государств. Международные экономические и политические процессы переросли из

межнаци­ональных во вненациональные, глобальные. Эффективность

эко­номического регулирования на национальном уровне снизилась и сделала

неизбежным возникновение наднациональных форм регу­лирования.

Снижение дееспособности национальных государств в эконо­мической сфере,

нарастающий процесс усиления хозяйственной взаимосвязи и взаимозависимости

государств объективно постави­ли перед человечеством задачу нахождения

принципиально новых механизмов регулирования глобальной экономики.

В условиях глобализации межгосударственные границы при­менительно к

экономическим отношениям приобрели новое значение, что потребовало создания и

новой системы регулирова­ния, основанной на принципах либерализации и

устранения торговых барьеров, обеспечения свободного движения капиталов и

т.д. Это могло быть достигнуто только за счет координации правовых режимов в

области торговли и инвестиций.

Несогласованность национальных законодательств неизбежно порождала серьезные

проблемы и споры между экономическими субъектами и между государствами.

Появилась потребность в создании универсального механизма регулирования

международ­ных экономических отношений, включающих в себя разнообраз­ные

средства и методы: тарифы, цены, налоги, кредиты.

Насущной необходимостью стала разработка совместной валютно-финансовой политики,

достижение в этой области ста­бильности, способной обеспечить конвертируемость

националь­ных валют, облегчить взаимные расчеты

[2].

Огромная разница в социально-экономических условиях жизни людей в разных

странах ставила вопрос об оказании помощи и содействия со стороны развитых

стран развивающимся государст­вам и среди них наименее развитым и бедным. Это

требовало разработки единой стратегии социально-экономического разви­тия.

В сложившихся условиях особая роль в поиске новых механиз­мов регулирования

была возложена на международные экономи­ческие организации. В настоящее время

насчитывается более 4 тысяч международных организаций. Ведущая среди них —

Организа­ция Объединенных Наций (ООН) с ее разветвленной системой

экономических органов, Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк

реконструкции и развития (МБРР).

Несомненно, направления многостороннего регулирования, осуществляемого

международными организациями, в значитель­ной степени зависят от конкретных

интересов участвующих в нем государств, политики их правительств и

деятельности государст­венных органов. В то же время, не затрагивая

национального суверенитета его участников, многостороннее регулирование

ока­зывает воздействие на принимаемые правительственные решения по вопросам

торговых, валютных, финансовых отношений. В сферу государственной политики в

этой области входит не только регулирование, но и содействие развитию

мирохозяйственных связей, оказание поддержки участникам внешнеэкономической

сферы деятельности на межправительственном уровне и в рамках международных

организаций.

Ключевым аспектом в разработке совместной экономической стратегии и

многостороннем регулировании мирохозяйственных связей являлось определение

правил и норм, создающих стимулы для отдельных государств действовать в

коллективных интересах.

Международные экономические организации — это институт многосторонних

межгосударственных отношений, имеющий со­гласованные его участниками цели,

компетенцию и свои посто­янные органы, а также другие специфические

политико-органи­зационные нормы, в числе которых устав, процедура, членство,

порядок принятия решений и др. Они могут включать также совещания, конференции,

конгрессы, которые осуществляют свою деятельность в течение ограниченного

периода времени и не имеют устава и рабочих органов.

[3]

Международные валютно-кредитные организации – международные экономические

организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью

регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами,

содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи. В число таких

организаций входят Банк международных расчетов, Международный валютный фонд,

Международная ассоциация развития (МАР), Между­народная финансовая корпорация

(МФК), региональные международные банки развития.

[4]

Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими

причинами:

Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ,

выходящих за национальные границы.

Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том

числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

Необходимость совместного решения проблем, нестабильности мировой экономики,

включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных

бумаг, золота.

Создание этих межгосударственных институтов во многом дик­туется

необходимостью решения формально различных, но взаимосвязанных задач. С одной

стороны, процесс глобализации мирохозяйственных связей высвечивает проблемы и

противоре­чия, сохраняющиеся на национальном уровне между регулирую­щими

функциями государственных административных органов и потребностями

беспрепятственного развития национальных про­изводительных сил. В этом плане

межгосударственные институ­ты, а также согласованные правовые нормы,

лежащие в их основе, препятствуют попыткам нарушения конкурентной среды на

национальном уровне.

С другой стороны, многосторонние организации являются теми механизмами, в

рамках которых представители национальных администраций стран-участниц могут

вести переговоры о взаимном устранении препятствий на уровне

межгосударственных отношений. Иными словами, дея­тельность международных

организаций позволяет "расчищать" дорогу процессам глобализации как на

национальном, так и международном уровнях. Многостороннее регулирование

мирохозяйственных связей постоянно развивается и совершенствуется. Расширение

сфер со­трудничества между государствами, усложнение мировой эконо­мической

системы, прежде всего, предполагало изменение функций и структуры

международных организаций, а также совершенство­вание форм, методов и

механизмов самого многостороннего регулирования. Часть организаций, исчерпав

потенциал, прекращала существование или трансформировала свою деятель­ность.

В то же время по мере необходимости учреждались новые международные

институты.

Так, появление на международной арене значительного коли­чества новых

развивающихся стран, необходимость координации внешнеэкономической политики

между ними и развитыми госу­дарствами привели к образованию Международной

ассоциации развития (МАР) и Между­народной финансовой корпорации (МФК).

Кризисные потрясе­ния мировой экономики начала 70-х гг. потребовали создания

своеобразного оперативного штаба по чрезвычайным мерам — "Группы 7"

[5]. Постепенно ее совещания трансформировались из неформального института в

организованную систему, имеющую многие черты международных межправительственных

организа­ций. По существу, она стала главным звеном механизма

межго­сударственного регулирования экономики, способным координи­ровать и

направлять работу других его звеньев.

Несомненно, ключевыми элементами многостороннего меха­низма регулирования

мировой экономики являются МВФ и Всемирный банк.

Международные финансовые организации (МФО) создаются путем объединения

финансовых ресурсов странами-участниками для решения определенных задач в

области развития мировой экономики.

Этими задачами могут быть:

- операции на международном валютном и фондовом рынке с целью

стабилизации и регулирования мировой экономики, поддержания и стимулирования

международной торговли;

- межгосударственные кредиты - кредиты на осуществление государственных

проектов и финансирование бюджетного дефицита;

- инвестиционная деятельность/кредитование в области международных

проектов (проектов, затрагивающих интересы нескольких стран, участвующих в

проекте как напрямую, так и через коммерческие организации-резиденты)

- инвестиционная деятельность/кредитование в области

“внутренних” проектов (проектов, непосредственно затрагивающих интересы одной

страны или коммерческой организации-резидента), осуществление которых

способно оказать благоприятное воздействие на международный бизнес (например,

инфраструктурные проекты, проекты в области информационных технологий,

развития транспортных и коммуникационных сетей и т.п.)

- благотворительная деятельность (финансирование программ

международной помощи) и финансирование фундаментальных научных исследований.

Для осуществления своих функций, международные финансовые организации

используют весь спектр современных технологий финансового и инвестиционного

анализа и управления рисками, от фундаментального исследования потенциального

инвестиционного проекта (для чего, чаще всего, привлекаются

специализированные команды или институты экспертов международной

квалификации, международные аудиторские фирмы и инвестиционные банки) до

операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг).

Международные организации создаются государствами совместно. Процесс создания

международной организации проходит в три этапа: принятие учредительного

документа, создание материальной структуры организации, созыв главных

органов.

Первый шаг предполагает созыв международной конференции для выработки и

принятия текста договора. Его наименование может быть различным, например,

статус, устав (ООН), конвенция.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.