реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Проблемы и перспективы взаимодействия России с международными валютно-финансовыми организациями


внимания МВФ находятся вопросы наблюдения за политикой стран-членов в

отношении валютных курсов. С углублением тенденций к становлению глобальной

экономики указанная роль возросла. Это связано также с тем, что после

вступления МВФ бывших социалистических стран эта организация стала подлинно

всемирной.

Контроль за политикой стран-членов осуществляется в рамках регулярных, как

правило ежегодных двусторонних консультаций персонала МВФ с официальными

представителями государств-членов. На этих встречах обсуждению подлежат

вопросы экономической политики, в том числе фискальной, валютной и кредитно-

денежной, а также рассматривается состояние платежного баланса, внешнего

долга страны.

Усиление контроля вызвано глубокими изменениями в мировой экономике, в

частности, вследствие превращения ее в глобальную.

Усиление надзора осуществляется по трем направлениям [12]:

- разрабатывается стандарт представления странами-членами статистических

данных о состоянии экономики, которые должны своевременно сообщаться в МВФ;

- фонд намеревается сделать надзор постоянным. В дополнение к ежегодным будут

проводиться и другие консультации. Более часто вопросы развития экономики в

отдельных странах будут обсуждаться на заседании Совета управляющих;

- главной задачей консультаций и обсуждений должны стать политика государств-

членов в отношении валютных курсов; состояние баланса движения капитала, а

также повышение внимания к странам, чей экономический потенциал таков, что

его воздействие ощущается за их пределами. МВФ будет усиливать региональный

надзор там, где экономическая политика формируется на наднациональном уровне.

Основная финансовая функция МВФ состоит в предоставлении кредитов на

общеэкономическую реструктуризацию. Использование страной-членом фонда

ресурсов МВФ возможно лишь на определенных, весьма жестких условиях. Во-

первых, страна должна обратиться в Фонд с вескими доказательствами

потребности в ее ресурсах для финансирования дефицита платежного баланса. Во-

вторых, МВФ должен убедиться, что страна, обратившаяся за помощью, сможет

выполнить свои обязательства по погашению задолженности перед Фондом.

МВФ предоставляет в настоящее время кредиты странам-членам для двух целей:

для покрытия дефицитов платежных балансов, то есть прак­тически для

пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и

центрального банка; для поддержки макроэкономической стаби­лизации и

структурной перестройки экономики, а это значит - для финан­сирования

бюджетных расходов правительств. Капитал МВФ образован из взносов

государств-членов и составляет более 120 млрд. долларов США.

МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем

выпуска СДР. Последние предназначены для пополнения официальных валютных

резервов, погашения пассивного сальдо платежного баланса, расчетов стран с

Фондом. Регулирующая роль МВФ заключается в том, что обеспечивает странам

гарантированную возможность приобретения необходимой валюты в обмен на СДР

путем назначения стран, которые ее предоставляют.

МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов.

Важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение

валютных ограничений. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:

их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного

периода, продолжительность которого не определена; официальное заявление

Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после

консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.

МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений путем

предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им

функций координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки

рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и

инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-

заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике и уровне

платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными

банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже

небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции,

открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке ссудных

капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной

политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так

и частных) мирового рынка ссудных капиталов - с другой (См. приложение 3).

Среди межгосударственных инвестиционных институтов самое заметное влияние на

темпы и направление экономического развития большинства стран оказывает

группа мирового банка, координирующая политику экономической помощи

промышленно развитых стран, воздействующая на деятельность других международных

экономических организаций и оказывающая техническую помощь развивающимся

странам в разработке программ их экономического развития. Эта

межгосударственная инвестиционная группа, включающая Международный банк

реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала - Международную ассоциацию

развития (МАР), Международную финансовую корпорацию (МФК) и Многостороннее

инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), превратилась в крупнейший мировой

инвестиционный институт.

МБРР, был создан в 1944 г. с целью оказания помощи и восстановлении и

развитии экономики западноевропейских стран, хозяйство которых было подорвано

Второй мировой войной. С середины 50-х гг. после восстановления положения в

этих странах основное внимание МБРР было переключено на содействие

экономическому развитию государств, освободившихся от колониальной зависимости.

МБРР как специализированный институт ООН выполняет следующие функции:

предоставляет развивающимся странам финансовую помощь, выступает в роли

советника в разработке программ их экономического развития, координирует

действия промышленно развитых стран и развития международных экономических

организаций, оказывающих техническое содействие этим государствам.

МБРР предоставляет кредиты на одобренные им проекты, причем получение этих

кредитов обусловливается выполнением заемщиком ряда рекомендаций Банка как

экономического, так и социального порядка. МБРР предоставляет кредиты

платежеспособным заемщикам и исключительно на высокорентабельные проекты.

Получателями кредитов могут быть правительства стран-членов Банка, а также

частные фирмы и организации, имеющие гарантию правительства или центрального

банка. Кредиты МБРР - долгосрочные, обычно предоставляются на 15—20 лет с

льготным периодом 5 лет. Наибольшая часть предоставленных МБРР кредитов

направлена на развитие инфраструктуры, на подержание сельского хозяйства и

рыболовства, а на развитие промышленности менее 15%

[13].

В кредитной деятельности Банка в начале 80-х гг. произошли значительные

изменения: если ранее Банк предоставлял только целевые кредиты на какие-то

конкретные объекты производственного характера, то с этого времени МБРР стал

выделять средства на осуществление программ структурной перестройки и на

урегулирование обострившихся валютно-финансовых проблем развивающихся стран.

Россия вступила в МБРР в 1992 г. Общая сумма выделенных Банком кредитов

России составляет 9,2 млрд. долл. США, из которых на начало 1999 г.

использовано 5.7 млрд. долл. Кредиты предназначались на осуществление

проектов в угольной и нефтяной промышленности, сельском хозяйстве, на

жилищное и дорожное строительство, развитие системы здравоохранения и

образования и др.

В связи с тем, что ресурсы МБРР оказались недостаточными для удовлетворения

возросших потребностей развивающихся стран в кредитах и одновременно слишком

дорогими, в дополнение к МБРР на правах дочерних организаций были созданы МФК

(1956 г.) и MAP (1960 г.).

Международная ассоциация развития (МАР) призвана дополнять деятельность

МБРР и предоставлять наименее развитым странам беспроцентные кредиты на срок

35-40 лет при льготном периоде 10 лет, взимая комиссию на покрытие

административных расходов. Развивающиеся страны, естественно, заинтересованы в

получении льготных кредитов МАР, но она не может выдавать средства всем

желающим. Поэтому льготные кредиты предоставляются в первую очередь странам, у

которых ВНП на душу населения не выше 650 долларов в год. Однако чтобы

участвовать в МАР и получить доступ к ее льготным кредитам, необходимо вступить

в МБРР. В то время как МБРР, занимающий капитал в основном на финансовых

рынках, предоставляет займы на несколько более льготных, чем обычные

коммерческие, условиях (в основном государствам, отвечающим определенным

требованиям, а именно возвращающим кредиты), то МАР, получающая свой капитал из

других источников, предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам (с

ежегодным душевым доходом менее 805 долл. США на 1992 г.).

Специфическими функциями МАР являются: кредитование проектов в беднейших и

наименее кредитоспособных странах в целях их экономического развития,

проведение экспертизы финансируемых проектов для определения эффективности

использования финансовой помощи, оказание содействия странам-членам в

проведении экономических реформ.

МАР располагает тремя основными источниками финансирования: прибыли МБРР,

взносы государств-членов, взносы состоятельных государств-членов. Сюда

добавляется возврат ранее предоставленных кредитов.

Каждый финансируемый МАР проект подвергается политико-экономической

экспертизе с целью наиболее эффективного использования финансовой помощи.

Международная финансовая корпорация (МФК) выполняет функции, несколько

отличные от МБРР. Поэтому в юридическом и финансовом аспектах это относительно

самостоятельная организация, хотя имеет общие с Всемирным банком. Особенность

МФК заключается в том, что для инвестирования ее средств в страны-члены не

требуется правительственных гарантий, которых требуют МБРР и МАР при

предоставлении кредитов предприятиям или организациям. Это ограждает частные

компании от государственного контроля за их деятельностью и служит интересам

привлечения иностранного капитала в экономику развивающихся стран. Также МФК

имеет особое право не только предоставлять кредиты, но и непосредственно

осуществлять инвестиции в акционерный капитал.

МФК была создана с целью мобилизации национального и иностранного капитала

для развития частного сектора в развивающихся странах. МФК кредитует также

государственные предприятия, работающие как самостоятельные акционерные

компании. Кредиты направляются на реализацию высокорентабельных проектов в

наиболее развитых развивающихся странах, что связано с высокой стоимостью

кредитов.

МФК выполняет ряд специфических функций: содействует развитию

предпринимательства в малом бизнесе, оказывает содействие в управлении

рисками, оказывает техническую помощь частным фирмам, а также осуществляет

информационную деятельность.

К источникам финансирования МФК принадлежат взносы членов в уставной капитал,

кредиты МБРР, отчисления от прибылей, средства от возвращенных кредитов и

привлекаемые на международных финансовых рынках.

Международное агентство по инвестиционным гарантиям (МАИГ), основанное в

1988 году, является дочерней организацией МБРР, обладает юридической и

финансовой независимостью.

МАИГ как третий филиал МБРР служит такой специальной цели, как поощрение

инвестиций в акционерный капитал и другие направления прямых капиталовложений

в развивающихся странах посредством их страхования от некоммерческих рисков.

Такими рисками могут быть следующие: отмена конвертируемости национальной

валюты и связанные с этим препятствия в переводе прибылей в страну инвестора;

экспроприация имущества инвестора; военные действия; перевороты и последующие

изменения в социально-политической обстановке; невыполнение контракта

вследствие правительственного решения. МАИГ предлагает гарантии против

перечисленных некоммерческих рисков, консультирует правительственные органы

развивающихся стран-членов относительно разработки и осуществления политики,

программ и порядка (процедур), касающихся иностранных инвестиций, устраивает

встречи и переговоры между международными деловыми кругами и местными

органами власти заинтересованных стран по вопросам инвестиций, а также

предоставляет необходимые информационные услуги.

Основной целью МАИГ является поощрение иностранных инвестиций на

производственные цели, особенно в развивающихся странах, в качестве дополнения

к деятельности институтов группы Всемирного банка

[14].

Особое место среди международных валютно-кредитных организаций занимает Банк

международных расчетов. На БМР по Уставу возложены две основные функции: 1)

содействовать сотрудничеству между центральными банками, обеспечивать

благоприятные условия для международных финансовых операций; 2) действовать в

качестве доверенного лица или агента по проведению международных расчетов своих

членов. Основным источником ресурсов БМР являются краткосрочные вклады (до трех

месяцев) центральных банков в иностранной валюте или золоте. Специфика БМР

заключается в строго конфиденциальном характере его деятельности, как и

ежемесячных заседаний Базельского клуба (в который входят страны-члены Банка),

где обсуждаются актуальные проблемы и перспективы валютно-кредитных отношений.

Также нужно упомянуть МБЭС и МИБ. Основным видом деятельности Международного

банка экономического сотрудничества (МБЭС) являются расчеты и кредитование

взаимного товарооборота стран-членов.

Международный инвестиционный банк (МИБ) - банк долго- и среднесрочного

кредитования. Основная задача МИБ в соответствии с его Уставом - предоставление

долго- и среднесрочных кредитов, прежде всего для осуществления мероприятий,

связанных с международным социалистическим разделением труда, специализацией и

кооперированием производства, расширением сырьевой и топливной базы, ускорением

научно-технического прогресса.

Наряду с универсальными международными организациями существуют региональные,

членами которых являются государства определенного географического региона.

Объектом деятельности таких организаций могут быть вопросы в рамках

регионального сотрудничества: совместная безопасность, экономическая,

социальная, культурная и другие сферы. Среди них можно выделить следующие

организации:

· ЕБРР был создан в 1991 году, призван содействовать

переходу европейских постсоциалистических стран к открытой, ориентированной

на рынок экономике, а также развитию частной и предпринимательской

инициативы.

· Европейский центральный банк создан в 1998 г. Основные

направле­ния деятельности - эмиссия евро, регулирование европейских валютных

отношений, кредитование.

· Европейское финансовое общество - международная

банковская группировка. СФЕ создано в 1967 году и занимается в основном

коммерческим кредитованием, оказанием банковских услуг, а также

энергетическим бизнесом.

· Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) функционирует с

1959 года. Предоставляет долгосрочные кредиты и гарантии компаниям,

государственным органам и финансовым институтам для финансирования

преимущественно инфраструктурных объектов в менее развитых регионах

Европейского союза.

· Азиатский банк развития (АзБР) создан в 1966 году. АБР и

его Фонд развития занимаются кредитованием азиатских стран. Предоставляет

примерно одну треть кредитов на льготных условиях. Приоритетными для банка

являются отрасли инфраструктуры.

· Африканский банк развития (АБР) создан в 1972 году

специально для оказания финансовой помощи африканским странам. Выделяет

ресурсы на цели развития африканским странам, оказывая им также содействие в

виде экспертных услуг и обучения кадров.

· Активную финансовую деятельность на американском

континенте ве­дет Межамериканский банк развития. Доступ к нему для стран

неамери­канского континента был открыт только в 1976 году. Он направляет

инвестиции в энергетику, сельское хозяйство и рыболовство. Для этого банка

характерна высокая концентрация в предоставлении кредитов (больше всего

ресурсов к началу 90-х годов было предоставлено трем странам – Аргентине,

Бразилии и Мексике, более развитым по сравнению с другими латиноамериканскими

странами) и другие (всего порядка 30).

· Черноморский банк развития был создан в 1996 году. Одним

из первоочередных проектов стало создание в регионе сети волоконно-оптической

связи, что значительно улучшит связь между причерноморскими государствами.

· Лига арабских государств (ЛАГ)

Создана в 1945 году на конференции арабских государств в Каире.

Согласно Пакту, целями ЛАГ являются: обеспечение более тесных отношений между

государствами-членами, координация их политических действий и организация

сотрудничества в экономической, финансовой, торговой и других областях,

обеспечение их независимости и суверенитета, рассмотрение вообще всех

вопросов, затрагивающих арабские страны и их интересы. ЛАГ открыта для

присоединения всех независимых арабских государств. Высшим органом Лиги

является Совет.

Крупнейшей региональной финансовой организацией, по масштабам деятельности

сравнимой с ранее рассмотренными организациями, является Европейский банк

реконструкции и развития (ЕБРР), поэтому мы сочли целесообразным раскрыть

сущность его деятельности подробнее. Основными объектами кредитования ЕБРР

являются частные фирмы или приватизируемые государственные предприятия, а

также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с

международными инвестициями.

Основная цель банка состоит в поощрении инвестиций в регионе. ЕБРР

сотрудничает с другими инвесторами и кредиторами в предоставлении кредитов и

гарантий, а также инвестировании средств в акционерные капиталы. Эта

деятельность должна дополняться кредитованием инфраструктуры или других

проектов в государственном секторе, которые ориентированы на поддержку

инициатив частного сектора. ЕБРР поощряет региональное сотрудничество, и

поддерживаемые им проекты могут охватывать несколько стран.

С начала своей деятельности в апреле 1991 г. ЕБРР определил стоящие перед ним

задачи. Наиболее важ­ной из них стало содействие в создании новых

эконо­мических условий в странах, где действует ЕБРР в период изменения

политической системы: при этом считается необходимым предотвратить

возникновение нетерпимых социальных условий, которые могли бы привести к

полному распаду общества в этих странах и поставить под угрозу безопасность

их соседей. Дру­гие задачи относятся к сфере бизнеса (поощрение инвестиций,

совершенствование коммерческой практики, приватизация и структурная

перестройка), инфраструктуры (восстановление, модернизация и расширение сетей

связи, энергетических систем, муниципальных служб и жилищного хозяйства) и

экологии (совершенствование политики и прямые инвестиции в восстановление

окружающей среды).

Среди других, к ряду международных финансовых организаций относятся Парижский

и Лондонский клубы стран-кредиторов. Уточним.

Парижский клуб стран-кредиторов - неформальная организация промышленно

развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по

государственному долгу стран. На заседаниях Парижского клуба присутствуют

наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части

внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году. В своей работе

Парижский клуб руководствуется тремя основными прин­ципами: наличие

непосредственной угрозы прекращения платежей, обуслов­ленность

реструктуризации долга обязательством должника проводить опреде­ленную

экономическую политику и равномерное распределение бремени невы­плаченных

долгов среди кредиторов. Первые два принципа — это условия, ко­торые страна-

должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий

погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клу­бом. Третий принцип

относится к позиции кредиторов и не является обязатель­ным: он гласит, что в

распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий

погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои

действия и требования.

Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней

задолженности стран-должников. Лондонский клуб - это форум для пересмотра

сроков погашения креди­тов, предоставленных коммерческими банками (без

гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между

суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне,

этот клуб получил на­звание "Лондонского клуба". Данный "клуб" является

неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми

имеют задолжен­ность страны "третьего мира".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.