реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Проблемы и перспективы взаимодействия России с международными валютно-финансовыми организациями


Второй этап предполагает создание материальной структуры организации. В этих

целях наиболее часто используются специально подготовленные органы, которые

подготавливают проекты правил процедуры будущих органов организации,

перерабатывают весь круг вопросов, касающийся создания штаб-квартиры и др.

Созыв главных органов завершает мероприятия по созданию международной

организации.

Значительное развитие международные финансовые организации получили во второй

половине XX в[6]. Например, со временем

одними из крупнейших в мире кредиторов многих стран стали МВФ и МБРР,

образовав­шие группу Всемирного банка в составе еще трех международные

финансовые организации. Вместе они существенно потеснили коммерческих

кредиторов, одновре­менно «привив» властям соответствующих государств вкус к

де­шевым заимствованиям, над задачей обслуживания и погашения которых придется

думать, вероятно, не должникам, а последую­щим поколениям.

Кроме того, система пополнилась региональными банками развития, в частности

Межамериканским банком развития (МАБР) (1959 г., Вашингтон, США) и Азиатским

банком разви­тия (АзБР) (1965 г., Манила, Филиппины) Европейским банком

реконструкции и развития (ЕБРР) (1990 г., Лондон, Великобритания). По своим

денежным потокам, включая взносы стран-членов в капитал и различные

программы, и расходам, как на возвратной основе, так и на свои

административно-хозяйственные цели система МФО оказалась сравнима с бюджетами

ряда стран «большой семерки». Но все это происходило без участия СССР.

В середине 80-х гг. под воздействием своих главных акционе­ров, увидевших

готовность СССР пересмотреть прежнюю поли­тику, МВФ и МБРР начали контакты с

СССР. Их высшие чинов­ники обращались к руководству СССР с посланиями,

встречались с ним в 1985-1990 гг., уже было понятно: момент вступления СССР

приближается. В то время СССР в поисках заимствований, есте­ственно, обратил

свой взор на МВФ и МБРР. Осенью 1990 г. со­ветская делегация участвовала в

качестве наблюдателя в их еже­годном собрании. На саммите стран «большой

семерки» и СССР в Лондоне (1991 г.) было поддержано вступление СССР в МВФ и

группу Всемирного банка. В это же время СССР подал официаль­ные заявки о

приеме в эти организации, однако вступление не со­стоялось - СССР распался.

Лишь в учреждении одной из междуна­родных финансовых организаций совместно с

десятками других стран СССР успел принять участие - в Европейском банке

рекон­струкции и развития.

Россия унаследовала от СССР богатый опыт наблюдения за ра­ботой международных

финансовых организаций, скромный - их учреждения и участия в них, а именно -

в Международный банк экономического сотрудничества (МБЭС), Международный

инвестиционный банк (МИБ) и Европейский банк реконструкции и развития

(пер­вый и второй оказались обременены большой и частично безнадеж­ной

дебиторской и значительной кредиторской задолженностью).

В середине 1992 г. Россия поставила свою подпись под учре­дительными

документами МВФ и МБРР (официальные заявки на вступление в них Россия подала

еще в начале января 1992 г.), став в 1992-1993 гг. членом организаций,

входящих в МВФ и груп­пу Всемирного банка.

Выбора не было: кредиторы оказались не склонны продолжать предоставлять

России средства в прежних (или нужных) объемах иначе, как через международные

финансовые организации, а облег­чение долгового бремени могло осуществляться

при отсутствии соб­ственных ресурсов и при наличии программ, поддерживаемых

МВФ.

Россия стала членом системы международных финансовых организаций, когда та

уже сложилась. В 1993 г. Россия инициировала создание еще одной

международ­ной финансовой организации - Межгосударственного банка (МГБ)

(Москва, Россия), активно поддержала учреждение в 1994 г. другого -

Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР) (Са­лоники, Греция). В 1996 г.

она присоединилась к Банку междуна­родных расчетов. Официаль­но было

заявлено о намерениях присоединиться к Межамерикан­скому банку развития и

Азиатскому банку развития, что не было подкреплено конкретными действиями.

Основные усилия были направлены на развитие отношений с бреттон-вудскими

институтами.

В результате, если в довоенные годы существовал лишь Банк междуна­родных

расчетов в Базеле (Швейцария), то в настоящее время функционирует целая

система международных валютно-кредитных организаций как глобаль­ного, так и

регионального характера (Азиатский банк развития, Межамерикан­ский банк

развития, Африканский банк развития, Европейский банк реконст­рукции и

развития и др.).

Радикальные изменения в мировом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов привели к

необходимости адаптации международных валютно-кредитных и финансовых

организаций к новым условиям деятельности. Существенна роль валютно-кредитных

институтов в углублении интеграционных процессов в Западной Европе. Участие

России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает

перед ней более широкие возможности привлечения финансовых ресурсов,

необходимых для реформирования экономики.

1.2. Классификация и функции международных

экономических и валютно-финансовых организаций

Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых

отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них,

располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование

международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют

собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и

рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают

сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по

актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом.

Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать

международными финансовыми институтами. Эти организации преследуют

следующие цели:

- объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных

финансов и мировой экономики;

- осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;

- совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой

валютной и кредитно-финансовой политики.

У всех международных финансовых организаций много общего, однако, каждая из

них решает свои задачи, поэтому они имеют: различный капитал, свои органы

управления (в группе Всемирного банка - частично единые), специфические

операционные механизмы и набор финансовых ин­струментов, разные правила

предоставления ресурсов и т.д.; ве­лики расхождения и в стоимости

заимствований у них.

Являясь звеньями общей системы, международные финансовые организации

обладают своими особенностями, с учетом которых могут быть

сгруппированы и охарактеризованы следующим образом:

• бреттон-вудские организации (МБРР и МВФ) по членскому составу являются

универсальными, имеют всемирное значе­ние, тогда как остальные образованы

либо по региональному принципу (МБЭС, МИБ, МГБ и ЧБТР), либо по другим

принципам, хотя и объединяют крупную группу стран (ЕБРР и БМР);

• две международные финансовые организации учреждены с целью межсистемной

помощи (МАР -развивающимся странам, ЕБРР - странам с переходной экономи­кой);

• ЕБРР изначально, путем включения соответствующего по­ложения в свои

уставные документы, обусловливал предоставление своих ресурсов странам-

членам, отвечающим определенным, в том числе политическим, критериям (они

должны быть привер­жены принципам многопартийной демократии, рыночной

экономики и пр.);

• МБЭС и МИБ сейчас практически не ведут основной деятельности, поскольку

еще не урегулировали отношения с креди­торами и должниками (крупнейший из

последних - Россия). МГБ (имеет малый капитал) осуществляет ограниченный

объем операций, возможности же привлечения ресурсов на рынках для него

ограничены, ЧБТР лишь только начинает свою работу;

• МБЭС служил своего рода клиринговым центром, МИБ был инвестиционным

учреждением, а ЕБРР, МАГИ и МФК специа­лизируются на поддержке инвестиций.

При этом ЧБТР задуман как институт одновременно торгового и проектного

финансиро­вания, МАР поддерживает проекты развития в ограниченном круге

стран-членов на особо льготных условиях.

Другие имеют более глобальные задачи. [7]

Международные финансовые организации, являясь частью системы международных

экономических организаций, классифицируются согласно принципам группировки

последних. Рассмотрим подробнее. Для чего используем наиболее известные в

российской научной литературе классификации.

Международные экономические организации, осуществляющие регу­лирование в системе

мирового хозяйства, можно классифицировать по двум основным принципам: по

организационному принципу и по сфере много­стороннего регулирования.

[8]

Классификация международных экономических организаций по организаци­онному

принципу в качестве основы предполагает участие или неучастие органи­зации в

системе Организации Объединенных Наций, а также принимает во внимание профиль

организаций и цели их деятельности. При таком подходе международные

экономические организации можно разделить на следующие группы.

1. Международные экономические организации системы ООН.

2. Международные экономические организации, не входящие в

сис­тему ООН.

3. Региональные экономические организации.

Классификация международных экономических организаций по сфере

мно­гостороннего регулирования предполагает их деление на следующие группы.

(См. приложение 1.)

1. Международные экономические организации, регулирующие эко­номическое и

промышленное сотрудничество и отрасли мирового хозяй­ства.

2. Международные экономические организации в системе регулирова­ния мировой

торговли.

3. Региональные экономические организации в системе регулирования­

мирового хозяйства.

4. Международные и региональные экономические организации, осущест­вляющие

регулирование предпринимательской деятельности.

5. Международные неправительственные организации и объединения, содействующие

развитию международных хозяйственных связей.(См. приложение 2.)

Все международные и региональные экономические организации, вхо­дящие в

перечисленные выше первые четыре категории, являются межправи­тельственными

организациями, которые именуются также межгосударствен­ными или

многосторонними. Помимо межправительственных организаций в классификацию

включены международные неправительственные экономичес­кие организации и

объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей.

В современных условиях выделяют следующие виды этих организаций.

1. Межгосударственные универсальные организации, цель и

предмет деятельности которых представляют интерес всех государств мира. Среди

них можно выделить МВФ, МБРР и его дочерние организации – МФК, МАР, МАГИ.

2. Межгосударственные организации регионального и

межрегионального характера, которые создаются государствами для решения

различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Примером

организаций первого типа служит ЕБРР.

3. Международные экономические организации, представленные

полуформальными объединениями типа «семерки». От состояния экономики этих

лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей

планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций рассматривают наиболее

актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения.

Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных

экономических организаций. К этому виду организаций также следует отнести

Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и

Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне).

4. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и

кредитные, отраслевые или специализированные организации. К ним относят МФК,

МАР, МАГИ, БМР [9].

Более подробную классификацию предлагает известный специалист-международник –

Жуков Е.Ф. Международные организации он разделяет по ряду критериев, в

частности

1. В зависимости от круга членов различают организации всеобщие или

ограниченного состава.

Всеобщие или универсальные международные эко­номические организации

потенциально рассчитаны на участие всех государств, хотя даже сегодня в ООН

не­которые страны по разным причинам не участвуют.

В некоторых МФО участвуют только промышленно развитые страны (Лондонский

клуб). Членами других организаций – только страны одного региона (ЕБРР).

2. В зависимости от характера компетенции организации делятся на обладающие

общей и спе­циальной компетенцией.

Компетенция международной организации – это объект или сфера ее предметной

деятельности, а также представляемые ей для этого полномочия. Компетенция

международной организации имеет договорную основу и ограничена договорными

рамками.

В первом случае компетен­ция не ограничена какой-либо одной сферой

со­трудничества. А специальные - Международный банк реконструкции и

развития (МБРР), Международная ассоциация развития (МАР), Международная

финансовая корпорация (МФК), Международный валютный фонд (МВФ),

Многостороннее агентство по гарантированию инвес­тиций (МАГИ).

3. По соотношению объема компетенции, пере­даваемой государствами

международной организа­ции различают:

межправительственные организации, выпол­няющие координационные функции,

в которых перераспределенная компетенция остается совме­стной для государства и

организации;

— международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции,

облада­ющие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие

функции государств-членов в их решении. Примером может служить обязательность

выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-

участниц;

— наднациональные организации, созданные для формирования правил,

обязательных для госу­дарств-членов, и механизмов контроля и принуж­дения

участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделены

наднациональ­ные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский

парламент и др.

4. В зависимости от сферы международного ре­гулирования международные

организации классифи­цируются как:

— международные экономические организации, ре­гулирующие экономическое и

промышленное со­трудничество и отрасли мировой экономики;

— международные экономические организации, ре­гулирующие мировую торговлю;

— международные валютно-кредитные и финансо­вые организации (Международный

валютный фонд, институты Мирового банка и др.);

— международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую

деятель­ность (Межамериканская инвестиционная корпорация — МАИК, Северный

инвестиционный банк — СИБ и др.);

— международные неправительственные организа­ции и объединения, содействующие

развитию ми­рохозяйственных связей (Парижский клуб)

[10].

Рыбалкин В.Е. делит международные организации по характеру членства - на

межгосударственные и неправительственные. При этом отмечая, что для

межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство

государств; наличие учредительного международного договора; постоянные

органы; уважение суверенитета; государств-членов (например, МВФ). С учетом

этих признаков он констатирует, что международная межправительственная

организация – это объединение государств, учрежденное на основе

международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы

и действующие в общих интересах государств – членов при уважении их

суверенитета.

Главным признаком неправительственных международных организаций выделяется то,

что, они созданы не на основе межгосударственного договора, членами которых

могут быть объединения производителей, компании, фирмы, научные общества и

другие организации [11].

Этот же источник с точки зрения порядка вступления в них организации

подразделяет на открытые (любое государство может стать членом по своему

усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей).

Независимо от типа международные финансовые организации в современных

международных отношениях играют существенную роль как форма сотрудничества

государств и многосторонней дипломатии.

Сущность происходящего в международной органи­зации процесса состоит в выявлении

интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей по­зиции и

воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения.

Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, при­нятии решения

и контроле за его исполнением. Отсю­да вытекают три основных вида

функций междуна­родной организации: регулирующие, контрольные,

оперативные.

Под функциями следует понимать внешние проявления процессов ее

деятельности по выполнению возложенных на нее задач. При этом организация

вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней

компетенции.

Регулирующая функция является сегодня наибо­лее важной. Она состоит в

принятии решений, опре­деляющих цели, принципы, правила поведения

госу­дарств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической

обязательной силой, тем не менее, их воздействие на межгосударственные

отноше­ния и на международное право нельзя недооценивать: любому государству

трудно противостоять решению международной организации.

Резолюции организаций непосредственно не созда­ют международно-правовых норм,

но оказывают серь­езное влияние, как на правотворческий, так и на

правоприменительный процесс. Многие принципы и нор­мы международного права

были первоначально сформулированы в резолюциях. Им принадлежит важ­ная

функция актуализации международных проблем путем их подтверждения и

конкретизации примени­тельно к реальностям международной жизни: при­меняя

нормы к конкретным ситуациям, организации раскрывают их содержание.

Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием

поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих

целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию,

обсуждать ее и выра­жать свое мнение в резолюциях. Во многих случаях

государства обязаны регулярно представлять доклады о выполнении ими норм и

актов организации в соответ­ствующей области.

Оперативные функции международных организа­ций заключаются в достижении

целей собственными средствами организации. В подавляющем большинст­ве случаев

организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены.

Вместе с тем по­степенно растет роль и непосредственной деятельно­сти.

Организации оказывают экономическую, научно-техническую и другую помощь,

предоставляют кон­сультационные услуги.

Логика изложения требует подробного рассмотрения основных видов международных

финансовых организаций, являющихся объектом раскрываемой темы, а также

конкретизации выполняемых ими специфических функций.

1.3. Основные виды международных валютно-финансовых организаций

Наиболее авторитетной международной финансовой организацией, как показала

международная практика, является, несомненно, МВФ (International

Monetary Fund, IMF) - межправительственная организация, предназначенная для

регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и

оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом

платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в

иностранной валюте. Фонд - специализированное учреждение ООН - практически

служит институциональной основой мировой валютной системы.

МВФ создан в 1944 году на конференции в Бреттон-Вудсе. в целях поддержания

стабильности в международных валютных отношениях. В момент создания в него

входили 29 стран, в настоящее время - более 180. В 1992 г. членом МВФ стала

Россия.

Основными задачами МВФ являются:

1. содействие развитию международной торговли и

валютно-финансовому сотрудничеству;

2. кредитование своих членов;

3. поддержание платежных балансов стран-членов МВФ и

регулиро­вание курсов их валют;

4. разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира.

Универсальность МВФ по сравнению с другими организациями определяется тем,

что он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции.

Регулирующая функция МВФ состоит в том, что он осуществляет надзор за

политикой стран-членов на предмет ее соответствия обязательствам, которые

принимает на себя страна, вступая в Фонд. В соответствии с Уставом в центре

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.