реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Проблемы и перспективы взаимодействия России с международными валютно-финансовыми организациями


бюджетной политике страны-заем­щицы, согласовывая с ней экономическую

про­грамму, а затем кредиторы, зная объем помощи МВФ, согласовывали с ней

новый график пога­шения долгов. Такая процедура применялась и к другим

странам-заемщицам, в частности к Арген­тине и Турции. Однако теперь к России

был вы­бран другой подход.

Вслед за заявлением А. Можина, по сути отра­жавшим интересы Фонда, директор

департамен­та внешних связей МВФ Т. Доусон объявил, что Россия может

рассчитывать на кредиты МВФ только в том случае, если Парижский клуб

под­твердит факт "конструктивных переговоров" с Россией

[22]. Это означало, что право вето по креди­тованию России Фондом

принадлежит уже не только США как главному его кредитору, но и ФРГ как главному

кредитору РФ в Парижском клубе. Статс-секретарь МФ ФРГ К. Кох-Вейзер пригрозил

даже отстранить Россию от встреч "большой восьмерки", если она не будет

выпла­чивать в полном объеме свои долги. Кроме того, неожиданно был поднят

вопрос о советской за­долженности бывшей ГДР, которую германская сторона

оценивает в 4.5 млрд. долл., хотя эта про­блема была полностью снята еще в

1990-1991 гг.

Перспективы сотрудничества с МВФ не связываются с имевшей место ранее

политической составляющей. Россия поддерживает отношения с Фондом в целях

использования механизмов этой организации при ухудшении внешнеэкономической

конъюнктуры, то есть не исключается возможность получения кредитов МВФ при

резком падении цен на основные российские экспортные товары.

Результаты взаимоотношений России с МВФ неоднозначны. Оценки этих результатов

разли­чаются в зависимости от идеологических установок и методологических

позиций, отдельных общест­венно-политических сил. Наличие кризисной си­туации

вынуждает Россию, равно как и другие государства бывшего СССР, обращаться к

Фонду за кредитами. Однако при этом нужно отдавать себе отчет в том, что до

тех пор, пока эти государства находятся в зависимости от кредитов МВФ, его

воздействие продолжает оставаться существенным фактором формирования их

макроэкономической, структурной и социальной политики.

2.2. Анализ динамики и современного состояния

сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка

Основой сотрудничества России с региональными междуна­родными банками развития

является ее членство в организациях системы Всемирного банка (ВБ), в первую

очередь в Международном банке рекон­струкции и развития (МБРР), куда она была

при­нята в 1992 г.[23] Двенадцатилетний

опыт сотрудничест­ва России с МБРР показывает эволюцию заимст­вований от

полномасштабного финансирования программы социально-экономических реформ к

поддержке точечных проектов, включая управ­ление государственными финансами на

феде­ральном и региональном уровне.

Стратегия деятельности МБРР России в 2000-2002 гг. характеризовалась

ограничен­ным объемом нового кредитования, в зависимос­ти от реализации

действующих проектов и выполнения макроэкономических программ (в том числе

осуществления структурных мероприятий по программам соответствующих бюджетных

займов). Среди новых направлений финансирова­ния рассматривались: управление

государствен­ными финансами, решение социальных и инфра­структурных проблем,

гарантийные операции в лесном и угольном секторах.

В целом на этом этапе сотрудничества в отно­шениях России и ВБ обнаружились

серьезные проблемы, которые проявились в резком сокра­щении запланированных

объемов займов, в трех­кратном сокращении ежегодных объемов ис­пользования

средств по инвестиционным займам; в увеличении сроков подготовки и ожидания

вступления в силу уже подготовленных проектов, в частой реструктуризации

проектов. Кроме того, темпы реализации проектов, осуществляемых за счет

привлекаемых займов, не соответствовали необходимым темпам жизненно важных

социаль­но-экономических реформ. Эти проблемы сфор­мировали у представителей

различных групп об­щества неоднозначное отношение к проектам, финансируемым

за счет займов МБРР.

Эти проекты охватывают практически все сектора экономики - энергетику,

транспорт, фи­нансы, здравоохранение и образование, сельское хозяйство, то

есть те отрасли, которые обычно не являются объектом частных инвестиций.

Наи­большие объемы предоставленных средств на­правлялись на мероприятия

экономической поли­тики, что объясняется крупными размерами бюджетозамещающих

займов.

Портфель реализованных проектов Банка весьма диверсифицирован. В настоящее

время в этом портфеле 31% принадлежит энергетике, 19 - транспорту, 12 -

финансовому сектору, 11%-городской инфраструктуре.

Взаимоотношения МБРР и РФ довольно часто осложнялись на стадии

реализации и реструкту­ризации проектов. Как правило, осуществление проектов

растягивалось на семь-восемь лет при заявленном среднем сроке в пять лет. Ни

один из инвестиционных проектов МБРР не завершился в срок, установленный

соглашением о займе. На практике каждый из них приходится продлевать

один-четыре раза, причем срок каждого продле­ния составляет от нескольких

месяцев до двух-трех лет.

К тому же вступление в силу почти всех действующих проектов МБРР после

утверждения российского займа Советом директоров задержи­валось в среднем на

десять месяцев, а самая боль­шая задержка - почти два года - была отмечена в

отношении займа на развитие службы занятости и социальной защиты

[24]. Это снижает эффектив­ность использования сравнительно дешевых

кре­дитов МБРР.

Последняя Стратегия ВБ для России основы­валась на предложенной российским

правитель­ством Программе сотрудничества на 2002-2004 гг. Такой подход на

стадии программирования стра­тегического взаимодействия предполагает

соот­ветствие политики ВБ социально-экономической ситуации в стране, а также

ее согласование с со­держанием экономических реформ.

Несмотря на сокращение общего размера портфеля займов МБРР, сотрудничество с

Бан­ком в целом способствовало ознакомлению с по­зитивным международным

опытом в различных сферах, внедрению современных социальных, экономических и

управленческих технологий, по­вышению профессионализма широкого круга

российских специалистов в процессе совместной работы. Кроме того, без

содействия Банка про­гресс в законодательных, институциональных и структурных

реформах в стране потребовал бы гораздо более длительных сроков.

Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В основном

кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна

и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и

поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в

капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.

За время членства России в МБРР Совет Директоров уже одобрил предоставление

Российской Федерации около 11 млрд. долл. США на осуществление 45 проектов.

Россия с 1992 года осуществляла займы у МБРР на финансирование следующих

направлений:

- проект «Городское теплоснабжение» - в размере $85 млн. со сроком погашения

17 лет и 5-летним льготным периодом (2001 год);

- проект социального реструктурирования районов Крайнего Севера

в размере $80 млн. со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом

(2001 год);

- проект городского водоснабжения и канализации - гранты в размере $676 тыс.

и $816 тыс. (1998 год);

- проект поддержки реструктуризации сельскохозяйственных предприятий - грант

в размере $1 млн. (1998 год);

- инновационный проект развития образования - в размере $71 млн. (1998 год);

- проект содействия структурной перестройке системы социальной защиты

населения – в размере $28,6 млн., срок погашения - 17 лет с 5-летним льготным

периодом. (1997 год);

- проект повышения эффективности использования энергии - в размере $70 млн.

(1996 год);

- проект ремонта автодорожных мостов - в размере $192 млн. (с 1996 года по

2000 год).

Можно перечислять и другие займы России, но уже из сказанного видно как

российская финансовая система нуждается в пополнении.

Российская Федерация является членом дру­гих, помимо МБРР, организаций

Всемирного бан­ка. В декабре 1992 г. она была принята в Много­стороннее

агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ) - ведущую организацию в области

дол­госрочного страхования некоммерческих рисков. В последние несколько лет

МАГИ весьма актив­но работает в России, что позволяет российским компаниям

рассчитывать на получение гарантий в отношении самых различных инвестиций.

Одну из сфер деятельности МАГИ составляют услуги по маркетингу инвестиционных

проектов. В этих целях Агентство открыло в 2001 г. Интернет-сайт, который

направлен на оказание между­народным инвесторам услуг по поиску предприя­тий

и новых проектов в России. В целом деятель­ность МАГИ способствовала

привлечению в страну 1.2 млрд. долл. иностранных инвестиций. Сотрудничество

России с МАГИ — ведущей организацией в области долгосрочного страхования

некоммерческих рисков — позволяет российским компаниям рассчитывать на

получение гарантий по различным видам инвестиций, например, в акционерный

капитал в денежно- натуральной и других формах, а также кредитов или их

обеспечения

За десять лет МАГИ предоставило 25 гарантий проектам, реализуемый в России,

а также разработало бесплатную интерактивную систему "Россия, Приватизация",

которая содержит информацию о приватизационных и инвестиционных возможностях

и предоставляет маркетинговые услуги.

В апреле 1993 г. Россия была принята в Международную финансовую корпорацию

(МФК), которая также входит в группу Всемирного банка. За прошедшие годы МФК

утвердила более двух десятков проектов, которые затрагивают широкий спектр

секторов экономики, на сумму I 255.8 млн. долл. из собственных средств плюс

60 млн. из средств участников программы по привлечению синдицированных

кредитов. Первыми шагами деятельности МФК в России стали проек­ты

финансирования предприятий нефтегазовой промышленности.

Сотрудничество с другой организацией группы Всемирного банка - Международной

финансовой корпорацией — призвано стимулировать инвестиции в частный сектор и

развивать рынок капитала в России. За десятилетие своей работы в России эта

корпорация реализовала боле двух десятков проектов в различных секторах

экономики 255,8 млн. долл. из собственных средств и 60 млн. долл. за счет

привлечения синдицированных кредитов. Помимо инвестиционных проек­тов в

России МФК также оказывает техническое содействие, направленное на создание

благоприятных условий для экспансии частного сектора и привлечения

инвестиций. МФК осуществила в России проекты технического содействия в ряде

отраслей, включая сельское хозяйство и энергетику, а также на рынке

финансовых услуг. В 1997 г. при финансовой поддержке правительств

Великобритании и Канады была создана группа МФК по развитию лизинга в России

с целью содействия формированию благоприятных правовых и экономических

условий для расширения данной формы хозяйственной деятельности.

В последние годы отмечается активизация со­трудничества России с МБР не

только путем не­посредственного членства в них, но и на основе договорных

отношений (если это позволяют усло­вия деятельности данных организаций).

В качестве примера сотрудничества с МБР на этой основе рас­смотрим опыт

взаимоотношения с Европейским инвестиционным банком (ЕИБ)

[25] и Северным инве­стиционным банком (СИБ).

Вопросы сотрудничества России с ЕИБ рас­сматривались с середины 90-х

годов. В соответст­вии с интересами и политикой ЕС этот Банк осу­ществляет свою

деятельность во многих странах мира. Основные его задачи - предоставление

зай­мов и гарантий, облегчающих финансирование проектов для менее развитых

регионов, модерни­зацию или конверсию предприятий, развитие предпринимательской

деятельности в новых об­ластях, а также осуществление проектов, пред­ставляющих

общий интерес для нескольких госу­дарств-членов.

В марте 2001 г. на заседании министров эконо­мики и финансов стран Евросоюза

(ЭКОФИН) было принято решение о возможности финанси­рования проектов на

территории РФ за счет средств ЕИБ на общую сумму 100 млн. долл. При этом были

определены следующие условия пре доставления кредитов: экологическая

направлен­ность проектов и заинтересованность в них стран ЕС, реализация

проектов только в северо-запад­ном регионе России, обязательное участие в

проектах ЕИБ других международных финан­совых институтов, обязательное

предоставление 100%-ной суверенной гарантии, своевременное выполнение Россией

обязательств по обслужива­нию задолженности перед членами Парижского клуба и

активное ее участие в борьбе с отмывани­ем денег. В настоящее время

рассматривается возможность предоставления крупного кредита ЕИБ на проект

"Строительство комплекса защит­ных сооружений г. Санкт-Петербурга от

наводне­ний" и инфраструктурные проекты в России.

С Северным инвестиционным банком Россия подписала соглашение в апреле 1997 г.

Это от­крыло возможности финансирования пригра­ничных проектов в области

экологии. Следует отметить, что этот Банк уделяет особое внима­ние открытости

в осуществлении проектов и проверяет целевое использование предоставлен­ных

им средств, что способствует ускорению ре­ализации проектов.

К настоящему времени Российская Федерация является членом десяти финансовых

организаций имеющих статус международных (см. приложение 4), а также

развивает сотрудничество на государственном уров­не с некоторыми другими

международными финан­совыми организациями на договорной основе.

Противостояние двух систем в середине про­шлого столетия, помимо всего прочего,

отрица­тельно сказалось на участии Советского Союза в создании основных

структур международной фи­нансовой системы. Государства бывшего

социали­стического лагеря вынуждены были формировать для финансового

обеспечения собственные меж­государственные финансовые институты

эконо­мического сотрудничества. С середины 80-х годов в советском руководстве

сложилось мнение о не­обходимости поэтапного присоединения к МВФ и МБРР. Однако

в силу идеологических препятст­вий вопрос оставался нерешенным

[26]. Поэтому вплоть до начала 90-х годов использование пре­имуществ

международных финансов ограничива­лось получением услуг Международного банка

экономического сотрудничества и Международно­го инвестиционного банка,

функционировавших в рамках СЭВ. Позже к ним прибавились Черномор­ский банк

торговли и развития и Межгосударст­венный банк СНГ (также имеющие статус МФО).

Однако участие в них дает слабый экономиче­ский эффект для отечественной

экономики. По нашему мнению, назрела необходимость пере­смотра

государственной политики в отношении такого сотрудничества.

За прошедшее десятилетие место одного из основных международных финансовых

партне­ров российского правительства и оте­чественных компаний занял

Европейский банк реконструкции и развития. Следует отметить, что официально

ЕБРР приступил к операциям в апреле 1991 г., а в роли одного из его учредителей

выступал Советский Союз. ЕБРР представляет собой уникальное со­четание

коммерческого банка и банка развития, что отображается в преимущественном

направ­лении его ресурсов в негосударственный или при­ватизируемый сектор. В

связи с этим Банк предо­ставляет средства на основе проверки надежнос­ти

проводимых банковских и инвестиционных операций и в пределах времени,

необходимого для принятия коммерческих решений

[27]. Членами Банка являются не только 58 государств, но и Ев­ропейский союз

и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).

Основная цель сотрудничества России с ЕБРР - привлечение инвестиционных

ресурсов на льгот­ных условиях (с низкими процентными ставками, длительными

сроками и льготным периодом воз­врата долга). За прошедшие годы Банк

инвестиро­вал практически во все сектора российской эконо­мики. Большая часть

финансирования ЕБРР для России, одобренного в 1991-2002 гг. Советом

ди­ректоров, приходится на реальный сектор эконо­мики: промышленность -

24.3%, транспорт и связь - 12.1%, электроэнергетика и добывающие от­расли -

26.7%, финансово-банковский сектор - 31.7%, агробизнес- 1.8%, муниципальное

развитие - 1.9%.

География инвестиционных проектов ЕБРР широка - от Калининградской области

(проект улучшения водоснабжения и водоочистки -16.5 млн. евро) до Камчатки

(строительство гео­термальной электростанции - 85.6 млн. евро), че­му

способствует наличие представительств Банка во многих регионах. В 2002 г.

годовой объем обя­зательств ЕБРР в России увеличился на 500 млн. евро по

сравнению с 2001 г. и составил 1.3 млрд. евро. Доля РФ в общем объеме

операций Банка возросла за год с 22 до 33%. Ресурсы, предоставленные банком,

используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего

бизнеса.

Например, в 1998 году было предусмотрено получение кредита на поставку

технологического оборудования на молочный комбинат «Ставропольский». Однако в

связи с финансовым кризисом 1998 года молочный комбинат «Ставропольский»

оказался не в состоянии выплачивать сумму кредита, в результате чего ЕБРР

прекратил рассмотрение всех ставропольских инвестиционных проектов до

урегулирования спорных вопросов вокруг молочного комбината «Ставропольский».

За годы своей деятельности Банк стал круп­нейшим иностранным инвестором в

частный сек­тор нашей экономики. По состоянию на конец 2002 г. в общем объеме

его операций в рамках подписанных соглашений 81.3% приходилось на частный

сектор и только 18.7% - на государствен­ный. Одно из направлений деятельности

ЕБРР - финансирование среднего и малого предпринима­тельства.

Специализированный фонд поддержки малого бизнеса (ФПМБ) предоставляет

микрокре­диты (не более 10 тыс. долл.) и малые кредиты (не более 200 тыс.

долл.) предпринимателям из 115 крупных и мелких российских городов. За время

своего существования ФПМБ выдал пред­принимателям более 107 тыс. кредитов на

общую сумму около 1 млрд. долл. Среди его клиентов -предприниматели самых

различных областей экономики - от владельцев мелких торговых то­чек до

производителей высокотехнологичного медицинского оборудования.

Одно из направлений деятельности ЕБРР в России – приобретение им акций

российских банков, в том числе и региональных. Российские банки стремятся

расширять сотрудничество с ЕБРР, поскольку это будет способствовать, в

частности, улучшению расчетов по экспортно-импортным операциям. Кредитные

линии открыты нескольким российским банкам, в том числе Московскому

международному банку, а также Кузбассоцбанку.

Некоторые программы в России ЕБРР ведет совместно с МБРР. Так, продолжается

осуществление проекта развития финансовых учреждений, который правительство

Российской Федерации реализует за счет займов от МБРР (200 млн. долл.) и ЕБРР

(100 млн.). В результате должна повыситься надежность ряда ведущих российских

банков, расширится и улучшится набор предоставляемых им услуг.

Сотрудничество России с ЕБРР оказывает положительное влияние на развитие

частного сектора российской экономики. Он осуществляет

кредитование среднего и малого предпринимательства через свои

специализированные фонды: региональные фонды венчурного капитала, Фонд

поддержки малого бизнеса, Фонд помощи малым пре

приятиям, фонды технического содействия. За прошедшее десятилетие

ЕБРР стал не только одним из кредиторов российского правительства

и отечественных компаний, но и источником средств для иностранных инвесторов

на российском рынке. ЕБРР отдает явное предпочтение банковскому сектору

российской экономики.

В перспективе рассматривается предоставление целевого кредита ЕБРР ОАО

"Газпром" на сумму 250 миллионов долларов. Кредитные средства предназначены

для модернизации газоснабжения, реконструкции объектов по добыче и

транспортировке газа, а также для создания бухгалтерской информационной

системы. В московской штаб-квартире банка также отметили, что из общей суммы

кредита средства ЕБРР составят 150 миллионов долларов, остальные 100

миллионов предполагается взять у группы инвесторов из числа международных

банков.

В последнем десятилетии ушедшего столетия формирование новых международных

банков продолжалось и на субрегиональном уровне. Рос­сия играла в этом

процессе активную роль, участ­вуя в создании Черноморского банка торговли и

развития и Межгосударственного банка СНГ.

Помимо рассмотренных выше примеров сотрудничества с ведущими международными

экономическими и валютно-финансовыми организациями Россия является членом

других финансовых учреждений, признанных международными. В целях развития

регионального сотрудничества России с партнерами ближнего зарубежья в 1993 году

создан Межгосударственный банк СНГ, а в 1994 году — Черноморский

банк торговли и развития (ЧБТР). Ввиду того, что эти банки, имеющий

статус международной организации, изначально не располагали значительными

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.