| |||||
МЕНЮ
| Диплом: Реформирование унитарных предприятийДиплом: Реформирование унитарных предприятийМурманский Государственный Технический Университет факультет менеджмента и экономики Дипломный проект по теме РЕФОРМИРОВАНИЕ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Выполнен студентом группы НЭ-301 «Национальная экономика» Лахреевым Романом Борисовичем Мурманск 2003 год Содержание Введение Глава I. Основные положения по реформированию унитарных предприятий 1.1. Цель, задачи и направления реформирования унитарного предприятия 1.2. Виды и типы реструктурирования, направленные на изменение масштаба предприятия 1.2.1. Расширение масштаба предприятия 1.2.2. Сокращение масштаба предприятия 1.3. Виды и типы реструктурирования собственности и корпоративного контроля 1.3.1. Изменение состава собственников 1.3.2. Изменение структуры собственников 1.3.3. Реструктуризация кредиторской задолженности 1.4. Виды и типы реструктурирования внутренней структуры предприятия 1.4.1. Реструктуризация организационной структуры 1.4.2. Реструктуризация производственной структуры Глава II. Основные алгоритмы реформирования предприятий при их сокращении 2.1. Организация процесса реформирования унитарных предприятий в регионе 2.2. Алгоритм реструктуризации путем выделения 2.3. Алгоритм реструктуризации путем разделения 2.4. Алгоритм реструктуризации путем передачи части имущества в безвозмездное пользование 2.5. Алгоритм реструктуризации путем консервации имущества Глава III. Разработка проекта программы финансового оздоровления и реструктуризации ГУП ОЭМЗ "Рекорд" 3.1 Общая характеристика реформируемого предприятия 3.2. План реформирования и финансового оздоровления государственного унитарного предприятия ОЭМЗ "Рекорд" 3.3. Оценка экономической эффективности вариантов реструктурирования и выбор его окончательного варианта Заключение Список литературы Введение Проводимые реформы в Российской Федерации затронули все сферы жизни общества, прежде всего экономическую и политическую. В самом общем виде цель реформ может быть сформулирована как создание максимально благоприятных условий для жизни и деятельности граждан России. Эта большая и, на первый взгляд, абстрактная цель может быть разделена на ряд более конкретных и понятных целей и вполне достижима при решении некоторых ключевых задач. В частности, как показывает исторический опыт, условием экономического роста является развитие экономической инициативы, причем не только частной, а инициативы всех возможных субъектов экономической деятельности, то есть представителей и государственного, и муниципального, и коллективного, и частного секторов экономики. Дипломный проект посвящен конкретному аспекту государственного управления и местного самоуправления - реформирование и реструктурирования унитарных предприятий. Использование государственной и муниципальной собственности является, с одной стороны, одним из источников поступления денежных средств в бюджет, а, с другой стороны, необходимым условием осуществления государственного (муниципального) регулирования экономики. Оба этих направления развиваются в рамках действующего законодательства (Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон "Об акционерных обществах", Федеральный закон "О финансово-промышленных группах", другие законы и подзаконные акты). Если проанализировать ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", то нетрудно прийти к выводу, что более половины вопросов, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления, являются обязанностями местного самоуправления организовывать или осуществлять хозяйственную деятельность. В этих условиях перед органами местного самоуправления стоит задача формирования и реализации обоснованной финансовой и экономической политики. В частности, это касается управления муниципальными предприятиями, являющимися на сегодняшний день самыми многочисленными субъектами экономической деятельности из числа находящихся в муниципальной собственности. В настоящее время большинство государственных и муниципальных предприятий существует или создается в форме унитарных предприятий. Данная организационная форма осуществления коммерческой деятельности крайне неэффективна по своей сути, т.к. она не создает эффективного собственника предприятия, заинтересованного в его успешном развитии. Кроме того, неэффективность деятельности унитарных предприятий обуславливается целым рядом причин, основные из которых:
Эти и многие другие причины обосновывают актуальность выбранной темы дипломного проекта - реформирование унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения. Объектом исследования в данной работе являются экономические и организационные аспекты деятельности унитарных предприятий по повышению эффективности их работы, к числу которых относятся изменение масштаба предприятия, изменение структуры собственников и корпоративный контроль, структурные изменения на предприятии. Целью является разработка единых, не регламентированных существующими нормативными актами механизмов реструктурирования унитарных предприятий при сокращении масштабов их деятельности, как самого распространенного направления реформирования предприятий, находящихся в критическом финансовом положении. Задачами исследования является анализ целей и задач реформирования унитарных предприятий, классификация существующих типов реструктурирования, выработка системы управления комплексным реформированием унитарных предприятий на уровне региона, а также определение подходов к выбору наилучшего варианта реформирования для конкретного предприятия. Результаты исследований, составивших основу дипломного проекта, обсуждались на студенческой научной конференции и конференции молодых ученых ГУУ 2000г. и опубликованы в сборнике научных статей студентов Института государственного и муниципального управления ГУУ. Глава I. Основные положения по реформированию унитарных предприятий 1.1. Цель, задачи и направления реформирования унитарного предприятия Стремительный переход России к рыночным отношениям, формирование товарных, финансовых рынков и конкуренции предъявило новые, жесткие требования к хозяйствующим предприятиям и их структуре. К числу наиболее характерных для современных предприятий проблем, препятствующих их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений, следует отнести: 1. Неэффективность системы управления предприятием, обусловленную следующими факторами:
2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед учредителями за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия. Несмотря на наличие в законодательных и иных правовых актах ряда положений, позволяющих учредителям контролировать деятельность исполнительных органов предприятия, действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности между учредителями и управляющими еще не отлажен. 3. Отсутствие эффективного механизма исполнения решений судов, особенно в части обращения взыскания на имущество должника. 4. Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его инвестиционную привлекательность. Нельзя рассчитывать на серьезные долгосрочные инвестиции, если не будет обеспечено право собственности на землю. Вопросы продажи земельных участков, расположенных под объектами недвижимости предприятий, решаются медленными темпами, несмотря на то, что указами Президента Российской Федерации они в основном урегулированы. 5. Высокие расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства. 6. Практика перекрестного субсидирования и деформированная структура издержек производства вследствие дифференциации (по потребителям) цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, оказывающих существенное влияние на конкурентоспособность продукции российских предприятий. 7. Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти. Для устранения отмеченных негативных тенденций экономического развития необходимо сконцентрировать внимание на обеспечении эффективного развития предприятий как основного структурного образующего элемента экономической системы России. Изменение среды функционирования предприятий должно быть дополнено стимулированием внутренних преобразований на предприятиях. Поэтапный процесс перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования составляет содержание реформирования предприятий. Под реформированием унитарных предприятий понимается изменение принципов функционирования, способствующее улучшению управления, повышению эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, производительности труда, снижению издержек производства, улучшению финансово-экономических результатов деятельности, а также меры государственной поддержки указанных изменений. Целью реформирования предприятий является улучшение управления на предприятиях, ориентация их деятельности на повышение эффективности производства и конкурентоспособности выпускаемой продукции, повышение производительности труда, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности. Реформирование должно проводиться предприятиями самостоятельно. Однако в условиях экономического спада и платежного кризиса лишь незначительное число предприятий способно реформироваться без сторонней поддержки. Органы исполнительной власти (федеральные, субъектов федерации или муниципальных образований), прямо не вмешиваясь во внутренние дела унитарных предприятий, должны создавать более благоприятные условия хозяйствования тем из них, которые активно реформируются. Приоритетными задачами реформирования предприятий являются:
Для реализации поэтапного перехода предприятий на общепринятые в рыночной экономике принципы функционирования предприятий необходимо: 1. Определить требования (оценочные критерии), предъявляемые к реформируемому предприятию, включая:
2. Разработать комплекс мер по стимулированию унитарных предприятий при выполнении ими предъявляемых к ним требований. 3. Создать условия для реформирования предприятий, имея в виду:
4. Способствовать улучшению экономического положения предприятий, повышению конкурентоспособности их продукции, стимулированию инвестиционной деятельности на основе разработки и принятия мер, предусматривающих:
5. Ввести единые стандарты аудита и квалификационные требования к аттестации аудиторов, разработать представляемые предприятиями в органы государственной статистики данные, характеризующие финансово-экономическое состояние унитарных предприятий. По отношению к унитарным предприятиям органы исполнительной власти имеют возможность непосредственно осуществлять регулирующие воздействия. Они ограничиваются утверждением устава предприятия, назначением его руководителя и заключением с ним контракта, а также контролем за его деятельностью посредством периодической отчетности. Предприятие обязано осуществлять только те виды деятельности, которые определены в его уставе, и не вправе распоряжаться закрепленным за ним недвижимым имуществом без согласия собственника (уполномоченного им органа). Необходимо поэтапно сокращать применение права хозяйственного ведения по отношению к предприятиям, находящимся в государственной и муниципальной собственности. Дальнейшее существование в российской экономике указанного правового института ведет к замедлению структурной перестройки, необходимой для экономического роста, концентрации промышленного капитала, а также служит препятствием для вертикальной и горизонтальной интеграции предприятий. В этой связи целесообразно:
Основное направление повышения эффективности взаимоотношений органов исполнительной власти и руководителя унитарного предприятия заключается в совершенствовании контрактных отношений. Контракт с директором должен содержать условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость от финансово- экономического положения предприятия, устанавливающие ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию, и т.д. Исходя из факторов необходимости и возможности реформирования и вариантов его осуществления унитарные предприятия можно разделить на шесть групп: Унитарные предприятия, работающие прибыльно, не имеющие задолженности по заработной плате и просроченной задолженности кредиторам. Унитарные предприятия, для которых для выхода из кризисного состояния достаточно произвести корректировки в менеджменте. Унитарные предприятия, не способные самостоятельно выйти из кризиса, но представляющие интерес для экономически устойчивых структур. Унитарные предприятия, не способные самостоятельно выйти из кризиса при замене менеджмента, к которым отсутствует интерес экономически устойчивых структур, но производящие ликвидную продукцию в объемах, недостаточных для поддержания самоокупаемости. Унитарные предприятия, не имеющие рыночных перспектив. Отсутствующие должники. Основные цели реформирования унитарных предприятий достигаются путем: разработки и производства товаров, пользующихся спросом, новых товаров; сокращения жизнеспособных хозяйствующих субъектов в самостоятельные юридические лица; вхождения в состав экономически более сильной структуры; продажей излишнего имущества; сокращением численности и т.д. Вышеизложенные меры можно реализовать либо в рамках гражданского законодательства, регулирующего деятельность предприятия без применения процедур банкротства, либо в рамках процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве). Одним из направлений реформирования предприятий является их реструктуризация. Широко используемые в настоящее время термины “реструктуризация, реструктурирование” взяты из английского языка. Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях. В английском языке приставка “re” означает “снова, заново, еще раз, обратно”, т.е. термины “реструктуризация, реструктурирование” можно понимать как изменения существующей структуры, связей объекта. Реструктуризация предприятия или корпоративное реструктурирование может быть определено как любые изменения в производственной и организационной структурах, структуре капитала, которые не являются частью повседневного делового цикла предприятия. Основными целями реструктуризации предприятия являются:
В процессе достижения целей оказывается определенное воздействие на само предприятие и на его внешнюю среду. Изменения в самом унитарном предприятии для достижения его стратегических целей могут происходить в:
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|