реферат, рефераты скачать
 

Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма


Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма

МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ЛИНГВИСТИКИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Кафедра Культурологи












Дипломная работа

 

на тему: КУЛЬТУРНОЕ И ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ КАК ОБЪЕКТ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА


Специальность: 020600 «Культурология»

Специализация: «Менеджмент в сфере туризма»




Выполнила студентка:

КОРЧАГИНА

Мария Александровна

группа К-502


Научный Руководитель:

К. к. н.

МИРОНОВА

Татьяна Николаевна




«Допустить к защите

В Государственной аттестационной комиссии»

Заведующий кафедрой

Д.с.н., проф. А.И.ШЕНДРИК

Дата__________________



Москва 2005.


ПЛАН

I.                   Введение

II.                Основные  формы религиозного туризма.

1.1.          Паломнический туризм.

1.2.          Религиозный туризм экскурсионной направленности и специализированные туры.

III.             Особенности организации религиозного туризма в России

IV.            Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма

V.               Заключение.

VI.            Приложение.




















ВВЕДЕНИЕ

Посещение святых мест издавно представляло собой одну из наиболее важных и почитаемых традиций русского народа неразрывно связанную с самой сущностью православного вероучения. Однако,  в годы советской власти путешествие к святым местам стало скорее носить познавательный, а не сакральный смысл. Множество культовых сооружений было перепрофилировано под музеи, концертные залы и т.п., и следовательно они стали выступать не как объекты поклонения (отправления культа), а как объекты туризма.

В настоящее время смысл и назначение многих культовых объектов приобретает свой изначальный смысл, они становятся объектами поклонения и объектами познания. Следовательно религиозные ценности – это часть культурного наследия и объекты туризма.

Необходимо отметить что, религиозный туризм играет большую роль в системе междуна­родного и внутреннего туризма. Люди отправляются в паломни­ческие и экскурсионные поездки по святым местам и религиоз­ным центрам. Они стремятся принять участие в религиозных цере­мониях, помолиться, совершить жертвоприношения. Религия влия­ет на формирование самосознания и стереотипов поведения лю­дей. Она выступает элементом общественной системы и во многих случаях — одним из важнейших.

Религиозный туризм является составной частью современной индустрии туризма. У него есть свои разновидности: паломничество и религиозный туризм экскурсионной направленности.

По действующему законодательству РФ паломничество считается одним из видов туризма, с чем категорически не согласны церковнослужители. «Паломничество должно быть делом церкви… В связи с этим вызывает обеспокоенность наметившаяся тенденция смешивания паломничества с обычным туристическим путешествием», - заявил в 2000 году Алексий II.

Благодаря участию в работе первой в православии  конференции «Православное паломничество: традиции и современность», которая состоялась 27 октября 2004г. представи­телей паломнических служб не только столицы, но и облас­тей, и ближнего зарубежья, разных епархий, благочинии, монастырей, приходов, представителей науки были четко обозначены наиболее важные проблемы

Одной из проблем является не всегда правильное пред­ставление организаторами паломнических поездок духовной сути, содержания православного паломничества. Кроме того, в церковных кругах вызывает недоумение и даже опасение сбли­жение современного паломничества с туризмом, о чем сооб­щил в своем докладе митрополит Смоленский и Калининград­ский Кирилл. На сегодняшний день в России не проработан правовой статус паломничества, которое является не коммер­ческой, а религиозной деятельностью. От паломнических служб требуют получать лицензии на туристическую деятель­ность, платить налоги наравне с туристическими фирмами, что совершенно неприемлемо для служб, не ставящих перед со­бой коммерческих целей

На конференции были затронуты и многие другие важные вопросы, касающиеся деятельности паломнических служб в современных условиях. Например, обсуждались проблемы приема паломников в монастырях и приходах, которые на практике далеко не всегда разрешаются благополучно. Иногда в монастырях и храмах путешественники встречаются с невни­мательным обращением, навязыванием ненужных платных ус­луг, отказом в общении со священством и другими проблема­ми. Все это может не только оттолкнуть их от продолжения па­ломничества, но и отвернуть от "дороги к Храму".

На конференции обсуждалась также необходимость подготовки паломнических кадров, координации деятель­ности паломнических служб и оказания им необходимой организационно-методической помощи. Не раз в докладах выступающих звучали предложения о разработке пример­ных типовых уставов паломнических служб епархии, благо­чиния, монастыря, прихода.

В выступлении С.Г. Галицкого, руководителя Паломничес­кой информационной региональный службы (ПИРС, г. Санкт-Петербург), прозвучала тема необходимости информаци­онного обеспечения паломничества - издания путеводите­лей, использования средств массовой информации, созда­ния сайтов, призванных помогать и паломникам, и сотрудни­кам паломнических служб.

По мнению ряда православных церковнослужителей, турфирмы посягают на святое, церковь предполагает обратиться к государеву с просьбой внести поправки в законодательство, цель которых - выделить паломничество из структуры турбизнеса и освободить от налогообложения, как религиозную деятельность. По словам директора паломнического центра Московской патриархии Сергея Житенева, «…только в пределах РФ в паломничество отправляются в среднем 2 млн верующих в год».[1] Светским турфирмам  РПЦ готова оставить религиозный туризм (экскурсионные туры к святым местам), к которому, по мнению священнослужителей, россияне прибегают намного чаше, чем к паломничеству.

«Федеральное агентство по физкультуре,  спорту и туризму разделяет позицию православной церкви и Межрелигиозного совета России в том, что паломничество не является туризмом и считает необходимым законодательно отделить паломничество от туризма», - отметил в своем приветствии к участникам конференции глава ФАФСТ Вячеслав Фетисов. Поддерживают инициативу РПЦ и законодатели. «Нужно только создать правовую базу, чтобы недобросовестные предприниматели под видом паломничества не и извлекали прибыль», - заявил замглавы Госдумы по экономической политике Юрий Барзыкин.[2]

Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии считает, что инициатива РПЦ не вызовет возражений и со стороны  представителей туриндустрии. «Говорить о том, что это оторвет от турбизнеса значительную долю рынка нельзя, потому что единичные турфирмы сейчас организуют подобные туры».

Однако руководителем турфирмы, которые специализируются на паломничестве, считают иначе. «Мы категорически против ухода из туристической деятельности, - заявил директор паломнической службы «Радонеж» Юрий Минулин. – Появилось много турфирм, которые открыли отделы паломничества не для наживы, а потому, что они хотят исполнить свой религиозный долг. А куда девать людей, работающих в этих отделах? Что мы из сейчас – выкинет на улицу?»[3] Для того, чтобы не потерять потребителя и продолжить свое существование на рынке не меняя специализации, туристический бизнес предлагает  подать соответствующие предложения в Государственную Думу в целях внесения в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» надлежащих изменений, отделяющих паломничество из понятия религиозного туризма и замены понятия собственно религиозного туризма понятием культурно-религиозный туризм.

            Таким образом, основная цель данной работы состоит в том, чтобы рассмотреть особенности организации и перспективы развития религиозного туризма (основных его разновидностей) в России. Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

-проанализировать основные формы религиозного туризма;

-выявить специфику организации религиозных туров экскурсионной направленности

-выявить специфику организации паломнических туров;

-рассмотреть перспективы развития религиозного туризма в России.

Глава I.  ОСНОВНЫЕ формы РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА.

«Религиозный туризм — это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: палом­нический туризм,  религиозный туризм экскурсионной направлен­ности. В некоторых случаях выделяют специализированные туры, в которых объединяются паломники и экскурсанты. Специализированные туры рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение).»[4]

Религиозный туризм и его разновидности представлены раз­личными формами.

1.1.         Паломнический туризм.

В девяностые годы двадцатого века в общественный лексикон вошло забытое слово паломничество. Связи с падением железного занавеса и открытием границ многие наши соотечественники устремились за рубеж. Эти поездки не имели одной цели. Однако в значительной мере людьми двигало желание посмотреть другие страны, прикоснуться к опыту жизни иных народов. Часть этих поездок совершалось в страны, представляющие интерес и для религиозного человека. Например, в Святую Землю, в Грецию, в Египет. Ориентируясь на пробуждение религиозного сознания в России, туристические агенства для привлечения клиентов начали активно употреблять по отношению к своим турам малознакомое слово паломничество. В связи с чем возникла необходимость определить искомое понятие. «Паломничество pilgrimage хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями.»[5] Паломничество в той или иной форме принято практически во всех религиях и языческих культах. В настоящее время паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические туры в отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических, несут определенный верованием смысл совершения обряда, а не только познавательные цели. Существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых как таковой позволителен.

Смысл паломничества, заключается в поклонении святым местам. Это поклонение носит религиозный характер и связано с совершением богослужений и молитв у чтимых святынь. Всякое иное посещение святых мест, не связанное с религиозным поклонением, строго говоря, не имеет отношения к каноническому паломничеству.

Эта разновидность религиозного туризма представляет собой совокупность поездок представителей различных религий с па­ломническими целями. Паломничество мы можем понимать как странствие людей для поклонения святым местам. Совершать паломничества людей по­буждает много различных мотивов.

Во-первых, совершение религиозного обряда (молитва, причастие, исповедание). Религиозные таинства представляют собой самую главную внутреннюю основу, содержание жизни Православной церкви. Во-вторых, духовное совершенствование. Десятки и сотни тысяч самых разных людей тянутся в наши обители именно за духовной пищей. В-третьих, получение благодати, духовного и физического совета. В-четвертых, религиозное просвещение. В-пятых, поклонение святому месту, храму, мощам.

Паломничество предполагает определенное отношение чело­века к действительности. Психологические особенности паломни­ков очень разноплановы. Паломник в большинстве случаев — глу­боко религиозный человек с уже сложившейся системой ценно­стей. Он готов на время поступиться привычным образом жизни: кругом общения, удовольствиями, питанием для достижения своих духовных и нравственных целей.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность была связана со святынями, входящими в паломнический маршрут. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, не которые из них находят здесь себе духовников. Паломничество играет также важную общеобразовательную роль. Монастыри и храмы на Руси всегда были не только местом духовного делания, но и культурными центрами. Здесь веками накапливались книги, иконы, произведения прикладного искусства, изделия народных промыслов. Монастырские и храмовые здания являлись главными архитектурными памятниками своей эпохи - особенно до 18 века. Интересно, что многие монастыри даже в советский период, несмотря на утрату своего основного предназначения, сохраняли роль культурных центров в качестве музеев. Поэтому паломническая поездка дает прекрасную возможность познакомиться с историей, архитектурой, иконописью, ремесленными традициями России.

Можно выделить различные виды паломничества. По числу уча­стников и признаку семейной принадлежности различают инди­видуальные, семейные и групповые паломничества. По продолжи­тельности можно обозначить паломничества длительные и корот­кие. Раньше по русским православным канонам паломничеством считалась поездка продолжительностью более 10 дней. В зависимо­сти от того, в какой стране находятся объекты, посещаемые па­ломниками, существуют поездки внутренние и зарубежные.

Паломники обычно выдвигают гораздо меньше требований к уровню и качеству обслуживания, питания, размещения, чем другие путешественники. Они ос­танавливаются на ночлег в кельях монастырей, на территории ашрамов, в палаточных городках (во время хаджа, например), могут ночевать в храмах на полу или прямо на улице. Выбор пищи обыч­но невелик и она более скромная. В христианских странах во время постов пища постная, в Индии — вегетарианская.

Паломничества связаны с посещением определенных мест, являющихся святыми. Это могут быть монастыри, храмы, при­родные объекты — горы, реки, озера, рощи, пещеры. Часто па­ломничества бывают приуроченными к определенным праздни­кам. Скажем, в христианстве паломничество в тот или иной храм или монастырь может быть приурочено к дню празднования местночтимого святого. В Ватикан собирается много паломников по­слушать пасхальную проповедь Папы римского.

Паломничество на Руси можно разделить на две самостоятельные ветви, определенные самой историей христианской религии: собственно паломничество на Святую Землю и паломничество по святым местам на территории Руси, как в центре мирового Православия.

В паломничество обычно отправлялись в теплое время года. Это объясняется тем, что настоящим паломникам полагалось идти к святым местам пешком.  Православные паломники не имели специального костюма (в отличие от западных пилигримов, которые носили плащ и широкополую шляпу), но их обязательной принадлежностью был посох, котомка с сухарями (у более состоятельных — со сменной одеждой) и сосуд для воды.

XX век — время массовых паломничеств по святым местам России. Так, после 1910г. московский священник храма Воскресения в Кадашах отец Николай (Смирнов) начал приходские паломничества по окрестностям Москвы и по дальним обителям. Его примеру последовали и другие. Известно, например, что и после революции, в 1920-е годы, приход храма святого Митрофания Воронежского под руководством своего настоятеля отца Владимира Медведюка (новомученика) совершал ближние и дальние паломничества (в том числе в Саров).

Сегодня возродилась  традиция паломничества. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при Отделе внешних церковных сношений Московского Патриархата организована Паломническая служба, ведающая вопросами паломничества в Святую Землю. Да и почти каждый храм имеет свой опыт проведения паломнических поездок или походов по российским святыням: это Троицкий храм в Останкине, Храм апостола Филиппа, Церковь Вознесения («Малая») и другие приходы. В Санкт-Петербурге имеет свою паломническую службу Валаамский монастырь, который организует паломнические путешествия на остров Валаам и Коневиц. В июне 1997г. глава Православной Церкви России патриарх Алексий II совершил паломничество в Иерусалим.

Не смотря на достигнутые успехи в цер­ковной организации паломничества, значи­тельная часть как зарубежных, так и внутрироссийских паломнических поездок в насто­ящее время по-прежнему организуется коммерческими туристическими фирмами, ре­путация которых зачастую неоднозначна. Не все из них отвечают даже названию туристическая, и есть случаи, когда поль­зовавшиеся их услугами люди считали, что они побывали не в паломнической и даже не в туристической поездке, а участвовали в каком-то низкопробном развлекательном меро­приятии. В некоторых епархиях вопросы па­ломничества передаются коммерческим ор­ганизациям. Делается это из-за отсутствия собственной структуры. Развитие этой тен­денции может привести к ситуации, которая сложилась в Элладской Православной Церк­ви. Как известно, Элладская Православная Церковь вовремя не озаботилась созданием собственной паломнической службы и пере­давала организацию паломничеств туристи­ческим фирмам, монополизировавшим в ито­ге все паломническое дело в Греции. Тоже самое можно сказать о Святой Земле, где ор­ганизация паломнических поездок находится в руках нескольких израильских фирм, о Ма­лой Азии и Константинополе - там все палом­нические маршруты и всю паломническую инициативу взяли в свои руки несколько ту­рецких фирм. Российский туристический бизнес также организует поездки, в т.ч. и к православным святыням зарубежья, но его удельный вес значительно меньше, чем у зару­бежных турфирм.

Православное паломничество подразумевает ряд присущих ему специфических особенностей. Прежде всего, это низкая комфортабельность размещения паломников в монастырях. Юрий Минулин, директор работающей на туристическом рынке более 15 лет паломническом службы «Радонеж», свидетельствует, что гостиницы имеют лишь несколько монастырей. Бытовые неудобства отчасти компенсируются низкой стоимостью трехразового дневного питания в монастырской трапезной. Организаторы паломнических поездок в российские монастыри учитывают и то, что большинство в формирующихся группах составляют женщины.[6] 

Трудно найти статистические данные о численности православ­ных паломников в России. По имеющейся информации, в год внут­реннее паломничество осуществляют около 300 тыс. человек. Воз­можно, эти данные требуют уточнения. Средний возраст паломников — 45 — 50 лет. В поездках заметно участие молодежи, хотя ее процент­ная доля невелика.[7]

Одним из возможных путей развития современ­ного паломничества являются молодежные мобиль­ные лагеря паломнической направленности. Эта фор­ма паломничества хорошо вписывается в процесс воспитания и духовного развития молодежи. Возможно именно молодежь та целевая группа на которую необходимо направить свои усилия паломническим службам РПЦ. В Бого­родском благочинии Московской епархии есть опре­деленные наработки в этой сфере, о которых хотелось бы рассказать.


Одной из оптимальных форм досуга для молодежи и подростков является организация православных молодежных миссионер­ских мобильных лагерей паломнической направлен­ности. Они проходят по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. В такие ла­геря берут ребят, начиная с 7-го класса.

Православный миссио­нерский мобильный лагерь паломнической направленности состоит из нескольких элементов: туристический поход - пе­ший, лыжный или байдарочный - к определенной це­ли (какому-либо святому месту); общее православ­ное делание - сооружение Поклонного креста, трудо­вое послушание в монастыре, миссионерские беседы с местными жителями, общая молитва (в т.ч. молеб­ны, панихиды) по пути и в святых местах. Участвуя в таком лагере, подростки приобретают опыт молитвы и созидания, навыки жизни в гармонии с природой, познают окружающий мир, глубже узнают историю и культуру своей Родины.

За последние пять лет были проведен целый ряд по­добных миссионерско-паломнических лагерей: в Ка­релии, на Кавказе, в Новгородской области, на Вламимиро-Суздальской земле.


Важно, что в мобильном миссио­нерском паломническом лагере подро­стки не соревнуются, а вместе созида­ют, сообща проходят путь и преодоле­вают трудности

Участники мобильных паломнических лагерей имеют возможность познакомиться с различными жизненными укладами, убедить­ся, что православные верующие люди есть на Севере ли, на Кавказе, в Центральной России и за границей и, что он является членом единой Церкви.

Еще одно преимущество - материальное. Мо­бильный лагерь не требует ежегодных затрат на под­держание материальной базы, ремонт и профилакти­ку, стройматериалы и т.п. Основная статья расходов - приобретение палаток и спальных мешков, которых при аккуратной эксплуатации хватит на много лет.

Но главное, конечно - это та духовная польза, которую подростки, чаще всего сами того не созна­вая, получают в подобных лагерях, навыкая любви, терпению, послушанию, молитве и упованию на по­мощь Божию.

Паломничество тщательно продумывается и планируется заранее, разрабатывается подробный маршрут. Подготовка начинается заранее, и большое воспитательное значение имеет то, что ребята задол­го до лагеря начинают трудиться вместе. Необходи­мым условием безопасности лагеря является участие в нем профессионального инструктора.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.