| |||||
МЕНЮ
| Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма2. Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республиканских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях; относительно легкодоступные в транспортном отношении. Среди очень большого количества таких объектов можно, к примеру, назвать Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, расположенный в 5 км от Вологды, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома), Свято-Боголюбский мужской монастырь (в окрестностях Владимира). Эти объекты также посещает большое количество прихожан, одновременно сюда устраиваются экскурсии и паломнические поездки. Ежегодное число туристов может колебаться в зависимости от экскурсионной популярности и религиозного значения храма, монастыря, скита, раки со святыми мощами, чудотворных икон и т.д. На это также влияет то, насколько далеко находится этот объект от основных поставщиков туристов (крупных городов России и в гораздо меньшей степени иностранных государств). 3. Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлекающие достаточно большое число посетителей. Типичными примерами таких объектов являются Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (Соловецкие о-ва в Белом море). В тех случаях, когда эти религиозные центры находятся в малонаселенных районах, они имеют ограниченное количество посетителей из числа местных жителей и большинство приезжающих являются паломниками или туристами- экскурсантами. 4. Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обычно малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онежском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно лишь на вездеходе или вертолете. По составу несущих монашеские обеты монастыри разделяются на мужские и женские. К примеру, в Московской епархии мужскими являются: Свято-Данилов ставропигиальный монастырь (Москва), Донской ставропигиальный монастырь (Москва), Высокопетровский монастырь (Москва), Саввино-Сторожевский ставопигиальный монастырь (Московская обл.) и многие другие. К женским монастырям также в Московской епархии относятся: Зачатьевский ставропигиальный монастырь (Москва), Покровский ставропигиальный монастырь (Москва), Александровский монастырь (Московская обл.) и многие другие. Что касается возраста монастыря в контексте исторической эпохи, то, с одной стороны, многие из ныне действующих монастырей были основаны до октября 1917 г. Большинство из них были закрыты в годы советской власти. Значительная часть была возрождена в последние 10—15 лет. С другой стороны, в наши дни создаются новые монастыри. Например, в Свердловской обл., в урочище Межная в 1995 г. был основан мужской монастырь. Сейчас он строится. В центре города Иваново в 1991 г. основан Ивановский Свято-Введенский женский монастырь на базе существовавшего Введенского храма. В соответствии с данными справочника, в России находится 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ.[20] В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми. 1 Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская область. 9.Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области. 10.Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая область. 11.Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская), Смоленское кладбище Санкт-Петербурга. 12.Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская область. 13.Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Калужская обл. 14.Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж. 15.Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург [21] Перед специалистами, изучающими вопросы религиозной жизни, в том числе проблемы религиозного туризма, возникает вопрос о принципах классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от признаков классификации одни и те же объекты могут оказаться в разных, даже противоположных группах. Однако различные классификации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников помогут сотрудникам турфирм в создании и продвижении своего продукта. Можно предложить следующие классификации монастырей РПЦ: 1) по страновой принадлежности; 2) по удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности; 3) по составу несущих монашеские обеты; 4) по возрасту монастыря в контексте исторической эпохи. Можно выделить ряд особенностей приема, размещения паломников и их обязанностей перед монастырем. 1.
Монастыри, принимающие паломников по предварительной
договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре паломникам
необходимо иметь при себе паспорт, и они 2.Монастыри: а) принимающие паломников на ограниченный срок; б) специально не обговаривающие сроки пребывания. Пафнугиев-Боровский монастырь, мужской монастырь Калужская Свято-Успенская Тихонова Пустынь (Калужская обл.) принимают паломников на срок до семи дней, Троице-Сергиева лавра — на сутки. Свято-Екатерининский мужской монастырь (Московская обл.) принимает однодневные паломнические группы. Им проводится экскурсия и предоставляется монастырская трапеза. В Рождество-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь (Приморский край) приезжают группы паломников, живущих на территории приморской епархии. Часто паломники остаются в монастыре на длительный срок. 3. Монастыри: а) предоставляющие возможности проживания и (или) питания; б) не предоставляющие таких услуг. В Троице-Сергиевой лавре для паломников устраиваются бесплатные завтрак, обед и ужин в паломнической трапезной. Талоны на питание выдаются ежедневно в мужском странноприимном доме по предъявлении паспорта. Паломники без талонов обслуживаются в последнюю очередь. Даже при таком крупном монастыре, как Троице-Сергиева лавра, гостиницы — женский и мужской странноприимные дома — не могут вместить всех желающих. Макариево-Унженский женский монастырь предоставляет гостиницу для паломников. Некоторые монастыри имеют ограниченные возможности размещения паломников и поэтому принимают их на непродолжительное время, например, Артемиево-Веркольский мужской монастырь (Архангельская обл.). Кирилло-Белозерский мужской монастырь, известный паломнический центр русского севера (Вологодская обл), не имеет мест для приема и размещения большого количества паломников. Но они могут разместиться либо в городской гостинице райцентра Кириллов, либо на находящейся рядом турбазе «Сиверская». 4. Монастыри, принимающие: а) только мужчин;
б) паломников как мужского, так и женского пола. Только мужчин принимают Афонский
Свято-Пантелеимонов мужской монастырь (монашеская 5. Монастыри: а) взимают; б) не взимают плату за пребывание на их территории и питание. Практически все монастыри РПЦ не берут денег с паломников, предоставляя им бесплатное проживание и питание Как мы только что видели, в монастырях от паломников требуется выполнение работ, или послушание. 6.Монастыри: а) предоставляющие транспорт паломникам; б) не предоставляющие транспорт. Монастыри могут предоставлять транспорт в определенные дни недели или времена года. Это касается некоторых из отдаленных монастырей, до которых приходится добираться на «перекладных». При этом уже сложилась традиция посещения этих монастырей паломниками. Виды транспорта, предоставляемые монастырями, могут быть различными. Например, Артемиево-Веркольский монастырь летнее время в воскресные дни организует переправу паломников через реку Пинега. Более распространено предоставление монастырями автобусов, которые берутся в аренду. Монастырский автобус Свято-Успенской Тихоновой пустыни несколько дней в неделю утром забирает паломников из Калуги, а вечером привозит обратно. 7.Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государственные музеи; в) не располагающие таковыми. В качестве примера монастырей, имеющих на своей территории православные музеи и библиотеки, возьмем Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь (Свердловская обл.). В монастыре создан церковно-православный музей и имеется библиотека более чем на 3 тыс. томов. В Свято-Даниловом монастыре также действует музей, экспозиция которого рассказывает об истории обители, о новомучениках и исповедниках российских, о традициях старчества в РПЦ. В Новодевичьем монастыре в Москве с 1934 г. по настоящее время находится филиал Государственного исторического музея. 8. Монастыри, организующие в своих стенах или
под своим покровительством: а) православные гимназии, епархиальные училища,
общеобразовательные школы; б) детские приюты и богадельни; в) одновременно
учреждения обеих категорий. В настоящее время происходит усиление влияния РПЦ
на жизнь в российском 9. В каждом монастыре имеются свои особенности проведения служб, а также их расписание.[22] Все эти особенности следует учитывать сотрудникам туристских фирм, планирующих и организующих поездки по монастырям. Если какая-нибудь группа паломников хочет посетить ряд монастырей для молитвенного общения, следует очень внимательно разрабатывать маршрут, учитывая особенности каждого монастыря в отдельности, соотнося монастырское расписание служб со временем пребывания в пути, питания, отдыха и т.д. Если этого не делать, то могут возникать накладки. расписанию в этот день. По страновой принадлежности можно выделить монастыри и храмы, находящиеся: 5) на территории России; 6) на территориях республик СНГ. Как и на территории России, здесь существуют епархии РПЦ, например Киевская, Одесская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина), Минская, Гомельская, Брестская и др. (Белоруссия), Алмаатинская, Уральская (Казахстан), Ташкентская (Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан); 7) на территориях стран дальнего зарубежья. Монастыри и храмы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Италия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда других; 8) на двух территориях, играющих особую роль в жизни православных верующих, — Святой земле (Русская духовная миссия) и Афоне. По удобству местонахождения с точки зрения транспортной доступности для туристов можно обозначить четыре вида монастырей. 1.Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Киев) и их ближайших окрестностях. Например, это Свято-Троицкая-Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь (г. Сергиев Посад Московской обл.) и многие другие. Они обычно посещаются большим количеством людей, и к ним легко добраться различными видами транспорта: самолетом ли поездом (в случае прибытия туриста из другого города или страны), пригородным поездом, на автобусе, метро или пешком. 2.Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республиканских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях; относительно легкодоступные в транспортном отношении. Среди очень большого количества таких объектов можно, к примеру, назвать Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, расположенный в 5 км от Вологды, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома), Свято-Боголюбский мужской монастырь (в окрестностях Владимира). Эти объекты также посещает большое количество прихожан, одновременно сюда устраиваются экскурсии и паломнические поездки. Ежегодное число туристов может колебаться в зависимости от экскурсионной популярности и религиозного значения храма, монастыря, скита, раки со святыми мощами, чудотворных икон и т.д. На это также влияет то, насколько далеко находится этот объект от основных поставщиков туристов (крупных городов России и в гораздо меньшей степени иностранных государств). 3.Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлекающие достаточно большое число посетителей. Типичными примерами таких объектов являются Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь (Соловецкие о-ва в Белом море). В тех случаях, когда эти религиозные центры находятся в малонаселенных районах, они имеют ограниченное количество посетителей из числа местных жителей и большинство приезжающих являются паломниками или туристами- экскурсантами. 4.Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обычно малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онежском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно лишь на вездеходе или вертолете. По составу несущих монашеские обеты монастыри разделяются на мужские и женские. К примеру, в Московской епархии мужскими являются: Свято-Данилов ставропигиальный монастырь (Москва), Донской ставропигиальный монастырь (Москва), Высокопетровский монастырь (Москва), Саввино-Сторожевский ставопигиальный монастырь (Московская обл.) и многие другие. К женским монастырям также в Московской епархии относятся: Зачатьевский ставропигиальный монастырь (Москва), Покровский ставропигиальный монастырь (Москва), Александровский монастырь (Московская обл.) и многие другие. Что касается возраста монастыря в контексте исторической эпохи, то, с одной стороны, многие из ныне действующих монастырей были основаны до октября 1917 г. Большинство из них были закрыты в годы советской власти. Значительная часть была возрождена в последние 10—15 лет. С другой стороны, в наши дни создаются новые монастыри. Например, в Свердловской обл., в урочище Межная в 1995 г. был основан мужской монастырь. Сейчас он строится. В центре города Иваново в 1991 г. основан Ивановский Свято-Введенский женский монастырь на базе существовавшего Введенского храма. Можно выделить ряд особенностей организации, приема, размещения паломников и их обязанностей перед монастырем. Паломническая служба „Радонеж” предлагает однодневную программу „Монастыри Москвы” стоимостью 130 рублей с человека. „История мировых религий в храмах Москвы” – программа турагентства „Магазин путешествий”. Ее стоимость – 170 рублей с человека, предусмотрены скидки.[23] Новоиерусалимский монастырь примечателен идеей создания, историей и необычной архитектурой. Взору паломника должны были предстать главные святыни древнего Иерусалима. Воскресенский собор монастыря являлся точной копией храма Гроба Господня. В годы войны собор был взорван, впоследствии восстановлен, однако работы по реставрации интерьера продолжаются до сих пор. В 1988 году здесь впервые проведено пасхальное богослужение, а с 1995 года возобновилась иноческая жизнь. Однодневную поездку по маршруту Новоиерусалим – Звенигород предлагает тур- агентство „Магазин путешествий” за 300 рублей с человека. Поездка только в Новый Иерусалим – 220 рублей. Саввино-Сторожевский монастырь расположен на горе Стороже, откуда открывается живописный вид на реку Москву и Звенигород. Основатель обители преподобный Савва был одним из первых учеников Сергия Радонежского. В 1398 году возвели главный собор монастыря – церковь во имя Рождества Богородицы. Обитель всегда пользовалась милостью русских государей и вплоть до конца ХVIII века занимала главенствующее положение в ряду подмосковных монастырей. Сегодня это летняя резиденция Патриарха Московского. Экскурсионные маршруты предлагают турбюро Звенигородского музея: „Звенигородские святыни” – 55 рублей, „Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря” – 30 рублей, „Собор Рождества Богородицы – жемчужина Саввино-Строжевского монастыря” – 30 рублей (льготным категориям – скидки).[24] Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри основаны в конце ХIV века последователями Сергия Радонежского Кириллом и Ферапонтом. Грандиозный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря начинался с выкопанной в земле кельи и маленького сруба-часовни. Первой каменной постройкой был Успенский собор, а к середине ХVI века возводятся оригинальный храм-колокольня во имя Архангела Гавриила, обширная трапезная с церковью Введения, церковь Иоанна Предтечи с приделом Кирилла. В то время по своему политическому и духовному влиянию обитель уступала лишь московскому Троице-Сергиеву монастырю. В 19 километрах от Кирилло-Белозерского монастыря на высоком холме между двух озер располагается Ферапонтов монастырь. На территории монастыря-музея – несколько памятников зодчества ХIV – ХVII вв. Фрески в соборе Рождества Богородицы – самая ценная из дошедших до нас работ Дионисия, „лебединая песня” знаменитого художника. Программу 3 дня/2 ночи „Святыни земли Белозерской” предлагает служба „Радонеж”. Стоимость поездки – 2180 рублей, включая ж/д билет, автобусный переезд, ночлег в гостинице и двухразовое питание. Соловецкий монастырь, основанный в конце ХV века, сохранил свою красоту и величие. С 1974 года функционирует как государственный историко-архитектурный природный музей-заповедник, и только сравнительно недавно там удалось возродить духовную жизнь. Ансамбль Соловецкого монастыря включает церковные сооружения, келейные корпуса, трапезную, хозяйственные постройки. Рядом – Святое озеро, ночное купание в нем очищает от грехов. Во времена сталинских репрессий на территории монастыря был расположен лагерь особого назначения (СЛОН). В память о тысячах невинно погибших и погребенных на Соловках на Секирной горе установлен поклонный крест. В конце XX в. возродилась традиция православных паломничеств в монастырь. Он принимает паломников и трудников. Приезжающие обеспечиваются возможностями проживания и трапезой. Все паломники, живущие в обители, несут послушания. Они занимаются заготовкой дров на зиму, строительными работами, трудятся в огороде, убирают территорию. За благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благочинному монастыря. Приезжающим необходимо иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломников необходимо договариваться заблаговременно. Восьмидневная поездка на Соловки от паломнической службы „Радонеж” – от 8450 до 9050 рублей (в зависимости от размещения: коттедж, частный сектор, гостиница). Стоимость включает страховку, ж/д билеты, экскурсии, авиаперелет до о. Соловецкий и обратно, трансфер, питание, проживание. Дополнительно оплачивается поездка в Антониев-Сийский монастырь – 1750 рублей. Свято-Троицкая Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Обитель была основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г., а в 1744 г. получила почетное наименование лавры. Лавра была закрыта в 1920 г. и начала возрождаться в 1946 г. В ее стенах в 1971, 1988 и 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Лавра находится на территории Московской обл. в пределах Московской епархии. В Троицком соборе (1422—1425 гг.) почивают святые мощи прп. Сергия Радонежского. Поклониться мощам в лавру приезжают тысячи паломников. Лавра давно является экскурсионным центром для многих тысяч граждан России и других стран. В иконостасе Троицкого собора находятся иконы Андрея Рублева. Другим старым сооружением монастыря является церковь Сошествия Святого Духа (1476 г.). На территории монастыря находится источник со святой водой. В стенах лавры располагается Московская Духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России (для сравнения: Славяно-Греко-Латинская академия учреждена в 1686 г.). |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|