реферат, рефераты скачать
 

Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма


2.  Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республи­канских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях; относительно легкодоступные в транспортном отношении. Среди очень большого количества таких объектов можно, к примеру, назвать Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, расположенный в 5 км от Вологды, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома), Свято-Боголюбский мужской монастырь (в окрестностях Владимира). Эти объекты также посещает большое количество при­хожан, одновременно сюда устраиваются экскурсии и паломни­ческие поездки. Ежегодное число туристов может колебаться в за­висимости от экскурсионной популярности и религиозного значе­ния храма, монастыря, скита, раки со святыми мощами, чудот­ворных икон и т.д. На это также влияет то, насколько далеко нахо­дится этот объект от основных поставщиков туристов (крупных го­родов России и в гораздо меньшей степени иностранных государств).

3.  Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлека­ющие достаточно большое число посетителей. Типичными примерами таких объектов являются Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монас­тырь (Соловецкие о-ва в Белом море). В тех случаях, когда эти религиозные центры находятся в малонаселенных районах, они имеют ограниченное количество посетителей из числа местных жителей и большинство приезжающих являются паломниками или туристами- экскурсантами.

4.  Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обыч­но малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онеж­ском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно лишь на вездеходе или вертолете.

По составу несущих монашеские обеты монастыри разделяются на мужские и женские. К примеру, в Московской епархии муж­скими являются: Свято-Данилов ставропигиальный монастырь (Москва), Донской ставропигиальный монастырь (Москва), Высо­копетровский монастырь (Москва), Саввино-Сторожевский ставопигиальный монастырь (Московская обл.) и многие другие.

К женским монастырям также в Московской епархии относят­ся: Зачатьевский ставропигиальный монастырь (Москва), Покров­ский ставропигиальный монастырь (Москва), Александровский мо­настырь (Московская обл.) и многие другие.

Что касается возраста монастыря в контексте исторической эпо­хи, то, с одной стороны, многие из ныне действующих монасты­рей были основаны до октября 1917 г. Большинство из них были закрыты в годы советской власти. Значительная часть была воз­рождена в последние 10—15 лет. С другой стороны, в наши дни создаются новые монастыри. Например, в Свердловской обл., в урочище Межная в 1995 г. был основан мужской монастырь. Сейчас он строится. В центре го­рода Иваново в 1991 г. основан Ивановский Свято-Введенский женский монастырь на базе существовавшего Введенского храма. В соответствии с данными справочника, в России находится 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ.[20]

В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми.

1 Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская область.

9.Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области.

10.Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая область.

11.Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская),  Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.

12.Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская область.

13.Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Ка­лужская обл.

14.Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.

15.Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург [21]

Перед специалистами, изучающими вопросы религиозной жи­зни, в том числе проблемы религиозного туризма, возникает во­прос о принципах классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от призна­ков классификации одни и те же объекты могут оказаться в раз­ных, даже противоположных группах. Однако различные класси­фикации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников помогут сотрудникам турфирм в со­здании и продвижении своего продукта. Можно предложить сле­дующие классификации монастырей РПЦ: 1) по страновой принадлежности; 2) по удобству местонахождения с точки зре­ния транспортной доступности; 3) по составу несущих мона­шеские обеты; 4) по возрасту монастыря в контексте историче­ской эпохи.

Можно выделить ряд особенностей приема, размещения па­ломников и их обязанностей перед монастырем.

1.     Монастыри, принимающие паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре паломникам необходимо иметь при себе паспорт, и они
могут прибыть в монастырь по предварительной договоренности с паломническим центром. В Соловецком монастыре за благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благо­чинному монастыря. Приезжающим следует иметь при себе пас­порт. О приезде больших групп паломников следует договориться заблаговременно. В Валаамском монастыре паломников принимают только по благослове­нию игумена и только через собственную паломническую службу. Свято-Иоанновский ставропигиалъный женский монастырь (Санкт-Петербург) предлагает паломникам заблаговременно договориться о проживании в обители. Мужской монастырь Свято-Николо-Тихонова пустынь принимает паломников в ограниченном количестве.

2.Монастыри: а) принимающие паломников на ограниченный срок; б) специально не обговаривающие сроки пребывания. Пафнугиев-Боровский монастырь, мужской монастырь Калужская Свя­то-Успенская Тихонова Пустынь (Калужская обл.) принимают паломников на срок до семи дней, Троице-Сергиева лавра — на сутки. Свято-Екатерининский мужской монастырь (Московская обл.) принимает однодневные паломнические группы. Им прово­дится экскурсия и предоставляется монастырская трапеза. В Рожде­ство-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь (При­морский край) приезжают группы паломников, живущих на тер­ритории приморской епархии. Часто паломники остаются в монастыре на длительный срок.

3.  Монастыри: а) предоставляющие возможности проживания и (или) питания; б) не предоставляющие таких услуг. В Троице-Сергиевой лавре для паломников устраиваются бесплатные завтрак, обед и ужин в па­ломнической трапезной. Талоны на питание выдаются ежедневно в мужском странноприимном доме по предъявлении паспорта. Па­ломники без талонов обслуживаются в последнюю очередь. Даже при таком крупном монастыре, как Троице-Сергиева лавра, гос­тиницы — женский и мужской странноприимные дома — не мо­гут вместить всех желающих. Макариево-Унженский жен­ский монастырь предоставляет гостиницу для паломников. Неко­торые монастыри имеют ограниченные возможности размещения паломников и поэтому принимают их на непродолжительное вре­мя,  например, Артемиево-Веркольский мужской монастырь (Ар­хангельская обл.).

Кирилло-Белозерский мужской монастырь, известный паломни­ческий центр русского севера (Вологодская обл), не имеет мест для приема и размещения большого количества паломников. Но они могут разместиться либо в городской гостинице райцентра Кириллов, либо на находящейся рядом турбазе «Сиверская».

4. Монастыри, принимающие: а) только мужчин; б) паломников как мужского, так и женского пола. Только мужчин принимают Афонский Свято-Пантелеимонов мужской монастырь (монашеская
республика Афон, Греция), Пафнутьев-Боровский монастырь. Паломников обоих полов принимают многие монастыри Рос­сии, например Троице-Сергиева лавра, Валаамский монастырь. В Богородицком Высоцком мужском монастыре имеются мужская и женская гостиничные кельи на 20 мест каждая для паломников, прибывающих на несколько дней, при наличии паспорта. Палом­никам, прибывающим на несколько дней и больше, в монастыре настоятельно рекомендуются послушания. К примеру, в Калуж­ской Свято-Успенской Тихоновой пустыни паломники заняты стро­ительными работами.

5. Монастыри: а) взимают; б) не взимают плату за пребывание на их территории и питание. Практически все монастыри РПЦ не берут денег с паломников, предоставляя им бесплатное прожива­ние и питание  Как мы только что видели, в монастырях от па­ломников требуется выполнение работ, или послушание.

        6.Монастыри: а) предоставляющие транспорт паломникам; б) не предоставляющие транспорт. Монастыри могут предостав­лять транспорт в определенные дни недели или времена года. Это касается некоторых из отдаленных монастырей, до которых приходится добираться на «перекладных». При этом уже сложилась традиция посещения этих монастырей паломниками. Виды транс­порта, предоставляемые монастырями, могут быть различными. Например, Артемиево-Веркольский монастырь летнее время в вос­кресные дни организует переправу паломников через реку Пинега. Более распространено предоставление монастырями автобусов, которые берутся в аренду. Монастырский автобус Свято-Успенской Тихоновой пу­стыни несколько дней в неделю утром забирает паломников из Калуги, а вечером привозит обратно.

       7.Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при  монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государ­ственные музеи; в) не располагающие таковыми.

В качестве примера монастырей, имеющих на своей территории православные музеи и библиотеки, возьмем Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь (Свердловская обл.). В монастыре создан церковно-православный музей и имеется библиотека более чем на 3 тыс. томов. В Свято-Даниловом монастыре также действует музей, экспозиция которого рассказывает об истории обители, о новомучениках и исповедниках российских, о традициях старчества в РПЦ. В Новодевичьем монастыре в Москве с 1934 г. по настоящее время находится филиал Государственного исторического музея.

8. Монастыри, организующие в своих стенах или под своим покровительством: а) православные гимназии, епархиальные учили­ща, общеобразовательные школы; б) детские приюты и богадель­ни; в) одновременно учреждения обеих категорий. В настоящее время происходит усиление влияния РПЦ на жизнь в российском
обществе. Возрастает число вышеназванных заведений в рамках образовательной и благотворительной деятельности церкви. Поэтому все большее число монастырей открывает такие заведения или активно участвует в их работе.  В Свято-Успенском женском монастыре (Ивановская обл.) 30 де­вочек-сирот в возрасте 6—16 лет воспитываются в монастырском приюте. Они учатся в монастырской православной женской гим­назии, имеющей государственную лицензию. В Приволжском Свя­то-Никольском женском монастыре (Ивановская обл.) имеются приют и общеобразовательная школа для девочек-сирот из небла­гополучных семей. Школа имеет государственную лицензию. В Ка­занском Девичьем женском монастыре (Калуга) в здании бывшего Духовного училища находятся православная гимназия и женское епархиальное училище. Свято-Николаевский монастырь открыл православный приют «Отрада» для детей, родители которых стра­дают алкоголизмом и наркоманией. При Свято-Духовом мужском монастыре (Волгоград) действует Царицынский православный университет прп. Сергия Радонежского. В Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре (Московская обл.) действует пра­вославный благотворительный медицинский центр, в котором сестры монастыря, являющиеся дипломированными специалис­тами, оказывают безвозмездную помощь населению. За год при­нимают до 3 тыс. пациентов.

9. В каждом монастыре имеются свои особенности проведения служб, а также их расписание.[22]

Все эти особенности следует учитывать сотрудникам турист­ских фирм, планирующих и организующих поездки по монасты­рям. Если какая-нибудь группа паломников хочет посетить ряд монастырей для молитвенного общения, следует очень вниматель­но разрабатывать маршрут, учитывая особенности каждого мона­стыря в отдельности, соотнося монастырское расписание служб со временем пребывания в пути, питания, отдыха и т.д. Если это­го не делать, то могут возникать накладки. расписанию в этот день.

По страновой принадлежности можно выделить монастыри и храмы, находящиеся:

5) на территории России;

6) на территориях республик СНГ. Как и на территории России, здесь существуют епархии РПЦ, например Киевская, Одес­ская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина), Минская, Го­мельская, Брестская и др. (Белоруссия), Алмаатинская, Уральская (Казахстан), Ташкентская (Узбекистан, Кыргызстан, Турк­менистан);

7) на территориях стран дальнего зарубежья. Монастыри и хра­мы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Ита­лия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда других;

8) на двух территориях, играющих особую роль в жизни пра­вославных верующих, — Святой земле (Русская духовная мис­сия) и Афоне.

По удобству местонахождения с точки зрения транспортной до­ступности для туристов можно обозначить четыре вида монастырей.

1.Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Киев) и их ближайших окрестностях. Например, это Свято-Троицкая-Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь (г. Сергиев Посад Московской обл.) и многие другие. Они обычно посещаются большим количеством людей, и к ним легко добраться различными видами транспорта: самолетом ли поездом (в случае прибытия туриста из другого города или страны), пригородным поездом, на автобусе, метро или пешком.

2.Монастыри, находящиеся в областных, краевых, республи­канских центрах России и стран СНГ, в районных центрах, ряде других городов и их ближайших окрестностях; относительно легкодоступные в транспортном отношении. Среди очень большого количества таких объектов можно, к примеру, назвать Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь, расположенный в 5 км от Вологды, Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь (Кострома), Свято-Боголюбский мужской монастырь (в окрестностях Владимира). Эти объекты также посещает большое количество при­хожан, одновременно сюда устраиваются экскурсии и паломни­ческие поездки. Ежегодное число туристов может колебаться в за­висимости от экскурсионной популярности и религиозного значе­ния храма, монастыря, скита, раки со святыми мощами, чудот­ворных икон и т.д. На это также влияет то, насколько далеко нахо­дится этот объект от основных поставщиков туристов (крупных го­родов России и в гораздо меньшей степени иностранных государств).

3.Монастыри, расположенные в стороне от основных транспортных путей, часто в относительно малонаселенных местах, но в силу их особого значения как паломнических центров привлека­ющие достаточно большое число посетителей. Типичными примерами таких объектов являются Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь и Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монас­тырь (Соловецкие о-ва в Белом море). В тех случаях, когда эти религиозные центры находятся в малонаселенных районах, они имеют ограниченное количество посетителей из числа местных жителей и большинство приезжающих являются паломниками или туристами- экскурсантами.

4.Монастыри РПЦ, находящиеся в труднодоступных и обыч­но малонаселенных районах. Примером может служить Кожеезерский Богоявленский мужской монастырь, расположенный в Онеж­ском районе Архангельской области. Населенных пунктов вблизи монастыря нет, дороги отсутствуют. Добраться до монастыря можно лишь на вездеходе или вертолете.

По составу несущих монашеские обеты монастыри разделяются на мужские и женские. К примеру, в Московской епархии муж­скими являются: Свято-Данилов ставропигиальный монастырь (Москва), Донской ставропигиальный монастырь (Москва), Высо­копетровский монастырь (Москва), Саввино-Сторожевский ставопигиальный монастырь (Московская обл.) и многие другие.

К женским монастырям также в Московской епархии относят­ся: Зачатьевский ставропигиальный монастырь (Москва), Покров­ский ставропигиальный монастырь (Москва), Александровский мо­настырь (Московская обл.) и многие другие.

Что касается возраста монастыря в контексте исторической эпо­хи, то, с одной стороны, многие из ныне действующих монасты­рей были основаны до октября 1917 г. Большинство из них были закрыты в годы советской власти. Значительная часть была воз­рождена в последние 10—15 лет. С другой стороны, в наши дни создаются новые монастыри. Например, в Свердловской обл., в урочище Межная в 1995 г. был основан мужской монастырь. Сейчас он строится. В центре го­рода Иваново в 1991 г. основан Ивановский Свято-Введенский женский монастырь на базе существовавшего Введенского храма.

 Можно выделить ряд особенностей организации, приема, размещения па­ломников и их обязанностей перед монастырем.


Паломническая служба „Радонеж” предлагает однодневную программу „Монастыри Москвы” стоимостью 130 рублей с человека. „История мировых религий в храмах Москвы” – программа турагентства „Магазин путешествий”. Ее стоимость – 170 рублей с человека, предусмотрены скидки.[23]

Новоиерусалимский монастырь примечателен идеей создания, историей и необычной архитектурой. Взору паломника должны были предстать главные святыни древнего Иерусалима. Воскресенский собор монастыря являлся точной копией храма Гроба Господня. В годы войны собор был взорван, впоследствии восстановлен, однако работы по реставрации интерьера продолжаются до сих пор. В 1988 году здесь впервые проведено пасхальное богослужение, а с 1995 года возобновилась иноческая жизнь.

Однодневную поездку по маршруту Новоиерусалим – Звенигород предлагает тур- агентство „Магазин путешествий” за 300 рублей с человека. Поездка только в Новый Иерусалим – 220 рублей.

Саввино-Сторожевский монастырь расположен на горе Стороже, откуда открывается живописный вид на реку Москву и Звенигород. Основатель обители преподобный Савва был одним из первых учеников Сергия Радонежского. В 1398 году возвели главный собор монастыря – церковь во имя Рождества Богородицы. Обитель всегда пользовалась милостью русских государей и вплоть до конца ХVIII века занимала главенствующее положение в ряду подмосковных монастырей. Сегодня это летняя резиденция Патриарха Московского.

Экскурсионные маршруты предлагают турбюро Звенигородского музея: „Звенигородские святыни” – 55 рублей, „Архитектурный ансамбль Саввино-Сторожевского монастыря” – 30 рублей, „Собор Рождества Богородицы – жемчужина Саввино-Строжевского монастыря” – 30 рублей (льготным категориям – скидки).[24]

Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри основаны в конце ХIV века последователями Сергия Радонежского Кириллом и Ферапонтом. Грандиозный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря начинался с выкопанной в земле кельи и маленького сруба-часовни. Первой каменной постройкой был Успенский собор, а к середине ХVI века возводятся оригинальный храм-колокольня во имя Архангела Гавриила, обширная трапезная с церковью Введения, церковь Иоанна Предтечи с приделом Кирилла. В то время по своему политическому и духовному влиянию обитель уступала лишь московскому Троице-Сергиеву монастырю. В 19 километрах от Кирилло-Белозерского монастыря на высоком холме между двух озер располагается Ферапонтов монастырь. На территории монастыря-музея – несколько памятников зодчества ХIV – ХVII вв. Фрески в соборе Рождества Богородицы – самая ценная из дошедших до нас работ Дионисия, „лебединая песня” знаменитого художника. Программу 3 дня/2 ночи „Святыни земли Белозерской” предлагает служба „Радонеж”. Стоимость поездки – 2180 рублей, включая ж/д билет, автобусный переезд, ночлег в гостинице и двухразовое питание.

Соловецкий монастырь, основанный в конце ХV века, сохранил свою красоту и величие. С 1974 года функционирует как государственный историко-архитектурный природный музей-заповедник, и только сравнительно недавно там удалось возродить духовную жизнь. Ансамбль Соловецкого монастыря включает церковные сооружения, келейные корпуса, трапезную, хозяйственные постройки. Рядом – Святое озеро, ночное купание в нем очищает от грехов. Во времена сталинских репрессий на территории монастыря был расположен лагерь особого назначения (СЛОН). В память о тысячах невинно погибших и погребенных на Соловках на Секирной горе установлен поклонный крест. В конце XX в. возродилась тради­ция православных паломничеств в монастырь. Он принимает па­ломников и трудников. Приезжающие обеспечиваются возможно­стями проживания и трапезой. Все паломники, живущие в обите­ли, несут послушания. Они занимаются заготовкой дров на зиму, строительными работами, трудятся в огороде, убирают террито­рию. За благословением на проживание следует обратиться к на­местнику или благочинному монастыря. Приезжающим необхо­димо иметь при себе паспорт. О приезде больших групп паломни­ков необходимо договариваться заблаговременно.

 Восьмидневная поездка на Соловки от паломнической службы „Радонеж” – от 8450 до 9050 рублей (в зависимости от размещения: коттедж, частный сектор, гостиница). Стоимость включает страховку, ж/д билеты, экскурсии, авиаперелет до о. Соловецкий и обратно, трансфер, питание, проживание. Дополнительно оплачивается поездка в Антониев-Сийский монастырь – 1750 рублей.

Свято-Троицкая Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь. Обитель была основана прп. Сергием Радонежским в 1337 г., а в 1744 г. получила почетное наименование лавры. Лавра была закрыта в 1920 г. и начала возрождаться в 1946 г. В ее стенах в 1971, 1988 и 1990 гг. проходили Поместные Соборы. Лавра нахо­дится на территории Московской обл. в пределах Московской епар­хии. В Троицком соборе (1422—1425 гг.) почивают святые мощи прп. Сергия Радонежского. Поклониться мощам в лавру приезжа­ют тысячи паломников. Лавра давно является экскурсионным цен­тром для многих тысяч граждан России и других стран. В иконоста­се Троицкого собора находятся иконы Андрея Рублева. Другим старым сооружением монастыря является церковь Сошествия Святого Духа (1476 г.). На территории монастыря находится ис­точник со святой водой. В стенах лавры располагается Москов­ская Духовная академия — старейшее высшее учебное заведение России (для сравнения: Славяно-Греко-Латинская академия уч­реждена в 1686 г.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.