реферат, рефераты скачать
 

Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма


     По географическому признаку паломнические поездки можно подразделить на три направления: монастыри и святыни России, ближнего зарубежья (главным образом, Украины и Крыма) и дальнего зарубежья (святыни Болгарии, Греции - в первую очередь, горы Афон, Италии - мощи Николая Мир Ликийского, Израиля)

         Паломнические поездки по России также можно условно разбить на однодневные, 2-3-дневные и длительные. "Ближние", например, для Москвы - это монастыри города, места, связанные с пребыванием царской семьи, а также монастыри Подмосковья (Троице-Сергиева лавра, Иосифо-Волоцкий монастырь, Высоцкий монастырь в Серпухове, Давидова пустынь и др.). Стоимость таких поездок обычно колеблется от 50 до 100 руб. (у храмовых паломнических служб) до 150 руб.

     Весьма популярны у паломников 2-3-дневные поездки в монастыри: в первую очередь в Оптину пустынь ("Радонеж" - 195 руб., "Престиж-тур" - 460 руб.), к мощам Серафима Саровского в Серафимо-Дивеевский монастырь (служба "Русь православная" - 220 руб., "Паломник" - 350 руб., "Радонеж" - 415-550 руб.), в Нилову пустынь на озере Селигер (около 300 руб.), в Псково-Печорский монастырь (от 200 руб. у храмовых паломнических служб до 840 руб. у "Радонежа").

     Как утверждают руководители ряда фирм ("Радонеж", "Китеж"), в последние полтора-два года резко выросла популярность дальних (недельных) паломнических поездок в первую очередь на Соловецкие острова: у паломнической службы "Радонеж" (стоимость - около 2300 руб.) вместо 1-2 в месяц в нынешнем сезоне они стали проходить еженедельно. В связи с активным продвижением программы "Великий Устюг - родина Деда Мороза" растет популярность города на Сухоне и его монастырей (стоимость 5-дневной поездки - от 900 до 1200 руб.). Несколько ниже цены на многодневные поездки у храмовых паломнических служб в провинции: так, в рязанских храмах недельная поездка в С.-Петербург и Коневецкий монастырь на Ладожском озере стоит чуть более 700 руб. Вместе с тем в регионах (в частности, в Вологодской области, где ранее активно работал в сотрудничестве с музеями в Кириллове и Белозерске молодежный паломнический центр при Московской Патриархии) активность паломнических служб резко снизилась.     

 Поездки в монастыри Болгарии (Рильский, Роженский монастыри, монастырь Аладжа и др.) носят по преимуществу индивидуальный характер. На болгарском направлении, как утверждают менеджеры фирмы "Адис-М", это связано с тем, что группу на 9-дневную поездку по Болгарии (с посещением Стамбула и Трои, $155 на 15 чел., $460 - на 20 чел.) можно собрать лишь в канун пасхальных празднеств. Поездки на Афон обходятся от $195 (2 недели, фирма "Афон").

     Паломничества в Италию, в Бари (приуроченные обычно к "Николе Вешнему" и "Николе Зимнему" - 22 мая и 19 декабря) предлагаются в автобусном варианте (служба "Православный паломник" - $550) и в авиационном ("Радонеж" - $695).

Некоторые паломнические службы организуют поездки для не­религиозных или маловоцерковленных людей, желающих познако­миться с духовными и культурными традициями своей страны. Спе­цифика таких поездок состоит в преобладании экскурсионной со­ставляющей, а также в том, что посетителей селят в гостиницах, а не монастырях. По сути, такие поездки играют миссионерскую роль, способствуя приходу людей в лоно Русской православной церкви.

Восемь лет на этом поприще трудится паломническая служба „Монастыри России”, действующая при храме Живоначальной Троицы на Грязях. Она делает редкие паломнические туры по российской глубинке, принципиально не включая в список своих поездок раскрученные Соловки и Валаам.

Маршруты по святым местам России (Санкт-Петербург – Вырица, Псков – Печеры, Дивеево – Арзамас, Можайск) и Крыма („Благословенная Таврида”) предлагает служба „Ковчег”.

Служба „Паломник” Международного общественного фонда единства православных народов организует туры с посещением московских храмов и монастырей, однодневные автобусные поездки в Серпухов, Новый Иерусалим, Звенигород, Дмитров, Бородино, а также многодневные – в новгородские монастыри, в поселок Антушково Ивановской области – к Животворящему Кресту Господню, в Пещерный меловой скит Серафима Саровского.

Храм Живоначальной Троицы в Старых Черемушках организует паломнические туры в Оптину пустынь, Тихонову пустынь, Давидову пустынь, Годеново, Троице-Сергиеву лавру и другие. Паломнический центр „Странник” предлагает не только маршруты по России, но и знакомство с христианскими святынями Греции, Финляндии, Египта.
Экскурсионно-паломническая программа с ночлегом и питанием существует в Тихвинском Богородичном Успенском мужском монастыре. Паломнический тур „По святым местам Тверской области” (Нилова пустынь. Оковецкий святой источник) делает „Центр провинциальной культуры” при Комитете по туризму, курортам и международным связям администрации Тверской области.

ГУ „Калужский край” – Козельское бюро путешествий и экскурсий принимает желающих посетить Оптину пустынь.

В многодневные поездки по монастырям Русского Севера и на Соловецкие острова приглашает туристско-экскурсионная компания „Помор-Тур”. Наиболее известна паломническая служба „Радонеж”. Вот уже более десяти лет здесь занимаются организацией и разработкой паломнических маршрутов в России и за рубежом. Каждый год предлагаются новые программы. Прошлым летом только в Санкт-Петербурге с помощью „Радонежа” побывали 1500 паломников.

Важно отметить, что при организации поездок па­ломническими службами не ставится цель извлечения прибыли. Прибыль, безусловно, нужна для выдачи зарплаты сотрудникам, платы за аренду помещений (офисов), решения организационных вопросов и т.д. Но главное в их деятельности — служение людям (слово «служба» говорит само за себя). Туристские фирмы, напри­мер «Радонеж», предлагают достаточно стандартизированный ту­ристский продукт. Фирма заключила договора со многими мона­стырями. Кстати, такие монастыри, как Валаамский, Соловецкий, требуют заключения договоров. Если при монастырях имеется своя паломническая служба, осуществляется взаимодействие с ней. При организации поездок по монастырям фирма берет в аренду автобус. Остальные услуги (размещение, питание) предоставляет сам мо­настырь. В монастыре паломники размещаются в общежитии. Об­щежития обычно рассчитаны на много мест. Возможности двухме­стного проживания почти отсутствуют. Паломнические туры доста­точно дешевы, а расселение в гостинице приведет к удорожанию поездки на 30 — 50 %. Пребывание в монастыре сроком на 1 — 2 дня является коротким. Более длительное пребывание подразумевает по­слушания со стороны людей. В экскурсионных программах, разра­ботанных турфирмой «Радонеж» основное внимание уделяется зна­комству с православной культурой, в паломнических — богослу­жебным делам. Численность туристов в группе достигает 30 человек.

Фирма «Радонеж» предлагает паломникам и экскурсантам мно­гочисленные одно- и двухдневные поездки по святым местам Рос­сии (Москва, центр страны), поездки на несколько дней в Псков­скую, Вологодскую, Нижегородскую области, Новгород, Кост­рому и т.д., на Украину (Киев, Чернигов, Почаев), в Эстонию, Латвию и многое другое. Фирма «Радонеж» организовала программы по странам дальнего зарубежья — «Италия. К мощам Святителя Николая», «Египет. Синай», «Святая земля. Иерусалим. Назарет», «Отдых на Кипре. Путешествие по святым местам», «Христиан­ские святыни. Кипр —Синай», «Греция — Италия — Рождество в Бари», «К Святителю и Чудотворцу Николаю. Скандинавия—Ита­лия», «Святые Вера, Надежда, Любовь и София.

В последние годы был разработан ряд паломнических путеше­ствий и экскурсий по религиозным центрам Подмосковья. Это: Боровск—Серпухов, Можайск—Верея — Боровск, Истра—Аносино —Звенигород, Филимонки—Аносино, Звенигород—Воло­коламск—Теряево, Деденево—Дмитров—Луговой, Хотьково-Сергиев Посад—Дмитров, Солнечногорск—Клин, Каменское— Боровск— Спас— Косицы — Верея — Вышгород, Сидоровское — Звенигород—Руза и др.[12]

Русским православным туристам хорошо известен такой центр, как     п-ов Айон-Орос в Греции, называемый также «Святая гора Афон». В условиях возрождения православия в России на Афон возобновились поездки паломников-мужчин. Российским туристам в меньшей степени известны такие православные места Греции, как, например, о-в Патмос с пещерой Иоанна Богослова, и мно­гие другие, о которых говорилось в главе

    На российском рынке действуют несколько туристских фирм, направляющих туристов в Грецию, в том числе и паломников на Афон («Афон» и др.). Менеджеры по туризму фирмы «Афон» при­знают, что на сегодняшний день основной поток туристов, едущих в Грецию, направляется на пляжно-купальный отдых на побережье континентальной части страны и многочисленные остро­ва. Туроператор «Афон» направляет ежегодно в Грецию 2 — 3 тыс. туристов, и лишь 40 — 50 из них являются паломниками на Свя­тую гору. Однако специалисты, работающие в этой турфирме, отмечают появление интереса к паломничествам и у состоятель­ной части российских граждан. Они утверждают, что жажду по­знания человека, жажду к очищению души и духовному самосо­вершенствованию не смогут полностью удовлетворить предметы материального мира. Они могут лишь на время приглушить ее.

При практической организации поездок паломников-мусульман для участия в хадже или умре следует учитывать следующее. Каждая страна мира, где существуют организованные общины му­сульман, имеет свою квоту на участие в хадже. Такую квоту имеют не только страны, в которых мусульмане составляют большинство, но и другие, например, Германия, Россия. Поэтому каждая страна сможет отправить лишь определенное количество паломников.

Причиной упорядочения (по сути — ограничения) числа уча­стников хаджа является ограниченность пропускной способности Мекки. Правительство Саудовской Аравии также стремится не допустить разрастания города и увеличения числа его жителей.

Из России же на хадж на­правляется 50—70 % от разрешенного числа людей.[13]

В мечетях вывешиваются объявления о предстоящей поездке. При мечетях перед хаджем проводятся занятия, на которых па­ломникам объясняют правила и особенности организации пред­стоящей поездки: что можно, а что нельзя брать с собой, расска­зывают о законах Саудовской Аравии, о том, как проходит хадж. Поездка на умру из России стоит около 1500 долларов, хадж — 2000 долларов. Саудовская Аравия стремится оказать помощь в участии в хадже для нуждающихся. В России 20 — 30 % поездок на хадж — бесплатные. Деньги берутся из специального фонда, при этом считается, что король Саудовской Аравии приглашает к себе в гости людей, едущих бесплатно. Поездка на хадж не должна проходить за счет других людей или организаций. В России бесплатные поездки распределяются следующим образом. Существуют благотворительные фонды, работаю­щие с мусульманскими общинами и распределяющие эти поезд­ки. Например, в мусульманском духовном учебном заведении мо­гут предложить такую бесплатную поездку студентам, которые хорошо учатся, в качестве поощрения.

На российском рынке отсутствуют туроператоры, которые зани­маются созданием туров в Мекку на хадж. Этим занимаются турагенты, причем сама реализация поездки становится возможной в зави­симости от того, набирается ли достаточное количество людей в группу. Таким образом, отсутствует такая общепринятая в развитых запад­ных странах практика, когда: 1) существуют турагентства, специа­лизирующиеся на паломнических турах по местам разных религий, и 2) уже разработаны готовые туры, которые люди покупают и едут.

В стоимость паломнической поездки на хадж входит пакет ус­луг, включающий перелет, проживание, питание, трансферы на территории Саудовской Аравии, страховку. Оформление визы в посольстве Саудовской Аравии — бесплатно. Для доставки палом­ников на хадж из Москвы арендуются самолеты. Из Москвы па­ломники отправляются на самолетах Ту-154, Ил-86 из аэропорта Шереметьево-2. В Мекку также направляются самолеты из Казани, Уфы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Астрахани, Пен­зы, некоторых городов северокавказских республик России.

Группу паломников, в которой может быть до сорока человек, сопровождает гид от турагентства. Паломники селятся в гостини­цах ***. В отелях — минимум удобств, паломники даже могут спать прямо на полу. Сами по себе отели комфортны, в них имеется вода (омовения играют важную роль в исламе). Гостиницы Мекки распо­ложены за пределами исторической части города. Небогатые посети­тели из бедных стран могут селиться в палаточном городке в палат­ках или просто под навесом. В палатках имеются кондиционеры. Вла­стями Саудовской Аравии отслеживается соблюдение санитарно-эпидемиологических норм. Если во время хаджа человек умер, то его тело не отдают родным и близким, а во избежание эпидемий тут же кремируют. Посетителям не разрешают привозить собственную еду.

Российские туристы отправляются в паломнические и экскур­сионные поездки в страны Востока. У них вызывает интерес ду­ховное, культурное и религиозное наследие Индии, Тибета, Не­пала, Шри-Ланки, Китая и т.д. В Индии, Непале и Тибете жизнь очень религиозна, поэтому многие поездки будут обязательно иметь религиозную составляющую. Растет число россиян, так же как и выходцев из западных стран, являющихся последователями ду­ховных учителей, различных школ и направлений, посетителями семинаров и тренингов, направленных на духовное развитие и самопознание человека. Это йога, цигун, различные медитатив­ные практики и школы и т.д. Большинство туристов отправляется в поездки, организованные ими самими без посредничества тур­фирм. Такие туристы отправляются в самостоятельную поездку часто на несколько месяцев с довольно длительным пребыванием в одном или нескольких монастырях, ашрамах и т.д. Часто в их программе происходят спонтанные изменения, когда на месте ме­няются планы, и это влияет на маршрут поездки и длительность пребывания в тех или иных местах. Если такие туристы отправи­лись в поездку с помощью российской туристской фирмы «Према» (Москва), то она оказывает им поддерж­ку во время их пребывания в Индии и помогает преодолевать труд­ности и решать проблемы, если они возникают.

Как мы помним, туристские предприятия — косвенные по­средники в продвижении первичных туристских услуг к потреби­телям и выполняют своеобразную производственную функцию, заключающуюся в создании туристского продукта. Когда россий­ские туристы обращаются в туристскую фирму, они получают воз­можность выбрать себе подходящий тур.

С одной стороны, туристские фирмы могут продавать уже со­зданные туры, выполняя, таким образом, услуги турагента. Ска­жем, при поездках из России в Индию туристам могут предла­гаться туры, разработанные крупной индийской фирмой «Minar travels» («Минар»). «Минар» предлагает достаточно большое коли­чество туров, один из них — паломническая поездка к Учителю Сатья Саи Баба.

Выбор партнеров в Индии — дело непростое. Многие туристские фир­мы бывают крайне ненадежными и могут легко нарушать условия догово­ра и не выполнять взятых на себя обязательств. Поэтому лучше сотрудни­чать с надежными фирмами, с которыми уже налажены контакты, и на­правлять с группой российских туристов сопровождающего из России.

С другой стороны, российские турфирмы сами создают и реа­лизуют турпродукт. Это происходит следующим образом. Возника­ет идея о посещении тех или иных мест. Иногда это может быть связано также с желанием самих сотрудников фирмы побывать в недостаточно хорошо изученных ими частях той или иной страны или территории. После этого изучается информация о местах, по которым пройдет создаваемый маршрут. Исследуются объекты предполагаемых посещений, ситуация в туристских секторах — размещение, питание, транспорт. Рассматриваются религиозные объекты, ашрамы, центры, которые могут представлять интерес для туристов. Информация может быть почерпнута как из научной литературы, путеводителей, сети Интернет и т.д.. так и по отзы­вам специалистов, людей, уже посетивших эти места. Далее рабо­чий проект (вербальная модель) тура направляется партнерам в принимающей стране в лице туристских предприятий.

Принимающая сторона рассматривает рабочий проект тура и вносит свои коррективы и предложения. Она соглашается с теми элементами тура, которые не вызывают у нее возражений и заме­чаний. В то же время указываются недостатки. Тот или иной куль­товый объект может не представлять особого интереса для тури­стов, находиться в запустении, в разрушенном или полуразру­шенном состоянии или вообще отсутствовать (если о нем узнали по книге, изданной 50, 100, 200 лет назад и более). Также ука­зывается на то, что те или иные пункты могут не иметь нормаль­ного сообщения между собой. Лучше по-другому связать между собой пункты будущего маршрута. Где-то может не быть нормаль­ных средств размещения и объектов питания.

Принимающая сторона рассчитывает приблизительную цену тура из расчета на разное количество людей в группе. Так, на группы в составе 2 — 4, 4 — 8, 8—14 человек указываются разные цены. Стоимость поездки в более многочисленной группе из расчета на одного человека будет дешевле, так как гостиницы дают скидки и меньше расходуется на трансферы. Турфирмы часто устанавлива­ют цену продажи тура в расчете на группу, состоящую из 2 чело­век. Соответственно прибыль будет минимальна, если поедут 2 чело­века, но будет большей от более многочисленной группы. Четко прописывается, что входит в тур, а что нет. В тур могут входить переезды, встреча в аэропорту, размещение, питание. Питание может быть полупансионом — завтрак и ужин, полным — завт­рак, обед и ужин или all inclusive, куда входят полное питание, а также местные напитки. Также туристу дается ваучер, содержа­щий полную информацию о туре.

Туризм в Тибет в любом случае имеет сильную религиозную составляющую, даже если цели туристских прибытий не являют­ся религиозными. Дело в том, что в Тибете религиозность прони­зывает все стороны жизни людей. Сакральными являются все празд­ники, а также обычаи людей. Следует сразу отметить, что поездки в Тибет и Непал довольно дороги. Их делают таковыми переле­ты из Дели в Катманду и обратно, из Катманду в Лхасу и обрат­но, аренда джипов в Тибете. Стоимость пребывания в Тибете от 2 недель и более для российских туристов составит минимум 2500— 3000 доллалов США. Пребывание неделю в Тибете плюс неделю в Непале будет стоить около 2500 долларов, 4 дня в Непале и 10 дней в Тибете — 2700 — 2800 долларов.

Сатьялока и Немам в настоящее время принимают в основном индийских последователей Кальки Бхагавана. Однако в Немам уже прибывали на очень короткое время и духовные искатели, палом­ники и из других стран, например России. Золотой Город прини­мает как индийских, так и иностранных учеников. С открытием Дхъяна Мандира и после завершения строительства новых мест для размещения число посетителей Золотого Города возрастет.

В быстро растущем движении Золотой Век происходят постоян­ные перемены и усовершенствования в работе. Изменения касают­ся и вопросов организации поездок. На начало 2003 г. существовала следующая схема. После того как в России и странах СНГ люди прошли семинары первой, второй и третьей ступеней, они имеют возможность отправиться в поездку в Индию в Золотой Город.

Поездки организуются следующим образом. За 2 — 3 месяца до предполагаемой поездки уже известны сроки прибытия групп рос­сийских туристов в Золотой Город и отбытия. Организаторы поездки собирают информацию обо всех желающих и формируют группы. Через посредничество турфирм бронируются и выкупаются авиа­билеты от Москвы до Дели и обратно, а также железнодорожные билеты от Дели до Ченнаи (Мадраса) и обратно. Обычно пользу­ются услугами авиакомпаний среднеазиатских республик СНГ «Туркменские авиалинии», «Узбекские авиалинии». Билеты этих авиакомпаний дешевле, чем «Аэрофлота» и «Air India». Поездки групп туристов из России и стран СНГ могут быть комбинирован­ными, когда наряду с духовно-паломнической составляющей имеются экскурсионная составляющая (посещение Дели, Агры с ее знаменитым Тадж-Махалом, Джайпура) и (или) пляжный от­дых на Индийском океане (в районе Махабалипурама, недалеко от Ченнаи). Ряд последователей Бхагавана до или после посеще­ния Золотого Города совершают поездки в храмовые города юга Индии, например Махабалипурам, Канчипурам, Чидамбарам и другие, посещают Ауровиль. Для поездок в Золотой Город заказы­вается автотранспорт (миниавтобусы, джипы и т.д)

Религиозный тур, в отличие от познавательного, обязывает участвовать в богослужениях, разделять монастырскую трапезу. Он предполагает не всегда комфортный ночлег и помощь монахам в хозяйственных работах. Возможно и индивидуальное посещение монастыря, однако, в большинстве случаев, необходимо заранее получить разрешение настоятеля. Сейчас это можно сделать, списавшись по электронной почте.

Туристские фирмы при организации подобных программ нередко пытаются сотрудничать с церковью. К сожалению, по словам иерея Михаила, настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы, не всегда удачно, поскольку «подготовкой таких поездок занимаются не только обретшие веру бывшие работники турфирм, но и те, кто просто хочет на этом заработать»[14]. Туризм явно не успевает за развитием религиозности в стране. А неуважительное отношение к соблюдению канонических законов, незнание церковного календаря и правил поведения в храме или монастыре по-прежнему приводят к конфликтам и взаимному недовольству между служителями церкви и сотрудниками светских турфирм. Фирмы, предлагающие паломнические программы, чаще всего делают обычные турпоездки. На вопрос о количестве компаний, которые продают сегодня такие туры, затрудняются ответить даже профессионалы. Самостоятельной организацией путешествий занимаются также специальные службы при храмах и монастырях.

Стремительному развитию паломнического туризма в нашей стране способствует наличие множества православных святынь, низкая стоимость таких программ и, разумеется, потребность современного человека в духовной поддержке. Возрождаемая традиция паломничества к туризму как таковому имеет достаточно косвенное отношение. Скорее, возникший спрос породил предложение. Большинство туркомпаний реализует некий аттракцион под названием паломнический туризм. Службы при храмах, напротив, стараются сделать поездки как можно более дешевыми, доступными для пожилых и малообеспеченных верующих. Деятельность этих служб правильнее назвать миссионерской, так как группа паломников оказывает посильную помощь посещаемому храму или монастырю – привозит в глубинку православную литературу, помогает в реконструкции храмов и благоустройстве территории. На вопрос, есть ли проблемы, например, с принимающей стороной (конкуренция и прочее) сотрудники удивленно улыбаются. К тому, что не сумели набрать иной раз положенное число в группе, относятся философски: значит, Богу не было угодно. На рекламные кампании денег не изыскивают. Большинство паломников – люди пожилого и среднего возраста. Реже – молодежь и дети

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.