реферат, рефераты скачать
 

Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма


История паломничества русских людей к святым местам имеет много ярких страниц. Это история стремления к святости, история подвижничества. В конце девятнадцатого века корреспондент одной французской газеты, наблюдающий за жизнью русских паломников в Иерусалиме, писал: «Народ, умеющий так молиться, имеет великое будущее». К сожалению, традиции православного паломничества в нашей стране были утрачены. В настоящее время паломничество к святым местам является для многих наших соотечественников путем к обретению веры, дорогой в Церковь. Паломничество – это часть религии. Его смысл состоит в поклонении святым местам, совершении религиозного обряда или участие в таковом, в духовном совершенствовании, получении благодати, в исцелении духовном или физическом.

1.2. Религиозные туры экскурсионной направленности.

В рамках религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности предполагается посещение религиозных цент­ров, в которых туристы-экскурсанты смогут увидеть религиоз­ные объекты — действующие культовые и памятные, побывать в музеях и на выставках. Туристы посещают богослужения, прини­мают участие в крестных ходах, медитациях, других религиозных мероприятиях. Следует иметь в виду, что туристы-экскурсанты, в том числе представители других религий, могут попасть не на все мероприятия.[8]

В экскурсионно-познавательных используются име­ющиеся элементы туристской инфраструктуры —гости­ницы и т.д. Экскурсионно-познавательные туры в отличие от па­ломнических более короткие, они не приурочены к религиозным праздникам, и в них могут участвовать как взрослые, так и дети. Религиозные объекты туристы посещают и во время комби­нированных туров, в которых экскурсионная составляющая явля­ется лишь частью программы. Для паломников экскурсия имеет вторичное значение по отношению к определенным культовым действиям. Тем не менее в некоторых турах участвовуют как паломники, так и экскурсанты.

С точки зрения туристских центров религиозному туризму бли­зок научный туризм религиозной тематики. Такие поездки немно­гочисленны, но они расширяют географию туристских поездок. Ученых интересует религиозное наследие — рукописи, различ­ные культовые предметы, найденные в том числе благодаря архео­логическим раскопкам, архитектурные формы как современных, так и ушедших в прошлое религий и многое другое. Исследовате­ли направляются в центры существующих религий, страны и ре­гионы с богатыми религиозными традициями. В Рос­сии имеется интерес к странам Востока — Китаю, Индии, Япо­нии. Посещаются места исчезнувших религий — Египет, Месопо­тамия, Греция и Италия, Центральная Америка.

Экскурсионные туры религиозной направленности рассчитаны как минимум на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого. Иногда для организации таких туров необходимо разрешение (благословение) настоятеля монастыря.

Различие паломнических поездок и религиозных туров экскурсионной направленности  заключается в различии их целеполагания. Отсюда исходят особенности размещения и питания туристов, специфика экскурсионного маршрута, выбора объектов показа, содержания и формы подачи самой экскурсии.

Если для группы религиозно-экскурсионного  тура размещение в гостинице с обилием увеселительных заведений и скромное питание в ресторане или кафе в постные дни может оказаться несущественным при оценке качества тура, то для паломника этот факт может перечеркнуть все остальные усилия турфирмы, создать психологический дискомфорт и эмоциональное напряжение. Паломнический тур в отличие от религиозно-экскурсионного  включает в себя не только посещение и квалифицированный осмотр храмов, монастырей, святых мест (источников и т. д.), но и реальное участие паломника в религиозной жизни храма или монастыря, возможность посещения богослужения.  Религиозно-познавательные и паломнические туры объединяют, прежде всего, маршруты экскурсионной поездки и объекты показа, что часто приводит к смешению данных категорий, когда любая поездка в монастырь именуется паломничеством. В то же время эти туры преследуют различные цели, а именно: паломнический тур прежде всего мотивирован религиозно, экскурсионный тур мотивирован прежде всего познавательно. Различие целей обусловливает различие выбора и использования методических приемов показа и рассказа, стиля общения с группой, использования специальной лексики и т. д.

Пребывание в монастырях действует благотворно. На человека оказывает эмоциональное влияние все окружающее: архитектура, живопись, иконопись, церковное песнопение, люди, произносящие молитвы. Все это создает иллюзию ухода в иной мир, более чистый и прекрасный, чем окружающая действительность, более доверчивый  и открытый , так как люди в церковной общине испытывают чувство сплоченности, свойственное русскому менталитету.  Здесь люди приобщаются к новому образу жизни, монашество для них служит примером предпочтений духовного начала материальному. Поэтому исторические монастыри на Руси стали центром притяжения паломников и верующих.


Глава II. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ.

Религиозный туризм является составной частью современной туристской инду­стрии. С материальной точки зрения каждый турист нуждается в транспорте, гостинице, питании, покупках сувениров. Тур религиозной направленности является туристским продуктом, разрабатываемым туропера­тором. Соборы и мечети, культовые музеи и духовные центры — туристские объекты, которые пользуются все более и более возрастающим спросом.

Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Фе­дерации» дает определение туристской индустрии. Применитель­но к исследуемому нами религиозному туризму можно сказать, что индустрия религиозного туризма — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов обществен­ного питания, различных религиозных объектов, а также организации, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.[9] Индустрия религиозного туризма является составной частью ин­дустрии туризма в целом. В индустрии религиозного туризма мож­но выделить следующие четыре сектора.

1. «Размещение». Это совокупность средств размеще­ния — гостиниц, кемпингов, общежитий и т.д.

2. «Питание» — рестораны, столовые, кафе, предприя­тия питания на транспорте и т.д.

    3. «Транспорт» — транспортные предприятия и услуги разных видов транспорта.

4. «Религиозные объекты». В этот сектор входят:

-    культовые сооружения — монастыри, святилища, храмы и храмовые комплексы, капеллы, часовни, ступы;

-    природные объекты — святые источники, колодцы, горы,
водоемы (реки, пруды), рощи;

-    небольшие объекты культа — придорожные кресты, алтари божеств на обочинах дорог, троп и т.д.

     Следует иметь в виду, что эти объекты могут быть расположе­ны вместе. Например, святой источник может находиться в пра­вославном монастыре или отдельно. Можно сказать, что святое место — это место, имеющее очень большое значение для представителей оп­ределенной религиозной конфессии, в котором проводятся куль­товые и иные мероприятия, собирающие большое число палом­ников. Религиозный центр — понятие более широкое, чем «святое место». Сюда наряду со святынями входят образовательные уч­реждения и (или) административные органы религиозных орга­низаций. На самом деле дать определения этим понятиям, учиты­вая воззрения всех религий, невозможно. Определения святого места и религиозного центра подходят для обобщенного понимания вопросов религиозной жизни.

Туристы, отправляющиеся в поездки по святым местам и ре­лигиозным центрам, пользуются услугами предприятий обществен­ного питания. Это могут быть:

1. Рестораны, кафе, закусочные и т.д. В религиозных центрах, ряде святых мест паломники и экскурсанты могут пользоваться услугами этих заведений и имеют возможность выбора блюд.

2. Монастырские, ашрамовские и прочие столовые и т.д., в которых готовится еда для посетителей. Ассортимент блюд здесь отличается от предлагаемого в кафе и ресторанах. В ряде случаев пища может быть более простой, постной во время православно­го поста, вегетарианской. Паломникам часто подается пища в определенное время, часто также без возможностей выбора блюд. Однако мы уже зна­ем, что добровольные самоограничения лишь идут на пользу и приводят к духовному росту человека.

Туристы, отправляющиеся в паломническую и экскурсион­ную поездки, используют различные средства транс­порта для достижения пункта (пунктов) прибытия. Средствами используемого транспорта являются: 1) авиационный, 2) желез­нодорожный, 3) автомобильный (автобусный), 4) водный (реч­ной, морской) транспорт, 5) другие его виды. В паломническом туризме практикуются пешие перемещения на определенной час­ти маршрута, от одного пункта до другого. Это, с одной сторо­ны, добровольно взятые на себя трудности, с другой стороны, тот факт, что многие объекты (вершины священных гор, пеще­ры) труднодоступны для большинства или всех средств транс­порта.

Необходимо отметить, что понятие туристская инфраструктура перекликается с поня­тием «туристская индустрия». Инфраструктуру религиозного ту­ризма можно понимать как систему объектов и организаций об­служивания паломников и экскурсантов (религиозные объекты; пе­ревозки, размещение, питание). Туристская инфраструктура вклю­чает коммуникации, средства связи, системы поставки и очист­ки воды, отопления и кондиционирования воздуха, источники энергии.

Туристская инфраструктура России развита хуже, чем в стра­нах Запада. Густота автодорожной сети в России меньше, чем на Западе. Многие монастыри и храмы находятся в настолько уда­ленных районах, что до них невозможно добраться автомобиль­ным и железнодорожным транспортом. Это сдерживает развитие паломнического и экскурсионного туризма по этим местам.[10]

Гостиничное хозяйство. По числу гостиничных мест Россия уступает такой стране, как США, в 22 раза, причем по численно­сти населения Соединенные Штаты больше России лишь в 1,8 — 1,9 раза. По уровню сервиса и качеству обслуживания западным стандартам соответствуют лишь отдельные гостиницы, находящие­ся в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Уровень большин­ства остальных гостиниц существенно ниже. Следует отметить, что в дешевых паломнических турах паломники размещаются при хра­мах и монастырях, т. е. не в гостиницах или в недорогих гостиницах.[11]

Разработка туристского продукта, т.е. создание и организа­ция путешествий является чрезвычайно сложным процессом. Создание турпродукта обычно начинается с появления идеи и принятия решения разработать тур (тур — комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию религиозных туристов, услуги экскурсионные, гидов-переводчи­ков и другие, предоставляемые в зависимости от цели путеше­ствия (паломничество, экскурсия, научная деятельность). Програм­ма тура — расписанный по дням план поездки с указанием дат посещения религиозных центров на маршруте.) и завершается процессом продвижения его на рынке с последующими продажами. После того как решение о создании тура принято, следуют обобщенно несколько этапов разработки турпродукта. Это:

1. Изучение спроса на туристском рынке и определение базо­вых составляющих тура.

2. Расчет стоимости и установление цены тура.

3.  Продажа (реализация) тура, т.е. продвижение его на рынке

На первом этапе происходит создание концепции тура, изуче­ние основных тенденций в паломническом туризме и экскурси­онном туризме религиозной тематики. Исследуются качественно-количественные характеристики тура: вид транспорта, предпола­гаемые средства размещения, пункты питания, объекты экскур­сионного показа (при экскурсионной поездке) — культовые со­оружения и т.д. Наряду со спросом исследуется также предложе­ние с целью поиска и отбора для предстоящего тура первичных туристских услуг и их производителей и поставщиков. Изучаются религиозные центры, в которые прибудут туристы. Важны их транс­портная доступность, степень развитости инфраструктуры, каче­ство услуг и т.д. При практической организации паломнических поездок исследуются особенности проведения культовых меро­приятий в храмах, монастырях и т.д. При создании тура важно учитывать все нюансы. Так, например, отдельные мужские право­славные монастыри принимают только паломников-мужчин и т.д. В некоторые индусские храмы в Индии (или их части) пускают только индусов, а Духовные Учителя могут отсутствовать в своих ашрамах некоторое время в году. В Мекку не разрешен въезд нему­сульман.

После того как завершено изучение спроса и предложения на рынке составляется рабочий проект (вербальная модель) тура. Туроператор выбирает контрагентов, устанавливает с ними кон­такт и начинает переговоры. Таким образом, когда более опреде­ленными становятся параметры будущего тура, создаются основы для расчета его цены.

Цена продажи вычисляется на основе учета суммы расходов, прибыли и налогов. Сумма расходов включает прямые расходы (за­траты на перевозку, размещение, питание туристов, их экскур­сионное обслуживание) и косвенные расходы туроператоров (за­траты по менеджменту туристской организации — арендные пла­тежи, зарплата сотрудникам, затраты на решение организаци­онных вопросов работы фирмы и т.д.). Следует особо подчерк­нуть, что, например, в России в православном туризме при практической организации поездок паломнические службы не ставят своей целью извлечение прибыли. Прибыль нужна для обеспечения работы паломнической службы, но выгода здесь не являются приоритетными. Главное — служение паломникам. Есть некоммерческие паломнические службы.

Продвижение турпродукта на туристском рынке — система мероприятий, направленная на создание спроса и стимулирова­ние сбыта туристских услуг, т.е. на увеличение продаж. Существу­ют прямые и косвенные каналы сбыта продукции. Прямой канал сбыта представляет собой продажу туров или отдельных услуг их производителем напрямую потребителю. Такой способ дает ряд преимуществ как производителям, так и покупателям. Это отно­сительная простота процесса продажи (не требуются посредни­ки), более высокая прибыль производителя в расчете на одного покупателя (не нужно делиться выгодой с посредниками). Это также возможность неорганизованным туристам приобретать не­обходимые услуги в процессе их поездки, возможность проверить качество той или иной услуги (например, размещения) перед ее покупкой. Но такая система имеет и ряд недостатков.

Косвенный канал сбыта предполагает наличие посредника меж­ду производителем и потребителем. Турист приобретает отдель­ные услуги или туры у посредника. Посредники владеют инфор­мацией, которая длительное время собиралась и обобщалась и которую будущему туристу крайне сложно собрать и изучить са­мостоятельно. У производителя расширяются возможности сбыта своего товара

В религиозном туризме экскурсионно-познавательной направ­ленности основной формой подачи материала является экскурсия. Экскурсионные услуги направлены на удовлетворение познава­тельных интересов туристов. К ним относятся разработка и вне­дрение программ экскурсионного обслуживания, организация и проведение экскурсий.

Во время своей поездки туристы следуют по определенному маршруту. Маршрут — определенный путь следования туристов, предусматривающий посещение святых мест религий, различных религиозных объектов в соответствии с целью поездки. В маршру­те указаны все пункты, посещаемые туристами. В понятие марш­рута также входят транспортные коммуникации, используемые туристами для перемещения между пунктами остановок на марш­руте.

В религиозном туризме очень важна концепция рекламы. Посещение тех или иных религиозных центров, святых мест сопряжено с глубокими ду­шевными чувствами и переживаниями людей, в первую очередь паломников. Поэтому важны этические стандарты в рекламе ту­ров религиозной тематики. Информация должна быть представле­на в корректной форме и благопристойных выражениях, никоим образом не оскорбляющих чувств верующих. Она должна поме­щаться в авторитетных изданиях с хорошей нравственной репута­цией.

Для развития религиозного туризма экскурсионно-познавательной направленности большое значение  имеют экскурсионные ресурсы (это памятники культовой архитектуры и скульптуры; религиозные праздники, традиции, обычаи, обряды людей; выставки,  музеи при монастырях) и информационные ресурсы (данные Интернета, литературных и художественных произведений, научные сведения, народный эпос, мифы, предания ).

Учитывая духовно-просветительскую и образовательную функцию паломничеств, многие паломнические службы специально организуют программу поездок таким образом, чтобы рассказать паломникам об истории, архитектуре и культурном значении наиболее интересных мест, встречающихся на маршруте. В отличие от светских экскурсий, в таких рассказах историко-архитектурная часть тесно переплетена с рассказами о значении того или иного места для русской духовной культуры.

Некоторые паломнические службы организуют поездки для нецерковных или мало воцерковленных людей, желающих познакомиться с духовной культурой и историей своей страны. Специфика таких поездок заключается в большем акценте на экскурсионную часть программы и в размещении путешественников в гостиницах, а не монастырях. Часто такие поездки играют миссионерскую роль, способствуя воцерковлению их участников.

Еще одной важной составляющей паломнических программ является благотворительная деятельность. Практически все паломнические службы перед посещением монастырей узнают об их конкретных нуждах. Эта информация сообщается паломникам. Занимается сбором помощи и сама служба. Приезжая в монастырь, паломники привозят туда необходимые вещи и продукты, делают денежные пожертвования. Для многих возрождающихся обителей такая поддержка, тем более осуществляемая на регулярной основе, оказывается очень существенной.

В индуизме, право­славии и католицизме, других конфессиях получили развитие пе­шие паломничества, особенно по уже существующим маршрутам. Люди отправляются в паломничества, когда им недостаточно ри­туальных действий в местах обычной среды их проживания. Они едут или идут в святые места, более значимые для них

Организаторы паломнических туров должны учитывать специфику подобных поездок и соответствующим образом планировать время, разумно сочетая экскурсию и участие паломников в богослужении. В то же время уже на стадии комплектования группы следует учитывать интересы людей, информировать их о специфике тура, рискуя в противном случае создать в одной тургруппе конфликт людей, приехавших в одно место, но преследующих различные цели.

Часто неоправданно считая, что паломничество преследует только религиозные цели, полностью исключают путевую информацию и экскурсии. Это серьезно обедняет само паломничество как путешествие к святому месту, прикосновение к историческому прошлому, христианской культуре и традициям благочестия. При организации паломнических туров следует учитывать интеллектуальные и возрастные особенности, эмоциональное состояние участников поездки, случаи совпадения паломнического тура с днями религиозных праздников. Важное, а иногда и определяющее значение для организации религиозно-экскурсионного туризма имеет взаимодействие с епархиальными управами, благочинными округами, настоятелями монастырей. При организации паломничества это один из ключевых моментов.

Религиозные организации не только отделены от государства, но освобождены от налогообложения в рамках своей деятельности по принадлежности или пользуются льготами. Государство не вмешивается в организацию деятельности религиозных организаций. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепят­ственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных орга­низаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях. Выдача государственной лицензии на паломнические путешествия равносильна выдаче лицензии на богослужение, если такое паломничество организуется и осуществляется в рамках деятельности религиозной организации по принадлежности.

Здесь возникает достаточно сложный вопрос, как отделить верующего паломника от любопытствующего туриста. Во-первых, причастность к религии — дело совести и убеждений личности и не удостоверяется никаким документом. Во-вторых, глубина верования также ничем не измеряется. Таким образом, мера участия в религиозной жизни не свидетельствует о глубине верования. Однако формальности существуют. В мусульманстве обязатель­но соблюдение ежедневных молитв и участие в коллективном пятничном намазе. Формально верующий, пропустивший без уважительных причин три раза пятничный намаз, считается покинувшим ислам.

По установившейся практике религиозные организации составляют и заверяют должным образом соответствующие списки паломников, например при организации паломничества по случаю 2000-летия на св. Землю для оформления виз в Израиль, Санкт-Петербурская православная епархия направляла список паломников с надле­жащими реквизитами. Если вернуться в XVIII в., то можно встретить практику выдачи паломникам специального паспорта паломника, который давал право посещения св. Земли. Одним из важных условий было наличие у просителя 100 руб. на дорожные расходы. Исходя из этих положений религиозные общины должны сами принять решение формализации процесса идентификации лиц, причастных к паломничеству. Это, несомненно, внутриконфессионное решение, религиозные формы и требования к паломникам достаточно жесткие. Поскольку все религиозные общины прямо или опосредовано финансируют паломничество, добиваются соответствующих скидок в цене на услуги для паломников, то они и должны контролировать состав паломничествующих. Любая конфессия заинтересована в пропаганде своих верований и привлечении новых сторонников. Посещение св. мест в познавательных целях при правильной организации дает определенный доход в пользу религиозной органи­зации или общины по принадлежности. Для этих целей могут образовываться особые паломнические службы и предприятия на общих основаниях.

Религиозные общины при надлежащей регистрации имеют право на внешнеэконо­мическую деятельность и, следовательно, могут быть аккредитованы при консульствах.

Сегодня религиозный туризм развивается на двух уровнях: турфирм, которые наряду со "светскими" поездками организуют и паломнические - например, турагентство "Престиж Тур" (при ВАО "Интурист"). Правда, число последних сильно сократил августовский кризис: с "паломнического" рынка исчезли такие фирмы, как "Святоросс", "ЭЗА-тур" и др.), паломнические службы при крупных религиозных и светских организациях ("Радонеж" - Московская Патриархия, "Паломник" - Международный фонд единства православных народов), а также паломнические службы, которые существуют при многих храмах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.