реферат, рефераты скачать
 

Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма


Приемом гостей и паломников в монастыре занимается па­ломнический центр. Организованные группы паломников могут останавливаться в монастыре на сутки по предварительной дого­воренности с паломническим центром. В паломнической трапез­ной для них устроено бесплатное питание. По монастырю каждый день устраиваются экскурсии.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Монастырь находится в Дивееве Ардатовского района Нижего­родской области на территории Нижегородской епархии. Мона­стырь был основан во второй половине XVIII в. монахиней Алек­сандрой. А на деньги, вырученные матушкой Александрой от про­дажи всего своего имущества, были построены два больших храма. Здесь в XVIII —XIX вв. служил людям прп. Серафим Саровский. В наши дни в обители трудится около 140 сестер. В Троицком со­боре почивают мощи прп. Серафима Саровского. Хранятся его ряса, вериги, лапти, котелок. В монастыре находится несколько источников, известных своей целительной силой.

В Серафимо-Дивеевский монастырь регулярно приезжают па­ломники и число их возрастает. Они участвуют в земляных работах на Канавке Божьей Матери, в благоустройстве территории мона­стыря, работают на кухне.

 

Свято-Боголюбский мужской монастырь (Владимирская обл., Владимирская епархия). Это один из старейших монастырей Рос­сии, основанный в 1155 г. князем Андреем Боголюбским. В соборе Боголюбской иконы Божией Матери (XIX в.) престольный празд­ник — 1 июля. На территории монастыря есть и более ранние постройки, например храм Рождества Пресвятой Богородицы (XII —XVIII вв.). Святыней монастыря являются частицы мощей киево-печерских подвижников.

В последние годы была возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, возникшая еще в XVIII в. В день празднования Боголюбской иконы Божией Матери 1 июля устраивается крестный ход из Владимира в Свято-Боголюбский монастырь. В крестном ходе участвуют около 10 тыс. человек. В мо­настыре мироточили иконы, под куполом явился лик императора Николая II. В монастырь регулярно приезжают паломники из Моск­вы и других городов России. Для них в монастыре имеются гости­ница и трапезная. В монастыре насчитывается 12 человек братии.

Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь. Монастырь находится на территории Республики Ка­релия и пределах Санкт-Петербургской епархии. В настоящее вре­мя на территории монастыря проживает более 200 насельников. Священноигуменом обители является Святейший Патриарх Мос­ковский и всея Руси Алексий II. На Валааме возрождается скитская жизнь. Здесь функционируют Всехсвятский, Предтеченский, Николький, Святоостровский и другие скиты. После своего возрождения в 1989 г. обитель живет по Валаамскому уставу. Заведены строго уставные службы с валаамским древним распевом.

Святынями монастыря являются мощи прп. Сергия и Германа, Антипы Валаамского и чтимый список Валаамской иконы Божией Матери. Летом Валаам посещают экскурсанты и паломники. В Валаам приезжают с экскурсионными целями во время речных круизов между Москвой и Санкт-Петербургом. Здесь на несколь­ко часов останавливаются теплоходы. Монастырь принимает па­ломников только по благословению игумена и только через соб­ственную паломническую службу.

Свято-Введенская Оптина пустынь, ставропигиальный мужской монастырь. Оптина пустынь в царской России в XIX в. являлась од­ним из ведущих центров внутреннего паломничества. Здесь жили известные российские старцы, побеседовать с которыми приезжали русские писатели Л.Толстой, Ф.Достоевский, Н.Гоголь и многие другие. Бывали здесь и члены императорского дома Романовых. В 90-е гг. XX в. Оптина пустынь усиленно восстанавливалась. В Казанский со­бор Оптиной пустыни (самый большой из 6 действующих и 3 вос­станавливающихся храмов обители) паломники приходят покло­ниться мощам прп. оптинских старцев Моисея, Антония, Исаакия I.

Кирилле-Белозерский мужской монастырь расположен в городе Кириллов Вологодской области (Вологодская епархия). Это один из крупнейших монастырей России. Из его стен вышли выдающи­еся представители русского монашества — Нил Сорский. Савватий Соловецкий и многие другие. В стенах монастыря находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек. В монастыре имеется ряд святынь, которым приезжают поклониться паломни­ки. Это мощи Кирилла Белозерского в храме прп. Кирилла. На месте первого поселения святого поставлены каменные палатки, в которых находятся крест, поставленный иноками при поселе­нии, и копия первой деревянной кельи прп. Кирилла. Недалеко от монастыря находится гора Маура. На месте для поселения, указанном прп. Кириллу в видении Богородицей, построена де­ревянная часовня и водружен поклонный крест.

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Этот мона­стырь, находящийся в Костроме (Костромская епархия), занима­ет особое место в истории России. Здесь в начале 1613 г. жил буду­щий первый царь из династии Романовых — Михаил. Территория монастыря состоит из двух участков — Старого и Нового города. Богослужения проходят в Троицком соборе (1652 г.). Святыней мо­настыря яаляется мощевик с частицей мощей Ипатия Гангарского.

Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Монастырь находится в окрестностях Боровска (Ка­лужская обл.) и принадлежит Калужской епархии. Здесь находят­ся три действующих храма и мощи прп. Пафнутия Боровского.

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, ставропигиальны мужской монастырь. Киево-Печерский монастырь находится Hi Украине, в Киеве, на территории Киевской епархии. Он — один и старейших на территории стран СНГ. Монастырь основан прп. Антонием, принявшим постриг на Афоне. В настоящее время на территории лавры находится резиденция Предстоятеля Украинской православной церкви, вновь открылась Духовная академия. Лавра состоит из Верхней Лавры и Нижней Лавры. Особенностью лавры является богослужебное пение. Монастырь располагает полным и годовым обиходом нотного пения. Нотное пение имеет особый склад и отличается глубокой древностью. Лаврский напев был основан на старогреческом распеве, но перерабатывался в своеоб­разную форму под влиянием южнославянских и киевского зна­менного распевов. В Киево-Печерской лавре имеются гостиница и трапезная для приема паломников.

Соборы Московского Кремля хорошо известны не только в Рос­сии, но и за ее пределами. Они являются важными объектами экскурсионного показа для туристов из России и других стран. В этих храмах в отдельных случаях проводятся службы. Это отно­сится к Успенскому собору Московского Кремля

В Успенском соборе хранилась чудотворная икона Владимирской Бого­матери, привезенная в Москву в 1395 г. из Владимира. В советские годы она, а также икона «Троица» Андрея Рублева стали экспонатами Треть­яковской галереи в Москве. В настоящее время икона Владимирской Бо­гоматери и список «Троицы» находятся в церкви Николы в Толмачах — домовом храме Третьяковской галереи. Сама «Троица» находится в Третьяковской галерее.

В Архангельском соборе, в котором похоронены многие россий­ские монархи допетровского времени, в 2002 г. службы проводи­лись пять раз — 15 мая, 28 мая, 20 июля, 3 октября и 21 ноября. 28 мая — день благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского, мощи которого покоятся здесь же. В Благовещенском соборе служба проходит один раз в год — 7 апреля на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В церкви Ризоположения праздник Ризоположения — 15 июля.

Храм Христа Спасителя в Москве был воссоздан в соответ­ствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1995 г. Восстановление храма прошло в довольно быстрые сроки. Сейчас в храме регулярно проводятся службы.

В Успенском соборе во Владимире регулярно проводятся богослу­жения. Успенский собор интересен с исторической точки зрения — это один из немногих каменных соборов Северо-Восточной Руси, построенных до татаро-монгольского ига. До наших дней со зна­чительными утратами дошли фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, выполненные в начале XV в. Успенский собор является важным объектом экскурсионного показа. На экскурсию приез­жают туристы из многих стран мира и регионов России — Влади­мир входит в «Золотое кольцо». Церковь Покрова на Нерли (Влади­мирская обл.) является в первую очередь объектом привлечения экскурсантов. Службы там проводятся редко. В Софийском соборе (Новгородский кремль), древнейшем храме России (XI в.), служ­бы проводятся регулярно. В настоящее время в новгородской Со­фии туристы могут увидеть немногочисленные фрагменты живо­писи XI в. Древнейшей сохранившейся иконой собора является икона «Петр и Павел» (XI в.). В иконостасе собора имеется ряд икон, написанных в 1341 г. греческими и сербскими иконописца­ми. В Соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Во­логодская обл.) сохранились росписи Дионисия и его сыновей (1502 г.).

В Москве находится Покровский ставропигиальный женский мо­настырь. С этим монастырем связано почитание блаженной стари­цы Матроны Московской, жившей в XX в. В Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре (Московская обл.) прихожане и паломники совершают молитвы у мощей му­ченицы Татьяны. В Донском ставропигиальном мужском монастыре (Москва) находятся мощи свт. Тихона, Богоявленском кафедраль­ном соборе (Елоховской церкви) (Москва) — мощи свт. Алексия и икона Божия Матерь Казанская. В центре Москвы находится храм свт. Григория Неокесарийского в Дербицах. В годы революции он подвергся разорению. Позже из Англии была привезена частица мощей этого почитаемого православными святого.

Потенциал культурного и природного наследия, как объектов религиозного туризма безусловно велик. На территории России находятся очень много объектов поклонения. В настоящее время большое количество храмов, монастырей и т.д. возрождаются, но все же в глубинках остаются и те, к которым невозможно добраться и разместить туристов.   













ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе решения поставленных автором задач он пришел к следующим выводам:

1.Россия обладает огромным культурным и природным наследием, задействованным, в том числе и в религиозном туризме. До революции 1917 года посещение святых мест было обязательным  обрядом для православного христианина, на совершение которого он должен был получить благословение священнослужителя. В советские времена число паломников резко сократилось, как впрочем, и количество святых мест. Перепрофилирование множества хромов, церквей, монастырей под различные нужды сделало их недоступными для отправления религиозного культа и поклонения паломников. Немалую долю религиозных сооружений удалось сохранить  в достойном виде благодаря тому, что они стали музеями и в итоге оказались вовлечены в процесс туристического освоения. Таким образом, в массовом сознании укоренилось представление о религиозных сооружениях и святынях как о музейном объекте. Лишь не так давно церкви начали возвращать ее храмы и святыни и естественно, что она стала возвращать им не только внешний облик, но и духовное содержание.

2.Множество памятников русской православной культуры , например, Троице-Сергиева Лавра, Иосифо-Волоколамский монастырь и многие другие активно использовались в туризме на протяжении многих лет и представляли собой весьма популярные маршруты как внутреннего туризма, так и международного. Поэтому и сегодня немало турфирм которые развивают туристскую детальность на религиозных объектах. В последнее время у туристов наблюдается  устойчивый рост интереса к посещению монастырей. Паломники едут из всех регионов России и из-за рубежа. Целевая направленность этого интереса – не познавательный, видовой, открыточный туризм, а глубокое ознакомление с жизнью обители.

3. Как мы выяснили, у  религиозного туризма существуют разновидности, которые имеют принципиальные отличия.  В религиозном туризме, экскурсионной направленности туристов интересуют главным образом экскурсии с посеще­нием монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем эти тури­сты могут быть, а могут и не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают, а также могут быть вообще людьми нерелигиозными. Паломников же интересует непосредственное участие в религиоз­ных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном испове­дуют ту религию, святым местам которой они приехали покло­ниться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них — вто­ричная, сопутствующая задача или вообще мало интересны. Таким образом, различие данных видов деятельности налицо, и возможно правильным было бы отдать паломничество в компетенцию русской православной церкви. В то же время, встает вопрос насколько сегодня русская православная церковь обладает  возможностями организации путешествий паломников, то есть обеспечения их транспортом, местом проживания, питанием и вообще насколько готовы русских храмы и монастыри к приему паломников. В данном случае, выход мог бы быть найден в организации сотрудничества русской православной церкви и туристской индустрии, где процесс организации подобных путешествий уже наработан.

4. Процесс организации  религиозного туризма практически ничем не отличается от организации других видов, в него входит собственно формирование самого турпродукта и здесь проявляется специфика, заключенная в данном виде туризма, определение его стоимости, а затем комплекс мероприятий по его продвижению от производителя к потребителю. 

5.  На наш взгляд развитие религиозного туризма в России , а если говорить по православному - паломнических поездок, позволит решить целый ряд задач, в числе которых: реализация духовно-культурного потенциала страны, повышение ее международного культурного статуса, увеличение потока "въездного международного туризма", развитие внутреннего духовно-просветительского туризма,  поддержание в надлежащем состоянии памятников истории и культуры.

Россия  обладает значительным потенциалом развития религиозного туризма. Однако многие признают, что данный потенциал остается нереализованным. В числе причин можно назвать неразвитая инфраструктура; дефицит информации об имеющихся ресурсах и маршрутах; слабые пока еще связи между туристическими фирмами и религиозными организациями; недостаток в этой сфере квалифицированных кадров. Практически только РПЦ сегодня реально поддерживает желание многих людей побывать в том или ином святом месте, в том числе не только с паломнической, но и с информационной целью. Уникальна культурно-историческая целостность России, вобравшая в себя выдающиеся культурные ценности: памятники архитектуры, народную культуру и традиции, музыкальное и художественное искусство, историческую и этническую среду, природное окружение. Все это требует более интенсивного включения их во всероссийский и международные обмены.

Разработка новых маршрутов к святыням, улучшение инфраструктуры, информированность  должно послужить привлечению большего числа паломников (туристов) в нашей «живой истории».

Объектами привлечения религиозных туристов являются свя­тые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловле­ны культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящи­ми в определенное время года. При международных поездках ту­ристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформирова­лись фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма.

Возвращаясь к проблемам, поднятым на Первой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность» понятно, что в ближайшее будущее произойдут большие перемены в правовом регулировании и организации религиозного туризма и православных церковных паломнических структур. Завершая конференцию, генеральный директор Палом­нического центра Московского Патриархата СЮ. Житенев ска­зал: "Возрождение паломничества - это большая общецерковная программа, рассчитанная примерно на 25-30 лет, и мы стоим у ее начала Все, кто сегодня выступал на нашей конференции, все без исключения, говорили о том, что этой программе быть»

Только совместно паломнические службы и туристские организации смогут возродить, сохранить и благоустроить объекты культуры, достопримечательности, места паломничества, обустроить их и создать вокруг них должный достаток, культурную среду обитания и комфортность

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.     Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации.

2.     Монастыри Русской православной церкви. Справочник-путеводитель. – М.: изд. Московской патриархии, 2001.

3.     Биржаков М.Б. Правовые основные и методы регулирования паломнического туризма. «Туристские Фирмы», справочник, Вып. 30 – СПб.: ОЛБИС, 2003г.

4.     Биржаков М.Б. Паломнический и религиозный туризм. «Туристские Фирмы», справочник, Вып. 14 – СПб.: ОЛБИС, 1997г.

5.     Большой Глоссарий терминов международного туризма / под ред. Биржакова М.Б. и Никифорова В.И. – СПб.: «Герда», «Невский фонд». 2002.

6.     Сенин В.С. Организация международного туризма. – М.: 1999

7.     Биржаков М.Б. Ведение в туризм. – СПб.: 1999

8.     Православные обители. Путеводитель. –М.: 1998

9.      Игумен N Сокровенный Афон. – М.: «Даниловский благовестник», 2002

10.  Анзер и его святыни. -  «Соловецкий монастырь», 2001

11.  Митрополит Вениамин На северный Афон, - М.: «Отчий дом», 2003

12. Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам, - М.: «Книга» 1990

13. Атлас рекреационных ресурсов Подмосковья: Культурное наследие, - М., 1998

14. Орехов Д Святые места России. – СПб., 2002

15. Материалы Первой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность»

Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла «Проблемы развития современного православного паломничества». «Православный паломник», журнал, № 6, 2004г

Доклад Епископа Егорьевского Марка «Православное паломничество: содержание понятий». «Православный паломник», журнал, № 6, 2004г

Протоиерей М.Ялов «Православные молодежные лагеря паломнической направленности». «Православный паломник», журнал, № 1, 2005г

16. Федотова Н «Паломничество на Урал», «Православный паломник», журнал, № 6, 2004г

17. Клементьева Е «Паломничество к святыням Тверской земли». «Православный паломник», журнал, № 1, 2003г

18. Даринский А.В. «Русские православные монастыри России, как объекты туризма». Труды академии туризма. Вып. 1 – СПб: «Олбис», 1995г.

19. Любая В «Религиозность обгоняет туризм». «Туризм», журнал, № 2, 2004г

20. Монастыри – М., РИПОЛ КЛАССИК 2004г.

21. Питерим (Нечаев) Митрополит Волоколамский и Юрьевский «Культурное наследие Руси как объект паломничества» Курс лекций. – М., Фактория, 2003г.









 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.1

РЕКОМЕНДАЦИИ

Первой общецерковной конференции

 «Православное паломничество: традиции и современность»,

27 октября    2004 года

в цеях практического содействия палом­ническому движению участники конференции выработали следующие рекомендации:

1. Организация паломничества.

1.1.        Православное паломничество является составной частью религиозной деятельности Русской Православной Церкви.

1.2.        Епархиальным управлениям,  благочиниям, монастырям и церковным приходам Рус­ской Православной Церкви необходимо посто­янно проводить целенаправленную работу по дальнейшему возрождению и развитию палом­ничества, для чего целесообразно создавать у се­бя соответствующие паломнические структуры.

1.3.Просить Отдел внешних церковных связей и Епархиальные управления Московского Патриархата вести Реестр православных церковных паломнических структур, общественных и коммерческих организаций, которым благословлена паломническая деятельность.

1.4.Общественные и коммерческие органи­зации, занимающиеся православным паломничеством, должны получать письменное благо­словение:

-  на организацию паломничества как вида деятельности - от правящего архиерея, на територии епархии которого они находятся;

-   на организацию паломнических поездок по Российской Федерации,    в страны СНГ и Балтии - от епархиального архиерея;

-   на организацию паломнических поездок в страны дальнего зарубежья от Председателя Отдела внешних церковных связей Московско­го Патриархата.


1.5.В соответствии с древней православ­ной традицией перед отправлением в паломничество верующие должны получать благословение у своих духовников или приходских священников.

1.6.Рекомендовать Епархиальным управле­ниям, благочиниям, монастырям и церковным приходам организовывать паломничество по Российской Федерации, в страны СНГ и Бал­тии, а также в дальнее зарубежье через церковные паломнические службы.

2. Содержание деятельности церковных паломнических служб.

2.1.   Паломническим службам Епархиальных управлений,  благочинии,  монастырей и церковных приходов необходимо проявлять заботу о том, чтобы прибывающие на места паломничества богомольцы имели реальную возможность поклониться местночтимым святы­ням, о которых в церковных лавках желательно иметь доступную и объективную информацию.

2.2.   Паломническим службам  Епархиальных управлений,  благочинии,  монастырей и церковных приходов желательно предусматривать в местах паломничества возможность общения богомольцев с опытными священнослу­жителями.

2.3.       Рекомендовать паломническим службам Епархиальных управлений, благочинии, монас­тырей и церковных приходов для паломников и детей-паломников устанавливать специальные (пониженные) тарифы на паломнические услу­ги: рассказ о монастыре, трапезу, проживание в паломнической гостинице и другие.

2.4. Признать недопустимым навязывание паломникам и паломническим группам вопреки их желанию каких-либо дополнительных платных услуг.

2.5. В сложных современных условиях в пу­ти следования и во время пребывания в местах поклонения святыням необходимо предусмат­ривать соответствующие меры безопасности. Считать обязательным для организаторов паломничества проведение бесед с паломниками
о поведении людей в кризисных ситуациях, не допускать посторонних лиц в состав групп богомольцев.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.