| |||||
МЕНЮ
| Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризмаПриемом гостей и паломников в монастыре занимается паломнический центр. Организованные группы паломников могут останавливаться в монастыре на сутки по предварительной договоренности с паломническим центром. В паломнической трапезной для них устроено бесплатное питание. По монастырю каждый день устраиваются экскурсии. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Монастырь находится в Дивееве Ардатовского района Нижегородской области на территории Нижегородской епархии. Монастырь был основан во второй половине XVIII в. монахиней Александрой. А на деньги, вырученные матушкой Александрой от продажи всего своего имущества, были построены два больших храма. Здесь в XVIII —XIX вв. служил людям прп. Серафим Саровский. В наши дни в обители трудится около 140 сестер. В Троицком соборе почивают мощи прп. Серафима Саровского. Хранятся его ряса, вериги, лапти, котелок. В монастыре находится несколько источников, известных своей целительной силой. В Серафимо-Дивеевский монастырь регулярно приезжают паломники и число их возрастает. Они участвуют в земляных работах на Канавке Божьей Матери, в благоустройстве территории монастыря, работают на кухне.
Свято-Боголюбский мужской монастырь (Владимирская обл., Владимирская епархия). Это один из старейших монастырей России, основанный в 1155 г. князем Андреем Боголюбским. В соборе Боголюбской иконы Божией Матери (XIX в.) престольный праздник — 1 июля. На территории монастыря есть и более ранние постройки, например храм Рождества Пресвятой Богородицы (XII —XVIII вв.). Святыней монастыря являются частицы мощей киево-печерских подвижников. В последние годы была возрождена традиция крестного хода с Боголюбской иконой Божией Матери, возникшая еще в XVIII в. В день празднования Боголюбской иконы Божией Матери 1 июля устраивается крестный ход из Владимира в Свято-Боголюбский монастырь. В крестном ходе участвуют около 10 тыс. человек. В монастыре мироточили иконы, под куполом явился лик императора Николая II. В монастырь регулярно приезжают паломники из Москвы и других городов России. Для них в монастыре имеются гостиница и трапезная. В монастыре насчитывается 12 человек братии. Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь. Монастырь находится на территории Республики Карелия и пределах Санкт-Петербургской епархии. В настоящее время на территории монастыря проживает более 200 насельников. Священноигуменом обители является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. На Валааме возрождается скитская жизнь. Здесь функционируют Всехсвятский, Предтеченский, Николький, Святоостровский и другие скиты. После своего возрождения в 1989 г. обитель живет по Валаамскому уставу. Заведены строго уставные службы с валаамским древним распевом. Святынями монастыря являются мощи прп. Сергия и Германа, Антипы Валаамского и чтимый список Валаамской иконы Божией Матери. Летом Валаам посещают экскурсанты и паломники. В Валаам приезжают с экскурсионными целями во время речных круизов между Москвой и Санкт-Петербургом. Здесь на несколько часов останавливаются теплоходы. Монастырь принимает паломников только по благословению игумена и только через собственную паломническую службу. Свято-Введенская Оптина пустынь, ставропигиальный мужской монастырь. Оптина пустынь в царской России в XIX в. являлась одним из ведущих центров внутреннего паломничества. Здесь жили известные российские старцы, побеседовать с которыми приезжали русские писатели Л.Толстой, Ф.Достоевский, Н.Гоголь и многие другие. Бывали здесь и члены императорского дома Романовых. В 90-е гг. XX в. Оптина пустынь усиленно восстанавливалась. В Казанский собор Оптиной пустыни (самый большой из 6 действующих и 3 восстанавливающихся храмов обители) паломники приходят поклониться мощам прп. оптинских старцев Моисея, Антония, Исаакия I. Кирилле-Белозерский мужской монастырь расположен в городе Кириллов Вологодской области (Вологодская епархия). Это один из крупнейших монастырей России. Из его стен вышли выдающиеся представители русского монашества — Нил Сорский. Савватий Соловецкий и многие другие. В стенах монастыря находилась одна из наиболее значительных на Руси библиотек. В монастыре имеется ряд святынь, которым приезжают поклониться паломники. Это мощи Кирилла Белозерского в храме прп. Кирилла. На месте первого поселения святого поставлены каменные палатки, в которых находятся крест, поставленный иноками при поселении, и копия первой деревянной кельи прп. Кирилла. Недалеко от монастыря находится гора Маура. На месте для поселения, указанном прп. Кириллу в видении Богородицей, построена деревянная часовня и водружен поклонный крест. Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь. Этот монастырь, находящийся в Костроме (Костромская епархия), занимает особое место в истории России. Здесь в начале 1613 г. жил будущий первый царь из династии Романовых — Михаил. Территория монастыря состоит из двух участков — Старого и Нового города. Богослужения проходят в Троицком соборе (1652 г.). Святыней монастыря яаляется мощевик с частицей мощей Ипатия Гангарского. Рождества Богородицы Свято-Пафнутиев Боровский мужской монастырь. Монастырь находится в окрестностях Боровска (Калужская обл.) и принадлежит Калужской епархии. Здесь находятся три действующих храма и мощи прп. Пафнутия Боровского. Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, ставропигиальны мужской монастырь. Киево-Печерский монастырь находится Hi Украине, в Киеве, на территории Киевской епархии. Он — один и старейших на территории стран СНГ. Монастырь основан прп. Антонием, принявшим постриг на Афоне. В настоящее время на территории лавры находится резиденция Предстоятеля Украинской православной церкви, вновь открылась Духовная академия. Лавра состоит из Верхней Лавры и Нижней Лавры. Особенностью лавры является богослужебное пение. Монастырь располагает полным и годовым обиходом нотного пения. Нотное пение имеет особый склад и отличается глубокой древностью. Лаврский напев был основан на старогреческом распеве, но перерабатывался в своеобразную форму под влиянием южнославянских и киевского знаменного распевов. В Киево-Печерской лавре имеются гостиница и трапезная для приема паломников. Соборы Московского Кремля хорошо известны не только в России, но и за ее пределами. Они являются важными объектами экскурсионного показа для туристов из России и других стран. В этих храмах в отдельных случаях проводятся службы. Это относится к Успенскому собору Московского Кремля В Успенском соборе хранилась чудотворная икона Владимирской Богоматери, привезенная в Москву в 1395 г. из Владимира. В советские годы она, а также икона «Троица» Андрея Рублева стали экспонатами Третьяковской галереи в Москве. В настоящее время икона Владимирской Богоматери и список «Троицы» находятся в церкви Николы в Толмачах — домовом храме Третьяковской галереи. Сама «Троица» находится в Третьяковской галерее. В Архангельском соборе, в котором похоронены многие российские монархи допетровского времени, в 2002 г. службы проводились пять раз — 15 мая, 28 мая, 20 июля, 3 октября и 21 ноября. 28 мая — день благоверного царевича Димитрия, Угличского и Московского, мощи которого покоятся здесь же. В Благовещенском соборе служба проходит один раз в год — 7 апреля на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. В церкви Ризоположения праздник Ризоположения — 15 июля. Храм Христа Спасителя в Москве был воссоздан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1995 г. Восстановление храма прошло в довольно быстрые сроки. Сейчас в храме регулярно проводятся службы. В Успенском соборе во Владимире регулярно проводятся богослужения. Успенский собор интересен с исторической точки зрения — это один из немногих каменных соборов Северо-Восточной Руси, построенных до татаро-монгольского ига. До наших дней со значительными утратами дошли фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, выполненные в начале XV в. Успенский собор является важным объектом экскурсионного показа. На экскурсию приезжают туристы из многих стран мира и регионов России — Владимир входит в «Золотое кольцо». Церковь Покрова на Нерли (Владимирская обл.) является в первую очередь объектом привлечения экскурсантов. Службы там проводятся редко. В Софийском соборе (Новгородский кремль), древнейшем храме России (XI в.), службы проводятся регулярно. В настоящее время в новгородской Софии туристы могут увидеть немногочисленные фрагменты живописи XI в. Древнейшей сохранившейся иконой собора является икона «Петр и Павел» (XI в.). В иконостасе собора имеется ряд икон, написанных в 1341 г. греческими и сербскими иконописцами. В Соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (Вологодская обл.) сохранились росписи Дионисия и его сыновей (1502 г.). В Москве находится Покровский ставропигиальный женский монастырь. С этим монастырем связано почитание блаженной старицы Матроны Московской, жившей в XX в. В Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре (Московская обл.) прихожане и паломники совершают молитвы у мощей мученицы Татьяны. В Донском ставропигиальном мужском монастыре (Москва) находятся мощи свт. Тихона, Богоявленском кафедральном соборе (Елоховской церкви) (Москва) — мощи свт. Алексия и икона Божия Матерь Казанская. В центре Москвы находится храм свт. Григория Неокесарийского в Дербицах. В годы революции он подвергся разорению. Позже из Англии была привезена частица мощей этого почитаемого православными святого. Потенциал культурного и природного наследия, как объектов религиозного туризма безусловно велик. На территории России находятся очень много объектов поклонения. В настоящее время большое количество храмов, монастырей и т.д. возрождаются, но все же в глубинках остаются и те, к которым невозможно добраться и разместить туристов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В процессе решения поставленных автором задач он пришел к следующим выводам: 1.Россия обладает огромным культурным и природным наследием, задействованным, в том числе и в религиозном туризме. До революции 1917 года посещение святых мест было обязательным обрядом для православного христианина, на совершение которого он должен был получить благословение священнослужителя. В советские времена число паломников резко сократилось, как впрочем, и количество святых мест. Перепрофилирование множества хромов, церквей, монастырей под различные нужды сделало их недоступными для отправления религиозного культа и поклонения паломников. Немалую долю религиозных сооружений удалось сохранить в достойном виде благодаря тому, что они стали музеями и в итоге оказались вовлечены в процесс туристического освоения. Таким образом, в массовом сознании укоренилось представление о религиозных сооружениях и святынях как о музейном объекте. Лишь не так давно церкви начали возвращать ее храмы и святыни и естественно, что она стала возвращать им не только внешний облик, но и духовное содержание. 2.Множество памятников русской православной культуры , например, Троице-Сергиева Лавра, Иосифо-Волоколамский монастырь и многие другие активно использовались в туризме на протяжении многих лет и представляли собой весьма популярные маршруты как внутреннего туризма, так и международного. Поэтому и сегодня немало турфирм которые развивают туристскую детальность на религиозных объектах. В последнее время у туристов наблюдается устойчивый рост интереса к посещению монастырей. Паломники едут из всех регионов России и из-за рубежа. Целевая направленность этого интереса – не познавательный, видовой, открыточный туризм, а глубокое ознакомление с жизнью обители. 3. Как мы выяснили, у религиозного туризма существуют разновидности, которые имеют принципиальные отличия. В религиозном туризме, экскурсионной направленности туристов интересуют главным образом экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем эти туристы могут быть, а могут и не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают, а также могут быть вообще людьми нерелигиозными. Паломников же интересует непосредственное участие в религиозных культах. Социально-психологическая база паломнического туризма уже, чем религиозного. Паломники в основном исповедуют ту религию, святым местам которой они приехали поклониться. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них — вторичная, сопутствующая задача или вообще мало интересны. Таким образом, различие данных видов деятельности налицо, и возможно правильным было бы отдать паломничество в компетенцию русской православной церкви. В то же время, встает вопрос насколько сегодня русская православная церковь обладает возможностями организации путешествий паломников, то есть обеспечения их транспортом, местом проживания, питанием и вообще насколько готовы русских храмы и монастыри к приему паломников. В данном случае, выход мог бы быть найден в организации сотрудничества русской православной церкви и туристской индустрии, где процесс организации подобных путешествий уже наработан. 4. Процесс организации религиозного туризма практически ничем не отличается от организации других видов, в него входит собственно формирование самого турпродукта и здесь проявляется специфика, заключенная в данном виде туризма, определение его стоимости, а затем комплекс мероприятий по его продвижению от производителя к потребителю. 5. На наш взгляд развитие религиозного туризма в России , а если говорить по православному - паломнических поездок, позволит решить целый ряд задач, в числе которых: реализация духовно-культурного потенциала страны, повышение ее международного культурного статуса, увеличение потока "въездного международного туризма", развитие внутреннего духовно-просветительского туризма, поддержание в надлежащем состоянии памятников истории и культуры. Россия обладает значительным потенциалом развития религиозного туризма. Однако многие признают, что данный потенциал остается нереализованным. В числе причин можно назвать неразвитая инфраструктура; дефицит информации об имеющихся ресурсах и маршрутах; слабые пока еще связи между туристическими фирмами и религиозными организациями; недостаток в этой сфере квалифицированных кадров. Практически только РПЦ сегодня реально поддерживает желание многих людей побывать в том или ином святом месте, в том числе не только с паломнической, но и с информационной целью. Уникальна культурно-историческая целостность России, вобравшая в себя выдающиеся культурные ценности: памятники архитектуры, народную культуру и традиции, музыкальное и художественное искусство, историческую и этническую среду, природное окружение. Все это требует более интенсивного включения их во всероссийский и международные обмены. Разработка новых маршрутов к святыням, улучшение инфраструктуры, информированность должно послужить привлечению большего числа паломников (туристов) в нашей «живой истории». Объектами привлечения религиозных туристов являются святые места и центры религий. Поездки туда могут быть обусловлены культовыми актами, праздниками, фестивалями, проходящими в определенное время года. При международных поездках туристам следует пройти таможенные, валютные, визовые и другие формальности. На российском рынке туризма уже сформировались фирмы, занимающиеся практической организацией поездок паломников и экскурсантов и специализирующиеся на предоставлении услуг в области религиозного туризма. Возвращаясь к проблемам, поднятым на Первой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность» понятно, что в ближайшее будущее произойдут большие перемены в правовом регулировании и организации религиозного туризма и православных церковных паломнических структур. Завершая конференцию, генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата СЮ. Житенев сказал: "Возрождение паломничества - это большая общецерковная программа, рассчитанная примерно на 25-30 лет, и мы стоим у ее начала Все, кто сегодня выступал на нашей конференции, все без исключения, говорили о том, что этой программе быть» Только совместно паломнические службы и туристские организации смогут возродить, сохранить и благоустроить объекты культуры, достопримечательности, места паломничества, обустроить их и создать вокруг них должный достаток, культурную среду обитания и комфортность СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации. 2. Монастыри Русской православной церкви. Справочник-путеводитель. – М.: изд. Московской патриархии, 2001. 3. Биржаков М.Б. Правовые основные и методы регулирования паломнического туризма. «Туристские Фирмы», справочник, Вып. 30 – СПб.: ОЛБИС, 2003г. 4. Биржаков М.Б. Паломнический и религиозный туризм. «Туристские Фирмы», справочник, Вып. 14 – СПб.: ОЛБИС, 1997г. 5. Большой Глоссарий терминов международного туризма / под ред. Биржакова М.Б. и Никифорова В.И. – СПб.: «Герда», «Невский фонд». 2002. 6. Сенин В.С. Организация международного туризма. – М.: 1999 7. Биржаков М.Б. Ведение в туризм. – СПб.: 1999 8. Православные обители. Путеводитель. –М.: 1998 9. Игумен N Сокровенный Афон. – М.: «Даниловский благовестник», 2002 10. Анзер и его святыни. - «Соловецкий монастырь», 2001 11. Митрополит Вениамин На северный Афон, - М.: «Отчий дом», 2003 12. Муравьев А.Н. Путешествие по святым местам, - М.: «Книга» 1990 13. Атлас рекреационных ресурсов Подмосковья: Культурное наследие, - М., 1998 14. Орехов Д Святые места России. – СПб., 2002 15. Материалы Первой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность» Доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла «Проблемы развития современного православного паломничества». «Православный паломник», журнал, № 6, 2004г Доклад Епископа Егорьевского Марка «Православное паломничество: содержание понятий». «Православный паломник», журнал, № 6, 2004г Протоиерей М.Ялов «Православные молодежные лагеря паломнической направленности». «Православный паломник», журнал, № 1, 2005г 16. Федотова Н «Паломничество на Урал», «Православный паломник», журнал, № 6, 2004г 17. Клементьева Е «Паломничество к святыням Тверской земли». «Православный паломник», журнал, № 1, 2003г 18. Даринский А.В. «Русские православные монастыри России, как объекты туризма». Труды академии туризма. Вып. 1 – СПб: «Олбис», 1995г. 19. Любая В «Религиозность обгоняет туризм». «Туризм», журнал, № 2, 2004г 20. Монастыри – М., РИПОЛ КЛАССИК 2004г. 21. Питерим (Нечаев) Митрополит Волоколамский и Юрьевский «Культурное наследие Руси как объект паломничества» Курс лекций. – М., Фактория, 2003г. ПРИЛОЖЕНИЕ.1РЕКОМЕНДАЦИИ Первой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», 27 октября 2004 года в цеях практического содействия паломническому движению участники конференции выработали следующие рекомендации: 1. Организация паломничества. 1.1. Православное паломничество является составной частью религиозной деятельности Русской Православной Церкви. 1.2. Епархиальным управлениям, благочиниям, монастырям и церковным приходам Русской Православной Церкви необходимо постоянно проводить целенаправленную работу по дальнейшему возрождению и развитию паломничества, для чего целесообразно создавать у себя соответствующие паломнические структуры. 1.3.Просить Отдел внешних церковных связей и Епархиальные управления Московского Патриархата вести Реестр православных церковных паломнических структур, общественных и коммерческих организаций, которым благословлена паломническая деятельность. 1.4.Общественные и коммерческие организации, занимающиеся православным паломничеством, должны получать письменное благословение: - на организацию паломничества как вида деятельности - от правящего архиерея, на територии епархии которого они находятся; - на организацию паломнических поездок по Российской Федерации, в страны СНГ и Балтии - от епархиального архиерея; - на организацию паломнических поездок в страны дальнего зарубежья от Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. 1.5.В соответствии с древней православной традицией перед отправлением в паломничество верующие должны получать благословение у своих духовников или приходских священников. 1.6.Рекомендовать Епархиальным управлениям, благочиниям, монастырям и церковным приходам организовывать паломничество по Российской Федерации, в страны СНГ и Балтии, а также в дальнее зарубежье через церковные паломнические службы. 2. Содержание деятельности церковных паломнических служб. 2.1. Паломническим службам Епархиальных управлений, благочинии, монастырей и церковных приходов необходимо проявлять заботу о том, чтобы прибывающие на места паломничества богомольцы имели реальную возможность поклониться местночтимым святыням, о которых в церковных лавках желательно иметь доступную и объективную информацию. 2.2. Паломническим службам Епархиальных управлений, благочинии, монастырей и церковных приходов желательно предусматривать в местах паломничества возможность общения богомольцев с опытными священнослужителями. 2.3. Рекомендовать паломническим службам Епархиальных управлений, благочинии, монастырей и церковных приходов для паломников и детей-паломников устанавливать специальные (пониженные) тарифы на паломнические услуги: рассказ о монастыре, трапезу, проживание в паломнической гостинице и другие. 2.4. Признать недопустимым навязывание паломникам и паломническим группам вопреки их желанию каких-либо дополнительных платных услуг. 2.5. В сложных
современных условиях в пути следования и во время пребывания в местах
поклонения святыням необходимо предусматривать соответствующие меры
безопасности. Считать обязательным для организаторов паломничества проведение
бесед с паломниками |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|