реферат, рефераты скачать
 

Культурное и природное наследие России как объект религиозного туризма


Право­славное паломничество от туризма сущест­венно отличается тем, что главным для па­ломников является поклонение православной святыне, а не только осмотр исторических досто­примечательностей в храме или в том или ином монастыре. Следует отметить, что духовные потребности паломников и многовековые традиции православного богомолья, как правило, игно­рируются коммерческими фирмами. Паломники принимают ос­мысленное участие в богослужениях, прича­щаются, молятся у святых чудотворных икон и поклоняются святым мощам. Соблюсти такие высокие требования к паломнической поездке коммерческие турфирмы не могут. Православное паломничество должно является составной частью религиозной деятельности Русской Православной Церкви. РПЦ необходимо посто­янно проводить целенаправленную работу по дальнейшему возрождению и развитию палом­ничества, для чего целесообразно создавать у се­бя соответствующие паломнические структуры. Тогда как религиозный туризм,  как    разновидность светского туризма, ставит своей целью ознакомление с традициями и историей Право­славия, религиозными памятниками архитекту­ры, представляет собой составную часть позна­вательного туризма и не является паломничест­вом, так как не имеет прямого отношения к жизни Церкви.

Нужно сказать, что паломни­чество, поклонение святыням - это значимая составляющая полноценной церковной жиз­ни, поэтому его возрождение и организация являются важнейшим общецерковным делом. И это дело нужно развивать, учитывая с од­ной стороны тысячелетнюю паломническую традицию Церкви, а с другой стороны - сложившуюся современную практику органи­зации туризма.

Все шире рас­пространяется подход, соглас­но которому вся жизнь рассматривается, исходя из принципов рынка. Под это прокрустово ложе подгоняются и проявления религиозной жизни. Подобное утверждение справедливо и в отноше­нии темы паломничества. В законодательствах самых разных стран нет понятия паломниче­ства. Все перемещения, имеющие религиозную мотивацию, объявляются сферой интересов ту­ризма. А туризм в наше время все чаще рассмат­ривается через призму экономической точки зрения. Нет нужды говорить, что такой подход является разрушительным для паломничества. Очень часто приходится встречать­ся с непониманием сути паломничества. Причем это бывает не только у людей светских. Причина притяжения многих светских людей к теме па­ломничества понятна. Мотивы этого интереса коренятся в желании извлечь материальную вы­году.

Непонимание сути паломничества можно обнаружить и среди организаторов паломниче­ства, занимающихся этой деятельностью в ог­раде Церкви. Проявлением такого непонима­ния является употребление названий из мира туристского бизнеса, которые вообще не име­ют никакого отношения к теме паломничества.

К их числу относятся такие выражения как: па­ломнический тур, экскурсия по монастырю, экскурсионная служба монастыря, гид. Конеч­но, можно приехать в монастырь для поклоне­ния его святыням, а можно приехать и на экс­курсию. И ничего плохого в том, что человек приезжает в монастырь на экскурсию, нет. Хорошо, что люди интересуются храмами, мо­настырями. Но нужно понимать, что паломни­чество и туризм разные понятия, разные прояв­ления жизни. Паломничество - проявление ре­лигиозной жизни, экскурсия - проявление жиз­ни культурной. И понимая это различие, следу­ет называть вещи своими именами.




III. КУЛЬТУРНОЕ И ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ РОССИИ КАК ОБЪКТ РЕЛИГИОЗНОГО ТУРИЗМА.

На территориях современных России, Украины, Белоруссии с первых веков существования христианства возникали монастыри и храмы как центры религиозной жизни населения. Многие из них сохранились до наших дней в практически первоначальном или видоизмененном состоянии. Некоторые, например храм Хри­ста Спасителя в Москве, были в недавнее время восстановлены. В годы советской власти церковь подвергалась гонениям, боль­шинство храмов и монастырей РПЦ оказались закрытыми. Часть из них были разрушены. В уцелевших храмах и монастырях разме­щались различные хозяйственные объекты или музеи. Кое-где были организованы приюты для больных, детей-сирот, психиатрические больницы, места содержания заключен­ных. Например, на территории Спасо-Преображенского Соловец­кого монастыря в 20 — 30-е гт. XX в. существовали Соловецкий ла­герь особого назначения (СЛОН) и Соловецкая тюрьма особого назначения. В первые десятилетия советской власти духовенство подвергалось преследованиям, многие священники и монахи были репрессированы.

      Указом президента России Б.Н.Ельцина церковное иму­щество стало возвращаться РПЦ. Были переданы церкви многие монастыри и храмы, в которых начались ремонтно-восстановительные и реставрационные работы.

К сожалению, при передаче церкви культовых сооружений возник ряд конфликтов между церковью и музеями, находящи­мися на территории монастырей и храмов. Имеются различные прецеденты решения конфликтов, связанных с вопросами принад­лежности зданий и другого имущества. Проблемы разрешаются в пользу церкви или достигаются компро­миссы. Так, например, музей-заповедник, находившийся на тер­ритории Свято-Троицкой Сергиевой лавры (Московская обл.), был выведен за территорию монастыря. В Воскресенском Ново-Иеруса­лимском монастыре сотрудники музея не имеют права водить экс­курсии по отдельным храмовым зданиям. В Иосифо-Волоцком мо­настыре исторический музей, посвященный этому монастырю, был ликвидирован. На основании приведенных примеров можно ска­зать, что при возрождении монастырской жизни светская культура России в лице музейного дела понесла ощутимые потери.

Однако есть примеры мирного сосуществования монастырей и музеев на их территории. Так, Бородинский музей-заповедник и Спасо-Бородинский женский монастырь совместно владеют по­стройками монастыря, решают вопросы его посещения и т.д.

Начиная с конца 50-х годов по инициативе Отдела внешних церковных сношений Московского Патриар­хата вновь стали формироваться паломничес­кие группы. Они полностью финансирова­лись и поддерживались Отделом и были мало­численны, так что правильнее было бы назы­вать их официальными делегациями. Но в то время было важно сохранить сам феномен па­ломничества. Боль­шое значение в те времена имело для Восто­ка, в первую очередь, для Иерусалима, появ­ление русских паломников. Эти 10-15 чело­век, которые сначала только в пасхальные дни, а позже - три раза 6 год посещали Святую Землю, были как бы живой нитью, связываю­щей настоящее и прошлое. Они не давали за­быть Иерусалиму о существовании Святой Ру­си. И пусть нить эта была тонкой, она давала надежду на то, что в будущем отношения мо­гут быть развиты. Большинство из тех, кто жил тогда в России, не имели возможности посетить Святую Землю, и тем большее зна­чение имели эти паломничества для нас: по­бывшие там люди рассказывали о святых мес­тах, показывали сделанные ими фотографии. Сам впервые узнал, как выглядит Святая Зем­ля, рассматривая такие фотографии.

Когда в жизни нашей страны произошли известные перемены и люди получили воз­можность беспрепятственно выезжать за гра­ницу, паломничество стало возрождаться. В начале 90-х годов находились энтузиасты, ко­торые собирались в путь, не зная точно, куда и на чем они поедут, и где будут останавли­ваться. Были и такие, кто изъявлял желание добираться до святых мест пешком, повто­ряя подвиг паломников прошлого. Русская Православная Церковь в то время еще не обладала структурами, которые бы в полной мере могли бы содействовать разви­тию массового паломничества. Реальную орга­низацию паломнических путешествий тогда, в начале 90-х, взяли на себя многочисленные коммерческие и туристические организации. Как правило, они не имели никакого понятия о сущности паломничества, не говоря уже об опыте организации паломнических поездок. В результате между организаторами и участни­ками паломничеств часто возникали конфлик­ты, и Отделу внешних церковных связей Мос­ковского Патриархата много раз приходилось заниматься их улаживанием. Именно поэтому Священный Синод Отделу внешних церковных связей начать работу по возрождению паломничест­ва к зарубежным и российским святыням. В тот же период в ряде епархий и некоторых монастырях были созданы паломнические службы и организации, которые начали вос­создавать благочестивую традицию паломни­чества к отечественным святыням. В качестве примера приведу паломнические службы Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Одесской и Екатеринбургской епархий. А за последние годы в 11 епархиях на территории Российской Федерации созданы общеепархи­альные паломнические службы. Всего же в епархиях, при приходах и монастырях рабо­тает 88 паломнических отделов и служб, от­крыты 47 гостиниц паломнического класса и 25 странноприимных домов.[15] В качестве поло­жительного примера можно привести работу паломнических отделов Екатеринбургской и Симферопольской епархий, паломнической службы Александро-Невской Лавры. В послед­ние годы во время общецерковных торжеств, посвященных преподобному Серафиму Са­ровскому или принесению в Россию Тихвин­ской чудотворной иконе Божией Матери, ор­ганизация паломничеств была проведена на весьма высоком уровне, что помогло принять в одном месте в дни празднований десятки ты­сяч богомольцев. На базе Крутицкого подворья в Москве создан Музей путешествий и па­ломничества по святым местам. Накопленный в течение нескольких лет опыт организации паломнических поездок позволил Отделу внешних церковных связей выйти на новый уровень этой работы и со­здать в 1999 году Паломнический центр на ба­зе гостиницы "Университетская". Главной за­дачей Центра является содействие возрожде­нию православного паломничества и созда­ние церковной гостиничной сети.

В настоящее время Паломнический центр ведет работу по привлечению право­славных, проживающих за рубежом, для по­сещения российских святынь. В 2001 году стал выходить журнал "Православный палом­ник", что явилось возрождением дореволю­ционной традиции издания паломнических журналов. Открыт Интернет-сайт Паломни­ческого центра. Возрождено, хотя и не в пол­ной мере Императорское Православное Па­лестинское Общество, которое до револю­ции осуществляло организацию паломниче­ства во Святую Землю. Паломнический центр изучает историю русского православ­ного паломничества и совместно с Палестин­ским Обществом проводит научно-церков­ные конференции, семинары, круглые столы по истории и актуальным проблемам совре­менного паломничества. В ближайшее время в Паломническом центре предполагается от­крыть курсы для подготовки специалистов в сфере паломничества для епархий, монасты­рей и храмов.

Помимо официальных церковных струк­тур паломничеством занимаются православ­ные общественные организации: Междуна­родный фонд единства православных наро­дов, Международная паломническая служба "Святыни Православия", православное обще­ство "Радонеж" и другие. В настоящее время существует 29 православных общественных и некоммерческих организаций, занимающих­ся паломничеством, в основном они располо­жены в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах.

По имеющимся статистическим данным в 2004 году число паломников, выезжавших для поклонения православным святыням за гра­ницу, составило около 50 тысяч человек, с уче­том стран СНГ - более 200 тысяч. Около 2 мил­лионов человек совершили паломничество внутри страны. Поток паломников в Россию из-за рубежа резко сократился после трагичес­ких событий в США 11 сентября 2001 г. По оценкам специалистов их число не превыша­ет 15-20 тысяч человек в год.[16]

За семьсот лет на московской земле воздвигнуто более 60 обителей, но уцелели немногие. Монастырей, сохранившихся в комплексе со стенами и башнями, храмами и корпусами, службами и некрополями, и того меньше. В Свято-Данилов, Донской, Новодевичий, Рождественский, Высоко-Петровский, Сретенский, Симонов, Новоспасский, Крутицкий монастыри несколько столетий тянется вереница паломников.

В соответствии с данными справочника, в России находится 313 монастырей и 26 пустыней РПЦ.[17]

В России имеется восемь мест упокоения святых угодников, являющихся наиболее известными и посещаемыми.

1 Серафимо-Дивеевский монастырь (прп. Серафим Саровский), Нижегородская область.

2.Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь (игумен Александр) Лодейнопольского района Ленинградской области.

3.Задонский Богородицкий монастырь (свт. Тихон Задонский), Задонск, Липецкая область.

4.Часовня Блаженной Ксении (св. Ксения Петербургская),  Смоленское кладбище Санкт-Петербурга.

5.Троице-Сергиева лавра (прп. Сергий Радонежский), Сергиев Посад, Московская область.

6.Оптина пустынь (прп. Амвросий Оптинский), Козельск, Ка­лужская обл.

7.Покровский кафедральный собор (свт. Митрофан), Воронеж.

8.Иоанновский монастырь (св. Иоанн Кронштадтский), Санкт-Петербург [18]

Перед специалистами, изучающими вопросы религиозной жи­зни, в том числе проблемы религиозного туризма, возникает во­прос о принципах классификации существующих объектов РПЦ, в первую очередь монастырей и храмов. В зависимости от призна­ков классификации одни и те же объекты могут оказаться в раз­ных, даже противоположных группах. Однако различные класси­фикации культовых объектов как центров привлечения туристов-экскурсантов и паломников помогут сотрудникам турфирм в со­здании и продвижении своего продукта. Можно предложить сле­дующие классификации монастырей РПЦ: 1) по страновой принадлежности; 2) по удобству местонахождения с точки зре­ния транспортной доступности; 3) по составу несущих мона­шеские обеты; 4) по возрасту монастыря в контексте историче­ской эпохи.

Можно выделить ряд особенностей приема, размещения па­ломников и их обязанностей перед монастырем.

1.  Монастыри, принимающие паломников по предварительной договоренности или благословению настоятеля. В Троице-Сергиевой лавре паломникам необходимо иметь при себе паспорт, и они
могут прибыть в монастырь по предварительной договоренности с паломническим центром. В Соловецком монастыре за благословением на проживание следует обратиться к наместнику или благо­чинному монастыря. Приезжающим следует иметь при себе пас­порт. О приезде больших групп паломников следует договориться заблаговременно. В Валаамском монастыре паломников принимают только по благослове­нию игумена и только через собственную паломническую службу. Свято-Иоанновский ставропигиалъный женский монастырь (Санкт-Петербург) предлагает паломникам заблаговременно договориться о проживании в обители. Мужской монастырь Свято-Николо-Тихонова пустынь принимает паломников в ограниченном количестве.

2.  Монастыри: а) принимающие паломников на ограниченный срок; б) специально не обговаривающие сроки пребывания. Пафнугиев-Боровский монастырь, мужской монастырь Калужская Свя­то-Успенская Тихонова Пустынь (Калужская обл.) принимают паломников на срок до семи дней, Троице-Сергиева лавра — на сутки. Свято-Екатерининский мужской монастырь (Московская обл.) принимает однодневные паломнические группы. Им прово­дится экскурсия и предоставляется монастырская трапеза. В Рожде­ство-Богородицкий Южно-Уссурийский женский монастырь (При­морский край) приезжают группы паломников, живущих на тер­ритории приморской епархии. Часто паломники остаются в монастыре на длительный срок.

3. Монастыри: а) предоставляющие возможности проживания и (или) питания; б) не предоставляющие таких услуг. В Троице-Сергиевой лавре для паломников устраиваются бесплатные завтрак, обед и ужин в па­ломнической трапезной. Талоны на питание выдаются ежедневно в мужском странноприимном доме по предъявлении паспорта. Па­ломники без талонов обслуживаются в последнюю очередь. Даже при таком крупном монастыре, как Троице-Сергиева лавра, гос­тиницы — женский и мужской странноприимные дома — не мо­гут вместить всех желающих. Макариево-Унженский жен­ский монастырь предоставляет гостиницу для паломников. Неко­торые монастыри имеют ограниченные возможности размещения паломников и поэтому принимают их на непродолжительное вре­мя,  например, Артемиево-Веркольский мужской монастырь (Ар­хангельская обл.).

Кирилло-Белозерский мужской монастырь, известный паломни­ческий центр русского севера (Вологодская обл), не имеет мест для приема и размещения большого количества паломников. Но они могут разместиться либо в городской гостинице райцентра Кириллов, либо на находящейся рядом турбазе «Сиверская».

4. Монастыри, принимающие: а) только мужчин; б) паломников как мужского, так и женского пола. Только мужчин принимают Афонский Свято-Пантелеимонов мужской монастырь (монашеская
республика Афон, Греция), Пафнутьев-Боровский монастырь. Паломников обоих полов принимают многие монастыри Рос­сии, например Троице-Сергиева лавра, Валаамский монастырь. В Богородицком Высоцком мужском монастыре имеются мужская и женская гостиничные кельи на 20 мест каждая для паломников, прибывающих на несколько дней, при наличии паспорта. Палом­никам, прибывающим на несколько дней и больше, в монастыре настоятельно рекомендуются послушания. К примеру, в Калуж­ской Свято-Успенской Тихоновой пустыни паломники заняты стро­ительными работами.

5. Монастыри: а) взимают; б) не взимают плату за пребывание на их территории и питание. Практически все монастыри РПЦ не берут денег с паломников, предоставляя им бесплатное прожива­ние и питание  Как мы только что видели, в монастырях от па­ломников требуется выполнение работ, или послушание.

        6.Монастыри: а) предоставляющие транспорт паломникам; б) не предоставляющие транспорт. Монастыри могут предостав­лять транспорт в определенные дни недели или времена года. Это касается некоторых из отдаленных монастырей, до которых приходится добираться на «перекладных». При этом уже сложилась традиция посещения этих монастырей паломниками. Виды транс­порта, предоставляемые монастырями, могут быть различными. Например, Артемиево-Веркольский монастырь летнее время в вос­кресные дни организует переправу паломников через реку Пинега. Более распространено предоставление монастырями автобусов, которые берутся в аренду. Монастырский автобус Свято-Успенской Тихоновой пу­стыни несколько дней в неделю утром забирает паломников из Калуги, а вечером привозит обратно.

       7.Монастыри, располагающие на своей территории: а) музеи при  монастырях и библиотеки духовной литературы; б) государ­ственные музеи; в) не располагающие таковыми.

В качестве примера монастырей, имеющих на своей территории православные музеи и библиотеки, возьмем Свято-Николаевский Верхотурский мужской монастырь (Свердловская обл.). В монастыре создан церковно-православный музей и имеется библиотека более чем на 3 тыс. томов. В Свято-Даниловом монастыре также действует музей, экспозиция которого рассказывает об истории обители, о новомучениках и исповедниках российских, о традициях старчества в РПЦ. В Новодевичьем монастыре в Москве с 1934 г. по настоящее время находится филиал Государственного исторического музея.

8. Монастыри, организующие в своих стенах или под своим покровительством: а) православные гимназии, епархиальные учили­ща, общеобразовательные школы; б) детские приюты и богадель­ни; в) одновременно учреждения обеих категорий. В настоящее время происходит усиление влияния РПЦ на жизнь в российском
обществе. Возрастает число вышеназванных заведений в рамках образовательной и благотворительной деятельности церкви. Поэтому все большее число монастырей открывает такие заведения или активно участвует в их работе.  В Свято-Успенском женском монастыре (Ивановская обл.) 30 де­вочек-сирот в возрасте 6—16 лет воспитываются в монастырском приюте. Они учатся в монастырской православной женской гим­назии, имеющей государственную лицензию. В Приволжском Свя­то-Никольском женском монастыре (Ивановская обл.) имеются приют и общеобразовательная школа для девочек-сирот из небла­гополучных семей. Школа имеет государственную лицензию. В Ка­занском Девичьем женском монастыре (Калуга) в здании бывшего Духовного училища находятся православная гимназия и женское епархиальное училище. Свято-Николаевский монастырь открыл православный приют «Отрада» для детей, родители которых стра­дают алкоголизмом и наркоманией. При Свято-Духовом мужском монастыре (Волгоград) действует Царицынский православный университет прп. Сергия Радонежского. В Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре (Московская обл.) действует пра­вославный благотворительный медицинский центр, в котором сестры монастыря, являющиеся дипломированными специалис­тами, оказывают безвозмездную помощь населению. За год при­нимают до 3 тыс. пациентов.

9. В каждом монастыре имеются свои особенности проведения служб, а также их расписание.[19]

Все эти особенности следует учитывать сотрудникам турист­ских фирм, планирующих и организующих поездки по монасты­рям. Если какая-нибудь группа паломников хочет посетить ряд монастырей для молитвенного общения, следует очень вниматель­но разрабатывать маршрут, учитывая особенности каждого мона­стыря в отдельности, соотнося монастырское расписание служб со временем пребывания в пути, питания, отдыха и т.д. Если это­го не делать, то могут возникать накладки. расписанию в этот день.

По страновой принадлежности можно выделить монастыри и храмы, находящиеся:

1) на территории России;

2) на территориях республик СНГ. Как и на территории России, здесь существуют епархии РПЦ, например Киевская, Одес­ская, Харьковская, Черниговская и др. (Украина), Минская, Го­мельская, Брестская и др. (Белоруссия), Алмаатинская, Уральская (Казахстан), Ташкентская (Узбекистан, Кыргызстан, Турк­менистан);

3) на территориях стран дальнего зарубежья. Монастыри и хра­мы находятся на территориях Корсунской епархии (Франция, Ита­лия, Швейцария), Таллинской епархии (Эстония) и ряда других;

4) на двух территориях, играющих особую роль в жизни пра­вославных верующих, — Святой земле (Русская духовная мис­сия) и Афоне.

По удобству местонахождения с точки зрения транспортной до­ступности для туристов можно обозначить четыре вида монастырей.

1.  Объекты, находящиеся в крупнейших городах России и других стран (Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Киев) и их ближайших окрестностях. Например, это Свято-Троицкая-Сергиева лавра, ставропигиальный мужской монастырь (г. Сергиев Посад Московской обл.) и многие другие. Они обычно посещаются большим количеством людей, и к ним легко добраться различными видами транспорта: самолетом ли поездом (в случае прибытия туриста из другого города или страны), пригородным поездом, на автобусе, метро или пешком.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.