| |||||
МЕНЮ
| Лексико-фразеологические библейские реминисценции в поэзии А. БлокаЛексико-фразеологические библейские реминисценции в поэзии А. БлокаМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И МЕТОДИКИ ЕГО ПРЕПОДАВАНИЯ ЛЕКСИКО–ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ БИБЛЕЙСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В ПОЭЗИИ А.БЛОКА ДИПЛОМНАЯ РАБОТА Выполнила: студентка 5 курса историко-филологического факультета отделения русского языка и литературы Шорсткина Н.С. ________________ Научный руководитель: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Назарова Т.В. _______________ Допущена к защите в ГАК ______________ Зав. кафедрой: кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Слыхова З.И. ______ Работа защищена «____» ______________2000 г. Оценка_______________ Председатель ГАК _______________ БЛАГОВЕЩЕНСК 2000 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3 ГЛАВА I. Обзор исследований о фразеологических библеизмах в русском языке 1. Понятие библеизма. Фразеологический библеизм. Реминисценции. Аллюзии. ……………………………………………….5 2. Место библеизмов в современном русском языке…………………….7 3. Роль библеизмов в творчестве писателей…………………………….11 4. Место библеизмов в лирике А.Блока………………………………....13 1. Цитатные библейские выражения в лирике А.Блока……………… 16 2. Индивидуально-авторские преобразования фразеологизмов библейского происхождения в текстах А.Блока Фразеологические реминисценции и аллюзии……………………… 19 3. Нефразеологические ситуативные библеизмы в произведениях А.Блока………………………………………………………………... 31 Выводы………………………………………………………………… 38 2. Отвлеченная сакральная лексика в лирике А.Блока……………….. 41 3. Слова, обозначающие предметы культа и обряды…………………. 46 4. Пласт библейских топонимов, антропонимов в произведениях А.Блока…………………………………………… 52 Выводы……………………………………………………………… 55 ГЛАВА IV. Функции лексико-фразеологических библеизмов в лирике А.Блока. ……………………………………………………………. 56 1. Библеизмы как средство создания высокого стиля………………… 56 2. Библеизмы как средство отражения философско-религиозных взглядов А.Блока ……………………………………………………... 59 3. Идейно-художественная роль библеизмов в лирике А.Блока …….. 64 4. Библеизмы как средство сатиры …………………………………….. 65 5. Композиционная роль библеизмов…………………………………... 66 Выводы………………………………………………………………… 66 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………. 69 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВВЕДЕНИЕ Творчество Александра Блока — одно из наиболее значительных явлений русской поэзии. Его стихи продолжают лучшие традиции поэзии XIX века — философская глубина содержания, лиризм и гражданственность, предельная отточенность формы содержат немало новаторских черт. Благодаря этому его творчество является практически неисчерпаемым для литературоведческих и лингвистических исследований. Действительно, поэзии Блока посвящено немало научных работ как биографического, так и исследовательского характера; достаточно полно изучены его поэтика, творческая эволюция, развитие отдельных мотивов в творчестве. Вместе с тем мировоззрение Блока и его отражение в произведениях освещены все еще недостаточно. Связано это с односторонним подходом большинства исследователей: при глубочайшем изучении гражданских и биографических мотивов практически без внимания оставались философские и религиозно-мифологические взгляды поэта. Причина состоит в существовавшем долгое время негласном запрете на религию и идеалистические философские учения, составляющие основу мировоззрения Блока. В настоящее время определились две новые тенденции науке: 1. Переоценка существовавших в советское время суждений о литературных произведениях. 2. Установление культурологических связей художественных произведений с мифологией, философией, религией, произведениями других авторов, причем сопоставления делаются подчас совершенно неожиданные. Основной целью данной работы является рассмотреть, в каких библейских
образах нашли отражение философско-религиозные взгляды в поэзии А.Блока. Проследить воплощение религиозных образов и мотивов в языке Блока и проанализировать функционирование используемых для этого языковых средств в стихах – одна из основных задач исследования. Основным направлением работы является непосредственный анализ художественных произведений Блока, как их содержательной, так и формальной стороны. При анализе лексико-фразеологических средств, используемых поэтом для художественного воплощения своих взглядов, предпочтение отдается формальной стороне вопроса. Конечным итогом работы должно стать целостное описание языковых средств, используемых А.Блоком для выражения своих философско – религиозных взглядов. Работа состоит из четырех глав. В первой главе рассматривается роль
библеизмов в современном русском языке и их влияние на творчество
писателей. Глава вторая посвящена анализу реминисценций в лирике А.Блока. Материал дипломной работы и ее задачи определяют применение традиционных методов лингвостилистического анализа: метод лингвистического описания, включающий в себя наблюдение, интерпретацию, и классификацию языкового материала; структурно – семантический метод, который предполагает выявление комбинаторных приращений смысла в тексте. Практическая значимость работы заключается в том, что материал исследования может быть использован на уроках «Русской словесности» в старших классах. ГЛАВА 1. Обзор исследований о фразеологических библеизмах в русском языке. §1. Понятие библеизма. Фразеологический библеизм. Реминисценции. Аллюзии. Дипломная работа посвящена библейским реминисценциям в лирике А.Блока. В журнале «Русская словесность» публиковались статьи для словаря В последние годы появился ряд статей, посвященных церковно-славянской
лексике, а также статьи о Библии как источнике фразеологии: В.П.Вомперский В дипломной работе исследуются библейские реминисценции в лирике Близким к понятию реминисценция является понятие аллюзия. «Аллюзия – в художественной, ораторской и разговорной речи – одна из стилистических фигур, намек на реальный политический, исторический или литературный факт, который предполагается общеизвестным» (4. 20). Так как объектом наблюдения в работе будут фразеологизмы, то необходимо определить их основные признаки. В современном русском языке до сих пор нет единого мнения о том, что такое фразеологизм, фразеологическая единица, следовательно, нет и единства взглядов на то, каков состав таких единиц в языке. Рассмотрим несколько определений фразеологизмов. В «Словаре-
справочнике лингвистических терминов» находим следующее определение: Н.М.Шанский так определяет термин «фразеологический оборот». И.А.Федосов под фразеологизмами понимает следующее: «Фразеологическая единица – это устойчивое лексико-семантическое единство, внешне напоминающее словосочетание или предложение, обладающее воспроизводимостью, целостным, обычно переносным значением и выполняющее, как правило, изобразительно-оценочную функцию» (16. 25). Из приведенных определений видно, что объем и значение фразеологизмов разными учеными понимается по-разному. Одни языковеды на первое место ставят лексическую неделимость фразеологизмов. Для Н.М.Шанского главную роль играет воспроизводимость фразеологических единиц. В дипломной работе будем отталкиваться от определения, данного Н.М.Шанским, как так оно, на наш взгляд, вскрывает самую существенную черту фразеологизмов как готовых, воспроизводимых составных единиц, степень семантической целостности и лексической неделимости которых может быть различной. В работе будут использоваться также следующие понятия: цитата, крылатые слова, афоризм. «Цитата – дословная выдержка из какого-либо текста или в точности приводимые чьи-либо слова» (3. 385). «Крылатые слова – это устойчивые выражения, вошедшие в язык из определенного литературного или исторического источника (меткие изречения выдающихся общественных деятелей, цитаты из произведений художественной литературы и т.д.) и получившие широкое распространение благодаря своей выразительности» (3. 115). «Афоризм – лаконичное, отточенное по форме выражение, отражающее обобщенную мысль изречения» (3. 271). §2. Место библеизмов в современном русском языке. Объект дипломной работы – лексические и фразеологические библеизмы в лирике А.Блока, поэтому следует рассмотреть понятие “библеизм” и остановиться на проблеме влияния Библии на фонд номинативно-экспрессивных единиц общенародного языка и роли Библии как одного из источников изобразительно-выразительных средств в художественной литературе. Библия – общий элемент культуры разноязычных обществ. Под Библией
понимается, говоря богословским языком, письменное откровение Божие людям. Библия состоит из двух больших частей. В первую часть вошли книги,
которые были составлены до Рождества Христова, их совокупность называется Современный русский язык, подобно другим языкам христианских народов, испытал на себе влияние языка Библии. Отдельные слова современного русского языка, которые или непосредственно заимствованы из Библии (ад, рай, ангел и др.) или подверглись семантическому воздействию библейских текстов, - называются библеизмами. Наряду с отдельными словами, библеизмами называются устойчивые словосочетания, а также целые выражения и даже фразы, восходящие к текстам Библии. Среди слов-библеизмов можно выделить два разряда. Один составляют нарицательные имена: икона, лавр, аминь, душа, диавол. Другой пласт образует обширная группа собственных мужских и женских имен, которые в настоящие время входят в основное ядро современной русской канонической антропонимики: Иван, Павел, Матвей, Петр, Мария, Анна. Как было сказано выше, к Библии восходит целый ряд фразеологических оборотов, самых разных по значению и структуре. Среди них по лексическому составу и грамматике можно выделить две группы, различные в функционально- стилистическом отношении – обиходные, стилистически нейтральные и книжные, архаические, редкого употребления. Первую группу составляют фразеологизмы, не имеющие в своем составе ничего «несовременного и нерусского»: бросить камень, корень зла, голову приклонить, соль земли, не пошевелить пальцем и т.д. Вторая группа состоит из фразеологических оборотов, в которых содержится либо словесная, либо грамматическая «особинка» в виде устаревших слов, морфологических форм или библейских имен собственных: мир дому сему, да минует меня чаша сия, Иов многострадальный, притча во языцах, кесарево кесарю, глас вопиющего в пустыне. В каждом языке проявляется своеобразное соотношение между фразеологией и текстом Библии. В работе В.Г.Гака «Особенности библейских фразеологизмов в русском
языке» рассматривается соотношение между фразеологизмами и текстом Библии. 1. С точки зрения соотношения с текстом Библии фразеологизмы делятся на две группы: цитатные (контекстуальные) и ситуативные. В первом случае фразеологическая единица представляет элемент текста, иной раз несколько измененный, например, выражение «камень преткновения» встречается в Библии дважды. Во втором случае выражение в соответствующей форме в Библии отсутствует, но оно репрезентирует определенную ситуацию, описание которой в Священном Писании может занимать даже несколько глав. Выражение «Ноев ковчег» не встречается в Ветхом Завете, оно резюмирует ситуацию, описанную в шестой и седьмой главах Бытия. Контекстуальные библейские фразеологизмы могут подвергаться различным трансформациям количественного порядка (усечения и добавления) или качественного (замена слов и грамматических форм). 2. В.Г.Гак допускает членение библеизмов по степени их связи с Библией и выделяет первичные и вторичные библейские фразеологизмы. Первичные фразеологизмы непосредственно отражают библейский текст или ситуацию, к ним относится подавляющее большинство библейских фразеологизмов. Вторичные библеизмы лишь отдаленно связываются с текстом Библии. 3. Библейские фразеологизмы могут быть непосредственными и
опосредованными. Первые восходят непосредственно к Библии, на вторых лежит
печать заимствования из других языков или печать отдельных авторов. Включение фразеологизмов (в том числе и восходящих к Библии) в поэтический текст, как правило, сопряжено с теми или иными изменениями. Языковед М.А.Бакина в книге «Языковые процессы в современной русской
поэзии» дает описание фразеологических единиц в поэтических текстах. 1.Фразеологизмы, использующиеся как готовые экспрессивно- стилистические единицы: а) фразеологизмы, используемые в стихотворном тексте с присущим им значением, в исходной форме; б) фразеологизмы, получающие усиление экспрессивно-стилистичес-кого звучания под влиянием контекста; в) фразеологизмы, изменяющие экспрессивно-стилистическую окрашенность под влиянием контекста; г) фразеологизмы, претерпевающие структурно-грамматические изменения в контексте стихотворения. 2. Структурно-семантические преобразования фразеологических единиц в стихотворных произведениях: а) контекстуальное расширение границ фразеологизма; б) замена одного или двух компонентов фразеологизма общеязыковыми или контекстуальными синонимами; в) замена компонента фразеологизма, осложненная расширением его состава; г) расширение лексико-синтаксической сочетаемости устойчивых сочетаний и фразеологически связанных слов; д) замена компонента устойчивого сочетания, приводящая к изменениям в его значении. 3. Семантическое обыгрывание фразеологических единиц в тексте стихотворения: а) буквальное употребление сочетаний, которые вне контекста осознаются как фразеологизмы; б) столкновение в одном контексте фразеологически связанного и свободного сочетаний; в) использование «осколков» фразеологизма в тексте стихотворения, то есть введение в текст не всего фразеологизма, а лишь некоторых его компонентов (18. 194-260). Приемы использования фразеологических единиц в стихотворных текстах, выделенные М.А.Бакиной, в известной мере являются универсальными и могут быть приложены к поэзии А.Блока. Рядом с понятием «библейский фразеологизм» стоит понятие сакральной лексики. Слово «сакральный» (восходит к латинскому sacer) обозначает священный, относящийся к религиозному культу и ритуалу, обрядовый. (5. 451) Сакральную лексику можно разделить на две большие группы: 1) лексика, восходящая непосредственно к библейским текстам (ад, рай, ангел, алтарь, риза и т.д.); 2) слова, не встречающиеся в Священном Писании, но имеющие отношение к религии и церкви (клобук, прихожане, миряне, орарь и т.д.) В первой группе можно выделить следующие ряды слов. 1. Имена, восходящие к Библии. В современном русском языке библейские имена входят в основное ядро антропонимики: Марк, Павел, Анна и т.д.; 2. Церковные праздники, часть из которых восходит непосредственно к библии (Пасха, Рождество, Крещение, Воскресение), а часть праздников появилась в ходе развития культа церкви (Успение, Благовещение, Троица); 3. Обширный ряд составляют слова, обозначающие предметы культа и обряды. а) церковные принадлежности (ладан, мира, алтарь и т.д.); б) церковные помещения (алтарь, храм, церковь и т.д.); в) церковные одежды (ряса, саван, риза). г) церковные обряды (молитва, причастие, эпитафия и т.д.). 4. Слова, обозначающие ангелов и их разновидности. Все ангельские чины и имена восходят к Библии (ангел, архангел, серафим, херувим, Рафаил и т.д.); 5. Отвлеченные имена существительные (душа, грех, благодать, спасение и т.д.). Приведенная выше классификация условна. Ее можно расширить или сузить, но для данной работы она является основной, на ее основе ведется отбор лексических средств в лирике А.Блока. Выше говорилось о том, что библеизмы прочно вошли в наш язык, они
продолжают широко и свободно использоваться в настоящее время. На одну из
причин живучести этих языковых единиц указал А.М.Селищев: «Употребление |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|