| |||||
МЕНЮ
| Лексико-фразеологические библейские реминисценции в поэзии А. Блокаp> И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист - Душа не избежит невидимого тленья Поэт убежден в том, что душа постепенно, незаметно сгорает. Слово
невидимый обозначает: «недоступный зрению, незаметный» (с 402), а тлеть, то
есть гореть без пламени, еле поддерживать собой горение. В стихотворении Миры летят, года летят. Пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз. А ты, душа, усталая, глухая, О счастии твердишь который раз. Поэт «оживляет» душу, наделяет ее человеческими качествами. Эпитеты В стихотворении «Дух пряный марта был в лунном круге» есть строки: То душа, на последний путь вступая, Безумно плачет о прошлых снах. В данном случае под оборотом «душа, на последний путь, вступая»
следует понимать «процесс приготовления к смерти», так как обычно под Усиление катастрофичности в стихотворениях связано с употреблением оборотов, в которые включены слова, обозначающие темные силы: дьявол, демон. Приведем несколько примеров: Ночи зимние бросят, быть может, Нас в безумный дьявольский бал, И меня, наконец, уничтожит Твой разящий взор, твой кинжал (В эти желтые дни меж домами) И тихая тоска сожмет так нежно горло: Ни охнуть, ни вздохнуть, Как будто ночь на все проклятие простерла, Сам дьявол сел на грудь. («Весь день – как день, трудов исполнен малых») И так давно постыли люди, Уныло ждущие Христа… Лишь дьявола они находят… Их лишь к отчаянью приводят Извечно ждущие уста. Я гляжу на тебя. Каждый демон во мне Притаился, глядит. Каждый демон в тебе сторожит, Притаясь в грозовой тишине… И вздымается жадная грудь… Этих демонов страшных вспугнуть? Нет! Глаза отвратить, и не сметь, и не сметь В эту страшную пропасть глядеть! («Я гляжу на тебя. Каждый демон во мне») Обороты, в состав которых входят слова «демон», «дьявол» усиливают в стихотворениях ощущение приближающегося «возмездия». Итак, многие библейские обороты в лирике Блока связаны с отражением его мировоззрения, что позволяет нам выделить философско-мировоззренческую функцию библеизмов в лирике А.Блока. §3. Идейно – художественная роль библеизмов в лирике А.Блока. Остановимся еще на одной функции библеизмов – идейно-художественной. В стихотворении «Странных и новых ищу на страницах» возникает образ Белая Ты, в глубинах несмутима В жизни – строга и гневна, Тайно тревожна и тайно любима, Дева, Заря, Купина Блещут ланиты у дев златокудрых, Зори не вечны, как сны. Терны венчают смиренных и мудрых Белым огнем Купины Купина выступает как высшее воплощение вечной женственности в ряду ее ипостасей: земное (Дева), космическое (Заря) и сакральное. Градация первой строфы объясняется во второй строфе: два первых воплощения эфемерны, и лишь последнее неизменно, наиболее соответствует сути божества. Через Купину Бог несет себя людям. §4. Библеизмы как средство сатиры. У А.Блока библеизмы могут выступать и как средство иронии. Такая функция библеизмов встречается нечасто. В цикле «Жизнь моего приятеля» библейские выражения в контексте стихотворений начинают выступать, как средство сатиры. В четвертом стихотворении «Когда невзначай в воскресенье» читаем: Когда невзначай в воскресенье Он душу свою потерял, В сыскное не шел отделенье, Свидетеля он не искал А было их, впрочем, не мало: Дворовый щенок голосил, В воротах старуха стояла, И дворник на чай попросил. В Библии есть отрывок, в котором говорится о потерянной душе. В В этом же цикле есть стихотворение «Все свершилось по писаньям», в котором образ ада дан в сатирической форме: Был в чаду, не чая чада, Утешался мукой ада, Перечислил – все слова, Но – болела голова. Первая строчка четверостишья – каламбур, основанный на употреблении
слов близких по звучанию, но разных по значению. «Чаять – (устар., прост.)
ожидать, надеяться на что-нибудь». «Чад – о чем-нибудь одурманивающем,
затемняющем сознание (книж.)». Близкие по звучанию слова имеют не только
разные значения, но и разную стилистическую окраску. Во второй строфе
употреблено, казалось бы высокое выражение «муки ада», но соседство слова §5. Композиционная роль библеизмов. Под композиционной функцией понимается роль библейских эпиграфов в лирике А.Блока. В сборнике стихотворений встретилось два эпиграфа, соотносящихся с библейским текстом. Первый эпиграф к стихотворению « Я, отрок, зажигаю свечи» Имеющий невесту есть жених а друг жениха, стоящий и внимающий ему радостью радуется, слыша голос жениха ( от Иоанна; 3:29) Второй эпиграф предпослан стихотворению « Верю в Солнце Завета»: И Дух и Невеста говорят: приди. (Апокалипсис) В обоих случаях эпиграфы являются элементами композиции и служат для пояснения основной идеи произведения. В стихотворении « Я, отрок, зажигаю свечи» слова, взятые из Евангелия от Иоанна, точно передают идею самого стихотворения. В стихотворении речь идет о неком лирическом герое, который со стороны наблюдает за счастьем любимой женщины, и герой стихотворения радуется счастью жениха и его невесты. Стихотворение «Верю в Солнце Завета» начинается эпиграфом из Верю в Солнце Завета, Вижу зори в дали, Жду вселенского света, От весенней земли. Библейские эпиграфы, как композиционный прием выполняют роль экспозиции перед основным текстом, и представляют собой разъяснения для прочтения текста стихотворения. Выводы Исследование художественно – изобразительной роли библеизмов в лирике ЗАКЛЮЧЕНИЕ Предложенный в работе анализ библейских реминисценций и их функций в лирике А.Блока не является исчерпывающим. В одной работе не представляется возможным охватить все преломления библеизмов в творчестве поэта, однако основные закономерности в ходе работы были выявлены. Во-первых, мы установили, что интерес Блока к христианской религии не был явлением эпизодическим, поэтому мотивы и образы, заимствованные из Библии появляются в лирике Блока постоянно, независимо от периода его творчества. Во-вторых, использование Блоком библейской лексики и фразеологии свидетельствует о прекрасном знании христианской религии, как учения, так и обрядовой стороны. Объем привлекаемых поэтом материалов, свидетельствует о прекрасном знании церковных источников. В-третьих, проведенное исследование показывает, что библеизмы
органично вплетаются в ткань повествования и служат для реализации
конкретных идейно – художественных задач. Так, в произведениях А.Блока
появляются индивидуальные образы – мифологемы (Вечная Женственность – В-четвертых, анализ фразеологических единиц показывает, что большинство оборотов претерпело существенные изменения в контексте стихотворений. Фразеологические сочетания в авторском тексте приобретают окказиональное значение, и, включенные в необычные для них сочетания, становятся источником экспрессивно – стилистической выразительности. В-пятых, ряд библеизмов, в соответствии с символистскими взглядами поэта, в его поэзии получают осмысление как символы. «Блоковская Библия» обладает особым эстетическим кодом, без знания которого ускользает адекватное понимание его поэзии. Исследование показывает, что поэт, при изображении своих представлений в художественной форме, использует традиционные средства и приемы их введения в текст. В лирике Блока практически не встречается неологизмов, экспериментов с грамматическим строем языка, но все обороты, закрепленные в практике поэтического языка поэта, наполняются символическим смыслом. Наше исследование не ставило целью выявление всех особенностей и подробностей, связанных с употреблением библеизмов в лирике А.Блока, здесь были обозначены только основные направления анализа, которые могут быть расширены в других работах. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСТОЧНИКИ
1993 СЛОВАРИ И СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
1987 Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. – М.: Современник, 1996.
Азбуковник, 1999.
Энцикл., 1993.
1994. 6. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии: Историко- этимологический справочник. – Санкт-Петербург: Фолио-Пресс, 1998. Дрофа, 1997. ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. – М., 1985.
1970. Некрасова Е.А., Бакина М.А. Языковые процессы в современной русской поэзии. М.: Наука, 1982. ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА. Максимов Д.Е. Поэзия и проза Александра Блока. – Л.: Советский писатель, 1975.
V ЖУРНАЛЬНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ. Матвеева Н.П. Библеизмы в русской словесности // Русская словесность, 1993. - №2 – 5; 1994. - №1 – 6; 1995. – № 1 – 2.
Русский язык в школе. – 1994. - №4. - С.45 – 50.
№6.
№1. – С.90 – 98.
1992. - №10 – 12.
М.Е.Салтыкова-Щедрина // Русская литература. – 1985. - №4.
Русская речь. – 1976. - №4. – С.42 – 48. Кочедыков Л.Г., Жильцова Л.В. Краткий словарь библейских фразеологизмов // Лингвистика. – 1996 – 1997 г.г. 25. Вомперский В.П. Возвращение к истокам // Русская речь. – 1991.– №2. Филологические науки. – 1990. – №6. – С. 3-10. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ БИБЛЕЙСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ А.БЛОКА В КУРСЕ «РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ» В настоящее время существует несколько программ по русскому языку для старших классов. Современные исследования показывают, что языковой анализ художественного произведения, внимание к его речевому оформлению способствуют более глубокому проникновению в содержание текста. Лингвистами и психологами установлены также основные закономерности проникновения в художественный текст: от непосредственного словарного содержания речи к ее внутреннему смыслу, к ее подлинной, неразрывно связанной с речевым оформлением семантике. Этот путь, в процессе которого осознаются и формулируются непосредственные эмоциональные впечатления, требует глубокого и подробного анализа текста. Указанные закономерности восприятия образности и выразительности художественных текстов являются методологической основой для одной из форм работы над художественным произведением - уроков словесности, где достигается целостность восприятия текста путем изучения его как явления словесного искусства. Подобные уроки позволяют исследовать художественную литературу как языковой феномен, не входящий ни в одну из функционально-стилистических разновидностей русского литературного языка, а образующий особую поэтическую речь, при помощи которой решаются определенные эстетические и смысловые задачи. Объединение уроков словесности в единую систему, образует курс Познакомить учащихся с историко-литературным процессом в России в контексте взаимного диалога словесно-образных культур; Представить литературу в сранительно-историческом и диахроническом аспектах произведения, текстуально наиболее яркими в художественном отношении; Использовать как можно полнее работающий на развитие и воспитание различный стимулятивно-мотивационный материал, добытый этнокультуроведением, учебным моно-, би- и полилингвальным описанием русского языка в учебных целях и сопоставительно-типологическим изучением художественной литературы; Научить учащихся филологическому анализу художественных произведений. В соответствии с этими целями изучение творчества А.Блока в курсе уроков словесности может вестись в двух аспектах: 1. В качестве материала к анализу лексико-фразеологических средств выразительности речи и наблюдения над звуковыми и грамматическими средствами образности русского языка. Использование отрывков из произведений Блока может служить яркой иллюстрацией к следующим темам: - роль лексического повтора в художественном тексте; - использование синонимов и антонимов в стилистических фигурах речи - многозначность слова и его индивидуально-авторские значения; - трансформации и роль фразеологизмов в поэтическом тексте; - звукопись как средство выражения глубинного содержания произведения; - рифма и ее значение; - слова-символы в поэтическом тексте; - изобразительные возможности средств письма (графики и пунктуации). Как видно из этого перечисления, поэзия Блока может быть использована на протяжении практически всего курса "Русская словесность", поэтому в классе с углубленным изучением гуманитарных дисциплин на его основе может быть создан отдельный спецкурс или факультатив по поэзии. Посвященный только изучению творчества Блока, этот курс может быть интегрирован с курсом истории мировой культуры, и в таком случае будет актуализировано философское и мифологическое начало в его поэзии, проведены культурологические связи. Если одной из целей спецкурса будет обозначено рассмотрение литературного процесса в его историческом развитии, то название можно сформулировать как "Русская поэзия Серебряного века". Основным требованием к построению таких курсов остается целостность изучения произведений в единстве их формы и содержания, анализ средств выразительности не должен стать самоцелью, а остаться средством проникновения в глубинный смысл произведения. 2. Использование произведений Блока для многоаспектного лингвостилистического анализа. Этот способ работы над литературным произведением является более высокой ступенью, так как направлен на восприятие всего произведения, всех используемых в нем средств выразительности в их взаимодействии и позволяет уловить все оттенки смысла. Используемые в курсе "Русская словесность" методы и приемы призваны сформировать у учащихся коммуникативную, языковую, филологическую и эстетическую компетенцию, читательскую активность. Поэтому предпочтение следует отдать эвристическим методам, самостоятельной работе учеников над текстом по предложенному плану, что позволяет не только осмыслить текст в его художественной целостности, но и сформировать собственное мнение каждого ученика и навыки самостоятельной работы над художественным произведением. В качестве примеров используемых в курсе заданий можно привести следующие. Упражнение 1. Определите за счет чего в стихотворениях создается эффект комического. Перед анализом стихотворения «Когда невзначай в воскресенье» учителю следует зачитать учащимся отрывок из Евангелия от Матфея (10: 38-39), в котором говориться о потерянной душе: «И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее». После прочтения библейского отрывка учащиеся должны сказать, что в Библии под «потерянной душой» понимается грешник, не принявший учения Христа. При дальнейшем анализе старшеклассники должны прийти к выводу, что в стихотворении Блока душа выступает не как сверхъестественное, нематериальное, бессмертное начало в человеке, а как предмет, который можно потерять, а потом найти, что подтверждается употреблением слов «в сыскное не пошел отделенье». Учащиеся должны заметить, что снижению высокого образа способствует употребление просторечных слов «невзначай» и «голосить». С помощью учителя ребята должны сделать общий вывод: употребление библеизма в несвойственном ему контексте и в несвойственном значении приводит к тому, что библеизм воспринимается как гротескный образ. Анализируя стихотворение «Все свершилось по писаньям» учащиеся должны
заметить, что первая строчка четверостишья – каламбур, основанный на
употреблении слов близких по звучанию, но разных по значению. Анализируя
вторую строку, старшеклассники должны сказать, что высокое выражение «муки
ада» стоит рядом со словом «утешаться», что приводит к разрушению образа. Цель упражнения – во-первых, сформировать у учащихся навыки стилистического анализа; во-вторых, научить старшеклассников вчитываться в текст, видеть в написанном скрытый смысл. Упражнение 2. Попытайтесь определить значение библейских фразеологизмов «нести свой крест» «труба Архангела» в контексте стихотворения А.Блока. Сверьте свое толкование со значением, данным в словаре. 1. В избушке мать над сыном тужит: «На хлеба, на, на грудь, соси, Расти, покорствуй, крест неси». («Коршун») 2. Лучи метнулись заревые И трубный ангел в высоте. («Когда я прозревал впервые») При рассмотрении библеизма «нести свой крест» в контексте
стихотворения «С ней уходил я в море» из цикла «Венеция» старшеклассники
столкнутся с проблемой толкования блоковской строки «Христос, уставший
крест нести», так как ее смысл каждым учеником может быть понят по-своему,
то есть на уроке возникает проблемная ситуация, выйти из которой помогает
учитель. Учитель подводит ребят к выводу, что выражение Блока «Христос,
уставший крест неси» не может быть истолковано однозначно. Основываясь на
библейском тексте, его можно рассматривать в прямом значении – Иисус Анализируя стихотворение «Когда я прозревал впервые» учащиеся должны сказать, что библеизм «трубный ангел» символизирует грозное предзнаменование. Цель упражнения – научить учащихся пользоваться фразеологическими словарями; развить навыки самостоятельного толкования фразеологических оборотов. Упражнение 3. Какие библейские легенды отразились в стихотворениях «Был вечер
поздний и багровый…», «Холодный ветер от лагуны…», «Девушка из Spoleto». После прочтения стихотворения «Холодный ветер от лагуны…» учащиеся должны сказать, что в стихотворении поэт по-своему интерпретирует библейский рассказ о танцовщице Саломее, которая потребовала в награду за исполненный танец голову Иоанна Крестителя. Учитель может зачитать библейскую легенду, и поговорить с учащимися о том какие изменения произошли с библейским рассказом в контексте стихотворения. Анализируя стихотворение «Был вечер поздний а багровый…» старшеклассники вспоминают легенду о рождении Иисуса Христа, описанную во всех Евангелиях. Учитель может попросить учащихся выписать в тетрадь ключевые фразы, по которым угадывается связь с Библией. Цель упражнения – развивать у учащихся ассоциативное мышление; научить видеть отличия между исходным текстом и текстом стихотворения. Упражнение 4. Найдите в примерах антитезу, объясните ее назначение: Как первый человек, божественным сгорая, Хочу вернуть навек на синий берег рая Тебя, убив всю ложь и уничтожив ад… Но ты меня зовешь! Твой ядовитый взгляд Иной пророчит рай! – Я уступаю, зная, Что твой змеиный рай – бездонной скуки ад. («О, нет! Я на хочу, чтоб пали мы с тобой…») Здесь ресторан, как храмы, светел, И храм открыт, как ресторан. («Ты смотришь в очи ясным зорям…») При анализе стихотворения «О, нет! Я не хочу, чтоб пали мы с тобой…» учащиеся должны прийти к выводу, что в стихотворении Блока рай перестает символизировать место, где души праведников ведут блаженное существование, для поэта ад и рай – синонимы, в сознании поэта эти понятия стоят рядом. В стихотворении «Ты смотришь в очи ясным зорям… » учащиеся находят
антитезу храм – ресторан, но учитель должен повести беседу таким образом,
чтобы старшеклассники поняли, что у Блока понятия храм и ресторан не
противопоставляются. В стихотворении слово «ресторан» имеет значение – Цель упражнения – показать, что в контексте стихотворения границы между антонимами могут стираться и тогда они начинают выступать как авторские синонимы. Упражнение 5. В стихотворениях: «Ты в комнате один сидишь…», «Поединок», «Угар», Из предложенных стихотворений учащиеся должны выписать следующие обороты: И в полях гуляет смерть – Снеговой трубач. («И опять снега…») Ангел, Мученик, Посланец Поднял звонкую трубу. («Поединок») Лучи метнулись заревые И трубный ангел в высоте. («Когда я прозревал впервые…») Утешься: ветер за окном – То трубы смерти близкой. («Ты в комнате один сидишь…») Нити дьявольской Судьбы, Звуки ангельской трубы. («Угар») Учитель может предложить учащимся разграничить библеизмы с точки
зрения их приближенности к фразеологизму «трубы Архангела» Цель упражнения – научить видеть за авторскими оборотами «осколки» библейских фразеологизмов. Упражнение 6. Попытайтесь определить источники происхождения фразеологических единиц. При подборе материала для данного упражнения учитель может воспользоваться фразеологическим словарем. В состав упражнения могут быть включены фразеологизмы библейского происхождения; фразеологизмы, возникшие на основе поэтических текстов и др. После того как учащиеся самостоятельно определят источник происхождения фразеологизма, учитель должен предложить старшеклассникам обратиться к словарю, чтобы проверить насколько правильно был определен источник происхождения фразеологизма. Предлагаемое упражнение нацелено на то, чтобы сформировать у учащихся языковую интуицию. Такой вид задания требует от учащихся определенного уровня знаний и может стать итоговым в изучении фразеологии. Предлагаемые виды заданий не исчерпывают полностью возможности фразеологии. Для учителя, творчески подходящего к процессу обучения, предлагаемые упражнения будут являться только одним из направлений, которому можно следовать при изучении фразеологии. |Библейские цитаты |Фразеологические |Индивидуально – |Библейские |Библейские аллюзии | ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СЛОВАРЬ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ БИБЛЕИЗМОВ, ИССЛЕДОВАННЫХ В РАБОТЕ |Библейские фразеологизмы |Интерпретация фразеологизмов | |Терновый венец – символ страдания; |Терны венчают смиренных и мудрых. |
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|