реферат, рефераты скачать
 

Организация учета и контроля в технологическом управлении фондами библиотек (на примере муниципальных библиотек Кировской области)


Прежде всего, нас интересовал вопрос, касающийся системы учета документов БФ. Мы хотели уточнить, на каких уровнях производиться учет фонда в муниципальных библиотеках. В результате были получены следующие ответы: 28 человек (93%) считают, что на общем государственном, 18 респондентов (60 %) ответили, что на внутрибиблиотечном, 2 опрошенных (7%) склоняются к мнению, что на специализированном уровне. 26 человек (87 %) , считают, что система учета документов включает суммарный и финансовый уровень. Результаты представлены в виде гистограммы (рис. 1).

Рис. 1


Ответы на данный вопрос показали, что только 53 % опрошенных ответили правильно, остальные 47% респондентов не видят разницы между уровнем, на котором производиться учет и видом учета (суммарный, индивидуальный и т.п.).

Следующий вопрос позволил нам выяснить, на каких принципах основываться организация учета в муниципальных библиотеках Кировской области. Из ответов на данный вопрос можно сделать вывод, что большинство наших респондентов считает, что одним из обязательных и основных принципом организации учета в библиотеках, должен являться принцип осуществления суммарного и индивидуального учета поступающих документов в БФ. К такому мнению склонились 43% (13 чел.) респондентов, в том числе 20 % (6 чел.) опрошенных считают, что все перечисленные в анкете принципы важны для организации библиотечного учета. Нельзя не отменить, и такой показатель как 23 % (7 чел) респондентов, которые склоняются к мнению что, одним из принципов учета БФ должен служить принцип соблюдения преемственности организации учета в целях сопоставимости учетной информации, 13% опрошенных (4 чел.) отметили, что принцип обеспечение последовательности применения установленных единиц учета и запрещение их изменения без принятия новых нормативных документов по учету является наиглавнейшим для организации всей системы учета. Доля склонившихся к ответу 2.4 (принцип обеспечения сопоставимости единиц учета фонда в экземплярах с единицами их хранении) составляет 27 % (8 чел) опрошенных. Мы считаем, что только сочетание всех вышеупомянутых принципов позволяет качественно осуществлять организацию библиотечного учета.

Для характеристики доступности документов, их распространения, библиотеки в современной практике осуществляют учет фонда в унифицированных единицах.

Формулируя третий вопрос, мы хотели установить, какие единицы учета фонда используются в муниципальных библиотеках. Анализ ответов показал, что в 14 (93%) библиотеках введется учет в единицах - экземплярах. Преимущество учета документов в экземплярах дает количественную характеристику фонда, позволяет выявить его состояние (поступление, выбытие, итоги) за определенный период времени. Также в соответствии с ГОСТом 7.20-2000 в 10 (67 %) проанкетированных библиотеках осуществляется учет в единицах - названиях. Учет документов в названиях предназначен для новых поступлений и позволяет определить информационную и содержательную ценность фонда. Эта единица учета вводится для всех видов документов. В 6 библиотеках из 15 исследуемых используют дополнительную единицу учета фонда - подшивка. Результаты ответов представлены в виде диаграммы (рис. 2).


Рис.2

При анализе ответов других респондентов мы пришли к выводам, что либо в библиотеках Кировской области действительно введется учет в единицах - изданиях, брошюрах, документах, а именно так ответило несколько респондентов, либо определенное количество участников нашего анкетирования с трудом ориентируются в вопросах стандартизации учетных единиц библиотечного фонда.

Таким образом, учет всех видов документов, составляющих библиотечный фонд в экземплярах и названиях, является основой статистической информации, сбор, обобщение и анализ которой производится в формах статистической документации библиотеки: книгах суммарного учета, инвентарных книгах, других учетных формах, принятых в библиотеке. В соответствии со статьей 71 Конституции РФ официальный статистический учет отнесен к ведению Российской Федерации. Это означает, что он должен быть единым в масштабах страны. Каждому сотруднику отдела по работе с БФ, при исполнении своих профессиональных обязанностей, следует помнить об этом.

Какие виды документов относятся к документам временного хранения и не ставятся на учет в библиотеках, мы попытались выяснить в следующем вопросе. Ответы распределились следующим образом: учебные пособия - 0 %; брошюры - 50 % (15 человек отметило этот вариант ответа.); листовок - 73 % (22 опрошенных посчитали этот вариант правильным ответом.); плакаты - 70 % (21 респондент склонился к такому варианту ответа); журналы - 80 % (24 человека так ответили на этот вопрос); календари - 40 % (12 анкетированных посчитали нужным отменить этот вариант ответа), газеты - 78 % (23 работника библиотеки выбрали это вариант ответа). Ни у одного респондента не возникло трудностей с определением правильных, на их взгляд, вариантов ответа. Результаты ответов представлены в гистограмме ( рис. 3).

Рис. 3


Ответы на вопрос о том, в какой форме в библиотеках осуществляется суммарный учет документов, позволили выявить, что в большинстве опрошенных библиотек данный вид учета организуется партиями поступлений. Этот вариант отметили 28 (93%) респондентов. Безусловно, радует то, что практически 100% респондентов имеют представление, о том, на чем основывается организация суммарного учета (СУ) в библиотеках. Выдержка из Инструкции об учете БФ подтверждает правильность выбранного ответа - «суммарный учет всех видов документов, поступающих или выбывающих из фонда библиотеки, производится партиями по одному сопроводительному документу (лист государственной регистрации, счет-фактура, накладная, реестр, акт)». 13 % (4 чел.) опрошенных считают, что СУ следует осуществлять индивидуальными поступлениями. Возможно, такой показатель является погрешностью социологического исследования. Такой фактор как усталость, невнимательность, чрезмерная загруженность работой респондентов еще никто не отменял. 7 % (2 чел.) анкетированных посчитали правильным ответ «годовой комплект». И это вариант ответа тоже следует считать верным, т.к. газеты учитываются в библиотеках годовым комплектом.

Индивидуальный учет - это второй вид учета, который традиционно используется в муниципальных библиотеках. Целью следующего вопроса послужило выяснение, какие формы индивидуального учета приняты в библиотеках опрошенных респондентов.

Ответы на данный вопрос показали, что 67 % (20 чел.) опрошенных не видят разницы между формами суммарного и индивидуального учета. Это говорит о малой осведомленности и «не подкованности» респондентов в теоретической основе вопроса. Правильные ответы (6.1, 6.3, 6.5) были получены лишь у 33 % (10 чел.) анкетированных. Такую форму индивидуального учета, как листовая не отметил ни один из респондентов. В процентом соотношении результаты ответов представлены в диаграмме (рис. 4).


Рис. 4


Следующий вопрос касался изменений, которые были внесены в Инструкцию об учете библиотечного фонда в 1998 г. и звучал так - «Считает ли Вы, что те изменения, которые внесли в Инструкцию об учете БФ в 1998г, положительно повлияли на систему учета в целом». Данный вопрос был полузакрытого типа, поэтому ответы на этот вопрос подразумевали выражение собственного мнения опрошенных.

К сожалению, анализ ответов на этот вопрос не дал желаемого результата. (16 чел.) 53 % респондентов затрудняются ответить на этот вопрос. Возможно, это получилось вследствие некорректной формулировки вопроса, или того, что недостаточное число респондентов осведомлены, что первая инструкция по работе с фондами в библиотеках была разработана в 80х гг. XX в., куда и входил раздел по учету библиотечных фондов. А также причиной такого ответа могло послужить собственное незнание нормативных документов, регламентирующих организацию учета в библиотеках. 23 % (7 чел.) респондентов при выборе ответов на данный вопрос согласились с мнением что, изменения, внесенные в Инструкцию о БФ, в целом положительно повлияли на состояние учета в в библиотеках. Из них 3 человека аргументировали свой ответ так:

–       «учет стал более четким»,

–       «в Инструкции есть указания по учету документов на нетрадиционных носителях, в приложение есть все формы актов»,

–       «стала соблюдаться система преемственности учета».

1 респондент (3 %) предложил свой вариант ответа, посчитав что, если смотреть на изменения с бухгалтерской точки зрения, то это большой плюс для организации библиотечного учета.

7 % (2 чел.) опрошенных отметили отрицательный вариант ответа, ничем свой выбор не аргументируя. Из 30 человек участвующих в анкетирование 4 работника библиотеки посчитали нужным не отвечать на выше обозначенный вопрос. Своего рода это анонимное признание своей профессиональной некомпетентности.

Восьмой вопрос нашей анкеты был посвящен технологическим процессам учета БФ. Известно, что организации библиотечного учета состоит из: приема документов, их маркировки, регистрации поступлений материалов, распределения и перемещения их внутри библиотеки, выбытия, итогов движения фонда, проверки наличия документов в фонде. Перед нами стояла задача узнать у респондентов, какие процессы учета БФ, на их взгляд, следовало бы четче регламентировать в библиотеках.

10 (30 %) библиотекарей отвечая, на поставленный вопрос, остановились на варианте ответа 8.3 (распределение и перемещение документов внутри библиотеки (ЦБС)). Действительно, так часто бывает, что при проверке библиотечного фонда, причиной недостачи может служить плохой контроль распределения и перемещения документов внутри библиотечной системы (ВСО, МБА). 6 человек (20 %) ответили, что, не мешало бы четче организовать процесс выбытие (исключение) документов. В ходе анкетирования выяснилось, что в 4х библиотеках из 15 исследуемых, как раз этот технологический процесс учета БФ вызывает ряд сложностей и недопониманий. Варианты ответа «контроль движения фонда» и «проверка наличия документов в фонде» отметило по 17 % (5чел.) опрошенных. Мы предполагаем, что схожесть числового эквивалента результатов вызвана смысловой формулировкой вариантов ответа, т. е. у многих респондентов функция контроля уже ассоциируется с термином проверка. Только 7 % (2 чел.) анкетируемых пришли к мнению что, в первую очередь, следует регламентировать операцию регистрации поступлений материалов. Мы солидарны с ними в этом, т.к. этот процесс является, одним из первых процессов, с которого начинается учет фондов в библиотеке. Отсюда вывод - начинать его надо качественно и профессионально.

Переход библиотек на автоматизированные информационные технологии внес кардинальные изменения в организацию учета БФ. Какие проблемы возникают в муниципальных библиотеках при автоматизации библиотечного учета, и как они решаются, мы попытались выяснить в следующем вопросе. Респондентам было предложено ответить, каким способом у них в библиотеках решаются проблемы автоматизации учета БФ.

В результате, оказалось, что только в 7 (47%) библиотеках из 15 исследуемых попытки внедрения автоматизированных технологий в организацию учета БФ увенчались успехом. Осуществилось это, благодаря введению в эксплуатацию электронных каталогов и автоматизированных информационных библиотечных систем. В некоторых библиотеках в перспективе планируется приобрести электронные книги суммарного учета. Мы считаем, что показатель в 47% , говорит о том, что в среднем около 50 % центральных и городских библиотек так или иначе оснащены компьютерами и оргтехникой. В худшем положении сейчас находятся сельские библиотеки.

Респонденты из 4 (27%) опрошенных библиотек признались, что у них руководство не в состояние автоматизировать процесс учета БФ, ввиду таких причин, как недостаток финансовых средств, нехватка ПК и квалифицированных рабочих кадров. Таким образом, когда одна причина тянет за собой другую, получается замкнутый круг, из которого выбраться порой бывает непросто.

При организации учета библиотечного фонда неизбежно возникают сложности и сомнения. Последний вопрос нашего анкетирования касался трудностей, с которыми приходиться сталкиваться библиотекарям в своей профессиональной практике. Мы предложили готовые варианты ответов и предоставили возможность респондентам выразить свое мнение.

Результаты ответов распределись следующим образом: 14 человек (47%) отметили вариант ответа (10.2), в котором говорилось о кропотливости и трудоемкости процессов организации учета БФ. Сотрудник отдела комплектования и обработки литературы должен быть внимательным, усидчивым, терпеливым, ответственным и т.п. Естественно, эти обязательные качества налагают на деятельность работника свой негативный отпечаток. Отсюда и заболевания органов зрения, опородвигательной системы (остеохондроз, сколиоз) и т.п.

37 % (11 чел.) опрошенных ответили, что они при организации библиотечного учета, в первую очередь, испытывают нехватку нормативной, методической, инструктивной документации. Мы склонны согласиться с респондентами во мнение, т.к. действительно на практике в центральных библиотеках редко бывает создана хотя бы та же инструкция об учете БФ. Для того, чтобы учет документов был достоверным и полным, библиотека должна иметь рабочий инструментарий, в который входит:

1. Правила пользования библиотекой;

2. Положение о фонде библиотеки;

3. Инструкция или Положение по учету библиотечного фонда;

4. Положение о каталогах и картотеках;

5. Положение об электронных ресурсах (документы на съемных носителях, локальные и удаленные БД);

6. Инструкция по учету электронных документов;

7. Инструкция по работе с пожертвованиями;

8. Инвентарная книга;

9. Книга суммарного учета, которая ведется на весь фонд и также на подфонды каждого структурного подразделения.

4 респондентам (13 %) при организации библиотечного учета недостает опыта работы. Мы предполагаем, что в данном случае все зависит от определенного количества времени, которое понадобится сотрудникам библиотек на приобретение профессионального опыта. 10 % (3 чел) опрошенных признались, что их гнетет груз ответственности. 1 (3%) библиотекарь представил свой вариант ответа, который заключался в трудностях, связанных с частыми изменениями бухгалтерской политики.

Таким образом, исследование, проведенное среди сотрудников муниципальных библиотек, выявило уровень организации библиотечного учета, и обозначило проблемы, возникающие при организации профессиональной деятельности работников отделов по работе с библиотечными фондами.

Современная организация библиотечного учета обусловлена факторами внешнего и внутреннего порядка. К первым относится становление новых форм хозяйствования в стране, изменение в общегосударственной политике учета, статистики и контроля. Автоматизация технологических процессов учета БФ на современном этапе находиться в большой зависимости от финансирования не только региональных библиотек, но и в целом библиотечного дела в стране. Скудное финансирование не дает возможности муниципальным библиотечным учреждениям осуществлять политику автоматизированного учета библиотечных фондов.

Нельзя не отметить и такую характерную проблему, возникающую при организации профессиональной деятельности сотрудников отделов (секторов) по работе с библиотечными фондами, как нежелание работников изучать нормативно - инструктивную документацию по работе с БФ. В основном в муниципальных библиотеках организация библиотечного учета введется по принципу «нам так удобно», а нам бы хотелось так, как следует. Таким образом, мы склоняемся к мнению, что теоретических и практических знаний библиотекарей по данной проблеме недостаточно, но понимание того, что совершенствования учета фонда в муниципальных библиотеках является необходимостью на современном этапе развития библиотечной деятельности присутствует у большинства опрошенных.


3 Функция контроля в управления БФ

3.1 Проверка - функция технологического управления фондом библиотеки


Контроль - функция управления, заключающаяся в сравнении фактического состояния с поставленными целями. Она ориентирована на подведение итогов, оценку качества, целесообразности выполнения каждой функции управления [65, c. 261]. Контроль завершает цикл управления и на этом этапе невозможно внести какие-либо коррективы, а только констатировать, анализировать и делать выводы, которые могут пригодиться в дальнейшем.

Контрольная функция учета фонда реализуется через проверку. Проверка библиотечных фондов является наиболее важным и сложным процессом организации фондов библиотек и рассматривается как составная часть нормальной постановки библиотечных технологических процессов.

Периодическая проверка является одним из условий сохранности библиотечного фонда. Она позволяет установить фактическое наличие изданий, зафиксированных в учетных документах, дает представление о состоянии учета, выявляет задолженность, обнаруживает ветхие и устаревшие по содержанию издания, дублетную и непрофильную литературу. Во время проверки фонда устанавливают соответствие каталогов фактическому наличию книг в библиотеке.

Проверка фонда - это определение наличия зарегистрированных в учетной документации изданий и других документов в библиотечном фонде [34, c. 17].

Проверка в качестве формы государственного контроля осуществляется органами исполнительной власти, правоохранительными и контрольно-ревизионными органами в соответствии с их статусом и функциями. В 2004 г. Постановлением Правительства Российской Федерации была создана Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Одним из направлений ее работы является проверка деятельности юридических лиц по выполнению требований законодательства Российской Федерации в сфере архивного, библиотечного и музейного дела[88].

Основная цель проведения проверок Росохранкультурой и ее территориальными органами - предупреждение и устранение нарушений требований законодательства в сфере культуры, в частности библиотечного дела, а также осуществление контроля над хранением и использованием библиотечных фондов, прежде всего отнесенных к культурному наследию народов Российской Федерации[23 с. 25].

Основная задача проверки - охрана материальных ценностей. В процессе проверки удается выявить, насколько точно и правильно учтены все имеющиеся в фонде издания, как поставлен учет поступающей литературы и других видов изданий, как учитываются выбывающие из фонда документы. Благодаря проверке устанавливается фактическая стоимость библиотечного фонда, что имеет большое значение для согласования данных учета библиотечного и бухгалтерского[23 с. 27].

Во время проверки анализируется правильность ведения учетной документации, устраняются ошибки, допущенные в период между предшествующими проверками. Основанием для проверки является приказ руководителя библиотеки.

Проверке подлежат все документы с инвентарными номерами, находящиеся на бухгалтерском учете, то есть на балансовой стоимости. Если в процессе проверки будут выявлены отсутствующие издания, принимаются меры к их разысканию. Для электронных документов на переносимых носителях проверка осуществляется по единицам учета и хранения, а также с точки зрения сохранения изданием своей способности к функционированию [62].

Принято считать, что периодичность проверок зависит от статуса библиотеки, объема, назначения и структуры фонда.

Однако не следует забывать и том, что нормативно периодичность проверки определена Минфином в письме «Об инвентаризации библиотечных фондов»:

–       наиболее ценные фонды, хранящиеся в сейфах - ежегодно;

–       редчайшие фонды - один раз в 3 года;

–       ценные фонды - один раз в 5 лет;

–       фонды библиотек до 100 тыс. учебных единиц - один раз в 5 лет;

–       фонды библиотек от 100 до 200 тыс. учебных единиц - 1 раз в 7 лет.

–       фонды библиотек от 200 до 1 мил. учебных единиц- 1 раз в 10 лет;

–       фонды библиотек свыше 1 мил. учебных единиц - поэтапно в выборочном порядке с завершением проверки всего фонда в течение 15 лет

–       фонд открытого доступа, если он не превышает 50 тысяч единиц хранения, желательно ревизовать ежегодно[5, c. 5].

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" (1996 г.) определяет условия, при которых производится обязательная - экстренная проверка основных средств (фондов), к которым относятся библиотечные фонды:

–       при смене материально ответственного лица;

–       при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;

–       в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуациях, вызванных экстремальными условиями;

–       при передаче фонда библиотеки или ее части в аренду;

–       при реорганизации и ликвидации библиотеки.

Для проведения плановых проверок составляется план проверок (или график) на текущий год и на перспективу, который составляет отдел хранения и утверждает директор.

В зависимости от типа, статуса библиотеки, и объема ее фондов осуществляются различные виды проверок.

1) сплошная,

2) частичная,

3) выборочная.

Проверки могут быть периодические (регулярные) для поддержания фонда в рабочем состоянии (устранение застановок, исправление расстановочного шифра, выяснение задолженности). Такие проверки проводятся по графику и включаются в план работы отделов фондодержателей или в целом библиотеки. Для их проведения, как правило, комиссия не создается.

Особой подготовки и внимания требуют финансовые проверки библиотечных фондов, стоимость которых отражена в бухгалтерских документах.

Существуют три основных способов проверки фонда:

–       сверка с документами индивидуального учета (с инвентарной книгой);

–       проверка с помощью контрольных талонов;

–       проверка при помощи топографического каталога (в топографическом каталоге карточки размещены соответственно размещению документов в структурных подразделениях библиотеки [29, c. 19].

1.      Сверка фонда с помощью инвентарной книги. Она заключается в сверке каждого издания с записью в инвентарной книге. Этот способ отличается простотой и большей точностью, но он очень медленный. Кроме того, интенсивное использование инвентарных книг ведет к их физическому износу. Хорошо, если используется штрих-кодовая технология - на штрих-коде стоит номер книги, тогда сверку можно производить в автоматизированном режиме.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.