| |||||
МЕНЮ
| Основные направления деятельности федеральной службы налоговой полиции по выявлению и пресечению финансовых преступленийОсновные направления деятельности федеральной службы налоговой полиции по выявлению и пресечению финансовых преступленийСОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 Глава 1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ………….….5 1.1 Налоговая полиция –основы деятельности……………………….…..5 1.2 Анализ нормативных актов регламентирующих деятельность органов налоговой полиции……………………………………………….……12 1.4 Взаимодействие налоговой полиции с налоговой службой,
правоохранительными и другими государственными органами……….…….15 1.4 Глава 2. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА И ФИНАНСОВЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СВЯЗАННЫЕ С 2.1 Проблема, концепции, классификация и структура теневой экономики…………………………………………………………………….…..27 2.2 Понятие финансовой преступности и классификация финансовых преступлений……………………………………………………………..………45 2.3 Налоговая преступность…………………………………….…..…….49 Глава 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ НАЛОГОВОЙ 3.1 Легализация денежных средств……………………………….……..61 3.2 Деятельность ФСНП РФ по выявлению и пресечению финансовых преступлений в сфере внешней экономической деятельности……..………...78 3.3 Деятельность ФСНП РФ по выявлению и пресечению финансовых преступлений в сфере незаконного оборота алкогольной продукции……..…82 Заключение………………………………………………………………….……89 Приложения………………………………………………………………….…...93 ВВЕДЕНИЕ. Происходящие в жизни страны изменения, связанные с формированием рыночных отношений, сказались на состоянии преступности. За последнее десятилетие появились новые виды финансовых преступлений и правонарушений, большинство из которых направлено на получение сверхдоходов: ложное банкротство, хищение денежных средств в банковской сфере, сокрытие доходов от налогообложения, «отмывание» денежных средств с использованием зарубежных банковско-кредитных учреждений, нарушение валютного, таможенного законодательства. Денежные средства, полученные в результате совершения данного вида преступлений, зачастую служат финансовой базой формирования и существования организованной преступности. Более восьми лет прошло с момента создания новой
российской налоговой системы. Законодательство, регулирующее налоговые
правоотношения, неоднократно менялось, однако по-прежнему остается сложным. На начальном этапе проведения экономических реформ, для борьбы с
теневой экономикой, налоговыми преступлениями, для обеспечения фискальной
функции государства была создана Федеральная Служба Налоговой Полиции. Не
смотря на то, что ФСНП РФ было создано более восьми лет назад, многие
граждане по существу еще не знакомы с особенностями деятельности, правами и
обязанностями налоговой полиции. В условиях когда каждый руководитель или
иное лицо ответственное за финансово-хозяйственную деятельность, гражданин
или иной субъект финансовых отношений может привлечь к себе внимание
сотрудников налоговой полиции значительно возросла необходимость знать
права, обязанности и другие особенности деятельности налоговой полиции при выявлении и пресечении налоговых и иных финансовых преступлений. Исходя из поставленных целей можно сформировать задачи: o Предварительный обзор прав и обязанностей ФСНП РФ; o Обзор нормативных документов регламентирующих деятельность налоговой полиции; o Анализ взаимодействия ФСНП РФ с другими правоохранительными и контролирующими органами России; o Анализ проблем, концепций и структуры теневой экономики; o Анализ финансовых преступлений; o Анализ налоговых преступлений; o Анализ основных способов уклонения от уплаты налогов; o Анализ приоритетных направлений деятельности ФСНП РФ. Объектом исследования является деятельность федеральной службы налоговой полиции Российской федерации по выявлению и пресечению финансовых преступлений. При проведении исследования были использованы следующие методы: o Экономико-статистический метод; o Монографический метод. Для написания данной работы использовались законодательные акты
регламентирующие деятельность органов налоговой полиции, научно-
методическая литература, публикации средств массовой информации, сайты В Российской Федерации сложное экономическое положение. По статистическим данным Россия занимает одно из лидирующих мест по уровню теневой экономике В данных условиях значительно возрастает значимость исследования процессов связанных с финансовой преступностью, которые не обходимо изучать в целях эффективного воздействия на них. Работ посвященных проблеме финансовых преступлений и деятельности налоговой полиции по борьбе с ними мало и по этому данная работа будет иметь практическую значимость для сотрудников налоговой полиции, иных контролирующих и правоохранительных органов, лиц ответственных за финансово- хозяйственную деятельность и граждан РФ. 1. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ, ФУНКЦИИ ОРГАНОВ НАЛОГОВОЙ ПОЛИЦИИ 1.1. Налоговая полиция - основы деятельности Переход к рыночной экономике, реформирование политической структуры власти повлекли за собой глубокие перемены во всех сферах жизни российского общества. Закономерно в этой связи и изменение налоговой политики государства. Для контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и других платежей создана Государственная налоговая служба Российской Федерации. Уже на начальном этапе ее деятельности остро встал вопрос о массовом
уклонении налогоплательщиков от налогообложения. Значительная часть скрытых
доходов стала оседать в криминальном секторе экономики, способствуя росту
преступности. В этих условиях в целях содействия экономическим реформам,
для повышения эффективности деятельности Госналогслужбы 18 марта 1992 г.
было образовано Главное управление налоговых расследований при Одним из правоохранительных органов РФ является, , налоговая полиция, которая давно уже не подразделение налоговой службы, а самостоятельная, значительно окрепшая в последние годы правоохранительная организация. Налоговая полиция создана и действует на основании Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" (далее Закон)1. Согласно ст. 5 Закона систему федеральных органов налоговой полиции
составляют: - ФСНП) на правах государственного комитета Российской Федерации; (управления, отделы) - территориальные органы; 1 Закон РФ "О федеральных органах налоговой полиции" – М: УКЦ Юр Инфо Р, Таким образом, первая из задач ограничивает непосредственный предмет деятельности полиции налоговыми преступлениями и правонарушениями. О каких, в частности, преступлениях, идет речь? Ранее в подследственность налоговой полиции входило только два состава: ст.ст. 198, 199 УК РФ, предусматривающие ответственность за уклонение от подачи декларации о доходах, сокрытие доходов, (прибыли) или иных объектов налогообложения. Однако высказывалась и иная точка зрения. Например, при расследовании преступной деятельности, выражающейся в присвоении руководителем частного предприятия части выручки его действия при определенных условиях могут охватываться признаками таких составов преступления как незаконное предпринимательство в сфере торговли, то есть осуществление торговли, подлежащей регистрации или лицензированию без регистрации или специального разрешения (лицензии), а равно с нарушением условий, предусмотренных в разрешении (лицензии), или с иными нарушениями правил предпринимательства в сфере торговли (незаконное предпринимательство) с извлечением дохода в крупном размере (ст. 171 УК РФ), а также статьей о причинении имущественного ущерба путем обмана при отсутствии признаков хищения. В сфере же интересов налоговой полиции лежат лишь действия, в которых усматриваются признаки именно уклонение от уплаты налогов. Хотя, безусловно, состав ст.171 - так как в нем говорится об извлечении дохода, который затем и будет сокрыт - следовало бы отнести к налоговым, а не просто "экономическим" преступлениям. Однако в момент создания в декабре 1995 года в органах налоговой полиции следственных подразделений к их ведению отнесены не только такие преступления собственно налоговые, но незаконное предпринимательство, незаконное предпринимательство в сфере торговли, а также валютные преступления: незаконные сделки с валютными ценностями и сокрытие средств в иностранной валюте. Тем не менее, следует констатировать, что настоящее время внимание налоговых полицейских привлечено главным образом не только к налоговым нарушениям. В 2000 году в российское законодательство, регламентирующее
деятельность налоговой полиции, были внесены существенные изменения и
дополнения. После того как 14 апреля 2000 года вступил в силу Федеральный
закон "О внесении изменений в статью 126 Уголовно-процессуального кодекса Вместе с тем, полиция начинает в полной мере применять данное ей законодательством, образно говоря, оружие в виде возможности проведения оперативно-розыскных мероприятий следствия по уголовным делам названных категорий. В связи с этим большие надежды возлагаются на ФСНП как на антикоррупционный орган: там, где трудно доказать должностное хищение или иное преступное злоупотребление, совершенное чиновником, на помощь в ряде случаев могут прийти налоговые статьи уголовного закона. Налоговая полиция наделена достаточно широкими возможностями для выявления и пресечения правонарушений. Имеет смысл подробно привести весь комплекс предоставленных полицейским прав, поскольку в ближайшие годы все большее число проблем у хозяйственников и бизнесменов будет возникать именно с работниками данного ведомства. И нелишне знать, дабы не заваливать жалобами прокурора, что в своей работе они могут применять полномочия, одно перечисление которых займет немалую часть данной статьи. В соответствии с тремя основными видами деятельности (не считая
обеспечения собственной работы, то есть физической охраны сотрудников и
борьбы с коррупцией в аппарате): оперативно-розыскной, проверочной и
проведением дознания работники налоговой полиции могут использовать права
перечисленные в ст. 11 "Закона о федеральных органах налоговой полиции''. Налоговая полиция может пользоваться при исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством должностным лицам налоговых органов и агентам валютного контроля, осуществлять в необходимых случаях проверки налогоплательщиков (в том числе контрольные) после проверок, проведенных должностными лицами органов Государственной налоговой службы РФ, в полном объеме с составлением актов по результатам этих проверок. Полиция может приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и кредитных учреждениях на срок до одного месяца в случаях непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Таким образом, здесь, на мой взгляд, указано на возможность достаточно
эффективной санкции за противодействие налоговым проверкам Пункт 5 статьи Таким образом, налоговой полиции фактически предоставляется едва ли не большие права, чем следователю по возбужденному и расследующемуся уголовному делу, который может попасть в жилище гражданина только вынеся постановление о производстве обыска. Некоторая опасность использования указанных формулировок заключается
в том, что отсутствует длительная устоявшаяся практика толкования и
применения этой нормы. Поэтому понимать слова "жилые помещения,
используемые для индивидуальной и предпринимательской деятельности" можно
довольно широко. Ведь независимого от того, дан ли коммерческой организации
в качестве юридического адреса адрес квартиры, полиция может решить, что в
этом жилом помещении все равно каким-то образом предпринимательская
деятельность осуществляется, например, работает бухгалтер частного
предприятия и хранится документация. К тому же, не совсем ясно трактовка Полицейские могут при исполнении служебных обязанностей проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, вызывать с целью получения объяснений, справок, сведений граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов налоговой полиции. Полиция вправе безвозмездно получать от министерств, ведомств, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц информацию, необходимую для исполнения возложенных на органы налоговой полиции обязанностей, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения такой информации (составляющей банковскую и коммерческую тайну). Полученная полицией информация используется исключительно в служебных целях и разглашению не подлежит. Здесь надо сказать, что, конечно, такая в высшей степени конфиденциальная информация может представлять большой интерес для тех, к кому она попасть не должна и одним из мест возможной утечки информации как раз и явятся те организации, которые достаточно легко (без возбуждения уголовного дела, составления документов, предусмотренных УПК) могут ею завладеть. Вероятно, поэтому деятельность по борьбе с коррупцией в самой системе полиции, внутри этой системы выделена в особое направление. Это является определенной гарантией соблюдения требований о неразглашении предпринимательских тайн. Надо сказать, что работа по выявлению коррупционеров в собственных рядах активно осуществляется в ФСНП России. В соответствии с законодательством, запрещающим государственным служащим заниматься предпринимательской деятельностью, в 1999г. году управлением собственной безопасности выявлено более трех сотен таких нарушений, из которых около 80 совершили работники налоговой полиции, а остальные сотрудники налоговых органов. Все допустившие нарушения налоговые полицейские уволены. Законодательством предусмотрены меры поощрения граждан, сотрудничающих
с налоговой полицией. Лицу, предоставившему информацию о налоговом
преступлении или нарушении, может быть выплачено вознаграждение в размере
до 10% от сокрытых сумм налогов, сборов и других обязательных платежей,
поступивших в соответствующий бюджет. Но на применение этой ссылки закона Надо указать еще на два направления оперативной работы, предусмотренных и даже специально выделенных законодателем. Разрешено привлечение граждан с их согласия к сотрудничеству для выявления фактов, форм и методов совершения преступлений и нарушений в области налогового законодательства. Попросту говоря, речь идет о проведении агентурной работы. Но возможна также и разведка, то есть работа налоговых "штирлицев" в
ближайшем окружении недобросовестных налогоплательщиков. Пункт 14 статьи 11 Полиция может использовать в служебных целях средства связи и транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям независимо от форм собственности, а в исключительных случаях - принадлежащие общественным объединениям и гражданам. Органы налоговой полиции возмещают расходы, понесенные в этих случаях владельцами средств связи и транспортных средств, по требованию владельцев. Пункты 11 и 12 статьи 11, регламентирующее административное производство, осуществляемое налоговой полицией, содержат ссылки и на иные нормативные акты, которыми следует руководствоваться полицейским. Здесь говорится, что полиция может составлять протоколы об административных правонарушениях в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществлять административное задержание применять другие меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, а также налагать административный арест на имущество юридических и физических лиц с последующей реализацией этого имущества в установленном порядке в случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для обеспечения своевременного поступления сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет. С 1 января 1999г. , с ведением в действие подразделений службы судебных приставов, ФСНП РФ лишена права накладывать административные аресты на имущество не плательщиков налогов. Если до декабря 1995г. налоговая полиция была вправе производить необходимые первоначальные следственные действия в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, то есть могла, будучи только органам дознания (но не следствия), возбудить уголовное дело о сокрытии прибыли в особо крупных размерах, а затем передать это дело в органы внутренних дел, в компетенции сотрудников которых находилось его расследование, то с указанного времени по делам перечисленной выше категории полицейским разрешено проводить предварительное следствие самостоятельно. Результаты деятельности налоговой полиции могут выражаться не только в возбуждении и расследовании дел, выявлении налоговых нарушений и применении налоговых санкций, но и направлении определенных предписаний. Следует сказать, что, вероятно, имело бы смысл более конкретно, со ссылкой на возможные санкции, изложить пункт 6 с 11 Закона, который предусматривает право требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц устранения нарушений законодательства о налогах и контролировать их выполнение, а также (п. 16) вносить в соответствии с законом в государственные органы, должностным лицам предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, в общественные объединения обязательные для рассмотрения представления и предложения об устранении обстоятельств, способствовавших совершению налоговых преступлений и нарушений. Наверное, практика пойдет по тому пути, что наряду с реализацией данного права в каждом случае неисполнения предписания будут применяться положения о налоговых санкциях поскольку невыполнение требования об устранении нарушений и налогового законодательства означает, что такое наказуемое нарушение продолжает совершаться и по старым следам его выявить даже проще. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|