реферат, рефераты скачать
 

Совершенствование программы развития туризма Псковской областии


вошедшие в первую десятку приходилось 92,3 % (табл. 1.2) [42].

Таблица 1.2

Основные страны, поставщики в Россию

организованных туристов

|Страна |Число прибытий (тыс. |

| |человек) |

|Украина |2358,8 |

|Польша |977,8 |

|Финляндия |311,9 |

|Китай |135,5 |

|Германия |105,5 |

|Литва |63,3 |

|США |61,2 |

|Франция |54,5 |

|Латвия |48,1 |

|Эстония |39,8 |

|Монголия |38,3 |

|Великобритания |27,9 |

|Таджикистан |24,3 |

|Италия |23,3 |

|Япония |18,8 |

|Швеция |16,7 |

|Израиль |14,0 |

|Нидерланды |11,6 |

|Южная Корея |11,4 |

|Турция |11,2 |

В 1998 году по въездам в Россию лидировала Польша. В 1999 году она

уступила свою позицию в рейтинге Украине даже при увеличении числа туристов

на 61,8 % (373,7 тыс. чел.). Число прибытий по турвизам из Украины

увеличилось в 19,4 раза, или до 2237,2 тыс. чел. [42]

Из Литвы поток туристов увеличился на 22,2 % (11,5 тыс. прибытий),

Латвии – на 34,9 % (12,4 тыс.), Эстонии – на 89,7 % (18,8 тыс.) [42].

Кроме стран Балтии можно отметить рост числа туристических прибытий из

Японии на 13,9 % (2326 человек), Швеции – 5,7 % (897), Израиля – на 11,5 %

(1457), Южной Корее на 48,4 % (3809) [42].

1.2. Классификация видов туризма и факторов, влияющих на развитие

туризма

Классификация в туризме обозначает выявление его отдельных форм и

видов в зависимости от основного показателя - критерия. Как всякая другая

классификация, классификация видов туризма помогает более досконально

изучить развитие туризма, его видоизменения и основные тенденции. Но туризм

сложное и многоплановое понятие. Очень сложно выделить формы и виды туризма

в их чистом виде, поэтому нет в мире единой классификации. Те, что

существуют, имеют некоторые расхождения, но в целом между собой

согласуются.

Туризм можно классифицировать по разным критериям [19;126]:

1. По цели поездки.

Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки

больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического

обслуживания. Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько

целей, но только одна из них будет доминирующей.

В зависимости от цели отличают следующие туризма:

a) Познавательный или культурно-развлекательный. Включает поездки

людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными

достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и

традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут

совмещаться с целью отдыха.

b) Деловой. В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения

служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями

рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного

туристического обмена. К деловому туризму относятся поездки делегаций или

отдельных лиц для участия в международных переговорах, совещаниях,

праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства

и правительств. Но в число туристов не включаются дипломатические работники

посольств и консульств, сотрудники торговых представительств и других

организаций, которые работают за границей.

К разновидности делового туризма относятся поездки для участия или

посещения национальных и международных выставок и ярмарок, поездки в

составе специализированных групп по профессиям. За последние годы спрос на

такие поездки постоянно растет. По своему характеру они приближаются к

познавательным поездкам, но специальная программа посещения различных

объектов и предприятий, а также однородный профессиональный состав группы

предопределяет целесообразность выделения таких поездок в отдельную

разновидность такого туризма. Развитие делового туризма в первую очередь

связанно с интернационализацией бизнеса, который в последнее время

захватывает крупнейшие компании мира.

c) Этнический. Цель этого туризма - посещение родственников, места

рождения своего или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для

стран, часть населения которых проживает за границей - Польша, Венгрия,

Югославия.

d) Религиозный. Религиозный туризм (паломничество) является одним из

самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к

«святым местам» с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных

праздников или для замаливания грехов. Зарождение паломничества связанно с

формированием в мире основных религиозных течений. Паломничество, как и

туризм вообще, бывает внутренний (в пределах отдельной страны) и

международный. Паломники оставляют в стане пребывания существенную долю

взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим

тысячам местных жителей. Центрами религиозного туризма являются: Мекка,

Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности.

e) Спортивный. Спортивный туризм - это поездки для участия в

различных спортивных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две

разновидности: активный - поездка и пребывание в посещаемом месте для

непосредственного участия в спортивных соревнованиях и пассивный - когда

поездка и пребывание осуществляются для участия в спортивных соревнованиях

в качестве зрителя.

f) Рекреационный. Рекреационный туризм или отпускной - это

передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для

восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира

этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым.

g) Учебный. Под учебным туризмом понимают поездки с целью получения

или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные - изучения

иностранного языка, так называемое «погружение» и непосредственное общение

с носителями языка.

h) Экзотический. Экзотический туризм связан с желанием увидеть,

познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни.

Это климатические условия, необычная флора и фауна, кухня разных народов,

архитектура, национальные обычаи и др.

i) Экологический. Экологический туризм получил наиболее широкое

распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем

приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей

среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще

проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер

(например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее

и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы

друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В

международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его

присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы

предпочитают отдыхать именно в этих местах, т. к. ничто не угрожает их

здоровью.

2. По способу передвижения.

a) пешеходный туризм;

b) велосипедный туризм;

c) конный туризм;

d) альпинизм;

e) лыжный туризм;

f) мототуризм.

3. По степени использования транспортных средств.

Туризм предполагает перемещение людей из одного места в другое как

внутри страны, так и за ее пределами. Путешествие с использованием

стандартных видов транспорта:

a) воздушный транспорт (рейсы по расписанию, вне расписания),

b) водный транспорт (пассажирские линии и паромы, круизы),

c) сухопутный транспорт (железнодорожный, междугородние и городские

автобусы, частные автомашины, прокат транспортных средств и др.)

d) использованием экзотических видов транспорта (канатная дорога,

фуникулер, воздушный шар, дельтаплан и др.).

4. В зависимости от средств размещения туристов различают следующие

виды туризма:

a) Туризм в отеле.

b) Туризм в мотеле.

c) Туризм в пансионе.

d) Кемпинговый туризм.

e) Туризм в туристической деревне, на турбазе и т.д.

Отели, как правило, расположены либо в центре города, либо недалеко от

аэропорта или железнодорожного вокзала.

Мотели располагаются либо вдоль автомобильной трассы, либо на окраине

города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу

по автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосервис и т.д.)

Турпансионы гостиничного типа с единым управлением, предоставляют

клиентам жилье в одном или нескольких номерах, сопутствующие услуги и

автономную кухню.

Кемпинги, туристические деревни, турбазы – это помещения,

расположенные, как правило, в загородной местности, предназначенные для

размещения как обычных, так и автотуристов.

Туристические деревни – это сервисные хозяйства с единым управлением,

огороженные и оборудованные для отдыха и ночевки туристов, не имеющих

автономного оборудования, необходимого для ночевки.

Все перечисленные выше средства относят к гостиничным предприятиям

различных категорий, и они подлежат сертификации на предмет номенклатуры и

качества услуг, оказываемых туристам. Средства размещения разделяются

также на постоянные, в которых прием туристов осуществляется круглый год, и

сезонные – обслуживающие туристов только в определенное время года, в

туристский сезон.

5. По сроку поездки.

По сроку пребывания поездки делятся на:

a) продолжительные,

b) краткосрочные

c) туры выходного дня.

6. По сезонности.

a) Летний (с конца мая по середину сентября в период летних

отпусков и школьных каникул).

b) Зимний (с середина декабря до конца февраля - период

горнолыжного сезона, рождественских и новогоднего праздников)

c) Межсезон (полусезон). В нашей области - осень и весна,

количество туристов значительно уменьшается в сравнении с

активным сезоном.

7. По уровню организации.

a) Индивидуальный тур - независимое путешествие одного или

нескольких лиц и связанно с обслуживанием, носящим

персональный характер, как правило, с более высокими ценами.

b) Групповой тур - совместная поездка нескольких лиц по единому

маршруту и на одинаковых условиях. Объединение туристов в

одну группу обуславливается общностью интересов и целей

поездки, а также сравнительно более низкими ценами по

сравнению с индивидуальными турами в связи с предоставлением

групповых скидок.

Характер организации путешествия может быть организованный и

самодеятельный.

Путешествие отдельного туриста или группы туристов по предварительно

разработанной туристической фирмой программе называется организованным.

Организованные туристы обеспечиваются необходимым туристическим сервисом,

который оговаривается в заранее приобретенных турах.

Самодеятельный или так называемый альтернативный туризм, где в

качестве организатора путешествия выступает не туроператора, а сам турист,

путешественник, используя рекламные материалы, с помощью информационных

сетей. Иными словами, турист сам определяет длительность поездки, маршрут,

посещаемые объекты, сам бронирует гостиницу и т. д., он несвязан никакими

обязательствами с туристической фирмой.

8. По демографическому и социальному составу участников поездки.

В зависимости от места проживания туриста (городской житель или

сельский), от социального положения в обществе (детский, школьный,

молодежный, семейный, по профессиональному составу и др.) Играет роль и

возраст туриста, в последнее время, значительно увеличилось количество

путешественников преклонного (пенсионного) возраста.

9. По направленности туристических потоков.

a) Въездной - путешествия лиц по стране, постоянно проживающих в

других станах.

b) Выездной - путешествие лиц постоянно проживающих в стране, в

другую страну.

c) Внутренний - путешествие по стане лиц, постоянно в ней

проживающих.

10. По принципу оплаты.

a) Коммерческий. Это стандартный вариант, когда туристическая

фирма реализует свой турпродукт покупателю и соответственно

получает прибыль.

b) Социальный. Под социальным туризмом понимаются путешествия,

субсидируемые из средств, выделяемых государством на

социальные нужды, при этом, отдельным категориям туристов

государство, в порядке, установленном законодательством,

предоставляет льготы социального характера.

c) Интенсив-туризм. Представляет собой поощрительную поездку за

счет фирмы, организуемую предприятием для своих работников за

достижения в труде (например, за повышение общего объема

продаж, эффективную рекламу, помощь в обучении персонала и т.

д.).

Основные факторы, влияющие на развитие туризма делятся на статичные и

динамичные. К статичным относятся совокупность природно-географических

факторов. Они имеют непреходящие, неизменные значения. Человек лишь

приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными

для использования. Природно-климатические и географические факторы находят

выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности,

подземных богатствах (минеральные пещеры). Культурно-исторические факторы

(памятники архитектуры, истории и т.д.) тоже, в значительной мере можно

отнести к статичным факторам.

К динамичным относятся демографические, социально-экономические,

материально-технические и политические факторы. Они могут иметь различную

оценку значения, меняющиеся во времени и в пространстве.

Кроме того, факторы, воздействующие на туризм делятся на внешние

(экзогенные) и внутренние (эндогенные). Внешние (экзогенные) факторы

воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений.

К их числу относятся экономические и финансовые факторы:

> улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации;

> увеличение (снижение) персонального дохода;

> более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от

выделенной на отдых части доходов;

> возрастание (снижение) доли общественно-выделяемях средств на

покрытие расходов на туризм и путешествия.

К социально-экономическим факторам, влияющим на рост туризма,

относятся также повышение уровня образования, культуры, эстетических

потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно

рассматривать стремление людей познакомится с бытом, историей, культурой,

условиями жизни различных стран.

Кроме того, к внешним факторам относятся изменения политического и

правового регулирования; технологические изменения; развитие транспортной

инфраструктуры и торговли, а также изменение условий безопасности

путешествий.

Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы, воздействующие

непосредственно в сфере туризма. К ним относятся, прежде всего, материально-

технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма.

Главный из них связан с развитием средств размещения, транспорта,

предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма,

занимает фактор сезонности. В зависимости от сезона объем туристической

деятельности может иметь очень серьезные колебания. Туристские организации

и учреждения предпринимают ряд мер, направленных на уменьшение сезонных

спадов, например, введение сезонной дифференциации цен (разница в величине

тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать

50 %), развитие тех видов туризма, которые не подвержены сезонным

колебаниям – конгрессный, деловой и т.д.

3. Этапы развития и реформирования отрасли туризма

Туризм - продукт длительного исторического развития. Предпосылки его

развития берут свое начало в глубокой древности.

Как известно, процесс познания человеком окружающего мира тесно связан

с путешествиями. Уже в древние времена народы Средиземноморья располагали

географическими описаниями, которые давали общие представления о соседних

территориях. Развитие обмена и торговых связей требовало достоверных и

подробных сведений о странах, их населении и обычаях.

С целью изучения новых территорий отправлялись в далекие путешествия

древние ученые (Геродот – 5 в. до н.э.) и исследователи других стран (Пифей

– 4 в. до н.э.).

Накопившиеся к началу нашей эры географические даные о различных

странах наиболее полно были изложены древними географами Страбоном (63 г.

до н.э. – 20 г. н.э.) и Клавдием Птоломеем (90 – 168 гг. н.э.)

Огромная заслуга в открытии новых территорий в это время принадлежит

арабским путешественникам VII – XI вв. Например, купец из Басры Сулейман

посетил Китай и Индию, а Ибн-Хордабех и Ибн-Фадиан дали подробное описание

нашей страны.

В период IX – XI веков Древняя Русь в силу своего географического

положения являлась центром пересечения торговых путей между Западом и

Востоком. В это время активно развивались наши связи с Византией. С

принятием христианства на Руси из Византии потянулись служители церкви,

переводчики, переписчики книг и купцы. Нельзя также не отметить широкое

распространение крестовых походов того периода, целью которых было

завоевание новых земель.

Период Средневековья был ознаменован началом путешествий к целебным

источникам. Особо известными путешественниками этого периода можно назвать

Афанасия Никитина, Марко Поло, Васко де Гама, Христофора Колумба.

Говоря об истории развития отечественного туризма, можно отметить 5

этапов [20;11]:

1. до 1880 года - этот этап был ознаменован началом

поездок на отдельные экскурсии или на отдых. Наиболее

активными в этом плане были революционно-демократические

слои и интеллигенция России.

2. этот этап начался периодом развития капитализма в России

и прервался в связи с началом первой мировой войны и

февральской революции 1917 года. На этом этапе

отмечалось быстрое развитие туристской инфраструктуры:

ресторанов, гостиниц, транспортной сети, также в этот

период начал формироваться туристский рынок, в котором

можно было проследить два основных сегмента - элитарный

туризм состоятельных слоев и экскурсионный и

рекреационный туризм интеллигенции. В этот период

появились также первые туристические фирмы, бюро,

компании, клубы.

3. с февраля 1917 года до конца 60-х годов. На этом этапе

идеологические функции туризма доминировали над

хозяйственными. Появились первые профсоюзы. В целом, в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.