реферат, рефераты скачать
 

Совершенствование программы развития туризма Псковской областии


рынке туризма; содействие в продвижении турпродукта на внутренний и мировой

рынки; содействие участию в международных туристских программах; создание

условий для многоцелевого использования туристской инфраструктуры;

координация деятельности и инвестиций государственного и частного секторов

в области развития туризма.

К компетенции областного Собрания депутатов в сфере туризма относится

[1;ст. 7]:

1) принятие законов и иных нормативно-правовых актов области по

вопросам регулирования туристской деятельности;

2) утверждение областных комплексных целевых программ по развитию

туристской деятельности;

3) другие полномочия, установленные законодательством Российской

Федерации и области.

К компетенции Администрации области в сфере туризма относится

[1;ст.8]:

1) осуществление лицензирования туристской деятельности в

соответствии с федеральным законодательством;

2) контроль за сертификацией туристского продукта;

3) координация деятельности органов и организаций сферы туризма;

4) утверждение порядка предоставления туристских услуг

туроператорами и турагентами на объектах государственной

собственности, расположенной на территории области;

5) создание координационного совета по туризму для координации

деятельности органов исполнительной власти области, органов

местного самоуправления, общественных организаций и объединений

в сфере туризма и предприятий туристской индустрии;

6) формирование системы официальных туристских агентов

Администрации области на конкурсной основе;

7) утверждение положения об официальных туристских агентах

Администрации области;

8) осуществление взаимодействия с соответствующими органами

государственной власти субъектов Российской Федерации в целях

координации действий в сфере туризма и продвижения туристского

продукта на российском туристском рынке;

9) разработка и реализация областных комплексных целевых программ

по развитию туристской индустрии;

10) заключение с субъектами Российской Федерации соглашений о

сотрудничестве и единой политике в сфере туризма;

11) осуществление взаимодействия с соответствующими субъектами

иностранных государств для разработки и реализации общей

стратегии развития туризма и его приоритетных направлений;

12) заключение с заинтересованными субъектами иностранных государств

соглашений по вопросам туризма в порядке, установленном

законодательством;

13) принятие нормативно-правовых актов в пределах компетенции по

вопросам регулирования туристской деятельности;

14) формирование внебюджетных фондов развития туризма;

15) разработка системы сбора и анализа информации о деятельности

организаций в сфере туризма в области;

16) осуществление иных полномочий, вытекающих из положений

федерального и областного законодательства.

К компетенции органов местного самоуправления в сфере туризма

относится [1;ст.9]:

1) создание совета по туризму по вопросам взаимодействия и

координации деятельности общественных организаций и объединений

в сфере туризма и организаций туристской индустрии на территории

муниципальных образований;

2) утверждение положения о муниципальных официальных туристских

агентах;

3) осуществление взаимодействия с муниципальными образованиями

области по вопросам туризма;

4) разработка и реализация муниципальных программ по развитию

туристской деятельности;

5) заключение соглашений о сотрудничестве в сфере туризма;

6) принятие нормативно-правовых актов по вопросам регулирования

туристской деятельности в пределах своей компетенции;

7) формирование целевых муниципальных внебюджетных фондов развития

туризма и утверждение положения о них.

Органы управления туризмом в Псковской области представлены комитетом

по внешним связям и туризму Администрации области. Комитет занимается

управлением туризма на региональном уровне и уделяет большое внимание

въездному международному и внутреннему туризму. Основная роль в процессе

формирования и продвижения псковского регионального туристского продукта

принадлежит также комитету.

Комитет выступил с законодательной инициативой о разработке проекта

закона Псковской области «О туристской деятельности в Псковской области»,

который был принят 8 июля 1999 года Областным Собранием.

Разработана Подпрограмма развития туризма на 2002-2006 г. Подпрограмма

направлена на создание правовой, организационной экономической базы

современной туристской индустрии в Псковской области. Главная цель

подпрограммы – создание в области современного высокоэффективного и

конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие

туристские возможности для удовлетворения потребностей российских и

иностранных граждан в туристских услугах, развитие народного хозяйства

области посредством создания новых рабочих мест, сохранения и рационального

использования историко-культурного и природного потенциала области,

увеличения налоговых поступлений. Основные направления подпрограммы

включают в себя формирование современного туристского рынка на основе

развития конкуренции, углубления специализации и кооперации в работе

туристских организаций; создание условий для приоритетного развития

внутреннего и въездного туризма и социального туризма; расширение

международного сотрудничества; развитие материальной базы путем привлечения

инвестиций; формирование системы подготовки туристских кадров; разработка

системы социально-экономической оценки эффективности туристской

деятельности на территории области; совершенствование системы

информационного обеспечения; проведение активной рекламной деятельности,

направленной на формирование образа Псковской области, как области,

благоприятной для туризма.

Подписано соглашение о сотрудничестве между Администрацией Псковской

области и Министерством экономического развития депертаментом туризма. По

предложению комитета в целях улучшения качества экскурсионного обслуживания

российских и иностранных граждан утверждено постановлением Администрации

области положение "О порядке предоставления туристских услуг туроператорами

и турагентами на объектах государственной собственности, расположенных на

территории Псковской области» [42]. Положение вводит обязательную

регистрацию всех экскурсоводов на проведение экскурсий с целью контроля

качества предоставляемых услуг.

Комитету предоставлено право лицензирования международной туристской

деятельности, что является важнейшим рычагом государственного регулирования

в туризме. Проводятся рабочие совещания с туристскими фирмами области.

Выполняются мероприятия по проверке соблюдения условий действия лицензии на

международную туристскую деятельность, а также проверка устранения хода

недостатков, выявленных при проверке. Доходы бюджета от лицензирования

приведены в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Доходы бюджета от лицензирования туристской деятельности

|Показатели |1998 |1999 |2000 |

|Выдано (переоформлено) | | | |

|лицензий, шт. |9 |7 |9 |

|Доход, тыс. руб. |34,4 |5,9 |9,7 |

Одной из важнейших задач комитета является расширение государственного

обеспечения развития туризма. На сегодняшний день в Невельском и Печорском

районах отделы культуры преобразованы в отделы культуры и туризма, что дало

положительный результат. В этих районах разработаны программы развития

туризма. Сегодня ведется работа по реорганизации Пушкиногорского отдела

культуры в отдел по культуре и туризму.

В международной сети «Интернет» создана официальная туристская

страница комитета по внешним связям и туризму Администрации области на

русском и английском языках. Издан туристский рекламно-информационный

справочник по Псковской области. Это в какой-то мере упростит доступ к

информации заинтересованным субъектам.

Комитет организует участие делегаций Администрации области и

туристских фирм в международных туристских выставках.

Меры, принимаемые комитетом настоящее время, оказали положительное

воздействие на развитие внутреннего и въездного туризма на территории

Псковщины. За последние несколько лет наметились тенденции роста въездного

потока на территорию области. По оценкам северо-западного отделения РАТА

(Российской Ассоциации туристских агентств) г. Псков в 2000 году вошел в

число российских городов наиболее привлекательных для посещения туристов

[42].

Выводы по 1 главе

Туризм - это специфическая отрасль экономики, включающая в себя

деятельность туристских предприятий по предоставлению комплекса туристских

услуг и продаже туристских товаров в целях удовлетворения потребностей

человека, возникающих в период его путешествия (поездки).

Продуктом сферы туризма как отрасли национальной экономики является

право на потребление определенного рода услуг, в то время как сами услуги

создаются в других отраслях экономики

В туризме выделяют три экономические функции: производственная,

обеспечения занятости и создания дохода.

Свое начало развитие туризма берет в античном мире. На современной

этапе – с 1985 года, который может быть назван переходным периодом в

развитии туризма, можно выделить четыре тенденции:

1) изменение в структуре спроса и в сегментации туристического

рынка;

2) развитие частных, средних и малых предприятий;

3) возникновение частной собственности, в частности на землю;

4) разработка специального законодательства, регулирующего развитие

отрасли туризма.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими развитие отрасли

туризма являются Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об

основах туристской деятельности в Российской Федерации", Концепция

реорганизации и развития туризма в РФ #G1одобренная Указом Президента

Российской Федерации от 22 декабря 1995 года N 1284, Указ Президента РФ ''О

реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации'' (с изменениями на

6 апреля 2000 года), закон № 48-оз ''О туристской деятельности в Псковской

области'' от 14 июля 1999 года, Подпрограмма развития туризма на 2002-2006

гг., ''Основные направления деятельности Администрации города Пскова в

сфере туризма на 2001-2003 гг.'' (Приложение N 1 к распоряжению

Администрации города Пскова от 04.12.2001года N 4133-р).

В соответствии с законодательством, каждый уровень государственной

власти выполняет свои нормативно-правовые функции. Так, первый уровень

государственной власти - Федеральное Собрание в составе Совета Федерации и

Государственной Думы выполняет представительную и законодательную функции.

На следующем уровне находится власть субъектов Российской Федерации, а

именно: Областное собрание депутатов, являющееся высшим представительным и

законодательным органом; и Администрация области, являющаяся высшим

исполнительным органом. Уровень местного самоуправления представлен

Администрацией города, выполняющем исполнительную и представительную

функции.

Глава 2. Анализ состояния и перспективы развития отрасли туризма Псковской

области

2.1. Анализ потенциала развития туризма

Псковская область является очень привлекательной территорией для

туристов с точки зрения расположения, экологической обстановки и культурно-

исторического наследия. Псковская область расположена на северо-западе

Российской Федерации. Территория области 55,3 тысяч кв. км., включая 2 100

кв. км. озер. Протяженность области с севера на юг - 380 км, с запада на

восток - 260 км. Площадь Псковской области больше чем территория Дании,

Нидерландов, Швейцарии или Эстонии. При этом население области

сравнительно небольшое - 778 тыс. человек, что обуславливает наличие

нетронутых и экологически чистых мест.

Область административно разделена на 24 района, из них 9 –

приграничных, имеет два относительно больших экономических центра: город

Псков в центральной части региона и город Великие Луки на юге.

Главной особенностью экономического и географического положения

Псковской области является ее приграничное расположение. Псковская область

имеет:

. внутренние границы с Новгородской и Ленинградской областями Северо-

западного района, Тверской и Смоленской областями Центрального

района Российской Федерации. это дает возможность изучать

историческое наследие отмеченных выше областей, делиться своими

достижениями в области развития туризма.

. внешние границы с Белоруссией (протяженность границы 352 км),

Эстонией (249 км) и Латвией (270 км). В данном случае наличие

таких связей дает возможность поддерживать деловые и культурные

контакты с этими странами.

Область служит звеном, соединяющим огромный потенциал туристских

возможностей Северо-Запада и Центральной части РФ.

Псковскую область пересекают автомобильные и железные дороги,

соединяющие Москву с Ригой и Таллинном, и Санкт-Петербург с Ригой и Киевом.

Аэропорт г. Пскова имеет международный статус.

Областной центр - город Псков расположен примерно на равном расстоянии

от Санкт-Петербурга (250 км), Таллинна (280 км) и Риги (260 км) и в 600-х

км от Москвы.

По ходатайству Администрации Псковской области в городе Пскове открыты

и действуют: Представительство МИД РФ в г. Пскове и консульский пункт в

пункте пропуска “Шумилкино”, Консульство Латвийской Республики; Канцелярия

Эстонского генерального консульства в городе Санкт-Петербурге [42].

Северо-Западный регион обладает уникальным туристским и

оздоровительным потенциалом. На его территории расположено более половины

всех имеющих мировое культурное значение, историческое и архитектурное

значение памятников России, находящихся под защитой ЮНЕСКО. Особое место

здесь занимает Псковская область.

Климатические условия, а именно: достаточно теплое лето и сравнительно

мягкая зима, - позволяют развивать здесь как летние, так и зимние виды

отдыха и туризма. Весь комплекс природных рекреационных ресурсов области

оценивается как "благоприятный" для организации туризма и как

"среднеблагоприятный" для отдыха и лечения. Природные рекреационные ресурсы

области дополняются многочисленными культурно-историческими памятниками.

Территория Псковской области обладает богатыми рекреационными

ресурсами. Для нее характерен достаточно расчлененный рельеф с чередованием

холмисто-грядовых пространств, значительная лесистость с преобладанием

смешанных лесов, богатых ягодами и грибами, обилие озер (более 3000) и

большое количество малых и средних рек. Такие условия благоприятствуют

развитию спортивного рыболовства и водного туризма, охоты. Область

располагает бальнеологическими ресурсами - лечебными грязями и минеральными

водами.

Псковская земля исключительно богата памятниками ее славной истории и

обладает поистине бесценным историко-культурным наследием. На ее территории

находятся 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3588

памятников местного значения и 475 вновь выявленных объектов наследия.

Многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, свидетельством

подлинного мастерства русских зодчих ХIV-ХIХ веков. Псковичи внесли

значительный вклад в культурное наследие человечества. Причем это не

единичные памятники истории и культуры, а школы и направления в развитии

архитектуры, живописи и прикладного искусства. Уже к XII веку в Пскове

появились первые каменные постройки, из которых соборы Спасо-Мирожского и

Иоанно-Предтеченского монастырей сохранились до наших дней.

В таблице 2.1 представлены количественные данные о наиболее популярных

туристских объектах области [42].

Таблица 2.1

Размещение туристских объектов

|Вид |Место |Количество |

|Объекты паломнического туризма (монастыри,|Псков |13 |

|церкви, святые места) | | |

| |Псковская область|36 |

|Объекты экскурсионного туризма (музеи, |Псков |12 |

|архитектурные и исторические памятники) | | |

| |Псковская область|39 |

|Объекты экологического туризма (природные |Псковская область|2 |

|заповедники, национальные парки) | | |

Среди историко-культурных памятников можно выделить:

. Ансамбль Псковского Кремля (Крома) VI - XIX веков, историко-

архитектурный и градостроительный центр Пскова, расположен на

высоком мысу при впадении р. Пскова в р. Великая;

. Ансамбль Довмонтова города X - XVII веков;

. Стены окольного города различной степени сохранности на протяжении

9,5 километров;

. Ансамбль Мирожского монастыря XII - XIX веков с фресковой живописью

XII в. Спасо-Преображенского собора;

. Церкви: Василия на горке (XV век), Николы со Усохи (XVI век),

Анастасии Римлянки (XVI век) и другие;

. Гражданские сооружения XVII века: Палаты Меньшиковых, Солодежня и

другие;

. Гражданские здания XVII - XX веков.

Гордостью Пскова является Спасо-Преображенский собор Мирожского

монастыря, датируется 1153г. Этот собор единственный в Пскове монастырский

памятник греко-византийского типа, отличается суровой простотой и

строгостью архитектурной композиции. Интерьер храма расписан сохранившейся

уникальной фресковой живописью середины XII в. Памятник хорошо известен

далеко за пределами нашей страны. Уникальные образцы монументальной

живописи представляют одно из высших достижений духовной культуры Древней

Руси, поражают художественным совершенством, глубиной мысли. Спасо-

Преображенский собор с его фресками включен ЮНЕСКО в число памятников

мирового значения. Мирожский монастырь был одним из культурных и летописных

центров Пскова. Здесь в XIII веке был сделан список “Слова о полку

Игореве”.

Псковский историко-архитектурный и художественный музей ведет свою

историю от небольшого музея открытого по инициативе псковской интеллигенции

в 1876 году. В настоящее время центральный комплекс музея находится на

улице Некрасова, 7 и занимает несколько зданий: Поганкины палаты - памятник

гражданской архитектуры Пскова XVII века, бывшую художественно-промышленную

школу, возведенную в начале XX века, а также современный корпус,

построенный в семидесятых годах нашего столетия, - они составляют сейчас

единое целое.

Высокий уровень изобразительного и прикладного искусства, свойственный

творчеству древних псковских мастеров, характеризует самые различные виды

художественного наследия Пскова: иконопись, фреска, книжную миниатюру,

ювелирные изделия, резьбу по камню и дереву, керамику.

Исключительный интерес для туристов могут представлять древнерусские

памятники города Печоры. Город этот расположен прямо на государственной

границе России и Эстонии.

При въезде в Псков из Прибалтики своеобразной прелюдией к

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.