реферат, рефераты скачать
 

Совершенствование программы развития туризма Псковской областии


размещения не позволяет активно использовать имеющиеся рекреационные

возможности региона. Требуется реконструкция старых и строительство новых

туристских баз класса пансионата «Кривск» и «Лесное озеро».

Немаловажное значение в развитии туризма имеют предприятия

общественного питания. К ним относятся: рестораны, кафе, бары, закусочные и

т.д. Количество данных заведений, а также качество услуг оказывают

влияние на туристскую привлекательность того или иного региона.

В настоящее время в области достаточно предприятий питания, чтобы

полностью удовлетворить спрос туристов. Хуже обстоят дела в районах

области, где малое количество предприятий питания дополняется низким

качеством обслуживания. Лучше дела обстоят в крупных городах области, таких

как: Псков, Великие Луки и Печоры, где находится большинство предприятий

питания. Наблюдается тенденция увеличения количества кафе, ресторанов,

баров, а также улучшение качества обслуживания и их дифференциация. Из всех

предприятий питания города Пскова по наибольшей привлекательности можно

выделить следующие: ресторан-клуб «Русь» (помещение Спасской башни, пл.

Ленина), кафе «Ягуар» (Рижский пр., 16), кафе «Мустанг» (Октябрьский

пр.,15), кафе «Европейская» (пл. Победы, 1), арт-кафе «Бастион» (ул.

Бастионная, 9), ресторан и бар «Олимпия» (Октябрьский пр., 20), ресторан и

бар «Бавария» (ул. Советская, 83), бистро «Лагуна» (Октябрьский пр., 19).

Данные предприятия привлекательными делают превосходное качество пищи,

большое разнообразие блюд, как русской, так и других национальных кухонь,

высокий уровень обслуживания. Помимо этого, данные заведения являются

привлекательными еще потому, что находятся практически в центре города или

недалеко от него.

Многие предприятия питания сотрудничают с туристскими фирмами,

обслуживая группы туристов. Для неорганизованных туристов необходимо

распространять рекламу ресторанов и кафе в гостиницах. Но так как

большинство гостиниц в городе Пскове располагают ресторанами, они могут

быть не заинтересованы в рекламе конкурентов.

Поэтому тем кафе и ресторанам, которые готовы работать на туристов,

следует дать информацию о своих услугах:

. в информационно-рекламном туристском справочнике;

. на рекламных щитах и указателях, развешанных в городе;

. в буклетах (для распространения в гостиницах, поездах, местах

посещаемых туристами);

. в местных СМИ и т.п.

В непосредственной близости от достопримечательностей города и области

необходимо организовать летние кафе. Организация таких маленьких частных

летних кафе позволит сократить дефицит предприятий питания в тех районах

области, где он особенно ощутим, а также повысить комфортность посещения

памятников истории. Следует отметить, что это не является непосредственной

задачей администрации музеев. Такую функцию могут взять на себя уже

существующие предприятия питания, организовав выездные кафе. Корпорация с

крупными фирмами позволит добиться минимальных инвестиционных расходов и

быстрого возврата капитала.

Таким образом, первоочередные мероприятия по улучшению системы питания

в Псковской области заключаются в:

. распространении рекламы уже функционирующих кафе и ресторанов;

. поощрении организации ими летних кафе и выносных пунктов питания

на пути перемещения туристов;

. улучшении качества обслуживания в тех кафе и ресторанах, где оно

еще не достаточно высокое.

К индустрии развлечений относятся предприятия (организации,

учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением

потребностей человека в развлечениях. Такими объектами являются предприятия

с ярко выраженным развлекательным характером деятельности – цирки,

зоопарки, аттракционы, игротеки и т.п. Разнообразные зрелищные предприятия,

включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии,

концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик-

холлы, художественные и музыкальные коллективы радиовещания и телевидения и

др.) также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям

физической культуры (в искусственных водных бассейнах и на катках, в

спортивных залах и клубах, манежах и пр.), а также посещениям спортивно-

зрелищных предприятий. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках,

музеях, на выставках, во всевозможных клубных учреждениях и т.п.) также

сопровождается развлечением.

В г. Пскове и области достаточное количество предприятий сферы

развлечения, их количество и качество услуг постоянно растут. Туристам

предлагаются развлечения на любой вкус от музеев, выставок, кинотеатров до

ночного клубного отдыха. Для повышения посещаемости музеев, выставок и

других объектов культурно-развлекательного характера, а также для удобства

туристов, необходимо, чтобы они работали в праздники и выходные дни.

Особо привлекательными для туристов могли бы стать программы

оригинальных, привлекательных мероприятий, таких как, музыкальные

фестивали, выступление фольклорных групп, исторические представления,

поэтические вечера и т.д. Такие мероприятия формируют с течением времени

особую известность региона и действуют как магнит. При этом в меньшей

степени речь идет о профессионализме артистов. Все местные коллективы

приглашаются к участию в подобных представлениях.

Программа мероприятий на зимний и летний период должна утверждаться

на областном и муниципальном уровне с участием всех заинтересованных лиц и

распространяться в виде простых буклетов. Степень развития транспортной

инфраструктуры оказывает большое влияние на туристскую привлекательность

региона. Уровень развития транспортной инфраструктуры в Псковской области

достаточно высокий. Область пересекают крупные автомобильные и железные

дороги, соединяющие область с такими крупными городами как Москва, Санкт-

Петербург, Рига, Таллинн, Киев. Кроме этого, в области есть два

относительно крупных аэропорта, один из которых расположен в городе Великие

Луки, а второй - в Пскове. Причем аэропорт в Пскове имеет международный

статус, что позволяет принимать самолеты иностранных компаний. Аэропорт

позволяет принимать все существующие виды пассажирских самолетов, как

отечественного, так и зарубежного производства. Также в области существует

внутренний водный транспорт, который связывает некоторые города Прибалтики

с городом Псковом и может быть использован для организации экскурсий,

экологического туризма с выездом на острова Псково-Чудского озера. Хочется

отметить, что по плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым

покрытием Псковская область занимает 14 место среди всех регионов России.

По этому показателю область занимает первое место в Северо-Западном

регионе. Причем практически с каждым годом плотность автодорог

увеличивается (таблица 2.5) [42].

Таблица 2.5

Плотность автомобильных дорог общего пользования твердым покрытием в

Псковской области, км дорог на 100 км 2 территории.

| |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |

|Плотность | | | | | | | | |

|автодорог |151 |178 |179 |180 |181 |184 |186 |191 |

В крупных городах области (Псков, Великие Луки) достаточно хорошо

развит городской пассажирский транспорт. В них достаточно маршрутов и

подвижного состава, чтобы обеспечить доставку пассажиров практически в

любую часть города без больших потерь во времени.

Хуже обстоят дела с междугородним автомобильным транспортом. За

последние годы практически в два раза сократилось количество маршрутов и

автобусов. Так если в 1990 году было 206 маршрутов и 256 автобусов ходивших

по ним, то в 1997 их стало 105 и 163 соответственно (табл.2.6) [44].

Таблица 2.6

Показатели работы междугороднего автобусного парка

| |1990 |1992 |1995 |1996 |1997 |

|Число маршрутов, |206 |156 |120 |120 |105 |

|ед. | | | | | |

|Среднесписочное | | | | | |

|число подвижного |256 |215 |202 |168 |163 |

|состава, ед. | | | | | |

Распределение численность туристов по видам транспорта, на которых они

прибывают в Псковскую область, приведено в таблице 2.7 [42]. Основная часть

российских туристов (53%) прибывает железнодорожным транспортом, чуть

меньше - общественным автомобильным (37%) и личным автомобильным (10%).

Большая часть иностранных туристов приезжает на общественном автомобильном

транспорте (90%). Оставшиеся 10%, пользуются услугами железной дороги. В

связи с тем, что Псковский аэропорт не выполняет регулярных рейсов, а

катера речного транспорта выполняют только внутренние рейсы (на острова

Псковского озера), воздушным и речным транспортом в область туристы не

прибывают.

Таблица 2.7

Распределение численности туристов по видам транспорта, которым они

прибывают в Псковскую область

|Вид транспорта |Российские туристы |Иностранные туристы |

|Автомобильный транспорт |37% |90% |

|(общественный) | | |

|Железнодорожный транспорт |53% |10% |

|Автомобильный транспорт |10% |- |

|(личный) | | |

|Авиационный транспорт |- |- |

|Речной транспорт |- |- |

В целом, транспортная инфраструктура в Псковской области находится в

удовлетворительном состоянии. Исключение составляет сегмент автобусов

туркласса. Это обстоятельство является неблагоприятным фактором и

отрицательно влияет на туристскую привлекательность региона. Негативным

обстоятельством является то, что при наличии хорошего аэропорта с

международным статусом, в Псковской области не осуществляются регулярные

пассажирские авиа перевозки и не используется водный транспорт.

2.5. Сравнительный анализ программ развития туризма

Для достижения поставленных перед исследованием цели и задач, нами

были проанализированы уже имеющиеся программы развития туризма: г. Москвы

(2000-2010гг.), г. Санкт-Петербурга (1999-2003 гг.), г. Нижнего Новгорода

(2002-2004гг.), г. Тольятти (1999-2000гг.), г. Перми (2001-2005гг.), г.

Пскова (1996-1997гг., 2000-2002гг, 2002-2006гг.). Анализ был проведен по

следующим критериям:

1. Цели программы;

2. Мероприятия программы;

3. Соответствие мероприятий целям;

4. Критерии оценки реализации программы (конечный результат);

5. Соответствие нормативно-правовой базе;

6. Инструменты реализации программы;

7. Логика программы;

С точки зрения целей программ (см. приложение 2), нужно отметить факт

наличия целей в каждой программе. Как правило, ставится одна цель, а затем

прописываются конкретные задачи для реализации поставленной цели. Можно

также отметить, что все программы фактически преследуют одну цель:

''создание в области современного, высокоэффективного и

конкурентоспособного туристского комплекса''.

Мероприятия, отмеченные в программах (см. приложение 4), как правило,

четко следуют установленным задачам. Нужно отметить, в некоторых

программах (напр., Программа развития туризма в Санкт-Петербурге)

содержатся конкретные мероприятия, направленные на развитие отрасли

туризма в области, тогда как в других программах (напр., программа г.

Тольятти) содержатся лишь общие мероприятия, не дающие представления о

конкретных действиях исполнителей данной программы.

Говоря о соответствии отмеченных в программе мероприятий целям, можно

сказать, что, в общем, это соответствие прослеживается.

Что касается критериев оценки реализации программ (см. приложение 3),

то, как правило, авторы программ представляют конечный результат

деятельности в сфере туризма. Общими ожидаемыми результатами можно назвать:

создание условий для удовлетворения потребностей населения в активном и

полноценном отдыхе, укрепления здоровья и приобщения к культурным

ценностям; формирование современной высокоэффективной туристской индустрии;

увеличение доходности федерального и местного бюджетов; привлечение

иностранных инвестиций в экономику области; сохранение и возрождение

объектов природного и культурного наследия; удовлетворение потребностей

населения в активном и полноценном отдыхе; стимулирующее воздействие на

развитие предприятий других отраслей экономики (пищевой промышленности,

торговли, производства товаров народных промыслов, учреждений культуры,

дорожной сети и средств связи).

Авторы названных выше программ в своей работе руководствовались

нормативно-правовыми документами, которые также были отмечены в текстах

самих программ развития туризма. Это такие документы как: Решение Городской

Думы г. Тольятти №485 от 17.03.1999 ''О разработке программы развития

туризма г. Тольятти на 1999-2000гг''; постановление Правительства Москвы от

8 августа 2000 г. N 602 "Об основных положениях Программы развития туризма

в г. Москве на период до 2010 года", постановлениями Правительства Москвы

от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично-туристского комплекса г.

Москвы" и от 15.07.97 N 529 "О внесении изменений и дополнений в

постановление Правительства Москвы от 28.05.96 N 449 "О программе развития

гостинично-туристского комплекса г. Москвы"; концепция реорганизации и

развития туризма в Российской Федерации, одобренная Указом Президента

Российской Федерации от 22 декабря 1995 года № 1284 "О реорганизации и

развитии туризма в Российской Федерации", федеральная целевая программа

"Развитие туризма в Российской Федерации", утвержденная постановлением

Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года №177,

международные правовые акты в области туризм, федеральный закон “Об

основах туристской деятельности в РФ” от 24.11.96 № 132-ФЗ. Нужно отметить,

что сносок на использованные нормативно-правовые акты не имеют программы г.

Пскова (на все периоды) и г. Санкт-Петербурга.

Основными инструментами реализации программ являются средства

федерального и местного бюджетов. Некоторые программы этим и ограничиваются

(напр. Программа г. Тольятти и г. Пскова (1996-1997/2000-2002). Но

большинство программ привлекают дополнительные средства к реализации

мероприятий по развитию туризма, такие как: инвестиции, средства получаемых

грандов от международных организаций; средства Ассоциаций туристских

предприятий; средства от гостиничного сбора, средства от лицензирования

международной туристской деятельности, арендной платы всех юридических и

физических лиц; доходов от государственной собственности в сфере туризма;

налогов от деятельности предприятий, обслуживающих туристов; специального

туристского сбора с каждой ночевки независимо от целей посещения с

дифференциацией по сезонам; доходов от выдачи лицензий на открытие

предприятий и получение права на профессиональную деятельность на

территории города; штрафов за нарушение экологической обстановки;

добровольных пожертвований. Приятно отметить, что программа г. Пскова на

2002-2006 гг. предусматривает финансирование мероприятий не только из

федерального и местного бюджетов, но и с использованием привлеченных

средств.

Что касается логики программ, надо отметить, что в этом случае

программы можно разделить на две категории: программы, придерживающиеся

строгого неразвернутого плана, и наоборот, программы, содержащий в себе

интересный развернутый план. Примерный неразвернутый план представляет

собой:

1. Наименование программы;

2. Основания для разработки;

3. Заказчик;

4. Разработчики;

5. Цель и задачи;

6. Основные мероприятия;

7. Исполнители;

8. Объемы финансирования;

9. Ожидаемые результаты.

Примерный развернутый план выглядит следующим образом:

Введение

I. Анализ ситуации и обоснование целей и задач

программы.

1. Анализ ситуации в области туризма (конкретной

области).

2. Основные цели и задачи программы.

3. Система программных мероприятий.

II. Обоснования мероприятий программы и расчет

необходимого ресурсного обеспечения.

4. Ресурсное обеспечение программы.

5. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических

последствий реализации программы.

6. Механизм реализации программы.

7. Организация управления программой и контроль за ходом ее

реализации.

Мы полагаем, что второй тип плана наиболее выигрышен для программы

развития туризма, т.к. содержит в себе анализ уже существующей ситуации в

туризме, и оценку состояния туризма как отрасли и предполагает подробный

перечень мероприятий реализации программы. В этом плане нужно отметить

логику построения программ г. Москвы и г. Пскова (2002-2006гг.)

Выводы по 2 главе

Псковская область обладает благоприятными предпосылками для развития

различных видов туризма и отдыха, как жителей области, так и гостей

Псковщины. Во-первых, это, конечно же, историко-культурное наследие

области (на территории находятся 372 памятника федерального

(общероссийского) значения, 3588 памятников местного значения и 475 вновь

выявленных объектов наследия. Многие из них являются настоящими шедеврами

архитектуры, свидетельством мастерства русских зодчих 12 - 19 веков.) [42].

Во-вторых, природа Псковского края, при разумном отношении и вложении

(много сил и немного денежных средств) идеально подходит для организации,

столь популярного на Западе экологического туризма. В-третьих, притоку

туристов способствует и выгодное географическое положение области

(единственная область страны, которая граничит с тремя территориями

одновременно: Эстонией, Латвией, Белоруссией), подкрепленное достаточно

развитой сетью автомобильных трасс, железнодорожных путей.

Площадь Псковской области больше чем территория Дании, Нидерландов,

Швейцарии или Эстонии. При этом население области сравнительно небольшое -

778 тыс. человек, что обуславливает наличие нетронутых и экологически

чистых мест.

Главной особенностью экономического и географического положения

Псковской области является ее приграничное расположение. Псковская область

имеет:

. внутренние границы с Новгородской и Ленинградской областями Северо-

западного района, Тверской и Смоленской областями Центрального

района Российской Федерации. Это дает возможность изучать

историческое наследие отмеченных выше областей, делиться своими

достижениями в области развития туризма.

. внешние границы с Белоруссией (протяженность границы 352 км),

Эстонией (249 км) и Латвией (270 км). В данном случае наличие

таких связей дает возможность поддерживать деловые и культурные

контакты с этими странами.

Область служит звеном, соединяющим огромный потенциал туристских

возможностей Северо-Запада и Центральной части РФ.

Климатические условия, а именно: достаточно теплое лето и сравнительно

мягкая зима, - позволяют развивать здесь как летние, так и зимние виды

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.