| |||||
МЕНЮ
| Совершенствование программы развития туризма Псковской областииразмещения не позволяет активно использовать имеющиеся рекреационные возможности региона. Требуется реконструкция старых и строительство новых туристских баз класса пансионата «Кривск» и «Лесное озеро». Немаловажное значение в развитии туризма имеют предприятия общественного питания. К ним относятся: рестораны, кафе, бары, закусочные и т.д. Количество данных заведений, а также качество услуг оказывают влияние на туристскую привлекательность того или иного региона. В настоящее время в области достаточно предприятий питания, чтобы полностью удовлетворить спрос туристов. Хуже обстоят дела в районах области, где малое количество предприятий питания дополняется низким качеством обслуживания. Лучше дела обстоят в крупных городах области, таких как: Псков, Великие Луки и Печоры, где находится большинство предприятий питания. Наблюдается тенденция увеличения количества кафе, ресторанов, баров, а также улучшение качества обслуживания и их дифференциация. Из всех предприятий питания города Пскова по наибольшей привлекательности можно выделить следующие: ресторан-клуб «Русь» (помещение Спасской башни, пл. Ленина), кафе «Ягуар» (Рижский пр., 16), кафе «Мустанг» (Октябрьский пр.,15), кафе «Европейская» (пл. Победы, 1), арт-кафе «Бастион» (ул. Бастионная, 9), ресторан и бар «Олимпия» (Октябрьский пр., 20), ресторан и бар «Бавария» (ул. Советская, 83), бистро «Лагуна» (Октябрьский пр., 19). Данные предприятия привлекательными делают превосходное качество пищи, большое разнообразие блюд, как русской, так и других национальных кухонь, высокий уровень обслуживания. Помимо этого, данные заведения являются привлекательными еще потому, что находятся практически в центре города или недалеко от него. Многие предприятия питания сотрудничают с туристскими фирмами, обслуживая группы туристов. Для неорганизованных туристов необходимо распространять рекламу ресторанов и кафе в гостиницах. Но так как большинство гостиниц в городе Пскове располагают ресторанами, они могут быть не заинтересованы в рекламе конкурентов. Поэтому тем кафе и ресторанам, которые готовы работать на туристов, следует дать информацию о своих услугах: . в информационно-рекламном туристском справочнике; . на рекламных щитах и указателях, развешанных в городе; . в буклетах (для распространения в гостиницах, поездах, местах посещаемых туристами); . в местных СМИ и т.п. В непосредственной близости от достопримечательностей города и области необходимо организовать летние кафе. Организация таких маленьких частных летних кафе позволит сократить дефицит предприятий питания в тех районах области, где он особенно ощутим, а также повысить комфортность посещения памятников истории. Следует отметить, что это не является непосредственной задачей администрации музеев. Такую функцию могут взять на себя уже существующие предприятия питания, организовав выездные кафе. Корпорация с крупными фирмами позволит добиться минимальных инвестиционных расходов и быстрого возврата капитала. Таким образом, первоочередные мероприятия по улучшению системы питания в Псковской области заключаются в: . распространении рекламы уже функционирующих кафе и ресторанов; . поощрении организации ими летних кафе и выносных пунктов питания на пути перемещения туристов; . улучшении качества обслуживания в тех кафе и ресторанах, где оно еще не достаточно высокое. К индустрии развлечений относятся предприятия (организации, учреждения), чья основная деятельность связана с удовлетворением потребностей человека в развлечениях. Такими объектами являются предприятия с ярко выраженным развлекательным характером деятельности – цирки, зоопарки, аттракционы, игротеки и т.п. Разнообразные зрелищные предприятия, включая стационарные и передвижные театры, кинотеатры, изостудии, концертные организации и коллективы (филармонии, оркестры, ансамбли, мюзик- холлы, художественные и музыкальные коллективы радиовещания и телевидения и др.) также обеспечивают процессы развлечений. Развлечения присущи занятиям физической культуры (в искусственных водных бассейнах и на катках, в спортивных залах и клубах, манежах и пр.), а также посещениям спортивно- зрелищных предприятий. Приобщение к культурным ценностям (в библиотеках, музеях, на выставках, во всевозможных клубных учреждениях и т.п.) также сопровождается развлечением. В г. Пскове и области достаточное количество предприятий сферы развлечения, их количество и качество услуг постоянно растут. Туристам предлагаются развлечения на любой вкус от музеев, выставок, кинотеатров до ночного клубного отдыха. Для повышения посещаемости музеев, выставок и других объектов культурно-развлекательного характера, а также для удобства туристов, необходимо, чтобы они работали в праздники и выходные дни. Особо привлекательными для туристов могли бы стать программы оригинальных, привлекательных мероприятий, таких как, музыкальные фестивали, выступление фольклорных групп, исторические представления, поэтические вечера и т.д. Такие мероприятия формируют с течением времени особую известность региона и действуют как магнит. При этом в меньшей степени речь идет о профессионализме артистов. Все местные коллективы приглашаются к участию в подобных представлениях. Программа мероприятий на зимний и летний период должна утверждаться на областном и муниципальном уровне с участием всех заинтересованных лиц и распространяться в виде простых буклетов. Степень развития транспортной инфраструктуры оказывает большое влияние на туристскую привлекательность региона. Уровень развития транспортной инфраструктуры в Псковской области достаточно высокий. Область пересекают крупные автомобильные и железные дороги, соединяющие область с такими крупными городами как Москва, Санкт- Петербург, Рига, Таллинн, Киев. Кроме этого, в области есть два относительно крупных аэропорта, один из которых расположен в городе Великие Луки, а второй - в Пскове. Причем аэропорт в Пскове имеет международный статус, что позволяет принимать самолеты иностранных компаний. Аэропорт позволяет принимать все существующие виды пассажирских самолетов, как отечественного, так и зарубежного производства. Также в области существует внутренний водный транспорт, который связывает некоторые города Прибалтики с городом Псковом и может быть использован для организации экскурсий, экологического туризма с выездом на острова Псково-Чудского озера. Хочется отметить, что по плотности автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием Псковская область занимает 14 место среди всех регионов России. По этому показателю область занимает первое место в Северо-Западном регионе. Причем практически с каждым годом плотность автодорог увеличивается (таблица 2.5) [42]. Таблица 2.5 Плотность автомобильных дорог общего пользования твердым покрытием в Псковской области, км дорог на 100 км 2 территории. | |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 | |Плотность | | | | | | | | | |автодорог |151 |178 |179 |180 |181 |184 |186 |191 | В крупных городах области (Псков, Великие Луки) достаточно хорошо развит городской пассажирский транспорт. В них достаточно маршрутов и подвижного состава, чтобы обеспечить доставку пассажиров практически в любую часть города без больших потерь во времени. Хуже обстоят дела с междугородним автомобильным транспортом. За последние годы практически в два раза сократилось количество маршрутов и автобусов. Так если в 1990 году было 206 маршрутов и 256 автобусов ходивших по ним, то в 1997 их стало 105 и 163 соответственно (табл.2.6) [44]. Таблица 2.6 Показатели работы междугороднего автобусного парка | |1990 |1992 |1995 |1996 |1997 | |Число маршрутов, |206 |156 |120 |120 |105 | |ед. | | | | | | |Среднесписочное | | | | | | |число подвижного |256 |215 |202 |168 |163 | |состава, ед. | | | | | | Распределение численность туристов по видам транспорта, на которых они прибывают в Псковскую область, приведено в таблице 2.7 [42]. Основная часть российских туристов (53%) прибывает железнодорожным транспортом, чуть меньше - общественным автомобильным (37%) и личным автомобильным (10%). Большая часть иностранных туристов приезжает на общественном автомобильном транспорте (90%). Оставшиеся 10%, пользуются услугами железной дороги. В связи с тем, что Псковский аэропорт не выполняет регулярных рейсов, а катера речного транспорта выполняют только внутренние рейсы (на острова Псковского озера), воздушным и речным транспортом в область туристы не прибывают. Таблица 2.7 Распределение численности туристов по видам транспорта, которым они прибывают в Псковскую область |Вид транспорта |Российские туристы |Иностранные туристы | |Автомобильный транспорт |37% |90% | |(общественный) | | | |Железнодорожный транспорт |53% |10% | |Автомобильный транспорт |10% |- | |(личный) | | | |Авиационный транспорт |- |- | |Речной транспорт |- |- | В целом, транспортная инфраструктура в Псковской области находится в удовлетворительном состоянии. Исключение составляет сегмент автобусов туркласса. Это обстоятельство является неблагоприятным фактором и отрицательно влияет на туристскую привлекательность региона. Негативным обстоятельством является то, что при наличии хорошего аэропорта с международным статусом, в Псковской области не осуществляются регулярные пассажирские авиа перевозки и не используется водный транспорт. 2.5. Сравнительный анализ программ развития туризма Для достижения поставленных перед исследованием цели и задач, нами были проанализированы уже имеющиеся программы развития туризма: г. Москвы (2000-2010гг.), г. Санкт-Петербурга (1999-2003 гг.), г. Нижнего Новгорода (2002-2004гг.), г. Тольятти (1999-2000гг.), г. Перми (2001-2005гг.), г. Пскова (1996-1997гг., 2000-2002гг, 2002-2006гг.). Анализ был проведен по следующим критериям: 1. Цели программы; 2. Мероприятия программы; 3. Соответствие мероприятий целям; 4. Критерии оценки реализации программы (конечный результат); 5. Соответствие нормативно-правовой базе; 6. Инструменты реализации программы; 7. Логика программы; С точки зрения целей программ (см. приложение 2), нужно отметить факт наличия целей в каждой программе. Как правило, ставится одна цель, а затем прописываются конкретные задачи для реализации поставленной цели. Можно также отметить, что все программы фактически преследуют одну цель: ''создание в области современного, высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса''. Мероприятия, отмеченные в программах (см. приложение 4), как правило, четко следуют установленным задачам. Нужно отметить, в некоторых программах (напр., Программа развития туризма в Санкт-Петербурге) содержатся конкретные мероприятия, направленные на развитие отрасли туризма в области, тогда как в других программах (напр., программа г. Тольятти) содержатся лишь общие мероприятия, не дающие представления о конкретных действиях исполнителей данной программы. Говоря о соответствии отмеченных в программе мероприятий целям, можно сказать, что, в общем, это соответствие прослеживается. Что касается критериев оценки реализации программ (см. приложение 3), то, как правило, авторы программ представляют конечный результат деятельности в сфере туризма. Общими ожидаемыми результатами можно назвать: создание условий для удовлетворения потребностей населения в активном и полноценном отдыхе, укрепления здоровья и приобщения к культурным ценностям; формирование современной высокоэффективной туристской индустрии; увеличение доходности федерального и местного бюджетов; привлечение иностранных инвестиций в экономику области; сохранение и возрождение объектов природного и культурного наследия; удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе; стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики (пищевой промышленности, торговли, производства товаров народных промыслов, учреждений культуры, дорожной сети и средств связи). Авторы названных выше программ в своей работе руководствовались нормативно-правовыми документами, которые также были отмечены в текстах самих программ развития туризма. Это такие документы как: Решение Городской Думы г. Тольятти №485 от 17.03.1999 ''О разработке программы развития туризма г. Тольятти на 1999-2000гг''; постановление Правительства Москвы от 8 августа 2000 г. N 602 "Об основных положениях Программы развития туризма в г. Москве на период до 2010 года", постановлениями Правительства Москвы от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично-туристского комплекса г. Москвы" и от 15.07.97 N 529 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 28.05.96 N 449 "О программе развития гостинично-туристского комплекса г. Москвы"; концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, одобренная Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1995 года № 1284 "О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации", федеральная целевая программа "Развитие туризма в Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1996 года №177, международные правовые акты в области туризм, федеральный закон “Об основах туристской деятельности в РФ” от 24.11.96 № 132-ФЗ. Нужно отметить, что сносок на использованные нормативно-правовые акты не имеют программы г. Пскова (на все периоды) и г. Санкт-Петербурга. Основными инструментами реализации программ являются средства федерального и местного бюджетов. Некоторые программы этим и ограничиваются (напр. Программа г. Тольятти и г. Пскова (1996-1997/2000-2002). Но большинство программ привлекают дополнительные средства к реализации мероприятий по развитию туризма, такие как: инвестиции, средства получаемых грандов от международных организаций; средства Ассоциаций туристских предприятий; средства от гостиничного сбора, средства от лицензирования международной туристской деятельности, арендной платы всех юридических и физических лиц; доходов от государственной собственности в сфере туризма; налогов от деятельности предприятий, обслуживающих туристов; специального туристского сбора с каждой ночевки независимо от целей посещения с дифференциацией по сезонам; доходов от выдачи лицензий на открытие предприятий и получение права на профессиональную деятельность на территории города; штрафов за нарушение экологической обстановки; добровольных пожертвований. Приятно отметить, что программа г. Пскова на 2002-2006 гг. предусматривает финансирование мероприятий не только из федерального и местного бюджетов, но и с использованием привлеченных средств. Что касается логики программ, надо отметить, что в этом случае программы можно разделить на две категории: программы, придерживающиеся строгого неразвернутого плана, и наоборот, программы, содержащий в себе интересный развернутый план. Примерный неразвернутый план представляет собой: 1. Наименование программы; 2. Основания для разработки; 3. Заказчик; 4. Разработчики; 5. Цель и задачи; 6. Основные мероприятия; 7. Исполнители; 8. Объемы финансирования; 9. Ожидаемые результаты. Примерный развернутый план выглядит следующим образом: Введение I. Анализ ситуации и обоснование целей и задач программы. 1. Анализ ситуации в области туризма (конкретной области). 2. Основные цели и задачи программы. 3. Система программных мероприятий. II. Обоснования мероприятий программы и расчет необходимого ресурсного обеспечения. 4. Ресурсное обеспечение программы. 5. Оценка эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации программы. 6. Механизм реализации программы. 7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации. Мы полагаем, что второй тип плана наиболее выигрышен для программы развития туризма, т.к. содержит в себе анализ уже существующей ситуации в туризме, и оценку состояния туризма как отрасли и предполагает подробный перечень мероприятий реализации программы. В этом плане нужно отметить логику построения программ г. Москвы и г. Пскова (2002-2006гг.) Выводы по 2 главе Псковская область обладает благоприятными предпосылками для развития различных видов туризма и отдыха, как жителей области, так и гостей Псковщины. Во-первых, это, конечно же, историко-культурное наследие области (на территории находятся 372 памятника федерального (общероссийского) значения, 3588 памятников местного значения и 475 вновь выявленных объектов наследия. Многие из них являются настоящими шедеврами архитектуры, свидетельством мастерства русских зодчих 12 - 19 веков.) [42]. Во-вторых, природа Псковского края, при разумном отношении и вложении (много сил и немного денежных средств) идеально подходит для организации, столь популярного на Западе экологического туризма. В-третьих, притоку туристов способствует и выгодное географическое положение области (единственная область страны, которая граничит с тремя территориями одновременно: Эстонией, Латвией, Белоруссией), подкрепленное достаточно развитой сетью автомобильных трасс, железнодорожных путей. Площадь Псковской области больше чем территория Дании, Нидерландов, Швейцарии или Эстонии. При этом население области сравнительно небольшое - 778 тыс. человек, что обуславливает наличие нетронутых и экологически чистых мест. Главной особенностью экономического и географического положения Псковской области является ее приграничное расположение. Псковская область имеет: . внутренние границы с Новгородской и Ленинградской областями Северо- западного района, Тверской и Смоленской областями Центрального района Российской Федерации. Это дает возможность изучать историческое наследие отмеченных выше областей, делиться своими достижениями в области развития туризма. . внешние границы с Белоруссией (протяженность границы 352 км), Эстонией (249 км) и Латвией (270 км). В данном случае наличие таких связей дает возможность поддерживать деловые и культурные контакты с этими странами. Область служит звеном, соединяющим огромный потенциал туристских возможностей Северо-Запада и Центральной части РФ. Климатические условия, а именно: достаточно теплое лето и сравнительно мягкая зима, - позволяют развивать здесь как летние, так и зимние виды Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|